• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий

САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

01 июля 2008 года № 705

О проекте закона Самарской области № 3516-08 «Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области»

Рассмотрев внесенный комитетом по нефтехимии, топливно-энергетическому комплексу и охране окружающей среды в порядке законодательной инициативы проект закона Самарской области № 3516-08 «Об охране окружающей среды в природопользовании в Самарской области», Самарская Губернская Дума


ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1 . Принять в первом чтении проект закона Самарской области № 3516-08 «Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области».

2. Установить срок внесения поправок до 15 августа 2008 года.
3. Комитету по нефтехимии, топливно-энергетическому комплексу и охране окружающей среды доработать проект закона с учетом поправок и внести его на рассмотрение Самарской Губернской Думы во втором
чтении.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Думы
В.Ф.Сазонов

Принят и первом чтении
Самарской Губернской Думой
1 июля 2008 года
Постановление № 705



ЗАКОН

 САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области

Глава I. Общие положения

 Статья I. Предмет регулирования настоящего Закона

1. Настоящий Закон в целях создания благоприятной окружающей среды, обеспечения рационального природопользования и сохранения естественных экологических систем, предупреждения и предотвращения экологически вредного воздействия природопользования на окружающую среду направлен на реализацию полномочий органов государственной власти Самарской области в сфере охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренных Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Отношения в сфере рационального использования и охраны лесов, а также объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, регулируются иными законодательными актами Российской Федерации и Самарской области.


Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

природопользование - хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой осуществляется использование природных ресурсов и (или) оказывается воздействие на окружающую среду;
природопользователи - физические и юридические лица, осуществляющие природопользование в установленном порядке;
экологические интересы населения - интересы населения в части экологического архитектурно-ландшафтного обустройства, экологического образования и просвещения, лечебной реабилитации работников и членов их семей, организации общественного экологического контроля и (или) мероприятии, включенных, в экологические (природоохранные) программы (мероприятия) регионального и местного значения;
экологическая паспортизация территории Самарской области (далее - экологическая паспортизация) - деятельность органов исполнительной власти Самарской области по сбору, обобщению, систематизации сведений о состоянии окружающей среды и природопользовании в Самарской области;
экологический паспорт территории Самарской области (далее -экологический паспорт) - поддерживаемый в актуальном состоянии свод сведений о состоянии окружающей среды и природопользовании в Самарской области.

Глава II. Управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования

Статья 3. Полномочия Самарской Губернской Думы в сфере охраны окружающей среды и природопользования

Самарская Губернская Дума в сфере охраны окружающей среды и природопользования:

1) утверждает правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах;
2) утверждает правила охраны жизни людей на водных объектах в Самарской области;
3) определяет порядок пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;
4) устанавливает ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Самарской области, порядок расчета и взимания такой платы по представлению Правительства Самарской области;
5) утверждает границы особо охраняемых природных территорий регионального значения по представлению Правительства Самарской области.

Статья 4, Полномочия отраслевых органов исполнительной власти Самарской области в сфере охраны окружающей среды и природопользования

1. Отраслевые органы исполнительной власти Самарской области в сфере охраны окружающей среды и природопользования:

1) в сфере охраны окружающей среды:

а) участвуют в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории Самарской области;

б) участвуют в реализации федеральной политики в сфере экологического развития Российской Федерации на территории Самарской области;

в) разрабатывают и реализуют областные программы в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, природоохранные мероприятия, предусмотренные законом Самарской области об областном
бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также межмуниципальные программы в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности;

г) участвуют в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического
мониторинга.), формируют и обеспечивают функционирование территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Самарской области;
д) осуществляют региональный государственный водный, геологический, экологический контроль па объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Самарской области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному водному, геологическому, экологическому контролю;
е) утверждают перечень должностных лиц органов государственной власти Самарской области, осуществляющих региональный государственный экологический контроль (государственных инспекторов в сфере охраны окружающей среды Самарской области);
ж) организуют и развивают систему экологического образования, формируют экологическую культуру па территории Самарской области;
з) обращаются в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в сфере охраны окружающей среды;

и) заключают с природопользователями соглашения, затрагивающие экологические интересы населения двух и более муниципальных районов и (или) городских округов;
к) предъявляют пеки о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому контролю;

л) ведут учет объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, подлежащих региональному государственному экологическому контролю;
м) участвуют в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды и ее отдельных компонентов на территории Самарской области;
н) осуществляют экологическую паспортизацию в порядке, установленном настоящим Законом;

