ГУБЕРНАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 26 июня 2002 года N 195

О Концепции молодежной политики в Самарской области на 2002-2005 годы

В целях разработки и реализации системы мер, направленных на создание условий и механизмов эффективной реализации государственной молодежной политики, формирования системы социализации молодежи в Самарской области

                         

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию молодежной политики в Самарской области на 2002-2005 годы.

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на департамент по делам молодежи Самарской области (Фурсова).

     Губернатор
     Самарской области                                 К.А. Титов


Одобрена постановлением
Губернатора Самарской области
N 195 от 26.06.2002 г.

КОНЦЕПЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002-2005 ГОДЫ
(далее - Концепция)

ВВЕДЕНИЕ

Молодежь - важнейший социальный слой общества, поддержка которого всегда являлась актуальной задачей для государства и общества. Интересы и возможности молодежи значимы в таких сферах общественной жизни, как семья, образование, спорт, армия. От молодого поколения зависит реализация таких важнейших функций, как воспроизводство населения, защита государства, обеспечение трудовых ресурсов.

Молодежь - не саморазвивающаяся система, ее жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими условиями в обществе. Социальное положение молодежи определяется рядом факторов, среди которых по-прежнему важнейшими остаются экономические. Однако защита интересов основной части молодежи находится не в сфере традиционных форм социальной защиты в виде пособий, компенсаций, льготного снабжения товарами первой необходимости. Основная часть молодежи нуждается скорее в услугах, компенсирующих недостаток жизненного опыта, оказываемых молодежными биржами труда, центрами правовой помощи, телефонами доверия. Реализация данного рода услуг, закрепленных в соответствующих программах, является прерогативой государственной молодежной политики.

Молодые люди играют все более заметную роль повсюду в мире. Звезды спорта, выдающиеся ученые и инженеры, предприниматели, борцы за мир, активисты, выступающие против использования детского труда, поп-идолы, защитники окружающей среды, защитники прав потребителей и неформальные лидеры - все это молодые люди, иными словами молодежь, представляющая собой экономическую, политическую и социальную силу. Молодые люди области - составная часть российского молодежного сообщества со своей уникальной историей, своим собственным настоящим и своим будущим.

Повсюду в мире растет понимание того, что молодежь отдельный сегмент общества, и целью настоящей Концепции является определение основных направлений работы государственных органов власти с молодым поколением, которое выросло в период экономических и политических преобразований в России.

Об этом молодом поколении, представители которого были детьми в конце 80-х годов, когда в России начались исторические перемены, нередко говорят, что именно оно больше всего выиграло от преобразований переходного периода. Действительно, рыночные и демократические преобразования открывают все более широкие возможности перед народами Российской Федерации, а молодежь, естественно, особенно восприимчива к новым идеям и новым условиям. Однако молодые люди также выступают в роли первопроходцев в этих рожденных заново обществах и в данной роли особенно с учетом их незрелого возраста они подвергаются такому риску, которого практически не знали в своей жизни их родители, воспитатели и остальные наставники.

На протяжении нескольких лет департамент по делам молодежи Самарской области проводит сбор информации о молодежи, в результате анализа которого отмечаются существенные несоответствия между взглядами и потенциальными возможностями молодежи области, с одной стороны, и их реальной жизнью и фактическими достижениями - с другой. Согласно выводам, содержащимся в научно-методическом бюллетене "Молодежь Самарской области в 2000-2001 годах: современное положение и тенденции развития", молодые люди области:

в большей степени поддерживают рыночные и демократические реформы, чем люди старшего поколения, но меньше участвуют в выборах;

интересуются общественной и политической жизнью региона, но настроены критически и даже скептически по отношению к деятельности новых демократических институтов;

подвержены большим рискам в области репродуктивного и сексуального здоровья, в том числе опасности заражения ВИЧ-инфекцией (СПИДом), в условиях ограниченного доступа к необходимой информации и медицинским услугам;

нередко проявляют удивительно терпимое отношение к противоправным действиям и чаще вступают в конфликт с законом, чем их сверстники в дореформенный период;

придают большее значение образованию, чем их сверстники в дореформенный период;

высоко ценят семью, но вступают в брак и обзаводятся детьми гораздо реже, чем люди их возраста в дореформенный период;

проявляют впечатляющую гибкость и большую изобретательность для достижения материального благополучия, но при этом показатели безработицы у них значительно выше, чем у людей старшего поколения;

высоко ценят приоритеты либерального общества, но почти половина предпочитают видеть Россию закрытым обществом;

активно участвуют в формировании частной собственности, но только 5% из них поддерживают принцип ее неприкосновенности;

зачастую страдают от нарушения своих основных прав, но только 18% из них считают неукоснительным соблюдение прав человека;

несмотря на смещение ценностных установок в обществе, по-прежнему отдают приоритет как верности, честности, порядочности, дружбе - традиционным ценностям, так и знанию, образованию и здоровью - индивидуалистическим ценностям;

несмотря на существующий уровень молодежной безработицы и отсутствие гарантированного получения жилья, более половины молодежи чувствует себя успешными людьми;

почти каждый четвертый молодой житель области стремится жить лучше, чем большинство его повседневного окружения, а каждый девятый ориентируется на уровень жизни Западной Европы и США.

