• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Администрация Тамбовской области

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 июля 2011 года N 782


Об утверждении Программы повышения эффективности
бюджетных расходов Тамбовской области на 2011-2013 годы

(с изменениями на 22 мая 2013 года)

___________________________________________________________

Текст документа с изменениями, внесенными:
Постановлением администрации Тамбовской области от 5 сентября 2011 года N 1167;
Постановлением администрации Тамбовской области от 27 июня 2012 года N 765;
Постановлением администрации Тамбовской области от 22 ноября 2012 года N 1445;
Постановлением администрации Тамбовской области от 20 мая 2013 года N 484
___________________________________________________________


В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р администрация области постановляет:

1. Утвердить Программу повышения эффективности бюджетных расходов Тамбовской области на 2011-2013 годы согласно приложению.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления области разработать и принять муниципальные программы по повышению эффективности бюджетных расходов.

3. Признать утратившим силу распоряжение администрации области от 30.12.2010 N 425-р "О Плане мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов в Тамбовской области на 2011 год".

4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь".

5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.


Глава администрации Тамбовской
области О.И.Бетин

г.Тамбов
1 июля 2011 г.
N 782

Приложение
к постановлению администрации области
от 1 июля 2011 года
N 782*

________________
*- Приложение в редакции, введенной в действие с 22 мая 2013 года на основании Постановления администрации Тамбовской области от 20 мая 2013 года N 484

Программа повышения эффективности бюджетных
расходов Тамбовской области на 2011 - 2013 годы

________________
По тексту Программы слова "Тамбовского областного фонда обязательного медицинского страхования" заменены словами "территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области" на основании Постановления администрации Тамбовской области от 5 сентября 2011 года N 1167


Паспорт программы*

________________
*- Паспорт в редакции, введенной в действие с 22 мая 2013 года на основании Постановления администрации Тамбовской области от 20 мая 2013 года N 484

Наименование Программы

Программа повышения эффективности бюджетных расходов Тамбовской области на 2011-2013 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Бюджетное Президента Российской Федерации от 29.06.2010 "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах";

распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р о Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года;

приказ Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2010 N 194н/701 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов";

постановление администрации области от 16.09.2010 N 1096 "Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Тамбовской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"

Заказчик Программы

Финансовое управление области

Разработчик Программы

Финансовое управление области

Соисполнители Программы

Правовое управление администрации области, управление государственной службы и организационной работы администрации области, управление информационных технологий, связи и документооборота администрации области, управление по взаимодействию с органами местного самоуправления администрации области, управление по связям с общественностью администрации области; управление экономической политики администрации области, исполнительные органы государственной власти области

Цель Программы

Создание условий для повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти области по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Тамбовской области

Задачи Программы

Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы области;

совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Тамбовской области;

повышение эффективности предоставления государст-венных услуг;

повышение эффективности распределения средств областного бюджета;

оптимизация функций государственного и муници-пального управления, повышение эффективности их обеспечения;

развитие информационной системы управления государственными финансами;

повышение эффективности бюджетных расходов на местном уровне;

развитие системы государственного финансового контроля

Сроки реализации Программы

2011-2013 годы

Объемы и источники финансирования Программы (позиция в редакции, введенной в действие с 28 ноября 2012 года на основании Постановления администрации Тамбовской области от 22 ноября 2012 года N 1445)

Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов. Общий объем финансирования мероприятий Программы на 2011-2013 годы составит:

за счет средств федерального бюджета - 52 348,6298 тыс.рублей, в том числе:

в 2011 г. - 0,0 тыс.рублей;
в 2012 г. - 52 348,6298 тыс.рублей;
в 2013 г. - 0,0 тыс.рублей;

за счет средств областного бюджета -26 000,0 тыс.рублей, в том числе:

в 2011 г. - 0,0 тыс.рублей;
в 2012 г.- 13 000,0 тыс.рублей;
в 2013 г. - 13 000,0 тыс.рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

Ожидаемые результаты реализации Программы по годам определяются целевыми индикаторами, указанными в приложении N 1 к Программе

Система организации контроля за ходом реализации Программы (позиция в редакции, введенной в действие с 22 мая 2013 года на основании Постановления администрации Тамбовской области от 20 мая 2013 года N 484)

Управление и контроль за ходом реализации Программы осуществляется администрацией области. Координация деятельности по исполнению мероприятий Программы осуществляется финансовым управлением области.

Исполнители Программы представляют в финансовое управление области информацию о ходе ее реализации:

по итогам первого полугодия не позднее 12 июля;


ежегодно не позднее 20 февраля года, следующего за отчетным, до 2014 года включительно.

Финансовое управление области обобщает отчеты исполнителей Программы и

размещает отчет о реализации Программы на Интернет-сайте финансового управления области:

по итогам первого полугодия не позднее 01 августа;


ежегодно не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным, до 2014 года включительно


1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами


Программа повышения эффективности бюджетных расходов Тамбовской области на 2011 - 2013 годы разработана в соответствии с Бюджетным Президента Российской Федерации от 29.06.2010 "О бюджетной политике в 2011 - 2013 годах", во исполнение Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1101-р о Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

Современное состояние бюджетной системы Тамбовской области оценивается как стабильное, характеризуется проведением ответственной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых бюджетных обязательств, оптимизацией бюджетных расходов на государственное и муниципальное управление, концентрацией ресурсов на реализацию приоритетных инвестиционных проектов и программ, совершенствованием бюджетного планирования.

Антикризисные меры, реализованные администрацией Тамбовской области в 2009-2010 годах, позволили своевременно и в полном объеме исполнить все бюджетные обязательства Тамбовской области.

