• Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий


САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

ЗАКОН

 11 февраля 2004 года № 17-ГД

Об утверждении комплексной программы развития агропромышленного комплекса Самарской области на 2004-2006 годы и стратегии развития агропромышленного комплекса Самарской области до 2015 года

(с изменениями на 8 декабря 2006 года)

Принят Самарской Губернской Думой
27 января 2004 года

_____________________________________________________________
Изменение:
Закон Самарской области от 11 марта 2005 г. № 88-ГД;
Закон Самарской области от 07 июля 2005 г. № 149-ГД;
Закон Самарской области от 16 марта 2006 г. № 21-ГД;
Закон Самарской области от 08 декабря 2006 г. № 173-ГД
______________________________________________________________

Статья 1. Утвердить прилагаемую комплексную программу развития агропромышленного комплекса Самарской области на 2004-2006 годы и стратегию развития агропромышленного комплекса Самарской области до 2015 года.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


 

Губернатор Самарской области
К.А. Титов

Приложение. Комплексная программа развития агропромышленного комплекса Самарской области на 2004 - 2006 годы и стратегия развития агропромышленного комплекса Самарской области до 2015 года (далее - Программа)


Приложение
к Закону Самарской области
"Об утверждении комплексной программы
развития агропромышленного комплекса
Самарской области на 2004-2006 годы и
стратегии развития агропромышленного
комплекса Самарской области до 2015 года"


Комплексная программа развития агропромышленного комплекса Самарской области на 2004 - 2006 годы и стратегия развития агропромышленного комплекса Самарской области до 2015 года
(далее - Программа)

Паспорт Программы

НАИМЕНОВАНИЕ -
ПРОГРАММЫ

комплексная программа развития агропромышленного комплекса Самарской области на 2004-2006 годы и стратегия развития агропромышленного комплекса Самарской области до 2015 года

ДАТА ПРИНЯТИЯ -
РЕШЕНИЯ О
РАЗРАБОТКЕ
ПРОГРАММЫ

распоряжение Губернатора Самарской области от 27.12.2001 № 584-р

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ -
ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ

Администрация Самарской области

ГОЛОВНОЙ -
ИСПОЛНИТЕЛЬ
ПРОГРАММЫ

министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области

ОСНОВНЫЕ -
РАЗРАБОТЧИКИ
ПРОГРАММЫ

министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Самарская государственная экономическая академия

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ -
ПРОГРАММЫ













ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ -

обеспечение устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции, повышение ее экономической эффективности, рост качества жизни на селе; создание адекватного экономического механизма и необходимых условий для успешного функционирования и развития организаций и учреждений путем повышения эффективности использования ресурсов и потенциала территории, стимулирования инвестиционных и инновационных процессов, рационализации структуры экономики и организации социальной жизни

восстановление и развитие производственного потенциала агропромышленного комплекса на качественно новом научно-техническом уровне, соответствующем требованиям современных технологий ведения сельскохозяйственного производства;
внедрение ресурсосберегающих технологий в земледелии и животноводстве;
создание правовых и организационно-технологических условий для полного использования внутреннего экономического потенциала хозяйствующих субъектов для саморазвития;
формирование и развитие системы продвижения и сбыта сельскохозяйственной продукции, в том числе:
совершенствование системы государственной поддержки сельских товаропроизводителей;
улучшение информационно-консульта-ционного обслуживания сельских товаропроизводителей;
создание эффективно работающей инвестпроводящей системы, в том числе:
активизация работы по финансовому оздоровлению и реформированию неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций;
развитие инфраструктуры земельного рынка;
повышение инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства;
диверсификация производства сельскохозяйственной продукции, создание в агропромышленном комплексе Самарской области замкнутых цепочек производства конечной продукции из сельскохозяйственного сырья, производимого на территории Самарской области, с целью снижения зависимости эффективности работы сельскохозяйственных производителей от конъюнктурных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию;
повышение качества жизни на селе путём разработки и реализации целевых подпрограмм социального и инженерного характера;
развитие кадрового потенциала агропромышленного комплекса путём совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, привлечения и закрепления на селе выпускников средних и высших учебных заведений

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ -
ПРОГРАММЫ

2004-2006 годы

ПЕРЕЧЕНЬ -
МЕРОПРИЯТИЙ
ПРОГРАММЫ

мероприятия Программы сгруппированы в 9 разделов:

1. Инновации и научно-технический прогресс в агропромышленном комплексе.
2. Основные направления развития растениеводства.
3. Основные направления развития животноводства.
4. Приоритетные направления развития пищевой и перерабатывающей промышленности.
5. Экологизация агропромышленного комплекса Самарской области.
6. Финансовое оздоровление сельскохозяйственных организаций и их реформирование.
7. Развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств.
8. Развитие рыночных институтов и рыночных отношений в агропромышленном комплексе Самарской области.
9. Кадровое обеспечение и социальное развитие агропромышленного комплекса области.

ИСПОЛНИТЕЛИ -
ПРОГРАММЫ

структурные подразделения Правительства Самарской области, иные органы исполнительной власти Самарской области, органы местного самоуправления (по согласованию), иные органы и организации, привлекаемые к реализации Программы в установленном порядке

ОБЪЕМЫ И -
ИСТОЧНИКИ
ФИНАНСИРОВАНИЯ

общий объем финансирования Программы составляет 23058,388 млн. рублей, в том числе за счет:
средств федерального бюджета (заявка) 2751,5 млн. рублей;
средств областного бюджета 9126,708 млн. рублей;
средств местных бюджетов 511,76 млн. рублей;
собственных средств организаций и населения (прогноз) 4525,65 млн. рублей;
кредиты банков и инвестиции 6142,77 млн. рублей

ОЖИДАЕМЫЕ -
КОНЕЧНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ

создание условий для перехода к устойчивому экономическому росту;
обеспечение роста производства сельскохозяйственной продукции, существенное повышение его экономической эффективности;
повышение уровня доходов населения;

повышение к 2006 году годовых объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств до:

в растениеводстве:
зерно 3139,3 тыс.тонн;
подсолнечник 330,0 тыс.тонн;
картофель 550,0 тыс.тонн;
овощи 315,0 тыс.тонн;
сахарная свекла 450,0 тыс.тонн;

в животноводстве:
молоко 650 тыс.тонн;
мясо всех видов
(живой вес) 197,1 тыс.тонн;
яйца 340 млн. штук;

в перерабатывающей промышленности:
колбасные изделия 22 тыс.тонн;
цельномолочная
продукция 210 тыс.тонн;
сахар-песок 40 тыс.тонн;
масло растительное 50 тыс.тонн;
маргариновая
продукция 50 тыс.тонн;
хлеб и хлебобулочные
изделия 187 тыс.тонн;
макаронные изделия 30 тыс.тонн

Социальный эффект Программы 6317 млн. рублей

Интегральная региональная бюджетная эффективность составляет 1226 млн. рублей

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ -
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ПРОГРАММЫ

министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области осуществляет мониторинг выполнения мероприятий Программы и ежегодно совместно с министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области представляют отчет о реализации Программы Губернатору Самарской области и Самарской Губернской Думе.

Список сокращений

АКХ

-

ассоциация крестьянских хозяйств

АОК

-

аграрный образовательный комплекс

АОЗТ

-

акционерное общество закрытого типа

АООТ

-

акционерное общество открытого типа

АПК

-

агропромышленный комплекс

АРИС

-

аграрные российские информационные системы

АТС

-

автоматическая телефонная станция

ВЛ

-

высоковольтные линии

ВНИИплем

-

Всероссийский научно-исследовательский институт племенного дела

ВПТС

-

внутрипроизводственная телефонная связь

ВРК

-

воспроизводственный реализационный комплекс

ВТО

-

Всемирная торговая организация

ГНУ

-

государственное научное учреждение

ГПЗ

-

государственный племенной завод

ГСМ

-

горючесмазочные материалы

ГУ

-

государственное учреждение

ГУП

-

государственное унитарное предприятие

ГУППЗ

-

государственное унитарное предприятие племенной завод

ДП

-

дочернее предприятие

д.в.

