Недействующий

ЗАКОН

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 14 октября 2004 года № 138-ГД

Об утверждении областной целевой программы мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения Самарской области на 2005 - 2006 годы

(с изменениями на 7 июля 2006 года)

Принят постановлением
Самарской Губернской Думы
N 1226 от 29.09.2004 г.

_________________________________________________________

Изменение:

                        Закон Самарской области от 05 декабря 2005 г. № 207-ГД

                        Закон Самарской области от 07 июля 2006 г. № 60-ГД     

_________________________________________________________     




Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения Самарской области на 2005 - 2006 годы.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Самарской области
К.А.Титов


Приложение
к Закону
Самарской области "Об утверждении областной целевой
программы мер по противодействию незаконному обороту
наркотических средств, профилактике наркомании,
лечению и реабилитации наркозависимой части населения
Самарской области на 2005 - 2006 годы"

     

Областная целевая программа мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения Самарской области на 2005 - 2006 годы
(далее - Программа)

Паспорт Программы

НАИМЕНОВАНИЕ     - областная целевая программа мер по противодействию незаконному обороту
ПРОГРАММЫ          наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации
                   наркозависимой части населения  Самарской  области на 2005 - 2006 годы

ДАТА ПРИНЯТИЯ    - поручение Губернатора Самарской области от 08.12.2003
РЕШЕНИЯ
О РАЗРАБОТКЕ
ПРОГРАММЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  - Правительство Самарской области
ЗАКАЗЧИК
ПРОГРАММЫ

ГОЛОВНОЙ         - управление  Федеральной   службы  Российской  Федерации по контролю за
ИСПОЛНИТЕЛЬ        оборотом наркотиков по Самарской области (по согласованию)
ПРОГРАММЫ

ОСНОВНЫЕ         - рабочая   группа    межведомственной   комиссии   по   противодействию
РАЗРАБОТЧИКИ       злоупотреблению  наркотическими  средствами  и их незаконному обороту,
ПРОГРАММЫ          управление Федеральной службы  Российской  Федерации  по  контролю  за
                   оборотом наркотиков по Самарской области, министерство здравоохранения
                   Самарской области

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ    - цель  Программы:  снижение уровня  незаконного употребления наркотиков
ПРОГРАММЫ          жителями области;
                   задачи  Программы:  наращивание   усилий   по   пресечению незаконного
                   оборота наркотиков;
                   повышение уровня осведомленности   населения области о неблагоприятных
                   последствиях      незаконного     употребления  наркотических средств,
                   психотропных       веществ,   их прекурсоров  и  о  методике оказания
                   помощи наркозависимым;
                   укрепление наркологической службы,  развитие реабилитационных центров,
                   трудовых общин и анонимных групп созависимых;
                   обучение специалистов правоохранительных  органов и спецслужб, центров
                   "Семья",   учреждений   образования,   занимающихся   противодействием
                   распространению наркомании;
                   укрепление     межведомственного    взаимодействия   при    проведении
                   антинаркотических  мероприятий

ОСНОВНЫЕ         - 1. Организационные мероприятия.
МЕРОПРИЯТИЯ        2. Информационное обеспечение антинаркотических мероприятий.
ПРОГРАММЫ          3. Совершенствование форм и методов профилактики наркомании.
                   4. Укрепление материально-технической базы учреждений, занимающихся
                   вопросами противодействия незаконному обороту наркотиков,
                   профилактикой наркомании, лечением и реабилитацией наркозависимой
                   части населения Самарской области.
                   5. Подготовка    кадров    и    методическое   обеспечение  работы  по
                   профилактике  наркомании   и   противодействию   незаконному   обороту
                   наркотических средств

СРОКИ И ЭТАПЫ    - начало: 1 января 2005 года;
РЕАЛИЗАЦИИ         окончание: 31 декабря 2006 года
ПРОГРАММЫ

