Недействующий


ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТРУДА АДМИНИСТРАЦИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

20 января 2003 года N 1


Самарское областное трехстороннее соглашение между Администрацией Самарской области, Федерацией профсоюзов Самарской области и Союзом работодателей Самарской области "О регулировании социально-трудовых отношений на 2003-2005 годы

Администрация Самарской области (далее - Администрация), Федерация профсоюзов Самарской области (далее - Профсоюзы), Союз работодателей Самарской области (далее - Работодатели), именуемые в дальнейшем Сторонами, заключили настоящее Соглашение, определяющее согласованные позиции Сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений на областном уровне в 2003-2005 годах и совместные действия по их осуществлению.

Целью и задачами совместной деятельности сторон являются:

- разработка и реализация мер по развитию экономики области;

- повышение уровня жизни населения Самарской области на основе устойчивого развития отраслей экономики;

- развитие и укрепление социальной сферы, обеспечение качества базовых социальных услуг;

- снижение уровня социального неравенства;

- обеспечение безопасных условий труда;

- правовая защита работников;

- сохранение согласия в обществе.

Стороны признают необходимым заключение отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать в этом всестороннее содействие.

Гарантии населению и работникам, установленные Соглашением, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности граждан при заключении коллективных договоров организаций и трехсторонних соглашений городов и районов области.

Соглашение открыто для присоединения всем заинтересованным объединениям работодателей и профсоюзов, действующим на территории Самарской области, путем подачи соответствующей заявки. Решение о присоединении принимается на очередном заседании Самарской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В тех случаях, когда на областном уровне заключено отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, руководитель органа по труду Самарской области имеет право после соответствующих консультаций с координаторами сторон областной трехсторонней комиссии предложить работодателям, не участвовавшим в заключении настоящего соглашения, присоединиться к нему. При получении от работодателя положительного ответа присоединение оформляется решением Самарской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В целях выполнения обязательств Соглашения Стороны на основе взаимных консультаций включают в Приложение N 1 социально значимые для населения областные целевые программы, утвержденные Законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год, вырабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения в адрес органов государственной власти и добиваются их реализации.

Стороны в объеме своих полномочий принимают на себя также обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы.

Стороны договорились о принятии совместных и индивидуальных обязательств:

1. В области социально-экономической политики

Стороны

1.1. Вырабатывать общие подходы в определении приоритетов долгосрочного социального и технико-экономического развития. Осуществлять комплекс мер по вопросам промышленной, аграрной, научно-технической, бюджетной, инвестиционной, налоговой, тарифной и социальной политики, разрабатывать и реализовывать проекты, имеющие целью развитие производства, перевода экономики к устойчивому росту, создание и сохранение экономически целесообразных рабочих мест.

1.2. Содействовать производителям продукции в разработке и внедрении инновационных и современных информационных технологий, механизмов сертификации продукции, позволяющих увеличить рост производства и выпуск конкурентоспособной продукции.

1.3. Содействовать созданию благоприятных условий для развития организаций среднего, малого и индивидуального предпринимательства и становлению в них коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.

1.4. Организовать постоянный информационный обмен между малыми и крупными предприятиями области с целью увеличения объемов заключаемых договоров на поставку сырья, комплектующих, оборудования и услуг для нужд собственного производства с организациями, расположенными на территории области.

1.5. Организовывать экономическое соревнование с целью повышения производительности труда, применять моральное и материальное стимулирование.

Администрация

1.6. Осуществлять ежегодную разработку и выполнение Плана действий Администрации области по экономическому и социальному развитию области.

1.7. Осуществлять координацию выполнения областных целевых программ по развитию отдельных территорий, а также программ, предусматривающих меры экономического стимулирования организаций всех форм собственности и направленных на сохранение и создание рабочих мест.

1.8. Добиваться от федеральных органов погашения задолженности и финансирования предприятий по гособоронзаказу и выделения средств на содержание мобилизационных мощностей.

