РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
Об областной целевой программе "Подготовка
кадров медицинских работников для лечебно-профилактических
учреждений Тамбовской области на 2007 - 2011 годы"
Принят Тамбовской областной Думой 28 февраля 2007 года
(с изменениями на 8 июля 2008 года)
_________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2009 года - Закон Тамбовской области от 18 декабря 2008 года N 477-З.
_________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
Законом Тамбовской области от 4 июля 2007 года N 238-З;
Законом Тамбовской области от 2 июля 2008 года N 401-З
_________________________________________________________
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Подготовка кадров медицинских работников для лечебно-профилактических учреждений Тамбовской области на 2007 - 2011 годы" согласно приложению.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Тамбовской областной Думы В.Н. Карев | Глава администрации Тамбовской области О.И. Бетин |
г.Тамбов
2 марта 2007 г.
N 148-З
Приложение
к Закону Тамбовской области
от 2 марта 2007 года
N 148-З*
________________
*- Приложение в редакции, введенной в действие со 2 июля 2008 года на основании Закона Тамбовской области от 2 июля 2008 N 401-З
Областная целевая программа
"Подготовка кадров медицинских работников для
лечебно-профилактических учреждений Тамбовской области на 2007-2011 годы"
Паспорт Программы
Наименование Программы
| "Подготовка кадров медицинских работников для лечебно-профилактических учреждений Тамбовской области на 2007-2011 годы" (далее-Программа) |
Основание для разработки | Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; Устав (Основной Закон) Тамбовской области Российской Федерации |
Государственный заказчик и координатор Программы | Администрация Тамбовской области |
Основные разработчики | Администрация Тамбовской области; |
Цель и задачи | Подготовка и укомплектование лечебных учреждений Тамбовской области квалифицированными кадрами врачей, способными на высоком профессиональном уровне решать задачи повышения качества медицинской и лекарственной помощи населению Тамбовской области, добиваться перспективного развития отрасли на принципах ресурсосбережения, технологического роста, духовного и нравственного совершенствования, повышение эффективности роли общей врачебной (семейной) практики |
Целевые индикаторы эффективности реализации Программы | Численность врачей (без ведомственных и федеральных) лечебных учреждений; |
Сроки реализации Программы | 2007 - 2011 годы |
Объем и источники финансирования (позиция в редакции, введенной в действие с 10 июля 2007 года на основании Закона Тамбовской области от 4 июля 2007 N 238-З) | Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований (по согласованию) и в целом составляет 49439,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Реализация Программы направлена на укомплектование квалифицированными кадрами медицинских работников лечебно- профилактических учреждений Тамбовской |
Система организации управления реализацией и контроля исполнения Программы | Администрация области, |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программным методом
Эффективное функционирование и перспективное развитие здравоохранения обеспечивается кадровыми ресурсами. Подготовка кадров медицинских работников и укомплектование лечебных учреждений квалифицированными врачами-специалистами является одним из основных направлений в работе управления здравоохранения Тамбовской области.
В последние годы принимаются существенные меры по сохранению и развитию кадрового потенциала, повышению его профессионального уровня, оптимизации численности и состава. Совершенствуется система подготовки врачей для лечебных учреждений Тамбовской области на основе целевых заказов, проводится аттестация, сертификация специалистов. Несмотря на экономические сложности, медицинские работники проходят обучение на циклах специализации, общего и тематического усовершенствования. И вместе с тем остаются нерешенными многие проблемы в области кадровой политики.
На 01.01.2006 в лечебных учреждениях Тамбовской области работали 3331 врач и 11018 средних медицинских работников. Обеспеченность врачами на 10 тысяч населения в целом по Тамбовской области составляет 29,1, что ниже среднероссийского показателя, который равен 42,4. Укомплектованность лечебных учреждений врачами по Тамбовской области в целом составляет всего 60%. Дефицит врачебных кадров в большей степени выражен среди участковых терапевтов, педиатров, анестезиологов-реаниматологов, патологоанатомов, эндокринологов, психиатров, фтизиатров, неонатологов.
Вопросы укомплектования лечебных учреждений кадрами медицинских работников решаются как за счет приема на вакантные должности новых работников, так и, в основном, за счет совмещения вакансий. Общая численность занятых в здравоохранении Тамбовской области медицинских работников за последние 5 лет снизилась на 500 человек.
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | ||||
1. Врачи - всего | 3473 | 3453 | 3409 | 3331 | 3289 | |||
на 10 тысяч населения | 28,0 | 29,4 | 29,4 | 29,1 | 31,9 | |||
2.Средние медицинские работники - всего |
|
|
|
|
| |||
на 10 тысяч населения | 92,1 | 96,9 | 96,9 | 96,2 | 96,1 |
Средний возраст медицинских работников Тамбовской области составляет 44 года. В лечебных учреждениях работают 645 врачей пенсионного возраста, что составляет 19,2% от общего числа работающих.
Пополнение лечебных учреждений врачебными кадрами проводится, в основном, за счет выпускников медицинских высших учебных заведений, а также за счет специалистов, прибывших в Тамбовскую область на постоянное место жительства из других регионов. Ежегодно прибывает от 100 до 120 врачей, однако, как показывает анализ, в последние 2-3 года значительно возрос отток врачей из Тамбовской области.
