САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

ЗАКОН

от 12 марта 2004 года N 30-ГД

Об утверждении областной целевой программы "Развитие туризма в Самарской области"

(с изменениями на 16 октября 2006 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными на основании
      Закон Самарской области от 10 июля 2006 г. № 66-ГД
      Закон Самарской области от 16 октября 2006 г. № 112-ГД;
____________________________________________________________________


Принят постановлением

Самарской Губернской Думы
N 963 от 24.02.2004 г.

Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие туризма в Самарской области" на 2004-2008 годы.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    

 Губернатор
     Самарской области
 К.А. Титов

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2004-2008 ГОДЫ
(далее - Программа)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

НАИМЕНОВАНИЕ      - областная целевая программа "Развитие туризма
ПРОГРАММЫ           в Самарской области" на 2004-2008 годы

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ     - постановление  Губернатора  Самарской области
РАЗРАБОТКИ          от  21.02.2003  N  49  "Об  утверждении Плана
ПРОГРАММЫ           действий  Администрации  области в 2003 году"


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   - Администрация Самарской области
ЗАКАЗЧИК
ПРОГРАММЫ

ОСНОВНОЙ          - департамент развития туризма Самарской области      
РАЗРАБОТЧИК         
ПРОГРАММЫ            

ГОЛОВНОЙ          - департамент        туризма       министерства
ИСПОЛНИТЕЛЬ         экономического    развития,    инвестиций   и
ПРОГРАММЫ           торговли Самарской области
                    разработка региональной стратегии развития
                    туризма в Самарской области с применением
                    туристического зонирования и кластерного подхода;

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ     - создание  в  Самарской  области  современного
ПРОГРАММЫ           высокоэффективного   и   конкурентоспособного
                    туристского комплекса

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ  - создание  в  Самарской  области  условий  для
                    устойчивого развития туризма;
                    создание и совершенствование инфраструктуры и
                    нормативно-правовой  базы  развития туризма в
                    Самарской  области и системы государственного
                    регулирования туристской деятельности;
                    увеличение   числа  рабочих  мест  и  доходов
                    граждан  за счет развития туристской сферы на
                    территории Самарской области;
                    повышение   качества  обслуживания  туристов,
                    посещающих   Самарскую  область,  в  условиях
                    конкуренции,   углубления   специализации   и
                    кооперации в работе туристских предприятий;
                    создание     благоприятных     условий    для
                    государственного  и  частного  инвестирования
                    реконструкции     и    строительства    новых
                    туристских объектов;
                    разработка  и  внедрение  на туристском рынке
                    прогрессивных      технологий     туристского
                    обслуживания;
                    содействие  в  обеспечении  индустрии туризма
                    профессиональными      кадрами,      активное
                    поддержание     мероприятий    по    созданию
                    современной     системы     их    подготовки,
                    переподготовки  и  повышения  квалификации  в
                    соответствии  с  международными стандартами и
                    требованиями;
                    проведение       активной      маркетинговой,
                    информационной    и    рекламной    политики,
                    направленной   на  формирование  и  поддержку
                    позитивного   имиджа  Самарской  области  как
                    региона,   благоприятного   для  туризма  как
                    внутри    страны,    так    и   на   основных
                    международных туристских рынках;
                    совершенствование   системы   информационного
                    обеспечения   в   отрасли  туризма,  развитие
                    статистики,   создание  всеобъемлющих  банков
                    данных для использования их заинтересованными
                    потребителями;
                    интеграция   Самарской   области   в  систему
                    российского   туристского  рынка  и  развитие
                    международного   сотрудничества   в   области
                    туризма;
                    сохранение   и   рациональное   использование
                    природно-рекреационного      и     культурно-
                    исторического потенциала Самарской области;
                    развитие  делового  туризма за счет повышения
                    престижа    деловых   форумов,   выставок   и
                    конференций на территории Самарской области
                    разработка и использование системы регионального
                    управления развитием туризма с использованием
                    кластерного подхода;
                    проведение туристического зонирования Самарской области,
                    определяющего перспективные территории для развития туриндустрии

      

СРОКИ И ЭТАПЫ     - первый  этап  реализации Программы (2004-2006
РЕАЛИЗАЦИИ          годы) включает подготовку и начало реализации
ПРОГРАММЫ           системы   программных  мероприятий,  а  также
                    принятие    нормативных    правовых    актов,
                    способствующих    реализации   Программы,   и
                    проведение    необходимых   исследований   по
                    изучению рынка туристских услуг.
                    Второй  этап  реализации Программы (2007-2008
                    годы)   -   завершение   реализации   системы
                    программных     мероприятий     и    развитие
                    материальной базы туризма

