Недействующий

САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

ЗАКОН

 01 апреля 2004 года N 62-ГД

Об утверждении комплексной целевой программы улучшения условий и охраны труда в Самарской области на 2004-2006 годы

Статья 1. Утвердить прилагаемую комплексную целевую Программу улучшения условий и охраны труда в Самарской области на 2004-2006 годы.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    

 Губернатор
     Самарской области
 К.А. Титов

КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 - 2006 ГОДЫ (ДАЛЕЕ - ПРОГРАММА)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

НАИМЕНОВАНИЕ             - комплексная      целевая     программа
ПРОГРАММЫ                улучшения   условий  и  охраны  труда  в
                         Самарской области на 2004-2006 годы

ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ    - поручение     Губернатора    Самарской
О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ   области от 18 мая 2002 года

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ          - Правительство Самарской области
ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ

ГОЛОВНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ     - Главное  управление труда министерства
ПРОГРАММЫ                труда  и  социального развития Самарской
                         области

ОСНОВНЫЕ РАЗРАБОТЧИКИ    - Главное  управление труда министерства
ПРОГРАММЫ                труда  и  социального развития Самарской
                         области

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ            - цель  Программы:  разработка комплекса
ПРОГРАММЫ                мер    по   реализации   государственной
                         политики   в   сфере   охраны  труда  на
                         территории Самарской области;
                         задачи Программы:
                         создание    условий,   направленных   на
                         сохранение жизни и здоровья работников в
                         процессе трудовой деятельности;
                         создание  условий  для  снижения  уровня
                         производственного      травматизма     и
                         профессиональной   заболеваемости  и  их
                         профилактика;
                         создание     условий     для    усиления
                         антитеррористической    деятельности   в
                         организациях;
                         укрепление        взаимодействия       и
                         сотрудничества   органов  исполнительной
                         власти, органов местного самоуправления,
                         объединений        работодателей       и
                         профессиональных  союзов  в сфере охраны
                         труда;
                         повышение                  экономической
                         заинтересованности    работодателей    в
                         обеспечении  безопасных  условий труда и
                         предупреждении производственных рисков;
                         усиление    социальной    защиты    всех
                         участников  производственного процесса в
                         условиях рыночной экономики

СРОКИ И ЭТАПЫ            - 2004-2006 годы
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ        - организационно-методическое
ПРОГРАММНЫХ              обеспечение охраны труда;
МЕРОПРИЯТИЙ              информационное  обеспечение и пропаганда
                         охраны труда;
                         обучение  и  повышение  квалификации  по
                         охране труда;
                         охрана труда и здоровья женщин-работниц;
                         социальное партнерство в сфере условий и
                         охраны труда;
                         лечебно-профилактические   и  санитарно-
                         гигиенические  мероприятия, реабилитация
                         лиц, пострадавших на производстве

ИСПОЛНИТЕЛИ              - Главное  управление труда министерства
ПРОГРАММЫ                труда  и  социального развития Самарской
                         области,   министерство  здравоохранения
                         Самарской  области,  Самарский областной
                         комитет    государственной   статистики;
                         федеральное  государственное  учреждение
                         "Центр    государственного    санитарно-
                         эпидемиологического  надзора в Самарской
                         области",     Самарское     региональное
                         отделение  Фонда социального страхования
                         Российской    Федерации,    организации,
                         определенные на конкурсной основе

ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ       - общий  объем финансирования составляет
ФИНАНСИРОВАНИЯ           1421059 тыс. рублей, в том числе:
                         средства областного бюджета:
                         2004 год - 4429 тыс. рублей,
                         2005 год - 4173 тыс. рублей,
                         2006 год - 4245 тыс. рублей;
                         средства  от  штрафов,  взыскиваемых  за
                         нарушение  законодательства о труде и об
                         охране    труда,    в   соответствии   с
                         постановлением  Правительства Российской
                         Федерации от 07.07.2000 N 507 "О порядке
                         распределения    средств   от   штрафов,
                         взыскиваемых         за        нарушение
                         законодательства  Российской Федерации о
                         труде     и     об     охране     труда":
                         2004 год - 25 тыс. рублей,
                         2005 год - 25 тыс. рублей,
                         2006 год - 25 тыс. рублей;
                         средства     Самарского    регионального
                         отделения  Фонда социального страхования
                         Российской Федерации:
                         2004 год - 404067 тыс. рублей,
                         2005 год - 457366 тыс. рублей,
                         2006 год - 510451 тыс. рублей;
                         средства, выделяемые Министерством труда
                         и    социального   развития   Российской
                         Федерации:
                         2004 год - 12000 тыс. рублей,
                         2005 год - 12000 тыс. рублей,
                         2006 год - 12000 тыс. рублей;
                         средства         органов        местного
                         самоуправления:
                         2004 год - 81 тыс. рублей,
                         2005 год - 85 тыс. рублей,
                         2006 год - 87 тыс. рублей

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ       - снижение    уровня   производственного
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ    травматизма      и      профессиональной
ПРОГРАММЫ                заболеваемости,     повышение     уровня
                         безопасности  труда  и,  как  следствие,
                         снижение     уровня    инвалидности    и
                         смертности     населения    области    в
                         трудоспособном возрасте;
                         повышение   уровня  антитеррористической
                         деятельности;
                         совершенствование       государственного
                         управления охраной труда в регионе;
                         повышение  уровня  знаний  по  охране  и
                         безопасности     труда,     безопасности
                         жизнедеятельности     всех    участников
                         производственного процесса;
                         снижение     затрат    на    компенсации
                         пострадавшим  от  несчастных  случаев на
                         производстве      и     профессиональных
                         заболеваний;
                         сокращение    величины   недополученного
                         общественного   продукта   в   связи   с
                         несчастными  случаями  на производстве и
                         профессиональными заболеваниями

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ      - председатель  Правительства  Самарской
КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ  области    Сычев    С.А.,   министерство
ПРОГРАММЫ                управления финансами Самарской области и
                         Главное  управление  труда  министерства
                         труда  и  социального развития Самарской
                         области.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Охрана труда является неотъемлемой частью государственной политики в сфере социально-трудовых отношений.

В условиях рыночной экономики возможность реальных позитивных сдвигов в улучшении состояния условий и охраны труда тесно связана с совершенствованием законодательства во всех отраслях права, связанных с регулированием предпринимательской деятельности, ростом инвестиций в основные производственные фонды, усилением государственного управления охраной труда, надзора и контроля за деятельностью организаций всех организационно-правовых форм.

В соответствии со статьей 210 Трудового кодекса Российской Федерации  и статьей 6 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" одним из основных направлений государственной политики в сфере охраны труда является разработка и реализация территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда, относящиеся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Усилия Главного управления труда министерства труда и социального развития Самарской области, осуществляющего государственное управление охраной труда на территории Самарской области, органов надзора и контроля, других заинтересованных организаций позволили в целом стабилизировать положение в сфере условий и охраны труда и сохранить их позитивные сдвиги.

Данные Самарского областного комитета государственной статистики свидетельствуют о том, что на протяжении последних лет в Самарской области в целом сохраняется положительная динамика состояния условий и охраны труда наемных работников.

Так, если в 1997 году численность лиц, пострадавших на производстве, на 1 тысячу работающих в Самарской области составляла 4,4, то в 2002 году этот показатель составил 3,6.

Однако в целом ситуация продолжает оставаться сложной, поэтому требуется принятие дополнительных мер по улучшению условий и охраны труда.

Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний показывает, что еще не ликвидированы такие причины, обусловливающие их высокий уровень, как многочисленные нарушения норм и правил охраны и безопасности труда, связанные с недостатками в организации работ и обучения персонала знаниям этих норм и правил, правовая неграмотность работодателей в вопросах охраны труда, неблагоприятные условия труда, низкий уровень культуры производства и другие.

Сегодня состояние условий и охраны труда в организациях напрямую зависит от их экономического положения. Страна перешла на рыночную систему хозяйствования, в которой движущим мотивом хозяйственной деятельности выступает доход.

