РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Администрация города Тамбова
Тамбовская область

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 августа 2009 года N 5887

Об утверждении городской целевой программы развития малого и
среднего предпринимательства в городе Тамбове на 2009-2011 годы

(с изменениями на 14 января 2012 года)

__________________________________________________________
     Текст документа с изменениями, внесенными:
     Постановлением администрации г.Тамбова от 11 сентября 2009 года N 7094;
     Постановлением администрации г.Тамбова от 6 июля 2010 года N 6034;
     Постановлением администрации г.Тамбова от 13 октября 2010 года N 8924;
     Постановлением администрации г.Тамбова от 26 декабря 2011 года N 9747.
__________________________________________________________     


В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Уставом города Тамбова, решением Тамбовской городской Думы от 28 ноября 2007 года N 485 "О Положении "О бюджетном процессе в городском округе - город Тамбов", ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить городскую целевую программу развития малого и среднего предпринимательства в городе Тамбове на 2009-2011 годы согласно приложению.

2. Комитету финансов администрации города Тамбова (Дроков) подготовить проект решения Тамбовской городской Думы о внесении изменений в решение Тамбовской городской Думы от 24.12.2008 N 826 "О бюджете городского округа - город Тамбов на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".

3. Информационному управлению администрации города Тамбова (Барсукова) направить данное постановление для опубликования в газете "Наш город Тамбов".

4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации города Тамбова А.Б.Чернецова.


Глава администрации  города

Тамбова        П.П.Черноиванов

г.Тамбов

4 августа 2009 г.

N 5887    

Приложение
 к постановлению администрации города Тамбова
от 4 августа 2009 года
N 5887*

________________

*- Приложение в редакции, введенной в действие с 26 декабря 2011 года на основании Постановления администрации г.Тамбова от 26 декабря 2011 года N 9747.

Городская целевая программа развития малого и среднего
предпринимательства в городе Тамбове на 2009 - 2011 годы


Паспорт программы

Наименование программы

Городская целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в городе Тамбове на 2009 - 2011 годы (далее - программа)

Основание для разработки программы

Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации",

постановление администрации Тамбовской области от 30.03.2009 N 342 "О программе развития малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области на 2009 - 2011 годы",

Устав города Тамбова

Заказчик программы

Комитет по развитию потребительского рынка товаров и услуг администрации города Тамбова

Разработчик и координатор программы

Комитет по развитию потребительского рынка товаров и услуг администрации города Тамбова

Цели программы



Совершенствование финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

развитие системы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

совершенствование правовых условий для развития малого и среднего предпринимательства, увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах в бюджет города Тамбова;

совершенствование системы получения субъектами малого и среднего предпринимательства информационной, консультационной и организационной поддержки по широкому кругу вопросов ведения бизнеса, обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на муниципальном уровне, повышение имиджа предпринимательства, обеспечение занятости населения и развитие самозанятости, формирование экономически активного среднего класса;

поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную и ремесленную деятельность, насыщение потребительского рынка товарами, удовлетворение потребительского спроса населения

Задачи программы



Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:

финансовая поддержка;

имущественная поддержка;

совершенствование системы налогообложения малого и среднего предпринимательства в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

развитие системы информационной, консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности;

поддержка сельхозпроизводителей, ремесленников и местных товаропроизводителей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства

Сроки реализации программы

2009 - 2011 годы

Объемы и источники финансирования программы



Общий объем финансирования программы на 2009 - 2011 годы составляет 836,9 тыс. руб., в том числе по годам:

2009 год - 171,9 тыс. руб.;

2010 год - 275,0 тыс. руб.;

2011 год - 390,0 тыс. руб.;

в том числе за счет:

средств городского бюджета - 836,9 тыс. руб.:

2009 год - 171,9 тыс. руб.;

2010 год - 275,0 тыс. руб.;

2011 год - 390,0 тыс. руб.;

Механизм реализации программы

Комитет по развитию потребительского рынка товаров и услуг администрации города Тамбова осуществляет координацию деятельности исполнителей программных мероприятий по их выполнению; обеспечивает эффективное использование бюджетных средств, выделяемых на реализацию программы.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели ее социально-экономической эффективности

