Недействующий

Принят постановлением
Самарской Губернской Думы
N 1690 от 24.05.2005 г
.

ЗАКОН

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

 08 июня 2005 года № 129-ГД

Об утверждении областной целевой программы "Молодежь Самарской области" на 2005 - 2006 годы

Статья 1

Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Молодежь Самарской области" на 2005 - 2006 годы.

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

     


Губернатор  Самарской области
 К.А. Титов

Утверждена Законом Самарской области
N 129-ГД от 08.06.2005 г.


Областная целевая программа "Молодежь Самарской области" на 2005-2006 годы
(далее - Программа)

Паспорт Программы

НАИМЕНОВАНИЕ           - областная целевая  программа   "Молодежь
ПРОГРАММЫ                Самарской области" на 2005-2006 годы

ДАТА ПРИНЯТИЯ          - поручение и.о.   Губернатора   Самарской
РЕШЕНИЯ О                области от 30.09.2002 N 1-20/166
РАЗРАБОТКЕ
ПРОГРАММЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ        - Правительство Самарской области
ЗАКАЗЧИК
ПРОГРАММЫ

ГОЛОВНОЙ               - министерство культуры,        молодежной
ИСПОЛНИТЕЛЬ              политики и спорта Самарской области
ПРОГРАММЫ

ОСНОВНЫЕ               - министерство культуры,        молодежной
РАЗРАБОТЧИКИ             политики  и  спорта  Самарской  области,
И ИСПОЛНИТЕЛИ            министерство   образования    и    науки
ПРОГРАММЫ                Самарской      области,     министерство
                         здравоохранения    Самарской    области,
                         департамент     по    вопросам    семьи,
                         материнства и детства Самарской области,
                         Главное    управление   внутренних   дел
                         Самарской  области,  Главное  управление
                         исполнения     наказаний    Министерства
                         юстиции    Российской    Федерации    по
                         Самарской       области,      управление
                         Государственной  инспекции  безопасности
                         дорожного  движения  Главного управления
                         внутренних дел Самарской области, органы
                         местного   самоуправления   в  Самарской
                         области,  другие   участники   Программы
                         (привлеченные специалисты), определяемые
                         на конкурсной основе  в  соответствии  с
                         действующим законодательством

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ          - целью Программы     является    создание
ПРОГРАММЫ                комплекса    условий    и    эффективных
                         механизмов   реализации  государственной
                         молодежной политики в Самарской области,
                         обеспечивающих                   процесс
                         интеллектуального,        нравственного,
                         гражданского  и  физического становления
                         личности молодых людей в возрасте от  14
                         до 30  лет,  проживающих  на  территории
                         Самарской области.
                         Задачи Программы:
                         формирование у     молодежи      четкого
                         представления    о   базовых   ценностях
                         общества,    повышение    мотивации    к
                         проявлению    инициативы    и   успешной
                         самореализации;
                         внедрение и  распространение эффективных
                         методов работы по месту жительства;
                         укрепление материально-технической  базы
                         и   кадрового   потенциала    реализации
                         молодежной политики;
                         развитие            научно-методического
                         обеспечения  государственной  молодежной
                         политики

СРОКИ И ЭТАПЫ          - Программа рассчитана на период с 2005 по
РЕАЛИЗАЦИИ               2006 год.
ПРОГРАММЫ                Начало       реализации      Программы -
                         01.04.2005, окончание - 31.12.2006.
                         Этапы реализации Программы:
                         I этап - с 01.04.2005 по 31.12.2005;
                         II этап - с 01.01.2006 по 31.12.2006

ПЕРЕЧЕНЬ               - инструктивная профильная  переподготовка
ОСНОВНЫХ                 специалистов органов по делам молодежи в
МЕРОПРИЯТИЙ              Самарской   области   и   представителей
ПРОГРАММЫ                негосударственного сектора -  участников
                         реализации   государственной  молодежной
                         политики;
                         научно-методическое          обеспечение
                         реализации Программы;
                         информационно-аналитическое  обеспечение
                         реализации  государственной   молодежной
                         политики;
                         развитие материально-технической базы;
                         создание условий     для     закрепления
                         гражданско-патриотических ценностей    в
                         сознании молодежи Самарской области;
                         развитие школьного     и     молодежного
                         самоуправления,   подготовка  молодежных
                         лидеров;
                         трудовое воспитание      и     повышение
                         профессионального мастерства молодежи  с
                         привлечением ее к выполнению социально -
                         значимых мероприятий;
                         развитие системы  молодежных  и  детских
                         общественных объединений;
                         развитие художественного,   научного   и
                         технического творчества молодежи;
                         организация досуга молодежи;
                         укрепление здоровья    и     физического
                         развития молодежи;
                         обеспечение социальных          гарантий
                         молодежи;
                         профилактика негативных   процессов    в
                         молодежной среде;
                         работа с молодежью по месту жительства;
                         развитие молодежных        международных
                         обменов

