Недействующий


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Тамбовская область

ЗАКОН


Об областной Программе
"Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
на период 2003-2010 годов"


Принят Тамбовской областной Думой 25 декабря 2002 года


______________________________________________________________
     Утратил силу с 01 января 2009 года - Закон Тамбовской области от 18 декабря 2008 N 477-З.
______________________________________________________________

Статья 1. Утвердить областную программу "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на период 2003-2010 годов" (прилагается).

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Тамбовской

областной Думы

                                                  В.Н. Карев

Глава администрации

Тамбовской области     

                                         О.И. Бетин


г.Тамбов

25 декабря 2002 г.

N 82-З

Приложение
к Закону Тамбовской области
от 25 декабря 2002 года
N 82-З

ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА
"ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО
ЖИЛИЩНОГО ФОНДА НА ПЕРИОД 2003-2010 ГОДОВ"

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами

Программа разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2002 N 33 "О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" *1).

1.1. Значительная часть жилищного фонда Тамбовской области не удовлетворяет сегодня потребностям населения не только по объему, но и по своим качественным характеристикам. Суммарная площадь жилищного фонда Тамбовской области, техническое состояние которого не соответствует стандартам проживания, составляет 807,3 тыс. кв. м (по данным формы N 1 - Жилфонд "Сведения о жилищном фонде (утверждена постановлением Госкомстата России от 16.08.99 N 75), или 3,3 процента всего жилищного фонда области. В целом в области расположено 11074 ветхих и аварийных зданий. Отнесение жилищного фонда к ветхому и аварийному производится на основании приказа Госстроя России от 05.11.85 N 529 "Об утверждении Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания":

- для полносборных, кирпичных и каменных зданий при физическом износе строительных конструкций и инженерного оборудования - свыше 70 процентов;

- для деревянных зданий и зданий со стенами из местных материалов - свыше 65 процентов.

1.2 Основной удельный вес в структуре ветхого и аварийного жилья занимает ветхий жилищный фонд - 91,0 процент, аварийный - 8,4 процента. Доля жилья, непригодного для проживания, расположенного в городской местности составляет - 47,9 процента (387,0 тыс. кв.м) от общей площади, в сельской местности - 52,1 процента (420,3 тыс. кв.м). Особенно сложна проблема ветхого жилищного фонда в ряде городов и сельских населенных пунктов области, где за последнее десятилетие резко сократились объемы производства.

Площадь ветхих и аварийных строений превышает объемы годового ввода в действие жилых домов в Тамбовской области. Процесс ликвидации непригодного для проживания жилья протекает медленно.

1.3 На начало 2002 года жилищный фонд области насчитывал 290 тыс. жилых зданий, из них II тыс. признаны ветхими и аварийными. Более 20 тыс. зданий (7,1 процента) было построено до 1920 года и находятся в эксплуатации более 80 лет, 36,5 тыс. зданий (47 процентов) построено в период с 1946-1970 годы, после 1955 года было построено 10,9 тыс. зданий (3,8 процента). Пик строительства приходится на период с 1946 по 1970 годы.

Из общего количества жилых зданий 34 процента приходятся на дома с износом до 30 процентов, с износом от 31 процента до 65 процентов 61 процент домов, с износом свыше 65 процентов - 3,8 процента жилых домов.

За последние 10-15 лет капитальный ремонт жилых зданий практически не производился, что еще больше усилило процесс ветшания жилищного фонда.

1.4 За счет реализации областной программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на период 2003-2010 годов" планируется ликвидировать ветхого и аварийного жилья 338,48 тыс. кв.м (41,9 процента), за счет реализации других программ и мероприятий 468,82 тыс. кв.метров (58 процентов).

Большую часть проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда предполагается решить в рамках реализации отдельных мероприятий и других целевых программ:

"Государственные жилищные сертификаты";

"Свой дом";

"Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев";

обеспечение жильем отдельных социально незащищенных категорий граждан (чернобыльцы, афганцы, участники ВОВ, многодетные семьи, молодые семьи).

Сведения о распределении ветхого и аварийного жилищного фонда, подлежащего ликвидации за счет областной программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья на период 2003-2010 год" по формам собственности на жилые помещения приведены в таблице N 1.

Сведения о распределении ветхого и аварийного жилищного
фонда по формам собственности, подлежащего ликвидации за счет
областной программы "Переселение граждан из ветхого и
аварийного жилищного фонда на период 2003-2010 годов"

N

Показатель

Всего

В том числе

п/п

Государ-
ственная

Муници-
пальная

Привати-
зированое жилье в муници-
пальном государ-
ственном фонде


1.   Всего общая площадь         338,48     10,65    239,36     88,47
     ветхого и аварийного
     жилищного фонда,
     тыс. кв. м., из них:

1.1. подлежащая сносу            196,52      6,43    167,24     22,85

1.2. подлежащая реконструкции    141,96      4,22     72,12     65,62

2.   Количество человек          21701       912     17879      2910
     (семей), проживающих в
     ветхом и аварийном
     жилищном фонде              8051       304      6777       970

3.   Строительство нового
     жилищного фонда в
     тыс. кв. м                  276,1      11,5     250,6      14,0

4.   Проведение ремонта и
     реконструкции
     существующего жилищного
     фонда, не пригодного для
     постоянного проживания,
     тыс. кв. м                  114,5       4,9      71,3      38,3

5.   Площадь аварийного и
     ветхого жилищного фонда,
     приходящаяся на одного
     человека кв. м/чел.          15,6      11,7      13,4      30,4
_______________________________________________________________________

1.5 Распределение ветхого и аварийного фонда по структуре жилых зданий и формам собственности на жилые помещения в них характеризуются следующим образом:

наибольшую долю в этом фонде составляет жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся муниципальной собственностью в малоэтажном (до 5 этажей) жилищном фонде - 70,7 процента;

частная собственность (доля приватизированных квартир) - 26,1 процента; в меньшей степени к ветхому и аварийному жилью в настоящее время относятся многоэтажные (свыше 5 этажей) жилые здания.

