Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН


Об областной целевой программе "Подготовка
кадров медицинских работников для лечебно-профилактических
учреждений Тамбовской области на 2007 - 2011 годы"

Принят Тамбовской областной Думой 28 февраля 2007 года

(с изменениями на 8 июля 2008 года)

_________________________________________________________
     Утратил силу с 1 января 2009 года - Закон Тамбовской области от 18 декабря 2008 года N 477-З.
_________________________________________________________
     Текст документа с изменениями, внесенными:
     Законом Тамбовской области от 4 июля 2007 года N 238-З;
     Законом Тамбовской области от 2 июля 2008 года N 401-З
_________________________________________________________


Статья 1

Утвердить областную целевую программу "Подготовка кадров медицинских работников для лечебно-профилактических учреждений Тамбовской области на 2007 - 2011 годы" согласно приложению.

          
     Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Тамбовской

областной Думы

                                                  В.Н. Карев

Глава администрации

Тамбовской области     

                                         О.И. Бетин

          

г.Тамбов

2 марта 2007 г.

N 148-З

Приложение
к Закону Тамбовской области
от 2 марта 2007 года
N 148-З*

________________
     *- Приложение в редакции, введенной в действие со 2 июля 2008 года на основании Закона Тамбовской области от 2 июля 2008 N 401-З

Областная целевая программа
"Подготовка кадров медицинских работников для
лечебно-профилактических учреждений Тамбовской области на 2007-2011 годы"


Паспорт Программы

Наименование Программы

 

     "Подготовка кадров медицинских работников для лечебно-профилактических учреждений Тамбовской области на 2007-2011 годы" (далее-Программа)

Основание для разработки

      Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;  

       Устав (Основной Закон) Тамбовской области Российской Федерации

Государственный заказчик и координатор Программы

      Администрация Тамбовской области

Основные разработчики

     Администрация Тамбовской области;     
     управление здравоохранения Тамбовской области

Цель и задачи

     Подготовка и укомплектование лечебных учреждений Тамбовской области квалифицированными кадрами врачей, способными на высоком профессиональном уровне решать задачи повышения качества медицинской и лекарственной помощи населению Тамбовской области, добиваться перспективного развития отрасли на принципах ресурсосбережения, технологического роста, духовного и нравственного совершенствования, повышение эффективности роли общей врачебной (семейной) практики

Целевые индикаторы эффективности реализации Программы

     Численность врачей (без ведомственных и федеральных) лечебных учреждений;
обеспеченность врачами (на 10000 населения);
     число врачей, имеющих квалификационные категории;
     число врачей, имеющих сертификаты специалиста;
     численность врачей общей практики (семейных врачей);
      численность среднего медицинского персонала (без ведомственных, федеральных) лечебных учреждений;
     обеспеченность средним медицинским персоналом (на 10000 человек);
      численность среднего медицинского персонала, имеющего квалификационные категории;
      численность средних медицинских работников, имеющих сертификаты.

Сроки реализации Программы

    2007 - 2011 годы

Объем и источники финансирования (позиция в редакции, введенной в действие с 10 июля 2007 года на основании Закона Тамбовской области от 4 июля 2007 N 238-З)

     Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований (по согласованию) и в целом составляет 49439,0 тыс. рублей.
      Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета составляет 40239,0 тыс. рублей.
      Объем мероприятий Программы за счет средств бюджетов муниципальных образований составляет 9200,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

     Реализация Программы направлена на укомплектование квалифицированными кадрами медицинских работников лечебно- профилактических учреждений Тамбовской
области в соответствии с потребностями и, как следствие, сохранение и укрепление здоровья всех контингентов населения, повышение качества, доступности и эффективности медицинской помощи, оказываемой лечебно-профилактическими учреждениями Тамбовской области

Система организации управления реализацией и контроля исполнения Программы

    Администрация области,
    Тамбовская областная Дума

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программным методом


Эффективное функционирование и перспективное развитие здравоохранения обеспечивается кадровыми ресурсами. Подготовка кадров медицинских работников и укомплектование лечебных учреждений квалифицированными врачами-специалистами является одним из основных направлений в работе управления здравоохранения Тамбовской области.

В последние годы принимаются существенные меры по сохранению и развитию кадрового потенциала, повышению его профессионального уровня, оптимизации численности и состава. Совершенствуется система подготовки врачей для лечебных учреждений Тамбовской области на основе целевых заказов, проводится аттестация, сертификация специалистов. Несмотря на экономические сложности, медицинские работники проходят обучение на циклах специализации, общего и тематического усовершенствования. И вместе с тем остаются нерешенными многие проблемы в области кадровой политики.

На 01.01.2006 в лечебных учреждениях Тамбовской области работали 3331 врач и 11018 средних медицинских работников. Обеспеченность врачами на 10 тысяч населения в целом  по Тамбовской области составляет 29,1, что ниже среднероссийского показателя, который равен 42,4. Укомплектованность лечебных  учреждений врачами по Тамбовской области в целом составляет всего 60%. Дефицит  врачебных кадров в большей степени выражен среди  участковых терапевтов, педиатров, анестезиологов-реаниматологов, патологоанатомов, эндокринологов, психиатров, фтизиатров, неонатологов.

Вопросы укомплектования  лечебных учреждений кадрами медицинских работников решаются как за счет приема на вакантные должности новых работников, так и, в основном, за счет совмещения вакансий. Общая численность занятых в здравоохранении Тамбовской области медицинских работников  за последние 5 лет снизилась на 500 человек.