1.2. Движение врачебных кадров
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | ||||
Прибыло | 190 | 121 | 85 | 118 | 79 | |||
Выбыло | 191 | 141 | 129 | 196 | 106 | |||
Прирост/отток | -/1 | -/20 | -/44 | -/78 | -/27 |
1.3. Основные причины текучести врачебных кадров
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
1. Перемена места жительства | 39 | 34 | 33 | 46 | 25 | |||
2. Выход на пенсию | 28 | 34 | 37 | 34 | 17 | |||
3. Увольнение по собственному желанию | 76 | 21 | 3 | 17 | 13 | |||
4. Смерть | 13 | 10 | 11 | 14 | 10 | |||
5. Переход в другое ведомство | 17 | 21 | 15 | 49 | 14 | |||
6. Выход на пенсию по инвалидности | 4 | 2 | 9 | 12 | 6 | |||
7. Поступление в клиническую ординатуру | 6 | 6 | - | 3 | 2 | |||
8. Занятия коммерческой деятельностью | 5 | 11 | 16 | 14 | 16 | |||
9. Прочие | 3 | 2 | 5 | 7 | 3 | |||
Всего: | 191 | 141 | 129 | 196 | 106 |
Основная причина оттока медицинских работников из лечебных учреждений, особенно сельских районов, - трудности в приобретении жилья и предоставлении других социальных льгот молодым специалистам, прибывающим в лечебно-профилактические учреждения Тамбовской области для трудоустройства.
Планирование численности и структуры кадров здравоохранения проводится в соответствии с Программой государственных гарантий оказания населению Тамбовской области бесплатной медицинской помощи, дифференцированными нормативами потребности в различных видах медицинской помощи с учетом организации работы и размещения сети медицинских учреждений, на основании перспективного прогноза потребностей населения с учетом демографической ситуации и динамики здоровья населения, прогноза естественного движения кадров, характера миграционных процессов.
Учитывая социально-экономические трудности, проблемы в предоставлении жилья молодым специалистам, необходима целевая подготовка кадров в высших и средних медицинских учебных заведениях жителей городов и районов области, особенно тех территорий, где наиболее остро ощущается нехватка медицинского персонала. С этой целью руководители лечебно-профилактических учреждений должны проводить профориентационную работу среди выпускников школ, молодежи (беседы, встречи, выступления в средствах массовой информации, проведение Дней открытых дверей в лечебных учреждениях) по отбору и целевым направлениям абитуриентов в медицинские образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования.
Необходимо шире внедрять в практику довузовскую подготовку старшеклассников - будущих абитуриентов в специализированных химико-биологических (медицинских) классах общеобразовательных школ с прохождением практики учащимися этих классов в лечебных учреждениях в качестве младшего медицинского персонала. Такая система углубленной теоретической подготовки старшеклассников с привитием им практических навыков медицинского работника позволит выявить наиболее способных абитуриентов, сделавших осознанный выбор своей будущей профессии.
Поскольку в Тамбовской области нет своего медицинского высшего учебного заведения, целевая подготовка врачей-специалистов для лечебных учреждений Тамбовской области проводится, в основном, в Саратовском государственном медицинском университете и Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко.
Подготовка специалистов в медицинских высших учебных заведениях проводится согласно ежегодно заключаемым договорам (абитуриент - высшее учебное заведение - работодатель) с включением в договоры условия об обязательной отработке выпускником медицинского вуза, получившего целевую подготовку, не менее 3 лет в лечебном учреждении в соответствии с целевым направлением. С целью закрепления молодых специалистов в лечебных учреждениях необходима система полного и/или частичного финансирования обучения студентов за счет бюджета на основе заключения соответствующих договоров.
Принято на первые курсы | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |||
Целевой прием | 77 | 66 | 56 | 82 | |||
На договорной основе | - | - | - | - | |||
Обучаются на всех курсах | 420 | 431 | 423 | 452 |
В области 2 средних медицинских учебных заведения: Тамбовский областной базовый медицинский колледж с филиалом в г. Уварово и Мичуринское медицинское училище, где ведется подготовка медицинских сестер, фельдшеров, акушеров, лаборантов, санитарных фельдшеров, фармацевтов.
Таблица приема-выпуска в средние медицинские учебные заведения выглядит следующим образом (согласно имеющейся потребности лечебных учреждений Тамбовской области в средних медицинских работниках):
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | ||||
Прием на первые курсы | 414 | 499 | 401 | 365 | |||
Выпуск | 197 | 494 | 293 | 518 |
Проводимые реформы в здравоохранении требуют принятия мер к формированию кадровой политики, позволяющей не только сохранить кадровый потенциал отрасли, но и качественно его изменить, подготовить к выполнению задач, предусматриваемых реформами, адаптировать к новым условиям функционирования рынка труда. Проводимая в отрасли реструктуризация на основе развития первичной медико-санитарной помощи с внедрением общеврачебных практик, укрепление и расширение внебольничной помощи, повышение уровня специализированного обслуживания, сокращение и интенсификация коечного фонда требуют повышения эффективности работы действующего кадрового состава. Для этого необходимо: