Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10 сентября 2008 года № 337

Об утверждении областной целевой программы «Информатизация здравоохранения Самарской области на 2009 - 2012 годы»

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Изменение:

                                 Постановление Правительства Самарской области от 06 октября 2009 г. № 518  (с изменениями на 27 октября 2011 г.)
__________________________________________________________________________________________________________________________________       

____________________________________________________________________________________________________________

Постановление утратило силу - Постановление Правительства Самарской области от 27 октября 2011 г. № 689           

____________________________________________________________________________________________________________            

    
       В целях совершенствования системы здравоохранения и поддержки процессов, направленных на повышение равной доступности, качества и эффективности медицинских услуг для населения на всей территории Самарской области, Правительство Самарской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

(с изменениями на 6 октября 2009 года)


1. Утвердить областную целевую программу «Информатизация здравоохранения Самарской области на 2009-2012 годы».
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство здравоохранения и социального развития Самарской области (Куличенко).
3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 года.

Губернатор - председатель Правительства Самарской области
В.В.Артяков

Утверждена
постановлением Правительства Самарской области
от 10.09.2008 г. № 337

Областная целевая программа информатизация здравоохранения Самарской области на 2009-2012 годы» (далее - программа)

       ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ - областная целевая программа «Информатизация здравоохранения ой области на 2009-2012 годы»
       Дата ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ - поручение и.о. Губернатора Самарской области Нефедова А.П. от 31.03.2008
      ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ - министерство здравоохранения и социального развития Самарской области (далее - Министерство)
       ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ цель 1: обеспечение комплектности и системности информатизации
       Задачи:
      регламентация информационной деятельности и проектирование комплексной медицинской информационной системы Самарской области (далее - КМИС);
      развитие информационной инфраструктуры здравоохранения Самарской области;
      правовое обеспечение информационной деятельности в здравоохранении Самарской области;
      обеспечение информационной, безопасности региональной медицинской вычислительной сети;
      обучение медицинского и технического персонала медицинских учреждений в Самарской области;
      создание и поддержание системы мониторинга внедрения и использования КМИС
       цель 2: повышение оперативности обработки информации для целей анализа и принятия решений
       Задачи:
       разработка и внедрение программного обеспечения для функционирования КМИС;
       обеспечение системной интеграции информационных ресурсов здравоохранения Самарской области
      СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ - 2009-2012 годы.
      Программа реализуется в четыре этапа:
I этап-2009 год;        
Нэтап-2010год;
III этап-2011 год;
IV этап-2012год
           ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ - показатели цели 1:
       доля муниципальных медицинских учреждений в Самарской области, оснащенных компьютерным оборудованием в соответствии со стандартом, от общего количества медицинских учреждении в Самарской
       участвующих в реализации Программы;
       доля врачей медицинских учреждений в Самарской области, имеющих автоматизированное рабочее место от общего количества врачей медицинских учреждений в Самарской области, участвующих в реализации Программы;
       доля подведомственных Министерству организаций, использующих средства криптографической защиты информации, от общего количества подведомственных Министерству организаций;
       доля подведомственных Министерству организаций, включенных в региональную медицинскую вычислительную сеть через высокоскоростные каналы связи, от общего количества подведомственных Министерству организаций;     
      оснащенность компьютерным оборудованием и системным программным обеспечением медицинских учреждений в Самарской области (количество компьютерного оборудования и системного программного обеспечения на 100 работников);
       показатели цели 2:
       доля муниципальных поликлинических учреждений Самарской области, в которых внедрена электронная медицинская карта пациента, от общего количества муниципальных поликлинических учреждений Самарской области;
      доля муниципальных больничных учреждений Самарской области, в которых внедрена электронная медицинская карта пациента, от общего количества муниципальных больничных учреждений Самарской области;
доля лечащих врачей медицинских учреждений в Самарской области, имеющих автоматизированное рабочее место, оснащенное медицинской информационной системой (далее - МИС) «Поддержка принятия клинического решения и оценки качества работы врача», от общего количества лечащих врачей медицинских учреждений в Самарской области, участвующих в реализации Программы;
       доля руководителей медицинских учреждений в Самарской области, пользующихся аналитическими данными КМИС ежедневно, от общего количества медицинских учреждений в Самарской области, участвующих в реализации Программы;
        среднее время предоставления детализированной медицинской информации врачам и специалистам органов управления здравоохранения Самарской области для анализа и принятия решений     
       ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ - реализация Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств по реализации мероприятий Программы, предусмотренных на соответствующий финансовый год в установленном порядке Министерству.
       Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составит 1 147 897,0 тыс. рублей на весь срок её реализации, в том числе:
в 2009 году - 135 000,0 тыс. рублей;
в 2010 году - 237 297,0 тыс. рублей;
в 2011 году - 369 029,0 тыс. рублей;
в 2012 году - 406 571,0 тыс. рублей

