ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

29 апреля 2008 года № 133

Об основных направлениях налоговой политики и мерах по увеличению неналоговых доходов областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Самарской области на 2008 - 2010 годы


       В целях увеличения налогового потенциала Самарской области, улучшения качества администрирования доходных источников областного и местных бюджетов, повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Самарской области Правительство Самарской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Одобрить прилагаемые Основные направления налоговой политики и меры по увеличению неналоговых доходов областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Самарской области на 2008-2010 годы (далее - Основные направления).
2. Органам исполнительной власти Самарской области при реализации своих полномочий руководствоваться положениями Основных направлений.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Самарской области, территориальным органам федеральных органов государственной власти в Самарской области учитывать при осуществлении Своей деятельности положения Основных направлений.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство управления финансами Самарской области (Иванова).
5. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор - председатель Правительства Самарской области
В.В. Артяков

приложение
к постановлению Правительства Самарской области
от 29.04.2008 № 133

Основные направления налоговой политики и меры по увеличению неналоговых доходов областного бюджета и бюджетов муниципальных образований
Самарской области на 2008-2010 годы (далее - Основные направления)

Введение

         Основные направления разработаны с учетом одобренных Правительством Российской федерации Основных направлений налоговой политики в Российской Федерации на 2008-2010 годы.
        Мероприятия, предусмотренные Основными направлениями, рассчитаны до 2010 года, что укладывается в концепцию среднесрочного планирования, вводимого в отношении всех бюджетов. Такая продолжительность действия позволит достичь при проведении мероприятий, имеющих длительный характер исполнения, поставленных целей.
        В этой связи Основные направления направлены на:
        увеличение налогового потенциала Самарской области в целом;
        улучшение качества администрирования доходных источников областного и местных бюджетов;
        повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления и федеральных органов государственной власти в Самарской области;
        подготовку предложений по совершенствованию налогового законодательства.
        Реализация данных положений во многом будет зависеть от слаженности действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе от уровня взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
       В целом реализация Основных направлений позволит:
       создать прозрачную законодательно закрепленную программу действий органов государственной власти Самарской области, направленных на увеличение доходов бюджетов;
       сформировать прогнозируемую для населения Самарской области, органов местного самоуправления и федеральных органов государственной власти политику в области увеличения доходов бюджетов;
       сформировать единую позицию органов государственной власти Самарской области по оптимизации и увеличению доходов областного и местных бюджетов;
        в дальнейшем осуществлять подготовку необходимых документов без повторного освещения имеющихся проблем, что сократит документооборот и время принятия решений.

