Недействующий

САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

ЗАКОН

 12 марта 2004 года № 32-ГД

Об утверждении областной целевой программы "Управление кадровым потенциалом Самарской области" на 2004-2008 годы

(с изменениями на 9 октября 2007 года)

Принят постановлением
Самарской Губернской Думы
N 960 от 24.02.2004 г.

__________________________________________________________________

Изменение:

                              Закон Самарской области от 12 февраля 2007 г. № 9-ГД;

                             Закон Самарской области от 09 октября 2007 г. № 103-ГД

__________________________________________________________________

Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Управление кадровым потенциалом Самарской области" на 2004-2008 годы.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

   

  Губернатор
     Самарской области
 К.А. Титов

 

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2004-2008 ГОДЫ
(далее - Программа)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

НАИМЕНОВАНИЕ           - областная целевая программа  "Управление
ПРОГРАММЫ                кадровым  потенциалом Самарской области"
                         на 2004-2008 годы

ДАТА ПРИНЯТИЯ          - распоряжение Губернатора       Самарской
РЕШЕНИЯ О                области   от   02.07.2002   N  264-р  "О
РАЗРАБОТКЕ               выделении средств департаменту  науки  и
ПРОГРАММЫ                образования Администрации области"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ        - Правительство Самарской области
ЗАКАЗЧИК
ПРОГРАММЫ

ГОЛОВНОЙ               - министерство образования     и     науки
ИСПОЛНИТЕЛЬ              Самарской области
ПРОГРАММЫ

ОСНОВНЫЕ               - Самарский государственный университет
РАЗРАБОТЧИКИ
ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ          - создание эффективного          механизма
ПРОГРАММЫ                управления  формированием,  сохранением,
                         воспроизводством,      развитием       и
                         использованием    кадрового   потенциала
                         Самарской    области,    обеспечивающего
                         устойчивую    работу    предприятий    и
                         учреждений в рыночных условиях,  переход
                         экономики  области на инновационный путь
                         развития и решение неотложных социальных
                         задач.
                         Задачи Программы:
                         интеграция субъектов     управления    и
                         создание     целостного     комплексного
                         механизма    и   институтов   управления
                         кадровым потенциалом;
                         организация              информационного
                         взаимодействия   рынка   труда  и  рынка
                         образовательных услуг;
                         создание механизмов            повышения
                         мобильности рабочей силы на рынке труда;
                         создание      механизмов       повышения
                         эффективности    деятельности    системы
                         профессионального           образования;
                         совершенствование           нормативного
                         регулирования    вопросов     управления
                         кадровым   потенциалом  на  региональном
                         уровне

СРОКИ И ЭТАПЫ          - 2004 - 2008 годы.
РЕАЛИЗАЦИИ               Программа реализуется в 2 этапа:
ПРОГРАММЫ                первый этап - 2004 год;
                         второй этап - 2005-2008 годы

ПЕРЕЧЕНЬ               - мероприятия Программы  систематизированы
ОСНОВНЫХ                 по следующим направлениям:
МЕРОПРИЯТИЙ                   создание институтов    комплексного
ПРОГРАММЫ                управления кадровым потенциалом;
                              реализация основных         функций
                         управления     кадровым     потенциалом;
                              организация         информационного
                         взаимодействия   рынка   труда  и  рынка
                         образовательных услуг;
                              создание механизмов       повышения
                         профессиональной      и       социальной
                         мобильности рабочей силы на рынке труда;
                              создание механизмов       повышения
                         эффективности    деятельности    системы
                         профессионального образования;
                              совершенствование      нормативного
                         регулирования    вопросов     управления
                         кадровым потенциалом

ИСПОЛНИТЕЛИ            - министерство образования и науки Самарской
программы                области, министерство промышленности и
                         энергетики Самарской области, министерство
                         культуры и молодежной политики Самарской
                         области, министерство здравоохранения и
                         социального развития Самарской области,                          министерство экономического развития,
                         инвестиций и торговли Самарской области,
                         департамент государственной службы занятости
                         населения Самарской области, территориальный
                         орган Федеральной службы                          государственной статистики по Самарской
                         области (по согласованию), Торгово-промышленная
                         палата Самарской области (по  согласованию),
                         органы местного самоуправления муниципальных
                         образований Самарской области (по согласованию),
                         образовательные учреждения (по согласованию),
                         совет ректоров вузов Самарской области (по согласованию)
                         и другие организации (по согласованию)


ОБЪЕМЫ И               - объем финансирования    первого    этапа
ИСТОЧНИКИ                Программы   составляет   61365,0    тыс.
ФИНАНСИРОВАНИЯ           рублей,  в  том  числе  за счет средств:
                         областного бюджета -  865,0 тыс. рублей;
                         займа Международного банка реконструкции
                         и развития - 60500,0 тыс. рублей

