Недействующий

САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

ЗАКОН

 09 января 2001 года N 4-ГД

Об утверждении областной целевой комплексной программы "Экологическое оздоровление территории и населения города Новокуйбышевска Самарской области" на 2001-2005 годы

Принят постановлением
Самарской Губернской Думы
N 66 от 22 декабря 2000 г
.

__________________________________________________     

Изменения:

Закон Самарской области от 1 апреля 2004 г. N 61-ГД

__________________________________________________     

Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую комплексную программу "Экологическое оздоровление территории и населения города Новокуйбышевска Самарской области" на 2001-2005 годы.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования.

    

 Губернатор
     Самарской области
 К.А. Титов

Утверждена Законом Самарской области
N 4-ГД от 09.01.2001 г.


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
"ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ И НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" на 2001-2005 годы
(далее - Программа)   

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

НАИМЕНОВАНИЕ     - областная    целевая   комплексная   программа
ПРОГРАММЫ          "Экологическое   оздоровление   территории   и
                   населения   города  Новокуйбышевска  Самарской
                   области" на 2001-2005 годы

ДАТА ПРИНЯТИЯ    - поручение   первого   заместителя  Губернатора
РЕШЕНИЯ О          Самарской области от 27.07.99
РАЗРАБОТКЕ
ПРОГРАММЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  - Администрация Самарской области
ЗАКАЗЧИК
ПРОГРАММЫ

ГОЛОВНОЙ         - администрация города Новокуйбышевска
ИСПОЛНИТЕЛЬ
ПРОГРАММЫ

ОСНОВНОЙ         - администрация города Новокуйбышевска
РАЗРАБОТЧИК
ПРОГРАММЫ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ    - вывод   города  из  существующей  чрезвычайной
ПРОГРАММЫ          экологической   ситуации  и  оздоровление  его
                   природной среды и населения путем:
                     снятия     или     существенного    снижения
                   токсигенных  нагрузок  (в  первую  очередь  на
                   беременных  женщин,  кормящих  матерей, детей,
                   подростков);
                     ликвидации   постоянно   действующих  очагов
                   загрязнения  природной среды, сформировавшихся
                   в     ходе     предшествующей    хозяйственной
                   деятельности;
                     обеспечения    населения   питьевой   водой,
                   соответствующей    действующим   гигиеническим
                   нормативам;
                     создания технологической основы экологически
                   безопасных    промышленных    производств   на
                   послекризисный период

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ - 2001 - 2005 годы
ПРОГРАММЫ

ПЕРЕЧЕНЬ         - подпрограммы Программы:
ПОДПРОГРАММ И        "Общегородские мероприятия";
ОСНОВНЫХ             "Работы на объектах систем водопользования";
МЕРОПРИЯТИЙ          "Уменьшение     загрязнения     атмосферного
                   воздуха";
                     "Снижение  воздействия всех видов отходов на
                   окружающую среду";
                     "Улучшение  состояния почвенного слоя земель
                   сельскохозяйственного  назначения  и в районах
                   городской застройки";
                     "Улучшение      состояния      рекреационных
                   территорий";
                     "Улучшение состояния здоровья населения"

ИСПОЛНИТЕЛИ      - администрация      города     Новокуйбышевска,
ПОДПРОГРАММ И      предприятия  и  организации  города  различных
ОСНОВНЫХ           форм собственности
МЕРОПРИЯТИЙ

ОБЪЕМЫ И         - общий объем финансирования в ценах 2000 года -
ИСТОЧНИКИ          1530,427 млн. рублей, в том числе:
ФИНАНСИРОВАНИЯ       средства  федерального  бюджета  - 45,3 млн.
                   рублей;
                     средства  областного  бюджета  - 260,43 млн.
                   рублей;
                     средства  территориального  дорожного  фонда
                   Самарской области - 133,0 млн. рублей;
                     средства целевого бюджетного  экологического
                   фонда Самарской области - 3,7 млн. рублей;
                     средства   бюджета   города  Новокуйбышевска
                   (далее  -  городской  бюджет)  -  733,356 млн.
                   рублей;
                     средства       городского         бюджетного
                   экологического фонда - 13,915 млн. рублей;
                     собственные     средства    предприятий    и
                   организаций - 340,726 млн. рублей

ОЖИДАЕМЫЕ        - снятие существующей чрезвычайной экологической
КОНЕЧНЫЕ           ситуации;
РЕЗУЛЬТАТЫ         нормализация качества питьевой воды;
РЕАЛИЗАЦИИ         снижение токсигенных нагрузок;
ПРОГРАММЫ          существенное  снижение  заболеваемости детей и
                   новорожденных

СИСТЕМА          - контроль      за     исполнением     Программы
КОНТРОЛЯ ЗА        осуществляется     Администрацией    Самарской
ИСПОЛНЕНИЕМ        области  и  комитетом  природных  ресурсов  по
ПРОГРАММЫ          Самарской       области         (министерством
                   экономического развития, инвестиций и торговли
                   Самарской области    и    Главным  управлением
                   природных ресурсов  и охраны окружающей  среды
                   МПР России по Самарской области).

ВВЕДЕНИЕ

В настоящей Программе рассматривается экологическая и медико-гигиеническая ситуация, сложившаяся в настоящее время, а также обстоятельства, приведшие к возникновению чрезвычайной экологической ситуации на территории города Новокуйбышевска, что подтверждено результатами проведенной государственной экологической экспертизы (приказ Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 25.05.99 N 275 "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам "Оценка состояния окружающей природной среды и здоровья населения города Новокуйбышевска Самарской области" и проекту федеральной комплексной целевой программы "Неотложные меры по выводу г. Новокуйбышевска Самарской области из состояния зоны чрезвычайной экологической ситуации").

На основе проблемного анализа этой ситуации предлагается система программных мероприятий, обеспечивающих существенное улучшение экологических и медико-гигиенических условий, приводятся обоснования необходимости каждого мероприятия этой системы.

1. Содержание проблемы, обоснование необходимости решения ее программными методами

1.1. Краткая характеристика хозяйственной деятельности и социально-демографической ситуации на территории города Новокуйбышевска

Город Новокуйбышевск, образованный в 1952 году, расположен на левом берегу реки Волги в 20 км от областного центра и в 6 км от берега Саратовского водохранилища. Через территорию города проходит крупнейшая транспортная магистраль федерального значения - электрифицированная железнодорожная магистраль Центр-Восток (Москва-Самара-Уфа-Омск).

Население города (на 01.01.2000) составляет 118 тысяч человек, в том числе трудоспособного возраста - 68,1 тысячи человек, старше трудоспособного возраста - 27,9 тысячи человек, моложе трудоспособного возраста - 22,1 тысячи человек, мужчин 52,8 тысячи человек, женщин - 65,2 тысячи человек (из них в возрасте от 15 до 40 лет - 23,2 тысячи человек).

Площадь города (без включения принадлежащих ему сельскохозяйственных угодий и рекреационных зон) составляет 53 кв. километра, из них 40 кв. километров - промышленная зона.

Город основан и развивался как центр нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности всесоюзного значения.

В настоящее время основу промышленного потенциала города составляют 12 крупных предприятий, на которых занято 17 тысяч человек. В их числе акционерное общество "Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод" (далее - АО НК НПЗ), открытое акционерное общество "Самарский завод "ЭТАНОЛ"" (далее - ОАО "ЭТАНОЛ"), закрытое акционерное общество "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" (далее - ЗАО НК НХК), акционерное общество "Трубоизоляция" (далее - АО "Трубоизоляция"). Эта группа предприятий является градообразующей и дает до 90% валового объема продукции города, в т.ч. АО НК НПЗ - до 70%. Это продукты нефтепереработки и нефтехимии весьма широкого ассортимента: моторные топлива, автомобильные, авиационные и дизельные, моторные и технические масла и присадки к ним, синтетический спирт, фенол, ацетон, сжиженные углеводородные газы, катализаторы химических процессов и т.п. Кроме того, в группу крупнейших предприятий входят Новокуйбышевский завод катализаторов, ремонтно-механический завод, Приволжская биофабрика, Новокуйбышевская фабрика трикотажного полотна (далее - НФТП), АО "Завод железобетонных изделий N 6" (далее - ЗЖБИ-6), АО "Завод железобетонных строительных конструкций" (далее - ЗЖБСК).

Город располагает собственной энергетической базой, полностью удовлетворяющей потребности населения и промышленности в электрической и тепловой энергии. Это Новокуйбышевская теплоэлектроцентраль 1 (далее - ТЭЦ-1) и Новокуйбышевская теплоэлектроцентраль 2 (далее - ТЭЦ-2). Их суммарная проектная мощность более 2,5 млн.кВт.

В настоящее время в городе зарегистрировано более 1000 предприятий всех форм собственности и отраслей деятельности: строительные, транспортные, легкой и пищевой промышленности, торговли, связи, массовой информации, медицины, культуры и т.д. В структуру городского хозяйства включено также муниципальное предприятие (далее - МП) "Совхоз "Маяк". Он поставляет городу овощи, фрукты (в т.ч. тепличные), мясо-молочную продукцию.

