САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
01 июля 2008 года № 705
О проекте закона Самарской области № 3516-08 «Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области»
Рассмотрев внесенный комитетом по нефтехимии, топливно-энергетическому комплексу и охране окружающей среды в порядке законодательной инициативы проект закона Самарской области № 3516-08 «Об охране окружающей среды в природопользовании в Самарской области», Самарская Губернская Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1 . Принять в первом чтении проект закона Самарской области № 3516-08 «Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области».
2. Установить срок внесения поправок до 15 августа 2008 года.
3. Комитету по нефтехимии, топливно-энергетическому комплексу и охране окружающей среды доработать проект закона с учетом поправок и внести его на рассмотрение Самарской Губернской Думы во втором
чтении.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Думы
В.Ф.Сазонов
Принят и первом чтении
Самарской Губернской Думой
1 июля 2008 года
Постановление № 705
ЗАКОН
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области
Глава I. Общие положения
Статья I. Предмет регулирования настоящего Закона
1. Настоящий Закон в целях создания благоприятной окружающей среды, обеспечения рационального природопользования и сохранения естественных экологических систем, предупреждения и предотвращения экологически вредного воздействия природопользования на окружающую среду направлен на реализацию полномочий органов государственной власти Самарской области в сфере охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренных Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Отношения в сфере рационального использования и охраны лесов, а также объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, регулируются иными законодательными актами Российской Федерации и Самарской области.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
природопользование - хозяйственная и иная деятельность, в процессе которой осуществляется использование природных ресурсов и (или) оказывается воздействие на окружающую среду;
природопользователи - физические и юридические лица, осуществляющие природопользование в установленном порядке;
экологические интересы населения - интересы населения в части экологического архитектурно-ландшафтного обустройства, экологического образования и просвещения, лечебной реабилитации работников и членов их семей, организации общественного экологического контроля и (или) мероприятии, включенных, в экологические (природоохранные) программы (мероприятия) регионального и местного значения;
экологическая паспортизация территории Самарской области (далее - экологическая паспортизация) - деятельность органов исполнительной власти Самарской области по сбору, обобщению, систематизации сведений о состоянии окружающей среды и природопользовании в Самарской области;
экологический паспорт территории Самарской области (далее -экологический паспорт) - поддерживаемый в актуальном состоянии свод сведений о состоянии окружающей среды и природопользовании в Самарской области.
Глава II. Управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования
Статья 3. Полномочия Самарской Губернской Думы в сфере охраны окружающей среды и природопользования
Самарская Губернская Дума в сфере охраны окружающей среды и природопользования:
1) утверждает правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах;
2) утверждает правила охраны жизни людей на водных объектах в Самарской области;
3) определяет порядок пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;
4) устанавливает ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Самарской области, порядок расчета и взимания такой платы по представлению Правительства Самарской области;
5) утверждает границы особо охраняемых природных территорий регионального значения по представлению Правительства Самарской области.
Статья 4, Полномочия отраслевых органов исполнительной власти Самарской области в сфере охраны окружающей среды и природопользования
1. Отраслевые органы исполнительной власти Самарской области в сфере охраны окружающей среды и природопользования:
1) в сфере охраны окружающей среды:
а) участвуют в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории Самарской области;
б) участвуют в реализации федеральной политики в сфере экологического развития Российской Федерации на территории Самарской области;
в) разрабатывают и реализуют областные программы в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, природоохранные мероприятия, предусмотренные законом Самарской области об областном
бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также межмуниципальные программы в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности;
г) участвуют в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического
мониторинга.), формируют и обеспечивают функционирование территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Самарской области;
д) осуществляют региональный государственный водный, геологический, экологический контроль па объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Самарской области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному водному, геологическому, экологическому контролю;
е) утверждают перечень должностных лиц органов государственной власти Самарской области, осуществляющих региональный государственный экологический контроль (государственных инспекторов в сфере охраны окружающей среды Самарской области);
ж) организуют и развивают систему экологического образования, формируют экологическую культуру па территории Самарской области;
з) обращаются в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в сфере охраны окружающей среды;
и) заключают с природопользователями соглашения, затрагивающие экологические интересы населения двух и более муниципальных районов и (или) городских округов;
к) предъявляют пеки о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому контролю;
л) ведут учет объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, подлежащих региональному государственному экологическому контролю;
м) участвуют в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды и ее отдельных компонентов на территории Самарской области;
н) осуществляют экологическую паспортизацию в порядке, установленном настоящим Законом;