2) в сфере проведения государственной экологической экспертизы:
а) организуют и проводят государственную экологическую экспертизу объектов регионального уровня;
б) осуществляют контроль за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности па объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю;
в) информируют население о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и об их результатах;
г) получают информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории Самарской области;
д) делегируют экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссии государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на территории Самарской области и в случае возможного воздействия нпа окружающую среду в пределах территории Самарской области хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации;
3) в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
а) вводят и отменяют на территории Самарской области ограничительные мероприятия (карантин) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей;
б) осуществляют меры по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни;
в) обеспечивают своевременное информирование населения Самарской области о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), о состоянии среды обитания и проводимых санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
г) участвуют в проведении социально-гигиенического мониторинга Самарской области;
4) в сфере рационального использования и охраны недр:
а) осуществляют все полномочия Самарской области по распоряжению совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр и выделению совместно с Российской Федерацией участков недр федерального, регионального и местного значения, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции Самарской Губернской Думы;
б) участвуют в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
в) создают и ведут территориальные фонды геологической информации, распоряжаются информацией, полученной за счет средств областного бюджета и местных бюджетов;
г) участвуют в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
д) составляют территориальные балансы запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и ведут учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
е) защищают права пользователей недр и интересы граждан, разрешают споры по вопросам пользования недрами;
ж) участвуют в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;
з) осуществляют государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком;

и) проводят государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участках недр местного значения, а также об участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных е добычей полезных ископаемых;

5) в сфере рационального использования и охраны водных объектов в Самарской области:

а) осуществляют права владения, пользования, распоряжения водными объектами, находящимися в собственности Самарской области, если иное не предусмотрено настоящим Законом;

б) участвуют в деятельности бассейновых советов;
в) резервируют источники питьевого водоснабжения;
г) разрабатывают мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных о5ъектов, находящихся в собственности Самарской области;
д) участвуют в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов;
е) утверждают перечень объектов, подлежащих региональному государственному водному контролю, и перечень должностных лицп, его осуществляющих;
ж) осуществляют отдельные полномочия в сфере охраны и использования водных объектов, находящихся в федеральной собственности, за счет субвенций из федерального бюджета:

предоставляют водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности и расположенные на территории Самарской области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев предоставления водных объектов в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
осуществляют меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Самарской области;
осуществляют меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Самарской области;

6) в сфере охраны атмосферного воздуха:
а) устанавливают сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух па территории Самарской области по представлению территориального органа специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере охраны атмосферного воздуха;
б) вводят ограничения на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
в) проводят мероприятия по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;
г) информируют население о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;
д) осуществляют в пределах своей компетенции координацию деятельности физических и юридических лиц в сфере охраны атмосферного воздуха;
е) организуют работу по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий совместно с органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;
7) в сфере охраны и использования растительного мира и водных биологических ресурсов:
а) определяют порядок ведения Красной книги Самарской области;
б) осуществляют охрану водных биологических ресурсов па внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства;
8) в сфере обращения е отходами производства и потребления:

а) проводят мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

5) осуществляют ведение регионального кадастра отходов в установленном ими порядке;

9) в сфере организации, функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения:
а) осуществляют проведение инвентаризации, мониторинга, комплексного экологического обследования территории в целях создания условий для организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения;

6) разрабатывают и утверждают положения об особо охраняемых природных территориях регионального значения;
в) организуют охрану особо охраняемых природных территорий регионального значения;
г) осуществляют ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения;
д) определяют формы и размеры платы за пользование территориями курортов регионального и местного значения в пределах норм, установленных федеральным законодательством;
е) вносят предложения в Правительство Самарской области по установлению иных категорий особо охраняемых природных территорий регионального значения.

2. Наделение отраслевых органов исполнительной власти Самарской области полномочиями, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, осуществляется Правительством Самарской области.

Глава III. Экологическая паспортизация

Статья 5. Цели экологической паспортизации

Экологическая паспортизация осуществляется в целях:
1) обеспечения граждан, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления достоверной и полной информацией о состоянии окружающей среды Самарской области;
2) обеспечения принятия экологически ориентированных решений при реализации полномочий органами государственной власти Самарской области и органами местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды и природопользования.


Статья 6. Требования к содержанию и форме экологического паспорта


1. Экологический паспорт должен состоять из следующих разделов:
1) сведения о физико-географическом описании территории Самарской области, включающем климатическую характеристику территории Самарской области, сведения о геоморфологическом и геолого-литологическом строении территории Самарской области;
2) описание геологической среды, включающее общую характеристику геологической среды, инженерно-геологическую характеристику территории Самарской области, экзогенные процессы, характеристику радоноопасности территории Самарской области;
3) описание минерально-сырьевой базы Самарской области, в том числе сведения о месторождениях и залеганиях общераспространенных полезных ископаемых в Самарской области, сведения об использовании недр;
4) описание земельных ресурсов Самарской области, в том числе виды и категории земель, основные типы почв, сведения о системе мониторинга почв;
5) описание состояния атмосферного воздуха, в том числе сведения о системе мониторинга атмосферного воздуха, шумового и электромагнитного загрязнения, оценка степени загрязнения атмосферного воздуха по максимально-разовым и среднесуточным концентрациям, интерактивные карты состояния атмосферного воздуха;
6) характеристика гидрографической сети территории Самарской области, гидрологическая и гидрогеологическая характеристика территории Самарской области, сведения о системе мониторинга подземных и грунтовых вод;
7) характеристика растительного и животного мира, водных биологических ресурсов Самарской области;
8) описание особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в том числе их количество, местонахождение, утвержденные границы, перспективы развития;
9) описание отходов производства и потребления, образующихся в Самарской области;