В результате выполнения основных целевых индикаторов (раздел 6 "Оценка социально-экономической и иной эффективности реализации программы") будут достигнуты следующие социально-экономические показатели, характеризующие экономическую, бюджетную и социальную эффективность развития малого и среднего предпринимательства:

увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно не менее чем на 0,5%;

увеличение количества дополнительных рабочих мест в малом и среднем бизнесе ежегодно не менее чем на 1,0%;

увеличение налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства;

рост средней заработной платы на предприятиях малого и среднего бизнеса;

снижение уровня безработицы, обеспечение занятости молодежи, трудоустройство социально незащищенных категорий населения;

повышение благосостояния населения, снижение общей социальной напряженности в городе;

насыщение потребительского рынка товарами и услугами, удовлетворение потребительского спроса населения;

совершенствование отраслевой структуры города Тамбова путем организации малыми и средними предприятиями новых производств и услуг.

1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами


Характерной чертой преобразований, развернутых в экономике города Тамбова, является становление и развитие различных форм малого и среднего предпринимательства.

Малый бизнес в отличие от крупного обладает рядом преимуществ, среди них - доступность организационной формы для любых граждан из-за небольшого объема первоначального вложения, отсутствие необходимости в больших оборотных средствах, гибкость и быстрое реагирование на изменение рыночной ситуации, эффективность в управлении.

Развитие малого предпринимательства способствует созданию новых рабочих мест, оживлению "спроса-предложения" на местных товарных рынках, появлению самостоятельных источников дохода, частной предпринимательской инициативы у значительной части экономически активного населения, снижению социальной напряженности.

2008 год стал отправной точкой в формировании кардинально нового конструктивного подхода государства к выстраиванию его отношений с бизнесом. Вопросы развития малого предпринимательства, создания благоприятных условий для малого и среднего бизнеса, устранение административных барьеров, финансовая и имущественная поддержка малых компаний являются сегодня приоритетом в деятельности Правительства Российской Федерации. И если в предыдущие годы в России удалось сформировать основные контуры системы поддержки предпринимательства, определить компетенции и ответственность участников, отработать основные механизмы, то сегодня назрела необходимость создавать условия для реализации этих механизмов на всех уровнях.

Малый бизнес вносит все более ощутимый вклад в социально-экономическое развитие города. Он охватил практически все отрасли экономики. Поэтому развитие малого бизнеса является также одним из приоритетных направлений политики органов местного самоуправления. В настоящее время в городе насчитывается более трех тысяч малых и микропредприятий. Численность работающих на них - более 29 тысяч человек, предпринимателей - 8,5 тысячи. Всего же в сфере малого бизнеса работают более 45 тыс. человек.

Это достаточно весомая часть экономики. Наиболее заметную роль играет розничная и оптовая торговля, бытовые услуги. Сегодня активно развиваются и строительные организации, перерабатывающая промышленность. Взять хотя бы известных всем производителей колбасных изделий (открытое акционерное общество мясоперерабатывающий комбинат "Максимовский", индивидуальный предприниматель О.А.Свиридова, индивидуальный предприниматель А.В.Жупиков), которые сегодня вышли на большие объемы и для наших крупных предприятий составляют серьезную конкуренцию. Малый бизнес появляется и в социальной сфере.

За 2008 год сумма поступлений от малого и среднего предпринимательства от уплаты единого налога на вмененный доход в бюджет города составила 203,6 млн. руб., что на 7,7% больше поступлений аналогичного периода 2007 года. Таков вклад малого предпринимательства в формирование городского бюджета.

Малые предприятия и индивидуальные предприниматели города Тамбова за последние несколько лет существенно продвинулись в вопросе совершенствования собственной материально-технической базы и более активного использования арендованных зданий и строений.

