Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН


О внесении изменений в областную программу "Модернизация
системы образования Тамбовской области на 2004-2008 годы"

Принят Тамбовской областной Думой 23 декабря 2004 года

______________________________________________________
     Утратил силу с 11 июля 2008 года - Закон Тамбовской области от 02 июля 2008 года N 404-З.

______________________________________________________

Статья 1

Внести в областную программу "Модернизация системы образования Тамбовской области на 2004-2008 годы", утвержденную Законом Тамбовской области от 29.10.2003 N 164-З "Об областной программе "Модернизация системы образования Тамбовской области на 2004-2008 годы" (газета "Тамбовская жизнь", 2003, 11 ноября) следующие изменения:

1) в разделе 3.2.2 подпрограммы "Совершенствование структуры и содержания общего образования" части третьей программы:

пункт 2.6 изложить в следующей редакции:

"2.6. Обеспечение образовательных учреждений школьными учебниками, учебно-методическими комплектами, образовательными программами, методическими рекомендациями, наглядно-иллюстративными и другими пособиями";

дополнить пунктом 2.9 следующего содержания:

"2.9. Проведение предметных олимпиад, творческих конкурсов, научно-практических конференций школьников регионального, всероссийского и международного уровня";

2) в разделе 3.9.2 подпрограммы "Социальная защита работников образования на 2004-2008 годы" части третьей программы:

подраздел 1. "Повышение социального статуса педагогических работников" изложить в следующей редакции:

"1. Социальная защита работников образования:

1.1. Проведение мероприятий, направленных на повышение мотивации высокопрофессионального труда и повышение уровня профессиональной подготовки педагогических работников;

1.2. Проведение мероприятий по оздоровлению работников образования";

3) дополнить часть третью программы "Областные целевые подпрограммы" разделами 3.12, 3.13 и 3.14, изложив их в следующей редакции:

"3.12 Паспорт областной целевой подпрограммы "Содействие инновационному
развитию системы образования
на селе на 2005 - 2008 годы"

     

Наименование подпрограммы

 Областная целевая подпрограмма "Содействие инновационному развитию системы образования на селе на 2005- 2008 годы"

Государственный заказчик подпрограммы

Администрация Тамбовской области

Основание для разработки подпрограммы

Закон Российской Федерации от 13.01.1996 N 12-ФЗ "Об образовании"

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2001г. N 717 "О федеральной целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)"

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года"

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р)

Концепция реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности (Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2001 N 871)

Постановление Администрации Тамбовской области от 08.06.2004 N 520 "О мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и постановления Тамбовской областной Думы от 23.04.2004 N 760 "О сообщении главы администрации области о положении в области и основных направлениях ее социально-экономического развития"

Основные разработчики подпрограммы

Управление образования Тамбовской области


Управление инвестиций Тамбовской области

Цель подпрограммы

Создание условий для устойчивого развития инновационных процессов, связанных с реструктуризацией учреждений образования, расположенных в сельской местности.

Задачи подпрограммы

Проведение эффективной региональной политики по государственной поддержке муниципальных образований;

Сроки реализации подпрограммы

2005-2008 годы

I этап (2005- 2006 г.г.) - осуществление мер по:

- совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы преобразований в социальной сфере села;

- государственной поддержке и стимулированию реализации инновационных проектов, способствующих созданию новых моделей реструктуризации учреждений социальной сферы.

На этом этапе предполагается создание сельских комплексов в качестве экспериментальных моделей.

II этап (2007-2008 г.г.) - продолжение реализации мер социального характера, закрепляющих позитивные изменения, достигнутые на I этапе реализации подпрограммы.

На этом этапе предусмотрена реализация комплекса мер по разработке механизмов переноса апробированных моделей комплексов на другие территориальные образования и переход к их планомерному устойчивому развитию на основе реализации целей и задач подпрограммы.