10) установленные нормативы качества окружающей среды, включающие нормативы качества атмосферного воздуха, воды, почв, нормативы по шуму, 'электромагнитному излучению, по уровню радиационного загрязнения;
11) сведения об источниках негативного воздействия на окружающую среду, механизмах обращения с отходами производства и потребления, способах реализации экологических интересов населения в Самарской области;
12) сведения о мероприятиях, осуществляемых в целях охраны окружающей среды Самарской области и ее отдельных компонентов, в том числе в соответствии с соглашениями, затрагивающими экологические интересы населения двух и более муниципальных районов и (или) городских округов.
2. Экологический паспорт составляется и ведется в письменном и электронном виде. Приоритет отдается сведениям, содержащимся в письменной форме экологического паспорта.

3. Экологический паспорт должен обеспечивать обработку картографических и иных данных. Вся картографическая информация представляется в единой цифровой системе координат картографического фонда. Фактографическая информация представляется в виде баз данных с обязательной цифровой географической привязкой.
4. При создании и ведении экологического паспорта используется только достоверная и метрологически обеспеченная информация.
5. Для актуализации информации, содержащейся в экологическом паспорте, уполномоченный орган исполнительной власти Самарской области организует обновление сведений, содержащихся в экологическом паспорте. Периодичность обновления сведений, содержащихся в экологическом паспорте, устанавливается указанным органом.

Статья 7. Доступ к сведениям, содержащимся в экологическом паспорте


1. Сведения, содержащиеся в экологическом паспорте, являются государственным информационным ресурсом Самарской области и носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной федеральным законодательством к категории ограниченного доступа.
2. Сведения, содержащиеся в экологическом паспорте, предоставляются уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области заинтересованным лицам за плату, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи. Размер платы определяется указанным органом и не должен превышать расходов па подготовку соответствующей информации на бумажном носителе по каждому разделу, установленному частью 1 статьи 6 настоящего Закона. Плата за предоставление информации подлежит перечислению в областной бюджет.
3. Сведения, содержащиеся в экологическом паспорте, бесплатно предоставляются по запросам:
1) правоохранительных органов, судов, судебных приставов- исполнителей по вопросам, входящим б их компетенцию;
2) органов государственной власти и органов местного самоуправления;
3) органов государственного контроля (надзора) по вопросам, входящим в их компетенцию;
4) организациям (органам) по учету объектов недвижимого имущества;
5) органу, осуществляющему государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) органам по учету государственного или муниципального имущества;
7) налоговым органам на территории, находящейся в их юрисдикции;
8) органам государственной статистики,


Статья 8. Источники сведений для составления и ведения экологического паспорта

1. Источниками сведений, необходимых для составления и ведения экологического паспорта, являются:

1) полученная уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области информация от иных, органов исполнительной власти Самарской области, федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов) в сфере охраны окружающей среды и природопользования, органов местного самоуправления, в том числе на договорной основе;
2) информация, полученная от природопользователей, владеющих объектами или источниками негативного воздействия па окружающую среду, региональный государственный водный, геологический, экологический контроль в отношении которых осуществляется уполномоченным органом Исполнительной власти Самарской области, об уровне использования такими природопользователями ресурсов (природных, вторичных) и степени негативного воздействия объектов и источников на окружающую среду, о разрешениях на право природопользования, нормативах воздействий и размерах платежей за негативное воздействие на окружающую среду;

3) официально опубликованные результаты научных исследований в сфере охраны окружающей среды и природопользования;
4) результаты научно-исследовательских работ, необходимых для составления и ведения экологического паспорта и выполняемых

на конкурсной основе по заказу уполномоченного органа исполнительной власти Самарской области;

5) иные источники, не запрещенные федеральным законодательством.
2. В целях составления и ведения экологического паспорта природопользователи, указанные в пункте 2 части 1 настоящей статьи, обязаны предоставлять соответствующую информацию по письменному запросу уполномоченного органа исполнительной власти Самарской области в течение месяца со дня получения такого запроса.


