САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 сентября 2006 года № 2480
О законодательной инициативе по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или)
расчетов с использованием платежных карт»
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Самарская Губернская Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
2. Обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также к депутатам Государственной Думы от Самарской области с просьбой поддержать настоящий проект федерального закона.
3. Предложить Белоусову Александру Николаевичу - депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представлять настоящий законопроект в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Контроль за рассмотрением законодательной инициативы возложить на комитет по законодательству, законности и правопорядку Самарской Губернской Думы.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Думы
В.Ф.Сазонов
Вносит Самарская Губернская Дума
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный Закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и
(или) расчетов с использованием платежных карт»
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 21, ст. 1957) следующие изменения:
1) название Закона изложить в следующей редакции:
«О применении контрольно-кассовой техники и технических средств контроля подлинности денежных знаков при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»
2) статью 1 дополнить абзацем следующего содержания: «технические средства контроля подлинности денежных знаков -
технические средства, предназначенные для определения платежности и подлинности денежных знаков Банка России на основании признаков платёжеспособности банкнот и монеты Банка России, установленных Центральным Банком Российской Федерации.»
3) статью 2 изложить в следующей редакции:
«Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники и технических средств контроля подлинности денежных знаков.
1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, и технические средства контроля подлинности денежных знаков применяются на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники и технических средств контроля подлинности денежных знаков определяется Центральным банком Российской Федерации.
2. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники и технических средств контроля подлинности денежных знаков при осуществлении следующих видов деятельности:
продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно; продажи ценных бумаг;
продажи лотерейных билетов;
продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.».
Статья 2
Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года.
Президент Российской Федерации
В. Путин
Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»
Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» направлен на повышение экономической безопасности государства, контроля за оборотом денежных банкнот Банка России и эффективности проводимой правоохранительными органами работы по недопущению проявления фактов фальшивомонетничества.
Как показывает анализ экономической обстановки в стране в сфере оборота наличных денежных средств, существующая в настоящее время система контроля не соответствует реально сложившейся ситуации, предпринимаемым контролирующими и правоохранительными органами мерам и нормам законодательства.
На протяжении последних нескольких лет наблюдается значительный рост фактов оборота поддельных денежных купюр различного достоинства и принадлежности.
Анализ показывает, что более 80% «фальшивок» выявляются в банковских учреждениях при пересчете денежных средств, полученных в результате оказания услуг инкассации хозяйствующим субъектам. При этом подделки выявляются в результате применения специальных технических средств, которыми в соответствии с действующим законодательством оснащены в обязательном порядке все кредитные банковские учреждения. В связи с этим, с момента сбыта поддельных денежных знаков до момента поступления информации в ОВД проходит длительный период времени, что в свою очередь делает невозможным проведение ОВД неотложных мер по установлению и задержанию преступника «по горячим следам».
Кроме того, как показывают результаты исследований изъятых из оборота купюр, способы изготовления фальшивок совершенствуются, при изготовлении используется современная копировально-множительная техника, в связи с чем потребителям, а также лицам, осуществляющим постоянный оборот наличных денежных средств в сфере торговли и оказания услуг, невозможно «невооруженным глазом» определить подлинность купюр.
Рассматриваемая категория правонарушений наносит значительный ущерб не только отдельным хозяйствующим субъектам предпринимательской деятельности, гражданам, но и в целом экономике государства, проводимым программам по ее оздоровлению.
22 мая 2003 года Федеральным законом № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» утвержден порядок обязательного применения контрольно-кассовой техники всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных расчетов.
В рамках рассмотрения вопроса «целостности» денежных банкнот Банка России, представляется целесообразным внести дополнения в Федеральный закон от 22.05.2003г. № 54-ФЗ в части, касающейся обязательного применения всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных расчетов не только контрольно-кассовой техники, но и технических средств контроля подлинности денежных знаков.
Наличие данных нормативов в законодательстве позволит повысить уровень защищенности экономики государства, совершенствовать систему контроля за оборотом денежных банкнот Банка России и эффективности проводимой правоохранительными органами работы.
Финансово-экономическое обоснование проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»
Принятие федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» не требует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень законов и иных нормативных актов, подлежащих отмене, изменению и дополнению в случае принятия Федерального закона «О внесении изменений
в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»
Принятие указанного Федерального закона потребует внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты, определяющие обращение наличных денег и изъятие из обращения, а также применение контрольно - кассовой техники на территории Российской Федерации.