ОСНОВНЫЕ          - регулирование   туристской   деятельности   и
МЕРОПРИЯТИЯ         управление развитием туризма;
ПРОГРАММЫ           формирование  положительного имиджа Самарской
                    области   на   российском  и  мировом  рынках
                    туристских услуг;
                    развитие  различных  видов туризма и отдыха в
                    Самарской области;
                    развитие статистики туризма;
                    подготовка специалистов и научное обеспечение
                    туристской деятельности;
                    содействие развитию материальной базы туризма

ИСПОЛНИТЕЛИ       - министерство     экономического     развития,
ПРОГРАММЫ           инвестиций   и  торговли  Самарской  области,
                    министерство  культуры, молодежной политики и
                    спорта    Самарской   области,   министерство
                    международных  и  внешнеэкономических  связей
                    Самарской области, министерство образования и
                    науки Самарской области
                    министерство здравоохранения и социального
                    развития Самарской области

   
ОБЪЕМЫ И          - общий    объем   финансирования   мероприятий
ИСТОЧНИКИ           Программы составляет 361368,45 тыс. рублей, в
ФИНАНСИРОВАНИЯ      том числе:
ПРОГРАММЫ             за   счет   средств  областного  бюджета  -
                    200038,75 тыс. рублей, из них:
                    в 2005 году - 37275,5275 тыс. рублей;
                    в 2006 году - 33038,4675 тыс. рублей;
                    в 2007 году - 69406,8275 тыс. рублей;
                    в 2008 году - 60317,9275 тыс. рублей;
                      за   счет  средств  бюджетов  муниципальных
                    образований - 14872,62 тыс. рублей;
                      за  счет  внебюджетных  средств - 208995,00
                    тыс. рублей

ОЖИДАЕМЫЕ         - создание единого информационного пространства
РЕЗУЛЬТАТЫ          в целях развития въездного туризма;
РЕАЛИЗАЦИИ          построение системы координации и согласования
ПРОГРАММЫ           действий  всех сторон, участвующих в развитии
                    въездного и внутреннего туризма;
                    создание   и   поддержание   привлекательного
                    имиджа Самарской области;
                    сохранение и возрождение объектов культурного
                    и природного наследия;
                    увеличение доходов в федеральный, областной и
                    муниципальные  бюджеты,  в том числе валютных
                    поступлений;
                    создание новых рабочих мест в сфере туризма и
                    в сопряженных отраслях;
                    привлечение    иностранных    инвестиций    в
                    экономику Самарской области;
                    удовлетворение     потребностей     населения
                    Самарской  области  в  активном и полноценном
                    отдыхе

СИСТЕМА           - контроль     за     исполнением     Программы
ОРГАНИЗАЦИИ         осуществляет департамент туризма министерства
КОНТРОЛЯ ЗА         экономического    развития,    инвестиций   и
ИСПОЛНЕНИЕМ         торговли   Самарской   области,  контроль  за
ПРОГРАММЫ           целевым  использованием  бюджетных  средств -
                    министерство  управления  финансами Самарской
                    области.  Исполнители  мероприятий  Программы
                    несут  ответственность  за  их качественное и
                    своевременное     выполнение,    рациональное
                    использование выделяемых финансовых средств.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике. Доход, получаемый от туризма, занимает значительную часть в бюджетах государств и составляет до 10% валового национального продукта. Показатели динамики роста доходности туризма значительно опережают показатели динамики роста доходности других отраслей экономики. По данным Всемирной туристской организации, за последние 10 лет доходы от туризма росли ежегодно на 7,9% при ежегодном среднем росте количества туристских прибытий на 4,5%. В развивающихся странах рост доходности туризма составляет до 100% (например в Португалии).

Развитие туризма оказывает стимулирующее действие и на другие секторы экономики (в том числе транспорт, связь, торговлю), способствует созданию значительного количества рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы и поступлений средств от налогов в казну Российской Федерации. Следует отметить, что важнейшими факторами, оказывающими влияние на доходность туризма в экономике страны, являются природно-климатические и историко-культурные ресурсы, а также политический климат и уровень благоприятствования государственной политики в отношении туризма.

К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходится 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12% мирового валового национального продукта.

Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и так далее.

Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.

По прогнозу Всемирной туристской организации, к 2020 году Россия может войти в первую десятку самых популярных направлений туризма. По оценке экспертов Всемирной туристской организации, Российская Федерация занимает 15-е место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2,5% мирового рынка въездного туризма. Прирост в процентном отношении в 1999 году, по сравнению с 1998 годом, составил 5,23%.

До кризиса 1998 года туризм был одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей российской экономики, причем развивающейся практически без государственного участия. По данным Всемирной туристской организации, по доходам от туризма Россия в 1999 году заняла 9-е место и 15-е в мире, опередив Грецию, Турцию, Бельгию и Нидерланды. По усредненным оценкам разных организаций, к началу 1998 года в России насчитывалось 9-12 тысяч туристских организаций. Число людей, прямо или косвенно занятых в системе услуг гостеприимства (с учетом сотрудников туристских фирм, гостиниц, аэропортов, транспортных компаний, музеев, кафе, ресторанов и так далее), достигло 8 млн. человек. Объем услуг, предоставленных иностранным туристам в России в 1999 году, оценивается примерно в 1 млрд. долларов (расходы туристов на проживание в гостиницах и других объектах размещения, питание, экскурсионное обслуживание, культурно-зрелищные мероприятия, сувениры и так далее).