Статья 9. Обязательность использовании сведений экологического паспорта

Сведения, содержащиеся в экологическом паспорте, подлежат обязательном учету органами государственной власти Самарской области и органами местного самоуправления при:

1) разработке и утверждении документов территориального планирования, внесении в них изменений и дополнений;
2) выдаче разрешений и лицензий;
3) согласовании проектной и иной документации;
4) принятии иных решений и совершении иных действий, которые могут оказать воздействие на окружающую среду.

Глава IV. Природоохранные требования в сфере рационального использования и охраны отдельных компонентов природной среды Самарской области

Статья 10. Природоохранные требования в сфере рационального использования и охраны недр

При разработке и эксплуатации месторождений полезных ископаемых природопользователи обязаны:

1) выполнять за счет собственных средств работы по рекультивации временно занимаемых и нарушаемых земель в результате разработки месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом;
2) обеспечить достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых, в том числе использование при добыче попутного нефтяного газа измерительных средств или расчетных методов в порядке,
предусмотренном федеральным законодательством.

Статья 11. Природоохранные требования в сфере рационального использования и охраны водных объектов и водных биологических ресурсов

В процессе водопользования природопользователи обязаны разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране водных объектов, я. также водных биологических ресурсов. План указанных мероприятий согласовывается с органами исполнительной власти Самарской области при предоставлении водных объектов в пользование- на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.


Статья 12. Природоохранные требования в сфере охраны атмосферного воздуха


1. В целях ограничения использования моторного топлива, наносящего наибольший вред окружающей среде и здоровью населения, на территории Самарской области запрещается использование дизельного топлива с содержанием серы свыше 0,2 процента.
2. В целях повышения экологической безопасности автомототранспортных средств может проводиться их оборудование не входящими в заводскую комплектацию нейтрализаторами и иными
устройствами снижения токсичности отработавших газов, влияющими на технические нормативы выбросов автомототранспортных средств.

Оборудование автомототранспортных средств, находящихся в эксплуатации, нейтрализаторами и иными устройствами снижения токсичности отработавших газов осуществляется собственниками автомототранспортных средств на добровольной основе.

3. Физические лица, эксплуатирующие автомототранспортные средства, оснащенные оборудованием для использования альтернативных видов топлива, обязаны обеспечить безопасную эксплуатацию такого оборудования в соответствии с требованиями технических регламентов и технических условий.

Статья 13. Природоохранные требования в сфере обращения с отходами производства и потребления


1. Природополъзователи обязаны:
1) на объектах образования отходов обеспечить раздельный сбор отходов;
2) предусматривать возможность переработки, обезвреживания и утилизации образующихся промышленных отходов при производстве продукции;
3) проводить комплекс мероприятий, позволяющий осуществить сбор отходов по их видам, классам опасности, а также полный или частичный отбор утилизируемых компонентов.
2. При выборе метода удаления промышленных отходов предпочтение следует отдавать тому, который обеспечивает наименьший экологический ущерб окружающей среде с учетом необходимости экономии природных ресурсов. При этом предпочтительными методами (по мере убывания приоритетности) являются:
1) внедрение безотходных технологий;
2) очистка и повторное использование промышленных отходов в основном процессе;
3) переработка и использование промышленных отходов для иных целей;
4) термическое или физико-химическое обезвреживание промышленных отходов;
5) складирование;
6) захоронение.
3. Общие экологические издержки по обращению с отходами производства и потребления не должны превышать размеров экологического ущерба от простого их захоронения.
4. При обезвреживании отходов производства и потребления не должно появляться отходов более высокого класса опасности, чем у обезвреживаемых.

Глава V. Организация, функционирование и охрана особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения

Статья 14. Категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения

1. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся па них природоохранных учреждений различаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:

1) регионального значения:
а) природные парки;
б) государственные природные заказники;
в) памятники природы;
г) дендрологические парки и ботанические сады;
д) лечебно-оздоровительные местности и курорты регионального значения;
е) иные категории особо охраняемых природных территории регионального значения, устанавливаемые Правительством Самарской области;
2) местного значения:
а) лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения;
б) иные категории особо охраняемых природных территорий местного значения, устанавливаемые местными администрациями городских округов и муниципальных районов.

2. Особенности организации, функционирования, охраны и ограничения на ведение хозяйственной и иной деятельности в пределах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения устанавливаются в положениях об этих территориях в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.


Статья 15. Организация особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения

1. Образование, реорганизация либо упразднение особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения осуществляются на основании утвержденной Правительством Самарской области схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Самарской области (далее - схема развития и размещения).

