ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 ноября 2009 года N 8455
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"
(в редакции Постановлений администрации города Тамбова от 01.10.2010 N 8539, от 18.04.2011 N 2502, от 17.08.2011 N 5958, от 11.11.2011 N 8340, от 26.12.2011 N 9737, от 11.03.2012 N 1776, от 23.05.2012 N 3895, от 21.11.2012 N 9234, от 24.12.2012 N 10342)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением администрации города Тамбова от 15.04.2009 N 2718 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации городских целевых программ", с целью обеспечения инновационного развития муниципальной системы образования постановляю:
1. Утвердить городскую целевую программу "Модернизация муниципальной системы образования на 2010 - 2012 годы" согласно приложению.
2. Информационному управлению администрации города Тамбова (Барсукова) направить настоящее постановление для опубликования в газете "Наш город Тамбов".
Глава администрации города Тамбова
П.П.Черноиванов
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "МОДЕРНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"
(в редакции Постановлений администрации города Тамбова от 17.08.2011 N 5958, от 11.11.2011 N 8340, от 26.12.2011 N 9737, от 11.03.2012 N 1776, от 23.05.2012 N 3895, от 21.11.2012 N 9234, от 24.12.2012 N 10342)
┌════════════════┬════════════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование │Городская целевая программа "Модернизация муниципальной │
│ │системы образования на 2010 - 2012 годы" (далее - │
│ │программа) │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Основание для │Федеральная целевая программа развития образования на │
│разработки │2006 - 2010 годы, утвержденная Постановлением │
│программы │Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 N 803; │
│ │Концепция модернизации российского образования на период│
│ │до 2010 года, утвержденная Распоряжением Правительства │
│ │Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р; │
│ │Целевая программа "Модернизация системы образования │
│ │Тамбовской области на 2009 - 2012 годы", утвержденная │
│ │Постановлением администрации Тамбовской области от │
│ │09.04.2009 N 413 │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Заказчик и │Комитет образования администрации города Тамбова │
│координатор │ │
│программы │ │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Разработчики │Комитет образования администрации города Тамбова │
│программы │Управление дошкольного образования администрации города │
│ │Тамбова │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Цель программы │Обеспечение инновационного развития муниципальной │
│ │системы образования │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Задачи │1. Обновление содержания и технологий образования. │
│программы │2. Создание условий для продуктивной самореализации │
│ │обучающихся. │
│ │3. Повышение эффективности кадрового обеспечения │
│ │муниципальной системы образования. │
│ │4. Создание и развитие в муниципальной системе │
│ │образования единой образовательной информационной среды.│
│ │5. Создание условий для организации образовательного │
│ │процесса в муниципальных образовательных учреждениях, │
│ │соответствующих современным требованиям и стандартам │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки и этапы │Программа реализуется в течение 2010 - 2012 гг. │
│реализации │ │
│программы │ │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Объемы и │Общий объем финансирования программы составляет - │
│источники │13837,11185 тыс. рублей, в том числе: │
│финансирования │за счет средств бюджета городского округа - город Тамбов│
│программы │- 13737,11185 тыс. рублей, │
│ │из них: 2010 год - 8773,9 тыс. рублей; │
│ │2011 год - 4149,81185 тыс. рублей; │
│ │2012 год - 813,4 тыс. рублей; │
│ │за счет средств бюджета Тамбовской области - 100,0 тыс. │
│ │рублей, │
│ │из них: 2010 год - 100,0 тыс. рублей │
│(в ред. Постановления администрации города Тамбова от 24.12.2012 N 10342)│
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Механизм │Механизм реализации программы включает использование │
│реализации │комплекса организационных, педагогических и │
│программы │экономических мер, предусматривающих: │
│ │- совершенствование правовой базы сферы образования с │
│ │целью обеспечения инновационного развития муниципальной │
│ │системы образования; │
│ │- максимальную мобилизацию внутренних ресурсов │
│ │муниципальной системы образования, оптимизацию │
│ │содержания, структуры, организационных форм и │
│ │технологий, экономических и управленческих механизмов; │
│ │- расширение межведомственного взаимодействия в │
│ │интересах образования; │
│ │- более активное привлечение общественных ресурсов, │
│ │осуществление широкого социального партнерства в сфере │
│ │образования; │
│ │- системный мониторинг состояния муниципальной системы │
│ │образования │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые │Реализация мероприятий, предусмотренных программой, │
│конечные │позволит: │
│результаты │- обеспечить доступность качественного образования всех │
│реализации │слоев населения города за счет: │
│программы и │развития сети образовательных учреждений; │
│показатели ее │обеспечения доступности всех форм образования; │
│социально- │повышения конкурентоспособности выпускника; │
│экономической │- обеспечить реальную вариативность образования на всех │
│эффективности │уровнях образовательной системы за счет: │
│ │обеспечения муниципальных образовательных учреждений │
│ │компьютерным и мультимедийным оборудованием и │
│ │программным обеспечением; │
│ │выхода образовательных учреждений в Интернет, имеющий │
│ │качественные характеристики, отвечающие современным │
│ │требованиям; │
│ │- обеспечить безопасность учебно-воспитательного │
│ │процесса в муниципальных образовательных учреждениях │
└════════════════┴════════════════════════════════════════════════════════…
В период с 2007 по 2009 год потенциал муниципальной системы образования был направлен на решение следующих основных задач:
- формирование образовательной политики в муниципальной системе образования, реализующей Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" и Федеральную программу развития образования, утвержденную Федеральным законом от 10.04.2000 N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования", с учетом специфики социально-экономического и культурного развития города Тамбова, направленной на реализацию комплекса мер по обеспечению доступности качественного образования на всех ступенях, совершенствованию механизмов управления образовательными, экономическими и социальными процессами, повышению инвестиционной привлекательности сферы образования, решению вопросов кадрового сопровождения комплексной модернизации системы образования;
- создание социальных и организационно-педагогических условий для реализации в полном объеме прав граждан на образование;
- возможность выбора образовательного учреждения и образовательных программ;
- обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;
- обучение с использованием современной учебно-материальной базы;
- обеспечение бесплатного образования в соответствии с установленным федеральным государственным стандартом;
- поддержка наиболее талантливых и одаренных детей;
- получение дополнительного образования и дополнительных образовательных услуг;
- получение социально-педагогической и психолого-педагогической помощи;
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся, создание специальных условий для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- внедрение информационно-коммуникационных технологий и методов обучения;
- повышение уровня общественной поддержки системы образования на основе развития сотрудничества образовательных учреждений с социальными партнерами.