Страховое здравоохранение населения города обеспечивается двумя тысячами медработников 72 специализаций (1998 г.). В целом это оставляет 70% от необходимой городу укомплектованности медицинских штатов. Стационарный коечный фонд города на тот же период составил 1060 коек различной специализации. Ими в 1998 году было обеспечено 395716 койко-дней стационарного лечения.

1.2. Характеристика хозяйственно-питьевого водопользования города Новокуйбышевска

В городе Новокуйбышевске 100% населения охвачено централизованной системой хозяйственно-питьевого водоснабжения. Источниками хозяйственно-питьевого водоснабжения являются подземные воды. При утвержденных запасах подземных вод в 100 тысяч куб.метров/сутки отбор на хозяйственно-питьевые нужды теперь достигает только 74 тысяч куб.метров/сутки. В городе функционируют два хозяйственно-питьевых водозабора (N 1 мощностью 50 тысяч куб.метров/сутки и N 2 - мощностью 24 тысяч куб.метров/сутки). На водозаборе N 1 периодически вода подвергается (в паводок и по показаниям) хлорированию, на водозаборе N 2 обеззараживание постоянно осуществляется бактерицидными лампами. Никакой другой водоподготовки на водопроводной станции не проводится.

Водозабор N 2 имеет, согласно официальным данным, два пояса зоны санитарной охраны (далее - ЗСО), что весьма проблематично в связи с его расположением в черте города. Водозабор N 1 обеспечен лишь первым поясом ЗСО. Протяженность водопроводных сетей в городе достигает 143 километров, а их изношенность составляет 70%. Количество аварий на городских водопроводных сетях в среднем составляет 106 в год.

На одного жителя в сутки приходится 281 литр воды. Однако, учитывая, что в городе проживает 118 тысяч человек, производительность водопроводов 74 тысячи куб.метров/сутки, 11,7 тысячи куб.метров воды, используется промышленными предприятиями, на одного человека проводится около 530 литров воды в сутки.

Динамика потребления предприятиями города подземных вод различна. Так, на самом крупном предприятии - АО НК КПЗ за период с 1990 по 1998 год отбор воды из подземных источников не снизился, в то время как на других объектах регистрируется выраженное снижение отбора воды (на 20-30% - на ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, на 80% - на НФТП и т.д.).

Качество воды источников хозяйственно-питьевого водоснабжения водозаборов N 1, 2 несколько отличается между собой.

Так, в скважинах водозабора N 1 в более высоких концентрациях относительно обнаруженных в скважинах водозабора N 2 содержатся сульфаты, медь, цинк, марганец, железо, бор. В отношении остальных показателей отличий в концентрациях (как минимальных, так и максимальных) практически не наблюдалось.

Лимитируют неблагополучие качества водоисточника свинец (отмечалось пятнадцатикратное превышение гигиенического регламента) и кадмий (тринадцатикратное превышение). Постоянно выше гигиенического регламента определяется наличие сульфатов и общая жесткость. Сумма долей веществ 2-го класса опасности, отнесенная к их нормативам, может достигать 29,1-30,01 условных единиц.

Неблагополучие качества воды источников детерминирует качество водопроводной воды. Об этом свидетельствуют результаты сравнительных анализов питьевой воды и воды из скважин водозаборов N 1, 2. Так, в питьевой воде такие компоненты как соли жесткости, сульфаты, хлориды, медь, цинк, бор, железо определяются практически в концентрациях, аналогичных тем, которые обнаружены в источнике, хотя уровень свинца и кадмия значительно ниже.

Однако такое положение скорее обусловлено не очисткой и разбавлением воды, а эпизодичностью контроля за их содержанием. В этой связи нет оснований исключить возможность попадания значительных концентраций свинца и кадмия в питьевую воду.

В связи с этим на фоне недостаточной защищенности эксплуатируемого водоносного комплекса чрезвычайно важное значение приобретает загрязнение почв и грунтов.

В соответствии с базовыми данными почвы интенсивно загрязнены по всей территории города и пригорода. При этом кадмий и свинец практически на всех контролируемых участках определяется в концентрациях выше предельно допустимой концентрации (далее ПДК).

Тот факт, что максимальное загрязнение почв свинцом совпадает с выклиниванием нефтепродуктов, накопившихся в результате многолетней производственной деятельностью АО НК НПЗ, подтверждает гипотезу о весомой доле этилированного бензина в прошлой номенклатуре продукции АО НК НПЗ. Определенную долю в загрязнение водоисточников свинцом вносит полигон твердых бытовых отходов (далее - ТБО), о чем свидетельствует обнаружение в ручье вблизи полигона ТБО высоких концентраций свинца (до 0,08 миллиграмма на литр (далее - мг/л).

Выбросы автотранспорта также являются факторами загрязнения почв и снегового покрова (концентрация свинца - 0,0069 мг/л, кадмия - 0,0026 мг/л), а через них поверхностного стока и грунтовых вод.

