САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

29 мая 2007 года № 138

О проекте федерального закона № 184675-4 «Об опеке и попечительстве»


          Рассмотрев проект федерального закона № 184675-4 «Об опеке и попечительстве», Самарская Губернская Дума


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1.  Поддержать проект федерального закона № 184675-4 «Об опеке и попечительстве» с учетом замечаний согласно приложению.
2.  Направить данное постановление в Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
3.  Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Думы
В.Ф. Сазонов

Приложение
 к постановлению Самарской Губернской Думы
 от 29 мая 2007 года № 138


Замечания к проекту федерального закона № 184675-4 «Об опеке и попечительстве»


1.   В абзаце первом части 1 статьи 3 слово «ним» заменить словом «ними».
2. В абзаце первом части 2 статьи 3 законопроекта слова «настоящим Федеральным законом» целесообразно заменить словами   «федеральными законами»  (отношения  в  сфере  опеки  и  попечительства регулируются целым рядом  законодательных  актов,  основополагающими  из  которых являются Гражданский кодекс РФ и Семейный кодекс РФ).
3.   Частью  2   статьи   17  законопроекта  допускается  заключение договора органом опеки и попечительства с опекуном (попечителем), в соответствии   с   которым   опекуну   (попечителю) может выплачиваться вознаграждение за счет доходов от имущества подопечного,   бюджетных средств, а также могут быть предусмотрены иные способы расчетов, в том числе выплата вознаграждения за счет третьих лиц.
       В этой связи необходимо подчеркнуть, что данное положение законопроекта противоречит основным началам гражданского законодательства. В силу одного из принципов гражданского права, выраженного в части 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательство (в том числе договорное) не может создавать обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (т.е. для третьих лиц). В данной ситуации некоторые вышеперечисленные субъекты (подопечный, лица, прямо поименованные в законопроекте в качестве третьих лиц) являются субъектами, не участвующими в договорном обязательстве. Исходя из этого невозможно заключение договора, противоречащего основам гражданского законодательства.
      Вместе с тем представляется, что в законопроекте может быть отражено право опекуна (попечителя) на получение вознаграждения за счет имущества подопечного. Однако условия и размер этого вознаграждения либо порядок его определения должны быть четко установлены в федеральном законе в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
      В связи с этим часть 2 статьи 7 необходимо доработать.
4.  В части 4 статьи 19 законопроекта устанавливается, что опекун (попечитель) обязан заботиться о переданном ему имуществе подопечного как о своем  собственном, не допускать уменьшения его  стоимости и способствовать извлечению доходов от имущества подопечного.
     Считаем, что извлечение доходов от имущества подопечного не может быть вменено в обязанность опекуна (попечителя) без учета состояния такого имущества и наличия реальной возможности извлечения от него доходов, о чем следует указать в данной норме, в связи с чем часть 4 статьи 19 необходимо доработать.

      В соответствии со статьей 148 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты.
      В связи с вышеизложенным, часть 8 статьи 148-1 необходимо доработать с учетом положения статьи 148 Семейного кодекса РФ

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»