Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН


Об областной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года"*

Принят Тамбовской областной Думой 30 ноября 2004 года

(с изменениями на 8 июля 2008 года)

________________________________________________________________
     Утратил силу с 1 января 2009 года - Закон Тамбовской области от 18 декабря 2008 года N 477-З.
________________________________________________________________

Текст документа с изменениями, внесенными:

Постановлением администрации области от 20 июля 2006 года N 70-З;

Законом Тамбовской области от 3 апреля 2007 года N 173-З;

Законом Тамбовской области от 2 июля 2008 года N 402-З.

________________________________________________________________     

________________

*- Наименование в редакции, введенной в действие с 8 июля 2008 года на основании Закона Тамбовской области от 2 июля 2008 года N 402-З

Статья 1 (статья в редакции, введенной в действие с 8 июля 2008 года на основании Закона Тамбовской области от 2 июля 2008 года N 402-З)

Утвердить областную целевую программу "Социальное развитие села до 2012 года" (прилагается).

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Тамбовской

областной Думы

                                                  В.Н. Карев

Глава администрации

Тамбовской области     

                                         О.И. Бетин


г.Тамбов

30 ноября 2004 г.

N 264-З

Приложение
к Закону Тамбовской области
от 30 ноября 2004 года
N 264-З*


________________

*- Приложение в редакции, введенной в действие с 8 июля 2008 года на основании Закона Тамбовской области от 2 июля 2008 года N 402-З     

Областная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года"


ПАСПОРТ областной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года"

Наименование Программы

- Областная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года"

Основание для разработки Программы

- Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" (с изменениями и дополнениями);


Распоряжение главы администрации Тамбовской области "О создании рабочей группы по разработке областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" от 11 апреля 2003 года N 116-р

Государственный заказчик-координатор Программы

- Управление сельского хозяйства Тамбовской области

Основные разработчики Программы

- Управление сельского хозяйства Тамбовской области;


Управление инвестиций Тамбовской области;


Управление транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области;


Управление образования и науки Тамбовской области;


Управление здравоохранения Тамбовской области;


Управление культуры и архивного дела Тамбовской области;


Управление информатизации администрации Тамбовской области;


Управление топливно-энергетического комплекса и жилищного коммунального хозяйства Тамбовской области;


Управление по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области

Цели и задачи Программы

- основными целями Программы являются:


повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности;


создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";


создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;


повышение престижности проживания в сельской местности.


Основными задачами Программы являются:


улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;


улучшение состояния здоровья сельского населения, в том числе на основе повышения роли физкультуры и спорта;


улучшение материально-технического состояния общеобразовательных учреждений в сельской местности;


активизация культурной деятельности на селе;


повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения в сельской местности, обеспечение развития телефонной и телекоммуникационной связи в сельской местности;


расширение сети автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности и их благоустройство;


повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест

Сроки и этапы реализации Программы

- 2004-2012 годы:


I этап - 2004-2006 годы;


II этап - 2007-2010 годы;


III этап - 2011-2012 годы

Основные мероприятия Программы

- мероприятия Программы сгруппированы по следующим направлениям:


обеспечение жильем, образование, здравоохранение, культура, торгово-бытовое обслуживание, электрификация, газификация, водоснабжение, телекоммуникационная связь, дорожное строительство.


Реализация мероприятий Программы обеспечит:


улучшение жилищных условий сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов;


улучшение состояния здоровья сельского населения путем повышения доступности и качества предоставления первичной медико-санитарной помощи;


сохранение и развитие базы для занятий физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни сельского населения, профилактики правонарушений, наркомании и алкоголизма;


повышение образовательного уровня учащихся общеобразовательных учреждений в сельской местности, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями;


активизацию культурно-досуговой деятельности в сельской местности;


повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения населенных пунктов, расположенных в сельской местности, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;


расширение сети автомобильных дорог в сельской местности и их благоустройство;


повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания рабочих мест

Исполнители основных мероприятий Программы

- определяются на конкурсной основе в установленном законодательством Российской Федерации порядке

Объемы и источники финансирования Программы

- общая сумма расходов на реализацию - 9470,154 млн. руб., в том числе:


средства федерального бюджета - 1800,032 млн. руб. (19,0 процентов);