Аргументом в пользу наличия интенсивной фильтрации в грунтовые воды, которые гидравлически связаны с эксплуатируемым комплексом, от локальных и площадных загрязнений свинцом и кадмием является обнаружение в поливных грунтовых водах до 0,057 мг/л кадмия и до 0,1 мг/л свинца (т.е. 57 и 3 ПДК соответственно). Тот факт, что в сельскохозяйственных предприятиях, таких, например, как МП "Совхоз "Маяк", использующих поливную воду, загрязненную свинцом и кадмием, в кормовых и других культурах эти вещества регистрируются выше максимально допустимых уровней, не только предполагает сверхдопустимое загрязнение ими почв, но и интенсивную инфильтрацию загрязнений в грунтовой воды.

Основными водоемами города Новокуйбышевска являются река Криуша, река Волга (Саратовское водохранилище), озеро Орлово, озеро в 71 квартале и озеро в парке.

Кроме того, в летний период широко используются озера в загородных оздоровительных лагерях отдыха детей.

Имеющаяся базовая информация в определенной степени позволяет оценить качество водоемов, используемых населением для купания, хотя и по ограниченному числу показателей - азотным соединениям, coli-индексу и органолептическим показателям. Водоемы - приемники сточных вод оценены с позиции влияния на них локальных и рассеянных сбросов.

Так, река Криуша как выше, так и ниже сбросов в соответствии с гигиенической классификацией соответствует "умеренному" уровню загрязнения. Лимитируют загрязнение показатели, превышающие регламент - биохимическое потребление кислорода (далее - БПК) до 6,3 миллиграмма кислорода на литр (далее - мгО/л) и химическое потребление кислорода (далее - ХПК) до 48 мгО/л. В соответствии с рыбохозяйственными регламентами выше норматива определяются азот аммония, нитриты, нефтепродукты, фенолы. Влияние сбросов сточных вод города прослеживается по таким показателям как БПК, хлориды, сульфаты, азот аммония, нитриты, нефтепродукты, поверхностно-активные вещества (далее - ПАВ), взвешенные вещества, фенолы.

Соответствующее влияние можно объяснить загрязнением общего стока города (БПК до 9,6 мгО/л, сульфатами до 358 мг/л, азотом аммония до 3,3 мг/л, нефтепродуктами - 0,43 мг/л, ПАВ - 0,15 мг/л, ХПК до 80 мгО/л).

Максимально по БПК (9,8 мгО/л) загрязнена река Криуша на участке слияния ее с рекой Чапаевкой.

В реке Волге, несмотря на снижение суммарного органического загрязнения, в максимальных концентрациях присутствуют нитраты (до 6,6 мг/л), ПАВ (до 0,3 мг/л) и железо (до 0,4 мг/л).

Что касается водоемов, используемых для рекреации, то большинство из них не отвечают гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям.

Максимальное микробное загрязнение регистрируется в реке Волге и сравнение данных в динамике не обнаруживает его снижения.

Выраженное неблагополучие водоемов рекреационного пользования по микробиологическим показателям можно связать с резким снижением их самоочищающей способности.

Снижение интенсивности самоочищения связано с загрязнением донных отложений солями тяжелых металлов.

В реке Свинухе прослеживается наиболее выраженное загрязнение донных отложений цинком, свинцом, марганцем, в реке Криуше - кадмием, медью, молибденом, в реке Татьянке - никелем.

Таким образом, загрязнение донных отложений металлами является косвенным индикатором длительного их воздействия на водоемы. Наличие ртути, кадмия, меди, цинка, резко угнетающих дыхательную функцию микрофлоры, процессы аммонификации и нитрификации, является причиной снижения интенсивности самоочищения в водоемах.

Как уже отмечалось, качество поверхностных водоемов зависит не только от локальных сбросов сточных вод, но и от ливнестока. Соотношение объемов ливнестока к сточным водам города 1:140. В результате расчета вклад вносимых с ним загрязнений незначителен и составляет по азоту ~1%, фосфатам ~2%, нефтепродуктам ~3%, нитритам ~8%. По остальным показателям вклад ливнестоков менее 1%.

Ожидаемая эффективность очистки сточных вод Новокуйбышевского промышленного узла (далее - промузел) в результате реализации программных мероприятий свидетельствует о том, что остаточное загрязнение стоков по БПК, взвешенным веществам, фенолам, нефтепродуктам, сульфатам, азоту аммония, нитритам достигнет ПДК для водоемов.

Таким образом, основные проблемы, возникающие в части водоснабжения и охраны водоемов в городе Новокуйбышевске, следующие:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»