В результате произошедших в последние годы социально-экономических перемен изменился количественный и качественный состав муниципальных образовательных учреждений.
В настоящее время муниципальная система образования представляет собой развитую сеть учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования детей. На 1 октября 2009 года в городе работали 95 образовательных учреждений, в том числе: 28 муниципальных общеобразовательных учреждений, 47 дошкольных образовательных учреждений, 4 образовательных учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 1 вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение, 1 межшкольный учебный комбинат, 12 учреждений дополнительного образования детей, 1 учреждение для детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической коррекции и реабилитации, 1 учреждение дополнительного профессионального образования.
За последние годы в муниципальной системе образования произошли позитивные изменения:
созданы условия для комплексной модернизации муниципальной системы образования;
реализуется региональный комплексный проект модернизации образования по следующим направлениям:
- введение новой системы оплаты труда работников образования:
новая система оплаты труда действует с 1 сентября 2009 года;
- нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений:
с 2005 года осуществлен переход на нормативное подушевое финансирование всех муниципальных общеобразовательных учреждений. Принципы нормативного финансирования распространены на организацию дошкольного и дополнительного образования;
- развитие региональной системы оценки качества образования:
создание муниципальной системы оценки качества образования будет завершено к 2010 году;
- развитие сети образовательных учреждений:
активизировались процессы развития сети общеобразовательных школ, обеспечения условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства;
- усиление государственно-общественного управления в системе образования:
получило развитие государственно-общественное управление в системе образования. На 1 сентября 2009 года в 100% муниципальных образовательных учреждений работают органы государственно-общественного управления. Становится обычной практикой представление ежегодных публичных докладов об итогах образовательной и финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений;
создана система поддержки и развития творческого потенциала детей и молодежи: ежегодно присуждаются городские именные стипендии и единовременные премии, систематически проводятся творческие конкурсы для одаренных детей, муниципальный тур Всероссийской олимпиады школьников, научно-практические конференции, развивается система предпрофильной подготовки и профильного обучения и др.;
активизировались процессы информатизации образования: на начало 2009 года на 1 современный компьютер приходится 16 учащихся общеобразовательных учреждений (2005 г. - 62,3); число современных компьютеров составило 1394 единицы, что составляет 95% от общего числа компьютеров (2005 г. - 40,4%).
Вместе с тем следует отметить ряд проблем и негативных тенденций, сложившихся за последнее десятилетие в системе образования города:
- общеобразовательная школа не в полной мере обеспечивает современное качество подготовки;
- организация образовательного процесса не всегда способствует укреплению здоровья учащихся;
- система образования недостаточно эффективно реализует воспитательную функцию в условиях новой социально-экономической реальности, функцию психологической поддержки учащихся, недостаточно формирует толерантность, способность к осознанному выбору здорового образа жизни, сопротивлению наркотикам и другим вредным привычкам;
- сохраняется высокий уровень детской и подростковой преступности;
- сохраняется недостаточный уровень профессиональной управленческой подготовки в системе образования, прежде всего в экономической, юридической, психологической, коммуникативной областях.
Использование программно-целевого метода для решения проблем развития образования направлено на создание условий для максимально эффективного управления финансовыми средствами в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования в условиях бюджетных ограничений.
Программа представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.
Направленность государственной политики на модернизацию региональных и муниципальных систем образования ставит ряд задач, решение которых возможно только при поддержке в рамках целевой программы, являющейся эффективным инструментом комплексного решения проблем образования в городе.
Программа разработана на основе анализа путей достижения целей, стоящих перед муниципальной системой образования, определенных федеральным и областным законодательством.