Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 26 ноября 2008 года № 467

Об утверждении Программы реформирования общественных финансов Самарской области на 2008 - 2010 годы

 _____________________________________________________________________________________________________

  Постановление утратило силу  -  Постановление Правительства Самарской области от 06 октября 2009 г. № 518  
_____________________________________________________________________________________________________         

  

            В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 №859 «Об утверждении Положения о предоставлении в 2008-2009 годах субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов», приказов Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2004 № 238 «Вопросы распределения субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов», от 19.09.2008 №453 «О проведении в 2008 году отбора субъектов Российской Федерации для распределения субсидий на реформирование региональных финансов» и реформирования бюджетной сферы и бюджетного процесса в Самарской области Правительство Самарской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Программу реформирования общественных финансов Самарской области на 2008 - 2010 годы.

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство управления финансами Самарской области (Иванова).

3. Опубликовать настоящее постановление  в средствах  массовой информации.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.


Губернатор - председатель Правительства Самарской области
 В.В.Артяков

Утверждена
постановлением Правительства Самарской области
от 26.11.2008 №467


Программа реформирования общественных финансов Самарской области на 2008-2010 годы
(далее - Программа)

(с изменениями на 6 октября 2009 года)

Паспорт программы

Наименование программы  

-

программа реформирования общественных финансов Самарской области на 2008-2010 годы  

Государственный заказчик программы  

-

министерство управления финансами Самарской области  

Цель и задачи программы  

-

создание благоприятных условий для экономического и социального развития Самарской  области путем совершенствования системы управления общественными финансами Самарской области.

 








Задачи, которые необходимо решить для достижения цели Программы:

   совершенствование предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам;

   совершенствование практики применения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат;

   совершенствование межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами;

   повышение качества финансового менеджмента  

Сроки и этапы реализации
программы  

-

2008 - 2010 годы.

Этапы Программы:

   1 этап - с даты вступления в силу Программы по 30 июня 2009 года;

   2 этап - с 1 июля 2009 года по 30  июня  2010 года  

Целевые индикаторы и
показатели программы(1)

-
(1) По состоянию на
 1 июля 2010 года.

достижение положения, при котором отклонение потребности в предоставлении государственных услуг физическим и юридическим лицам (по каждой государственной услуге из утвержденного сводного реестра), в том числе в стоимостном выражении, в последнем отчетном году будет отличаться от фактически предоставленных услуг не более чем на 15%;

достижение состояния, при котором все предоставляемые государственные услуги физическим и юридическим лицам  в последнем отчетном году и (или) в текущем финансовом году имеют требования к качеству предоставления;

достижение состояния, при котором все государственные услуги физическим и юридическим лицам, утвержденные сводным реестром государственных услуг, предоставляются в соответствии с государственными заданиями на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам;

достижение состояния, при котором  доля фактически предоставленных в соответствии с государственными заданиями государственных услуг физическим и юридическим лицам за последний отчетный год,  соответствующих установленным требованиям к качеству предоставления услуг, составит не менее 80%;

объем бюджетных расходов, предусмотренных на реализацию действующих ведомственных и областных целевых программ, составляет не менее 50% от общего объема непроцентных расходов областного бюджета;

проект закона Самарской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период разрабатывается и утверждается с предварительным проведением общественных слушаний и обсуждений;

отклонение за отчетный год фактической бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа), имеющего самый низкий уровень бюджетной обеспеченности, от самой высокой бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) не более чем в 2 раза;

отсутствует просроченная задолженность муниципальных образований Самарской области по предоставленным бюджетным кредитам;

субсидии местным бюджетам на реформирование муниципальных финансов, распределяемых на конкурсной основе, выделяются при условии, что не менее 30% объема расходных обязательств муниципальных образований возникает на основании долгосрочных и ведомственных целевых программ;

увеличение средней по муниципальным образованиям оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований в сравнении с отчетным финансовым годом;

увеличение средней по главным распорядителям средств областного бюджета оценки качества финансового менеджмента в сравнении с отчетным финансовым годом;

просроченная задолженность Самарской области по средствам, привлекаемым на покрытие временных кассовых разрывов, отсутствует;

объем налоговых льгот составляет менее 5% налоговых доходов областного бюджета за последний отчетный год;

критериям, установленным законодательством Самарской области, удовлетворяют не менее 90% государственных унитарных предприятий и организаций, доли в уставном капитале которых принадлежат Самарской области;

все операции по долговым обязательствам в 2009-2010 годах полностью соответствуют процедурам управления государственным долгом Самарской области, принятия долговых обязательств и их рефинансирования

Объемы и источники
финансирования программных
мероприятий  

-


ориентировочный объем финансирования Программы оценивается в 250 млн. рублей, из них:

56 млн. рублей - средства областного бюджета (первый этап - 28 млн. рублей, второй этап - 28 млн. рублей).

