Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 12 сентября 2008 года № 382

Об утверждении областной целевой программы "Дети Самарской области" на 2009 - 2011 годы

 ____________________________________________________________________________________________________________________________

       Изменение:

                                     Постановление Правительства Самарской области от 06 октября 2009 г. № 518 (с изменениями на 27 октября 2011 г.)

_____________________________________________________________________________________________________________________________           


 ____________________________________________________________________________________________________________

Постановление утратило силу - Постановление Правительства Самарской области от 27 октября 2011 г. № 689           

____________________________________________________________________________________________________________            

             В целях обеспечения создания благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей в Самарской области Правительство Самарской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

(с изменениями на 6 октября 2009 года)

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Дети Самарской области" на 2009 - 2011 годы.

2. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство по вопросам семьи и демографического развития Самарской области (Шашарину).

3. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.

4. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2009 года.


Губернатор - председатель Правительства Самарской области
В.В.Артяков

Утверждена
Постановлением Правительства Самарской области
от 12 сентября 2008 г. N 382

Областная целевая программа "Дети Самарской области" на 2009 - 2011 годы

Паспорт Программы

НАИМЕНОВАНИЕ           - областная  целевая   программа  "Дети   Самарской
ПРОГРАММЫ                     области" на 2009 - 2011 годы.

ДАТА ПРИНЯТИЯ          - поручение  и.о. Губернатора   Самарской   области
РЕШЕНИЯ                         от 07.03.2008.
О РАЗРАБОТКЕ
ПРОГРАММЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ        - министерство по вопросам семьи и демографического
ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ       развития     Самарской      области     (далее  -
                                                     Министерство).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ             - цель  Программы:  создание  благоприятных условий
ПРОГРАММЫ                      для  комплексного  развития  и  жизнедеятельности
                                               детей, в том  числе  обеспечение  государственной
                                              поддержки детей;
                                              задачи Программы:
                                              обеспечение условий  для  воспитания  и  развития
                                              детей дошкольного возраста;
                                              профилактика  социального   неблагополучия  семей
                                             с  детьми,  защита   прав   и   интересов  детей;
                                             дальнейшее       совершенствование        системы
                                             профилактики   безнадзорности  и   правонарушений
                                             среди несовершеннолетних;
                                             развитие новых современных технологий  в  области
                                             профилактики социального сиротства  и  устройства
                                             в  семью  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
                                             попечения родителей;
                                             профилактика  и снижение детской  и  подростковой
                                            заболеваемости,     инвалидности;     обеспечение
                                            полноценной жизнедеятельности  детей-инвалидов  и
                                            интеграция их в общество;
                                             повышение качества медицинской помощи женщинам  и
                                            детям, рождение здоровых  детей, охрана  здоровья
                                             детей и подростков;
                                            обеспечение отдыха и оздоровления детей;
                                            создание   государственной  системы  выявления  и
                                           адресной поддержки одаренных детей;
                                            повышение доступности ресурсов сферы  культуры  и
                                            молодежной   политики  для  детей   в   Самарской  области;
                                            повышение доступности дополнительного образования
                                            детей Самарской области.

СРОКИ И ЭТАПЫ          - 2009 - 2011 годы.
РЕАЛИЗАЦИИ                Программа реализуется в три этапа:
ПРОГРАММЫ                  I этап - 2009 год;
                                            II этап - 2010 год;
                                            III этап - 2011 год.

ВАЖНЕЙШИЕ              - доля  дошкольных    образовательных   учреждений,
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ       оснащенных  материально-техническими, кадровыми и
И ПОКАЗАТЕЛИ             иными  ресурсами  в  соответствии  с требованиями
ПРОГРАММЫ                СанПиН     и    другими    нормами   действующего
                         законодательства;
                         доля   учреждений   дополнительного  образования,
                         оснащенных материально-техническими ресурсами;
                         удельный   вес    безнадзорных   детей   в  общей
                         численности детского населения;
                         уровень         правонарушений,       совершаемых
                         несовершеннолетними;
                         доля     детей-сирот    и    детей,    оставшихся
                         без попечения родителей, переданных на воспитание
                         в семьи граждан, в общем количестве детей-сирот и
                         детей, оставшихся без попечения родителей;
                         уровень рождаемости детей на 1000 населения;
                         уровень материнской смертности на 100 тыс. детей,
                         родившихся живыми;
                         доля    детей-сирот    и    детей,     оставшихся
                         без попечения родителей, переданных на воспитание
                         в семьи граждан, в общем количестве детей-сирот и
                         детей, оставшихся без попечения родителей;
                         удельный     вес    детей-инвалидов,   получивших
                         реабилитационные   услуги  в   специализированных
                         учреждениях    для     детей    с   ограниченными
                         возможностями,        в   общем        количестве
                         детей-инвалидов;
                         первичный выход на  инвалидность детей в возрасте
                         от 0 до 17 лет (включительно) на 10 тыс. детей;
                         удельный вес детей первой группы здоровья в общем
                         количестве детей;
                         уровень  младенческой смертности  на  1000 детей,
                         родившихся живыми;
                         уровень смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет
                         (включительно)      на      1000    новорожденных
                         соответствующего года рождения;
                         доля  детских оздоровительных  лагерей и центров,
                         улучшивших      материально-техническую      базу
                         в  соответствии  с  требованиями СанПиН и другими
                         нормами  действующего  законодательства,  в общем
                         количестве    муниципальных   учреждений  данного
                         профиля;
                         доля детей,  включенных в систему государственной
                         адресной   поддержки   одаренных  детей,  в общей
                         численности    детского    населения    школьного
                         возраста;
                         число  спектаклей  и  концертов  профессиональных
                         коллективов для детей;
                         число  детей,   посетивших  музейные экспозиции и
                         выставки;
                         число  детей,  вовлеченных в детские читательские
                         программы.