ИСПОЛНИТЕЛИ      - управление   Федеральной  службы  Российской  Федерации по контролю за
ПРОГРАММЫ          оборотом наркотиков по Самарской области  (по  согласованию),  Главное
                   управление   внутренних   дел  Самарской  области  (по  согласованию),
                   министерство   здравоохранения   Самарской    области,    министерство
                   образования и науки Самарской   области,   Средневолжское   управление
                   внутренних дел  на  транспорте  Министерства внутренних дел Российской
                   Федерации  (по  согласованию),   министерство   культуры  и молодежной
                   политики Самарской области, департамент по вопросам семьи, материнства
                   и детства Самарской  области, Главное  управление Федеральной   службы
                   исполнения наказаний по Самарской области (по согласованию), Самарская
                   таможня (по согласованию), управление Федеральной  службы безопасности
                   Российской  Федерации  по     Самарской области     (по согласованию),
                   командно-пропускной пункт "Самара" пограничного управления Федеральной
                   службы безопасности   Российской Федерации по  Саратовской и Самарской
                   областям (по  согласованию), департамент информационной     политики и
                   массовых коммуникаций аппарата Правительства Самарской области

ОБЪЕМЫ           - Финансовые затраты на  реализацию  Программы  составят   131933,4 тыс.
И ИСТОЧНИКИ        рублей.  Из  областного  бюджета - 126983,4 тыс. рублей (в 2005 году -
ФИНАНСИРОВАНИЯ     61739,8 тыс. рублей,       в  2006 году - 65243,6  тыс. рублей). Также
ПРОГРАММЫ          предполагается     привлечение средств местных бюджетов и внебюджетных
                   источников       финансирования. Расходные обязательства муниципальных
                   образований по финансированию мероприятий Программы       возникают по
                   основаниям, установленным Бюджетным кодексом     Российской Федерации.
                   Обязательства частных лиц по участию в реализации мероприятий Программы
                   возникают по основаниям, установленным гражданским  законодательством.
                   Финансирование Программы проводится последовательно в течение двух лет.
                   Предполагается,    что в    местных бюджетах на 2005 - 2006 годы будут
                   заложены средства в объеме 3285,0 тыс. рублей, из них    на 2005 год -
                   2080,0 тыс. рублей, на 2006 год - 1205,0 тыс. рублей.
                   Предполагается, что из бюджетов вузов будут выделены средства в объеме
                   1665,0 тыс. рублей, из них в 2005 году - 782,0 тыс. рублей, в 2006 году
                   883,0 тыс. рублей

ОЖИДАЕМЫЕ        - снижение уровня незаконного  оборота   наркотиков  и  темпов  прироста
РЕЗУЛЬТАТЫ         заболеваемости наркоманией;
РЕАЛИЗАЦИИ         повышение качества и результативности работы по пресечению незаконного
ПРОГРАММЫ          оборота  наркотиков,  профилактике  наркомании, лечению и реабилитации
                   наркозависимых;
                   укрепление  взаимодействия  между  органами  государственной   власти,
                   органами местного  самоуправления,  их  учреждениями  и  общественными
                   организациями по  вопросам противодействия распространению  наркомании

СИСТЕМА          - контроль   за   исполнением   Программы   возлагается   на  управление
ОРГАНИЗАЦИИ        Федеральной службы Российской  Федерации  по  контролю   за   оборотом
КОНТРОЛЯ           наркотиков по Самарской области.
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ     Контроль   за   целевым   использованием  средств  областного  бюджета
ПРОГРАММЫ          осуществляет  министерство  управления  финансами  Самарской  области.
                   Координацию работы  по  исполнению  Программы  осуществляет  областная
                   межведомственная   комиссия   по    противодействию    злоупотреблению
                   наркотическими средствами и их незаконному обороту.

     

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Географическое положение, наличие разветвленной системы всех видов транспорта, большое количество населения способствуют тому, что Самарская область является удобным регионом России для использования его наркодельцами как в виде конечного пункта поставки партии наркотиков, так и перевалочного пункта по транзиту в Москву, Санкт-Петербург и другие регионы страны.