ОБЪЕМЫ И               - на реализацию   Программы    потребуются
ИСТОЧНИКИ                средства   областного  бюджета  в  сумме
ФИНАНСИРОВАНИЯ           54640 тыс. рублей, в том числе:
                         в 2005 году - 28255 тыс. рублей;
                         в 2006 году - 26385 тыс. рублей.
                         Кроме того,  предполагается  привлечение
                         средств федерального бюджета в сумме 882
                         тыс.  рублей  и местных бюджетов в сумме
                         5886 тыс. рублей

ОЖИДАЕМЫЕ              - исполнение Программы позволит:
РЕЗУЛЬТАТЫ               ориентировать массовое        молодежное
РЕАЛИЗАЦИИ               сознание на позитивные модели построения
ПРОГРАММЫ                своей жизни;
                         активизировать гражданское  самосознание
                         и инициативу молодежи;
                         повысить эффективность       организации
                         молодежной   и   подростковой   трудовой
                         занятости;
                         снизить проявление  негативных процессов
                         в молодежной среде путем  предоставления
                         молодежи      позитивных     альтернатив
                         самореализации и  проведения  свободного
                         времени;
                         активизировать развитие   в   молодежной
                         среде   стремления  к  здоровому  образу
                         жизни,   художественному,   научному   и
                         техническому творчеству;
                         укрепить материально-техническую       и
                         информационно-методическую базу;
                         активизировать эффективные формы  работы
                         по месту жительства

СИСТЕМА                - контроль за  ходом  реализации Программы
ОРГАНИЗАЦИИ              осуществляет   министерство    культуры,
КОНТРОЛЯ                 молодежной  политики  и спорта Самарской
ЗА ХОДОМ                 области,     контроль     за     целевым
РЕАЛИЗАЦИИ               использованием     выделенных    средств
ПРОГРАММЫ                областного     бюджета      осуществляет
                         министерство     управления    финансами
                         Самарской области.

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Переходный период между распадом системы комсомола и созданием системы государственной молодежной политики в Самарской области сопровождался резким ухудшением показателей положения молодежи, что было закономерным следствием разрушения системного комплексного подхода к решению молодежных проблем.

Начиная с 2000 года на территории Самарской области стали восстанавливаться традиции комплексной реализации молодежной политики, что позволило стабилизировать и частично нормализовать ситуацию. В 2002 году утверждена Концепция молодежной политики в Самарской области на 2002 - 2005 годы (далее Концепция), в которой были систематизированы основные направления развития государственной молодежной политики в Самарской области. В соответствии с Концепцией  для решения определенных задач была начата разработка областной целевой программы. К наиболее серьезным молодежным проблемам, требующим разрешения вышеуказанными средствами, относятся следующие проблемы.

В сознании большинства молодежи отсутствует четкое представление о базовых ценностях общества, что затрудняет самоопределение молодежи в социальной иерархии, снижает мотивацию к самореализации и формирует потенциальную среду для девиантных моделей поведения (19% молодежи затрудняется соотнести представления о собственных ценностях и ценностях общества).

Неустойчивость в сознании молодежи базовых ценностей общества, дефицит альтернативных форм участия в общественной жизни и проведения свободного времени ощутимо влияет на развитие гражданской и политической активности молодежи. Процент молодежи, уверенной в необходимости участия в выборах, снизился с 79% до 74%. Стремятся участвовать в работе общественных объединений 65% молодых людей, но фактически участвуют лишь 14%.

Снижение доходов молодежи и недостаток информации о рынке вторичной занятости становятся причинами ухудшения общего уровня жизни с последующим снижением уровня культурного и физического развития молодежи. Процент молодежи, имеющей доход ниже одного прожиточного минимума увеличился с 47% до 59%, от одного до двух прожиточных минимумов - с 36% до 29%, свыше двух прожиточных минимумов - с 17% до 12%. В дополнительном источнике дохода нуждается 70% молодежи, 63% проявляет высокий интерес к различным службам занятости, но фактически используют услуги бирж труда лишь 11% молодых людей.