Работа органов государственной власти и местного самоуправления области по уточнению, исполнению консолидированного бюджета Тамбовской области в 2009 году, по его формированию на 2010 год заслужили положительную оценку Министерства финансов Российской Федерации. В 2010 году Правительством Российской Федерации выделен грант Тамбовской области за снижение неэффективных бюджетных расходов. По результатам проведенного Министерством финансов Российской Федерации мониторинга за 2009 год Тамбовская область вошла в группу субъектов Российской Федерации с надлежащим качеством организации бюджетного процесса. Рейтинговое агентство Fjtsch по итогам отчета об исполнении бюджета за 2010 год зафиксировало сохранение его хороших показателей и подтвердило долгосрочный рейтинг Тамбовской области в иностранной и национальной валюте как "стабильный".

В Тамбовской области на протяжении последних лет последовательно ведется работа по совершенствованию системы управления общественными финансами, реализуются мероприятия бюджетной реформы.

Результатом проводимых реформ в Тамбовской области стало формирование современной системы управления государственными и муниципальными финансами путем:

организации бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;

разграничения полномочий и, соответственно, расходных обязательств между Тамбовской областью и муниципальными образованиями Тамбовской области;

ликвидации "необеспеченных региональных мандатов" и упорядочения основных социальных обязательств;

применения формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов;

введения практики трехлетнего планирования областного и местных бюджетов, начиная с формирования бюджета на 2008 год;

поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (доклады главных распорядителей бюджетных средств о результатах и основных направлениях деятельности, областные целевые программы, ведомственные целевые программы, государственные (муниципальные) задания);

законодательного закрепления ведения Государственной долговой книги Тамбовской области и предоставления государственных гарантий Тамбовской области;

создания нормативной правовой базы для развития новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг;

установления правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд.

В 2009 году, несмотря на кризис и непредсказуемость ключевых макроэкономических показателей, планирование консолидированного бюджета Тамбовской области осуществлялось на трехлетний период;

ликвидирована просроченная кредиторская задолженность;

ежеквартально проводится мониторинг соблюдения органами местного самоуправления требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и качества управления местными бюджетами с размещением результатов мониторинга в сети Интернет.

Область, одна из немногих в Российской Федерации, сохранила кассовое облуживание областного и местных бюджетов в органах Федерального казначейства. Таким образом, экономятся значительные средства налогоплательщиков, которые при выбранной схеме кассового обслуживания бюджетов направляются на приоритетные направления социально-экономического развития региона.

На базе имеющихся положительных результатов реформирования системы управления региональными финансами Тамбовская область стремится к дальнейшей ее модернизации в соответствии с основными направлениями бюджетной реформы, осуществляемой на федеральном уровне. Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Тамбовской области в условиях адаптации бюджетной системы Тамбовской области к умеренно-консервативным темпам роста бюджетных доходов свидетельствует об актуальности разработки и реализации системы мер по повышению эффективности бюджетных расходов.

Объективными факторами для разработки Программы являются:

необходимость безусловного выполнения действующих расходных обязательств, реализации приоритетных национальных проектов и социально значимых региональных целевых программ в условиях сложившегося высокого уровня дефицита областного бюджета и государственного долга Тамбовской области, а также снижения бюджетных возможностей;

ожидаемое сокращение объемов финансовой помощи из федерального бюджета;

необходимость выполнения норм и требований законодательства Российской Федерации, принятых в рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы;

необходимость реализации мер по повышению доступности и качества оказываемых населению услуг.

Наряду с этими факторами существуют недостатки и нерешенные проблемы в сфере управления общественными финансами:

недостаточная увязка стратегического планирования с бюджетным планированием;

недостаточно увязанное с бюджетным процессом применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат;

недостаточность условий для мотивации органов государственной власти и органов местного самоуправления области, а также государственных и муниципальных учреждений области в повышении эффективности бюджетных расходов в рамках своей деятельности и сокращения расходов консолидированного бюджета Тамбовской области в целях обеспечения его сбалансированности;

недостаточный опыт внедрения государственных (муниципальных) заданий в отдельных отраслях бюджетной сферы;

необходимость повышения эффективности деятельности отдельных государственных и муниципальных унитарных предприятий, организаций ряда отраслей экономики;

недостаточная заинтересованность органов местного самоуправления области в наращивании собственной доходной базы в условиях высокой степени зависимости от финансовой помощи из областного бюджета;

наличие неучтенных и бесхозяйных объектов недвижимости и инженерной инфраструктуры;

пробелы в системе контроля (аудита) за эффективностью использования бюджетных средств, в том числе при осуществлении бюджетных закупок;

недостаточное использование информационно-коммуникационных технологий при осуществлении бюджетного процесса.

Таким образом, стоящие перед Тамбовской областью задачи повышения эффективности расходов носят комплексный характер. Их решение требует тесной координации всех исполнительных органов государственной власти области, а также взаимодействия с муниципальными образованиями области. Оптимальной формой выполнения комплекса мероприятий по решению указанных проблем является областная целевая программа.

2. Основные цель и задачи Программы*

________________
*- Раздел в редакции, введенной в действие с 22 мая 2013 года на основании Постановления администрации Тамбовской области от 20 мая 2013 года N 484


Целью Программы является создание условий для повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти области по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Тамбовской области.

Для достижения цели Программы определены следующие задачи:

обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы области;

совершенствование программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Тамбовской области;

повышение эффективности предоставления государственных услуг;

повышение эффективности распределения средств областного бюджета;

оптимизация функций государственного и муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения;

развитие информационной системы управления государственными финансами;

повышение эффективности бюджетных расходов на местном уровне;

развитие системы государственного финансового контроля.

В рамках поставленных задач намечено реализовать мероприятия в соответствии с Планом (приложение N 2 к Программе).