ПЕРЕЧЕНЬ               - Программа не содержит подпрограмм.
ПОДПРОГРАММ
ПРОГРАММЫ

ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ     - реализация  Программы   осуществляется   за  счет
ФИНАНСИРОВАНИЯ           средств областного бюджета.
ПРОГРАММНЫХ              Объем финансирования Программы  за  счет  средств
МЕРОПРИЯТИЙ              областного      бюджета     составит    1672459,0
                         тыс. рублей, в том числе:
                         в 2009 году - 459683,0 тыс. рублей;
                         в 2010 году - 673785,0 тыс. рублей;
                         в 2011 году - 538991,0 тыс. рублей.
                         Мероприятия   Программы  исполняются  в  пределах
                         лимитов   бюджетных  обязательств  по  реализации
                         мероприятий        Программы,     предусмотренных
                         на соответствующий финансовый год в установленном
                         порядке соответствующему министерству.

ПОКАЗАТЕЛИ             - стоимость   увеличения   на  один   процент  доли
СОЦИАЛЬНО-               дошкольных образовательных учреждений, оснащенных
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ            материально-техническими,   кадровыми   и   иными
ЭФФЕКТИВНОСТИ            ресурсами в соответствии  с требованиями СанПиН и
РЕАЛИЗАЦИИ               другими  нормативными  документами   действующего
ПРОГРАММЫ                законодательства;
                         стоимость  увеличения   на   один   процент  доли
                         учреждений      дополнительного      образования,
                         оснащенных материально-техническими ресурсами;
                         стоимость  снижения    на   один   процент   доли
                         безнадзорных детей в общей  численности  детского
                         населения;
                         стоимость  увеличения   на  один   процент   доли
                         детей-инвалидов,    получивших   реабилитационные
                         услуги в специализированных учреждениях для детей
                         с ограниченными возможностями, в общем количестве
                         детей-инвалидов;
                         стоимость увеличения на один процент доли  детей,
                         имеющих   первую    группу   здоровья,  в   общей
                         численности детского населения;
                         стоимость снижения  на один промилле младенческой
                         смертности на 1000 детей, родившихся живыми;
                         стоимость увеличения на один процент доли детских
                         оздоровительных  лагерей  и  центров,  улучшивших
                         материально-техническую  базу   в    соответствии
                         с  требованиями  СанПиН    и    другими   нормами
                         действующего законодательства, в общем количестве
                         муниципальных учреждений данного профиля;
                         затраты на один спектакль или концерт, проводимые
                         профессиональными коллективами для детей;
                         затраты   на  одно  посещение    детьми  музейных
                         экспозиций и выставок;
                         стоимость увеличения  на один процент доли детей,
                         включенных в систему   государственной  поддержки
                         одаренных  детей,  в  общей   численности   детей
                         школьного возраста.

СИСТЕМА                - управление реализацией  Программы  осуществляется
ОРГАНИЗАЦИИ              государственным заказчиком - Министерством.
КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ        Контроль  за  реализацией  мероприятий  Программы
РЕАЛИЗАЦИИ               осуществляется    соответствующим    исполнителем
ПРОГРАММЫ                согласно приложению N 1.

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена областная Программа

В Самарской области проживают 613,7 тыс. детей. Целенаправленно проводится работа по улучшению благополучия детей, в том числе социально уязвимых категорий детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (около 13 тыс. детей), дети-инвалиды (11,25 тыс. детей), дети, находящиеся в социально опасном положении (около 10 тыс. детей). Указанные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество.

В настоящее время является чрезвычайно актуальной не только работа по совместной реабилитации и социализации проблемных семей и подростков, но и работа с полными, успешными молодыми семьями. Совместная семейная деятельность, в том числе досуговая, способствует успешному развитию позитивных явлений, укреплению института семьи, эффективной профилактике негативных социальных явлений. Для ее реализации необходимо открытие комплексных центров семейного обслуживания населения, пропагандирующих и развивающих этно-культурные семейные традиции, здоровый образ жизни, оказывающих поддержку молодым семьям.