-

действующее вещество

ЕГРП

-

единый государственный реестр прав

ЖКУ

-

жидкое комплексное удобрение

ЗАО

-

закрытое акционерное общество

ЗАО СВ

-

закрытое акционерное общество "Средняя Волга"

ЗАО СМФ

-

закрытое акционерное общество "Самарская макаронная фабрика"

КК

-

кредитный кооператив

КП

-

коллективное предприятие

КРС

-

крупный рогатый скот

КСП

-

коллективное сельскохозяйственное предприятие

КФХ

-

крестьянское (фермерское) хозяйство

ЛПХ

-

личное подсобное хозяйство

МИС

-

машинно-испытательная станция

МСПП

-

муниципальное сельскохозяйственное производственное предприятие

МТС

-

машинно-технологическая станция

МУП

-

муниципальное унитарное предприятие

МУС ПП

-

муниципальное унитарное сельскохозяйственное производственное предприятие

НИИ

-

научно-исследовательский институт

НИИСС

-

научно-исследовательский институт селекции и семеноводства

НИИСХ

-

научно-исследовательский институт сельского хозяйства

НИОКР

-

научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки

НИР

-

научно-исследовательские работы

НПГУП

-

научно-производственное государственное унитарное предприятие

НТП

-

научно-технический прогресс

ОАО

-

открытое акционерное общество

ООО

-

общество с ограниченной ответственностью

ОПХ

-

опытно-показательное хозяйство

ПЗ

-

племенной завод

ПНО

-

производственное научное объединение

"ПСО+"

-

Программа технического содействия странам центральной и восточной Европы Министерства экономики Нидерландов

СВ

-

Средняя Волга

СГООИ

-

Самарская государственная общественная организация инвалидов

СГСХА

-

Самарская государственная сельскохозяйственная академия

СГЭА

-

Самарская государственная экономическая академия

СКПК

-

сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив

СМУКЦ

-

Самарский межрегиональный учебно-консультационный центр

СПК

-

сельскохозяйственный производственный кооператив

СХО

-

сельскохозяйственное объединение

СХО АО

-

сельскохозяйственное объединение акционерное общество

ТАСИС

-

техническое содействие странам СНГ

ТНВ

-

товарищество на вере

ТОО

-

товарищество с ограниченной ответственностью

УЭС

-

универсальное энергетическое средство

ФАП

-

фельдшерско-акушерский пункт

ФАПГ

-

финансово-агропромышленная группа

ФГОУ

-

федеральное государственное образовательное учреждение

ФГУ

-

федеральное государственное учреждение

ФГУ САС

-

федеральное государственное учреждение станция агрохимической службы

ФГУП

-

федеральное государственное унитарное предприятие

ФПГ

-

финансово-промышленная группа

ФПК

-

факультет повышения квалификации

ФСО

-

фонд сельскохозяйственного обучения

ФСРАПКСО

-

Фонд содействия развитию агропромышленного комплекса Самарской области

ФЦП

-

федеральная целевая программа


1. Обоснование необходимости решения аграрных проблем Самарской области программными методами


Агропромышленный комплекс Самарской области является одним из наиболее крупных и важных секторов экономики региона, на долю которого приходится около 8% стоимости валовой региональной продукции и около 9% основных фондов.
В ходе проведенных в 90-е годы преобразований в сфере АПК произошло глубокое системное реформирование, сутью которого стал переход экономики АПК на рыночную основу.
Практически полностью завершена реорганизация колхозов и совхозов, приватизация организаций пищевой, перерабатывающей промышленности, переданы в частную собственность более 70% земель сельскохозяйственного назначения, сформирован слой фермеров.
В области созданы основы законодательства, принят Закон Самарской области "О земле".
В 1997-2001 годах выполнены работы по оценке земель сельскохозяйственного назначения и определена их нормативная стоимость с учетом местоположения и качества. Все это является необходимыми предпосылками для формирования рынка земли, создания полноценной системы кредитования сельхозтоваропроизводителей.
Реформирование экономики России, составной частью которого стали реформы в Самарской области, неизбежно повлекло за собой существенный спад в производственной деятельности. Валовая продукция сельского хозяйства за 1991-2001 годы снизилась на 31 % (по России на 33%).
В наибольшей степени отразились негативные стороны реформирования экономики на сельскохозяйственных организациях, спад производства в 2001 году к уровню 1991 года составил: по зерну на 279,4 тыс.тонн (на 13,4% ), по подсолнечнику на 48,5 тыс.тонн (на 30,6%), по картофелю на 3,7 тыс.тонн (на 6,0%), по овощам на 55,7 тыс.тонн (на 65 %), по мясу (живой вес) на 179,6 тыс. тонн (на 78,8%), по молоку на 480,0 тыс. тонн (на 65,9 %) и по яйцу на 722,8 млн. штук (на 90,9 %).
Глубокий кризис общественного производства в АПК во многом обеспечил достаточно устойчивые темпы роста объемов сельскохозяйственного производства фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств населения. В результате доля хозяйств населения в структуре валовой продукции увеличилась с 37,3% в 1991 году до 63,2% в 2001 году, доля крестьянских (фермерских хозяйств) - с 1,8% до 2,7%.
За последнее десятилетие произошла структурная переориентация производства с преимущественно животноводческого на растениеводческое направление. Во всех категориях хозяйств удельный вес растениеводства в 2001 году достиг 58,8 % против 41,2 % в 1991 году. Этот структурный сдвиг явился следствием того, что в течение 1991-2001 годов спад производства в растениеводстве происходил значительно медленнее, чем в животноводстве. В значительной степени это вызвано более высокой рентабельностью продукции растениеводства, особенно зерна и подсолнечника.
Тенденция перехода производства от крупнотоварного (сельхозорганизации) к мелкотоварному и натуральному производству (хозяйства населения) негативно сказывается на перспективах развития аграрного сектора области: ограничиваются возможности внедрения в производство достижений научно-технического прогресса, интенсификации и механизации производственных процессов, возрастает доля ручного труда, снижается контроль над качеством сельскохозяйственной продукции.
За 1991 - 2001 годы посевные площади в области сократились на 652,3 тыс. га. (на 24,8 %), в основном за счет уменьшения посевов зерновых и кормовых культур. Остается столь же несовершенной, как и в дореформенный период, структура посевного клина: в ней недостаточна доля фуражного зерна (в 2001 году 35,9 % против 37,5 % в 1991 году) и зернобобовых культур (соответственно 1,2 % против 2,6 %).
В связи со значительным сокращением поголовья скота продолжают снижаться площади, отводимые под кормовые культуры.