2. Схема развития и размещения разрабатывается применительно ко всей территории Самарской области с учетом утвержденных документов территориального планирования Российской Федерации, муниципальных образований в Самарской области, схемы территориального планирования Самарской области и определяет направления развития системы особо охраняемых природных территорий Самарской области на расчетный срок (15-20 лет) с выделением первоочередных (до 5 лет) задач.
3. Схема развития и размещения содержит текстовые материалы и соответствующие карты (схемы).
4. Текстовые материалы схемы развития и размещения должны включать в себя:
1) перечень существующих особо охраняемых природных территорий в Самарской области с указанием их наименования, площади, категории, местоположения, режима особой охраны, охранных зон или округов;
2) перечень существующих особо охраняемых природных территорий в Самарской области, планируемых к реорганизации либо упразднению;
3) перечень планируемых к образованию особо охраняемых природных территорий в Самарской области с указанием их наименования, категории,
планируемой площади, территории размещения и организации их охранных зон или округов;
4) перечень мероприятий по образованию, реорганизации либо упразднению особо охраняемых природных территорий в Самарской области, а также указание па последовательность выполнения мероприятий.

5. К мероприятиям по образованию, реорганизации либо упразднению, особо охраняемых природных территорий в Самарской области относятся:

1) резервирование земель и изъятие земельных участков у правообладателей, ограничение на них хозяйственной и иной деятельности;
2) перевод земель и земельных участков иных категорий в земли особо охраняемых территорий в Самарской области;
3) отнесение земель и земельных участков особо охраняемых территорий к землям особо охраняемых природных территорий в Самарской области;
4) подготовка землеустроительной документации и осуществление кадастрового учета земельных участков особо охраняемых природных территорий в Самарской области, созданных на землях, находящихся в собственности Самарской области или муниципальной собственности.

Статья 16. Образование особо охраняемых природных территорий региональною и местного значения

1. Особо охраняемые природные территории регионального значения образуются на основании постановления Правительства Самарской области по представлению уполномоченного органа исполнительной власти Самарской области.
Особо охраняемые природные территории местного значения образуются на основании постановления местной администрации поселения, городского округа или муниципального района.
2. Постановление Правительства Самарской области пли постановление местной администрации поселения, городского округа или муниципального района об образовании особо охраняемой природной территории регионального или местного значения должно содержать положения:
1) об описании и утверждении границ особо охраняемой природной территории, ее наименовании, местонахождении, площади, категории, цели и задачах образования;
2) об описании и утверждении границ охранной зоны или округа особо охраняемой природной территории;
3) об описании границ, местоположения, площади, кадастровых номерах земельных участков, которые подлежат включению в границы особо охраняемой природной территории и ее охранной зоне или округе, и об их правообладателях;
4) об утверждении положения об особо охраняемой природной территории.
3. К постановлению Правительства Самарской области или постановлению местной администрации поселения, городского округа или муниципального района об образовании особо охраняемой природной 1еррнтор1ш регионального или местного значения должны прилагаться:
1) проект границ земельного участка особо охраняемой природной территории, изготовленный в порядке, установленном федеральным законодательством;
2) карта (схема) зонирования особо охраняемой природной территории в случае, если особо охраняемая природная территория имеет зонирование;
3) положение о природоохранном учреждении Самарской области или муниципального образования в случае, если особо охраняемая природная территория образуется в форме такого учреждения.
4. На основании постановления Правительства Самарской области или постановления местной администрации поселения, городского округа или муниципального района об образовании особо охраняемой природной территории регионального или местного значения, связанном с изъятием земельных участков у их правообладателей, осуществляются:
1) установление па местности границ особо охраняемой природной территории;
2) кадастровый учет земельного участка;
3) государственная регистрация природоохранного учреждения Самарской области или муниципального образования.
5. На основании постановления Правительства Самарской области или постановления местной администрации поселения, городского округа или муниципального района об образовании особо охраняемой природной территории регионального или местного значения, не связанном с изъятием земельных участков у их правообладателей;
1) кадастровый учет земельного участка особо охраняемой природной территории не осуществляется;
2) осуществляется внесение изменений в кадастровые записи о земельных участках в границах особо охраняемой природной территории в части ограничения прав использования земельных участков в соответствии с требованиями утвержденного положения о данной особо охраняемой природной территории.

Статья 17. Положение об особо охраняемой природной территории регионального и местного знамения

Положение об особо охраняемой природной территории регионального или местного значения представляет собой правовой акт, утверждаемый Правительством Самарской области или местной администрацией поселения, городского округа или муниципального района, и содержащий сведения:

1) о наименовании, категории особо охраняемой природной территории, целях и задачах ее образования, создании природоохранных учреждений;
2) о географическом положении и площади особо охраняемой природной территории приложением карты-схемы с обозначением границ);
3) о природной ценности, физико-географической и социально-экономической характеристике особо охраняемой природной территории;
4) о режиме особой охраны, зонировании и допустимых видах использования особо охраняемой природной территории;
5) о порядке управления, финансирования и функционирования особо охраняемой природной территории;
6) о собственниках, владельцах, землепользователях и арендаторах земель, природопользователях;
7) о юридических и физических лицах, взявших на себя обязательства по обеспечению охраны особо охраняемой природной территории (адрес, обязательства, сроки);
8) о последнем обследовании особо охраняемой природной территории (сроки, направленность работ).

