САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 апреля 2008 года № 610
Об Обращении Самарской Губернской Думы к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В.Грызлову, Председателю Правительства Российской Федерации В.А. Зубкову о необходимости совершенствования законодательства в области
экологического аудита
Самарская Губернская Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять Обращение Самарской Губернской Думы к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В.Грызлову, Председателю Правительства Российской Федерации В.А.Зубкову о необходимости совершенствования законодательства в области экологического аудита (приложение).
2. Направить данное Обращение Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.ВХрызлову, Председателю Правительства Российской Федерации В.А.Зубкову.
3. Обратиться к законодательным (представительным) органам власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать данное Обращение.
4. Контроль за рассмотрением данного Обращения возложить на комитет по нефтехимии, топливно-энергетическому комплексу и охране окружающей среды Самарской Губернской Думы.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Думы
В.Ф. Сазонов
Приложение
к постановлению Самарской Губернской Думы
от 22 апреля 2008 года № 610
Обращение Самарской Губернской Думы к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову, Председателю Правительства Российской Федерации В.А. Зубкову о необходимости совершенствования законодательства в области экологического аудита
В настоящее время экологический аудит является предметом регулирования как со стороны нормативных правовых, так и нормативно-технических актов.
Согласно абзацу тридцать третьему статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологический аудит представляет собой независимую, комплексную, документированную оценку соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовку рекомендаций по улучшению такой деятельности.
Следует отметить, что данное понятие далее по тексту вышеуказанного федерального закона больше не упоминается.
В соответствии с абзацем восьмым пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» государственные инспекторы по охране природы, осуществляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право в установленном порядке вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности.
Помимо указанных правовых норм действует ряд нормативно-технических актов в сфере экологического аудита, прежде всего, ГОСТ Р ИСО 14001-98 «Системы управления окружающей средой. Требования и ру
ководство но применению», ГОСТ Р ИСО 140100-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы», ГОСТ Р ИСО 14011-98 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой».
Несмотря на правовое закрепление данного понятия, действующее законодательство не устанавливает виды экологического аудита, порядок и условия его осуществления, а также уровень (федеральный, региональный или местный), на котором возможно его правовое регулирование.
В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», направленный на уточнение правового статуса экологического аудита (проект № 150209-4).
Данный проект направлен на установление правовых основ проведения экологического аудита. Согласно проекту, объекты и субъекты экологического аудита, а также порядок его проведения должны быть установлены федеральным законом об экологическом аудите.
Как показывает мировая практика, именно применение экологического аудита в качестве составной и неотъемлемой части производственного контроля позволяет предприятиям формировать современную политику управления производством на основе требований международных стандартов -данный фактор играет положительную роль при поиске такими предприятиями выгодных деловых партнеров внутри страны и за ее пределами.
В настоящее время в Российской Федерации "отсутствует четкая система оценки экологического вреда, что не дает возможности определить реальные масштабы техногенного воздействия человека на окружающую среду и не создает у промышленных предприятий, являющихся основными загрязнителями окружающей среды, стимула к модернизации производства с использованием передовых научных разработок.
Полагаем, что экологический аудит должен стать тем инструментом, с помощью которого промышленные предприятия получат реальную возможность повышения собственной конкурентоспособности при одновременном соблюдении ими экологических требований.
При таких условиях считаем необходимым:
скорейшее принятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», направленного на уточнение правового статуса экологического аудита (проект № 150209-4);
разработку и внесение Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, определяющего объекты и субъекты экологического аудита, а также порядок его проведения.
Депутаты Самарской Губернской Думы
22 апреля 2008 года