Неуклонное снижение интереса к классическому культурному наследию и предпочтение молодежью форм массовой культуры создает потенциальную угрозу процессам становления духовно богатого и высококультурного поколения молодых граждан. Эстрадные шоу-программы и ночные клубы посещают от 30% до 34% молодежи, в то время как драматический и оперный театр - 17% и 5% соответственно.

На фоне вышеперечисленных проблем отмечается также общий рост негативных тенденций: рождаемость сократилась с 35 тыс. до 32 тыс. человек, молодежная смертность выросла в 2 раза, количество наркозависимых увеличилось с 1663 до 26266 человек, количество молодежи, совершившей преступления, возросло с 11139 до 21054 человек.

Основной причиной обострения молодежных проблем явилось разрушение сбалансированной комплексной системы работы с молодежью.

За период с 2001 по 2004 год общая численность специалистов, работающих в сфере молодежной политики, выросла с 71 человека до 197 человек. Однако в 1990 году этот же показатель по Самарской области составлял более 2 тыс. человек.

Почти половина специалистов, реализующих молодежную политику, никогда не проходили переподготовку, 39% сельских специалистов и 42,6% городских обучались преимущественно в 2003 году.

Потребности в оргтехнике и компьютерном оборудовании органов по делам молодежи в Самарской области обеспечены лишь на 51%, что препятствует созданию единого информационного пространства, существенно сокращает возможности оперативного реагирования на изменчивые процессы в молодежной среде.

Методическое сопровождение в связи с отсутствием областного методического кабинета и частичным опережением по ряду направлений методических разработок федерального уровня нуждается в существенной доработке.

Для повышения эффективности работы действующих молодежных учреждений требуется укрепление их материальной базы путем приобретения специального оборудования.

Недостаточная активность молодежных и детских общественных объединений в реализации областного социального заказа и поддержании традиций организации мероприятий по схеме "район город - область" препятствует массовому участию молодежи области в организуемых мероприятиях, существенно снижается социальный эффект от их проведения.

Сложность существующих молодежных проблем обуславливает необходимость их решения путем реализации различными ведомствами областной целевой программы в целях создания необходимых условий для эффективного формирования и становления личности молодого человека.

Цель и задачи Программы

Цель Программы - создание комплекса условий и эффективных механизмов реализации государственной молодежной политики в Самарской области, способных обеспечить процесс интеллектуального, нравственного, гражданского и физического становления личности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, проживающих в Самарской области.

Задачи Программы:

формирование у молодежи четкого представления о базовых ценностях общества, повышение мотивации к успешной самореализации;

развитие системы услуг, компенсирующих недостаток жизненного опыта молодого поколения Самарской области;

развитие региональной инфраструктуры и системы кадрового обеспечения процесса реализации государственной молодежной политики;

развитие системы информационно-аналитического и научно-методического обеспечения государственной молодежной политики;

развитие системы школьного и молодежного самоуправления, развитие лидерских качеств у молодежи, поддержание молодежных инициатив;

повышение эффективности организации трудовой занятости молодежи;

внедрение и распространение эффективных методов работы по месту жительства;

изучение молодежных проблем, определение и корректировка механизмов их решения на основе научных исследований.

Финансовое обеспечение Программы

Настоящая Программа реализуется за счет средств областного бюджета и предполагает привлечение средств федерального и местных бюджетов. Средства федерального и местных бюджетов не относятся к расходным обязательствам областного бюджета.

           

Объем и источники финансирования Программы

_________________________________________________________________
Источник финансирования|     Объем финансирования по годам,
                       |              тыс. рублей
                       |_________________________________________
                       |    2005    |    2006    |     Итого
_______________________|____________|____________|_______________
Областной бюджет           28255        26385         54640
(приложения 1, 2)

Предполагаемое
привлечение
средств из:
  федерального бюджета       416          466           882
(приложение 3)
  местных бюджетов          2910         2976          5886
(приложение 4)

ВСЕГО                      31581        29827         61408

Система программных мероприятий

Настоящая Программа представляет собой очередной этап реализации государственной молодежной политики в Самарской области в виде системы научно обоснованных программных мероприятий. На основе анализа существующих ресурсов, опыта работы и результатов научных исследований был выделен комплекс направлений, в рамках которых возможно наиболее эффективное разрешение первоочередных проблем.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»