За последние 10 лет внесение минеральных удобрений на 1 га пашни уменьшилось с 43,7 кг.д.в. до 8 кг.д.в. в 1999 году (в 5,5 раза). Однако начиная с 2000 года отмечается тенденция увеличения внесения минеральных удобрений, так в 2000 году было внесено 10 кг, в 2001 году - 14 кг на 1 га. Внесение органических удобрений сократилось в 12 раз. Основная причина - низкая рентабельность производства и отсутствие собственных оборотных средств у сельхозтоваропроизводителей.
Сокращение количественного и ухудшение качественного состава машинно-тракторного парка привели к нарушению оптимальных сроков проведения важнейших агротехнических работ, и как следствие, к снижению урожайности и дополнительным потерям продукции при уборке и хранении. По сравнению с 1990 годом, тракторный парк сельскохозяйственных организаций сократился на 43%, количество зерноуборочных комбайнов уменьшилось в 2,1 раза. В результате этого нагрузка пашни на 1 трактор возросла со 25 га до 150 га, площади зерновых на 1 комбайн - со 160 до 230 га. А с учетом того, что степень износа имеющейся в хозяйствах области сельскохозяйственной техники и сельхозмашин превысила 70,0 %, реальная нагрузка еще выше. Расчеты ученых показывают, что при нынешней динамике ввода и выбытия техники к 2003 году площадь, обрабатываемая механизированными средствами, может сократиться до 50 %. Необходимо значительное обновление материально-технической базы АПК.
Площади орошаемых земель в области за этот период уменьшились с 191,8 тыс.га до 147,3 тыс.га (на 23,2%).
Основная причина снятия орошаемых земель с учета и перевод их в богарные - выход из строя оросительной сети и дождевальной техники, насосно-силового оборудования.
Объем финансовых средств, поступающих из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О мелиорации земель", не обеспечивает проведение работ по замене оборудования и реконструкции государственных оросительных систем.
Проблемы АПК многогранны, они взаимосвязаны и порождают друг друга.
Снижение объемов производства, недостаточная и не всегда эффективная государственная поддержка сельскохозяйственных производителей, отсутствие эффективной системы продвижения и реализации продукции обуславливают убыточность, низкую доходность сельскохозяйственного производства, а это ограничивает возможности не только расширять, но и сохранять производство в прежних объемах.
Экономические проблемы отрасли естественно порождают социальные: уровень заработной платы в сельском хозяйстве на протяжении многих лет остается наиболее низким в области. Депрессивное состояние аграрной экономики в течение многих лет привело к выбытию из структуры сельских жителей наиболее квалифицированных, наиболее энергичных и работоспособных кадров.
Таким образом, можно констатировать, что проблемы развития сферы АПК области носят системный, межотраслевой, социально-экономический характер и могут быть решены лишь на основе разработки комплекса мероприятий, направленных не только собственно на поддержку и повышение экономической эффективности аграрного производства, но и на социально-экономическое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельских жителей, работников сельского хозяйства. Одновременно приоритетным направлением деятельности областных властей должна стать нормативно-правовая и организационная работа, направленная на завершение рыночных реформ и создание развитой рыночной среды и инфраструктуры, благоприятной для сельхозпроизводителей.
В Самарской области в целях обеспечения роста производства сельскохозяйственной продукции на новой экономической и технологической основе, улучшения уровня жизни на селе реализуется Комплексная программа развития агропромышленного комплекса на 2000-2003 годы, утвержденная решением Самарской Губернской Думы от 29.02.2000 № 334. В соответствии с ней из областного бюджета на развитие агропромышленного комплекса области ежегодно направляется до 12 % расходной части бюджета. В соответствии с вышеуказанной программой из областного бюджета выделяются средства на приобретение сельскохозяйственной техники по лизингу. Для привлечения внебюджетных источников финансирования в АПК сельхозтоваропроизводителям начиная с 2002 года были выделены средства на возмещение части расходов по уплате процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях. В результате реализации Комплексной программы развития агропромышленного комплекса на 2000-2003 годы в 2002 году значительно превышен среднегодовой уровень 1996-2000 годов по производству зерна (на 26,2%), картофеля (на 5,6%), овощей (на 15,2%) и практически достигнут среднегодовой уровень 1991-1995 годов по производству зерна, маслосемян подсолнечника, картофеля, кроме производства сахарной свеклы. Производство овощей превысило на 35%. В животноводстве в 2002 году по сравнению с 2001 годом отмечен рост объемов производства мяса на 4,0%, продуктивности коров - на 12,0 %, производства яиц - на 2,0 %.
С 1998 года по 2002 год в Самарской области реализовывалась целевая программа "Совершенствование производства зерна в Самарской области с применением ресурсо- и влагосберегающих технологий", утвержденная решением Самарской Губернской Думы от 17.03.98 №32. По этой технологии в области работают 28 сельскохозяйственных организаций. Предусматривается ежегодное внедрение ресурсо- и влагосберегающих технологий в 15 хозяйствах с общей площадью 45 тыс.га и доведение к 2006 году до 225 тыс.га. В хозяйствах - участниках проекта в 2 раза снижены затраты на приобретение ГСМ и текущий ремонт техники, урожайность зерновых в 2002 году - на 2,8 ц./га превысила урожайность по традиционной технологии.
Среднесрочная программа развития АПК до 2006 года должна определить приоритеты развития АПК области и сельских территорий на новый среднесрочный период, основываясь на следующем:
а) новая аграрная экономика в области находится на стадии экономического подъема;
б) в целях реализации важнейших задач Программы должны быть в максимальной степени задействованы все возможные формы взаимодействия и партнерства с федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, крупными отечественными и зарубежными инвесторами, только это позволит обеспечить потребности экономического роста необходимыми инвестициями;
в) реализация целей и задач Программы должна обеспечивать продвижение к созданию отрасли, конкурентоспособной при выходе на мировые рынки сельскохозяйственной продукции и ее переработки, учитывая грядущее вступление в ВТО.
В этой связи и в целях дальнейшего повышения эффективности сельскохозяйственного производства и стабилизации экономического положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса Самарской области разработана настоящая комплексная программа развития агропромышленного комплекса Самарской области на 2004-2006 годы и стратегия развития агропромышленного комплекса Самарской области до 2015 года.

