ТАМБОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

Пятый созыв
Двадцать девятое внеочередное заседание

РЕШЕНИЕ


от 23 мая 2012 года N 584


О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТАМБОВА НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

   (в редакции Решения Тамбовской городской Думы от 28.05.2015 N 1572)

Рассмотрев проект Решения "О Стратегии социально-экономического развития города Тамбова на период до 2020 года", внесенный главой Администрации города Тамбова, и в соответствии с Уставом города Тамбова, с учетом итогов публичных слушаний и рекомендаций комитетов Тамбовской городской Думы пятого созыва по местному самоуправлению и защите прав граждан, по социально-экономическому развитию и бюджету, по городскому хозяйству, по муниципальной собственности и развитию предпринимательства, по безопасности и противодействию коррупции Тамбовская городская Дума решила:

1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития города Тамбова на период до 2020 года согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комитет Тамбовской городской Думы пятого созыва по социально-экономическому развитию и бюджету (М.А.Ткачев).

3. Решение вступает в силу со следующего дня после официального опубликования.

Глава города Тамбова
А.В.Кондратьев

     




Утверждена
Решением
Тамбовской городской Думы
от 23.05.2012 N 584



СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ТАМБОВА НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

   (в редакции Решения Тамбовской городской Думы от 28.05.2015 N 1572)


      Общая информация о городе Тамбове


Дата образования - 1636 год;

статус - областной центр;

площадь территории - 9132 га;

численность населения - 280,4 тыс. человек (на 01.01.2011);

основные водные артерии - река Цна, малые реки - Чумарса, Студенец, Жигалка;

международный телефонный код - +7 (4752);

почтовый индекс - 392000;

расстояние до Москвы - 456 км;

разница во времени с Москвой - время московское.

Город Тамбов находится почти в центре Тамбовской области, которая в свою очередь располагается посередине умеренного пояса, в центре Русской равнины, занимая значительную часть Окско-Донской низменности и западные отроги Приволжской возвышенности, и входит в зону Центрально-Черноземного района.

Ряд особенностей природы и ландшафтов Тамбовской области обусловлены срединностью ее географического положения. От Тамбова по одной тысяче километров до любой из границ Русской равнины. Координаты города - 410201 восточной долготы и 520401 северной широты, чем и объясняется умеренно-континентальный климат.

Ветры, особенно зимой и весной, преобладают с юга и юго-востока. Скорость ветра в теплый период в среднем за сутки составляет 3,0 - 3,5 м/сек и 4,0 - 5,5 м/сек в холодный период года.

Город относится к зоне недостаточного увлажнения. Годовая сумма осадков составляет около 500 мм.

Число часов солнечного сияния в Тамбове сопоставимо с курортами Северного Кавказа.

Река Цна - основная водная артерия города. Кроме того, по территории областного центра протекают малые реки: Чумарса, Студенец, Жигалка, ручей Безымянный, которые сильно загрязнены. На территории нет озер (кроме Комсомольского), нет заповедников, есть искусственный пруд в парке Победы.

Особо охраняемые природные территории. В окрестностях города памятниками природы являются реки Студенец и Гремячка, озера - Святовское (круглое) и Святое, Тамбовский (Татарский) вал, сохраняющие остатки степной флоры 17 века, лесные резервы сосновых и дубовых лесов Пригородного лесничества, редкие и исчезающие травянистые растения, а в городе - парки: Южный (бывший Асеевский парк) вокруг здания кардиологического санатория и Ахлебиновская роща в юго-западной части города.