       (1 )Оснащены по стандарту будут 8 пилотных учреждений (3 учреждения - в 2009 году, 5 учреждений - в 2010 году)

       ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ - стоимость увеличения обеспеченности компьютерным оборудованием и системным программным обеспечением медицинских учреждений Самарской области (количество компьютерного оборудования и системного программного обеспечения на 10Ю работников);
          стоимость сокращения на о дин день предоставления детализированной медицинской информации врачам и специалистам органов управления здравоохранения Самарской области для анализа и принятия решений;
        стоимость увеличения на один процент доли пилотных муниципальных медицинских учреждений, оснащенных компьютерным оборудованием в соответствии со стандартом
        СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИЙ КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ - управление и контроль на реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - Министерством
       ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
Особенностью Самарской области, во многом обуславливающей тенденции ее социально-экономического развития, является высокий показатель развития человеческого потенциала. Одним из основных направлений Стратегии социально-экономического развития Самарской области до 2020 года является повышение доступности и качества медицинской помощи. Стратегическая цель включает в себя улучшение состояния здоровья и снижение уровня заболеваемости, формирование здорового образа жизни, увеличение продолжительности жизни населения области. Достижение цели предполагает реализацию такого направления деятельности, как повышение эффективности функционирования системы здравоохранения, совершенствование системы оказания медицинской помощи, обеспечение доступности качественной и эффективной медико-социальной помощи всем категориям населения.
         Самарская область является регионом с развитой системой здравоохранения. Интегральный показатель - уровень младенческой смертности, характеризующий качество работы здравоохранения и здоровье населения, на протяжении последних лет в Самарской области в Числе наиболее низких по Российской Федерации и сопоставим с европейскими показателями. Потенциал развития системы здравоохранения области позволяет обеспечить доступность медицинской помощи каждому жителю вне зависимости от социального положения, уровня доходов и места проживания. Внедрение института врача общей Практики, структурные преобразования системы здравоохранения, мониторинг состояния здоровья, пропаганда здорового образа жизни являются важными компонентами, необходимыми для эффективного лечения и профилактики заболеваний.
         В Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.09.2004 № 1244-р, определены следующие приоритеты использования информационных технологии в сфере здравоохранения:
         повышение качества и доступности медицинской помощи;     
        создание систем мониторинга состояния здоровья населения;
        создание систем анализа существующих и перспективных потребностей населения страны в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, систем учета и контроля их производства, ввоза и применения;
        создание систем персонифицированного учета медицинских услуг;
        внедрение технологий телемедицины.
             Необходимость полномасштабной, соответствующей мировым требованиям информатизации здравоохранения обусловлена рядом следующих обстоятельств.
        В сотни раз увеличился объем медицинской информации:
        международная база данных Меdline содержит более 10 миллионов статей;
        в международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10) зарегистрировано более 3000 заболеваний;
        в Российской Федерации зарегистрировано более 17 000 наименований лекарственных средств.
        Для качественного осуществления профессионала ной деятельности врачу необходимо ежедневно получать новую информацию, при этом время, которым он располагает для непрерывного повышения профессиональных знаний, составляет не более одного часа в неделю.
        В силу большой нагрузки время, которым располагает врач для расспроса пациента, заполнения истории болезни в традиционном бумажном виде и назначения лечения - менее 1<> минут.