2. Основные положения стратегии развития агропромышленного комплекса Самарской области до 2015 года

Базовый стратегический ориентир АПК Самарской области, предусмотренный данным документом, - переход предприятий и организаций комплекса на режим устойчивого развития на основе модернизации производственного потенциала, внедрения прогрессивных индустриальных технологий производства сельскохозяйственной продукции, создания условий для повышения доходности сельскохозяйственного производства, динамичного социального развития сельских районов.
Понятие устойчивого развития включает:
внедрение максимально устойчивых в природно-климатических условиях Самарской области технологий производства сельскохозяйственной продукции;
рост доходов сельскохозяйственных производителей;
сохранение и создание новых рабочих мест, поддержание и увеличение объемов производства при смене собственника и перепрофилировании;
повышение качества жизни и развитие социальной среды в сельских районах Самарской области.
Стратегия развития АПК Самарской области до 2015 года предполагает развитие отраслей и организаций комплекса по принципу "продуцированные изменения". При этом со стороны органов государственной власти Самарской области, а также органов местного самоуправления осуществляется целенаправленное и согласованное воздействие с целью стимулирования и поддержки разработки и реализации проектов изменений в следующих направлениях:
внедрение новых интенсивных, высокопроизводительных, ресурсо- энергосберегающих технологий в растениеводстве, животноводстве и переработке сельскохозяйственной продукции;
формирование новых стереотипов поведения и профессиональной деятельности в организациях аграрной экономики (в том числе путем интенсивного обучения персонала, повышения квалификации и стажировок менеджеров и специалистов);
создание новых интегрированных и кооперированных структур, обеспечивающих доступность кредитных ресурсов для сельскохозяйственных производителей, а также комплексное сервисное обслуживание сельскохозяйственных организаций, включая консалтинговые услуги, обеспечение техникой, средствами защиты растений и удобрениями (компаний - интеграторов);
создание и развитие действенной и эффективной инвестпроводящей системы в АПК, расширение возможности привлечения банковских кредитов, средств инвесторов в аграрный сектор.
Для управления и стимулирования развития АПК будут использоваться такие инструменты согласования задач и интересов органов управления разных уровней и хозяйствующих субъектов, как индикативное планирование, взаимодействие власти с объединениями (ассоциациями, союзами) хозяйствующих субъектов, поиск и использование различных коммуникативных площадок для обмена информацией и выстраивания совместных программ действий власти и бизнеса.
Стратегия развития АПК Самарской области до 2015 года ориентирована на принятие требований ХХI века, способных радикально изменить сегодняшнее состояние сельскохозяйственных отраслей. К таким требованиям относятся:
переход аграрного производства на индустриальную основу, создание специализированных организаций, ведущих свою деятельность на основе последних достижений НТП;
научно-технические и технологические достижения в области разработки и использования информационных технологий, создающие возможность формирования глобального рынка и высокоэффективных транснациональных корпораций;
изменения в международных отношениях (в частности, вступление России в ВТО), открывающие новые перспективы глобализации рынков, создающие благоприятные условия для внешнеэкономической деятельности по определенным товарным группам, странам, но вместе с тем усиливающие конкуренцию на внутреннем рынке;
высокая динамика изменений в технологиях и изменения в системе образования, влекущие за собой качественные долгосрочные изменения кадрового потенциала.
Направленность и содержание аграрной политики в области должно в полной мере соответствовать задачам и условиям вступления и членства в ВТО, обеспечивать получение максимальных выгод и минимизации рисков и потерь от этого политического и экономического решения.
И если ряд мер по подготовке и защите интересов отечественных сельскохозяйственных производителей и переработчиков является прерогативой федерального центра (создание защитных таможенных барьеров, максимально возможная государственная поддержка отечественных сельскохозяйственных производителей), то важнейшие рамочные условия хозяйствования в сфере АПК, определяющие эффективность деятельности сельскохозяйственных производителей, находятся в значительной степени в пределах возможного влияния органов государственной власти Самарской области.
Это касается:
создания эффективно работающей системы кредитования, обеспечивающей доступность кредитов для сельскохозяйственных производителей;
целенаправленных и последовательных действий по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций;
развития рыночного оборота земли, формирования необходимых для этого юридических и финансовых институтов, практики правоприменения земельного законодательства;
формирования эффективной системы продвижения и сбыта сельскохозяйственной продукции, включая функционирование электронной зерновой биржи, расширение оборота на рынке двойных складских свидетельств, создание системы логистики и хранения сельскохозяйственного сырья, в том числе зерна, посредством строительства зернохранилищ, обеспечивающих высокое качество хранения.
В целях расширения экспортных поставок продукции агропромышленного комплекса области необходимо содействие в создании структур, оказывающих услуги по формированию и сопровождению партий сельскохозяйственной продукции на экспорт, создание региональной системы сертификации и инспекции продукции для обеспечения признаваемости испытания качества за рубежом.
Конечной целью аграрной политики области является создание эффективного аграрного сектора, адекватного по своей форме, внутренней структуре и организации рыночной экономике, способного обеспечить потребности области в основных видах продовольствия и сельскохозяйственного сырья, превратить сельхозпроизводителя в кредитоспособного и инвестиционно активного субъекта рыночной экономики, конкурентоспособного и имеющего устойчивую нишу на областном, внутрироссийском и мировом рынках.
Приоритетными и важнейшими принципами формирования аграрной политики в области должны стать:
ресурсосбережение во всех отраслях и сферах АПК;
диверсификация производственной деятельности сельскохозяйственных производителей, обеспечивающая снижение зависимости их работы от конъюнктурных колебаний цен на сельскохозяйственное сырье, содействие и поддержка реализации проектов создания в области замкнутых цепочек производств от возделывания сельскохозяйственных культур до их переработки;
дифференцированная государственная поддержка организаций всех форм собственности;
экологическое планирование использования агроресурсного потенциала, экологизация технологий сельскохозяйственного производства для производства экологически чистых продуктов питания;
поддержка из областного бюджета элитного семеноводства, племенного животноводства, внедрения передовых технологий мирового уровня и проектов, имеющих общеобластное значение.
Стратегическими направлениями развития растениеводства в Самарской области являются:
максимальное использование биоклиматического потенциала сельскохозяйственных земель;
внедрение ресурсо-и влагосберегающих технологий в растениеводстве, обеспечивающих минимизацию зависимости сельскохозяйственных организаций от неблагоприятных природно-климатических условий и экономию на горючесмазочных и расходных материалах;
развитие в области системы селекции и семеноводства, использование новейших достижений в этой области как фактора интенсификации производства и инновационного развития отрасли.
Самарская область располагает достаточным биоклиматическим потенциалом для получения зерновых на уровне 21-27 ц/га, в том числе озимых - 27-35 ц/га, подсолнечника - 14-16 ц/га, сахарной свеклы - 180-250 ц/га, зеленой массы кукурузы - 200-220 ц/га, сена многолетних трав - 28-35 ц/га. При условии использования потенциала пашни на 75% уровень урожайности, по сравнению с достигнутым, возможно увеличить по зерновым культурам на 35-40%, подсолнечнику - на 45-50%, кормовым культурам - на 30-35%.
Прирост валовой продукции в перспективе будет обеспечен за счет:

