САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 мая 2007 года № 138
О проекте федерального закона № 184675-4 «Об опеке и попечительстве»
Рассмотрев проект федерального закона № 184675-4 «Об опеке и попечительстве», Самарская Губернская Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Поддержать проект федерального закона № 184675-4 «Об опеке и попечительстве» с учетом замечаний согласно приложению.
2. Направить данное постановление в Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Думы
В.Ф. Сазонов
Приложение
к постановлению Самарской Губернской Думы
от 29 мая 2007 года № 138
Замечания к проекту федерального закона № 184675-4 «Об опеке и попечительстве»
1. В абзаце первом части 1 статьи 3 слово «ним» заменить словом «ними».
2. В абзаце первом части 2 статьи 3 законопроекта слова «настоящим Федеральным законом» целесообразно заменить словами «федеральными законами» (отношения в сфере опеки и попечительства регулируются целым рядом законодательных актов, основополагающими из которых являются Гражданский кодекс РФ и Семейный кодекс РФ).
3. Частью 2 статьи 17 законопроекта допускается заключение договора органом опеки и попечительства с опекуном (попечителем), в соответствии с которым опекуну (попечителю) может выплачиваться вознаграждение за счет доходов от имущества подопечного, бюджетных средств, а также могут быть предусмотрены иные способы расчетов, в том числе выплата вознаграждения за счет третьих лиц.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что данное положение законопроекта противоречит основным началам гражданского законодательства. В силу одного из принципов гражданского права, выраженного в части 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательство (в том числе договорное) не может создавать обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (т.е. для третьих лиц). В данной ситуации некоторые вышеперечисленные субъекты (подопечный, лица, прямо поименованные в законопроекте в качестве третьих лиц) являются субъектами, не участвующими в договорном обязательстве. Исходя из этого невозможно заключение договора, противоречащего основам гражданского законодательства.
Вместе с тем представляется, что в законопроекте может быть отражено право опекуна (попечителя) на получение вознаграждения за счет имущества подопечного. Однако условия и размер этого вознаграждения либо порядок его определения должны быть четко установлены в федеральном законе в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
В связи с этим часть 2 статьи 7 необходимо доработать.
4. В части 4 статьи 19 законопроекта устанавливается, что опекун (попечитель) обязан заботиться о переданном ему имуществе подопечного как о своем собственном, не допускать уменьшения его стоимости и способствовать извлечению доходов от имущества подопечного.
Считаем, что извлечение доходов от имущества подопечного не может быть вменено в обязанность опекуна (попечителя) без учета состояния такого имущества и наличия реальной возможности извлечения от него доходов, о чем следует указать в данной норме, в связи с чем часть 4 статьи 19 необходимо доработать.
В соответствии со статьей 148 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты.
В связи с вышеизложенным, часть 8 статьи 148-1 необходимо доработать с учетом положения статьи 148 Семейного кодекса РФ