        Все вышеизложенное, а также отсутствие в нужный момент полной, в том числе жизненно важной информации о пациенте (в частности, размещенной на электронной пластиковой карте), затрудняет принятие врачом правильных клинических- решений, приводит к необоснованным и дублирующим назначениям.
        Кроме этого, по международным данным ежегодно:
        850 тысяч осложнений связано с неправильными/ действиями врачей, ущерб - 3 миллиарда долларов (Великобритания);
        100 тысяч смертей связано с врачебными ошибками, ущерб - от 17 до 29 миллиардов долларов (Польша);
        врачебные ошибки регистрируют у одного пациента из 13 госпитализированных, ущерб - 1,1 миллиона дней дополнительной госпитализации (Германия);
        25% от общих расходов на оказание медицинской помощи можно сэкономить за счет устранения ненужных и неэффективных врачебных назначений.
        В России, по экспертным оценкам, до 40% диагнозов - неверные.
        Отсутствует оперативность в получении информации лицами, принимающими решения (аналитические и статистические отчеты составляются несколько месяцев), что приводит к недостаточной эффективности управления здравоохранением.
       Общими проблемами информатизации систем здравоохранения как в России, так и в Самарской области являются:
       отсутствие единых стандартов информационного обмена;
       отсутствие единых требований к медицинским информационным системам;
       недостаточная нормативно-правовая база;
       отсутствие стандартов оснащения компьютерным оборудованием медицинских учреждений;
       недостаточное организационное и программно-техническое обеспечение конфиденциальности электронных персональных медицинских данных;
       низкая оснащенность компьютерами, устаревший парк компьютерной техники, при этом переоснащение компьютерного парка опережает развитие и внедрение медицинского программного обеспечения;
       «лоскутная» автоматизация процессов оказания медицинской помощи;     
       отсутствие системы электронного документооборота;
       отсутствие системы подготовки кадров в области медицинской информатики;
       недостаточное финансирование.
       Все вышеперечисленные факторы приводят к фрагментарности, бессистемности и общему низкому уровню информатизации сферы здравоохранения.
        В России отсутствует персонифицированный учет услуг, оказываемых медицинскими учреждениями, что не позволяет внедрить систему индикаторов качества медицинской помощи и увязать с ними объемы финансирования. В нашем регионе такой учет ведется с 1995 года, детализированные электронные базы данных об оказанной медицинской помощи формируются на всех уровнях управления. Однако региональная система сбора, хранения и анализа медицинской информации нуждается в модернизации - переводе на современную программно - технологическую платформу.
        Информатизация системы здравоохранения Самарской области - многоаспектный системообразующий процесс,  включающий сбор, накопление, интеграцию и эффективное использование баз, банков данных и знаний о деятельности отрасли и ее финансирования.
        С точки зрения информатизации система здравоохранения представляет территориально распределенную многоуровневую систему, образованную объектами информатизации, к которым относятся органы управления здравоохранения, лече6но-профилактические учреждения, аптеки, товаропроизводители лекарственных средств, страховщики, территориальный фонд обязательного медицинского страхования и его филиалы.
        Таким образом, информационная система здравоохранения области объединяет субъекты различной ведомственной подчиненности и форм собственности. Поэтому в процессе дальнейшей информатизации необходимо учитывать их организационную независимость, многообразие реально существующих в настоящее время технологических схем ведения баз данных и программно - технических платформ.
        Одним из важных и перспективных направлений развития здравоохранения региона является введение электронных медицинских карт пациентов. Под элекгрою1ой картой понимаются данные, хранящиеся в виде цифровых файлов, включающие биометрические и идентификационные данные пациента, анамнез, результаты анализов, медицинские изображения, переведенные или сразу получаемые в цифровом виде.