2) в сфере проведения государственной экологической экспертизы:
а) организуют и проводят государственную экологическую экспертизу объектов регионального уровня;
б) осуществляют контроль за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности па объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю;
в) информируют население о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и об их результатах;
г) получают информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории Самарской области;
д) делегируют экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссии государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на территории Самарской области и в случае возможного воздействия нпа окружающую среду в пределах территории Самарской области хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации;
3) в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
а) вводят и отменяют на территории Самарской области ограничительные мероприятия (карантин) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей;
б) осуществляют меры по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни;
в) обеспечивают своевременное информирование населения Самарской области о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), о состоянии среды обитания и проводимых санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
г) участвуют в проведении социально-гигиенического мониторинга Самарской области;
4) в сфере рационального использования и охраны недр:
а) осуществляют все полномочия Самарской области по распоряжению совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр и выделению совместно с Российской Федерацией участков недр федерального, регионального и местного значения, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции Самарской Губернской Думы;
б) участвуют в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
в) создают и ведут территориальные фонды геологической информации, распоряжаются информацией, полученной за счет средств областного бюджета и местных бюджетов;
г) участвуют в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
д) составляют территориальные балансы запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и ведут учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
е) защищают права пользователей недр и интересы граждан, разрешают споры по вопросам пользования недрами;
ж) участвуют в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;
з) осуществляют государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком;
и) проводят государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участках недр местного значения, а также об участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных е добычей полезных ископаемых;
5) в сфере рационального использования и охраны водных объектов в Самарской области:
а) осуществляют права владения, пользования, распоряжения водными объектами, находящимися в собственности Самарской области, если иное не предусмотрено настоящим Законом;
б) участвуют в деятельности бассейновых советов;
в) резервируют источники питьевого водоснабжения;
г) разрабатывают мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных о5ъектов, находящихся в собственности Самарской области;
д) участвуют в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов;
е) утверждают перечень объектов, подлежащих региональному государственному водному контролю, и перечень должностных лицп, его осуществляющих;
ж) осуществляют отдельные полномочия в сфере охраны и использования водных объектов, находящихся в федеральной собственности, за счет субвенций из федерального бюджета:
предоставляют водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности и расположенные на территории Самарской области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев предоставления водных объектов в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
осуществляют меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Самарской области;
осуществляют меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Самарской области;
6) в сфере охраны атмосферного воздуха:
а) устанавливают сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух па территории Самарской области по представлению территориального органа специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере охраны атмосферного воздуха;
б) вводят ограничения на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
в) проводят мероприятия по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;
г) информируют население о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;
д) осуществляют в пределах своей компетенции координацию деятельности физических и юридических лиц в сфере охраны атмосферного воздуха;
е) организуют работу по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий совместно с органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;
7) в сфере охраны и использования растительного мира и водных биологических ресурсов:
а) определяют порядок ведения Красной книги Самарской области;
б) осуществляют охрану водных биологических ресурсов па внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства;
8) в сфере обращения е отходами производства и потребления:
а) проводят мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;
5) осуществляют ведение регионального кадастра отходов в установленном ими порядке;
9) в сфере организации, функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения:
а) осуществляют проведение инвентаризации, мониторинга, комплексного экологического обследования территории в целях создания условий для организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения;
6) разрабатывают и утверждают положения об особо охраняемых природных территориях регионального значения;
в) организуют охрану особо охраняемых природных территорий регионального значения;
г) осуществляют ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения;
д) определяют формы и размеры платы за пользование территориями курортов регионального и местного значения в пределах норм, установленных федеральным законодательством;
е) вносят предложения в Правительство Самарской области по установлению иных категорий особо охраняемых природных территорий регионального значения.
2. Наделение отраслевых органов исполнительной власти Самарской области полномочиями, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, осуществляется Правительством Самарской области.