1.9. Осуществлять работу с Правительством РФ по регулированию тарифов в топливно-энергетическом комплексе.

Привлекать представителей Работодателей и Профсоюзов к работе в составе экспертного совета при региональной энергетической комиссии.

Опубликовывать в средствах массовой информации решения региональной энергетической комиссии по рассмотрению и утверждению тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Работодатели

1.10. Ежеквартально представлять в Администрацию области информацию о задолженности органов государственной власти и получателей средств федерального бюджета по оплате государственного оборонного заказа.

1.11. Реализовывать меры, направленные на реструктуризацию и техническое перевооружение организаций, поиск и привлечение инвесторов, повышение эффективности производства.

1.12. Способствовать реализации планов оздоровления организаций-должников, включая организации, на которых введено внешнее управление.

1.13. Участвовать в конкурсных торгах по размещению заказов на закупку продукции для областных государственных нужд, способствовать развитию межрегиональной и межмуниципальной кооперации, формированию межрегиональных сводных заказов для государственных нужд.

1.14. Способствовать увеличению объемов заключаемых договоров на поставку сырья, комплектующих и оборудования для нужд собственного производства с организациями, расположенными на территории области.

1.15. Содействовать развитию инфраструктуры малого и среднего бизнеса, расширению его взаимодействия с крупными и средними организациями.

Администрация и Работодатели

1.16. Организовывать практические и консультационные семинары и конференции по вопросам реформирования и совершенствования управления организациями, привлечение для этого ведущих российских научных кадров и финансовых институтов на территорию области.

Профсоюзы

1.17. Содействовать стабилизации производственных процессов в организациях путем укрепления трудовой дисциплины, контроля за соблюдением установленных законодательством режимов труда и отдыха, действующими системами оплаты труда.

Работодатели и профсоюзы

1.18. Проводить согласованные мероприятия по реструктуризации и технологическому перевооружению организаций на выпуск конкурентно-способной, в т.ч. новой продукции.

1.19. Разрабатывают и утверждают документы по организации изобретательской и рационализаторской работы в организации, включают в коллективные договоры вопросы участия работников в управлении организацией в форме подачи рационализаторских предложений.

2. Содействие занятости населения и развитие рынка труда

Стороны

2.1. Осуществлять совместные меры, направленные на регулирование массового сокращения занятых на производстве и поддержку высвобождаемых работников. Способствовать реализации программ содействия занятости населения области, включая создание рабочих мест для категорий населения и молодежи, которые особо нуждаются в социальной защите и испытывают трудности в поиске работы.

2.2. Принимать конкретные меры по обеспечению занятости населения в депрессивных городах и районах области, где уровень безработицы превышает региональный уровень безработицы.

2.3. Вырабатывать согласованные подходы к решению вопросов, связанных с привлечением в область иностранной рабочей силы.

Администрация

2.4. Разработать программу содействия занятости населения Самарской области на период до 2005 года, предусмотрев долевое финансирование мероприятий за счет средств федерального и областного бюджетов.

2.5. Разработать областную комплексную программу управления кадровым потенциалом Самарской области.

2.6. Обеспечивать реализацию плановых мероприятий по новым профессиям в учреждениях начального профессионального образования и образованию взрослых.

2.7. Повышать трудовую мобильность рабочей силы, ее конкурентоспособность на рынке труда путем совершенствования системы профессионального обучения и переобучения безработных граждан.

2.8. Продолжить работу Регионального совета по кадровой политике при Администрации Самарской области.

2.9. Оказывать содействие в работе штаба Студенческих строительных отрядов.

2.10. Публиковать в средствах массовой информации сведения о состоянии рынка труда Самарской области.

Работодатели

2.11. Разрабатывать и осуществлять инвестиционные проекты в целях создания новых рабочих мест.

2.12. Способствовать созданию внутрифирменной профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала, особо уделив внимание подготовке кадров массовых профессий и специальностей, на основе договорных отношений с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

2.13. Не допускать массового сокращения работников, а в случае его угрозы, не менее чем за 3 месяца, информировать службу занятости населения и Профсоюзы.