        Внедрение в практику стандартизованных информационных систем, позволяющих эффективно хранить и обрабатывать информацию, содержащуюся в историях болезни, значительно повысит эффекта мощи. Мощность и надежность системы управления базами данных должна позволять хранитъ не только записи пациентах, сделанные врачами, но и архивы медицинских изображений, результаты исследований в стандартизованном электронном формате (например, компьютерной томографии, УЗИ), таблицы назначений и графики, отражающие динамику состояния пациента, различные справочники, необходимые в работе персонала. Возможность использования информации электронной медицинской карты пациента позволит специалисту, имеющему к ней доступ, избежать неправильного назначения лекарств и ошибочного лечения. Важным моментом при введении в практику электронных медицинских карт пациентов, содержащих конфиденциальную информацию медицинского характера, является разработка концепции защиты данных с учетом всех возможных вариантов уязвимости в системах хранения.
        К предпосылкам создания комплексной информатизации здравоохранения Самарской области относятся:
        региональные стандарты информационного взаимодействия: Положение о порядке информационного взаимодействия в системе ОМС на территории Самарской области; Положение о порядке формирования единого областного банка данных медицинских услуг оказанных населению Самарской области; Положение о порядке информационного взаимодействия в системе льготного лекарственного обеспечения. Для информационного обмена используются 136 региональных и 16 общероссийских кодификаторов и классификаторов;
         организационные структуры системы информатизации: департамент информационно - аналитических технологий Министерства; государственное учреждение здравоохранения «Самарский областной медицинский информационно-аналитический центр» (МИАЦ);          информационные службы муниципальных органов управления здравоохранения; информационные подразделения отдельных медицинских учреждений;
         медицинская региональная вычислительная сеть, объединяющая более 200 организаций здравоохранения области, однако имеющиеся каналы связи преимущественно с невысокой пропускной способностью;
         компьютерный парк подведомственных Министерству организаций - 8 038 единиц; 70% данного парка требуют обновления, так как срок эксплуатации более 8 лет;
         программное обеспечение, функционирующее в настоящее время в подавляющем большинстве лечебно-профилактических учреждений, разработанное в девяностых годах прошлого века, предназначенность для регистрации медицинских услуг, формирования статистической отчетности и счетов по обязательному медицинскому страхованию; возможности используемых программ для эффективного управления «учреждением в целом» практически отсутствуют; в настоящее время назрела необходимость перехода от учетной системы к системе планирования и управления;
          локальные вычислительные сети, преимущественно одноранговые, во всех лечебно - профилактических учреждениях;
          программное обеспечение для поддержания баз данных Министерства (141 база данных зарегистрирована в Федеральном агентстве по информационным технологиям), однако имеющееся программное обеспечение нуждается в переводе на современную программно-технологическую платформу: схемы и форматы хранения данных, используемые в настоящее время, осложняют создание даже простых отчетов, так как данные распределены но множеству таблиц и для их агрегирования необходимо выполнять сложные операции объединения; набор аналитических функций в существующей системе ограничен;     
          система защиты информационных ресурсов, хранящихся на серверах; сегмент криптографической защиты конфиденциальной информации, поступающей по открытым каналам в Министерство и учреждения здравоохранения областного подчинения. Необходимо расширение системы зашиты информации для всех участников информационного взаимодействия;
          электронные представительства Министерства (сайт и портал).
          Выше перечисленные проблемы, а также отсутствие финансирования направления информации здравоохранения Самарской области обусловили необходимость применения программно - целевого метода, который позволит обеспечить наиболее рациональное использование финансовых средств, повысит эффективность использования вычислительной техники, программных средств и кадровых ресурсов.