освоения современных технологий на 49,8%;
совершенствование посевных площадей и внедрения
научно обоснованных севооборотов на 15,8%;
эффективного использования орошаемых земель на 14,8%;
оптимизации сроков посева и уборки, повышения качества работ на 10%;
внедрения новых сортов и улучшения семеноводства на 9,6%.

В 2004 - 2006 годах предполагается обеспечить стабилизацию производства основных видов растениеводческой продукции и создание основы для дальнейшего ее наращивания путем:
совершенствования структуры посевных площадей на основе повышения удельного веса озимых, восстановления посевов зернобобовых культур, оптимизации площадей подсолнечника, кормовых культур;
обеспечения обновления машинно-тракторного парка, перехода на энерго- и ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур с использованием техники нового поколения отечественного и зарубежного производства;
совершенствования системы семеноводства сельскохозяйственных культур и эффективного использования селекционных достижений;
реализации мер по воспроизводству почвенного плодородия, достижения биологизации земледелия на основе расширения посевов многолетних трав, сидеральных культур, запашки соломы в качестве удобрения и так далее;
осуществления комплекса мероприятий по обеспечению устойчивого производства качественного зерна сильных мягких и твердых пшениц и высоких технологических показателей картофеля и овощей;
обеспечения возврата в оборот неиспользуемых пахотных земель;
повышения эффективности мероприятий по защите растений от сорняков, вредителей и болезней;
реализации мероприятий по реконструкции, вводу орошаемых земель и их эффективному использованию.
В результате реализации Программы планируется оптимизировать структуру посевных площадей, укрепить материально-техническую базу АПК, вернуть в сельскохозяйственный оборот выбывшие земли, апробировать интенсивные ресурсосберегающие технологии в пилотных хозяйствах, создать предпосылки для дальнейшего увеличения объемов производства. В результате площадь посевов под зерновыми возрастет до 1460 тыс. га, средняя урожайность зерновых культур к 2006 году составит 21,5 ц/га , а валовой сбор зерна - 3139 тыс. тонн, площадь посевов озимых культур составит 635 тыс. га, а ее удельный вес в структуре посевов зерновых - 44%. По сравнению с уровнем 2001-2003 годов, планируется увеличить площадь посева зерновых на 16%, среднюю урожайность - на 3,7 ц/га (25%), валовой сбор зерна - на 1330 тыс. тонн, посевную площадь под озимыми зерновыми - на 246 тыс. га (63%), а долю озимых культур в посевах зерновых - на 3 процентных пункта. По сравнению со средними показателями 1996 - 2000 годов, производство зерна увеличится на 1500 тыс. тонн (удвоится), урожайность зерновых возрастет на 8,2 ц/га (61%), а посевные площади под зерновыми - на 250 тыс. га.
К 2006 году производство овощей в специализированных хозяйствах должно возрасти до 134,6 тыс. тонн, площадь посева составит 2943 га, а урожайность - 135 ц/га, что соответственно на 47, 35 и 91% больше средних показателей за 1996 - 2000 годы.
К 2015 году за счет современных технологий и эффективного использования почвенно-климатических ресурсов предусматривается выход на максимально необходимое производство всех видов сельскохозяйственной продукции - зерна - 3528,4 тыс. тонн, подсолнечника 330 тыс. тонн, сахарной свеклы - 450 тыс. тонн, картофеля - 550 тыс. тонн, овощей - 315,0 тыс. тонн за счет высокоэффективного использования средств, интенсификации и освоения современных технологий возделывания и программирования урожаев сельскохозяйственных культур. В этот период будет обеспечен качественный рост объемов производства основных сельскохозяйственных культур, прежде всего, за счет роста их урожайности.
Основополагающими мероприятиями по развитию растениеводства на период до 2015 года являются полный перевод на принципы интенсификации при максимальной экономии энергии и других ресурсов и переход к ведению этой отрасли на строго научной основе.
Научно обоснованное ведение растениеводства позволит существенно увеличить, по сравнению с 1996-2001 годами, производство важнейших видов сельскохозяйственной продукции, стабилизировать их сборы по годам, обеспечить расширенное воспроизводство почвенного плодородия и экологическую безопасность сельского хозяйства.
Стратегическими задачами развития животноводства является возрождение общественного сектора на новой технологической основе, на принципах ресурсосбережения, совершенствования системы кормопроизводства, использования новейших достижений селекционной работы, создания условий для рентабельной работы отрасли в условиях глобализации рынков сырья и конечной продукции.
На период до 2015 года предусматриваются последовательные мероприятия по реконструкции и техническому перевооружению производственной базы в отрасли животноводства, наращивания объемов производства и улучшения качества продукции до уровня международных стандартов.
Основное направление развития молочного и мясного животноводства на предстоящие годы - снижение уровня убыточности и создание рентабельного производства за счет увеличения продуктивности животных, улучшения воспроизводства и сохранности поголовья, внедрения ресурсо-энергосберегающих технологий в кормопроизводство и содержание скота.
Предусматривается реконструкция коровников ежегодно по 2,4-9,5 тыс. скотомест с заменой доильного оборудования и увеличением содержания коров с доением в молокопроводы с 26 до 35%, приобретение емкостей для охлаждения и хранения молока ежегодно на 200-230 тонн. Для выращивания телок в целях воспроизводства стада предусматривается реконструкция помещений ежегодно по 0,8-2,6 тыс. скотомест.
Определена реконструкция помещений для откорма крупного рогатого скота по 1,0-2,8 тыс. скотомест ежегодно, приобретение раздатчиков-измельчителей кормов по 18-20 штук для создания принципиально нового направления приготовления кормов к скармливанию.
Стратегическим направлением в повышении эффективности свиноводства предусматривается дальнейшее интегрирование с промышленными и финансовыми структурами для укрепления кормовой базы и возможности реконструкции животноводческих помещений, замены технологического оборудования с учетом прогрессивных достижений.
Основной задачей развития овцеводства в области ставится сохранение накопленного генофонда в общественном секторе, особенно овец куйбышевской породы. С учетом переориентации потребностей рынка на продукцию мясного овцеводства, будет проводиться селекционная работа по улучшению мясных качеств породы.
Основным направлением в развитии птицеводства области на предстоящие годы определена задача по стабилизации и восстановлению объемов производства на птицефабриках за счет технического перевооружения на энергосберегающее технологическое оборудование, расширения производства по углубленной переработке мяса птицы, использования высокопродуктивных кроссов и создания прочной кормовой базы. Эти меры позволят увеличить производство яиц в сельхозпредприятиях в 2015 году в 3,2 раза к уровню 2002 года, мяса птицы в 2,3 раза.
Развитие товарного рыбоводства области должно базироваться на рациональном использовании естественных водоемов и ресурсосберегающих способах выращивания прудовой рыбы.
Основным направлением племенной работы определено совершенствование накопленного в области достаточно высокого генетического потенциала пород крупного рогатого скота, свиней, овец и лошадей по увеличению их продуктивности и улучшению качества продукции. Широкое распространение получит информационно-аналитическая система племенной работы, раннее прогнозирование продуктивных и племенных качеств животных.
Решающим фактором, определяющим рост объемов производства продукции и продуктивности, является уровень кормления животных и птицы. Предстоит изменить структуру посевов кормовых культур, увеличив площади зернобобовых многолетних и восстановив орошение на площади 150 тыс. га, провести техническое перевооружение отрасли кормодобывающей техникой, основная часть которой будет приобретена на условиях лизинга. Увеличится использование комбикормов в 4 раза или до 81% от общего потребления концентрированных кормов.
В целях улучшения сбалансированности рационов по минеральным веществам планируется восстановление цеха соле-минеральных брикетов, предусматривается строительство цеха премиксов.
Главным направлением развития молокоперерабатывающей промышленности до 2015 года является организация производства молочной продукции с длительным сроком хранения.
Развитие производственной базы для производства продукции с длительным сроком хранения имеет следующие направления:
производство стерилизованного молока;
производство пастеризованной продукции с увеличенными сроками хранения;
производство сырково-творожных изделий с наполнителями с увеличенными сроками хранения;
производство сгущенного молока.
В инвестиционном портфеле организаций молокоперерабатывающей отрасли имеется ряд проектов по выработке продукции с длительным сроком хранения.
В результате внедрения новых технологических линий по переработке молока к 2015 году предполагается довести объем выпускаемого стерилизованного молока со сроком хранения 6 месяцев до 30 тыс. тонн.
Объем производства молочной продукции увеличится в 2015 году, по сравнению с 2002 годом, в 1,3 раза, в том числе цельномолочной продукции - в 1,3 раза, масла животного - в 1,5 раза, сыра - в 2,3 раза.
В мясной промышленности прогнозируется увеличение производства мясных полуфабрикатов (ромштексов, бифштексов, пельменей, суповых наборов), возвращение к мясоемким технологиям выработки колбасных изделий и деликатесных изделий. К 2015 году планируется увеличение объема выработки колбасных изделий в 1,8 раза.
В хлебопекарной промышленности прогнозируется увеличение мелкоштучных хлебобулочных, сдобных и мучных кондитерских изделий, расширение фирменной торговли. Общий объем хлеба и хлебобулочных изделий достигнет к 2015 году 195 тыс. тонн.
В результате ввода в эксплуатацию в 2003 году Тимашевского сахарного завода в области возобновится собственное производство сахара, объем которого достигнет к 2015 году 45 тыс. тонн.
Важнейшим условием реализации сформулированных целей и задач развития АПК до 2015 года является привлечение внебюджетных инвестиционных ресурсов. В этой связи приоритетной задачей органов государственной власти является формирование и развитие в регионе эффективной инвестпроводящей системы, включающей в себя как основу создание благоприятного для инвесторов нормативно-правового пространства, действенной системы организационно-правовой поддержки и сопровождения инвесторов и предусматривающей такие специфические и значимые для инвестиционной активности в АПК региона условия, как:
развитие рынка земли, а также системы долгосрочного кредитования под залог земли - ипотеки;
развитие кооперации на горизонтальном и вертикальном уровнях, поддержка различных форм кооперации (производственной кредитной, сбытовой, потребительской);
развитие системы страхования сельхозпроизводителей;
создание электронных товарных бирж, прежде всего зерновой;
развитие системы оптовых продовольственных рынков;
активизация информационно-консультационного обслуживания сельхозпроизводителей.
Органы государственной власти должны гибко реагировать на изменение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности отраслей сельскохозяйственного производства, использовать различные формы и масштабы государственной поддержки. При этом следует избегать инерционности программ поддержки, с ростом конкурентоспособности производства в этих отраслях государственная поддержка должна снижаться.
Основной акцент аграрной политики должен быть смещен в пользу структурных мер. К ним относятся, например, меры, способствующие развитию сельской местности.
Важнейшими условиями реализации поставленных задач являются обеспечение нового качества кадрового потенциала АПК, а также высокая динамика и результативность инженерного и социального обустройства сельских территорий, достижение высокого качества жизни на селе.
Поэтапная реализация мероприятий Программы позволит создать образовательную систему, способную эффективно реагировать на изменения в развитии отрасли.
Стратегической целью реализации мероприятий по социальному развитию села является формирование качественно нового социокультурного пространства в сельской местности. Реализация мероприятий будет способствовать обеспечению для сельского населения доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг.
К 2015 году проведение предлагаемых мероприятий создаст предпосылки для стабильного наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры с целью обеспечения в дальнейшем полноценной среды жизнедеятельности для всех групп сельского населения независимо от места проживания и формы занятости, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.