Статья 18. Учет особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения


1. После принятия Правительством Самарской области или местной администрацией поселения, городского округа или муниципального района постановления об образовании особо охраняемой природной территории регионального или местного значения сведения о таких территориях заносятся в кадастр особо охраняемых природных территорий в соответствии с федеральным законодательством.
2. Постановление местной администрации поселения, городского округа или муниципального района об образовании особо охраняемой Природной территории местного значения и копия положения о ней направляются в уполномоченный орган исполнительной власти Самарской области.

Статья 19. Реорганизация и упразднение особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения


1. Реорганизацией особо охраняемых природных территории регионального или местного значения признается изменение их границ, режима, категории, значения.
2. Особо охраняемая природная территория регионального или местного значения может быть упразднена в случае необратимого разрушения природных комплексов и (или) объектов, в целях охраны которых она образована. Упразднение особо охраняемой природной территории регионального или местного значения по другим основаниям не допускается.
3. Предложения о реорганизации либо упразднении особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения с обоснованием необходимости реорганизации (упразднения) направляются на рассмотрение в уполномоченный орган исполнительной власти Самарской области либо местную администрацию поселения, городского округа или муниципального района.

4 . Решение о реорганизации либо упразднении особо охраняемой природной территории регионального или местного значения принимается на основании постановления Правительства Самарской области в соответствии с материалами комплексного экологического обследования особо охраняемой природной территории регионального или местного значения и заключения государственной экологической экспертизы с учетом результатов инвентаризации особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, - по представлению и (пли) по согласованию с федеральными органами исполнительной власти и (или) органами местного самоуправления.
5 . На основании постановления Правительства Самарской области о реорганизации либо упразднении особо охраняемой природной территории регионального или местного значения вносятся соответствующие изменения в схему развития и размещения и кадастр особо охраняемых природных территорий.

Статья 20. Управление особо охраняемыми природными территориями регионального и местного значения


1. Государственное управление в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется Правительством Самарской области
и уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области.

Управление и контроль в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляется местными администрациями поселений, городских округов или муниципальных районов.

2. В целях обеспечения эффективности управления и контроля за управлением особо охраняемыми природными территориями регионального и местного значения уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области и местными администрациями поселении, городских округов или муниципальных районов ежегодно до 1 февраля утверждаются планы управления особо охраняемыми природными территориями. Копия указанного плана направляется местной администрацией поселения, городского округа или муниципального района в уполномоченный орган сполнительной власти Самарской области в течение одного месяца со дня его утверждения.
3. План управления особо охраняемыми природными территориями должен содержать следующие сведения:

1) краткую характеристику состояния особо охраняемых природных территорий;

2) анализ проблем функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий;
3) задачи управления особо охраняемыми природными территориями в текущем году;
4) перечень мероприятий, направленных на реализацию утвержденной схемы развития и размещения и внесение в нес изменений;
5) перечень мероприятий, направленных на организацию функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий;
6) перечень природоохранных мероприятий, осуществляемых на особо охраняемых природных территориях;
7) обоснование необходимости осуществления предусмотренных мероприятий;
8) прогнозные показатели результатов планируемых мероприятия, включая количественные и качественные характеристики, позволяющие оценить результативность и эффективность запланированных мероприятий, а также обеспечить контроль за их выполнением;
9) сроки осуществления планируемых мероприятий и их исполнители;
10) формы и объем финансирования планируемых мероприятий.
3. В целях осуществления контроля за выполнением плана управления особо охраняемыми природными территориями руководители природоохранных учреждений подготавливают и не позднее 15 января текущего года, следующего за отчетным, представляют в уполномоченный орган исполнительной власти Самарской области либо местную администрацию поселения, городского округа или муниципального района отчеты о своей деятельности по форме, установленной указанным органом.
4. На основании отчетов руководителей природоохранных учреждений уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области либо местной администрацией поселения, городского округа или муниципального района ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, подготавливается и утверждается отчет о выполнении плана управления
5. особо охраняемыми природными территориями. Копия указанного отчета направляется местной администрацией поселения, городского округа или муниципального района в уполномоченный орган исполнительной власти Самарской области в течение одного месяца со дня его утверждения.

