Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 11 июня 2008 года № 186

Об утверждении областной целевой программы "Обучение и повышение квалификации медицинских кадров Самарской области на 2009 - 2011 годы"

     

____________________________________________________________________________________________________________

Постановление утратило силу -   Постановление Правительства Самарской области от 27 октября 2011 г. № 689           

____________________________________________________________________________________________________________               

В целях обеспечения высококвалифицированными медицинскими кадрами лечебно-профилактических учреждений Самарской области и формирования благоприятных условий для создания и развития системы непрерывного медицинского образования специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием Правительство Самарской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Обучение и повышение квалификации медицинских кадров Самарской области на 2009 - 2011 годы" (далее - Программа).

2. Министерству управления финансами Самарской области (Иванову):

осуществлять финансирование Программы в 2009 - 2010 годах в пределах общих ассигнований, предусмотренных министерству здравоохранения и социального развития Самарской области Законом Самарской области "Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов";

предусмотреть в установленном порядке в расходах областного бюджета средства на финансирование Программы в 2011 году.

3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство здравоохранения и социального развития Самарской области (Куличенко).

4. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.

5. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2009 года.

И.о. Губернатора - председателя
Правительства Самарской области
А.П.Нефедов

Утверждена
Постановлением
Правительства Самарской области
от 11 июня 2008 г. N 186

Областная целевая программа "Обучение и повышение квалификации медицинских кадров Самарской области на 2009-2011 годы"
(далее - Программа)

                                  

Паспорт программы


Наименование Программы  - областная   целевая   программа   "Обучение   и
                          повышение   квалификации   медицинских   кадров
                          Самарской области на 2009 - 2011 годы"

Дата принятия решения о - поручение    Губернатора     -     председателя
разработке Программы      Правительства   Самарской   области   (протокол
                          заседания Правительства  Самарской  области  от
                          05.09.2007 N 17)

Государственный         - министерство  здравоохранения   и   социального
заказчик Программы        развития Самарской области

Цели и задачи Программы - 1. Обеспечение         высококвалифицированными
                          медицинскими  кадрами  лечебно-профилактических
                          учреждений Самарской области.
                          Задачи:
                             анализ,    прогнозирование    и     развитие
                          профессионально-квалификационной      структуры
                          учреждений здравоохранения Самарской области;
                              организация  подготовки  и  последипломного
                          образования медицинских кадров.
                          2.  Формирование  благоприятных   условий   для
                          создания  и   развития   системы   непрерывного
                          медицинского образования специалистов с  высшим
                          и  средним   медицинским   и   фармацевтическим
                          образованием.
                          Задачи:
                             организация и информационно  -  методическое
                          обеспечение системы  непрерывного  медицинского
                          образования;
                             совершенствование          профессионального
                          мастерства медицинских работников

Сроки и этапы             2009 - 2011 годы.
реализации                Программа реализуется в три этапа:
Программы                 I этап - 2009 год;
                          II этап - 2010 год;
                          III этап - 2011 год

Важнейшие целевые       - показатели цели 1:
индикаторы и показатели      доля      врачей,      аттестованных      на
Программы                 квалификационные категории;
                             доля  специалистов  со средним медицинским и
                          фармацевтическим образованием, аттестованных на
                          квалификационные категории;
                             доля   врачей,   аттестованных   на   высшую
                          квалификационную категорию;
                             доля специалистов со средним  медицинским  и
                          фармацевтическим образованием, аттестованных на
                          высшую квалификационную категорию.
                          показатели цели 2:
                             доля ординаторских в стационарных отделениях
                          государственных   учреждений   здравоохранения,
                          оснащенных информационно-библиотечным фондом;
                             доля медицинских работников  государственных
                          и  муниципальных  учреждений   здравоохранения,
                          использующих    библиотечные     информационные
                          ресурсы;
                             доля врачей государственных и  муниципальных
                          учреждений    здравоохранения,     пользующихся
                          Самарской электронной медицинской библиотекой