3. Инновации и научно-технический прогресс в агропромышленном комплексе

Достижение устойчивого роста сельскохозяйственного производства, повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности аграрного сектора области возможно только на основе внедрения в производство передовых достижений науки и техники (инноваций). НТП является мощным средством быстрого роста экономики, решения многих социальных задач. Темпы внедрения его достижений и эффективность производства во многом зависят от выработки и последовательной реализации научнообоснованной государственной политики в этой сфере деятельности. Конкретным выражением НТП является непрерывное совершенствование машин, орудий труда и других средств производства, а также внедрение прогрессивных технологий и форм организации производства.
Добиться превращения внедрения достижений НТП в непрерывный процесс возможно при условии целенаправленной поддержки научных исследований и инновационного развития в АПК, а также превращения научных учреждений области в активных участников реализации Программы и полноправных субъектов взаимоотношений с организациями АПК.
Научный потенциал АПК в Самарской области значителен. Разветвленная сеть научных и высших учебных учреждений позволяет выполнить значительный объем прикладных исследований по всем направлениям деятельности АПК. В области 10 научно-исследовательских учреждений. Подготовка кадров для села ведется в 2 академиях и 5 техникумах. Всероссийские НИИ по растениеводству, животноводству, механизации и перерабатывающей промышленности, расположенные на территории других городов России, в состоянии выполнять для организаций АПК Самарской области целевые исследования. Проектно - конструкторские бюро промышленных организаций, особенно конверсионных, могут решать серьезные задачи в области конструирования современных сельскохозяйственных машин и оборудования, запуска их в серийное производство.
Научно-исследовательскими и научными учреждениями агропромышленного комплекса Самарской области накоплен большой объем перспективных разработок, внедрение которых в производство позволит вывести аграрный сектор экономики области на качественно новый уровень.
Такие разработки имеют Самарский НИИСХ им. Н. М. Тулайкова, расположенный в поселке Безенчуке, Поволжский НИИСС им. П. Н. Константинова и Поволжская государственная МИС, расположенные в поселке Усть-Кинельском, ФГУП "ВолгоНИИгипрозем", другие научные учреждения. В области созданы хорошие условия для апробации научных достижений и разработок. Профиль научных и научно-исследовательских учреждений области позволяет производить в регионе законченный продукт в виде отработанных технологий производства сельскохозяйственной продукции, обеспеченных всеми необходимыми расходными компонентами.
Так, Самарским НИИСХ им. Н. М. Тулайкова и Поволжским НИИСС им. П. Н. Константинова производится высококачественный семенной материал новых перспективных сортов сельскохозяйственных культур, отрабатываются современные технологии их возделывания, на базе Поволжской государственной МИС производятся испытания техники, пригодной для проведения этих работ, а ученые СГСХА и СГЭА производят оценку их экономической и энергетической эффективности, экологической пригодности, организуют внедрение последних достижений науки в учебный процесс.
В селекционных учреждениях области за последние годы выведены и находят применение на полях области такие перспективные сорта зерновых, кормовых и плодово-ягодных культур, как озимая рожь "безенчукская-87" и "антарес", озимая пшеница "безенчукская-380", яровая пшеница "тулайковская-1", "тулайковская-5", "безенчукская-182", горох "флагман -7" (селекция Самарского НИИСХ им. Н.М. Тулайкова); озимая пшеница "поволжская -86", яровая пшеница "кинельская -59", "кинельская -60", ячмень "волгарь", "поволжский -65", просо "крестьянка" (селекция Поволжского НИИСС им. П.Н. Константинова); яблоня "куйбышевское осеннее" и "утес", груша "жигулинка" и "самарянка", слива "самарская поздняя", "самарская желтая" и "индира", абрикос "самарский поздний" и "жемчужина Жигулей" (селекция опытной станции по садоводству "Жигулевские сады ").
СГСХА, Самарской лабораторией ГНУ ВНИИплема, ПНО по племенной работе в животноводстве достигнуты значительные успехи в селекции по КРС, свиноводству и овцеводству. Создан запас семени высокопродуктивных линий, позволяющий обеспечивать устойчивую селекционно-племенную работу в хозяйстве.
Самарским НИИСХ им. Н.М. Тулайкова, СГСХА и Поволжским НИИСС им. П.Н. Константинова разработаны и внедряются в производство перспективные ресурсосберегающие технологии в земледелии и кормопроизводстве, что дает значительный экономический эффект.
Серьёзные достижения имеются в Самарской ГСХА и Поволжской МИС по разработке, подбору, испытанию и эффективному использованию современных комплексов сельскохозяйственных машин и оборудования по различным группам культур.
Особый интерес для производства представляет ярусный плуг для основной обработки почвы, комбинированный агрегат для подготовки занятых паров под посев озимых, модернизированные установки для сушки зерна в бункерах, предпосевной комплексной подготовки семян на установках сверх высокой частоты и другие разработки. Существенная помощь оказывается АПК проектно - конструкторскими бюро конверсионных промышленных организаций по созданию и выпуску новых машин и организации производства перспективных машин зарубежных фирм. ЗАО "Евротехника" при участии ОАО "Металлист-Самара"" совместно с германскими фирмами организовало изготовление современных комплексов машин по возделыванию зерновых культур и картофеля. Стабильное финансирование этих направлений позволит существенно улучшить обеспечение сельского хозяйства современными машинами.
Массовое внедрение в производство передовых методов и приемов возможно только при наличии эффективной системы тиражирования современных технологий.
Для создания и закрепления этой системы начиная с 2002 года предусмотрено систематическое проведение на имеющихся коммуникационных и демонстрационных площадках научных и образовательных учреждений семинаров в целях представления и распространения опыта внедрения эффективных технологических решений и достижений НТП, организация экскурсий и стажировок в передовых хозяйствах области.
Для поддержки внедрения инноваций в аграрное производство предусмотрено выделение бюджетных средств на внедрение в производство передовых технологий.
Бюджетное финансирование должно, прежде всего, обеспечивать финансирование НИОКР, а также стимулировать инвестиционную активность хозяйствующих субъектов в направлении внедрения инноваций и тиражирования опыта передовых хозяйств.
К таким хозяйствам, активно использующим достижения НТП в производственных процессах и достигающим за счет этого высоких результатов, относятся: овощеводческое хозяйство ООО "Вега" Сызранского района (урожайность овощей в 2002 году составила 596 ц/га, а урожайность картофеля - 450 ц/га), фермерские хозяйства Медведева и Кудряшова Ставропольского района (в 2002 году получили соответственно 8650 кг и 8303 кг молока базисной жирности от одной коровы), ЗАО "Луначарск" Ставропольского района (урожайность зерновых культур в 2002 году составила 41 ц/га при уровне рентабельности 44%, а урожайность картофеля - 300 ц/га).
Устойчивое целевое бюджетное финансирование приоритетных научных работ (таблица№1), в том числе их материально-ресурсное обеспечение, не единственный фактор повышения эффективности накопленного научного потенциала.
Должна быть усилена роль министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в координации НИР, контроле за эффективным использованием средств на эти цели, в выработке перспективных направлений исследований.
В то же время научные учреждения должны более гибко использовать различные организационные формы НИР, приобрести необходимый динамизм в оперативном решении вопросов создания временных творческих коллективов под конкретные задачи, интеграции и сотрудничества в различных формах научных учреждений и отдельных ученых.
Значительные объемы бюджетных средств планируется выделить на селекцию сельскохозяйственных культур, разработку систем современного земледелия и ресурсосберегающих технологий. В животноводстве приоритетными определены работы по селекции и племенному делу, разработке эффективных ресурсосберегающих технологий.
Развитие многоукладности сельского хозяйства и в последующие годы будет занимать ведущее место в программах реформирования сельского хозяйства. Исследования по разработке наиболее эффективных моделей хозяйствования, развития интегрированных связей в этой сфере также планируется финансировать из бюджета области.
Для распространения опыта внедрения и тиражирования современных технологий важнейшее значение имеют:
укрепление информационно-консультационной службы области и создание её структурных подразделений на районном уровне, использование эффективных и оперативных способов пропаганды для информирования сельских товаропроизводителей о новейших достижениях науки и передовой практики, включая печать, радио и телевидение, издание периодических каталогов новинок, брошюр, рекомендаций, перечней "узких мест" производства и так далее;


Таблица №1

Объемы финансирования научно- исследовательских работ в АПК за счет средств областного бюджета

№ п/п

Направления научно-исследовательских работ

Объемы финансирования по годам, тыс. рублей

2004-2006

2004

2005

2006

1.

Селекция принципиально новых сортов сельскохозяйственных культур, сочетающих высокую и стабильную продуктивность и качество с устойчивостью к экстремальным факторам среды, болезням и вредителям, пригодных для возделывания на различных фонах

3321,0

912,0

1095,0

1314,0

2.

Разработка и освоение ресурсосберегающих технологических комплексов возделывания сельскохозяйственных культур в адаптивных системах земледелия для условий Самарской области

1180,0

324,0

389,0

467,0

3.

Разработка и освоение высоко-эффективных технологий и технологических средств по воспроизводству плодородия почв для возделывания сельскохозяйственных культур

701,0

192,0

231,0

278,0

4.

Выведение и передача в государственное сортоиспытание экологически чистых сортов плодовых и ягодных культур для зоны Среднего Поволжья

480,0

132,0

158,0

190,0

№ п/п

Направления научно-исследовательских работ

Объемы финансирования по годам, тыс. рублей

2004-2006

2004

2005

2006

5.

Разработка высокоэффективных, экологически чистых технологий производств молока и мяса на основе использования существующих и вновь создаваемых генотипов животных, полноценного кормления и содержания

2360,0

648,0

778,0

934,0

6.

Научное обоснование, разработка, испытание и адаптация высокоэффективной комплексной системы машин и технологий для АПК Самарской области

1280,0

424,0

389,0

467,0

7.

Разработка и внедрение новых перспективных средств механизации, автоматизации сельскохозяйственного производства

1180,0

324,0

389,0

467,0

8.

Разработка и внедрение в производство белковых препаратов, композитов консервантов и биологически активных добавок с заданными свойствами

349,0

96,0

115,0

138,0

9.

Разработка и внедрение современных моделей хозяйствования, производственной кооперации и интеграции в АПК

1209,0

448,0

346,0

415,0

ИТОГО

12060

3500

3890

4670


реализация областных и районных мероприятий по внедрению достижений в селекции, земледелии, животноводстве, механизации и перерабатывающей промышленности;
проведение ежегодных научно-практических конференций по линии АПК для подведения итогов в выполнении внедренческих программ, изучения передового опыта организаций. Организация в научных сельскохозяйственных учреждениях и СГСХА постоянно действующих школ передового опыта, обучающих семинаров.

4. Основные направления развития растениеводства использование земельных ресурсов области


По состоянию на 01.01.2003 земельный фонд Самарской области в административных границах составляет 5356,5 тыс. га (таблица №2).

Таблица №2. Распределение земель Самарской области по категориям

Таблица №2


п/п

Наименование
категорий земель

Площадь, тыс. га

2000
год

2002
год

1.

Земли сельскохозяйственного

назначения

4116,5

4116,5


2.

В том числе пашни
Земли поселений

3041,1
340,1

3041,1
339,9

3.

Земли промышленности, транспорта
и иного специального назначения


69,7


69,8

4.