Статья 21. Зонирование особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения

На особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения в 'зависимости от их категории, целей и задач, площади, природных, историко-культурных, градостроительных и иных особенностей могут быть выделены различные зоны и участки, в том числе:

1) заповедные участки, предназначенные для использования в природоохранных и научных целях и выделяемые с целью обеспечения сохранения и (или) восстановления представляющих особую ценность природных комплексов, редких и исчезающих видов растений или животных, других объектов живой и неживой природы;
2) зоны охраны историко-культурных объектов, расположенных в пределах особо охраняемой природной территории, предназначенные для сохранения и восстановления объектов историко-культурного наследия, которые могут быть использованы в научных и просветительских целях;
3) учебно-экскурсионные зоны, предназначенные для использования в целях экологического просвещения и воспитания населения;

4) рекреационные центры, специально обустроенные и предназначенные для массового отдыха посетителей;

5) физкультурно-оздоровительные зоны, предназначенные для индивидуальных и групповых занятии физкультурой и специально обустроенные для этих целей;
6) прогулочные зоны, предназначенные для прогулок посетителей;
7) административно-хозяйственные участки, предназначенные для размещения, строительства и эксплуатации объектов, необходимых для обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий в соответствии с их целями и задачами;

8) участки, предоставленные юридическим и физическим лицам, деятельность которых не связана с функционированием особо охраняемых природных территорий и не противоречит установленному режиму.

Глава VI. Заключительные и переходные положения

Статья 22. Ответственность за правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования

За несоблюдение требований настоящего Закона физические, юридические и должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Законом Самарской области «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».

Статья 23. Создание условий для составления и ведении экологического паспорта

1. В целях создания условий для составления и ведения экологического паспорта уполномоченный орган исполнительной власти Самарской области:

1) запрашивает у территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, иных органов исполнительной власти Самарской области, органов местного самоуправления сведения, необходимые для составления и ведения экологического паспорта;
2) в порядке, установленном для ведения учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, подлежащих региональному государственному экологическому контролю:
а) определяет перечень природопользователей, владеющих укачанными объектами или источниками негативного воздействия на окружающую среду;
б) письменно уведомляет природопользователей о необходимости предоставления соответствующих сведений об объектах или источниках Негативного воздействия па окружающую среду уполномоченному органу исполнительной власти Самарской области;
в) на основании полученных сведений вносит информацию об объектах или источниках негативного воздействия на окружающую среду в экологический паспорт;
г) выдает природопользователям письменное уведомление о включении сведений об их объектах или источниках негативного воздействия па окружающую среду в экологический паспорт;
д) оказывает природопользователям методическую и консультационную помощь в вопросах подачи заявлений о включении сведений об их объектах или источниках негативного воздействия на окружающую среду в экологический паспорт;
е) проверяет соответствие информации, содержащейся в заявлениях природопользователей, данным нормативных документов и в необходимых случаях организует и обеспечивает получение от природ опользователей дополнительных (уточняющих) сведений об их объектах или источниках негативного воздействия на окружающую среду;

3) заключает государственные контракты на выполнение научно-исследовательских работ, необходимых для создания и ведения экологического паспорта, в порядке, установленном федеральным законодательством.
2. Экологический паспорт должен быть составлен уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области не позднее 1 января 2011 года.

Статья 24. Создание условий дли организации, функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения

1. В целях разработки и утверждения схемы развития и размещения, а также приведения статуса существующих особо охраняемых природных
территорий регионального и местного значения в соответствие с требованиями настоящего Закона уполномоченный орган исполнительной власти Самарской области;

1) проводит инвентаризацию, мониторинг, комплексное экологическое обследование земель особо охраняемых природных территорий в Самарской области;
2) подготавливает проект схемы развития и размещения;
3) проводит экологическую экспертизу материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий в Самарской области, реорганизацию либо упразднение таких территорий;
4) осуществляет учет предложений но проекту схемы размещения и развития, представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи.

2. Не менее чем за два месяца до направления проекта схемы развития и размещения на согласование в соответствии с частями 4 и 5 настоящей статьи уполномоченный орган исполнительной власти Самарской области представляет указанный проект на общественные обсуждения. Участниками общественных обсуждений могут быть заинтересованные физические и юридические лица, включая общественные объединения. В целях создания необходимых условий для проведения общественных обсуждений уполномоченный орган исполнительной власти Самарской области:
1) обеспечивает в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти Самарской области, опубликование сведений о месте, времени проведения общественных обсуждений и форме предоставления замечаний я предложений участников общественных обсуждений;