В настоящее время Россию посещает более 17,5 млн. иностранцев в год (в том числе с целью туризма только 2,5 млн. человек в год, что составляет 14,3% от общего объема), что составляет около 2,5% мирового потока.

 

Оценка существующего состояния въездного туризма и туристской инфраструктуры Самарской области

Любой город, являющийся популярным туристским направлением, процветает экономически и находится в более выгодном положении, по сравнению с городами, имеющими неразвитую туристскую инфраструктуру.

В связи с этим улучшение туристской инфраструктуры по основным компонентам системы туристского обслуживания, таким как транспортная доступность, гостиничный сектор, предприятия питания, развлекательные заведения, информационное обслуживание туристов, система продвижения турпродукта на мировой рынок, кадровый потенциал, уровень и разнообразие туристского обслуживания, создание новых туристских маршрутов, развитие конгрессно-выставочной деятельности, проведение массовых культурно-спортивных мероприятий (фестивали, олимпиады, юбилейные даты), вопросы безопасности туристов и нормативно-правовая база, ведет за собой рост числа иностранных туристов.

В Самарской области в последние годы произошли значительные перемены в области туристской инфраструктуры. Возросло число новых комфортабельных гостиничных комплексов. Ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда с целью приведения его к общепризнанным мировым стандартам.

В области имеется около 60 объектов размещения туристов (более 4 000 мест). Среднегодовая загрузка отелей составляет 50,5% и колеблется в зависимости от сезона от 25 до 100%. Однако на сегодняшний день в Самарской области не хватает гостиниц среднего класса уровня 2-3 звезды, рассчитанных на среднего туриста, и гостиниц, предназначенных для проведения конгрессов, что не позволяет области стать центром проведения международных конференций.

Санаторно-курортный комплекс в пределах административного ведения Самарской области включает 61 санаторно-курортное предприятие.

В Самарской области стремительно расширяется количество предприятий питания. По данным Самарского областного комитета государственной статистики, количество предприятий общественного питания, учтенных в составе единого государственного регистра, на 01.01.2003 составило 998 предприятий. Появилось большое количество предприятий быстрого питания, множество ресторанов китайской, итальянской, греческой, турецкой и других национальных кухонь.

Также активно увеличивается количество развлекательных заведений: казино, ночных клубов, театров, кинотеатров. Наряду с единственным в России крытым аквапарком "Виктория" в Самарской области насчитывается более 200 развлекательных заведений, из которых 143 находятся в г. Самаре и г. Тольятти.

Важное место в туристской инфраструктуре занимает транспорт. Самарская область является крупным авиа- и железнодорожным узлом России. Чартерные рейсы по выездному туризму выполняются из аэропорта Курумоч, который является международным аэропортом.

Самарская область в последние годы стала крупным деловым центром не только в масштабе России, но и на мировом уровне, что подтверждается активностью иностранных и российских инвесторов и постоянным проведением в г. Самаре и г. Тольятти крупных конгрессно-выставочных мероприятий.

Важнейшим элементом туристского бизнеса являются туристские фирмы, организующие и обеспечивающие прием иностранных туристов. Однако число таких фирм в настоящее время невелико. В Самарской области туристской деятельностью занимаются 230 фирм и только 22 из них являются туроператорами, то есть фирмами, способными создавать и предлагать собственный турпродукт по территории Самарской области. Учитывая тот факт, что затраты на создание собственного турпродукта в несколько раз превышают затраты турагента, большинство туристических фирм области отдает предпочтение выездному туризму. Требуется проведение государственной политики по поддержке таких фирм.

В течение 2001 года Самарскую область посетили 23000 иностранных граждан, прибывших в регион по туристским, служебным и частным визам и отнесенных к категории туристов в соответствии с Федеральным законом от 24.11.96 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

В 2001-2002 годах Самарскую область посетили 14000 круизных туристов.

В 2002 году только по туристским путевкам из Самарской области за рубеж выехало более 70000 человек.

Федеральные и местные бюджеты имеют возможность получать значительный доход от въездного туризма как экспортного направления в экономике отрасли. Однако поступления в бюджеты, адекватные оценке показателя доходности туризма по мировым методикам и экспертным оценкам, в настоящее время отсутствуют. Это обусловлено недостоверной системой учета доходности туризма, с одной стороны, и недостатками в системе денежного обращения, с другой, а также иными факторами.

За последние 4 года зафиксирован относительно стабильный темп роста въездного туризма, который в среднем по России составляет 23,4% ежегодно.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»