ОЖИДАЕМЫЕ              - создание механизма           обеспечения
РЕЗУЛЬТАТЫ               организаций экономической  и  социальной
РЕАЛИЗАЦИИ               сфер    Самарской    области    кадрами,
ПРОГРАММЫ                удовлетворяющими              требования
                         работодателей  в  отношении готовности к
                         профессионально-трудовой деятельности;
                         достижение в  среднесрочной  перспективе
                         динамического    равновесия   спроса   и
                         предложения рабочей силы на рынке труда;
                         снижение     риска   невостребованности
                         выпускников учреждений профессионального
                         образования,    повышение    уровня   их
                         готовности  к   профессионально-трудовой
                         деятельности    до   уровня   требований
                         работодателей;
                         снижение непроизводительных       затрат
                         средств бюджетов всех уровней, населения
                         и организаций  на  получение  гражданами
                         образования,     не     соответствующего
                         сегодняшним и перспективным потребностям
                         экономики и социальной сферы;
                         создание условий  для перевода экономики
                         области на инновационный  путь  развития
                         путем упреждающего создания необходимого
                         для этого кадрового потенциала

СИСТЕМА                - контроль за    исполнением   мероприятий
КОНТРОЛЯ ЗА              Программы    осуществляет    департамент
ИСПОЛНЕНИЕМ              образования    и   науки   Администрации
ПРОГРАММЫ                области.     Контроль     за     целевым
                         использованием бюджетных         средств
                         осуществляет   министерство   управления
                         финансами Самарской области.
                         Министерство   образования    и    науки
                         Самарской   области  ежегодно  в срок до
                         1  февраля  представляет  в министерство
                         управления    финансами        Самарской
                         области отчет о  фактическом  выполнении
                         мероприятий Программы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИХ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Проблемы формирования, воспроизводства, развития и использования кадрового потенциала Самарской области

Кадровый потенциал Самарской области - население, проживающее на территории области и готовое к различным видам профессионально-трудовой (в том числе предпринимательской) деятельности в экономике и социальной сфере.

Исследование характеристик кадрового потенциала и рынка труда Самарской области, анализ данных разработанного Администрацией области прогноза социально-экономического развития Самарской области и выделение на их основе приоритетных областей использования кадров на краткосрочную и среднесрочную перспективу, результаты социологического исследования состояния и перспектив развития кадрового потенциала работодателями, анализ деятельности образовательных учреждений и внутрифирменных (корпоративных) учебных подразделений по формированию, воспроизводству и развитию кадрового потенциала Самарской области, анализ социальной политики Самарской области, ее влияния на состояние и развитие кадрового потенциала и исследование условий капитализации кадрового потенциала Самарской области приводят к выводу, что состояние и развитие кадрового потенциала требует комплексного управления со стороны государства, работодателей, образовательных учреждений и граждан.

Среднесписочная численность работников предприятий и организаций области за 2002 год составила 1263441 человек (103,6% по сравнению с предыдущим годом). Характерная особенность 2002 года - положительное сальдо движения рабочей силы.

Значительный рост (свыше 10% относительно периода прошлого года) численности работающих произошел в следующих отраслях:     

торговля и общественное питание;

промышленность строительных материалов;

мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность;

материально-техническое снабжение и сбыт;

общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка;

финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение.

Относительные темпы численности безработных, зарегистрированных службами занятости, на протяжении последнего времени неуклонно растут (в декабре 2002 года - 122% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года).

Безработица в Самарской области носит преимущественно не системный, обусловленный спадом производства, а структурный характер. Отмечается устойчивый рост числа вакансий, заявленных в органы службы занятости. Однако если в Самаре и Тольятти в 2002 году на 2 безработных приходилось 3 вакансии, то в малых городах и районах области на одно вакантное место претендовали 2 человека.

Рынок труда в области не сбалансирован. Причинами этого являются территориальное расхождение спроса и предложения, низкая мобильность населения, не удовлетворяющий претензии населения уровень оплаты труда, несоответствие квалификации кадров требованиям работодателей.

В числе безработных выросла доля лиц, имеющих высшее и среднее профессиональное образование.

Дисбаланс рынка труда сохранится, поскольку в предстоящие годы прогнозируется неравномерность экономического развития всех городов и сельских районов области.