Необходимость принятия Программы обусловлена тем, что за последние 12 лет ситуация, связанная с распространением наркомании на территории Самарской области, ежегодно ухудшается, отмечается постоянный рост негативных тенденций, самый высокий уровень которых зафиксирован в 2001 году:

число жителей области, стоящих на учете в наркологических учреждениях, увеличилось в 20 раз и по итогам 2001 года достигло более 30 тысяч человек, из них около 5,5 тысячи женщин и тысячи несовершеннолетних;

количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, возросло в 18 раз и составило по итогам 2001 года более 8,6 тысячи. К уголовной ответственности по этим делам привлечено более 10 тысяч человек;

в 2001 году от наркотиков, психотропных веществ и неизвестных ядов (суррогатов наркотиков и алкоголя) умер 921 житель области;

ежегодно в ходе призывных кампаний на военную службу выявляется около тысячи призывников, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества;

из 22077 тысяч выявленных ВИЧ-инфицированных (сведения на 01.06.2004) значительная часть приобрела инфекцию в результате немедицинского употребления наркотиков.

Со II полугодия 2001 года эта тенденция начала позитивно меняться. Наметились признаки снижения темпов прироста негативных последствий распространения наркомании.

Несмотря на это обстоятельство, органы государственной власти, местного самоуправления, их учреждения и общественные формирования области продолжают наращивать усилия, направленные против наркомании. В спектре проводимых мероприятий особое внимание уделяется созданию единой системы действий всех уровней власти и общества по достижению эффективного взаимодействия в работе на единый конечный результат - снижение уровня злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота.

Для достижения этого результата в области реализуется третья областная целевая программа мер по усилению противодействия незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения Самарской области на 2003 - 2004 годы, которая является продолжением аналогичных программ на 1999 - 2000 годы, 2001 - 2002 годы.

В ходе реализации программных мероприятий на 1999 - 2000 годы, 2001 - 2002 годы для улучшения деятельности правоохранительных органов было выделено более 70 млн. рублей, что позволило ввести 700 штатных единиц сотрудников, специализирующихся на пресечении незаконного оборота наркотиков, оснастить соответствующие подразделения автотранспортом и оперативно-техническими средствами, закончить строительство кинологического центра на 250 служебных собак и одного бокса углубленного досмотра большегрузного автотранспорта.

В результате предпринятых мер в каждом городском и районном подразделении Главного управления внутренних дел Самарской области созданы отделы (отделения), группы сотрудников милиции, специализирующихся на пресечении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Это позволило усилить работу по привлечению к уголовной ответственности лиц, сбывающих наркотики в учебных заведениях, местах досуга молодежи, жилом секторе населенных пунктов.

В 2003 году против сбытчиков наркотиков было возбуждено 1726 уголовных дел (в 2002 году - 1716). Каждое пятое зарегистрированное в 2003 году преступление связано с изъятием наркотиков в особо крупных размерах. Из незаконного оборота за 2003 год правоохранительными органами Самарской области было изъято 759 кг наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

В 2003 году на учет в наркологическую службу министерства здравоохранения Самарской области поставлено 799 наркозависимых, из них 102 несовершеннолетних.

Значительная часть мероприятий вышеназванных программ посвящена созданию более эффективной системы организации профилактической работы в молодежной среде.

На базе центров "Семья" образована служба профилактики наркомании, в связи с чем введена дополнительная штатная численность - 125 ставок для психологов и социальных педагогов. Специалисты этой службы совместно с сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, психологами образовательных учреждений и представителями других заинтересованных ведомств на основе специально разработанных тренинговых программ среди учащихся школ и других учебных заведений проводят комплекс предупредительных мероприятий, направленных на формирование у подростков отрицательного отношения к употреблению наркотических средств.

Наряду с проведением тренингов с учащимися по первичной профилактике наркомании специалисты центров "Семья" осуществляют работу по вторичной профилактике, работают с созависимыми - членами семей потребителей наркотиков.

