ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
12 сентября 2008 года № 382
Об утверждении областной целевой программы "Дети Самарской области" на 2009 - 2011 годы
____________________________________________________________________________________________________________________________
Изменение:
Постановление Правительства Самарской области от 06 октября 2009 г. № 518 (с изменениями на 27 октября 2011 г.)
_____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
Постановление утратило силу - Постановление Правительства Самарской области от 27 октября 2011 г. № 689
____________________________________________________________________________________________________________
В целях обеспечения создания благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей в Самарской области Правительство Самарской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
(с изменениями на 6 октября 2009 года)
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Дети Самарской области" на 2009 - 2011 годы.
2. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство по вопросам семьи и демографического развития Самарской области (Шашарину).
3. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2009 года.
Губернатор - председатель Правительства Самарской области
В.В.Артяков
Утверждена
Постановлением Правительства Самарской области
от 12 сентября 2008 г. N 382
Областная целевая программа "Дети Самарской области" на 2009 - 2011 годы
Паспорт Программы
НАИМЕНОВАНИЕ - областная целевая программа "Дети Самарской
ПРОГРАММЫ области" на 2009 - 2011 годы.
ДАТА ПРИНЯТИЯ - поручение и.о. Губернатора Самарской области
РЕШЕНИЯ от 07.03.2008.
О РАЗРАБОТКЕ
ПРОГРАММЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - министерство по вопросам семьи и демографического
ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ развития Самарской области (далее -
Министерство).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ - цель Программы: создание благоприятных условий
ПРОГРАММЫ для комплексного развития и жизнедеятельности
детей, в том числе обеспечение государственной
поддержки детей;
задачи Программы:
обеспечение условий для воспитания и развития
детей дошкольного возраста;
профилактика социального неблагополучия семей
с детьми, защита прав и интересов детей;
дальнейшее совершенствование системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
среди несовершеннолетних;
развитие новых современных технологий в области
профилактики социального сиротства и устройства
в семью детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей;
профилактика и снижение детской и подростковой
заболеваемости, инвалидности; обеспечение
полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и
интеграция их в общество;
повышение качества медицинской помощи женщинам и
детям, рождение здоровых детей, охрана здоровья
детей и подростков;
обеспечение отдыха и оздоровления детей;
создание государственной системы выявления и
адресной поддержки одаренных детей;
повышение доступности ресурсов сферы культуры и
молодежной политики для детей в Самарской области;
повышение доступности дополнительного образования
детей Самарской области.
СРОКИ И ЭТАПЫ - 2009 - 2011 годы.
РЕАЛИЗАЦИИ Программа реализуется в три этапа:
ПРОГРАММЫ I этап - 2009 год;
II этап - 2010 год;
III этап - 2011 год.
ВАЖНЕЙШИЕ - доля дошкольных образовательных учреждений,
ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ оснащенных материально-техническими, кадровыми и
И ПОКАЗАТЕЛИ иными ресурсами в соответствии с требованиями
ПРОГРАММЫ СанПиН и другими нормами действующего
законодательства;
доля учреждений дополнительного образования,
оснащенных материально-техническими ресурсами;
удельный вес безнадзорных детей в общей
численности детского населения;
уровень правонарушений, совершаемых
несовершеннолетними;
доля детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, переданных на воспитание
в семьи граждан, в общем количестве детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей;
уровень рождаемости детей на 1000 населения;
уровень материнской смертности на 100 тыс. детей,
родившихся живыми;
доля детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, переданных на воспитание
в семьи граждан, в общем количестве детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей;
удельный вес детей-инвалидов, получивших
реабилитационные услуги в специализированных
учреждениях для детей с ограниченными
возможностями, в общем количестве
детей-инвалидов;
первичный выход на инвалидность детей в возрасте
от 0 до 17 лет (включительно) на 10 тыс. детей;
удельный вес детей первой группы здоровья в общем
количестве детей;
уровень младенческой смертности на 1000 детей,
родившихся живыми;
уровень смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет
(включительно) на 1000 новорожденных
соответствующего года рождения;
доля детских оздоровительных лагерей и центров,
улучшивших материально-техническую базу
в соответствии с требованиями СанПиН и другими
нормами действующего законодательства, в общем
количестве муниципальных учреждений данного
профиля;
доля детей, включенных в систему государственной
адресной поддержки одаренных детей, в общей
численности детского населения школьного
возраста;
число спектаклей и концертов профессиональных
коллективов для детей;
число детей, посетивших музейные экспозиции и
выставки;
число детей, вовлеченных в детские читательские
программы.
