Недействующий

САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

ЗАКОН

 11 марта 2004 года № 27-ГД

Об утверждении областной целевой программы "Улучшение репродуктивного здоровья населения Самарской области" на 2005-2009 годы

(с изменениями на 6 апреля 2009 года)

____________________________________________________________ _______________

Изменение:

                        Закон Самарской области от 10 июля 2006 г. № 76-ГД;

                       Закон Самарской области от 15 июня 2007 г. № 59-ГД;

                       С 01.01.2008 г. - Закон Самарской области от 05 октября 2007 г. № 79-ГД

___________________________________________________________________________

 _____________________________________________________________________

Закон утратил силу - Закон Самарской области от 06 апреля 2009 г. № 50-ГД

_____________________________________________________________________

          

Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Улучшение репродуктивного здоровья населения Самарской области" на 2005-2009 годы.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

     

Губернатор
     Самарской области
 К.А. Титов

Утверждена Законом Самарской области
N 27-ГД от 11.03.2004 г.


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "УЛУЧШЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" на 2005-2009 годы
(далее - Программа)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

НАИМЕНОВАНИЕ       - областная   целевая   программа   "Улучшение
ПРОГРАММЫ            репродуктивного здоровья населения Самарской
                     области" на 2005-2009 годы

ДАТА ПРИНЯТИЯ      - поручение    вице-губернатора   области   от
РЕШЕНИЯ              27.11.2002 N 6-20/212
О РАЗРАБОТКЕ
ПРОГРАММЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ    - Администрация области
ЗАКАЗЧИК
ПРОГРАММЫ

ГОЛОВНОЙ           - министерство  здравоохранения социального развития Самарской
ИСПОЛНИТЕЛЬ          области
ПРОГРАММЫ

ОСНОВНЫЕ           - министерство  здравоохранения      Самарской
РАЗРАБОТЧИКИ         области
ПРОГРАММЫ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ      - стабилизация   демографической   ситуации  в
ПРОГРАММЫ            регионе  за  счет  улучшения репродуктивного
                     здоровья  населения,  создания  условий  для
                     рождения    желанных    здоровых   детей   и
                     сохранения здоровья женщин;
                     предупреждение  инвалидности,  материнской и
                     младенческой смертности

СРОКИ И ЭТАПЫ      - 2005-2009 годы
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ  - оснащение  перинатального  центра  Самарской
МЕРОПРИЯТИЙ          областной   клинической  больницы  им.  М.И.
ПРОГРАММЫ            Калинина;
                     создание     и     оснащение    межрайонного
                     перинатального  центра  в городе Тольятти на
                     базе        муниципального        учреждения
                     здравоохранения   городской   больницы  N  5
                     "МедВАЗ";
                     организация  и оснащение межрайонных центров
                     пренатальной  диагностики в городах Самаре и
                     Сызрани;
                     оснащение  межрайонных  центров планирования
                     семьи  и  репродукции  в  городах  Самаре  и
                     Тольятти;
                     создание  и  оснащение  центров  коррекции и
                     развития детей первого года жизни;
                     создание  областного  центра репродуктивного
                     здоровья детей и подростков;
                     укрепление    материально-технической   базы
                     родовспомогательных учреждений области;
                     развитие    вспомогательных   репродуктивных
                     технологий;
                     обучение специалистов по актуальным вопросам
                     охраны репродуктивного здоровья семьи;
                     реализация     просветительских    программ,
                     направленных  на пропаганду здорового образа
                     жизни

ИСПОЛНИТЕЛИ          организации,    с    которыми    заключаются
ПРОГРАММЫ            государственные контракты

Объемы и источники финансирования Программы - реализация Программы осуществляется
                                                        за счет средств областного бюджета в следующем объеме:
                                                        год - 31298,4 тыс. рублей;
                                                        год - 60068,9 тыс. рублей;
                                                        год - 47548,2 тыс. рублей;
                                                        год -104816,7 тыс. рублей;
                                                        год - 87441,8 тыс. рублей;
                                                        всего - 331174,0 тыс. рублей.
                                                        Выделение средств областного бюджета бюджетам городских округов и муниципальных районов
                                                        в целях софинансирования расходных обязательств по приобретению медицинского  оборудования
                                                        для муниципальных лечебно-профилактических учреждений, возникших при выполнении полномочий
                                                        органов местного самоуправления по организации оказания на территории муниципального
                                                       образования медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов,
                                                       осуществляется в форме субсидий.
                                                        Финансирование программных мероприятий, в рамках которых осуществляется приобретение
                                                        медицинского оборудования для муниципальных лечебно-профилактических учреждений,
                                                       производится в виде субсидий из областного бюджета бюджетам городских округов и муниципальных
                                                        районов в размере 99% от суммы общего объема финансирования