2.1. Обеспечение сбалансированности и
устойчивости бюджетной системы Тамбовской области


В системе задач, выбранных основными для достижения цели Программы, ключевой является задача обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы области. По сути, именно сбалансированность и устойчивость бюджетной системы является основным (базовым) условием повышения эффективности бюджетных расходов.

Решение данной задачи достигается за счет выполнения мероприятий по следующим основным направлениям:

2.1.1. Консервативность и надежность экономических прогнозов
и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования


Прогнозирование поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Тамбовской области в 2007-2010 годах проводилось в соответствии с Методикой расчета прогноза консолидированного бюджета Тамбовской области (далее - Методика), утвержденной Законом области от 28.10.2005 N 370-З "О межбюджетных отношениях в Тамбовской области".

Однако, несмотря на применение Методики, отклонение поступлений налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Тамбовской области от соответствующего прогноза остается значительным. Так, за 2007 год фактическое исполнение консолидированного бюджета Тамбовской области по налоговым и неналоговым доходам составило к первоначально утвержденному плану 128 процентов, за 2008 год - 105 процентов, за 2009 год - 89 процентов, за 2010 год - 113 процентов.

Основными причинами отличия запланированных показателей от фактически исполненных являлись кризисная ситуация в экономике страны, нестабильная деятельность бюджетообразующих организаций, а также зависимость поступления основного доходного источника областного бюджета - налога на прибыль - от деятельности головных организаций, которые находятся за пределами Тамбовской области.

В целях проведения ответственной бюджетной политики, обеспечения в полном объеме исполнения публичных обязательств перед населением области формирование объемов доходов областного и местных бюджетов должно быть основано на консервативном прогнозе развития экономики Тамбовской области.

Для достижения более точного прогнозирования доходов областного и местных бюджетов необходимо:

разработать Методику прогнозирования доходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

разработать рекомендации по прогнозированию доходов местных бюджетов;

обеспечить проведение мониторинга выполнения Плана мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, а также по сокращению недоимки бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2011-2013 годы.

2.1.2. Совершенствование механизма оценки инвестиционных проектов, реализуемых
на территории области с предоставлением государственных преференций Тамбовской области


Повышение инвестиционной привлекательности региона и создание благоприятного инвестиционного климата является одной из главных целей, определенных в Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года.

Основным правовым актом, регламентирующим инвестиционную деятельность, является Закон области от 05.12.2007 N 303-З "О государственной инвестиционной политике и государственных преференциях Тамбовской области", который содержит нормы предоставления инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, государственных преференций Тамбовской области.

Одними из видов государственных преференций Тамбовской области являются предоставление инвесторам налоговых льгот и залогового обеспечения.

Льготное налогообложение предоставляется инвесторам, реализующим на территории области приоритетные инвестиционные проекты и заключившим с администрацией области инвестиционное соглашение, в соответствии с законодательством области по налогам и сборам:

по налогу на имущество организаций в соответствии с Законом области от 28.11.2003 N 170-З "О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области", согласно которому освобождаются от налогообложения организации, реализующие инвестиционные проекты, включенные в Перечень приоритетных инвестиционных проектов;

по налогу на прибыль организаций в соответствии с Законом области от 10.11.2008 N 444-З "О ставке налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков", которым предусмотрено снижение ставки на 4,5 процентных пункта инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты.

Общая сумма предоставленных налоговых льгот инвесторам, реализующим на территории области приоритетные инвестиционные проекты, с 2002 по 2010 год, составила 187 млн. рублей, в том числе по налогу на прибыль - 67 млн. рублей, по налогу на имущество организаций - 120 млн. рублей.

Залоговым обеспечением возврата заемных средств, привлекаемых инвесторами для реализации инвестиционных проектов на территории области, выступает имущество, в том числе имущественные комплексы, находящиеся в собственности Тамбовской области и включенные в залоговый фонд Тамбовской области.

Постановлением администрации области от 12.05.2010 N 554 утверждено Положение о залоговом фонде Тамбовской области, которое определяет назначение залогового фонда и порядок его предоставления.

По итогам 2010 года объем государственных преференций организациям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, с предоставлением залога имущества областной казны для обеспечения возврата кредита коммерческим банкам, составил 4 505,5 млн. рублей.

Несмотря на то, что законодательством Тамбовской области предусмотрен мониторинг прохождения этапов реализации приоритетных инвестиционных проектов, оценка эффективности осуществляется только в рамках инвестиционной фазы проекта. При этом мероприятия по проведению оценки бюджетной эффективности после реализации инвестиционного проекта не осуществляются.

Мероприятиями Программы предусмотрено разработать ряд нормативных актов области в части:

мониторинга бюджетной эффективности предоставленных налоговых льгот инвесторам, реализовавшим приоритетные инвестиционные проекты;

подготовки аналитической записки об экономической оправданности предоставленных государственных преференций Тамбовской области в форме предоставления залога имущества областной казны, составляющего залоговый фонд Тамбовской области, для обеспечения возврата кредита коммерческим банкам.

2.1.3. Ограничение бюджетного дефицита


Одним из важных направлений бюджетного планирования является обеспечение минимизации размера дефицита бюджета.

За последние три отчетных года (2008-2010) консолидированный бюджет Тамбовской области исполнен с дефицитом в 2008 году (1 164,2 млн. рублей или 8,4% к налоговым и неналоговым доходам) и в 2010 году (1 049,6 млн. рублей или 6,0% к налоговым и неналоговым доходам), с профицитом - в 2009 году (539,2 млн. рублей).

Проводимая в Тамбовской области бюджетная политика позволила нарастить собственный доходный потенциал области: поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Тамбовской области составило в 2009 году 15 202,7 млн. рублей (109,5% к 2008 году), в 2010 году - 17 402,7 млн. рублей (114,5% к 2009 году), с одновременным осуществлением мероприятий по сокращению неэффективных расходов областного бюджета. При формировании областного бюджета источники финансирования дефицита прогнозируются не выше переходящих остатков средств на счетах бюджета, а в составе источников финансирования дефицита областного бюджета привлечения кредитов от коммерческих банков планируются в объемах, необходимых для возврата ранее привлеченных кредитов.