Глава III. Экологическая паспортизация
Статья 5. Цели экологической паспортизации
Экологическая паспортизация осуществляется в целях:
1) обеспечения граждан, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления достоверной и полной информацией о состоянии окружающей среды Самарской области;
2) обеспечения принятия экологически ориентированных решений при реализации полномочий органами государственной власти Самарской области и органами местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Статья 6. Требования к содержанию и форме экологического паспорта
1. Экологический паспорт должен состоять из следующих разделов:
1) сведения о физико-географическом описании территории Самарской области, включающем климатическую характеристику территории Самарской области, сведения о геоморфологическом и геолого-литологическом строении территории Самарской области;
2) описание геологической среды, включающее общую характеристику геологической среды, инженерно-геологическую характеристику территории Самарской области, экзогенные процессы, характеристику радоноопасности территории Самарской области;
3) описание минерально-сырьевой базы Самарской области, в том числе сведения о месторождениях и залеганиях общераспространенных полезных ископаемых в Самарской области, сведения об использовании недр;
4) описание земельных ресурсов Самарской области, в том числе виды и категории земель, основные типы почв, сведения о системе мониторинга почв;
5) описание состояния атмосферного воздуха, в том числе сведения о системе мониторинга атмосферного воздуха, шумового и электромагнитного загрязнения, оценка степени загрязнения атмосферного воздуха по максимально-разовым и среднесуточным концентрациям, интерактивные карты состояния атмосферного воздуха;
6) характеристика гидрографической сети территории Самарской области, гидрологическая и гидрогеологическая характеристика территории Самарской области, сведения о системе мониторинга подземных и грунтовых вод;
7) характеристика растительного и животного мира, водных биологических ресурсов Самарской области;
8) описание особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в том числе их количество, местонахождение, утвержденные границы, перспективы развития;
9) описание отходов производства и потребления, образующихся в Самарской области;
10) установленные нормативы качества окружающей среды, включающие нормативы качества атмосферного воздуха, воды, почв, нормативы по шуму, 'электромагнитному излучению, по уровню радиационного загрязнения;
11) сведения об источниках негативного воздействия на окружающую среду, механизмах обращения с отходами производства и потребления, способах реализации экологических интересов населения в Самарской области;
12) сведения о мероприятиях, осуществляемых в целях охраны окружающей среды Самарской области и ее отдельных компонентов, в том числе в соответствии с соглашениями, затрагивающими экологические интересы населения двух и более муниципальных районов и (или) городских округов.
2. Экологический паспорт составляется и ведется в письменном и электронном виде. Приоритет отдается сведениям, содержащимся в письменной форме экологического паспорта.
3. Экологический паспорт должен обеспечивать обработку картографических и иных данных. Вся картографическая информация представляется в единой цифровой системе координат картографического фонда. Фактографическая информация представляется в виде баз данных с обязательной цифровой географической привязкой.
4. При создании и ведении экологического паспорта используется только достоверная и метрологически обеспеченная информация.
5. Для актуализации информации, содержащейся в экологическом паспорте, уполномоченный орган исполнительной власти Самарской области организует обновление сведений, содержащихся в экологическом паспорте. Периодичность обновления сведений, содержащихся в экологическом паспорте, устанавливается указанным органом.
Статья 7. Доступ к сведениям, содержащимся в экологическом паспорте
1. Сведения, содержащиеся в экологическом паспорте, являются государственным информационным ресурсом Самарской области и носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной федеральным законодательством к категории ограниченного доступа.
2. Сведения, содержащиеся в экологическом паспорте, предоставляются уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области заинтересованным лицам за плату, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи. Размер платы определяется указанным органом и не должен превышать расходов па подготовку соответствующей информации на бумажном носителе по каждому разделу, установленному частью 1 статьи 6 настоящего Закона. Плата за предоставление информации подлежит перечислению в областной бюджет.
3. Сведения, содержащиеся в экологическом паспорте, бесплатно предоставляются по запросам:
1) правоохранительных органов, судов, судебных приставов- исполнителей по вопросам, входящим б их компетенцию;
2) органов государственной власти и органов местного самоуправления;
3) органов государственного контроля (надзора) по вопросам, входящим в их компетенцию;
4) организациям (органам) по учету объектов недвижимого имущества;
5) органу, осуществляющему государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) органам по учету государственного или муниципального имущества;
7) налоговым органам на территории, находящейся в их юрисдикции;
8) органам государственной статистики,