Территорию города Тамбова составляют городские земли, прилегающие к ним земли общего пользования, земли, необходимые для развития города, и другие земли в его границах, независимо от форм собственности и целевого назначения. Площадь городского округа - город Тамбов составляет 9132 га, в том числе:

жилой застройки - 2347 га;

общественно-деловой застройки - 1797,6 га;

земель промышленности - 1312 га;

земель общего пользования - 227,4 га;

земель транспорта, связи, инженерных коммуникаций - 398 га;

земель, занятых предприятиями, используемыми для ведения сельскохозяйственного производства, - 601 га;

земель садоводческих объединений и индивидуальных садоводов - 418 га;

личного подсобного хозяйства - 2 га;

земель рекреационного значения - 893 га;

земель, не вовлеченных в градостроительную или иную деятельность, - 36 га;

прочие земли - 1100 га.

Тамбов расположен в центре России и имеет все преимущества центральности и предпосылки для развития транспортных систем, обеспечивающих межрегиональный и международный транзит (страны СНГ, Азия, Западная Европа). Извлечение масштабного эффекта из выгодного транспортно-географического положения планируется реализовать благодаря созданию транспортного коридора и логистического узла на территории. В данный транспортный коридор включена федеральная автодорога М-6 Москва - Волгоград, масштабная реконструкция которой ведется и будет продолжена в 2012 - 2013 годах.

Город Тамбов имеет развитую транспортную инфраструктуру, представленную разветвленной сетью дорог. Транспортная инфраструктура города представлена тремя видами транспорта: автомобильным, железнодорожным и воздушным.

Автомобильные дороги связывают Тамбов с Центральной Россией, Поволжьем, югом и западом страны.

Через Тамбовскую область, с подъездом к городу Тамбову (11 км), проходит крупная автомагистраль федерального значения М-6 "Каспий" - Москва - Волгоград - Астрахань.

Город прямым автобусным сообщением связан с Москвой, Воронежем, Волгоградом, Курском, Тулой, Пензой, Липецком, Саратовом, Тольятти, со всеми районными центрами и со многими более мелкими населенными пунктами Тамбовской области.

Основные территориальные (областные) дороги:

1Р208 Тамбов - Пенза (121 км);

1Р193 Воронеж - Тамбов (106 км);

1Р119 Тамбов - Липецк - Елец - Ливны - Орел (88 км);

1Р209 Северный обход (42 км);

1Р209 Южный обход (16 км).


 Введение


Стратегия <1> социально-экономического развития города Тамбова до 2020 года (далее - Стратегия) - плод коллективного творчества многих ученых, специалистов, руководителей предприятий, предпринимателей, преподавателей вузов, депутатов Тамбовской городской Думы, работников органов Администрации города Тамбова.

     ________________

<1> См. Глоссарий.

Как свидетельствует мировой опыт, городу нужна Стратегия устойчивого развития. Устойчивое развитие - это союз человеческого сообщества с природой и самим собой. Наступает такой период, когда жить и работать в условиях глобальных сдвигов, не представляя дальнейшую перспективу, опасно. Требуется знать, какие процессы происходят вокруг нас и у нас на территории, куда идти дальше и как адаптироваться к грядущему. Надо сделать так, чтобы город стабильно развивался, укрепил свои позиции административного центра Тамбовской области, сельскохозяйственного, промышленного, научного, культурного, образовательного и сервисного центра ЦФО. И, конечно же, нужно, чтобы с каждым годом жизнь в нашем городе становилась более комфортной, здоровой и богатой, чтобы дети и молодежь развивались в культурной среде и обществе высокой морали, могли получать достойное образование, достигать высоких вершин в науке, производстве, сфере услуг, воспитать новые поколения, с пользой проводить досуг, получать от города необходимые для такой жизни ресурсы, а за счет своего собственного жизненного вклада давать ему возможность расти в гармонии с природной средой, становиться краше и привлекательнее.

Источниками стратегических проблем города Тамбова являются общероссийские процессы геоэкономического и экологического характера, связанные:

с ускорением урбанизации и разрушением природной среды, ростом загрязнений, истощением природных ресурсов;

с социально-экономическим кризисом, приведшим к социальному расслоению и дезадаптации отдельных категорий граждан, низкой совокупной покупательной способности населения;

с пространственной дифференциацией демографических процессов - перетекания трудоспособного населения из малых и средних в более крупные города с диверсифицированной экономической структурой.