Объемы и источники      - реализация  Программы  осуществляется  за  счет
финансирования            средств  федерального  бюджета   и   областного
программных мероприятий   бюджета.
                             Объем  финансирования  Программы   за   счет
                          средств областного  бюджета  составит  143157,4
                          тыс. рублей на весь срок ее реализации,  в  том
                          числе:
                             в 2009 г. - 30581,7 тыс. рублей;
                             в 2010 г. - 38082,0 тыс. рублей;
                             в 2011 г. - 74493,7 тыс. рублей.
                             Объем    средств    федерального     бюджета
                          определяется  исходя  из  ежегодных   квот   на
                          целевую  подготовку  специалистов  и   обучение
                          специалистов в клинической ординатуре.
                             Мероприятия    Программы,     финансирование
                          которых  предполагается  осуществить  за   счет
                          иных, помимо  областного  бюджета,  источников,
                          не    являются    расходными    обязательствами
                          Самарской области

Показатели              - затраты на обучение  и  повышение  квалификации
социально-экономической   одного медицинского работника,   аттестованного
эффективности             на квалификационную категорию.
реализации Программы         Затраты на обучение и повышение квалификации
                          одного медицинского  работника,  аттестованного
                          на высшую квалификационную категорию.
                             Стоимость увеличения на  один  процент  доли
                          ординаторских   в    стационарных    отделениях
                          государственных   учреждений   здравоохранения,
                          оснащенных информационно-библиотечным фондом.
                             Затраты  на  одного  медицинского  работника
                          государственных  и   муниципальных   учреждений
                          здравоохранения,   использующего   библиотечные
                          информационные ресурсы.
                             Затраты на одного  врача  государственных  и
                          муниципальных    учреждений    здравоохранения,
                          пользующегося Самарской электронной медицинской
                          библиотекой

Система организации     - управление реализацией Программы осуществляется
контроля за ходом         государственным    заказчиком    Программы    -
реализации Программы      министерством  здравоохранения  и   социального
                          развития Самарской области.
                             Контроль    за     реализацией     Программы
                          осуществляется  в  соответствии  с  действующим
                          законодательством, в том числе с учетом Порядка
                          принятия решений о разработке,  формирования  и
                          реализации   областных   целевых   программ   в
                          Самарской области, утвержденного постановлением
                          Правительства Самарской области от 12.12.2007 N
                          253  "О  разработке  и   реализации   областных
                          целевых программ в Самарской области"
.

     

Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа


Приоритетным национальным проектом в сфере здравоохранения в качестве одного из основных направлений деятельности органов управления здравоохранением определена реализация мероприятий по повышению профессиональной подготовки медицинских кадров в целях обеспечения населения качественной и безопасной медицинской помощью.

Ключевой задачей повышения качества медицинской помощи становится создание системы непрерывного профессионального образования медицинских работников.

Перспективы развития здравоохранения Самарской области в значительной мере зависят от состояния профессионального уровня и качества подготовки медицинских и фармацевтических кадров. Медицинские кадры являются главным ресурсом здравоохранения, способным многократно повысить эффективность деятельности системы в целом. В настоящее время во всем мире идет осмысление того, каким должно быть образование, каковы его роль и место в развитии государства. Всемирная организация здравоохранения, указывая на необходимость изменений в медицинском образовании, особо подчеркивает важность таких аспектов, как:

понимание функции врача в обществе;

необходимость непрерывного профессионального образования;

сотрудничество между различными категориями медицинских работников.

Развитие общества, науки и практики здравоохранения заставляет постоянно искать пути повышения эффективности системы здравоохранения области и совершенствования ее структуры. А это возможно только при четком понимании проблем, сложившихся в сфере медицинского образования, к которым относятся:

отсутствие непрерывности медицинского образования - врач повышает свою квалификацию только один раз в 5 лет;

отсутствие у врачей доступа к высококачественным источникам информации на рабочих местах и через систему Интернет - в большинстве лечебно-профилактических учреждений в Самарской области нет медицинских библиотек и не обеспечен доступ в Интернет;

нет единой программы информатизации здравоохранения - имеющиеся технологические средства и программное обеспечение в лечебно-профилактических учреждениях недостаточны и не используются в целях образования и информирования медицинских работников.