Объем и источники финансирования подпрограммы

Объем финансирования (тыс. руб.) за счет средств:


Федерального бюджета по годам:


2005 г. - 0


2006 г. - 30000,0


2007 г. - 40000,0


2008 г. - 48000,0

Средства федерального бюджета - 50%,

Средства областного бюджета - 20%,

Средства местных бюджетов - 30%

Объемы финансирования за счет средств областного бюджета будут ежегодно уточняться, исходя из возможностей областного бюджета соответствующего года.

Средства федерального и местных бюджетов определены расчетным путем.

Областного бюджета по годам:

2005 г. - 14000,0

2006 г. - 14000,0

2007 г. - 14000,0

2008 г. - 14000,0

местных бюджетов по годам:

2005 г. - 7000,0

2006 г. - 13000,0

2007 г. - 25000,0

2008 г. - 25000,0

Структура источников финансирования для реализации подпрограммы в процентном отношении следующая:

Ожидаемые конечные результаты

 Реализация подпрограммы позволит перевести систему образования на селе из режима функционирования в режим развития и обеспечить создание условий для развития трудового, интеллектуального и творческого потенциала жителей сельской местности.

К количественным показателям относится разработка и практическая реализация более 50 конкретных проектов реструктуризации учреждений социальной сферы во всех сельских территориях Тамбовской области.

Контроль за исполнением подпрограммы

Областная Дума

Исполнители Программы

Администрация области

Органы исполнительной власти области

     
3.12.1. Областная целевая подпрограмма "Содействие инновационному
развитию системы
образования на селе на 2005 - 2008 годы"

     
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Важнейшим приоритетом реализации федеральной и региональной политики в социальной сфере является увеличение инвестиций в человеческий капитал, прежде всего в образование и здравоохранение, культуру и социальную защиту населения.

Сельская школа, работающая в режиме развития, становится важным фактором подготовки трудовых ресурсов аграрного сектора страны, развития культуры села, решения демографических проблем в деревне, социально-педагогической поддержки сельских жителей.

В качестве основных проблем, присущих сельской школе и подлежащих решению, выделяются:

- наличие малокомплектных высокозатратных школ, не обеспечивающих необходимый уровень качества образования, аварийность сельских школ в отдельных населенных пунктах;

- недоступность дошкольных образовательных услуг для широких слоев населения;

- несбалансированность потребностей экономики в кадрах со структурой образовательных учреждений;

- слабая материально-техническая база учреждений образования, интернатных учреждений.

Модернизация сельской школы взаимосвязана с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и осуществляется в контексте основных принципов образовательной политики в России, которые определены в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, Концепции реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности; Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы.

Вместе с тем, стратегически важным является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание различий в уровне социально-экономического развития регионов, формирование условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований. Эти цели являются приоритетными в федеральной целевой программе "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (на 2002-2010 годы и до 2015 года)".

Ведущей идеей подпрограммы выступает идея развития, которая направлена на качественные преобразования учреждений социальной сферы села путем творческой реализации внутреннего потенциала ее составляющих, резервов и эффективного использования ресурсов области. Качественные преобразования социальной сферы необходимы во всех ее подсистемах.

Основной организационной структурой выступает комплекс, объединяющий на ассоциативной основе общеобразовательные учреждения с образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждениями дополнительного образования, а также с объектами социальной сферы, расположенными в сельской местности.

Основополагающая идея комплекса заключается в интеграции культурно-образовательных ресурсов района для полноценного и всестороннего воспитания и образования детей и молодежи, социализации личности на основе эффективного использования кадровых, культурных, материальных возможностей социума.

Школа как основной социальный институт, оказывающий наибольшее влияние на становление личности и социализацию индивидуума в современном обществе, должна стать системообразующим звеном данного комплекса вследствие того, что:

- социум создает, учреждает школу как социальную организацию, дает ей определенный статус, компетенцию, права и обязанности, дает оценку ее деятельности;

- жизнедеятельность школы всегда происходит на фоне, который образует социум;

- общество всегда создает определенную социальную ситуацию развития детей и подростков, которая во многом предопределяет возможности и ограничения работы школы и системы образования в целом;

- социальная среда является источником выдвижения требований к школе, формирует и предъявляет социальный заказ на образование, всегда имеет определенные ожидания от школы;

- социальная среда может выступать источником необходимых для нормальной жизнедеятельности школы ресурсов.