Планируется привлечение субсидий  в размере 194 млн. рублей из федерального бюджета на реформирование региональных финансов(2) (первый этап - 97 млн. рублей, второй этап - 97 млн. рублей)

_________________________

(2) Объем субсидий из федерального бюджета на реформирование региональных финансов может быть уточнен Министерством финансов Российской Федерации по итогам отбора субъектов Российской Федерации.

Система организации
контроля за ходом реализации программы  

-

контроль осуществляется Правительством Самарской области, Самарской Губернской Думой, межведомственной комиссией по разработке и контролю за реализацией Программы реформирования общественных финансов Самарской области на 2008 - 2010 годы (далее - Комиссия), руководителями органов исполнительной власти Самарской области (по соответ-ствующим направлениям Программы)

Основание для разработки
программы  

-

постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 859 «Об утверждении Положения о предоставлении в 2008-2009 годах субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов», приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2004 № 238 «Вопросы распределения субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов», приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19.09.2008 № 453 «О проведении в 2008 году отбора субъектов Российской Федерации для распределения субсидий на реформирование региональных финансов»

Исполнители программы  

-

Правительство Самарской области, иные органы исполнительной власти Самарской области, научные и иные организации, привлекаемые к реализации отдельных мероприятий Программы в порядке, установленном действующим законодательством.

  
1. Концепция программы  


1.1. Основные приоритеты и направления реформирования, обоснование необходимости решения проблемы реформирования общественных финансов Самарской области программно-целевым методом


В течение последних лет в Российской Федерации идет планомерный процесс реформирования системы государственных и муниципальных финансов. Целью проводимых преобразований является повышение эффективности и качества управления общественными (государственными и муниципальными) финансами. Реформирование осуществляется в соответствии с задачами, поставленными Президентом Российской Федерации в бюджетных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, и программами структурных реформ в сфере управления государственными и муниципальными финансами: Концепцией реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.98 № 862, Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 № 584, Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 № 249, Концепцией повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2006 № 467-р.

Последовательная реализация преобразований позволила заложить основы современной и конкурентоспособной системы управления общественными финансами. Вместе с тем эффективное и ответственное управление общественными финансами требует его постоянной модернизации.

Реализация намеченных в рамках Программы мероприятий окажет влияние не только на финансово-бюджетную сферу, но и позволит создать базовые условия и предпосылки для позитивных экономических и социальных преобразований, достижения стратегических целей бюджетной политики, определенных Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 № 129.

В пользу этого несомненно свидетельствует успешный опыт Самарской области по разработке и реализации программы реформирования региональных и муниципальных финансов в рамках первого конкурса на получение субсидий на реформирование региональных финансов. Конкурс был проведен в 2000 году. Самарская область являлась его победителем наряду с Белгородской, Вологодской, Челябинской областями, Чувашской Республикой, Хабаровским краем. Реализация программы проводилась в  2000-2002 годах.

В условиях ранее действовавшего бюджетного законодательства радикальный пересмотр принципов исполнения бюджета был невозможен.  С принятием Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» появились новые возможности для повышения эффективности управления общественными финансами. В частности, созданы условия для использования ориентированных на результат форм финансирования государственных и муниципальных услуг. Внедрение новых форм финансирования государственных и муниципальных услуг предполагает реструктуризацию бюджетной сети. Возможности для реорганизации бюджетной сети предоставляет Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Таким образом, следующий этап модернизации бюджетного процесса и управления общественными финансами обоснован и с точки зрения норм действующего законодательства.

