Недействующий

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН


О местном референдуме в Тамбовской области

Принят Тамбовской областной Думой 28 ноября 2003 года

     

Глава 1. Общие положения

     

_________________________________________________________
   
  Утратил силу с 15 декабря 2006 года - Закон Тамбовской области от 24 ноября 2006 года N 124-З.
_________________________________________________________
     
     Статья 1.
Местный референдум в Тамбовской области

1. Местный референдум в Тамбовской области (далее - местный референдум, референдум) - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в местном референдуме, место жительства которых расположено в границах муниципального образования Тамбовской области, по наиболее важным вопросам местного значения. Местный референдум проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Тамбовской области, настоящим Законом, уставом муниципального образования.

2. Местный референдум проводится на всей территории муниципального образования.

3. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Гражданин Российской Федерации голосует на местном референдуме за вынесенный на референдум вопрос или против него непосредственно. Каждый участник местного референдума обладает одним голосом.

4. Участие гражданина в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в местном референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

5. Местный референдум в Тамбовской области может проводиться одновременно с проведением выборов депутатов областной Думы, главы администрации области, референдума Тамбовской области, депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления.

6. Совмещение комиссией местного референдума полномочий по подготовке и проведению выборов, референдума области возможно по решению соответствующей вышестоящей комиссии.

    Статья 2. Право на участие в местном референдуме


1. В местном референдуме имеет право участвовать гражданин Российской Федерации, место жительства которого расположено на территории муниципального образования и достигший на день голосования 18 лет.

2. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

3. Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

    Статья 3. Вопросы местного референдума


1. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Уставом муниципального образования могут быть установлены вопросы, подлежащие вынесению на референдум.

2. На местный референдум в обязательном порядке выносятся вопросы, которые в соответствии с законами Тамбовской области могут быть решены исключительно на местном референдуме.

     3. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:


1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти области, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти области, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

2) о персональном составе органов государственной власти области, органов местного самоуправления;

3) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

4) о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

4. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

5. Принятие органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который в соответствии с настоящим Законом и уставом муниципального образования может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.

6. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

7. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству Тамбовской области.

8. Не допускается установление ограничений для вопросов, выносимых на референдум, за исключением указанных в настоящей статье.

    Статья 4. Обстоятельства, исключающие проведение местного референдума


1. Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, либо на территории области, либо на части территории области, а также в течение 3 месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

2. Представительный орган местного самоуправления, уполномоченный в соответствии с настоящим Законом принимать решение о назначении референдума, вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение местного референдума.

3. Повторный местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится в течение 2 лет со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума.

4. Установление иных обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.

     Статья 5. Язык проведения местного референдума


1. При подготовке и проведении местного референдума используется русский язык, как государственный язык Российской Федерации.

2. Тексты нормативно-правовых актов и иных вопросов, выносимых на референдум, бюллетени для голосования, протоколы и данные о результатах референдума, принятые на референдуме решения, документы государственных органов и органов местного самоуправления, касающиеся проведения местного референдума, составляются и публикуются на русском языке.

     Статья 6. Законодательство о местном референдуме


Законодательство о местном референдуме составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", другие федеральные законы, Устав (Основной Закон) Тамбовской области, другие законы области, настоящий Закон и уставы муниципальных образований, а также иные нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в Российской Федерации.     

Глава 2. Назначение местного референдума в Тамбовской области

    Статья 7. Инициатива проведения местного референдума


1. Инициатива проведения местного референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме, избирательному объединению, иному общественному объединению, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне, не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума.

2. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования также по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

     Статья 8. Порядок реализации инициативы проведения местного референдума


1. Каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в местном референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 10 человек. Если инициатором проведения референдума выступает общественное объединение, указанное в части 1 статьи 7 настоящего Закона, руководящий орган этого общественного объединения либо руководящий орган его регионального, областного или местного отделения выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности.

2. Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию муниципального образования, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии местного референдума, с ходатайством о регистрации группы.

3. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы.

4. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

5. Избирательная комиссия муниципального образования в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

1) в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Устава (Основного Закона) Тамбовской области, настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган местного самоуправления, уполномоченный принимать решение о назначении референдума;

     2) в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.


6. Представительный орган местного самоуправления обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 3 настоящего Закона в срок, не превышающий 20 дней со дня поступления в к нему ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов.

7. В случае признания представительным органом местного самоуправления вопроса, выносимого на местный референдум, отвечающим требованиям статьи 3 настоящего Закона, избирательная комиссия муниципального образования регистрирует инициативную группу по проведению местного референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Форма регистрационного свидетельства утверждается областной избирательной комиссией. Решение о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания представительным органом местного самоуправления соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 3 настоящего Закона. Регистрационное свидетельство действительно в течение 30 дней.

8. После регистрации инициативной группы по проведению референдума для достижения определенного результата на референдуме в порядке аналогичном порядку создания инициативной группы по проведению референдума могут создаваться иные группы участников референдума. В качестве указанных групп также могут осуществлять деятельность руководящие органы общественных объединений, руководящие органы региональных (областных), местных отделений общественных объединений, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке, определенном федеральным законом на местном, областном или на более высоком уровне, не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения с инициативой о проведении референдума, а также руководящие органы политических партий, региональных (областных), местных отделений политических партий. Положения настоящего Закона, регулирующие деятельность инициативной группы по проведению референдума после ее регистрации, ее членов и уполномоченных представителей, распространяются также на иные группы участников референдума, их членов и уполномоченных представителей. Иные группы участников референдума регистрируются избирательной комиссией муниципального образования в течение пяти дней со дня представления ими в комиссию следующих документов:

1) для граждан - ходатайство о регистрации группы, подписанное всеми членами указанной группы; протокол собрания группы, на котором было принято решение о создании группы. Число членов указанной группы не может быть менее 10 человек;

2) для руководящих органов общественных объединений и политических партий, их отделений - ходатайство о регистрации в качестве группы; копия устава, копия свидетельства о регистрации общественного объединения, политической партии.

9. В случае признания представительным органом местного самоуправления вопроса, выносимого на местный референдум, не отвечающим требованиям статьи 3 настоящего Закона, избирательная комиссия муниципального образования отказывает в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума.

10. В случае отказа в регистрации инициативной группе по проведению местного референдума выдается решение избирательной комиссии муниципального образования, в котором указываются основания отказа.

11. Основанием отказа в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава (Основного Закона) Тамбовской области и законов Тамбовской области, настоящего Закона, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

Статья 9. Статус членов инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников местного референдума

1. Члены и уполномоченные представители инициативной группы по проведению местного референдума не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения и поддержки инициативы проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос референдума.

2. Положения настоящего Закона, регулирующие деятельность инициативной группы по проведению местного референдума после ее регистрации, ее членов и уполномоченных представителей, распространяются также на иные группы участников референдума, их членов и уполномоченных представителей, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Статья 10. Сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума и порядок назначения местного референдума

1. Инициативная группа по проведению референдума вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума и до истечения срока действительности регистрационного свидетельства. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств фонда референдума инициативной группы по проведению референдума

2. В поддержку инициативы проведения местного референдума инициативной группе необходимо собрать подписи в количестве пяти процентов от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме. Число граждан, имеющих право на участие в референдуме, определяется на основании данных регистрации участников референдума по состоянию на 1 января или 1 июля соответствующего года. Количество представленных подписей может превышать необходимое их количество, но не более чем на 25 процентов.

3. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. В случае вынесения на референдум проекта нормативного правового акта лицо, собирающее подписи, должно представлять текст этого проекта участнику референдума по его первому требованию.

4. Подписи могут собираться только среди граждан, обладающих правом на участие в местном референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов комиссий референдума с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат запрещается.

5. Право сбора подписей участников референдума принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума может заключать с лицом, собирающим подписи участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через фонд референдума, созданный инициативной группой по проведению референдума.

6. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону. Участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об участнике референдума, ставящего в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только от руки. Подпись и дату ее внесения участник референдума ставит собственноручно.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»