Принимаемые меры позволили существенно снизить дефицит областного бюджета в предыдущие три года и утвердить параметры областного бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов с дефицитом соответственно: 362,2 млн. рублей (2,9% к налоговым и неналоговым доходам), 302,1 млн. рублей (2,3%) и 288,4 млн. рублей (2,0%).

Для обеспечения устойчивости областного бюджета в среднесрочной перспективе требуется реально оценить объемы бюджетного дефицита.

2.1.4. Снижение долговой нагрузки на консолидированный бюджет Тамбовской области


Для надежной сбалансированности областного бюджета необходимо эффективное управление государственным долгом Тамбовской области. Начиная с 2009 года, в Тамбовской области проводится последовательная долговая политика, направленная на снижение объема государственного долга Тамбовской области. В 2010 году его объем сократился в 1,3 раза по сравнению с 2008 годом. Вся сумма государственного долга является внутренними долговыми обязательствами области. В целом государственный долг находится на среднем уровне и если в 2008 году он составлял 33,9 процента, то в 2010 году - 20,6 процента расходов областного бюджета или, соответственно, 79 процентов и 47,9 процента налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.

В области сложилась низкая стоимость обслуживания государственного долга при достаточно высокой долговой нагрузке, за три прошедших года она составляла от 0,4 процента до 0,5 процента от объема расходов областного бюджета (за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). Результатом стала значительная экономия средств областного бюджета, предусмотренных на обслуживание государственного долга.

В структуре государственного долга Тамбовской области доминируют прямые обязательства - это бюджетные и банковские кредиты, на долю которых приходится более 70 процентов долга.

Привлечение бюджетных кредитов позволило сократить в 2010 году объем банковских кредитов в 1,7 раза по сравнению с 2008 годом. Все долговые обязательства Тамбовской области погашаются своевременно и в полном объеме, параметры государственного долга Тамбовской области соответствуют требованиям бюджетного законодательства.

Государственные гарантии Тамбовской области за 2008 - 2010 годы сократились в 1,9 раза, гарантийных случаев не наступало.

Политика в области государственного долга Тамбовской области на 2011 - 2013 годы будет строиться преимущественно в целях повышения качественного уровня общественной инфраструктуры для обеспечения жизнедеятельности граждан и бизнеса, создания инвестиционно-привлекательного климата для расширения и освоения новых производств, развития налоговой базы, и, как следствие, укрепления финансовой самостоятельности региона.

Учитывая, что доходы областного бюджета в полном объеме покрывают только финансирование текущих расходов, задача состоит в обеспечении дополнительными источниками финансирования тех расходных обязательств, которые заложены в областной адресной инвестиционной программе.

В этом случае сбалансированность бюджета возможна только при условии заимствований.

Источниками финансирования дефицита областного бюджета в настоящее время являются как бюджетные, так и банковские кредиты. Замещение краткосрочных банковских кредитов среднесрочными позволит рассрочить эти обязательства по времени и, несмотря на увеличение расходов на обслуживание государственного долга, обеспечит долговую устойчивость региона.

Основными мероприятиями Программы по снижению долговой нагрузки на консолидированный бюджет Тамбовской области являются поддержание уровня государственного долга Тамбовской области на экономически безопасном уровне, проведение постоянного мониторинга уровня долговой нагрузки муниципальных районов и городских округов, оценка состояния, структуры и динамики государственного долга. Помимо этого запланировано проведение мероприятий по мониторингу состояния кредиторской задолженности по обязательствам консолидированного бюджета Тамбовской области (абзац в редакции, введенной в действие с 4 июля 2012 года на основании Постановления администрации Тамбовской области от 27 июня 2012 года N 765).

2.1.5. Обеспечение сбалансированности местных бюджетов


Органам местного самоуправления области необходимо разработать и реализовать комплексный план мероприятий по повышению финансовой устойчивости и самостоятельности местных бюджетов по следующим направлениям:

увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов;

урегулирование задолженности по налогам и сборам;

легализация объектов налогообложения, выявление налогоплатель-щиков, использующих схемы уклонения от налогообложения;

развитие производства, создание условий для повышения деловой активности малого и среднего предпринимательства;

повышение эффективности функционирования муниципальных унитарных предприятий, а также полнота учета объектов, находящихся в муниципальной собственности.

В целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов основной задачей для органов местного самоуправления области является рост налоговых и неналоговых доходов (в том числе обеспечение поступления налога на доходы физических лиц по дополнительному дифференцированному нормативу), сокращение неэффективных расходов местных бюджетов, продолжение объединения отдельных муниципальных образований в целях укрупнения и сокращения расходов на содержание органов местного самоуправления области.

Помимо этого, перед муниципальными образованиями области поставлена задача по разработке программ повышения эффективности бюджетных расходов. Муниципальным образованиям в указанных программах необходимо предусматривать следующие показатели: темп роста налоговых и неналоговых доходов, процент абсолютного отклонения фактического объема доходов (без учета безвозмездных поступлений) от первоначально утвержденных назначений в решении о бюджете, уменьшение дефицита местного бюджета.

Реализация муниципальных программ повысит эффект от мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов, проводимых на областном уровне. Для поощрения муниципальных образований, реализующих программы повышения эффективности бюджетных расходов, в областном бюджете будут предусмотрены субсидии.