средства областного бюджета - 2029,132 млн. руб. (21,4 процента);


внебюджетных источников - 5640,990 млн. руб. (59,6 процента)

Ожидаемые результаты реализации Программы

- реализация Программы позволит:


ввести дополнительно 117,3 тысяч квадратных метров жилой площади, что позволит улучшить жилищные условия более 1699 сельских семей, привлечь для проживания на селе 697 молодых семей и молодых специалистов и довести уровень обеспеченности коммунальными услугами до 45 процентов;


повысить уровень газификации домов (квартир) природным газом до 65 процентов;


улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией;


довести долю обучающихся в благоустроенных общеобразовательных учреждениях в первую смену до 90 процентов;


расширить сеть фельдшерско-акушерских пунктов на 8 единиц; повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66 процентов;


обеспечить ввод 2079 телефонных номеров;


ввести в действие 60,741 км автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты; сохранить на объектах социальной сферы и инженерной инфраструктуры 2380 рабочих места.

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2008-2012 годы, утвержденной Законом Тамбовской области от 5 декабря 2007 года N 317-З, требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.

Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса.

Исторически для основной массы сельских поселений характерна бытовая неустроенность. Из 1666 сельских поселений области только 117 имеют комплексную застройку и благоустройство, 540 сельских поселений частично благоустроены, а 1009 сельских поселений не вовлечены в этот процесс.

Из 685 общеобразовательных школ области 205 требуют капитального ремонта, а 20 находятся в аварийном состоянии.

В настоящее время в сельской местности функционирует 688 амбулаторно-поликлинических учреждений.

Материально-техническая база сельских лечебных учреждений не отвечает современным требованиям: около 20 процентов медицинских учреждений построены по типовым и индивидуальным проектам, остальные находятся в приспособленных помещениях, из которых 30 процентов деревянной постройки; 12 корпусов больниц и амбулаторий, 17 фельдшерских акушерских пунктов расположены в аварийных зданиях; 60 процентов всех учреждений сельского здравоохранения нуждаются в капитальном ремонте.

На 10000 жителей в сельской местности приходится 57,7 врачебных больничных коек.

Обеспеченность населения лечебными учреждениями на 10000 человек (посещений) по городам - 307,9, в сельской местности - 174,2, т.е. в 1,8 раза меньше, чем в городе.

В сельской местности работают 585 клубных учреждений, 580 сельских библиотек с книжным фондом 5 миллионов экземпляров.

Действуют 9 музеев, 22 музыкальных, художественных школ и школ искусств.

Вместе с тем 163 сельских учреждения культуры требуют ремонта, 10 находятся в аварийном состоянии, 34% клубов в зимний период времени не отапливаются, 93 процента сельских учреждений культуры не телефонизированы. Большая часть учреждений культуры построена в 70-80 годах прошлого века методом массового строительства. Учитывая масштабность зданий, содержание их в надлежащем состоянии требует значительных финансовых затрат. Кризис 90-х годов привел к обветшалости, а порой и аварийности учреждений искусства, культуры и кинематографии. Слаба защищенность зданий от пожаров и т.п.

Основная часть сельского жилищного фонда не имеет элементарных коммунальных удобств, 61% - водопровода, 69% - канализации, 83% - горячего водоснабжения.

В общем жилом фонде области значительно увеличился удельный вес аварийного и ветхого жилья.

Состояние распределительных сетей 0,4-10 кВ из года в год ухудшается из-за недостаточного финансирования и постоянного сокращения объемов строительства (реконструкции) сетей, взамен построенных в период массовой электрификации села с применением деревянных или железобетонных опор, рассчитанных на незначительные гололедные и ветровые нагрузки, имеющих сниженную пропускную способность из-за малых сечений проводов. В тоже время - это объекты повышенной опасности и их повреждения могут приводить не только к перерывам электроснабжения, но и к травматизму населения.

Состояние сельских сетей водопровода, а также качество питьевой воды из-за повышенного содержания в ней железа нельзя считать удовлетворительным. Основным источником питьевого водоснабжения сельских поселений области являются подземные воды. Удельное водопотребление на одного жителя в сельской местности области составляет 70 л/сутки.