Земли особо охраняемых территорий

135,3

135,3

5.

Земли лесного фонда

526,9

527,0

6.

Земли водного фонда

167,4

167,4

7.

Земли запаса

0,6

0,6

Итого земель в административных границах

5356,5

5356,5


В структуре земельного фонда Самарской области земель сельскохозяйственного назначения приходится 4116,5 тыс. га (76,8%), в том числе пашни 3041,1 тыс. га (56,7%), залежь - 38,9 тыс. га (0,7 %), под многолетние насаждения 40,8 тыс. га (0,7%), под сенокосы 53,2 тыс. га (1,0%) и под пастбища 812,5 тыс. га (15,2%) и земель лесного фонда 527,0 тыс.га (9,8%).


Защита почв от эрозии, освоение и рациональное использование пашни

В комплексе мер по борьбе с эрозией почв первостепенное место отводится организационно-хозяйственным, агротехническим, гидротехническим и лесомелиоративным мероприятиям.

Планируется освоить почвозащитные технологии возделывания сельскохозяйственных культур, внедрение безотвальных обработок почвы на площади 821 тыс. га, основную обработку поперек склонов со щелеванием на площади 1300 тыс. га, щелевание посевов многолетних трав, сенокосов и пастбищ на 995 тыс. га.
Широкое применение должны получить другие агротехнические противоэрозионные мероприятия, включая полосное размещение сельскохозяйственных культур и паров, создание кулис, посев зерновых культур специальными противоэрозионными сеялками.
Предусматривается временная консервация сильно деградированных, загрязненных нефтепродуктами, отходами сельскохозяйственного производства, переувлажненных земель.
Затраты на осуществление организационно-хозяйственных и агротехнических мероприятий предусматривается относить на себестоимость обработки почвы и получаемой продукции.
Генеральным заказчиком на проектирование и осуществление посадок всех защитных лесных насаждений является министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области. Выполнение работ по посадке и выращиванию этих насаждений осуществляется Самарским управлением лесами.
В целях защиты почв от водной эрозии необходимо:
провести единовременную инвентаризацию и паспортизацию существующих противоэрозионных гидротехнических сооружений и на ее основе разработать мероприятия по реконструкции и ремонту этих сооружений;
осуществить строительство 160 водозадерживающих плотин и дамб, 109 км валов всех типов, 103 водосбросных и 108 донных и других сооружений, построить береговые сооружения для защиты берегов от размыва протяженностью более 3 км.
Гипсование солонцовых почв пашни будет выполнено на площади 4,0 тыс. га, мелиоративная обработка солонцовых почв на площади 12,0 тыс. га. Потребность в гипсе для мелиорации солонцовых почв составляет 28,0 тыс. тонн.
В течение 2004-2006 годов предусматривается восстановить и использовать в системе севооборотов 243 тыс. га земель. Рекультивация техногенно нарушенных земель будет проведена на 2,3 тыс. га, посадка лесных насаждений - на 11,1 тыс. га.
Общая стоимость затрат на выполнение мероприятий составляет 753,8 млн. рублей, в том числе за счет областного бюджета 307,75 млн. рублей.

Восстановление и эффективное использование орошаемых земель


Для развития и повышения эффективности орошаемого земледелия необходима реконструкция орошаемых земель, капитальный ремонт мелиоративных фондов, совершенствование режимов орошения и технологий возделывания сельскохозяйственных культур.
Мероприятия по развитию орошения разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2001 №780 "О федеральной целевой программе "Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы"", Комплексной программой развития агропромышленного комплекса на 2000-2003 годы, утвержденной решением Самарской Губернской Думы от 29.02.2000 №334.

Осуществление мероприятий позволит решить следующие задачи:

увеличение объемов и стабилизация производства сельскохозяйственной продукции, обеспечивающие потребности населения области в картофеле, овощах, молоке и других продуктах питания;
улучшение мелиоративного состояния почв;
совершенствование режимов орошения, технологий возделывания сельскохозяйственных культур на орошаемых землях, повышение продуктивности пашни;
повышение эффективности бюджетных инвестиций за счет наиболее перспективных и экономически привлекательных направлений в развитии мелиорации, эксплуатации оросительных систем.


Основные направления развития мелиоративных фондов области


Состояние экономики области и сельхозтоваропроизводителей, существенное сокращение федеральных средств на мелиорацию требует корректировки объемов, очередности восстановления и реконструкции орошаемых земель.
Программой намечено поэтапное развитие мелиорации в области:
2004-2006 годы - минимальный уровень реконструкции и восстановления мелиорируемых земель, обеспечивающий в достаточном количестве население овощами и картофелем, животноводство - кормами;
2006-2015 годы - существенное увеличение площадей мелиорируемых земель, обеспечивающее стабилизацию и устойчивое развитие сельскохозяйственного производства области.
Восстановление мелиоративной службы в районах, усиление контроля, внедрение ресурсосберегающих агротехнологий возделывания культур и получение высоких урожаев определит эффективность орошаемого земледелия.

Раздел " Реконструкция орошаемых земель" - утратил силу - ЗаконСамарской обалсти от 08 декабря 2006 г. № 173-ГД

Реконструкция орошаемых земель

По данным комплексного обследования мелиоративных фондов, а также учитывая предложения администраций районов области, определены объемы и очередность восстановления мелиорируемых земель на 2004-2006 годы на площади 20,0 тыс. га.
Первоочередная реконструкция орошения на государственных оросительных системах будет проведена на Спасской и Тольяттинской оросительных системах.
Для улучшения качества полива и совершенствования технологий орошения намечен перевод открытой оросительной сети на закрытую, замена устаревших дождевальных машин на современные.
Одновременно с реконструкцией 20 тыс. га площадей необходимы восстановительные работы: ремонт дождевальной техники, оросительной сети, гидротехнических сооружений, производственных зданий и других мероприятий, не требующие капитальных вложений и осуществляемые силами сельскохозяйственных организаций. Для этого необходимо приобрести дополнительно 86 единиц поливной техники и осуществить ремонт 50 дождевальных машин, 290 км - оросительной сети, а также перевод 20 насосных станций с дизельной на электрическую тягу.
ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области" совместно с министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области проведен отбор мелиоративных объектов для проектирования, строительства и реконструкции.
Финансирование намеченных объемов работ предусматривается за счет федерального, областного, местных бюджетов и средств сельхозтоваропроизводителей. Для реализации мероприятий в период 2004-2006 годы потребуется 883,7 млн. рублей.
В общей сумме затрат намечено привлечь в указанный период средства областного бюджета - 299,3 млн. рублей (33,9%), местных бюджетов и средств хозяйств -165,2 млн. рублей (18,7%), и 419,2 млн. рублей (47,4%) планируется получить из федерального бюджета (приложение №1).
Реализация Программы позволит увеличить годовые объемы производства основных видов сельскохозяйственной продукции: зерна - 13,9 тыс. тонн, картофеля - 55,8 тыс. тонн, овощей - 58,3 тыс. тонн, кукурузы на зерно - 9,0 тыс. тонн, кукурузы на силос - 108,5 тыс. тонн, сена многолетних трав - 45,7 тыс. тонн и сои - 3,4 тыс. тонн.
Стоимость дополнительной продукции от реконструкции и восстановления орошения ежегодно составит 723,0 млн. рублей, а чистый доход - 373,1 млн. рублей. Окупаемость капитальных вложений - приблизительно 7 лет.


Основные направления развития агрохимического обеспечения сельского хозяйства области

Важнейшей задачей на ближайшие годы является максимальная мобилизация почвенно-климатических ресурсов за счет направленного воздействия на биологические почвенные процессы, оптимизация условий для формирования высокой продуктивности сельскохозяйственных культур и обеспечения высокой окупаемости удобрений.
Для сохранения и повышения почвенного плодородия предусматривается развитие естественных воспроизводительных сил почвы, агротехнические и биологические направления решения проблемы (короткоротационные севообороты, сидеральные пары, применение в качестве удобрений соломы), расширение посевов бобовых культур и многолетних трав. Бездефицитный баланс гумуса в севооборотах обеспечивает наличие в структуре посевных площадей многолетних трав и внесение органических удобрений. Площади сидеральных паров будут доведены до 100 тыс. га, в структуре посевных площадей многолетние травы достигнут 250-300 тыс. га и зернобобовые культуры - до 100 тыс. га. Это позволит снизить темпы минерализации гумуса, повысить окупаемость питательных веществ удобрений.