2.2. Совершенствование программно-целевых принципов организации
деятельности исполнительных органов государственной власти Тамбовской области


Решение данной задачи предполагает:

создание механизмов, направленных на обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования;

осуществление целеполагания бюджетных расходов с обеспечением проведения последующего мониторинга достижения заявленных целей;

применение государственных программ как инструмента повышения эффективности бюджетных расходов, формирование "программного" бюджета, разработка соответствующей нормативной правовой основы и внесение изменений в действующие акты.

Интеграция стратегического и бюджетного планирования означает реализацию системных процессов организации деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления области по программно-целевому принципу. В период 2007-2010 годов в Тамбовской области формировались базовые нормативные правовые документы и внедрялись программно-целевые методы планирования бюджетных расходов и бюджетирования, ориентированного на результат.

С момента передачи в 2007 году администрации области в полном объеме полномочий по формированию и реализации региональных целевых программ выстроена система как самих программ, так и нормативных документов, регулирующих правоотношения по данному направлению.

Приняты Порядки по разработке и реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ области (постановления администрации области от 19.03.2007 N 269, от 11.02.2008 N 181), инструмент ведомственных программ введен в практику регионального планирования с 2009 года. Внедрена многоуровневая оценка эффективности долгосрочных целевых программ области на основе анализа их реализации по таким критериям как: уровень финансирования, качество управления, полнота выполнения мероприятий, а также достижение целевых параметров (постановление администрации области от 31.12.2009 N 1609). Предусмотрен механизм, обеспечивающий взаимосвязь эффективности реализации программ и объемов их финансирования. Объемы финансирования на реализацию программ с 2009 года распределяются исходя из результатов данной оценки.

Кроме того, приняты нормативные документы, направленные на совершенствование системы бюджетирования, ориентированного на результат (БОР):

положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (постановление администрации области от 26.06.2009 N 748);

перечень показателей для оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти (распоряжение администрации области от 07.06.2010 N 163-р);

порядок проведения экспертного анализа результатов оценки значений показателей достигнутого общего уровня эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (постановления администрации области от 25.03.2009 N 319, от 17.01.2011 N 10, от 25.04.2011 N 413).

Последующие мероприятия, проведенные исполнительными органами государственной власти области по разработке долгосрочных и ведомственных целевых программ, позволили осуществить планирование ощутимой доли расходов бюджета региона программно-целевым методом (таблица 1).

Таблица 1

2009 г.

2010 г.

Общее количество целевых программ Тамбовской области,
в т.ч.:

41

55

долгосрочные целевые программы области

27

35

ведомственные целевые программы области

14

20

Доля расходов консолидированного бюджета Тамбовской области, формируемых в рамках целевых программ, %


37,1


42,7

Доля расходов областного бюджета, форми-руемых в рамках целевых программ, %


25,2


47,5


Ключевой проблемой остается вопрос совершенствования применения программно-целевого принципа в муниципальных образованиях области. Органам местного самоуправления области рекомендуется продолжать работу по разработке муниципальных целевых программ, а также внедрению такого инструмента как ведомственные целевые программы.

Доля расходов консолидированного бюджета Тамбовской области, сформированная программно-целевым методом, должна составить в 2011 году - 55 процентов, в 2012 году - не менее 60 процентов, в 2013 году - не менее 80 процентов, а доля расходов областного бюджета соответственно: 55,5 процентов, 60,0 процентов и 70,0 процентов.


На следующем этапе совершенствования программно-целевого метода необходимо начать формирование ведомственных целевых программ, ориентированных на показатели государственных заданий по предоставлению государственных услуг областными государственными учреждениями. Поэтому исполнительным органам государственной власти области, ответственным за реализацию ведомственных целевых программ, срок которых завершается в 2011 году, необходимо провести соответствующие мероприятия по разработке, исходя из указанного положения, ведомственных целевых программ со сроками их реализации в 2012 - 2014 годах.

В связи с переходом к формированию бюджетов на основе программно-целевого принципа в Тамбовской области необходимо провести комплекс соответствующих мероприятий, внести ряд изменений в действующие нормативные правовые акты, разработать новые, в части касающейся понятия "государственная программа области".

Государственную программу Тамбовской области можно определить как документ, определяющий цель, задачи, результаты, основные направления деятельности и инструменты государственной политики, обеспечивающие реализацию в установленные сроки Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области до 2020 года, других крупномасштабных мероприятий областного значения.

В состав государственных программ могут включаться долгосрочные целевые программы, ведомственные целевые программы Тамбовской области. Требования к содержанию, порядку разработки и реализации долгосрочных целевых программ и ведомственных целевых программ Тамбовской области, включенных в государственную программу, определяются администрацией области.

В результате внесения изменений в нормативную правовую базу области процесс разработки государственных, долгосрочных и ведомственных целевых программ будет соответствовать следующим принципам:

формирование государственных программ исходя из основных целей и задач Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года, а также и иных стратегических документов;

определение исполнительного органа государственной власти области, отвечающего за реализацию государственной программы (достижение конечных результатов);

установление двух типов конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;

охват программами всех сфер деятельности исполнительных органов государственной власти области и, соответственно, большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении, а также интеграция регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, имущественных, долговых) инструментов для достижения целей государственных программ;

проведение регулярной оценки эффективности реализации государственных, долгосрочных и ведомственных целевых программ, в том числе проведение внешней экспертизы, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики области, с механизмом корректировки программ по фактически достигнутым результатам;

установление ответственности компетентных должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.

Переход на формирование расходов программно-целевым методом позволяет оценить вклад главных распорядителей бюджетных средств областного бюджета в достижение целей и задач социально-экономического развития Тамбовской области. Оценка персональной ответственности за качество финансового управления в настоящее время проводится в рамках рассмотрения докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (ДРОНД) и оценки годовых отчетов о реализации целевых программ. Необходимо усилить роль ДРОНДов в формировании консолидированного бюджета Тамбовской области и межбюджетного регулирования. Исполнительным органам государственной власти следует систематизировать и доработать утвержденные ими ДРОНДы, обеспечив интеграцию результатов их деятельности с решением задач и достижением целей, сформулированных в Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года. Параллельно будет вестись работа по систематизации дерева стратегических целей, подцелей, задач и мероприятий с доведением его до уровня учреждений.


