Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2001 г. № 57-пП

О СОЗДАНИИ ОБЛАСТНОЙ МАШИННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ


В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федера ции от 04.02.97г № 127 "О мерах по развитию сети машинно-технологических станций для обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей" и Федеральным законом от 14.07.97 г. № 100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства" и в целях оказания практической помощи сельскохозяйственным формированиям в проведении полевых работ, сокращении сроков уборки, снижении потерь при уборке и повышении эффективности производства Правительство Пензенской области

постановляет:

1. Утвердить программу "Создание сети машинно-технологических станций Пензенской области".

2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия (Резниченко В.Г.) в срок до 1 марта 2001 года представить в Законодательное Собрание программу "Создание сети машинно-технологических станций Пензенской области".

3. Министерству сельского хозяйства и продовольствия (Резниченко В.Г.), ГУП "Пензоптпродрынок" (Саяпин П.К.) в десятидневный срок определить объект базирования областной машинно-технологической станции, подготовить положение о создании и функционировании областной МТС с участием средств областного бюджета и представить на утверждение Правительству области.

4. .Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора - Министра сельского хозяйства и продовольствия Резниченко В.Г.


Губернатор
Пензенской области
 В.К. Бочкарев



УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Пензенской области
от 21 февраля 2001 № 57-пП



ПРОГРАММА

"Создание сети машинно-технологических станций Пензенской области"
г.Пенза, 2001 г.


ПАСПОРТ

Наименование программы

Программа создание сети машинно-технологических станций Пензенской области.

Основание для разработки программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 года № 127 "О мерах по развитию сети машинно-технологических станций для обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей".

Постановление Правительства Пензенской области от 22 нюня 1999 г. № 186-пП Пензенской области "О создании сети машинно-технологических станций" (МТС).

Цель программы

Сокращение сроков уборки зерновых культур, снижение потерь при уборке урожая, повышение эффективности производства зерна

Основные программные мероприятия

Создание организационных, финансово-производственных условий для экономической интеграции станций с сельскими товаропроизводителями.

Исполнители программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия области.

Сроки и этапы реализации программы

I этап - 2001 год

II этап - 2001 - 2002 годы

III этап - 2003 - 2006 годы.

Важнейшие целевые показатели и индикаторы

В 2001 году создание областной МТС и организация ее производственной деятельности.

К 2002 году разработка и реализация организационно-экономических механизмов интеграции станции с сельскими товаропроизводителями.

К 2005 году создание сети машинно-технологических станций.

Объемы и источники финансирования

Предусматривается многоканальное финансирование. На первом этапе реализации программы финансирование производится за счет средств областного бюджета в сумме 51 млн. рублей, представляемых на безвозвратной основе.

На последующих этапах программа финансируется за счет собственных источников станций, заемных средств и инвестиций.

Ожидаемые результаты

Площадь обрабатываемой пашни: 17 тыс. га

Валовой сбор зерновых культур : 20 тыс. тонн

Норма рентабельности МТС: 14.47%

Ожидаемый экономический эффект (включая эффект, получаемый сельхозпредприятиями) - около 12 млн. рублей ежегодно

Система контроля за исполнением Программы

Правительство области

     


СОДЕРЖАНИЕ

1. Современное состояние машинно-тракторного парка сельских товаропроизводителей области.

2. Цель, задачи и этапы реализации Программы.

3. Потребность в стартовом капитале для приобретения техники. Условия финансирования Программы.

4. Организация производства областной МТС. Краткое описание технологического процесса.

5. Ценовая политика предоставляемых услуг.

6. Ожидаемые результаты реализации Программы.

7. Система контроля над исполнением Программы.

8. Приложения:

По ОАО "Камагросервис":

- план прибылей и убытков по деятельности областной МТС на базе ОАО "Камагросервис";

- отчет о движении денежных средств (Кэш-Фло) по деятельности областной МТС на базе ОАО "Камагросервис";

- прогнозный баланс по деятельности областной МТС на базе ОАО "Камагросервис";

- финансовые показатели по деятельности областной МТС на базе ОАО "Камагросервис";

- интегральные показатели по деятельности областной МТС на базе ОАО "Камагросервис";

По ГУП "Пензоптпродрынок":

- план прибылей и убытков по деятельности ГУП "Пензоптпродрынок";

- отчет о движении денежных средств по деятельности ГУП "Пензоптпродрынок";

- интегральные показатели по деятельности ГУП "Пензоптпродрынок";

Сводные экономические показатели:

- сводный отчет о движении денежных средств от реализации программы;

- интегральные показатели по реализации программы.