Основные цели Программы являются


         Целями настоящей Программы являются:     
        обеспечение комплексности и системности информатизации здравоохранения Самйр1кой области;
        повышение оперативности обработки информации для целей анализа и принятия решений.
        Для обеспечения комплексности и системности  информатизации  здравоохранения Самарской области необходимо решение следующих задач:
        регламентация информационной деятельности и проектирование КМИС Самарской области, что продиктовано необходимостью перевода информационной системы здравоохранения области на единую программно-технологическую платформу;
       развитие информационной инфраструктуры здравоохранения Самарской области. Для реализации задачи определены 8 пилотных медицинских учреждений, в которых будет произведена комплексная автоматизация деятельности; во всех остальных медицинских учреждениях в Самарской области, участвующих в реализации мероприятий Программы, будут установлены автоматизированные рабочие места для лечащих врачей;
         правовое обеспечение информационной деятельности в здравоохранении Самарской области, направленное на разработку нормативных правовых актов, в целях обеспечения прав пациентов в части персональных данных;
        обеспечение информационной безопасности региональной медицинской вычислительной сети, предполагающее приобретение лицензионного программного обеспечения для криптографической защиты данных;
        обучение медицинского и технологического персонала медицинских учреждений в Самарской области;
        создание и поддержание системы мониторинга внедрения и использования КМИС для эффективного использования создаваемых в рамках Программы информационных систем.  
       С целью повышения оперативности обработки информации для целей анализа и принятия решений необходимо решение следующих задач:
       разработка и внедрение программного обеспечения для функционирования КМИС Самарской области. Разработка МИС «Поликлиника» и «Стационар» позволит внедрить в практику работы врача электронную медицинскую карту пациента;
        обеспечение системной интеграции информационных ресурсов здравоохранения Самарской области, предполагающее создание единого информационного пространства здравоохранения Самарской области, хранилища данных и эффективных аналитической системы.
        Сроки реализации Программы - 2009-2012 годы. Программа реализуется в четыре этапа:
        I этап -2009 год;
       II этап-2010 год;
       III этап-2011 год;     
       IV этап-2012 год.
       Поскольку мероприятия Программы являются переходящими на очередной год в течение всего срока ее реализации, то отдельным этапом реализации Программы считается календарный год. Цели Программы будут достигнуты к 2012 году.

Перечень целевых индикаторов (показателей) программы

№ п/п

Наименование цели, задачи и целевого индикатора (показателя)

Единица измерения

Значение показателя

Отчетный год
(факт)

Текущий год
(оценка)

Плановый период (прогноз)

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

1. Обеспечение комплексности и системности информатизации здравоохранения Самарской области

1.1.

Доля муниципальных медицинских учреждений в Самарской области, оснащенных компьютерным оборудованием в соответствии со стандартом(2), от общего количества муниципальных медицинских учреждений в Самарской области, участвующих в реализации Программы  

%

-(3)

-

3,0

8,0

8,0

8,0

1.2.

Доля врачей медицинских учреждений в Самарской области, имеющих автоматизированное рабочее место, от общего количества врачей медицинских учреждений в Самарской области, участвующих в реализации Программы

%

17,6

17,6

19,2

23,0

54,9

100,0

1.3.

Доля подведомственных Министерству организаций, использующих средства криптографической защиты информации, от общего количества подведомственных Министерству организаций

%

26,7

26,7

100,0

100,0

100,0

100,0

1.4.

Доля подведомственных Министерству организаций, включенных в региональную медицинскую вычислительную сеть через высокоскоростные каналы связи, от общего количества подведомственных Министерству организаций

%

3,7

5,2

100,0

100,0

100,0

100,0

1.5.

Оснащенность компьютерным оборудованием и системным программным обеспечением медицинских учреждений в Самарской области (количество компьютерного оборудования и системного программного обеспечения на 100 работников)

Ед.

15,2

15,2

17,3

20,5

27,1

35,6

2. Повышение оперативности обработки информации для целей анализа и принятия решений

2.1.

Доля муниципальных поликлинических учреждений в Самарской области, в которых внедрена электронная медицинская карта пациента, от общего количества муниципальных поликлинических учреждений в Самарской области

%

6,7

6,7

13,3

26,7

26,7

26,7

2.2.

Доля муниципальных больничных учреждений в Самарской области, в которых внедрена электронная медицинская карта пациента, от общего количества муниципальных больничных учреждений в Самарской области  

%

1,6

1,6

3,5

7,0

7,0

7,0

2.3.

 Доля лечащих врачей медицинских учреждений в Самарской области, имеющих автоматизированное рабочее место, оснащенное МИС «Поддержка принятия клинического решения и оценки качества работы врача», от общего количества лечащих врачей медицинских учреждений в Самарской области, участвующих в реализации Программы

%

-(4)

-

3

8,4

46,7

100,0

2.4.

Доля руководителей медицинских учреждений в Самарской области, пользующихся аналитическими данными КМИС ежедневно, от общего количества медицинских учреждений в Самарской области, участвующих в реализации Программы

%

1,5

1,5

3,0

6,0

52,2

100,0

2.5.

Среднее время предоставления детализированной медицинской информации врачам и специалистам органов управления здравоохранения Самарской области для анализа и принятия решений

День

90

90

88

85

45

1

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»