Цель хозяйствующего субъекта - получение прибыли, тогда как капитальные вложения в основные фонды, необходимые для улучшения условий и охраны труда, приводят к росту себестоимости продукции.

Положение осложнено также тем, что в этих условиях все участники производственного процесса отдают предпочтение экономической выгоде (работодатель - прибыли, работники - оплате труда, в том числе и доплате за работу во вредных условиях труда).

В рамках реализации предыдущих целевых программ решались задачи по формированию системы государственного управления охраной труда в Самарской области, организации обучения, информации и пропаганды в сфере охраны труда, переходу области на новый вид социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другие.

Так как проблема улучшения условий и охраны труда является долговременной, то в связи с этим и в целях осуществления единой социально-экономической политики, направленной на развитие производства и реализацию конституционных прав работников в сфере трудовых отношений, необходимо продолжить работу по основным направлениям деятельности в сфере охраны труда в рамках Программы.

Кроме того, разработка и реализация целевых программ является основой Самарского областного трехстороннего соглашения о регулировании социально-трудовых отношений.

Важнейшими факторами, определяющими необходимость программной разработки проблемы на областном уровне, являются:

стратегическая значимость проблемы улучшения условий и охраны труда и защиты конституционного права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, для перспективного развития области с учетом роста объемов производства в основных отраслях экономики;

межотраслевой характер проблемы условий и охраны труда;

концентрация усилий органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов, всех заинтересованных организаций в осуществлении единой государственной политики в сфере охраны труда;

невозможность решения проблемы без концентрации на ней ресурсов и без специальной поддержки со стороны Правительства Самарской области.

Предлагаемая Программа разработана Главным управлением труда министерства труда и социального развития Самарской области в соответствии с поручением Губернатора Самарской области от 18 мая 2002 года.

В Программе учтены приоритетные направления социальных и экономических реформ в Российской Федерации в свете ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, информационных материалов и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Прогноз социально-экономического развития Самарской области на 2003-2006 годы.

Кроме того, в Программе также учтены предложения, поступившие от органов местного самоуправления, высших учебных заведений и научных учреждений, а также учебных центров, занимающихся вопросами охраны и безопасности труда, а также безопасности жизнедеятельности.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы: разработка комплекса взаимоувязанных мероприятий по реализации государственной политики в сфере охраны труда на территории Самарской области.

Задачи Программы:

создание условий, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

создание условий для снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и их профилактика;

создание условий для усиления антитеррористической деятельности в организациях;

укрепление взаимодействия и сотрудничества органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, объединений работодателей и профессиональных союзов в сфере охраны труда;

повышение экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда и предупреждении производственных рисков;

усиление социальной защиты всех участников производственного процесса в условиях рыночной экономики.

СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Сроки реализации Программы рассчитаны на период с 2004 по 2006 год.

СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Система программных мероприятий определена на основе всестороннего анализа состояния условий и охраны труда в Самарской области, проводимого Главным управлением труда министерства труда и социального развития Самарской области, статистической и аналитической информации Самарского областного комитета государственной статистики, органов государственного надзора и контроля, органов по труду и охране труда муниципальных образований Самарской области, работодателей, профессиональных союзов, других заинтересованных организаций.

Программа содержит мероприятия, являющиеся логическим продолжением разработок по улучшению условий и охраны труда, выполненных в рамках целевой Программы улучшения условий и охраны труда в Самарской области на 2001-2003 годы.

В Программу входит блок взаимоувязанных мероприятий по организационно-методическому, информационному обеспечению и пропаганде охраны труда, обучению и повышению квалификации по охране труда, охране труда и здоровья женщин-работниц, социальному партнерству в сфере условий и охраны труда, а также лечебно-профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия и мероприятия по реабилитации лиц, пострадавших на производстве.

Организационно-методическое обеспечение охраны труда

В связи с принятием Трудового кодекса Российской Федерации  необходимо осуществить ряд мер, направленных на его реализацию в соответствии с главой 35 "Организация охраны труда".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»