I. Налоговая политика в отношении федеральных налогов

1. Налог на прибыль организаций

1.1. Самарская область имеет на своей территории целый комплекс промышленных организаций различных отраслей и форм собственности. В этой связи с целью проведения анализа экономической ситуации в Самарской области в 2006 году министерством управления финансами Самарской области на основе налоговой, статистической и бухгалтерской отчетности была проведена работа по оценке уровня налогообложения групп организаций Самарской области по отдельным видам деятельности, а также аналогичных показателей по Приволжскому федеральному округу (далее - ПФО) и показателей производства отдельных организаций. Результаты анализа были направлены в соответствующие органы исполнительной власти Самарской области для ознакомления и работы.
        По итогам осуществленной деятельности было выявлено, что Самарская область по удельным показателям поступлений налогов отстает в сравнении с: другими регионами ПФО по отдельным отраслям. Если принять во внимание тот факт, что Самарская область является регионом с выгодными географическим расположением и природными условиями, а также развитой промышленностью и инфраструктурой, более низкие показатели свидетельствуют о необходимости повышения качества налогового администрирования, улучшения использования Налогового потенциала области в целом и отдельных промышленных организаций в частности, о наличии резервов увеличения налоговых поступлений, а также о стремлении отдельных организаций минимизировать налоговые платежи.
           Таким образом, в настоящее время органы государственной власти Самарской области должны поставить перед собой задачу проведения определенного комплекса мероприятий с целью повышения качества использования налогового потенциала.
1.2. Первым этапом решения вышеуказанной проблемы является проведение комплексного анализа деятельности групп организаций и отдельных организаций в составе указанных групп по итогам года и в сравнении с предыдущим годом.
Необходимо четко определить степень воздействия результатов функционирования тех или иных организаций на экономическую ситуацию в Самарской области.
        В ходе анализа будут выявлены отрасли или конкретные организации с низкими финансовыми показателями, а также проанализированы возможные причины, приводящие к этому. На основании полученных результатов проведенного анализа будет разработана концепция развития отдельных отраслей промышленности и конкретных промышленных организаций, системы взаимодействия органов государственной власти с менеджментом и собственниками данных промышленных организаций. При определении мер контроля за деятельностью организаций со стороны налоговых и правоохранительных органов и при проведении проверок, в том числе в рамках концепции системы планирования выездных налоговых проверок, целесообразно использовать вышеуказанные результаты анализа.
       Одной из мер поддержки организаций отдельных отраслей производства или промышленности может стать расширение сферы применения льготного налогообложения прибыли от инвестиционной деятельности, а для отдельных видов деятельности - уменьшение требуемого для начала предоставления налоговых льгот размера инвестиций.
1.3. Органы государственной власти Самарской области должны вести в средствах массовой информации широкую пропаганду, направленную на повышение инвестиционной привлекательности Самарской области, в том числе необходимо освещать изменения инвестиционного законодательства на территории Самарской области.
         Весомым фактором, способным повлиять на рост инвестиционной привлекательности Самарской области, увеличение имущественного комплекса промышленных организаций на территории Самарской области и, как следствие, на увеличение налоговой базы и налогового потенциала по налогу на прибыль и другим налогам, может стать освещение в средствах массовой информации существующего института государственного кураторства над инвестиционными проектами в соответствии с законодательством Самарской области.
1.4. Б связи с планируемым на федеральном уровне внесением изменений в налоговое законодательство в части введения института консолидированной от четности холдингов или групп компаний налоговым органам в Самарской области целесообразно усилить администрирование уплаты налогов, приходящихся на долю обособленных подразделений и филиалов организаций, состоящих на на логовом учете в других субъектах Российской Федерации. Одним из возможных шагов в данном направлении может стать создание реестра филиалов и обособленных подразделений таких организаций, находящихся на территории Самарской области, определение стоимости их основных фондов и численности работников, (фонда оплаты труда), а также создание механизма взаимодействия с налоговыми органами других регионов по вопросам проведения проверок правильности и полноты уплаты налогов. Данные действия необходимо производить совместно с налоговыми органами   по месту регистрации головных структур
холдинговых компаний, в том числе в виде так называемых камеральных проверок.