Активно проводится работа по профилактике наркомании во время летних каникул. Основной акцент при этом делается на работу с подростками, имеющими девиантное поведение.

Различными видами спорта в области охвачено более 180 тыс. детей и подростков. Ежегодно более 400 спортивно-массовых мероприятий проводится под девизом "За здоровый образ жизни" и "Спорт против наркотиков".

Предыдущие программы уделили значительное внимание развитию и укреплению сети лечебных и реабилитационных учреждений.

В настоящее время наркологическая служба министерства здравоохранения Самарской области представлена 5 наркологическими диспансерами и 30 наркологическими кабинетами при центральных городских и районных больницах. К имеющимся 100 наркологам специализированных лечебных учреждений введены еще 7 ставок наркологов в инфекционные и туберкулезные стационары. Закуплено оборудование для химико-токсикологических лабораторий, приобретены автотранспортные средства, издано значительное количество антинаркотической литературы.

Наркологическая помощь населению оказывается в рамках обязательного медицинского страхования. Стационарное лечение подростков в диспансерах в городах Самаре, Тольятти, Новокуйбышевске, Сызрани, Чапаевске осуществляется в палатах, где они в период лечения находятся вместе с родителями, что дает возможность использовать как индивидуальную, так и семейную психотерапию, решая одновременно проблемы подростка и его семьи.

В системе учреждений исполнения наказаний области содержится около 6000 осужденных, болеющих наркоманией. Для их лечения в рамках программ в восьми колониях созданы специализированные отделения.

На эти цели из областного бюджета было выделено более 2700 тыс. рублей.

С 1999 года в г. Самаре функционирует открытое акционерное общество "Областной реабилитационный центр" (далее - ОАО "Областной реабилитационный центр"), где реабилитация наркозависимых проводится на высоком уровне с использованием методик, апробированных в США и других зарубежных странах Европы.

Наряду с ОАО "Областной реабилитационный центр" в области работают еще 14 реабилитационных центров для наркозависимых лиц различных форм собственности.

Развивается сеть трудовых общин, являющихся по форме общественными благотворительными организациями, проводящими, что очень важно, реабилитацию наркозависимых на безвозмездной основе. В настоящее время в области функционируют восемь таких общин.

Подготовка кадров включает обучение по индивидуально разработанным программам специалистов учреждений здравоохранения, образования, центров "Семья", правоохранительных органов. Обучение осуществляется на базе Самарского государственного университета, Самарского государственного медицинского университета и других вузов.

В результате реализации программных мероприятий в каждом городе и районе Самарской области реально создана структура (от 3 до 30 сотрудников в зависимости от количества населения и наркоситуации), которая призвана функционально решать проблему наркомании. Состоит она из специалистов правоохранительных органов, центров "Семья", наркологической службы системы здравоохранения.

Указом Президента России от 9 марта 2003 года N 314 на базе реорганизованной Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации создана Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, которая является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области оборота наркотических средств.

Состояние полученного от Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации автотранспорта, оборудования, технических средств не позволяет своевременно и эффективно решать задачи, поставленные перед управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Самарской области. В связи с этим имеется настоятельная необходимость оказания финансовой помощи этому ведомству в приобретении лабораторного и специального оборудования, оснащения оперативных служб современными оперативно-техническими средствами, аппаратурой связи, автотранспортными средствами.

Принятые в рамках программ меры по усилению борьбы с наркоманией явились своевременными и позитивными, однако ситуация в Самарской области, как и в целом по России, продолжает оставаться весьма сложной, реально угрожающей здоровью населения, экономике и правопорядку. С учетом прогноза развития наркоситуации очевидна необходимость в продолжении наращивания усилий всех уровней власти и общества для решения проблем, связанных с распространением наркомании.

Осуществление комплекса мероприятий, предусмотренных в рамках настоящей Программы, с привлечением средств из федерального, областного, местных бюджетов и внебюджетных средств позволит развить наметившиеся позитивные тенденции в решении данной проблемы.

Цели и задачи Программы


Основная цель - снижение уровня незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров жителями Самарской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»