Предлагается внедрить порядок установления размера ежемесячного денежного поощрения лиц, замещающих государственные должности области в системе исполнительных органов государственной власти области, и руководителей структурных подразделений администрации области и исполнительных органов государственной власти области в зависимости от показателей эффективности и результативности деятельности, что позволит повысить ответственность руководителей за качество финансового управления.

Мероприятиями Программы по совершенствованию программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов государственной власти области являются разработка соответствующих нормативных правовых актов области в данной сфере деятельности. Помимо этого предусмотрена разработка областной адресной инвестиционной программы на среднесрочной период.

Основный риск при решении данной задачи связан с отсутствием необходимых правовых основ в бюджетном законодательстве: в Бюджетном кодексе Российской Федерации в настоящее время отсутствует понятие и описание механизма реализации государственных программ, в том числе применительно к субъектам Российской Федерации.

2.3. Повышение эффективности предоставления государственных услуг


2.3.1. Реструктуризация бюджетного сектора и снижение
неэффективных расходов в отраслях социальной сферы


Цель оптимизации бюджетной сети - повышение качества предоставления государственных услуг, эффективность и рациональность использования бюджетных средств.

Сегодня сложилась ситуация, когда поддержание и тем более увеличение объемов бюджетного финансирования избыточной и неэффективной сети бюджетных учреждений нецелесообразны без осуществления мер по реформированию и реструктуризации их деятельности.

В Тамбовской области на протяжении последних лет проводится целенаправленная работа по снижению неэффективных расходов в образовании и здравоохранении. Основными причинами возникновения неэффективных расходов в образовании являются содержание избыточной численности педагогического и прочего персонала, а также низкая наполняемость классов в городской и сельской местности.

В целях сокращения неэффективных расходов в сфере образования проведены мероприятия, нацеленные на реструктуризацию отрасли - создана сеть базовых общеобразовательных учреждений с филиалами. Процесс филиализации общеобразовательных учреждений начался в 2005 году и был подкреплен средствами областного и федерального бюджетов. Если по состоянию на 01.09.2005 в Тамбовской области действовало 780 школ в качестве юридических лиц, то на 01.09.2010 таких учреждений насчитывалось 192 (в том числе 390 филиалов и отделений). На 01.09.2011 сеть муниципальных общеобразовательных учреждений будет состоять из 93 юридических лиц (в том числе 459 филиалов и отделений).

Реорганизация малочисленных школ в филиалы позволяет с одной стороны сохранить начальное и основное образование в большинстве населенных пунктов, а с другой - создает юридические и организационные условия для привлечения большего числа учащихся в крупные базовые учреждения и увеличения в них наполняемости. При этом в области сохраняется образовательная сеть, нет массового уменьшения количества малокомплектных школ.

Другим направлением решения этой задачи стало уменьшение дисбаланса между основным педагогическим составом и обслуживающим персоналом.

Подобные меры привели к тому, что неэффективные расходы в системе общего образования области (по предварительным данным) в 2010 году по сравнению с 2009 годом уменьшились на 342,6 млн. рублей.

Задача оптимизации расходов и повышения эффективности функционирования системы здравоохранения решается путем развития механизмов координации и взаимодействия различных систем управления в сфере здравоохранения и обязательного медицинского страхования, реструктуризации учреждений здравоохранения, широкого внедрения стационарозамещающих технологий.

Ряд мер, принятых в области в части повышения эффективности деятельности учреждений здравоохранения, привели к сокращению избыточной численности работников за 2010 год на 1320 человек, в том числе прочего персонала на 338 человек. В результате объем неэффективных расходов в 2010 году к уровню 2009 года уменьшился на 263,1 млн. рублей. Однако показатель неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами сохраняется.

В текущем году работа по оптимизации сети областных государственных учреждений и расходов областного бюджета, начатая в 2010 году, продолжается. Результатом деятельности в этом направлении должно стать максимальное сокращение неэффективных расходов в 2013 году.

2.3.2.Внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг


Одним из основных приоритетных вопросов, требующих решения, является повышение качества предоставляемых государственных услуг.

В 2011 году осуществляют деятельность 245 областных государственных учреждений, из которых: 60 перейдут в статус казенных учреждений, в социальной сфере только 2 учреждения действуют в статусе областных государственных автономных учреждений, остальные учреждения перейдут в статус учреждений с измененным правовым положением бюджетного учреждения.

В области осуществляется крайне медленно реструктуризация бюджетной сети путем перевода бюджетных учреждений в новую организационно-правовую форму - создание автономных учреждений. Одно из первых автономных учреждений в социальной сфере было создано в июне 2009 года в сфере образования, другое автономное учреждение в сфере физической культуры и спорта - в июле 2010 года.

Задача по созданию областных государственных автономных учреждений в сферах образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта, в том числе путем изменения типа действующих бюджетных учреждений, требует незамедлительного решения.

Планирование деятельности областных государственных учреждений, а также определение объема и структуры бюджетных расходов на обеспечение их деятельности остается в недостаточной мере увязанным с оценкой потребности в объемах, инфраструктурой предоставления и качеством государственных услуг.

В целях повышения эффективности предоставления государственных услуг необходимо реализовать систему мероприятий направленных на:

обеспечение реализации от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных и муниципальных учреждений";

реформирование бюджетной сети в рамках изменения статуса бюджетных учреждений, оптимизацию структуры штатных расписаний в части сокращения доли управленческого персонала, повышение эффективности использования имущества, находящегося в оперативном управлении областных государственных учреждений;

совершенствование системы управления качеством предоставляемых государственных услуг, внедрение показателей качества предоставления государственных услуг;

обеспечение равных возможностей граждан на получение государственных услуг;

достижение прямой взаимосвязи между распределением бюджетных ресурсов и результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики;

повышение открытости деятельности областных государственных учреждений.