ОЖИДАЕМЫЕ          - снижение материнской смертности на 20%;
РЕЗУЛЬТАТЫ           снижение плодово-младенческих потерь на 10%;
РЕАЛИЗАЦИИ           улучшение  результатов  лечения  бесплодия в
ПРОГРАММЫ            браке на 15%;
                     охват    догестационной    подготовкой   80%
                     супружеских пар;
                     снижение частоты врожденных пороков развития
                     на 10%;
                     снижение    заболеваемости   детей   раннего
                     возраста на 15%;
                     снижение детской инвалидности на 10%;
                     снижение количества абортов на 5% ежегодно;
                     снижение  смертности  от  врожденных пороков
                     развития на 20%

СИСТЕМА            - контроль  за  ходом  реализации  программных
ОРГАНИЗАЦИИ          мероприятий     осуществляет    Министерство
КОНТРОЛЯ             здравоохранения    Самарской        области,
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ       контроль за целевым использованием бюджетных
ПРОГРАММЫ            средств осуществляет министерство управления
                     финансами Самарской области.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

На протяжении последнего десятилетия в Самарской области происходит ухудшение демографической ситуации. Высокий уровень смертности населения и снижение продолжительности жизни, сокращение рождаемости и переход к малодетности, снижение миграционных потоков привели к депопуляции населения области, которая ежегодно усиливается. Естественная убыль населения характерна для всех территорий области, рост численности населения в некоторых районах области обусловлен только миграционным приростом. Низкий уровень рождаемости в области является не только фактором депопуляции, но и представляет отдельную социально-демографическую проблему. В 2001 году родилось 26,5 тысяч человек, что в 1,4 раза меньше, чем в 1991 году. Несмотря на то что количество абортов в области ежегодно сокращается, оно превышает число родившихся. Это свидетельствует о том, что проблемы планирования семьи, развития культуры контрацепции остаются актуальными.

Тенденция роста уровня рождаемости, которая наблюдается в области с 2000 по 2002 год, объясняется пополнением численности наиболее репродуктивного контингента женщин в возрасте 20-29 лет. Резервы повышения рождаемости за счет улучшения возрастной структуры женщин репродуктивного возраста ограничиваются 2010-2012 годами. Однако в результате ориентации семей на малодетность, снижения репродуктивных возможностей сформировался суженный характер естественного воспроизводства населения. Сложившийся уровень рождаемости в два раза меньше требуемого для замещения поколений: суммарный коэффициент рождаемости в области чуть более единицы, тогда как только для простого воспроизводства населения он должен составлять 2,15. Негативно влияет на динамику рождаемости тенденция сокращения числа заключаемых браков и нестабильность семейных отношений. В 2001 году браков зарегистрировано в 1,2 раза меньше, чем в 1991 году, а число разводов было максимальным за последние десять лет (5,5 на 1000 населения). На 1000 заключаемых браков приходится 890 разводов. Снижение количества населения, вступающего в брак, повлияло на рост внебрачной рождаемости. Почти четверть всех новорожденных в 2001 году родились у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке, что в два раза больше уровня 1991 года.

На фоне сложившихся неблагоприятных демографических тенденций большую тревогу вызывает состояние репродуктивного здоровья населения. По данным статистики, 19% семей хотели бы, но из-за болезни не могут иметь детей. Резко увеличилось количество семейных пар с первичным бесплодием.

Существующая в рамках программы государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью система оказания помощи семье с нарушением репродуктивного здоровья не предусматривает использования современных высокотехнологичных методов реабилитации. Обычно используемые методы лечения приводят к успеху лишь в 10-15% случаев, тогда как применение современных протоколов лечения с использованием методов вспомогательной репродукции позволяет добиться успеха в 30-40%. Однако доступность этих высокоэффективных методов восстановления репродуктивной функции семьи ограничена из-за высокой стоимости медикаментов и оборудования. Стоимость медикаментов составляет около 35 тыс. рублей, а самой процедуры - около 10 тыс. рублей, что обусловливает недоступность этих видов лечения для малообеспеченных слоев населения. Ежегодно проводится 200-240 циклов лечения методом экстракорпорального оплодотворения (при эффективности около 35%), тогда как потребность в десятки раз выше. Приобретение и использование новейшего технологического оборудования - рабочей станции для микроманипуляций на клетке и эмбрионе с использованием микролазера - позволит увеличить эффективность лечения до 40-45%.

