• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий


САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23 октября 2007 года № 362

О проекте федерального закона № 411320-4 «О внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и ведением регистра муниципальных нормативных правовых актов»


Рассмотрев проект Федерального закона № 411320-4 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и ведением регистра муниципальных нормативных правовых актов», Самарская Губернская Дума

ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Поддержать проект Федерального закона № 411320-4 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и ведением регистра муниципальных нормативных правовых актов» с учетом замечаний согласно приложению.
2. Направить данное постановление в Комитет по вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


Первый заместитель председателя думы
Г.Д. Светкина

Приложение
к постановлению Самарской Губернской Думы
от 23 октября 2007 года № 362

Поправки к проекту Федерального закона № 411320-4 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и ведением регистра муниципальных нормативных правовых актов», принятому в первом чтении

№ п/п

Текст, к которому предлагается поправка

Автор
поправки

Содержание поправки

Новая редакция текста законопроекта с предлагаемой поправкой

Примечания

1.

Статья 1
Внести в статью 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 42, ст. 5005; 2003, № 27, ст. 2709; 2005, № 1, ст. 17, 25; 2006, № 1, ст. 10; № 23, ст. 2380) следующие изменения:
1) пункт 2 дополнить подпунктом 61 следующего содержания:
«61) организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов.»;
2) пункт 6 после цифр 58,» дополнить цифрами «61,».

Самарская Губернская Дума

Законопроектом предусматривается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации организацию и ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов (статья 1 законопроекта). При этом совокупность регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее - регистр) составляет федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов. Вместе с тем законопроект не определяет какие именно сведения должны вноситься органами государственной власти субъектов Российской Федерации в регистры. В пояснительной записке к законопроекту предполагается использование в целях ведения регистра программно-технологического комплекса «Регистр», доработанного применительно к регистру. Однако, как следует из анализа положений законопроекта, не исключается возможность возникновения ситуации, когда в законах субъектов Российской Федерации будет по - разному регулироваться перечень сведений, включаемых в регистр. Такая ситуация недопустима, так как на основе регистров будет формироваться федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.
Из законопроекта также не ясно, должна ли при включении в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации проводиться правовая экспертиза таких правовых актов на предмет их соответствия действующему законодательству. Следует отметить, что исходя из пояснительной записки, разработчики ставили цель обеспечить единство правовой системы Российской Федерации. Представляется, что достижение данной цели невозможно без проверки муниципальных правовых актов на предмет соответствия их федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации. В этой связи необходимо обратить внимание также на следующее обстоятельство.
Исходя из законопроекта, в регистр должны вноситься все муниципальные правовые акты, включая уставы муниципальных образований и решения представительных органов о внесении изменений в уставы муниципальных образований. Однако порядок государственной регистрации определяется в Федеральном законе от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований». Согласно части 2 статьи 4 данного Федерального закона решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки соответствия устава Конституция Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, а также проверки соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования.
Таким образом, законопроект нуждается в доработке в части определения перечня информации, вносимой в регистр, а также разрешения вопроса о проведении правовой экспертизы представляемых органами местного самоуправления муниципальных правовых актов для внесения в регистр.
Кроме того, представляется целесообразным уточнить в законопроекте соотношение государственной регистрации уставов муниципальных образований и решений представительных органов муниципальных образований о внесении изменений в уставы, предусмотренной Федеральным законе от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», и включением муниципальных правовых актов в регистр.

2.

Самарская Губернская Дума

Согласно части 4 статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.99 № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» федеральные законы, договоры о разграничении полномочий должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий.
Вместе с тем законопроектом не предусматривается внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части перераспределения доходных источников. Следовательно, законопроект нуждается в дополнении соответствующими положениями.

3.

Самарская Губернская Дума

В законопроекте отсутствуют положения, предусматривающие установление корреспондирующей обязанности для органов местного самоуправления (должностных лиц местного самоуправления) представлять муниципальные правовые акты, носящие нормативный характер, в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Обязанность направлять нормативные правовые акты в регистрирующий орган установлена только в отношении главы муниципального образования (статья 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ « О государственной регистрации уставов муниципальных образований»). В данном случае речь идет о направлении в регистрирующий орган исключительно устава муниципального образования и муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования. Вышеуказанные положения Федерального закона № 97-ФЗ направлены на обеспечение реализации положения части 6статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), предусматривающей, что устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом.
Таким образом, законопроект нуждается в дополнении положениями, предусматривающими обязанность органов местного самоуправления (должностных лиц местного самоуправления) представлять все муниципальные правовые акты, носящие нормативный характер, в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

4.

Статья 2
Внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 40, ст. 3822; 2006, № 8, ст. 852; 2007, № 1, ст. 21) изменение, дополнив его статьей 43.1 следующего содержания:
«Статья 43.1. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.
1. Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
2. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
3. Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.».

Самарская Губернская Дума

В статье 2 законопроекта предусмотрено, что включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов подлежат все муниципальные правовые акты, носящие нормативный характер, в том числе и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан). Иными словами, в в законопроекте имеет место дополнительная оговорка об отнесении указанных муниципальных правовых актов к нормативным. Вместе с тем, согласно положению части 2 статьи 43 Федерального закона оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), наряду с уставом муниципального образования являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Таким образом, из смысла вышеуказанных положений Федерального закона напрямую следует, что данные правовые акты носят нормативный характер. В этой связи представляется, что необходимость уточнения в статье 2 законопроекта в части указания на оформленных в виде правовых актов решений, принятых на местном референдуме (сходе граждан), отсутствует.

5.

Самарская Губернская Дума

Законопроект предусматривает дополнение Федерального закона № 131-ФЗ новой статьей 43.1. «Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов». Из наименования данной статьи следует, что речь в ней должна идти только о федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов. При этом в частях 2 и 3 статьи 43.1. раскрывается содержание данного понятия, в также определяются общие принципы организации такого регистра. Между тем положения части 1 статьи 43.1 касаются и регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. Иными словами, содержание предлагаемой статьи шире, чем предмет регулирования, который следует из ее наименования. В этой связи представляется, что наименование рассматриваемой статьи нуждается в приведении в соответствие с ее содержанием.

О проекте федерального закона № 411320-4 «О внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и ведением регистра муниципальных нормативных правовых актов»

Название документа: О проекте федерального закона № 411320-4 «О внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и ведением регистра муниципальных нормативных правовых актов»

Номер документа: 362

Вид документа: Постановление Самарской Губернской Думы

Принявший орган: Самарская Губернская Дума

Статус: Действующий

Дата принятия: 23 октября 2007