В пределах собственных прерогатив и компетенции городскому сообществу целесообразно иметь выверенные приоритеты стратегий развития в интересах жителей и решать проблемы, опираясь на имеющийся стратегический потенциал.

Стратегический, социально-экономический и ресурсный потенциал Тамбова в геополитическом, социально-демографическом, экологическом, экономическом, инновационно-технологическом, архитектурно-градостроительном, финансовом и инвестиционном аспектах включает имеющиеся и будущие возможности города и его агломерации.

Для устойчивого экономического роста города в целом важно, чтобы в нем продолжали формироваться и получили дальнейшее развитие направления, наиболее эффективно использующие:

выгодное срединное географическое и геополитическое положение Тамбова;

центральное его положение в обширной сельскохозяйственной зоне;

развивающиеся транспортные коммуникации и средства связи;

технологический потенциал промышленности города;

потенциал науки и научного обслуживания в научно-исследовательских организациях, высших учебных заведениях, научно-исследовательских институтах, а также конструкторских и проектно-технологических организациях;

систему уникальных наукоемких технологий - промышленных, сельскохозяйственных, организационных, биогенетических, химических, информационных, образовательных и т.д.;

экономическую активность населения Тамбова и значительную долю в нем высокообразованных и квалифицированных жителей;

развитый рынок труда на территории города;

мощный многопрофильный и многоуровневый образовательный комплекс города;

творческие достижения в сфере художественной культуры и искусства, особенно музыкально-исполнительского;

развитие банковской системы и всевозможных финансовых институтов;

сложившуюся базу оптовой и розничной торговли;

функции административного центра Тамбовской области с наличием федеральных административных структур;

градостроительный потенциал Тамбова.

Чтобы задействовать перечисленные преимущества Тамбова в полной мере, потребуется мобилизация всего городского сообщества на принципах стратегического партнерства, создание системы управления приоритетными направлениями, формирование у жителей отношения к городу как к своему дому, хозяйского подхода ко всему, что создано в нем прежде и создается вновь, восприятия городской среды как культурно-исторического наследия, которое нужно сохранить, развить и передать будущим поколениям. Необходимо также решение задач надежного функционирования городского хозяйства, совершенствования нормативной базы хозяйственного регулирования, восстановления и развития инженерной и социальной инфраструктуры.

Устойчивое развитие города требует систематической работы по пополнению и рациональному использованию имеющихся градостроительных ресурсов, совершенствованию функциональной организации Тамбова и его объемно-планировочной структуры, постоянному воспроизводству инженерной и транспортной инфраструктуры, расширению зеленого фонда и систем рекреации, содержания и улучшения жилищно-коммунального фонда и городской коммунально-хозяйственной системы.

Стратегия разработана с учетом современного геополитического и социально-экономического состояния города Тамбова и призвана сформировать основные цели и приоритеты развития, механизмы достижения поставленных целей, а также набор политик, направленных на формирование задач и механизмов их реализации.

Факторами, препятствующими быстрым преобразованиям, могут служить ограниченность финансовых ресурсов, недостаточная консолидация возможностей муниципального аппарата, органов исполнительной власти Тамбовской области, представителей малого и среднего предпринимательства, крупного бизнеса и в целом городского сообщества.


 1. Система стратегического планирования социально-экономического развития города Тамбова на период до 2020 года


В сегодняшних условиях качество жизни в том или ином городе определяется не столько наличием водоснабжения, транспорта, образовательных учреждений, чистотой на улицах. Функции местного самоуправления города Тамбова, помимо перечисленных, включают в себя формирование благоприятных условий для экономики, инвестиций, малого и среднего бизнеса, обеспечение достаточного числа рабочих мест в городе, возможность жителей повышать свою квалификацию, достаточность качества и доступность жилья в городе, обеспечение атмосферы общественного консенсуса между различными группами населения, формирование имиджа города.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»