1.6 Отсутствие ряда законодательных актов, реализующих вопросы жилищной политики на федеральном уровне, затрудняют создание правовой базы области для решения вопросов переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Постановлением администрации Тамбовской области от 01.07.97 N 393 были установлены нормативы социальной нормы площади жилья - 18 кв. м общей площади жилья на 1 члена семьи из 3-х и более человек, 42 кв. м - на семью из двух человек, 33 кв. м - на одиноко проживающих граждан. Тем не менее, в расчетах принята усредненная социальная норма 18 кв. метров общей площади жилья на 1 человека. При количестве 21700 человек, подлежащих переселению, необходимо построить и реконструировать в рамках реализации данной областной программы 390,6 тыс. кв. метров жилья, что потребует финансирования в сумме 2540,6 млн. рублей в ценах 2002 года, в том числе:

- 254,06 млн. руб. из федерального бюджета,

- 254,06 млн. руб. из областного бюджета,

- 254,06 млн. руб. из муниципальных бюджетов,

- 1778,42 млн. руб. за счет внебюджетных источников.

1.7. Таким образом, на основании данного анализа состояния ветхого и аварийного жилищного фонда можно сделать следующие выводы:

в целом в области в составе жилищного фонда объем ветхого и аварийного жилищного фонда составляет 3,3 процента (807,3 тыс. кв. метров);

частичная проблема ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда решается в рамках действия мероприятия, целевых программ и за счет средств граждан, проживающих в частных домовладениях;

проблему переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда необходимо решать программным методом. Одним из мероприятий областной целевой программы должна быть разработка соответствующей нормативно-методической базы, которая на сегодня отсутствует.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

2.1. На основе вышеприведенных выводов были сформулированы основные цели и задачи областной программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Тамбовской области:

обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания;

переселение граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания, в благоустроенное жилье, приобретенное на вторичном рынке жилья или во вновь построенное благоустроенное жилье;

ликвидация до 2004 года включительно существующего аварийного и до 2010 года - ветхого жилищного фонда.

2.2. В рамках реализации программы необходимо решить следующие основные задачи:

определение порядка переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, а также размеров оказываемой им государственной помощи;

обеспечение минимальной стоимости жилья при соблюдении определенных законом гарантий по размерам и качеству предоставляемого жилья;

обеспечение переселяемых граждан жильем (строительство социального жилья для малообеспеченной категории населения, приобретение квартир на вторичном рынке жилья);

организация реконструкции многоквартирных жилых домов в городских поселениях;

немедленная ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда в целях предупреждения его повторного заселения;

завершение строительства объектов жилищного фонда высокой степени готовности;

реализация обязательств собственника (собственников) жилищного фонда относительно не только состояния жилищного фонда, но и его восстановления в случае аварийного разрушения;

расширение масштабов использования вторичного рынка жилья;

формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселяемых граждан благоустроенным жильем;

взаимосвязь программы переселения граждан из жилья, непригодного для проживания, с другими реализуемыми программами и мероприятиями, в которых частично решаются проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилья при определении методологии и объемов финансовой поддержки за счет федеральных ресурсов.

2.3. На основе вышеизложенного для решения проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда необходимо построить и реконструировать 390,6 тыс. кв. м жилищного фонда. (Таблица 2)

Расчет потребности в жилье для переселения граждан
из ветхого и аварийного жилищного фонда Тамбовской области

N

Наименование

Ед.

Объем работ

п/п

показателя

измерения

2003-
2010

в том числе по годам

2003

2004

2005

2006-2010


 1.   Площадь сносимого    тыс. кв. 338,48 12,73 23,85  40,2   261,7
      и реконструируемого     м
      ветхого и
      аварийного жилья

 2.   Количество           семей     7221   260   538   838    5585
      переселяемых
      семей

 3.   Количество жителей,  чел.     21700   833  1615  2683   16569
      подлежащих
      переселению

 4.   Социальная норма     кв.        18    18    18    18      18
      предоставления       м/чел.
      жилья

 5.   Объем жилья,         тыс.      390,6  15,0  29,08 48,3   298,22
      требуемый для        кв. м
      переселения
______________________________________________________________________

2.4. Программа переселения граждан Тамбовской области из ветхого и аварийного жилищного фонда предусматривает комплекс мероприятий на период 2003-2010 годы. Реализация программы предусматривается поэтапно.

2.5. На первом этапе (2003-2004 годы) будут созданы необходимые правовые и организационные условия для реализации основных задач программы:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»