Реализация мероприятий будет способствовать повышению доступности и качества государственных услуг, привлечению высокопрофессиональных кадров, развитию материально-технической базы областных государственных учреждений.

2.4. Повышение эффективности распределения средств областного бюджета

2.4.1. Совершенствование планирования бюджетных ассигнований

Начиная с формирования областного бюджета на 2008 год в Тамбовской области введена практика трехлетнего планирования областного бюджета. Данная норма закреплена в статье 53 Закона области от 28.10.2005 N 369-З " и бюджетном процессе в Тамбовской области". В соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период утверждается путем изменения параметров планового периода утвержденного бюджета и добавления к ним параметров второго года планового периода проекта бюджета.

Подготовка проекта областного бюджета осуществляется на основании ежегодно утверждаемого постановлением администрации области графика подготовки проекта областного бюджета и проекта бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области на очередной финансовый год и плановый период, прогноза консолидированного бюджета Тамбовской области на среднесрочный период. Бюджетные проектировки формируются главными распорядителями средств областного бюджета в соответствии с основными направлениями бюджетной политики Тамбовской области на соответствующий период и доведенными до них методическими указаниями по планированию бюджетных ассигнований. Дополнительные объемы бюджетных ассигнований предусматриваются на решение вопросов, связанных с индексацией фондов оплаты труда с начислениями, индексацией стипендиального фонда, а также по результатам оценки эффективности целевых программ области и рассмотрения проектов новых целевых программ.

В настоящее время в области отсутствует нормативный правовой акт, регламентирующий порядок разработки прогноза социально-экономического развития Тамбовской области. Поэтому необходимо начать работу по подготовке проекта соответствующего документа.

В целях обеспечения более качественного прогнозирования областного бюджета необходимо разработать нормативный правовой акт, регулирующий процедуру подготовки проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (включая формализованный порядок определения предельных объемов бюджетных ассигнований областного бюджета, доводимых до главных распорядителей средств областного бюджета в процессе составления проекта областного бюджета).

Необходимо внести изменения в действующее постановление администрации области от 11.03.2005 N 157 "О порядке ведения реестра расходных обязательств Тамбовской области" в части совершенствования ведения реестра расходных обязательств, уточнив в нем методику расчета объемов бюджетных ассигнований.

Требуется внесение поправок в действующий в Тамбовской области порядок планирования бюджетных ассигнований областного бюджета Тамбовской области на очередной финансовый год и плановый период в части составления обоснований бюджетных ассигнований и подготовки соответствующих методических указаний по составлению их для главных распорядителей средств областного бюджета.

В целях обеспечения объективного планирования бюджетных ассигнований следует ввести дополнительные показатели в мониторинг качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета (постановление администрации области от 21.09.2010 N 1112) по изменяемым в течение года бюджетным ассигнованиям (в первую очередь по целевым программам области) и изменениям (уточнениям) бюджетных ассигнований в процессе формирования областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период к ранее утвержденным бюджетным ассигнованиям планового периода.

В 2011 году запланировано внесение изменений и дополнений в действующее положение об оценке эффективности долгосрочных целевых программ, устанавливающих порядок и методику конкурсного распределения бюджета принимаемых обязательств на вновь принимаемые и действующие целевые программы области, исходя из их оценки эффективности, введения нормы о проведении публичных обсуждений (публичной независимой экспертизы) проектов целевых программ.

Повышению качества планирования бюджетных ассигнований будет способствовать закрепление подходов, основанных на принципах необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств и принятия новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период исполнения. Доля долгосрочных и ведомственных целевых программ области, по которым утвержденный объем финансирования изменился в течение отчетного года более чем на 15 процентов от первоначального, должна составлять не более 25 процентов.

Для обеспечения населения Тамбовской области информацией о деятельности исполнительных органов государственной власти области и повышения эффективности использования средств областного бюджета необходимо внести изменения в действующие постановления администрации области в части введения обязательной нормы для исполнительных органов государственной власти области по размещению на официальных интернет-сайтах ДРОНДов, отчетов об их исполнении, отчетов о реализации целевых программ, проектов новых программ.

Реализация намеченных мероприятий позволит перейти на более качественный уровень планирования бюджетных ассигнований - ввести конкурсное распределение средств областного бюджета (включая распределение межбюджетных трансфертов), что значительно повысит эффективность распределения средств областного бюджета.

2.4.2. Повышение эффективности межбюджетных отношений


Взаимоотношения между Тамбовской областью и муниципальными образованиями области по вопросам регулирования бюджетных правоотношений регулируются законами области от 28.10.2005 N 369-З "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Тамбовской области", от 28.10.2005 N 370-З "О межбюджетных отношениях в Тамбовской области", другими нормативными правовыми актами области.

Разработаны единые формализованные методики межбюджетных трансфертов. Большая часть объема межбюджетных трансфертов закрепляется за муниципальными образованиями области на очередной финансовый год и плановый период законом об областном бюджете, что создает условия для повышения прозрачности и качества планирования местных бюджетов.

В 2008 - 2010 годах финансовая помощь местным бюджетам предоставлялась в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов и городских округов, субсидий на софинансирование расходных обязательств органов местного самоуправления области, субвенций на выполнение переданных государственных полномочий. Кроме того, местным бюджетам предоставлялись дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов и иные межбюджетные трансферты.

