Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН


Об областной целевой программе
"Дети Тамбовщины" на 2007-2010 годы"

Принят Тамбовской областной Думой 28 июня 2007 года

(с изменениями на 6 мая 2008 года)

_________________________________________________________
     Утратил силу с 1 января 2009 года - Закон Тамбовской области от 18 декабря 2008 года N 477-З.

_________________________________________________________
     Текст документа с изменениями, внесенными:
     Законом Тамбовской области от 3 октября 2007 года N 268-З;
     Законом Тамбовской области от 3 ноября 2007 года N 286-З;
     Законом Тамбовской области от 30 апреля 2008 года N 368-З.
_________________________________________________________


Cтатья 1

Утвердить областную целевую программу "Дети Тамбовщины" на 2007 - 2010 годы" (прилагается).

Статья 2

Рекомендовать органам местного самоуправления разработать мероприятия по осуществлению областной целевой программы "Дети Тамбовщины" на 2007 - 2010 годы".

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2007 г.

Статья 4

Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Закона Тамбовской области:

1) Закон Тамбовской области от 1 ноября 2002 года N 67-З "Об областной целевой программе "Здоровый ребенок (2003 - 2007 годы)" ("Тамбовская жизнь", 2002, 19 ноября);

2) Закон Тамбовской области от 30 ноября 2004 года N 262-З "О внесении изменений в областную целевую программу "Здоровый ребенок (2003-2007 годы)" ("Тамбовская жизнь", 2004, 11 декабря);

3) статью 2 Закона Тамбовской области от 20 июля 2005 года N 344-З "О внесении изменений в некоторые областные целевые программы" ("Тамбовская жизнь", 2005, 27 июля);

4) статью 2 Закона Тамбовской области от 31 марта 2006 года N 21-З "О внесении изменений в некоторые областные целевые программы" ( "Тамбовская жизнь", 2006, 14 апреля);

5) статью 2 Закона Тамбовской области от 31 января 2007 года N 142-З "О внесении изменений в некоторые областные целевые программы" ("Тамбовская жизнь", 2007, 6 февраля).

Председатель Тамбовской

областной Думы

                                                  В.Н. Карев

Глава администрации

Тамбовской области     

                                         О.И. Бетин

          

г.Тамбов

4 июля 2007 г.

N 232-З      

    
 Приложение
к Закону Тамбовской области
от 4 июля 2008 года
N 232-З*

________________
     *- Приложение в редакции, введенной в действие с 10 ноября 2007 года на основании Закона Тамбовской области от 30 апреля 2008 года N 368-З

     

Областная целевая программа
"Дети Тамбовщины" на 2007 - 2010 годы" (далее - Программа)

ПАСПОРТ Программы

    

Наименование Программы

Областная целевая программа "Дети Тамбовщины" на 2007 - 2010 годы"

Заказчик - координатор Программы (позиция в редакции, введенной в действие с 6 мая 2008 года на основании Закона Тамбовской области от 30 апреля 2008 года N 368-З)

управление труда и социального развития области

Заказчики Программы

 

управление труда и социального развития области,
управление здравоохранения области,
управление образования и науки области,

управление инвестиций области

Разработчики Программы

управление труда и социального развития области,

управление здравоохранения области,

управление образования и науки области,

управление инвестиций области,

управление занятости населения области

Цели и задачи Программы

Улучшение качества жизни и здоровья детей;


обеспечение условий для рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков;

профилактика детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности;

формирование системы выявления и адресной поддержки одаренных детей, развитие интеллектуального и творческого потенциала области;

совершенствование системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;


проведение эффективной реабилитации, оказание социальной поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество;

профилактика социального сиротства, поддержка выпускников детских интернатных учреждений, развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

обеспечение отдыха и оздоровления детей;

укрепление материально-технической базы лечебно- профилактических учреждений и учреждений родовспоможения, образовательных учреждений, учреждений социального

облуживания семьи и детей, детских оздоровительных учреждений

Срок реализации программы

 2007 - 2010 годы

Перечень подпрограмм

"Здоровое поколение" (заказчик управление здравоохранения области);

"Одаренные дети (заказчик - управление образования и науки области);

"Дети и семья" (заказчики - управление труда и социального развития области, управление образования и науки области, управление здравоохранения области)

Объемы и источники финансирования Программы (позиция в редакции, введенной в действие с 6 мая 2008 года на основании Закона Тамбовской области от 30 апреля 2008 года N 368-З)






Общие затраты на реализацию Программы "Дети Тамбовщины" в 2007 - 2010 гг. за счет всех источников финансирования, всего - 854425,4 тыс. рублей, в том числе:

областной бюджет - 189035,6 тыс. рублей

федеральный бюджет - 93230,0 тыс. рублей

средства социального страхования - 556159,8 тыс. рублей

внебюджетные источники - 16000,0 тыс. рублей

Из них:

2007 год, всего - 191314,0 тыс. рублей

в том числе:

областной бюджет - 34239,0 тыс. рублей

федеральный бюджет - 15175,0 тыс. рублей

средства социального страхования - 125900,0 тыс. рублей

внебюджетные источники - 16000,0 тыс. рублей

2008 год, всего - 191572,2 тыс. рублей

в том числе:

областной бюджет - 40174,2 тыс. рублей

федеральный бюджет - 16685,0 тыс. рублей

средства социального страхования - 134713,0 тыс. рублей

2009 год, всего - 253448,6 тыс. рублей

в том числе:

областной бюджет - 50794,3 тыс. рублей

федеральный бюджет - 59185,0 тыс. рублей

средства социального страхования - 143469,3 тыс. рублей

2010 год, всего - 218090,6 тыс. рублей

в том числе:

областной бюджет - 63828,1 тыс. рублей

федеральный бюджет - 2185,0 тыс. рублей

средства социального страхования - 152077,5 тыс. рублей


Общие затраты на реализацию подпрограммы "Здоровое поколение" в 2007 - 2010 гг. за счет всех источников финансирования, всего - 153516,6 тыс. рублей, в том числе:

областной бюджет - 101016,6 тыс. рублей

федеральный бюджет - 52500,0 тыс. рублей

Из них:

2007 год, всего - 25799,0 тыс. рублей

в том числе:

областной бюджет - 21799,0 тыс. рублей

федеральный бюджет - 4000,0 тыс. рублей

2008 год, всего - 27495,0 тыс. рублей

в том числе:

областной бюджет - 24995,0 тыс. рублей

федеральный бюджет - 2500,0 тыс. рублей

2009 год, всего - 71562,0 тыс. рублей

в том числе:

областной бюджет - 26562,0 тыс. рублей

федеральный бюджет - 45000,0 тыс. рублей

2010 год, всего - 28660,6 тыс. рублей

в том числе:

областной бюджет - 27660,6 тыс. рублей

федеральный бюджет - 1000,0 тыс. рублей


подпрограммы "Одаренные дети" - в 2007 - 2010 гг. за счет областного бюджета, всего - 4631,1 тыс. рублей, в т.ч.

2007 год - 1021,1 тыс. рублей

2008 год - 1180,0 тыс. рублей

2009 год - 1200,0 тыс. рублей

2010 год - 1230,0 тыс. рублей


 подпрограммы "Дети и семья" - в 2007 - 2010 гг. за счет всех источников финансирования, всего - 696277,7 тыс. рублей, в том числе:

областной бюджет - 83387,9 тыс. рублей

федеральный бюджет - 40730,0 тыс. рублей

средства социального страхования - 556159,8 тыс. рублей

внебюджетные источники - 16000,0 тыс. рублей

Из них:

2007 год, всего - 164493,9 тыс. рублей

в том числе:

областной бюджет - 11418,9 тыс. рублей

федеральный бюджет - 11175,0 тыс. рублей

средства социального страхования - 125900,0 тыс. рублей

внебюджетные источники - 16000,0 тыс. рублей

2008 год, всего - 162897,2 тыс. рублей

в том числе:

областной бюджет - 13999,2 тыс. рублей

федеральный бюджет - 14185,0 тыс. рублей

средства социального

страхования - 134713,0 тыс. рублей

2009 год, всего - 180686,6 тыс. рублей

в том числе:

областной бюджет - 23032,3 тыс. рублей

федеральный бюджет - 14185,0 тыс. рублей

средства социального страхования - 143469,3 тыс. рублей

2010 год, всего - 188200,0 тыс. рублей

в том числе:

областной бюджет - 34937,5 тыс. рублей

федеральный бюджет - 1185,0 тыс. рублей

средства социального страхования - 152077,5 тыс. рублей

 

I. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами


Благополучие детей, их успешное развитие и своевременное включение в социально значимую деятельность определяет будущее области. Чем хуже качество жизни детей, тем выше риск роста масштабов бедности, социальной напряженности и социальной нестабильности. Предотвращение и ослабление негативных тенденций является одной из ключевых задач государственной политики в отношении детей.

В Программе социально-экономического развития Тамбовской области обозначены приоритетные направления по улучшению демографической ситуации, укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения, образования и социального обслуживания.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г. Президентом Российской Федерации подчеркнута необходимость реализации эффективных программ поддержки материнства, детства и семьи.

В Тамбовской области проживает 203,8 тысяч детей в возрасте 0 - 17 лет. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывающиеся в интернатных учреждениях - 1,5 тысячи, дети - инвалиды - 4,2 тысячи, дети, находящиеся в социально опасном положении - 5,2 тысячи, дети из многодетных семей - 15,2 тысячи. Указанные группы детей в первую очередь нуждаются в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество.

Предпринимаемые администрацией области меры по улучшению положения детей (в том числе реализация областной целевой программы "Дети Тамбовщины" в предыдущие годы) позволили ежегодно улучшать качественные показатели здоровья и социального положения более 80,0 тыс. детей, в том числе каждого второго, находящегося в трудной жизненной ситуации.