Реформы общественных финансов сложны и болезненны, поскольку, с одной стороны, совмещают в себе объект и субъект преобразования (то есть требуют от органов власти реформирования отношений внутри себя), а с другой - затрагивают практически весь спектр политических, экономических и социальных интересов и ограничений. Поэтому исключительно важно иметь четкую и комплексную стратегию преобразований.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007  № 859 «Об утверждении Положения о предоставлении в 2008-2009 годах субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов» определены основные направления реформирования региональных и муниципальных финансов, включающие разработку и выполнение комплекса мероприятий, взаимоувязанных по целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям. Реализация мероприятий по основным направлениям реформирования будет осуществляться органами государственной власти Самарской области, органами местного самоуправления. Существует потребность в координации их усилий.

Решение проблемы программно-целевым методом дает дополнительную возможность получения субсидий на реформирование региональных финансов. Программа является необходимым элементом заявки на участие Самарской области на получение указанных субсидий.

Осуществление преобразований в сфере управления общественными финансами без использования программно-целевого подхода приведет к увеличению сроков выполнения поставленных задач. Могут быть решены только отдельные задачи, что исключает возможность получения  кумулятивного эффекта за счет комплексной реализации мероприятий по ряду направлений.

В связи с вышеизложенным представляется целесообразным решать проблему с помощью реализации настоящей Программы.

1.2. Основные проблемы, требующие решения в рамках реализации Программы


В числе основных проблем, сохраняющих свою актуальность применительно к сфере управления общественными финансами, следует отнести следующие.

Недостаточная эффективность расходования бюджетных средств на оказание государственных услуг при необходимости максимально полного удовлетворения потребностей жителей и организаций Самарской области в государственных услугах связана со слабой заинтересованностью бюджетных учреждений в повышении качества и иных параметров оказания государственных услуг, отсутствием конкуренции в сфере оказания государственных услуг, отсутствием механизма, увязывающего объемы расходов на содержание бюджетных учреждений, оказывающих государственные услуги, с целевыми показателями предоставления соответствующих услуг, отсутствием целостной системы учета потребности в объемах предоставления государственных услуг, недостаточным контролем качества их предоставления.

Недостаточна эффективность бюджетных расходов, направляемых на решение комплексных социально-экономических проблем, в частности, в рамках целевых программ как инструмента социально-экономического развития, которые зачастую используются преимущественно как инструмент получения дополнительного финансирования, не решая в достаточной мере поставленных задач.

Слаба связь бюджетных расходов на оказание государственных услуг с уровнем их предоставления, обусловленная недостаточным проникновением программно-целевого метода планирования в практику формирования и исполнения областного бюджета, отсутствием мониторинга качества, доступности, надежности, стоимости и иных характеристик оказания государственных услуг, формированием бюджета по затратному принципу исходя из необходимости поддержания сложившегося уровня расходов, а не предоставления необходимого набора услуг.

Не развит механизм финансового менеджмента(3) в сфере государственных финансов вследствие несовершенства механизма бюджетного планирования, управления долговыми обязательствами, поддержания необходимой ликвидности бюджета, отдельных инструментов мобилизации доходов в областной бюджет, обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности бюджетов муниципальных образований.

_________________________

(3) В целях настоящей Программы финансовый менеджмент - управление общественными финансами, призванное обеспечить привлечение, поступление и эффективное расходование бюджетных средств всоответствии со Стратегией социально-экономического развития Самарской области.

Перечисленные проблемы повышают финансовые риски, ограничивают возможности эффективного решения комплексных социально-экономических проблем, эффективного и качественного предоставления государственных услуг. Актуальность реформирования еще более повышается в связи с вступлением в силу федеральных новаций в сфере налогового и бюджетного законодательства. Необходимость их учета предполагает существенную модернизацию бюджетного процесса.      

1.3. Цель и задачи Программы

1.3.1. Цель Программы


Цель Программы является следствием стратегических приоритетов Самарской области. В частности, в Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, главной целью которой является повышение качества жизни населения, определены два стратегических вектора развития Самарской области - развитие человеческого капитала и обеспечения экономического роста. При этом на развитие человеческого капитала в большей степени влияет деятельность учреждений и организаций социальной сферы, а экономический рост зависит от организаций (реального сектора экономики).

Взаимозависимость этих секторов не позволяет им иметь в достаточно длительном промежутке времени (5-10 лет) динамику, отличную друг от друга. Падение эффективности бюджетного сектора снижает качество человеческого капитала, который, собственно, и создает добавленную стоимость в производственном секторе. Влияние производственного сектора на бюджетный не менее существенно.