В 2010 году помимо основных видов финансовой помощи (дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности) в местные бюджеты передавалось 25 видов субвенций, 58 видов субсидий, 11 видов иных межбюджетных трансфертов. Таким образом, всего предоставлялось 94 вида финансовой помощи через 14 главных распорядителей средств областного бюджета. 96% межбюджетных трансфертов, перечисленных из областного бюджета в 2010 году (без уч?та субвенций и передаваемых через областной бюджет федеральных средств), распределялось в соответствии с утвержд?нными методиками и правилами предоставления средств, что свидетельствует о повышении прозрачности межбюджетных отношений.

Наличие действующей на протяжении ряда лет методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) области и стабильность применяемых в ней расчетных формул позволили обеспечить достаточно эффективное выравнивание бюджетной обеспеченности указанных муниципальных образований. В 2009 - 2011 годах размер коэффициента соотношения между средними уровнями расчетной бюджетной обеспеченности пяти наиболее обеспеченных и пяти наименее обеспеченных муниципальных образований области после выравнивания не превышал 1,5 раза.

Вместе с тем новации бюджетного законодательства, а также изменения, предлагаемые федеральным центром в части перераспределения полномочий между федеральными органами власти и регионами, могут повлиять на уже сложившиеся в Тамбовской области межбюджетные взаимоотношения. Поэтому в случае необходимости отдельные положения методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) области будут скорректированы. При этом следует максимально сохранить созданный алгоритм расчетов и минимизировать количественный и качественный состав вносимых поправок в действующие формализованные расчеты.

Кроме того, методики расчета дотаций муниципальным образованиям области основываются на величинах налогового потенциала, составляющего доходную базу местных бюджетов. От полноты и качества учета сведений об объектах налогообложения и налогоплательщиках, а также об объектах муниципальной собственности и их использовании существенно зависит размер налогового потенциала муниципальных образований области, а, следовательно, и обоснованный размер дотаций. Автоматизация учета и внедрение системы мониторинга налогового потенциала муниципальных образований области позволит использовать базу данных для полноты и эффективности осуществления расчетов по предоставлению из областного бюджета дотаций бюджетам муниципальных образований области.

Соотношение объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, к объему субсидий составило в 2009 году - 0,4, в 2010 году - 0,5. В целях повышения ответственности и самостоятельности органов местного самоуправления области в вопросах социально-экономического развития территорий исполнительным органам государственной власти области необходимо:

проанализировать эффективность предоставляемых из областного бюджета целевых субсидий за последние три года и внести предложения по отмене предоставления неэффективных субсидий;

внести предложения по уточнению утвержденного перечня приоритетных направлений софинансирования расходных обязательств муниципальных образований области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (постановление администрации области от 11.03.2011 N 231) для предоставления целевых субсидий из областного бюджета в 2012 - 2013 годах только в рамках соответствующих целевых программ области, а также рассмотреть вопрос консолидации отдельных субсидий, предоставляемых исполнительными органами государственной власти области в рамках одной целевой программы;

определять уровень софинансирования расходных обязательств муниципальных образований области с учетом уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования - получателя субсидии и оценки показателей, характеризующих сроки достижения целей софинансирования и степень отставания в уровне качества предоставления муниципальных услуг;

ввести одним из условий предоставления целевой субсидии для муниципальных образований области - наличие аналогичной целевой программы на местном уровне с утвержденными в ней целевыми индикаторами.

В соответствии с условиями, установленными статьей 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, необходимо перевести значительную часть предусмотренных в расходах областного бюджета на плановый период 2012 и 2013 годов дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов на увеличение объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов в 2012 - 2013 годах.

2.5. Оптимизация функций государственного (муниципального)
управления, повышение эффективности их обеспечения


Решение указанной задачи предполагает принятие мер по:

устранению избыточных и дублирующих функций органов государственного управления;

передачи функций исполнительных органов государственной власти области, не отнесенных к основному виду деятельности, специализированным организациям, создаваемым для обслуживания одного или одновременно нескольких органов;

сокращению неэффективных расходов в сфере государственного управления;

персонализации ответственности за качество финансового управления;

переходу к осуществлению юридически значимых действий (предоставлению государственных услуг) в электронной форме.

Одним из важных направлений оптимизации функций государственного управления и повышения эффективности их обеспечения является оптимизация расходов на содержание государственных гражданских служащих Тамбовской области.

К числу таких расходов относятся оплата труда и другие расходы, которые зависят от числа государственных гражданских служащих.

Численность государственных гражданских служащих Тамбовской области определяется количеством полномочий и функций исполнительных органов государственной власти области и их распределением внутри органов власти.

В рамках реализации административной реформы в Тамбовской области проделана значительная работа по оптимизации состава и полномочий исполнительных органов государственной власти области с целью исключения дублирования функций и полномочий.

Численность государственных гражданских служащих Тамбовской области в органах государственной власти области за последние три года составляет:

2008 год - 1 214 человек;

2009 год - 1 207 человек;

2010 год - 1 154 человека.

Основная деятельность будет направлена на дальнейшую оптимизацию функций государственного управления и организационной структуры исполнительных органов государственной власти области. По результатам проведенного функционального анализа в исполнительных органах государственной власти области будут внесены предложения по исключению избыточных и дублирующих функций в указанных органах.

Предлагается функции исполнительных органов государственной власти области, не связанные с государственным управлением, передать в подведомственные казенные учреждения, а полномочия органов государственной власти области по исполнению публичных обязательств - областным государственным бюджетным учреждениям.

Другим важным мероприятием является реорганизация органов исполнительной власти области (путем их объединения) с целью централизации выполнения ими государственных функций и полномочий.

Оптимизация функций государственного управления и организационной структуры исполнительных органов государственной власти области позволит выстроить эффективную структуру государственного управления в Тамбовской области, сократить численность государственных гражданских служащих области и оптимизировать расходы на их содержание.

Другим важным направлением оптимизаци