1.Современное состояние машинно-тракторного парка
сельских товаропроизводителей области


Обеспеченность сельхозтоваропроизводителей сельскохозяйственной техникой достигла критического уровня. Машинно-тракторный парк сельского хозяйства области катастрофически стареет, большая его часть находится за пределами экономически целесообразных сроков использования. Особенно тяжелое положение сложилось по обеспеченности хозяйств пахотными тракторами и зерноуборочными комбайнами. На 1.01.2001 года в хозяйствах области имелось:

-тракторов всех видов - 11969 штук или 51,3% к уровню 1990 года;

-зерноуборочных комбайнов - 3235 штук или 40,2% к уровню 1990 г.;

-сеялок тракторных - 4864 штук или 38,8% к уровню 1990 года.

При этом, из оставшейся в наличии техники около 20% требует капитального ремонта (восстановления), а 80-90% находится за пределами сроков амортизации.

Из имеющихся в наличии зерноуборочных комбайнов большая часть уже технически не способна осуществлять уборку зерновых культур без существенных потерь.

Проведенный специалистами Минсельхозпрода области анализ показывает, что значительная часть потери урожая зерновых культур происходит в процессе их уборки.

Так, задержка с уборкой зерновых культур после наступления стадии восковой спелости приносит потери урожая в размере 2% ежедневно. Это подтверждается сложившейся практикой. В 2000 году в начале уборки средний валовой сбор зерновых культур с одного гектара составлял 17-18 центнеров. Однако, уже через 15 дней он снизился до 12 ц/га, а к концу уборочных работ средний валовой сбор с гектара составил всего 2-3 центнера.

Причиной этому является чрезмерная изношенность и хроническая нехватка зерноуборочных комбайнов. Нагрузка на 1 зерноуборочный комбайн типа СК-5 "Нива" во многих хозяйствах области превышает 400 га, что в 2,3 раза превышает допустимую норму, на 1 трактор приходится 200 га пашни.

Задержка с уборкой привела к тому, что потери зерна на 1 га составили 960-1200 рублей. Среднее по размерам хозяйство в ходе уборки зерновых культур потеряло до 2 млн. рублей или 25-30% суммы годовой выручки от реализации.

Основным источником пополнения машинно-тракторного парка с 1999 года являются средства Федерального лизингового фонда. Техники, закупаемой за счет этого фонда, явно недостаточно.

В 2000 году на условиях лизинга в область поступило всего 63 трактора (из них 11 пахотных), 34 зерноуборочных комбайнов "Енисей" и другая техника на общую сумму 56,3 млн. рублей. В тоже время только за 2000 год выбыло 1360 тракторов.

В агропромышленном производстве области по состоянию на 1.11.2000 г. зарегистрировано 28 МТС. Две из них, Каменская (ОАО "Камагросервис") и Городищенская получили новую технику за счет средств федерального лизинга и успешно работают. Остальные практически никакого влияния на ход полевых работ не оказывают. 10 МТС имеют всего по 1-5 разбитых тракторов, 13 - не имеют ни одного зерноуборочного комбайна. В 28 МТС имеется всего 176 тракторов, 30 зерноуборочных, 23 свеклоуборочных комбайна, которые явно не обеспечивают своевременного выполнения всего объема полевых работ.

В результате хронической нехватки зерноуборочных комбайнов в 2000 году привлекались для уборки комбайны из Саратовской области типа "Клаас". Стоимость услуг комбайнов такого типа составляет 5 центнеров пшеницы за 1 га или в денежном выражении 1200-1400 рублей.

Таким образом, доход, созданный нашими сельскохозяйственными товаропроизводителями, уходил в соседний регион вместе с налогооблагаемой базой. В результате этого, область недополучила часть налогов, а сельскохозяйственные предприятия лишились части прибыли.

В этой связи, создание областной МТС позволит частично решить проблему оказания услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям по уборке зерновых культур.

2. Цель, задачи и этапы реализации Программы


Цель Программы заключается в сокращении сроков уборки зерновых культур, снижении потерь при уборки урожая, повышении эффективности производства зерна .

Для достижения поставленной цели:

- изучено современное состояние машинно-тракторного парка области и практический опыт организации и деятельности машинно-технологических станций других регионов;

- определены основные этапы реализации Программы;

- произведены расчеты финансового обеспечения реализации Программы;

- дана оценка ожидаемых результатов реализации Программы.

Реализация Программы предусматривает выделение трех этапов.