В связи с высокими ценами на печатную продукцию и затрудненным доступом к электронным медицинским изданиям библиотечные услуги становятся более востребованными.

Кроме того, в условиях интенсивного развития медицинской науки, внедрения в практику здравоохранения новых технологий медицинские знания стремительно устаревают.

В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года Президент Российской Федерации Путин В.В. особо подчеркнул значимость возрождения в стране библиотечного дела, развития цифровых технологий, укрепления на уровне субъекта Российской Федерации местной информационно-библиотечной сети, материальной и финансовой базы библиотек.

После окончания учебного заведения профессиональное совершенствование медицинского работника продолжается в течение всей жизни.

В соответствии со стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 N 129, безусловным приоритетом государственной политики в регионе будет являться одна из основных сфер жизнедеятельности - здравоохранение.

Одним из направлений деятельности для достижения стратегической цели - улучшения здоровья населения является совершенствование профессионального уровня и качества подготовки медицинских кадров, в т.ч. на этапах послевузовского и дополнительного образования.

Одной из действенных форм контроля качества подготовки специалистов здравоохранения на этапах послевузовского и дополнительного профессионального образования является их сертификация, предусмотренная статьей 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Отсутствие преемственности при обучении врачей в интернатуре и ординатуре - одна из сложных проблем отечественного медицинского образования. Сегодня в России один и тот же документ - сертификат специалиста получают интерн (годичная подготовка), ординатор (2-годичная подготовка), аспирант (3-годичная подготовка) и практикующий врач со стажем практической работы 15 - 20 лет.

Медицина представляет собой одну из тех отраслей знаний, где традиционно считается невозможным получить базовое образование заочно. Что касается последипломного образования, то теоретические (преимущественно) циклы повышения квалификации можно проводить с использованием дистанционных технологий. Внедрение дистанционных форм обучения в рамках информатизации здравоохранения требует значительной предварительной подготовки, новых методологических подходов и методических решений.

Непрерывное образование - это процесс, призванный помочь медицинским работникам адаптироваться к изменениям, происходящим в медицинской науке и практике, а также в управлении здравоохранением. Непрерывное медицинское образование должно обеспечивать получение дополнительных знаний на любом этапе медицинской подготовки. При этом объем и степень усвоенного материала зависят прежде всего от уровня профессиональной подготовки специалиста.

Конечная цель непрерывного медицинского образования - постоянное улучшение качества профилактической и лечебной помощи населению Самарской области.

Всесторонний анализ проблем, связанных с обучением и повышением квалификации медицинских кадров, развитием и совершенствованием непрерывного профессионального образования, показывает необходимость комплексного подхода, который предполагает использование программно-целевого метода, позволяющего определить основные приоритетные направления.

Профаммный подход представляется естественным и единственно возможным в свете централизации процессов управления и позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на конкретных мероприятиях.

Основные цели и задачи программы, сроки и этапы ее реализации

     

Целями настоящей Программы являются:

обеспечение высококвалифицированными медицинскими кадрами лечебно-профилактических учреждений Самарской области;

формирование благоприятных условий для создания и развития системы непрерывного медицинского образования специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием.

С целью обеспечения высококвалифицированными медицинскими кадрами лечебно-профилактических учреждений Самарской области необходимо решение следующих задач:

анализ, прогнозирование и развитие профессионально-квалификационной структуры учреждений здравоохранения Самарской области;

организация подготовки и последипломного образования медицинских кадров.

С целью формирования благоприятных условий для создания и развития системы непрерывного медицинского образования специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием необходимо решение следующих задач:

организация и информационно-методическое обеспечение системы непрерывного медицинского образования;

совершенствование профессионального мастерства медицинских работников.

Сроки реализации Программы - 2009 - 2011 годы. Программа реализуется в три этапа:

I этап - 2009 год;

II этап - 2010 год;

III этап - 2011 год.

Поскольку программные мероприятия являются переходящими на очередной год в течение всего срока ее реализации, то отдельными этапами реализации Программы считается календарный год.

Перечень целевых индикаторов (показателей) программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»