ПЕРЕЧЕНЬ - Программа не содержит подпрограмм.
ПОДПРОГРАММ
ПРОГРАММЫ
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ - реализация Программы осуществляется за счет
ФИНАНСИРОВАНИЯ средств областного бюджета.
ПРОГРАММНЫХ Объем финансирования Программы за счет средств
МЕРОПРИЯТИЙ областного бюджета составит 1672459,0
тыс. рублей, в том числе:
в 2009 году - 459683,0 тыс. рублей;
в 2010 году - 673785,0 тыс. рублей;
в 2011 году - 538991,0 тыс. рублей.
Мероприятия Программы исполняются в пределах
лимитов бюджетных обязательств по реализации
мероприятий Программы, предусмотренных
на соответствующий финансовый год в установленном
порядке соответствующему министерству.
ПОКАЗАТЕЛИ - стоимость увеличения на один процент доли
СОЦИАЛЬНО- дошкольных образовательных учреждений, оснащенных
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ материально-техническими, кадровыми и иными
ЭФФЕКТИВНОСТИ ресурсами в соответствии с требованиями СанПиН и
РЕАЛИЗАЦИИ другими нормативными документами действующего
ПРОГРАММЫ законодательства;
стоимость увеличения на один процент доли
учреждений дополнительного образования,
оснащенных материально-техническими ресурсами;
стоимость снижения на один процент доли
безнадзорных детей в общей численности детского
населения;
стоимость увеличения на один процент доли
детей-инвалидов, получивших реабилитационные
услуги в специализированных учреждениях для детей
с ограниченными возможностями, в общем количестве
детей-инвалидов;
стоимость увеличения на один процент доли детей,
имеющих первую группу здоровья, в общей
численности детского населения;
стоимость снижения на один промилле младенческой
смертности на 1000 детей, родившихся живыми;
стоимость увеличения на один процент доли детских
оздоровительных лагерей и центров, улучшивших
материально-техническую базу в соответствии
с требованиями СанПиН и другими нормами
действующего законодательства, в общем количестве
муниципальных учреждений данного профиля;
затраты на один спектакль или концерт, проводимые
профессиональными коллективами для детей;
затраты на одно посещение детьми музейных
экспозиций и выставок;
стоимость увеличения на один процент доли детей,
включенных в систему государственной поддержки
одаренных детей, в общей численности детей
школьного возраста.
СИСТЕМА - управление реализацией Программы осуществляется
ОРГАНИЗАЦИИ государственным заказчиком - Министерством.
КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ Контроль за реализацией мероприятий Программы
РЕАЛИЗАЦИИ осуществляется соответствующим исполнителем
ПРОГРАММЫ согласно приложению N 1.
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена областная Программа
В Самарской области проживают 613,7 тыс. детей. Целенаправленно проводится работа по улучшению благополучия детей, в том числе социально уязвимых категорий детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (около 13 тыс. детей), дети-инвалиды (11,25 тыс. детей), дети, находящиеся в социально опасном положении (около 10 тыс. детей). Указанные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество.
В настоящее время является чрезвычайно актуальной не только работа по совместной реабилитации и социализации проблемных семей и подростков, но и работа с полными, успешными молодыми семьями. Совместная семейная деятельность, в том числе досуговая, способствует успешному развитию позитивных явлений, укреплению института семьи, эффективной профилактике негативных социальных явлений. Для ее реализации необходимо открытие комплексных центров семейного обслуживания населения, пропагандирующих и развивающих этно-культурные семейные традиции, здоровый образ жизни, оказывающих поддержку молодым семьям.
При реализации семейной политики в Самарской области в последние годы сделан особый акцент на увеличении рождаемости и укреплении государственной поддержки семей с детьми. В области достигнуты относительно высокие успехи по снижению материнской и младенческой смертности. В то же время ежегодно рождается 6,5 - 7,0% недоношенных детей. Состояние их здоровья характеризуется высокой частотой болезней нервной системы, органов дыхания, врожденной патологией, которые в 25 - 30% случаев становятся причинами детской инвалидности. Выхаживание недоношенных детей относится к высокотехнологичным видам медицинской помощи, требующим значительных затрат, направленных на снижение младенческой смертности и инвалидности (внедрение новых технологий родовспоможения, оснащение современным оборудованием отделений реанимации и интенсивной терапии новорожденных, обучение кадров).