Проведенный анализ также выявил растущее сходство молодежи области с молодежью промышленно развитых стран, особенно стран Западной Европы. Это свидетельствует о появлении более широких возможностей и выбора у молодежи региона, что определенно является позитивным результатом реформ. Однако это также означает, что молодые люди региона теперь сталкиваются с теми же проблемами и риском, что и их сверстники на Западе, но зачастую не наделены прочными механизмами поддержки.

Рассматривая изменения, которые претерпела молодежь Самарской области за последние десять лет, приходится констатировать, что риск и опасности общества переходного периода в полной мере отразились на молодежи. Показатели, отражающие социальные и общественные явления молодежной политики в Самарской области в 1990-2000 годах, прилагаются к настоящей Концепции.

В настоящее время в международных конвенциях признается, что все люди, в том числе дети и молодежь, имеют право участвовать в принятии решений, влияющих на их жизнь. Данные международных исследований и опыт различных стран свидетельствуют о том, что наличие позитивных целей в жизни и благоприятных окружающих условий гораздо эффективнее способствует укреплению здоровья и развитию подростков, чем методы подавления. Новые подходы к проблемам молодежи особенно необходимы в переживающей переходный период области, где экономический рост в огромной степени зависит от людских ресурсов, а общественный прогресс зачастую не имеет достаточно прочного фундамента в виде гражданского общества и демократических традиций.

Действительно, при анализе положения дел отмечается позитивная связь между продвижением по пути реформ и расширением возможностей для молодых людей.

В частности, по данным за 2001 год, половина опрошенных жителей области в возрасте от 14 до 30 лет назвала себя успешными. Можно предположить, что эта половина в целом обладала и обладает социальными ресурсами, позволяющими ей достигать значимых для нее и общества целей и результатов. Данный уровень социального оптимизма один из наиболее высоких по стране, что косвенно подтверждает эффективность рыночных преобразований, проводимых в области.

Таким образом, как представляется, успехи в расширении участия молодежи способствуют успехам в осуществлении реформ переходного периода и, по всей видимости, наоборот. Вместе с тем анализ убедительно показывает, что молодежь теперь сталкивается с более высоким риском, чем раньше. И хотя реформы, осуществляемые в переходный период, по-видимому, отвечают интересам молодежи, требуется особое внимание к молодым людям, которое должно проявляться как в политике государства, так и в частных инициативах.

Для того чтобы политика в отношении молодежи была эффективной, необходимо:

признавать молодежь отдельной группой населения со своими специфическими потребностями и возможностями, обусловленными формированием личности;

являться продолжением политики в отношении детей, действовать в том же направлении;

выработать единую терминологию и единый подход к проблемам молодежи;

начать содержательный диалог с молодежью по вопросам, касающимся ее жизни;

быть готовой к откровенному обсуждению таких деликатных вопросов, как сексуальное и репродуктивное здоровье;

быть многогранной и опираться на детальные исследования и политическую волю;

в большей степени учитывать роль психосоциальных факторов в развитии молодежи;

развивать межведомственные подходы к решению таких проблем, как здравоохранение и трудоустройство молодежи;

укреплять доверие между молодежью и поставщиками услуг, а также органами, отвечающими за выработку и проведение политики;

устранять такие факторы, затрудняющие доступ к услугам, как недостаток информации, отсутствие конфиденциальности и недоступные цены;

уделять особое внимание молодежи из неблагополучных слоев населения;

привлекать молодежь к участию в планировании и предоставлении услуг;

добиваться того, чтобы молодежь воспринималась как ценное достояние и полноправные партнеры.

За десять лет реформ многие доктрины, которых прежде неукоснительно придерживались, рассыпались, и это крушение может стать спасительным. Оно, в частности, может изменить мнение о том, что молодые люди - лишь пассивные потребители социальных ценностей, услуг, оказываемых государством, товаров массового спроса и политических привилегий. Это может содействовать пониманию того, что в наше время стремительных экономических и социальных преобразований разум, тело и дух 862 тыс. представителей самарской молодежи - огромное достояние нашей области.