       На первом этапе предусматривается:


- определение потенциальных заказчиков зоны обслуживания МТС и базы организации областной МТС;

- произвести расчет потребности в стартовом капитале на приобретение техники и в финансовом обеспечении организации областной МТС;

- подготовить и реализовать бизнес-план по организации областной МТС.

На втором этапе:


          - увеличение численности механизированных бригад;

- создание новых структурных подразделений, филиалов областной МТС;

- расширение зоны деятельности;

- отработка производственно - экономических механизмов взаимодействия с заказчиками.

          На третьем этапе - на основе опыта работы филиалов областной МТС:

        - создается сеть самостоятельных МТС;

- формируется долгосрочная перспектива дальнейшего ее развития.

3. Потребность в стартовом капитале для приобретения
техники, условия финансирования Программы


Результативность Программы зависит от качества планирования и управления деятельностью МТС, своевременного финансирования ее основных мероприятий, а также эффективном контроле за их целевым использованием.

Программой предусматривается создание областной МТС на базе производственной инфраструктуры ОАО "Камагросервис", где имеется хорошая производственная база: ремонтные мастерские, асфальтированные стоянки, крытые стоянки, подъездные пути, оборудование по ремонту техники, квалифицированный персонал. В этом случае дополнительных инвестиций в инфраструктуру областной МТС не требуется. Обеспечение МТС оборотными средствами (на приобретение ГСМ, проведение технического обслуживания и ремонта, обеспечения хранения техники и т.д.) предполагается осуществить за счет средств арендатора - ОАО "Камагросервис", а также потребителей услуг и краткосрочных кредитов банков, что позволило существенно снизить размер средств, выделяемых бюджетом. Средства областного бюджета - 51 млн. рублей, предоставляемые на безвозвратной основе, направляются для приобретения новой техники.

На выделенные средства предполагается осуществить закупку:

- 23 зерноуборочных комбайнов типа ДОН-1500Б (либо их аналогов) по цене 1,6 млн. рублей за 1 штуку на сумму 36,8 млн. рублей;

- до 20 тяжелых пахотных тракторов типа К-701 (либо их аналогов) на сумму 14 млн. рублей.

Бюджетные средства предоставляются ГУП "Пензоптпродрынок", который закупает необходимую сельскохозяйственную технику и передает ее в аренду ОАО "Камагросервис". Размер арендной платы в год устанавливается в сумме, соответствующей 20% стоимости поставленной техники (см. схему), и ежегодно индексируется с учетом инфляции. Получаемая арендная плата будет направляться ГУПом "Пензоптпродрынок" на счет областного бюджета в погашение беспроцентного бюджетного кредита.

При передаче сельскохозяйственной техники в аренду в договоре предполагается предусмотреть следующие условия. За счет арендатора производятся все расходы по техническому обслуживанию и ремонту. Арендатор устанавливает расценки на услуги для сельхозтоваропроизводителей, не превышая определенного уровня рентабельности. При проведении расчетов за оказанные услуги готовой продукцией, определение ее физического веса предусматривается исходя из рыночных цен и должно соответствовать стоимости услуг МТС.


Рис. 1. Схема использования бюджетных средств на закупку сельхозтехники и организацию функционирования областной МТС.

Зерноуборочный комбайн ДОН-1500Б является модернизированным и усовершенствованным вариантом комбайна ДОН-1500А. Семейство комбайнов ДОН отличаются высокой производительностью по сравнению со всеми другими зерноуборочными комбайнами, выпускаемыми в России.

По сравнению с зарубежными аналогами типа "Клаас", "Кейс", "Доминатор" комбайны ДОН отличаются более низкой стоимостью (примерно в 2,5 - 3 раза) при практически аналогичных технических характеристиках. Кроме этого, техническое обслуживание комбайнов ДОН значительно дешевле, чем аналогичных комбайнов импортного производства. В этой связи, себестоимость услуг по уборке зерновых комбайнами ДОН на полях Пензенской области с учетом складывающейся урожайности зерновых культур существенно ниже, чем при использовании зарубежных аналогов.

Основные отличия комбайнов ДОН-1500Б от предыдущих аналогов заключаются в конструкции молотилки (активатор и отсекатель зерна), установлено "волновое" верхнее решето очистки, выравниватель воздушного потока вентилятора, электрогидравлическое управление вариатором вентилятора. Изменены также кинематический режим работы соломотряса и конфигурации сепарирующей поверхности клавиш. Техническая характеристика комбайна ДОН-1500Б приведена ниже:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»