По оценкам предпринимательского сообщества, наряду с положительной динамикой развития малого предпринимательства в городе существует ряд причин и факторов, сдерживающих развитие этого сектора экономики, среди которых необходимо отметить:

недостаточные меры государственной и муниципальной поддержки;

нестабильность законодательной базы, регулирующей деятельность данной сферы;

недостаточное количество деловой информации по вопросам ведения предпринимательской деятельности;

недостаточность у начинающих предпринимателей необходимых материальных и финансовых ресурсов для организации и развития собственного дела;

сложность и высокая стоимость процедур легализации предпринимательской деятельности;

дефицит помещений для осуществления предпринимательской деятельности.

Наиболее острыми остаются проблемы, связанные с налоговой политикой:

частые изменения в налоговом законодательстве, в процедурах уплаты и формах отчетности;

сложность, нечеткость, двусмысленность формулировок в налоговом законодательстве, документах налоговой отчетности;

сложность оспаривания решений налоговых органов по наложению штрафных санкций и взысканий.

Остро стоит проблема отсутствия достоверной информации о состоянии малого бизнеса города Тамбова, что негативно отражается на проведении аналитической работы и планировании, выстраивании эффективной экономической политики.

Кроме того, развитие малого предпринимательства сдерживается рыночными барьерами. Ограниченный доступ малых предприятий к финансовым ресурсам - один из таких барьеров. Основные причины, препятствующие увеличению объема кредитования малого предпринимательства, - высокие риски, отсутствие надежного заемщика, недостаток у малых предприятий ликвидного обеспечения, относительно высокая стоимость кредитов для малых предприятий.

Недостаточно высок еще престиж предпринимательской деятельности.

Одним из препятствий в оказании действенной поддержки малого и среднего предпринимательства является недостаток эффективной инфраструктуры. Из десятка существующих общественных объединений малого и среднего предпринимательства только единицы активизировали свою деятельность и реально выполняют свои функции. Наиболее активно работают в этом направлении Тамбовское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Тамбовская общественная организация "Союз предпринимателей Тамбовской области".

Информационная поддержка малого и среднего предпринимательства также не получила достаточного развития.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что многие проблемы, мешающие развитию малого и среднего предпринимательства, по-прежнему сохраняют свою остроту.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства является важнейшей функцией органов местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Начиная с 2002 года развитие малого и среднего предпринимательства в области осуществляется на основе программно-целевых методов. Программа является логическим продолжением предыдущей программы и учитывает результаты ее реализации. Программно-целевой метод и системный подход к вопросам развития малого и среднего предпринимательства, основанный на реализации городских целевых программ, разрабатываемых с учетом реального состояния малого и среднего предпринимательства, его потребностей и уровня развития в различных отраслях экономики, проблем и задач, стоящих перед городом, полностью себя оправдывает.

Решение задач, определенных в настоящей Программе, позволит создать наиболее благоприятные условия для успешного развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышения эффективности их деятельности.

2. Основные цели и задачи программы

Основными целями программы являются:

совершенствование финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

развитие системы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

совершенствование правовых условий для развития малого и среднего предпринимательства, увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах в бюджет города Тамбова;

совершенствование системы получения субъектами малого и среднего предпринимательства информационной, консультационной и организационной поддержки по широкому кругу вопросов ведения бизнеса, обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на муниципальном уровне, повышение имиджа предпринимательства, обеспечение занятости населения и развитие самозанятости, формирование экономически активного среднего класса;

поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную и ремесленную деятельность, насыщение потребительского рынка товарами, удовлетворение потребительского спроса населения.

Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:

финансовая поддержка;

имущественная поддержка;

совершенствование системы налогообложения малого и среднего предпринимательства в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

развитие системы информационной, консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности;

поддержка сельхозпроизводителей, ремесленников и местных товаропроизводителей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Способом реализации поставленных задач является механизм реализации программных мероприятий, установленный в разделе 5 настоящей программы.

Приоритетными направлениями развития малого и среднего предпринимательства являются:

обрабатывающие производства;

производство и распределение электроэнергии, газа и воды;

добыча общераспространенных полезных ископаемых;

строительство;

удаление сточных вод, отходов и и аналогичная деятельность;

управление недвижимым имуществом;

научные исследования и разработки;

разработка программного обеспечения и консультирование в этой области;

деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов;

деятельность в области права, бухгалтерского учета, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления в интересах субъектов малого и среднего предпринимательства;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»