Одна из эффективных вспомогательных репродуктивных технологий - инсеминация спермой донора, которую проводят в центре планирования семьи и репродукции города Самары. Однако для повышения эффективности процедур необходимо приобретение соответствующего современным требованиям оборудования.

Основа репродуктивного здоровья закладывается в детском возрасте. В регионе регистрируется высокая гинекологическая заболеваемость: у детей - 34,0 случая на 1000 детей, у подростков - 168,9 случая на 1000 подростков. Однако проблемы связаны не только с заболеваниями органов репродуктивной системы. Большое влияние на становление и реализацию репродуктивной функции оказывает состояние нейрогуморальной регуляции, т.е. заболевания нервной и эндокринной систем оказывают негативное влияние на фертильность. Многие заболевания этих органов отмечаются уже в период новорожденности: более 60% новорожденных детей имеют те или иные заболевания, нуждаются в реабилитации.

Несмотря на проводимую работу по профилактике врожденной патологии (в 2002 году каждая третья женщина была охвачена догестационной подготовкой, 20% беременных прошли медико-генетическое консультирование, прервано 127 беременностей по поводу врожденных пороков развития), 20% в структуре перинатальной и младенческой смертности в области занимают пороки развития. Дальнейший резерв снижения смертности от врожденной патологии - оснащение медицинских учреждений ультразвуковой аппаратурой экспертного класса. В связи с этим назрела необходимость организации в крупных городах области центров пренатальной диагностики, оснащенных современной диагностической аппаратурой.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Целью настоящей Программы является совершенствование системы оказания помощи жителям Самарской области, направленной на профилактику нарушений репродуктивной функции, снижение инвалидизации и смертности детей, улучшение качества оказания помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным, создание условий для рождения желанных здоровых детей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Повышение качества перинатальной помощи, направленной на:

проведение полноценной подготовки семейной пары к рождению ребенка;

пренатальную диагностику врожденных пороков развития и своевременное прерывание беременности;

создание условий для оказания семейно ориентированной помощи в родах;

внедрение новых технологий в акушерстве и неонатологии;

раннюю реабилитацию родильниц и новорожденных с целью профилактики нарушений репродуктивной функции.

2. Организация межрайонных перинатальных центров в городских округах Тольятти, Новокуйбышевск, Чапаевск, Отрадный, Похвистнево.

3. Организация межрайонных центров пренатальной диагностики в городах Самаре и Сызрани.

4. Обучение специалистов акушеров-гинекологов, неонатологов новым технологиям.

5. Внедрение в центрах планирования семьи и репродукции в городах Самаре и Тольятти новых эффективных вспомогательных репродуктивных технологий.

6. Предоставление возможности семьям из социально незащищенных слоев населения услуг, связанных с дорогостоящей методикой экстракорпорального оплодотворения.

7. Проведение работы среди населения Самарской области, направленной на пропаганду здорового образа жизни.

8. Профилактика нарушений репродуктивной функции.

СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на период с 2005 по 2009 год.

В 2005-2007 годах планируется:

оснащение медицинских учреждений необходимой диагностической и лечебной аппаратурой;

обучение персонала новым методикам;

организация по мере приобретения оборудования на базе муниципального учреждения здравоохранения городской больницы N 5 "Мед-ВАЗ" города Тольятти межрайонного перинатального центра;

создание межрайонных центров пренатальной диагностики в городах Самаре и Сызрани.

В 2008-2009 годах планируется внедрение методик профилактики и реабилитации нарушения репродуктивной функции начиная с периода новорожденности, а также изучение результатов реализации Программы.

На 2005-2009 годы намечено финансирование процедуры экстракорпорального оплодотворения, предоставляемой социально незащищенным семьям.

СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Основная цель и решение задач Программы достигаются за счет проведения системы программных мероприятий.

1. Совершенствование перинатальной службы в области:

Создание и оснащение межрайонных перинатальных центров в городских округах Тольятти, Новокуйбышевск, Чапаевск, Отрадный, Похвистнево.

создание и оснащение межрайонного перинатального центра в г. Тольятти на базе муниципального учреждения здравоохранения городской больницы N 5 "МедВАЗ";

организация и оснащение межрайонных центров пренатальной диагностики в городах Самаре и Сызрани;

оснащение межрайонных центров планирования семьи и репродукции в городах Самаре и Тольятти;

создание центров коррекции и развития детей первого года жизни;

укрепление материально-технической базы родовспомогательных учреждений области.

2. Внедрение новых технологий:

развитие вспомогательных репродуктивных технологий;

обучение специалистов по актуальным вопросам охраны репродуктивного здоровья семьи.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»