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ

В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:

молодежь - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет включительно;

молодежная политика - специальная регулярная самостоятельная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций по целенаправленному воздействию на развитие молодежи;

государственная молодежная политика - деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

молодежная политика в Самарской области - составная часть федеральной молодежной политики, которая вырабатывается органами государственной власти Самарской области и реализуется на территории Самарской области;

орган по делам молодежи муниципального образования Самарской области - структурное подразделение органа местного самоуправления, осуществляющее функции государственного регулирования и межотраслевой координации в сфере молодежной политики в Самарской области.

молодая семья - семья в первые три года после заключения брака при условии, что супруги не достигли 30-летнего возраста (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), а также неполная семья с детьми, в которой мать или отец не достигли 30-летнего возраста;

детские и молодежные общественные объединения - добровольные некоммерческие самоуправляемые формирования, созданные в установленном порядке по инициативе граждан в возрасте от 18 до 30 лет, объединившиеся на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, а также в целях защиты своих прав и свобод_1;

социальный заказ - выполнение интеллектуальной работы, направленной на реализацию государственной молодежной политики на территории Самарской области_2;

социализация - процесс усвоения молодым человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества, включающий как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование_3.

------------------------

1 Федеральные законы "Об общественных объединениях", "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".

2 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 1997. С. 104.

3 Большой энциклопедический словарь. М., 1998, С. 1131.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая Концепция является составной частью стратегии Администрации Самарской области в формировании условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения области, представляет собой систему научных положений, принципов, приоритетных направлений и основных механизмов ее реализации.

Правовую базу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 16.09.92 N 1075 "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики", постановление Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.93 N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 28.06.95 N 98-ФЗ, Устав (Основной Закон) Самарской области, иные нормативные правовые акты Самарской области, регулирующие проведение молодежной политики.

Настоящая Концепция исходит из признания исключительной роли молодежи как стратегического ресурса развития Самарской области и понимания важности поддержки в ее воспитании и образовании на этапе социального становления, в процессе включения в социально-профессиональную деятельность, создания семьи, проявления гражданских инициатив.

Объектом молодежной политики в Самарской области является молодежь.

Субъектами реализации молодежной политики в Самарской области выступают структурные подразделения Администрации области, департамент по делам молодежи Самарской области, органы по делам молодежи муниципальных образований в Самарской области, органы местного самоуправления, работодатели, общественные объединения, юридические и физические лица.

Молодежная политика в Самарской области направлена на поддержку и стимулирование детских и молодежных общественных объединений, работодателей, иных юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность по созданию благоприятных условий жизни, труда молодежи, по ее образованию, воспитанию и развитию.

Исключительное значение имеет участие самой молодежи, молодежных, детских объединений в формировании и реализации молодежной политики в Самарской области.

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАСТОЯЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ

Целями молодежной политики, осуществляемой в Самарской области, являются:

создание правовых, социально-экономических условий для выбора молодыми людьми своего жизненного пути, осуществления выдвигаемых ими программ (проектов) в области молодежной политики, социального становления, самореализации и участия в общественной деятельности, защиты их прав и законных интересов, условий для стимулирования активности и самостоятельности молодежи и более полного включения ее в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

содействие воспитанию (в том числе и патриотическому) и образованию молодежи, реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений, социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

участие в формировании и внедрении в социальную практику норм толерантного поведения и сознания как платформы общественного согласия в демократическом обществе;

недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возраста;

реализация инновационного потенциала молодежи.

Цель настоящей Концепции - определение направления деятельности органов государственной власти по созданию механизмов поддержки молодых граждан Самарской области при столкновении с проблемами и реалиями государства, рыночной экономикой.

В настоящей Концепции предлагается решение следующих приоритетных задач:

обеспечение более широких и более справедливых возможностей в получении образования;

более активное принятие мер по развитию рынка труда в интересах молодежи;

сокращение числа аварий и несчастных случаев, борьба с насилием;

повышение внимания к вопросам репродуктивного и сексуального здоровья;

профилактика табакокурения, злоупотребления алкоголем и наркотиками;

внедрение международных стандартов в работу с молодежью, вступившей в конфликт с законом;

содействие участию молодежи в жизни гражданского общества.

4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Молодежная политика исходит из необходимости утверждения нравственности в обществе, защиты интересов молодого человека-труженика, его приоритета над государством и создания достойных стартовых условий для каждого, а в перспективе - и для свободного развития каждой личности.

Молодой человек, его интересы, его благо, развитие и свобода - вот главный критерий и ориентир, который должен определять государственную молодежную политику.

Молодежная политика в Самарской области основывается на конституционных положениях равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным и общественным объединениям, государственной защиты указанных прав и свобод, создания условий достойной жизни и свободы человека и гражданина. Реализация этих положений в Самарской области осуществляется на следующих основных принципах:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»