В течение последнего десятилетия в Самарской области отмечается ухудшение здоровья детей, заболеваемость составляет 204364,0 заболеваний на 100 тыс. детского населения. Значительные потери здоровья отмечаются во время школьного обучения. Если в дошкольном возрасте количество детей первой группы здоровья (абсолютно здоровых детей) составляет 18,3%, то при окончании школы - 14%. За время обучения число детей, имеющих хронические заболевания (третья группа здоровья), увеличивается в 1,8 раза (с 12,5 до 22,7%). Помимо известных факторов риска, на состояние здоровья школьников отрицательно влияет неудовлетворительное медицинское обеспечение в общеобразовательных учреждениях, большинство медицинских кабинетов не оснащены необходимым медицинским оборудованием для осуществления профилактической работы, более половины из них не отвечают требованиям санитарно-гигиенических норм. Проведение профилактической работы в образовательных учреждениях является разделом первичной медико-санитарной помощи, оказание которой осуществляется по территориальному принципу. Вместе с тем в большинстве районов городских округов Самара, Тольятти, Сызрань и других территорий Самарской области дети проживают в районе обслуживания одной поликлиники, а обучаются на территории обслуживания другой, что создает значительные трудности в финансировании этого вида деятельности в рамках Программы ОМС.
Несмотря на снижение в Самарской области числа детей-инвалидов (в 2006 году - 11812 детей, в 2007 году - 11254 ребенка) проблема реабилитации детей-инвалидов продолжает оставаться актуальной. В области функционируют 22 реабилитационных центра и отделения для детей-инвалидов. Для оказания высококвалифицированной помощи детям-инвалидам и внедрения новых современных технологий комплексной реабилитации имеющаяся сеть учреждений нуждается в дооснащении оборудованием, в ряде случаев - расширении площадей.
Решение проблемы безнадзорности детей и подростков и их интеграция в общество остается в числе главных задач деятельности органов власти всех уровней и в центре внимания Правительства Самарской области. В последние годы наметилась тенденция к сокращению числа беспризорных и безнадзорных детей. Но считать это негативное социальное явление устраненным - преждевременно, поэтому необходимо совершенствование не только системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, но и ее деятельности, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приоритетное развитие профилактики семейного неблагополучия.
Необходимо дальнейшее развитие коррекционных и интегрированных форм образования. В соответствии с действующим законодательством (часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) в ведение министерства образования Самарской области переданы 15 муниципальных интернатных специальных (коррекционных) образовательных учреждений (далее - СКОУ). Анализ состояния материально-технической базы данных учреждений показал, что процент износа по ряду позиций достигает 100% (большинство учреждений расположено в зданиях, построенных в начале 60 - 70-х годов. Износ полов, оконных рам, кровли, дверных блоков достигает 60 - 90%). Несмотря на то что из областного бюджета ежегодно выделяются средства на неотложные восстановительные работы, этого недостаточно.
Особое внимание в Программе уделяется дошкольному воспитанию и развитию детей как фактору стимулирования к деторождению, фактору духовного и физического благополучия детей. В настоящее время в Самарской области дошкольные образовательные учреждения посещают 106,4 тыс. детей, что составляет 62% детей дошкольного возраста. В системе дошкольного образования функционируют более 700 дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) и структурных подразделений общеобразовательных учреждений. Социально-экономические преобразования последних лет привели к повышению требований населения к доступности и качеству дошкольного образования. В то же время анализ состояния системы дошкольного образования выявил ряд проблем, требующих незамедлительного решения: материально-техническое оснащение ДОУ (по отдельным позициям процент износа в ряде территорий достигает 100%), корректировка программно-методического обеспечения деятельности ДОУ, что требует организации курсовой подготовки педагогического и административного персонала.
Система дополнительного образования детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в Самарской области. Она социально востребована как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Деятельность учреждений дополнительного образования детей является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
В системе образования Самарской области работают 195 учреждений дополнительного образования детей (далее - УДОД) с охватом 254272 человек.
Несмотря на демографические процессы наблюдается положительная динамика охвата детей дополнительным образованием. В то же время материально-техническое оснащение учреждений дополнительного образования остается крайне низким (по отдельным позициям процент износа в ряде территорий достигает 100%), что требует привлечения дополнительных ресурсов.
В Самарской области в последние годы остается стабильным охват детей летним отдыхом в загородных лагерях. В то же время более 50% лагерей построены в 60 - 70-е годы. Без своевременного капитального ремонта летние домики и коммуникации приходят в неудовлетворительное состояние. Многие лагеря являются муниципальными, но из-за отсутствия у муниципалитетов средств не получают материальной поддержки. Это приводит к сокращению числа лагерей и уменьшению детской летней оздоровительной базы.