2. Налог на доходы физических лиц

2.1. В настоящее время схема взимания налога на доходы физических лиц является более проработанной по сравнению с другими налогами и не требующей больших корректировок. Основной проблемой при взимании данного налога является большая доля неофициально выплачиваемых заработных плат на территории Российской Федерации.
        Важность данной проблемы (вывод из "тени" заработных плат) отмечена Президентом Российской Федерации Путиным В.В. в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26.04.2007. В свою очередь, на территории Самарской области уже проводятся мероприятия, направленные на снижение количества случаев оплаты труда без взимания налоговых платежей.
        В 2006 году на территории большинства муниципальных образований Самарской области были созданы межведомственные комиссии по вопросу легализации "теневой" заработной платы граждан, В указанные комиссии наряду с представителями исполнительных органов власти муниципальных образований вошли представители правоохранительных, налоговых органов и органов прокуратуры.
        Действия указанных комиссий направлены на организацию совместных совещаний руководителей организаций и частных предпринимателей, которые выплачивали официальную заработную плату своим работникам в размере ниже прожиточного минимума. Результатом проведения совещаний является рост официально выплачиваемой заработной платы до уровня прожиточного минимума. В связи с положительными результатами (таблица П1) деятельности указанных комиссий целесообразно продолжение их работы.
2.2. В целях улучшения качества администрирования налога, в том числе в части декларационной кампании, важным является взаимодействие Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области и Главного управления внутренних дел по Самарской области. В настоящее время сложилась ситуация, при которой при вызове в налоговые органы для подачи декларации многие физические лица не являются по тем или иным причинам. Так, по итогам 2005 года, по данным Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, налоговые органы вызывали для подачи декларации около 70 тыс. человек.
Явка налогоплательщиков составила менее 5%. Указанная ситуация может быть исправлена рядом мероприятий. Одним из таких мероприятий может стать активизация деятельности правоохранительных органов по контролю за уклонением от уплаты налогов и (или) сборов физическими лицами в соответствии со статьей 198 Уголовного кодекса Российской Федерации. В целях обеспечения реализации данных мероприятий налоговым органам целесообразно передавать в правоохранительные органы материалы о физических лицах, получивших доходы от продажи имущества свыше определенных сумм и не явившихся в налоговые органы для подачи декларации.
2.3. В настоящее время актуальны мероприятия по выявлению и привлечению к уплате налога физических лиц, занимающихся продажей или сдачей в аренду недвижимого имущества (в том числе государственным и муниципальным учреждениям). В данном случае целесообразна организация передачи информации о приобретении бюджетными учреждениями у физических лиц движимого и недвижимого имущества.
         Необходима разработка механизма поступления в налоговые органы информации о сделках по отношению к строящейся недвижимости (в том числе на долевой основе). Помимо увеличения поступлений налога это снизит спекулятивную составляющую стоимости недвижимости на рынке и послужит ограничением роста цен на жилье. Необходим четкий механизм обмена информацией между уполномоченными государственными, муниципальными учреждениями и налоговыми органами в части передачи сведений о сданных в эксплуатацию объектах недвижимости и регистрационной службой, налоговыми органами в части предоставления информации о правоустанавливающих документах, на основании которых производилась регистрация указанных объектов или их частей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), Полученная от регистрационных органов информация может служить основой для привлечения физических лиц к уплате налога по реализованным объектам недвижимости или их долям. Данные действия в долгосрочной перспективе способны стимулировать увеличение количества самостоятельно поданных деклараций физическими лицами.
2.4. Целесообразно проведение налоговыми органами работы по сверке данных о начисленных и удержанных суммах налога на доходы физических лиц, которые предоставляются в инспекции налоговыми агентами в виде реестров одновременно со сведениями о выплаченных физическим лицам доходах, с суммами поступившего налога по лицевым счетам указанных организаций. Подобная сверка уже на камеральном уровне позволит выявить недобросовестных налоговых агентов и провести в их отношении необходимые процедуры взыскания задолженности.
Одновременно с вышеуказанными практическими мероприятиями необходимо рассмотреть возможность разработки законодательных инициатив по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и иные нормативные акты федерального законодательства в части:
        сдачи налоговыми агентами отчетности об уплаченных в бюджет суммах налога на доходы физических лиц;
        предоставления в налоговые органы сведений о выплате денежных средств физическим лицам в случае, когда выплачивающая сторона не является налоговым агентом;
        увеличения возможностей налоговых органов по привлечению к обложению налогом граждан на основе деклараций;
       обязательной сдачи организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), сведений о доходах физических лиц.

3. Акцизы

3.1. Одним из основных мероприятий по увеличению поступлений по данному виду налоговых платежей является изменение схемы распределения акцизов на алкогольную продукцию между субъектами Российской Федерации в зависимости от численности населения соответствующего субъекта. Действующая схема распределения, разработанная в период действия института акцизных складов, подразумевает распределение средств между субъектами Российской Федерации в соответствии с суммами акцизов, поступавших е бюджеты субъектов Российской Федерации в 2004 году. При этом система акцизных складов была отменена и заменена распределением акцизов через органы Федерального казначейства.
          Предлагаемая Самарской областью схема предусматривает распределение акцизов в зависимости от численности населения в каждом из субъектов Российской Федерации, основываясь на предположении, что потребление алкогольной продукции в расчете на душу населения в целом по Российской Федерации одинаково (таблица П2},
3.2. В связи с низким поступлением акцизов на алкогольную продукцию на территории Самарской области существует потребность комплексного анализа сложившейся ситуации, в том числе работы организаций, производящих алкогольную продукцию (таблица ПЗ).
3.3. Наряду с проведением анализа деятельности организаций и принятием мер по поддержке производителей целесообразно усилить работу контролирующих и правоохранительных органов по увеличению доли легальной алкогольной продукции на рынке Самарской области. Так, в 2006 году при проведении проверок 112 тыс. автотранспортных средств нарушения выявлены в 20 тыс. случаев, из них в части перевозки алкогольной продукции - в 200 случаях. Указанная работа может быть осуществлена в том числе при проведении совместных мероприятий в рамках реализации контрольных функций по исполнению федерального и областного законодательства в сфере государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции.

4. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

4.1. Правительством Самарской области в настоящее время уделяется большое внимание данному источнику формирования доходов местных бюджетов.
Министерством управления финансами Самарской области было предложено органам местного самоуправления устанавливать коэффициент К2 в зависимости от уровня заработной платы, выплачиваемой своим работникам организациями и предпринимателями. Однако, несмотря на наличие такой возможности в виде перечня факторов, влияющих на размер данного коэффициента, установление подобной градации органами местного самоуправления привело к внесению протестов со стороны органов прокуратуры. В связи с этим в целях совершенствования применения законодательства необходимо поддерживать законопроекты по внесению соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.
4.2. Проведенный анализ нормативных правовых актов органов местного самоуправления показал, что в ряде случаев муниципалитетами устанавливаются заниженные размеры коэффициента К2 по отдельным видам деятельности. При этом анализ поступления единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) по регионам ПФО, проведенный в 2006 году, показал, что уровень налогообложения
плательщиков налога, занимающихся торговлей, на территории Самарской области ниже соответствующих показателей других регионов ПФО при явном лидерстве региона в удельных и абсолютных статистических показателях торговли (таблицы П4-6). Данным анализом было доказано, что даже при увеличении коэффициента К2 организации и предприниматели в сфере  малого бизнеса, подпадающие под действие ЕНВД, имеют льготное налогообложение. Органам местного самоуправления целесообразно продолжить работу по установлению экономически обоснованных коэффициентов К2.
4.3. Отдельные мероприятия, проведенные с целью анализа полноты учета плательщиков ЕНВД в налоговых органах, показали, что данная работа может быть оптимизирована. Так, в 2006 году министерством управления финансами Самарской области проведен мониторинг подачи "нулевых" деклараций плательщиками ЕНВД, который выявил их значительное количество в отдельных муниципалитетах (таблица П7). Это вызывает сомнения в объективности имеющейся информации, на основании чего был проведен ряд мероприятий как налоговыми органами, так и органами местного самоуправления. Органам исполнительной власти Самарской области необходимо проводить работу совместно с налоговыми органами по улучшению учета плательщиков ЕНВД и увеличению поступлений данного налога. Важно наладить обмен информацией между министерством имущественных отношений Самарской области, налоговыми органами и органа ми местного самоуправления о предоставлении в собственность или аренду земельных участков для расположения на них объектов, относящихся к видам деятельности, подпадающим под налогообложение ЕНВД, а также установить условия предоставления земельных участков, исключающие возможность уклонения от уплаты указанного налога.

II. Налоговая политика в отношении региональных налогов

1. Налог на имущество организаций

1.1. Несмотря на региональный характер налога на имущество организаций в настоящее время Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрен обширный перечень льгот. Так, например, освобождаются от налогообложения организации в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. К данным категориям можно отнести такие организации, как ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Газпром", ОАО "Транснефть", у которых на балансе находится большая часть из указанных объектов. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации также освобождается от налогообложения имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций. Указанные организации прибыльны и имеют возможность заплатить налог за принадлежащее им имущество.
         В 2006 году сумма указанных льгот составила около 1,3 млрд. рублей (таблица П8).
        Целесообразно обеспечить решение указанных проблем путем разработки законодательных инициатив по отмене на федеральном уровне льгот по налогам на имущество организаций, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, либо по компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов бюджета субъекта Российской Федерации от применения существующих льгот по налогу на имущество организаций.
1.2. Одновременно следует провести соответствующую работу по оценке целесообразности налоговых льгот по налогу на имущество организаций, предусмотренных законодательством Самарской области, в том числе применение инвестиционной льготы по налогу нз имущество организаций и срок ее использования.
6 результате проведенного мониторинга возможно формирование предложений по внесению изменений в налоговое законодательство Самарской области.