Как показало социологическое исследование работодателей, на большинстве обследованных предприятий наблюдаются признаки кадрового дефицита, на рынке труда конкуренция работников за получение рабочего места сменяется конкуренцией работодателей за рабочую силу, удовлетворяющую предъявляемым требованиям. Наблюдается нехватка квалифицированных специалистов и рабочих высокой квалификации. Уровень подготовки кадров в образовательных учреждениях не всегда устраивает работодателей. Высказываются претензии к номенклатуре специалистов, подготавливаемых образовательными учреждениями. Многие выпускники вынуждены работать не по полученным специальностям. С внедрением новых технологий повышаются требования не только к профессиональной, но и к психологической, социальной и личностной готовности кадров.

Социальная политика Самарской области на концептуальном уровне охватывает практически все важные аспекты поддержки процессов формирования, воспроизводства и развития кадрового потенциала области. Однако еще не все важные с указанной точки зрения направления проработаны в виде целевых программ и законодательных актов и получили институциональное подкрепление.

Проведенный комплексный анализ ситуации позволил сформулировать проблемы - противоречия, подлежащие разрешению в результате выполнения настоящей Программы.

Проблемы, относящиеся к анализу и регулированию рынка труда

Управление кадровым потенциалом Самарской области требует постоянного мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг, в том числе данных о соответствии спроса и предложения рабочей силы по профилю и уровню квалификации в разрезе специальностей (профессий), отраслей, территорий области, а также информации о причинах дисбаланса рынка труда. Получаемые в настоящее время отчетные, статистические и аналитические данные недостаточны для информационного обеспечения управления кадровым потенциалом Самарской области. В частности, органы государственной статистики не формируют показателей дифференцированного учета работающих в разрезе профессий и специальностей.

По одним и тем же специальностям и профессиям одновременно имеется неудовлетворенный спрос и избыточное предложение рабочей силы, так как, с одной стороны, квалификация претендентов на рабочие места не удовлетворяет требованиям работодателей (это относится и к выпускникам системы профессионального образования), а с другой - уровень предлагаемой работникам оплаты труда иногда не удовлетворяет их потребности (в некоторых случаях ниже прожиточного минимума, что относится в первую очередь к работникам организаций бюджетной сферы).

Безработица в Самарской области носит структурный характер, одной из ее причин является территориальное расхождение спроса и предложения рабочей силы, но низкая мобильность населения не позволяет рабочей силе перемещаться из мест трудоизбыточности в места повышенного спроса. Низкая мобильность обусловлена недостаточной развитостью системы переподготовки кадров, резким различием социально-бытовых условий на разных территориях области и, прежде всего, невозможностью найма или приобретения жилья на доступных условиях.

В общественном мнении в течение нескольких лет сформировался перечень престижных профессий, определяющий спрос на образовательные услуги, однако входящие в этот перечень профессии в силу перепроизводства кадров оказываются невостребованными на рынке труда, о чем не информированы абитуриенты и их родители. Рынок труда и рынок образовательных услуг не имеют постоянных информационных взаимосвязей.

Развитие кадрового потенциала на краткосрочную и долгосрочную перспективу будет определяться переходом экономики области на путь инновационного развития, реструктуризацией организаций в хозяйственной и социальной сферах, диверсификацией производства, внедрением новых технологий, новых форм организации работы и необходимостью сертификации по международным стандартам серии ISO-9000. Однако работодатели по-прежнему предъявляют спрос на специалистов узкой квалификации, которым в условиях инновационного процесса постоянно будет нужна переподготовка. В свою очередь, постоянно действующая система повышения квалификации и переподготовки квалифицированных рабочих, специалистов и управленцев всех уровней, обеспечивающая инновационный способ развития ключевых отраслей экономики, фактически не существует.

Далеко не все предприятия способны осуществлять подбор кадров силами собственных служб управления персоналом на достаточно высоком профессиональном уровне, но сеть профессиональных кадровых агентств территориально развита неравномерно и поэтому не может взять на себя необходимый объем работ по найму работников.


Проблемы, относящиеся к управлению системой образования

Удовлетворение требований работодателей к выпускникам системы профессионального образования в отношении их профессиональной, психологической, социальной и личностной готовности к профессионально-трудовой деятельности требует повышения уровня квалификации преподавательского состава, увеличения объемов практических занятий и специальных дисциплин, но вследствие недостаточного финансирования и, в частности, низкой зарплаты преподавателей образовательные учреждения не имеют необходимых для этого собственного кадрового потенциала и материальной базы.

При наличии все возрастающего спроса на высококвалифицированные рабочие кадры учреждения начального профессионального образования (далее - НПО) все в большей степени комплектуются учащимися с низким уровнем готовности к обучению. Этому способствуют ориентация общеобразовательных учреждений на поступление выпускников в вузы и низкий престиж рабочих профессий.

Начальный этап производственной карьеры выпускников НПО прерывается службой в армии, в результате чего утрачивается профессиональная квалификация.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»