2) проводит регистрацию участников общественных обсуждений;
3) ведет протокол общественных обсуждении, в котором указываются:
а) сведения об участниках общественных обсуждении (фамилии, имена, отчества и названия организаций (в случае если участник представлял организацию), адреса и телефоны этих организаций или самих участников). Замечания и предложения, не позволяющие установить фамилию, и (или) имя, и (или) отчество, и (или) место жительства физического лица, а также название и (или) организационно-правовую форму юридического лица, в протокол не вносятся и не рассматриваются;
б) замечания и предложения участников общественных обсуждений, а также предмет разногласии между участниками общественных обсуждений и уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области, если такие разногласия имели место;
в) выводы по результатам общественных обсуждений.
3. Замечания и предложения участников общественных обсуждений рассматриваются уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области и месячный срок. О результатах рассмотрения таких предложений заявителям сообщается письменно.
4. Проект схемы развития и размещения подлежит согласованию с федеральными органами государственной власти в случае если:
1) для образования особо охраняемых природных территорий в Самарской области в соответствии с федеральным законодательством необходимо получение согласований указанных органов;
2) образование особо охраняемых природных территорий в Самарской области или расширение земель существующих особо охраняемых природных территорий о Самарской области предполагает изменение существующих или в соответствии с документами территориального [(лакирования Российской Федерации планируемых границ зон
планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения.
5. Проект схемы развития и размещения подлежит согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области в случае если:
1) для образования особо охраняемых природных территории в Самарской области в соответствии с федеральным законодательством необходимо получение согласований указанных органов;
2) образование особо охраняемых природных территорий в Самарской области или расширение земель существующих особо охраняемых природных территорий в Самарской области предполагает изменение границ земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также в части учета содержащихся в документах территориального планирования муниципальных образований положений о территориальном планировании.
6. После -завершения всех необходимых процедур подготовки и согласования проекта схемы развития и размещения уполномоченный орган исполнительной власти Самарской области представляет указанный проект на рассмотрение и утверждение Правительства Самарской области.
7. Проект схемы развития и размещения рассматривается Правительством Самарской области в срок не позднее двух месяцев со дня его представления. В течение указанного срока Правительство Самарской области принимает решение об утверждении проекта схемы развития и размещения либо об отклонении указанного проекта и направлении его на доработку.
8. Внесение изменений в схему развития и размещения осуществляется в порядке, установленном для ее подготовки.
9. После утверждения схемы развития и размещения, а также внесения в нее изменений орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в сфере градостроительной деятельности, обеспечивает внесение соответствующих изменений в схему территориального планирования Самарской области.
10. Схема развития и размещения должна быть утверждена Правительством Самарской области не позднее 1 января 2012 года.


Статьи 25. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2009 года.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона утрачивают силу;
1) Закон Самарской области от 4 мая 2001 года № 29-ГД «Об охране окружающей природной среды и природных ресурсов Самарской области» (газета «Самарские известия», 2001, 5 мая);
2) Закон Самарской области от 13 ноября 2001 года 71-ГД «О внесении изменения в Закон Самарской области «Об охране окружающей природной среды и природных ресурсов Самарской области» (газета «Волжская коммуна», 2001,16 ноября);
3) Закон Самарской области от 8 мая 2002 года 24-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «Об охране окружающей природной среды и природных ресурсов Самарской области» (газета «Волжская коммуна», 2002, 11 мая);
4) Закон Самарской области от 6 ноября 2002 года 76-ГД «О внесении изменений и дополнений в Закон Самарской области «Об охране окружающей природной среды и природных ресурсов Самарской области» (газета «Волжская коммуна», 2002, 12 ноября);
5) Закон Самарской области от 7 октября 2003 года 82-ГД "О внесении изменения и дополнений в Закон Самарской области «Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области» (газета «Волжская коммуна», 2003, 9 октября);
6) Закон Самарской области от 6 мая 2004 года 68-ГД «О внесении изменений а Закон Самарской области «Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области» (газета «Волжская коммуна», 2004, 12 мая);
7) Закон Самарской области от 1 апреля 2005 года 100-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области «Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области" (газета «Волжская коммуна», 2005, 6 апреля);
8) Закон Самарской области от 11 октября 2005 года № 159-ГД «О внесении изменений в отдельные законы Самарской области в сфере охраны окружающей среды и природопользования в Самарской области» (газета «Волжская коммуна», 2005, 12 октября);
9) Закон Самарской области от 30 декабря 2005 года № 245-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области» (газета «Волжская коммуна», 2005, 31 декабря);
10) Закон Самарской области от 13 июня 2007 года 50-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области» (газета «Волжская коммуна», 2007, 16 июня);

11) пункт 5 части 1 статьи 3, пункт 2 статьи 4, пункт 9 статьи 5, статья 7 Закона Самарской области от 11 марта 2005 года № 94-ГД «О земле» (газета «Волжская коммуна», 2005, 12 марта; 2006, 11 мая, 8 июня; 2007, 16 февраля, 15 мая; 2008, 5 января, 8 мая).

Губернатор Самарской области
В.В. Артяков
2008 г.

О проекте закона Самарской области № 3516-08 «Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области»

Название документа: О проекте закона Самарской области № 3516-08 «Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области»

Номер документа: 705

Вид документа: Постановление Самарской Губернской Думы

Принявший орган: Самарская Губернская Дума

Статус: Действующий

Дата принятия: 01 июля 2008