На территории области насчитывается 1105 водопользователей и более двух тысяч групповых и одиночных водозаборов. Водозаборы включают 1200 эксплуатационных скважин.

Суммарные прогнозные эксплуатационные ресурсы подземных вод области оцениваются в 1904,4 тыс. м/сутки. Общие эксплуатационные запасы подземных вод разведанных месторождений составляют 1011,1 тыс. м /сутки.

В обеспечении населения области качественной питьевой водой основными проблемами являются:

крайне неравномерное распределение ресурсов пресных подземных вод на территории области. Наиболее полно ими обеспечены центральные части области, хуже - северные, восточные, западные и плохо - южные;

прогрессирующее техногенное загрязнение подземных вод, в том числе и на освоенных месторождениях, приводящее к частичному или полному закрытию водозаборов. Потенциальными очагами являются загрязненные почвы, сточные воды, различные аварийные сбросы и выбросы в атмосферу;

отсутствие необходимого комплекса сооружений водоподготовки (природное повышенное содержание железа в питьевой воде в 2 и более раза превышающее предельно допустимые концентрации, повышенная жесткость, низкое содержание фтора);

ненадлежащее содержание зон санитарной охраны водоисточников;

изношенность водозаборных сооружений и разводящих сетей.

Из общего числа сельских жителей области 74 процента населения охвачено централизованным водоснабжением и 26 процентов населения пользуются водой из шахтных колодцев, не отвечающей по качеству требованиям ГОСТа.

Несмотря на то, что природный газ пришел на Тамбовщину в 1946 году, газификация сельских населенных пунктов коренным образом началась только с 1990 года. Крайне необходима газификация домовладений, сельскохозяйственных производств, перерабатывающей промышленности.

Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции.

Из 469 телефонных станций, установленных в сельской местности Тамбовской области, 461 станция координатного типа. Оборудование координатных АТС физически и морально устарело, многие АТС имеют большой срок эксплуатации и не могут обеспечить широкого набора услуг электросвязи, которые необходимы в настоящее время потребителю. Назрела острая необходимость технического перевооружения средств телекоммуникаций сельских телефонных сетей.

В населенных пунктах ниже центральных усадьб сельхозпредприятий телефонная плотность составляет 2-3 телефона, а 358 населенных пунктов области телефонной связи вообще не имеют.

В очереди на установку телефона стоят около 9 тысяч сельских жителей, в том числе зарегистрировано более 700 заявлений от льготных категорий граждан. Без реконструкции и замены координатных АТС удовлетворить заявления практически невозможно.

Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгового, бытового и других видов сервиса. 543 населенных пункта не соединены дорогами с твердым покрытием, что составляет 34,2 процента.

Из-за бездорожья значительное количество сельских поселений остаются без автобусного сообщения.

В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.

С целью сдерживания дальнейшего отставания села от города по уровню и условиям жизнедеятельности Правительство Российской Федерации Постановлением от 3 декабря 2002 года N 858 утвердило федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2012 года" и рекомендовало органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органам местного самоуправления:

- разработать и принять муниципальные программы социального развития села до 2012 года;

- предусматривать в проектах бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов средства на реализацию указанных программ.

II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы


Программа разработана для достижения следующих основных целей:

развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований;

реализация инвестиционного проекта устойчивого развития сельских территорий Тамбовской области "Поселения XXI века - Тамбов";

сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры;

расширение рынка труда в сельской местности.

Предусматривается, что Программа будет осуществляться в три этапа.

На первом этапе (2004-2006 годы) должно быть обеспечено совершенствование нормативно-правовой, организационно-управленческой и научно-методической базы социального развития села и создание условий, минимально необходимых для реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

На втором этапе (2007-2010 годы) предусматривается переход к формированию в сельских муниципальных образованиях условий, обеспечивающих более высокий жизненный стандарт, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда, создание предпосылок устойчивого развития сельских территорий.

На третьем этапе (2011-2012 годы) предполагается повышение уровня и качества жизни сельского населения, необходимых для улучшения демографической ситуации и формирования высокопрофессиональных трудовых кадров села в целях обеспечения устойчивого развития сельских территорий и выполнения мероприятий реализации Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2008-2012 годы по наращиванию объемов сельскохозяйственного производства.

Программные мероприятия направлены на решение следующих задач:

стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»