Создание таких комплексов требует консолидации ресурсов многих действующих федеральных и областных целевых программ и концентрации ресурсов, которые будут направлены адресно на поддержку муниципальных образований.

Подпрограмма рассчитана на долгосрочную перспективу. На каждом этапе ее реализации проводится оценка эффективности, и на этой основе осуществляется уточнение как методологии отбора территорий, так и содержания программных материалов.

Механизм решения задач изложен в виде системы мер государственной социальной, бюджетной и инвестиционной политики, нацеленной на адресную поддержку муниципальных образований. Неотъемлемой частью подпрограммы является организация управления ее реализацией, координация действий участников и контроль за ходом выполнения поставленных задач.

Эффективность затрат на реализацию подпрограммы обеспечивается путем согласования федеральных, региональных и муниципальных интересов при разработке соответствующих мероприятий.

Основные цели и задачи подпрограммы

Создание условий для устойчивого развития инновационных процессов, связанных с реструктуризацией учреждений образования, расположенных в сельской местности.

          
     Проведение эффективной региональной политики по государственной поддержке муниципальных образований.


Финансовое обеспечение реализации подпрограммы

Федеральное финансирование подпрограммы может осуществляться через Фонд регионального развития и федеральные отраслевые программы и проекты.

Финансирование из средств областного бюджета происходит за счет объединения соответствующих частей областных отраслевых программ и в большей степени направлено на решение задач, связанных с научно-методическим и информационным обеспечением, разработкой проектно-сметной документации, подготовкой кадров к овладению программно-целевым методом управления.

Муниципальное финансирование осуществляется из местных бюджетов в объемах равных или превышающих средства, запрашиваемые из федерального и областного бюджетов.

Основной подход к финансовому обеспечению подпрограммы на муниципальном уровне заключается в перераспределении средств, сэкономленных в социальной сфере в результате оптимизации материально-технической базы сельских учреждений социальной сферы.

Взаимодействие с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации обеспечивает администрация области самостоятельно либо через органы исполнительной власти.

Практическая реализация подпрограммы

В ходе реализации подпрограммы целесообразно провести инвентаризацию всех объектов социальной сферы, действующих нормативных правовых актов, форм и методов управления социально-экономическим развитием территорий со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления исходя из оценки выполнения запланированных преобразований с точки зрения их социальной и экономической эффективности и финансирования из всех источников.

Результаты анализа включаются в систему мониторинга оценки эффективности практической реализации проектов. Разрабатывается законодательная и нормативная правовая база проводимых преобразований в социальной сфере, готовится проектно-сметная документация на создание сельских комплексов в качестве экспериментальных моделей и их практическая реализация.

К научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности отнесены:

- разработка методики отбора проектов подпрограммы;

- создание базы данных финансируемых объектов;


- создание автоматизированной системы отслеживания динамики реализации проектов с целью оптимального управления подпрограммой;


- разработка системы мониторинга в качестве информационного механизма выполнения подпрограммы.

Ожидаемые конечные результаты

Оценка социальной эффективности:

- перевод системы образования на селе из режима функционирования в режим развития;

- повышение качества и доступности образования не только для учащихся, но и для других категорий граждан, проживающих в сельской местности;

- активизация взаимодействия власти, бизнеса и населения в каждом муниципальном образовании;

- снижение негативных социальных явлений в молодежной среде в результате расширения спектра социальных и образовательных услуг, повышения воспитательной направленности работы комплексов;

- превращение муниципальных образований области в динамично развивающиеся и инвестиционно привлекательные территории.

Оценка экономической эффективности:

- создание сбалансированной сети образовательных учреждений, учреждений культуры и других объектов социальной сферы;

- оптимизация экономических составляющих образовательного, развивающего и оздоровительного процессов за счет оказания дополнительных услуг жителям населенных пунктов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»