При реализации семейной политики в Самарской области в последние годы сделан особый акцент на увеличении рождаемости и укреплении государственной поддержки семей с детьми. В области достигнуты относительно высокие успехи по снижению материнской и младенческой смертности. В то же время ежегодно рождается 6,5 - 7,0% недоношенных детей. Состояние их здоровья характеризуется высокой частотой болезней нервной системы, органов дыхания, врожденной патологией, которые в 25 - 30% случаев становятся причинами детской инвалидности. Выхаживание недоношенных детей относится к высокотехнологичным видам медицинской помощи, требующим значительных затрат, направленных на снижение младенческой смертности и инвалидности (внедрение новых технологий родовспоможения, оснащение современным оборудованием отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных, обучение кадров).

В течение последнего десятилетия в Самарской области отмечается ухудшение здоровья детей, заболеваемость составляет 204364,0 заболеваний на 100 тыс. детского населения. Значительные потери здоровья отмечаются во время школьного обучения. Если в дошкольном возрасте количество детей первой группы здоровья (абсолютно здоровых детей) составляет 18,3%, то при окончании школы - 14%. За время обучения число детей, имеющих хронические заболевания (третья группа здоровья), увеличивается в 1,8 раза (с 12,5 до 22,7%). Помимо известных факторов риска, на состояние здоровья школьников отрицательно влияет неудовлетворительное медицинское обеспечение в общеобразовательных учреждениях, большинство медицинских кабинетов не оснащены необходимым медицинским оборудованием для осуществления профилактической работы, более половины из них не отвечают требованиям санитарно-гигиенических норм. Проведение профилактической работы в образовательных учреждениях является разделом первичной медико-санитарной помощи, оказание которой осуществляется по территориальному принципу. Вместе с тем в большинстве районов городских округов Самара, Тольятти, Сызрань и других территорий Самарской области дети проживают в районе обслуживания одной поликлиники, а обучаются на территории обслуживания другой, что создает значительные трудности в финансировании этого вида деятельности в рамках Программы ОМС.

Несмотря на снижение в Самарской области числа детей-инвалидов (в 2006 году - 11812 детей, в 2007 году - 11254 ребенка) проблема реабилитации детей-инвалидов продолжает оставаться актуальной. В области функционируют 22 реабилитационных центра и отделения для детей-инвалидов. Для оказания высококвалифицированной помощи детям-инвалидам и внедрения новых современных технологий комплексной реабилитации имеющаяся сеть учреждений нуждается в дооснащении оборудованием, в ряде случаев - расширении площадей.

Решение проблемы безнадзорности детей и подростков и их интеграция в общество остается в числе главных задач деятельности органов власти всех уровней и в центре внимания Правительства Самарской области. В последние годы наметилась тенденция к сокращению числа беспризорных и безнадзорных детей. Но считать это негативное социальное явление устраненным - преждевременно, поэтому необходимо совершенствование не только системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, но и ее деятельности, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приоритетное развитие профилактики семейного неблагополучия.

Необходимо дальнейшее развитие коррекционных и интегрированных форм образования. В соответствии с действующим законодательством (часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) в ведение министерства образования Самарской области переданы 15 муниципальных интернатных специальных (коррекционных) образовательных учреждений (далее - СКОУ). Анализ состояния материально-технической базы данных учреждений показал, что процент износа по ряду позиций достигает 100% (большинство учреждений расположено в зданиях, построенных в начале 60 - 70-х годов. Износ полов, оконных рам, кровли, дверных блоков достигает 60 - 90%). Несмотря на то что из областного бюджета ежегодно выделяются средства на неотложные восстановительные работы, этого недостаточно.

Особое внимание в Программе уделяется дошкольному воспитанию и развитию детей как фактору стимулирования к деторождению, фактору духовного и физического благополучия детей. В настоящее время в Самарской области дошкольные образовательные учреждения посещают 106,4 тыс. детей, что составляет 62% детей дошкольного возраста. В системе дошкольного образования функционируют более 700 дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) и структурных подразделений общеобразовательных учреждений. Социально-экономические преобразования последних лет привели к повышению требований населения к доступности и качеству дошкольного образования. В то же время анализ состояния системы дошкольного образования выявил ряд проблем, требующих незамедлительного решения: материально-техническое оснащение ДОУ (по отдельным позициям процент износа в ряде территорий достигает 100%), корректировка программно-методического обеспечения деятельности ДОУ, что требует организации курсовой подготовки педагогического и административного персонала.

Система дополнительного образования детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в Самарской области. Она социально востребована как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Деятельность учреждений дополнительного образования детей является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

В системе образования Самарской области работают 195 учреждений дополнительного образования детей (далее - УДОД) с охватом 254272 человек.

Несмотря на демографические процессы наблюдается положительная динамика охвата детей дополнительным образованием. В то же время материально-техническое оснащение учреждений дополнительного образования остается крайне низким (по отдельным позициям процент износа в ряде территорий достигает 100%), что требует привлечения дополнительных ресурсов.

В Самарской области в последние годы остается стабильным охват детей летним отдыхом в загородных лагерях. В то же время более 50% лагерей построены в 60 - 70-е годы. Без своевременного капитального ремонта летние домики и коммуникации приходят в неудовлетворительное состояние. Многие лагеря являются муниципальными, но из-за отсутствия у муниципалитетов средств не получают материальной поддержки. Это приводит к сокращению числа лагерей и уменьшению детской летней оздоровительной базы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»