2002
год

2003
год

2004
год

2005
год

2006
год

1. Врачи - всего

3473

3453

3409

3331

3289

на 10 тысяч населения

28,0

29,4

29,4

29,1

31,9

2.Средние медицинские работники - всего


11432


11440


11230


11018


10863

на 10 тысяч населения

92,1

96,9

96,9

96,2

96,1

                     

Средний возраст медицинских работников Тамбовской области составляет 44 года. В лечебных учреждениях работают 645 врачей пенсионного возраста, что составляет 19,2%  от общего числа работающих.

Пополнение лечебных учреждений  врачебными кадрами проводится, в основном, за счет выпускников медицинских высших учебных заведений, а также за счет специалистов, прибывших в Тамбовскую область на постоянное место жительства из других регионов. Ежегодно  прибывает от 100 до 120 врачей, однако, как показывает анализ, в последние 2-3 года  значительно возрос отток врачей из Тамбовской области.

1.2. Движение врачебных кадров

2002
год

2003
год

2004
год

2005
год

2006
год

 Прибыло

190

121

85

118

79

 Выбыло

191

141

129

196

106

 Прирост/отток

-/1

-/20

-/44

-/78

-/27


1.3. Основные причины текучести врачебных кадров

     

2002
год

2003
год

2004
год

2005
год

2006
год

1

2

3

4

5

6

1. Перемена места жительства

39

34

33

46

25

2. Выход на пенсию

28

34

37

34

17

3. Увольнение по собственному желанию

76

21

3

17

13

4. Смерть

13

10

11

14

10

5. Переход в другое ведомство

17

21

15

49

14

6. Выход на пенсию по инвалидности

4

2

9

12

6

7. Поступление в клиническую ординатуру

6

6

-

3

2

8. Занятия коммерческой деятельностью

5

11

16

14

16

9. Прочие

3

2

5

7

3

Всего:

191

141

129

196

106

 

Основная причина оттока медицинских работников из лечебных учреждений, особенно сельских районов, - трудности в приобретении жилья и предоставлении других социальных льгот молодым специалистам, прибывающим в лечебно-профилактические учреждения Тамбовской области для трудоустройства.

Планирование численности и структуры кадров здравоохранения проводится в соответствии с Программой государственных гарантий оказания населению Тамбовской области бесплатной медицинской помощи, дифференцированными нормативами потребности в различных видах медицинской помощи с учетом организации работы и размещения сети медицинских учреждений, на основании перспективного прогноза потребностей населения с учетом демографической ситуации и динамики здоровья населения, прогноза естественного движения кадров, характера миграционных процессов.

Учитывая социально-экономические трудности, проблемы в предоставлении жилья молодым специалистам, необходима целевая подготовка кадров в высших и средних медицинских учебных заведениях жителей городов и районов области, особенно тех территорий, где наиболее остро ощущается нехватка медицинского персонала. С этой целью руководители лечебно-профилактических учреждений должны проводить профориентационную работу среди выпускников школ, молодежи (беседы, встречи, выступления в средствах массовой информации, проведение Дней открытых дверей в лечебных учреждениях) по отбору и целевым направлениям абитуриентов в медицинские образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования.

Необходимо шире внедрять в практику довузовскую подготовку старшеклассников - будущих абитуриентов в специализированных химико-биологических (медицинских) классах общеобразовательных школ с прохождением практики учащимися этих классов в лечебных учреждениях в качестве младшего медицинского персонала. Такая система углубленной теоретической подготовки старшеклассников с привитием им практических навыков медицинского работника позволит выявить наиболее способных абитуриентов, сделавших осознанный выбор своей будущей профессии.

Поскольку в Тамбовской области нет своего медицинского высшего учебного заведения, целевая подготовка врачей-специалистов для лечебных учреждений Тамбовской области проводится, в основном, в Саратовском государственном медицинском университете и Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко.

Подготовка специалистов в медицинских высших учебных заведениях проводится согласно ежегодно заключаемым договорам (абитуриент - высшее учебное заведение - работодатель) с включением в договоры условия об обязательной отработке выпускником медицинского вуза, получившего целевую подготовку, не менее 3 лет в лечебном учреждении в соответствии с целевым направлением. С целью закрепления молодых специалистов в лечебных учреждениях необходима система полного и/или частичного финансирования обучения студентов за счет бюджета на основе заключения соответствующих договоров.

Принято на первые курсы

2003
год

2004
год

2005
год

2006
год

Целевой прием

77

66

56

82

На договорной основе

-

-

-

-

Обучаются на всех курсах

420

431

423

452

       

В области 2 средних медицинских учебных заведения: Тамбовский областной базовый медицинский колледж с филиалом в г. Уварово и Мичуринское медицинское училище, где ведется подготовка медицинских сестер, фельдшеров, акушеров, лаборантов, санитарных фельдшеров, фармацевтов.

Таблица приема-выпуска в средние медицинские учебные заведения выглядит следующим образом (согласно имеющейся потребности лечебных учреждений Тамбовской области в средних медицинских работниках):

2003

2004

2005

2006

Прием на первые курсы

414

499

401

365

Выпуск

197

494

293

518

         

Проводимые реформы в здравоохранении требуют принятия мер к формированию кадровой политики, позволяющей не только сохранить кадровый потенциал отрасли, но и качественно его изменить, подготовить к выполнению задач, предусматриваемых реформами, адаптировать к новым условиям функционирования рынка труда. Проводимая в отрасли реструктуризация на основе развития первичной медико-санитарной помощи с внедрением общеврачебных практик, укрепление и расширение внебольничной помощи, повышение уровня специализированного обслуживания, сокращение и интенсификация коечного фонда требуют повышения эффективности работы действующего кадрового состава. Для этого необходимо:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»