2. Транспортный налог

2.1. По итогам 2007 года, на территории Самарской области поступления по транспортному налогу не превысили 75% от ранее запланированной суммы (таблица П 9).
          Для увеличения собираемости данного налога целесообразно повысить качество администрирования налоговыми органами уплаты транспортного налога физическими лицами. Администрирование транспортного налога зависит от качества представляемой информации от органов, регистрирующих транспортные средства, своевременного введения налоговыми органами сведений в базу данных, от работы Управления Федеральной почтовой связи Самарской области по своевременному и полному вручению налоговых уведомлений, направляемых налоговыми органами заказными письмами.
2.2. По данным налоговых органов, в настоящее время участились случаи отказа физических лиц от получения налоговых уведомлений по уплате транспортного налога. Указанная ситуация может быть исправлена посредством разработки законодательной инициативы по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, в которой будет отражена обязанность по самостоятельному посещению налоговой инспекции физическими лицами с целью получения соответствующего уведомления на уплату налога. По истечении определенного срока налоговые платежи предполагается начислять автоматически и в дальнейшем проводить взыскание с начислением пени за просрочку уплаты.
2.3. Кроме того, возможно выйти с законодательной инициативой об обязательности контроля регистрирующими органами при постановке или снятии транспортных средств с учета и прохождении государственного технического осмотра за фактом уплаты транспортного налога (за о законодательстве и законодательстве Самарской области устанавливается в фиксированной сумме с единицы мощности двигателя транспортного средства или с единицы транспортного средства, целесообразно проводить ежегодную индексацию Ставок транспортного налога в соответствии с показателями инфляции.

III. Налоговая политика в отношении местных налогов

1. Формирование налоговой базы по местным налогам

          Уровень собираемости местных имущественных налогов связан в первую очередь с качеством их администрирования налоговыми органами и с добросовестностью налогоплательщиков. Таким образом, целесообразно выйти с законодательной инициативой о закреплении обязательности посещения налоговых органов физическими лицами - собственниками объектов недвижимости и земельных участков для начисления налоговых платежей.
         Чрезвычайно важной представляется организация взаимодействия различных регистрирующих органов при формировании полноценной налоговой базы по объектам местного налогообложения. В настоящее время базы данных целого ряда федеральных органов государственной власти ведутся в различном формате часто с использованием несовместимых программных продуктов.
         Для формирования полноценной налоговой базы поданным налогам необходимо выступить с законодательной инициативой по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части закрепления за физическими лицами - собственниками объектов недвижимости и земельных участков обязательства по регистрации права собственности в ЕГРП в течение четко определяемого временного периода.

2. Налог на имущество физических лиц


2.1. На муниципальном уровне целесообразно организовать системную работу по инвентаризации объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам, с привлечением органов местного самоуправления поселений, акцентировав внимание на территориях с развитым коттеджным строительством.
2.2. Кроме того, представляется важным проведение мероприятий по постановке на учет незарегистрированных строений, которые фактически введены в эксплуатацию, но по документам являются строящимися объектами. Учитывая имеющиеся е законодательстве Российской Федерации возможности по наложению  административных штрафов при эксплуатации объектов капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию, на региональном уровне будут разработаны рекомендации по осуществлению данной работы.
2.3. В связи с вхождением Самарской области в перечень регионов, в которых проводятся пробные работы по формированию кадастра объектов недвижимости, важно определить четкую схему работы по формированию данного кадастра на территории Самарской области с участием федеральных органов исполнительной власти. При оценке возможности финансирования затрат при формировании кадастра особое внимание необходимо уделить качеству заложенной в него информации и возможности полноценного ее использования налоговыми органами.
2.4. Для увеличения налогового потенциала муниципальных образований и расширения налоговой базы требуется проведение работы по ускорению темпов
приватизации жилых объектов на их территории, особенно это относится к городским округам. Данную работу необходимо проводить систематически с привлечением всех заинтересованных органов государственной власти.
2.5. Еще одной мерой по увеличению налоговой базы по данному налогу является ежегодное принятие на областном уровне повышающего коэффициента для расчета восстановительной стоимости имущества, принадлежащего физическим лицам. Размер данного коэффициента должен быть такой, чтобы исключить значительный рост налогообложения при введении налога на недвижимость (таблица П10). При этом должны учитываться ежеквартально принимаемые Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству индексы изменения сметной стоимости строительства.
2.6. В целях обеспечения объективности применения налоговых льгот необходимо будет разработать и внести предложения по внесению изменений на федеральном уровне в налоговое законодательство в части установления размера инвентаризационной стоимости необлагаемого указанным налогом имущества для социально незащищенных слоев населения по аналогии с действующими положениями Налогового кодекса Российской Федерации относительно земельного налога.