Органы государственной власти и управления, отвечающие за этот сектор, могут, наращивая эффективность своей деятельности, повлиять на достижение двух взаимосвязанных стратегических целей - развитие человеческого капитала и обеспечение экономического роста. Рост эффективности администрирования в части повышения качества государственных услуг приводит к росту качества человеческого капитала - люди становятся более образованными, здоровыми, живут в более безопасном обществе. За счет роста качества человеческого капитала создаются условия для роста экономики, так как более образованные и здоровые люди обладают более высоким потенциалом создания добавленной стоимости. С другой стороны, повышение эффективности администрации в части стимулирования экономического развития влияет как на возможность обеспечения условий для эффективного производства государственных услуг, так и непосредственно создает условия роста человеческого капитала. Создаются рабочие места,  работники повышают свой  профессиональный уровень, накапливают опыт, реализуются  социальные программы предприятий, рост материального благосостояния позволяет уве-личивать объем и качество услуг частной, не оплачиваемой из бюджета, социальной инфраструктуры образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.п.

Таким образом, рост человеческого капитала и экономики приводит  к росту уровня и качества жизни, что повышает конкурентоспособность Самарской области, так как для инвесторов создаются более выгодные  и комфортные условия роста финансовых вложений, а территория, более комфортная для проживания и деятельности людей, привлекает квалифицированные кадры.

Стратегические приоритеты Самарской области, определенные Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, применительно к сфере общественных финансов Самарской области были уточнены в Послании Губернатора Самарской области Артякова В.В. Самарской Губернской Думе «Основные направления бюджетной и налоговой политики Самарской области на 2009-2011 годы». В соответствии с этим посланием бюджетная  политика Самарской области на 2009-2011 годы призвана обеспечить сохранение четкой социально-ориентированной направленности областного бюджета, роль которого в стимулировании роста экономики, повышении качества жизни населения будет усилена.

Бюджетная политика Самарской области будет направлена на реализацию пяти основных составляющих:

повышение уровня благосостояния жителей Самарской области;

оптимальное финансирование приоритетных направлений развития региона;

увеличение налоговой базы областного бюджета и проведение эффективной долговой политики;

внедрение системы бюджетирования, ориентированного на результат;

завершение реформы местного самоуправления.

Основной целью Программы является создание благоприятных условий для экономического и социального развития Самарской области путем совершенствования системы управления общественными финансами Самарской области.

1.3.2. Задачи Программы

Для достижения цели планируется реализовать следующие задачи, решение каждой из которых включает в себя решение других задач.

Задача первая - совершенствование предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам предполагает:

создание системы учета потребности в объемах, инфраструктуре и качестве предоставления государственных услуг физическим и юридическим лицам;

установление требований к качеству предоставления государственных услуг физическим и  юридическим лицам;

создание предпосылок для развития новых форм оказания  государственных услуг физическим и юридическим лицам;

формирование и реализацию государственных заданий на предоставление государственных услуг физическим и юридическим лицам.

Задача вторая - внедрение среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат предполагает:

совершенствование процедуры формирования и реализации ведомственных и областных целевых программ;

совершенствование процедур разработки и утверждения областного бюджета на трехлетний период;

формирование порядка планирования бюджетных ассигнований.

Задача третья - совершенствование межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами предполагает:

внедрение объективных и прозрачных механизмов распределения финансовой помощи;

формализацию процедур предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам;

стимулирование реформирования муниципальных финансов;

организацию мониторинга качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований.

Задача четвертая - повышение качества финансового менеджмента, повышение качества организации управления финансами предполагает:

повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета;

оптимизацию процесса планирования и финансирования временных кассовых разрывов;

снижение и ликвидацию просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий;

создание формализованной методики оценки  финансовых последствий предоставления льгот  по уплате налогов и сборов;

повышение эффективности использования собственности Самарской области;

внедрение формализованных процедур управления государственным долгом Самарской области, принятия долговых обязательств, их рефинансирования.

     
1.4. Ожидаемый результат реализации Программы


К ожидаемому результату реализации Программы, непосредственно вытекающему из установленной цели, относится повышение качества управления общественными финансами, выражающееся в следующем.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»