Рациональное использование минеральных удобрений


В период 1991-2000 годов обследовано 2,5 млн. га пашни и установлено, что пониженную обеспеченность по азоту имеют 44% площадей, по фосфору - 54% и калию - около 13% площадей. Следовательно, почвы области нуждаются, прежде всего, в азотных и фосфорных удобрениях.
Ресурсосберегающий минимальный уровень применения удобрений предполагает припосевное внесение в рядки суперфосфата или сложных минеральных удобрений, широкое использование прикорневых подкормок озимых культур и многолетних трав, проведение некорневых подкормок озимой и яровой пшеницы азотными удобрениями.

Таблица №3. Объемы применения минеральных удобрений по области

Таблица №3

-----------------------------------------------------------------
|        Показатели        |   Единица    | 2005 год | 2006 год |
|                          |  измерения   |          |          |
|--------------------------|--------------|----------|----------|
|Органические удобрения    |  тыс. тонн   |    700   |   1000   |
|--------------------------|--------------|----------|----------|
|Минеральные удобрения     |тыс. тонн д.в.|   55,2   |   55,5   |
|--------------------------|--------------|----------|----------|
|В том числе:              |              |          |          |
|азотные                   |тыс. тонн д.в.|   27,5   |   27,9   |
|фосфорные                 |тыс. тонн д.в.|   23,7   |   23,8   |
|калийные                  |тыс. тонн д.в.|    3,7   |    3,8   |
|--------------------------|--------------|----------|----------|
|Посевная площадь          |   тыс. га    |  2207,0  |  2219,0  |
|--------------------------|--------------|----------|----------|
|Вносится на 1 га посевов  |    кг д.в.   |    25    |    25"   |
-----------------------------------------------------------------


Минимальная потребность в минеральных удобрениях в действующем веществе по области составляет - 74,0-177,5 тыс. тонн, в том числе азота - 36,9-96,6 тыс. тонн, фосфора - 31,9-72,3 тыс. тонн и калия - 5,2-8,6 тыс. тонн.
Ожидаемый ежегодный прирост растениеводческой продукции от применения удобрений в 2004-2006 годы составит: зерна - 357,7-678,9 тыс. тонн, подсолнечника - 47,4-70,4 тыс. тонн, овощей и картофеля - 81,5-129,0 тыс. тонн, зеленой массы кукурузы - 247-492 тыс. тонн.
Объем финансирования поставок минеральных удобрений возрастет от 821,3 млн. рублей в 2004 году до 1462,5 млн. рублей - к 2006 году.


Использование средств защиты растений от вредителей, болезней и сорняков

Мероприятиями предусматривается довести к 2006 году объемы работ по протравливанию семян до 310,8 тыс. тонн, обработке посевов от болезней - до 150,2 тыс. га, от вредителей - до 416,7 тыс. га и сорняков - до 632,7 тыс. га. Возрастут объемы применения биологических средств защиты растений на овощных, плодовых культурах, картофеле и других (таблица №4).
Таблица №4

Объемы применения средств защиты растений на 2004-2006 годы

Виды
препаратов

2004 год

2005 год

2006 год

Объем работ,
тыс. га

Количество препарата,
тонн

Объем работ,
тыс. га

Количество пре-парата,
тонн

Объем работ,
тыс. га

Количество препарата,
тонн

Протравители семян

285,8*

454

299,5*

476

310,8*

494

Гербициды

517,2

606

562,3

659

632,7

706

Инсектициды

366,0

92

397,4

138

416,7

145

Фунгициды

94,0

47

131,2

66

150,2

75

Десиканты

25,0

30

45,0

54

60,0

6,3

Всего

1229,0

1393

1426,3


* Количество протравливаемых семян, тыс. тонн

Потребность в химических средствах защиты растений от вредителей, болезней и сорняков на 2004-2006 годы составит 1229,0-1426,3 тонн, в том числе гербицидов - 512-706 тонн, инсектицидов - 86,4-145,0 тонн, протравителей - 327-494 тонн, фунгицидов - 31,5-75,0 тонн.
Предусмотрено применение гербицидов нового поколения, более токсичных к сорнякам при малых дозах и способных быстро разлагаться в почве и растениях, с высокой окупаемостью и обеспечивающих исключение ручного труда на посевах подсолнечника, сахарной свеклы, картофеля, овощей, кукурузы и других высокоинтенсивных пропашных культур. При внедрении ресурсосберегающих технологий будут использованы гербициды на паровых полях, позволяющие сократить прямые затраты и горючее на основную и поверхностные обработки почвы.
Объемы финансирования мероприятий по использованию средств защиты растений от вредителей, болезней и сорняков возрастут от 495,7 млн. рублей в 2004 году до 680,3 млн. рублей к 2006 году. За счет средств федерального и областного бюджетов предусмотрено финансирование 28,8%, за счет местных бюджетов, собственных средств сельскохозяйственных организаций и за счет кредитов банков и инвестиций - 71,2% от стоимости средств защиты растений.


Обеспеченность складскими помещениями для хранения и подготовки к внесению удобрений

Основу агрохимической службы области составляют ОАО "Самараагрохимпром" и ОАО "Самараагрохимсервис", областная станция защиты растений, ФГУ "Станция агрохимической службы "Самарская". В их ведении находится база для хранения и подготовки к внесению удобрений и средств защиты растений разовой вместимостью 26,6 тыс. тонн с подъездными железнодорожными путями. Для своевременного и качественного выполнения агрохимических мероприятий потребность в складских помещениях должна составить в 2004 году - 100 тыс. тонн, в 2005 году - 113 тыс. тонн, в 2006 году - 126 тыс. тонн.
Предусматривается ремонт покрытий и подъездных путей на Обшаровской базе минеральных удобрений, ОАО "Богатовскагропромхимия", Подбельской базе минеральных удобрений, ремонт склада ЖКУ на Обшаровской базе минеральных удобрений, приобретение погрузчиков, бульдозеров и другой техники. В ОАО "Безенчукагропромсервис" намечено завершить законсервированное на нулевом цикле строительство склада минеральных удобрений емкостью - 10 тыс. тонн.


Потребность в сельскохозяйственной технике и оборудовании по применению средств химизации


Применение удобрений и средств защиты растений предусматривает высокий уровень механизации технологических процессов, дозирование препаратов, равномерное распределение на обрабатываемой площади.
В ближайшие годы основные объемы работ по подкормке посевов и основному внесению удобрений должны выполняться сеялочными агрегатами и разбрасывателями удобрений роторного типа.
В связи с высоким износом в 2004-2006 годах намечено провести переоснащение хозяйств техникой по внесению органических и минеральных удобрений. Необходимо поставить сельхозтоваропроизводителям техники для внесения удобрений 360 единиц, опрыскивателей - 240 единиц, протравливателей - 110 единиц (таблица №5).
По всем мероприятиям агрохимического обеспечения финансирование предполагается осуществлять за счет следующих источников:
федеральный бюджет - 347,0 млн. рублей или 5,5%;
областной бюджет - 1163,8 млн. рублей или 18,5%;
собственные средства органи-
заций, кредиты банков и инвестиции - 4597,6 млн. рублей или 73,2%.

Таблица №5. Потребность в поставке сельскохозяйственной техники для применения удобрений и средств защиты растений


Таблица №5

Наименование машин
и механизмов

Количество единиц

2004-
2006 годы

В том числе по годам

2004

2005

2006

Разбрасыватели минеральных удобрений (всех марок)

150

40

50

60

Опрыскиватели (всех марок)

240

60

80

100

Машины для протравливания

110

30

40

40

Агрегаты для прикорневой подкормки озимых и многолетних трав

210

60

70

80

Погрузчики минеральных удобрений

200

40

70

90

Об утверждении комплексной программы развития агропромышленного комплекса Самарской области на 2004-2006 годы и стратегии развития агропромышленного комплекса Самарской области до 2015 года (с изменениями на 8 декабря 2006 года)

Название документа: Об утверждении комплексной программы развития агропромышленного комплекса Самарской области на 2004-2006 годы и стратегии развития агропромышленного комплекса Самарской области до 2015 года (с изменениями на 8 декабря 2006 года)

Номер документа: 17-ГД

Вид документа: Закон Самарской области

Принявший орган: Самарская Губернская Дума

Статус: Недействующий

Опубликован: ГАЗЕТА "ВОЛЖСКАЯ КОММУНА" ОТ 13 ФЕВРАЛЯ 2004 ГОДА N 27.
Дата принятия: 11 февраля 2004

Дата редакции: 08 декабря 2006