Несмотря на достигнутые позитивные результаты реализации целевых программ в сфере обеспечения жизнедеятельности детей остается много вопросов, которые требуют решения.

За последние десять лет уровень заболеваемости детей вырос более чем в 1,4 раза. Более половины детей имеют функциональные отклонения, требующие лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий, лишь каждый третий ребенок может считаться здоровым.

Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей, обусловливает необходимость их решения программными методами на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка.

В последние годы наметилась тенденция к сокращению числа беспризорных и безнадзорных детей. Но говорить о полном устранении данного негативного социального явления преждевременно, поэтому программные мероприятия должны быть направлены не только на количественное расширение, но и на качественное совершенствование системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приоритетное развитие профилактики семейного неблагополучия.

В настоящее время сохраняется тенденция роста детской инвалидности. В связи с тем, что подавляющее большинство детей-инвалидов воспитываются в семье, работа специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями требует усиления профилактической направленности.

Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем детства.

Наличие нерешенных в рамках предыдущих целевых программ проблем, а также тенденции демографической ситуации в области, подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы по улучшению положения детей в рамках новой областной целевой программы "Дети Тамбовщины" на 2007-2010 годы.

Программно-целевой подход на областном уровне обеспечивает достаточно высокий уровень межведомственной координации, является инструментом налаживания взаимодействия при выработке общих подходов в реализации эффективных мер по социальной поддержке и улучшению положения детей.

Таким образом, областная целевая программа является важным элементом реализации социальной политики по улучшению положения детей, семей, имеющих детей.

Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения положения детей могут стать:

ведомственная разобщенность исполнительных органов государственной власти области в решении данных вопросов, несистемное решение стоящих перед исполнительными органами государственной власти области задач в этой сфере;

распыление средств областного бюджета, слабое участие внебюджетных источников в решении проблем детей;

ухудшение здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста;

снижение уровня выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, способствующих сохранению национального генофонда страны, формирующих будущую высокопрофессиональную элиту в сфере науки и техники, культуры и искусства и т.д.;

рост численности безнадзорных и беспризорных детей, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних;

рост численности социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе за счет усиления вторичной волны социального сиротства, вызванной неадекватной социализацией, социальной незащищенностью выпускников интернатных учреждений;

увеличение доли детей, находящихся на государственном попечении в интернатных учреждениях;

ухудшение условий интеграции детей-инвалидов в общество, увеличение числа детей-инвалидов, проживающих в специализированных детских учреждениях.

Использование программно-целевого подхода дает возможность последовательно осуществлять меры по улучшению положения детей, соблюдая преемственность в области оказания поддержки семье и детям, что должно привести к улучшению демографической ситуации и укреплению интеллектуального потенциала области, сохранению и поддержанию основных параметров жизнедеятельности детей.

Настоящая Программа является продолжением областной целевой программы "Дети Тамбовщины" на 2003-2006 годы. При этом ее новизна состоит в следующем:

ориентированность как на поддержку и развитие детей, так и на профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь, семей с детьми-инвалидами;

использование современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми в целом и детей в частности;

направленность мероприятий Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми показателями и индикаторами.

Выполнению поставленных в Программе задач могут помешать риски, сложившиеся в обществе под воздействием негативных факторов и имеющихся социально-экономических проблем, эпидемий, отсутствие средств, современного оборудования и др.

Негативные тенденции в экономике страны более всего отражаются на семейном благополучии, что приводит к росту социального сиротства, увеличению числа правонарушений среди несовершеннолетних, росту численности беспризорных и безнадзорных детей.

Проблемы реабилитации и интеграции детей-инвалидов касаются всего общества, они могут быть разрешены только последовательными комплексными усилиями на всех уровнях государственного устройства, в координации с институтами гражданского общества, семьей, воспитывающей ребенка-инвалида.

Ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточные возможности для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, ведут к росту детской инвалидности, ухудшению положения детей-инвалидов, увеличению числа детей, помещенных в дома-интернаты.

В стратегической перспективе данные риски снизят эффективность ранее предпринимаемых действий по улучшению положения детей и повлекут увеличение государственных расходов в будущем.

II. Основные цели и задачи Программы, сроки ее реализации


     Целью Программы является улучшение качества жизни и здоровья детей, решение проблемы неблагополучия детей, в том числе детской безнадзорности и беспризорности, социальная поддержка семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение отдыха, оздоровления и занятости детей.


Программа предусматривает решение следующих задач:

обеспечение условий для рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья;

профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности;

формирование системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, развитие интеллектуального и творческого потенциала области;

совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей;

проведение эффективной реабилитации, оказание социальной поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество;

профилактику социального сиротства, обеспечение профессиональной подготовки и поддержки выпускникам детских интернатных учреждений, развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

обеспечение отдыха и оздоровления детей;

укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений и учреждений родовспоможения, образовательных учреждений, детских оздоровительных учреждений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»