3. Земельный налог

3.1. Практика показывает, что основной проблемой при взимании земельного налога является отсутствие в государственном земельном кадастре необходимой информации о собственниках (владельцах, пользователях} земельных участков, права на которые были зарегистрированы до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
       Неоднозначность определения вида разрешенного использования по ряду земельных участков вызывает затруднения при расчетах величины налогового потенциала местных бюджетов.
       Данные факты свидетельствуют о необходимости принятия мер по формированию актуальной и достоверной базы данных государственного земельного кадастра как со стороны органов государственной власти, так и со стороны органов местного самоуправления. В этой связи территориальным органам федеральных органов государственной власти (Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области) целесообразно повысить качество данных земельного кадастра, а региональным органам власти (министерству имущественных отношений Самарской области совместно с министерством управления финансами Самарской области) необходимо выработать механизм контроля за качеством выполненных и выполняемых работ и передаваемой информации в соответствии с государственными контрактами, заключаемыми в целях формирования государственного земельного кадастра.
3.2. В 2006 году органами местного самоуправления проведена работа по выверке данных земельного кадастра. В настоящее время целесообразно продолжить практику взаимодействия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области с органами местного самоуправления по выверке данных земельного кадастра. Это сделает возможным для органов местного самоуправления максимально задействовать имеющуюся налоговую базу. При этом в целях привлечения органов местного самоуправления к данной работе налоговый потенциал по земельному налогу соответствующего муниципального образования при определении суммы межбюджетных трансфертов будет рассчитываться с учетом неклассифицированных земель. Министерству управления финансами Самарской области надлежит подготовить рекомендации органам местного самоуправления по использованию данных налогового потенциала при формировании показателей доходной части местных бюджетов (таблица П11).
3.3. Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области целесообразно активизировать работу по уточнению данных государственного земельного кадастра, в том числе путем дополнения сведений подрядчиками, ранее осуществлявшими работу по формированию государственного земельного кадастра, возможно непосредственно путем сбора информации с правообладателей земельных участков.
3.4. На территории Самарской области все земли прошли государственную кадастровую оценку. Результаты оценки были закреплены нормативными актами и опубликованы. Однако с течением времени стоимость земельных участков в силу различных факторов изменяется. Действующее законодательство Российской Федерации предполагает проведение актуализации кадастровой оценки не реже чем один раз в пять лет. В этой связи необходимы совместные действия всех уровней власти для своевременного проведения актуализации кадастровой оценки земельных участков на территории Самарской области, что может позволить увеличить налоговую базу муниципалитетов.
3.5. Еще одной мерой по увеличению и улучшению качества налогооблагаемой базы по земельному налогу является завершение регистрации земельных паев земель сельскохозяйственного назначения. По состоянию на ноябрь 2007 года, в Самарской области оформлены землеустроительные документы на 84,1 %, а на учет в ЕГРП поставлены 75,8% земельных участков, находящихся в общей долевой собственности (таблица П12). При этом важно добиваться полного отражения данных о земельных паях в государственном земельном кадастре. На региональном уровне необходимо продолжить действующую практику субсидирования затрат на проведение землеустроительных работ по земельным участкам сельскохозяйственного назначения, а также процесс регистрации неиспользуемых и невостребованных земельных участков и паев в собственность Самарской области, что позволит в последующем сдавать их в аренду.
3.6. Необходимо четко оценить весь объем предоставляемых налоговых льгот по земельному налогу. При установлении льгот социально незащищенным слоям населения органам местного самоуправления целесообразно отказаться от полного льготирования каких-либо категорий граждан, установив необлагаемую налогом базу (кадастровую стоимость участка) по аналогии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации, и предусмотреть ограничения по количеству и площади участков, подлежащих льготному налогообложению. Соответствующие рекомендации будут разработаны и направлены в муниципалитеты.
3.7. Важным этапом по увеличению налоговой базы земельного налога может стать работа органов местного самоуправления, особенно городских округов, по выделению земельных участков под домами многоэтажной застройки, что позволит впоследствии передавать данные земельные участки в собственность членов товариществ собственников жилья и взимать с них земельный налог.
3.8. Учитывая конечные сроки проведения упрощенного порядка оформления гражданских прав на отдельные объекты недвижимости, всем заинтересованным органам государственной власти Самарской области и органам местного самоуправления целесообразно установить контроль над беспрепятственным его прохождением. Ускорение темпов проведения оформления земельных участков и других объектов недвижимости приведет к расширению налогооблагаемой базы по местным налогам.
         Министерству экономического развития, инвестиции и торговли Самарской области необходимо обеспечить совместные действия с антимонопольными органами, а также Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области по соблюдению установленных Правительством Самарской области максимальных цен на осуществление организациями землеустроительных работ.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»