2.14. При ликвидации предприятия или сокращении численности работающих на нем предоставлять предупрежденным об увольнении работникам один свободный оплачиваемый день в неделю для поиска нового места работы.

2.15. Обеспечивать выполнение квоты для приема на работу и трудоустраивать в первоочередном порядке граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в приеме на работу.

2.16. Информировать органы службы занятости населения о появлении вакантных рабочих мест и их заполнении, приеме на работу безработных, возможности организации общественных работ и временной занятости.

2.17. Добиваться приоритетного замещения вакантных должностей специалистов выпускниками высших и средне-специальных учебных заведений.

2.18. Участвовать в организации и проведении "Ярмарок вакансий".

2.19. Обеспечивать прохождение производственной практики для учащихся и студентов учреждений профессионального образования области, стажировки педагогов и мастеров.

Администрация и Работодатели

2.20. Проводить работу по повышению профессионального уровня менеджеров высшего и среднего звена организаций области, в том числе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 года N 774 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации".

2.21. Способствовать проведению профориентационной работы и содействовать трудоустройству на временные и постоянные рабочие места учащейся и студенческой молодежи путем организации соответствующих бюро занятости в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Профсоюзы

2.22. Участвовать в обучении, переобучении незанятого населения через учебные центры Профсоюзов.

2.23. Оказывать членам профсоюзов правовую помощь в вопросах занятости, приема на работу и увольнения. Через коллективные договоры и соглашения добиваться сохранения рабочих мест, повышения квалификации и переобучения работников.

Администрация и Профсоюзы

2.24. Осуществлять взаимодействие департамента по делам молодежи Самарской области, государственного унитарного предприятия "Агентство содействия занятости молодежи" с департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Самарской области и студенческими профкомами.

Работодатели и профсоюзы

2.25. При заключении коллективных договоров и соглашений предусматривать:

- мероприятия, направленные на сохранение и увеличение объемов работ, числа рабочих мест;

- организацию опережающего обучения высвобождаемых работников;

- предоставление сверх установленных законодательством льгот и компенсаций и их финансирование за счет средств организаций.

3. Доходы, заработная плата и уровень жизни населения

Стороны

3.1. Осуществлять на всех уровнях социального партнерства совместную деятельность по решению связанных с оплатой труда проблем:

- повышение реальных доходов населения;

- соответствие оплаты труда его результатам и сложности;

- создание условий для повышения удельного веса заработной платы в общих доходах населения;

- последовательное приближение минимальной заработной платы в организациях всех форм собственности к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в Самарской области;

- уменьшение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума на душу населения, снижение уровня дифференциации населения по доходам.

3.2. Проводить согласованную политику по совершенствованию систем оплаты труда и доходов населения.

3.3. При подготовке бюджета области проводить в областной трехсторонней Комиссии консультации по соотношению между минимальным размером оплаты труда, размером тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС и величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в Самарской области.

3.4. Контролировать своевременность выплаты заработной платы и принимать меры к погашению долгов по заработной плате в организациях всех форм собственности. Заслушивать на заседаниях областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений руководителей организаций, имеющих задолженность по заработной плате.

Администрация

3.5. Ежеквартально рассчитывать величину прожиточного минимума по Самарской области в расчете на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения. Официально публиковать его в средствах массовой информации.

3.6. С учетом предложенной федеральной Концепции реформы оплаты труда работников бюджетной сферы принимать меры по доведению минимального размера оплаты труда, включающего тарифную ставку (оклад), надбавки, доплаты и другие поощрительные выплаты данной категории работников Самарской области в 2003 году до 50% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения области, в 2004 году - до 65%, в 2005 году - до 85%.

Рекомендовать главам местного самоуправления решать аналогичные вопросы на муниципальном уровне.

3.7. Проводить анализ структуры доходов и расходов различных групп населения для принятия мер по снижению дифференциации населения по уровню доходов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»