САМАРСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

29 декабря 2000 года N 35

Об утверждении "Концепции программы поддержки товаропроизводителей г. Самары на 2000-2003 гг."

В целях стабилизации производства, развития рынка промышленной продукции и потребительских товаров, обеспечения занятости и роста уровня жизни населения, повышения инвестиционной привлекательности г. Самары, расширения налогооблагаемой базы и увеличения поступлений в бюджет города, заслушав и обсудив доклад руководителя Департамента по промышленной политике, предпринимательству, связи и информатике администрации города Стрельникова Е.А., Самарская городская Дума

                            

РЕШИЛА:

1. Утвердить "Концепцию программы поддержки товаропроизводителей г. Самары на 2000-2003 гг." (прилагается).

2. Поручить администрации города разработать "Программу поддержки товаропроизводителей г. Самары на 2000-2003 гг." в срок до апреля 2001 года.

З. Контроль за исполнением данного решения возложить на Комитет по экономике (Борисов О.Г.).

     Председатель
     городской Думы                                Г.С. Лиманский

Утверждено решением
Самарской городской Думы
от 29.12.2000 г. N 35

КОНЦЕПЦИЯ

ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ Г. САМАРЫ НА 2000-2003 Г.Г.

Введение

Концепция программы поддержки товаропроизводителей является основой промышленной политики города.

Важнейшим элементом государственной экономической стратегии является развитие реального сектора - сферы материального производства. Основой разумной экономической стратегии должна стать политика, направленная на развитие производства как основного источника налоговых поступлений, и через него обеспечивающая стабилизацию бюджетной и кредитно-финансовой системы.

Создание условий для нормального функционирования промышленности и привлечения инвестиций в обрабатывающие, высокотехнологические и наукоемкие отрасли, развитие производства, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отечественных предприятий являются приоритетными направлениями промышленной политики администрации города.

Без принятия и реализации развернутой государственной Программы поддержки отечественного товаропроизводителя, без достижения макроэкономической стабилизации, реформирования всей экономической среды, системной реструктуризации предприятий, реорганизации банковской и финансовой системы, восстановления финансовых рынков, разработки и внедрения целостной правовой и налоговой системы сложно обеспечить существенный подъем промышленного производства.

Необходимо проведение активной государственной промышленной политики, согласованной с макроэкономической и научно-технологической политикой и системой национальных приоритетов.

Важную роль в успешном осуществлении государственной и региональной промышленной политики играет местное самоуправление. Органы местного самоуправления строят свои взаимоотношения с товаропроизводителями через координацию и создание условий работы промышленного комплекса и предпринимателей города.

Структура Концепции программы поддержки товаропроизводителей города Самары на 2000-2003 годы

       ----------------------------------------------------------
 ----->| Состояние и тенденции развития отраслей промышленности |____
 |     |          и предпринимательства города Самары           |   |
 |     ----------------------------------------------------------   |
 |                                |                                 |
 |                      __________v____________                     |
 |                      | Стратегия поддержки |                     |
 |                      |   промышленности и  |                     |
 |                      | предпринимательства |                     |
 |                      | ________  _________ |                     |
 |                      | | Цели |  | Задачи| |                     |
 |                      | --------  --------- |                     |
 |                      -----------------------                     |
 |         _______________________|_________________________        |
 |         |                      |                        |        |
 |         v                      v                        v        |
 |----------------------  ----------------------- ----------------- |
 ||    Приоритетные    |  |      Принципы      |  |    Способы    | |
 ||направления развития|  |   муниципальной    |  |  реализации   | |
 ||  промышленности и  |->|     поддержки      |->| муниципальной | |
 ||предпринимательства,|  |товоропроизводителей|  |   поддержки   | |
 ||  возможные точки   |  |                    |  |    товаро-    | |
 ||экономического роста|  |                    |  |производителей | |
 |----------------------  ----------------------  ----------------- |
 |         ^                        ^                   |  ^        |
 |         |________________________|___________________|__|________|
 |                                  ____________________|           |
 |                                 |                                |
 |                                 v                                |
 |                 ----------------------------------               |
 |                 | Комплекс мероприятий Программы |               |
 |                 | поддержки товоропроизводителей |<--------------|
 |                 |________________________________|               |
 |                                 |                                |
 |                                 v                                |
 |                 ----------------------------------               |
 |                 | Механизм реализации Концепции  |<---------------
 |                 ----------------------------------
 |                                 |
 |                                 v
 |                 ----------------------------------
 ------------------|      Товаропроизводители       |
                   ----------------------------------
                                   |
                                   v
                   ----------------------------------
                   |      Ожидаемые результаты      |
                   ----------------------------------

1. Состояние  и тенденции развития отраслей промышленности и предпринимательства г. Самары

В ходе проводимых реформ не удалось создать достаточно благоприятную экономическую среду для развития реального сектора экономики, что привело к значительному спаду в промышленности.

Главной причиной такой кризисной ситуации является некомпетентное проведение экономических реформ в российской экономике, бессистемная либерализация, отсутствие системного подхода в проведении промышленной и таможенной политики и, как следствие, существование неблагоприятной макроэкономической среды (не стимулирующая система налогообложения с высоким уровнем налогов, высокая ставка банковских кредитов, сжатие денежной массы, кризис неплатежей, бартер, разрыв связей с бывшими партнерами, сокращение или потеря рынков сбыта продукции, высокая инфляция, снижение государственных заказов и отсутствие государственной поддержки и т.д.).

Кризисное состояние предприятий характеризуется следующими основными параметрами:

- недостаточная загрузка производственных мощностей;

- дефицит оборотных средств;

- изношенность основных фондов, их низкая ликвидность;

- долги в федеральный и местные бюджеты;

- высокие тарифы на продукцию естественных монополий;

- диспропорции цен и издержек;

- низкий либо отрицательный уровень рентабельности.

Анализ работы промышленности показывает:

Падение промышленного производства происходило до 1997 г., в 1999 г. объем выпуска продукции составил 33,5% по отношению к 1991 г. Особенно значительный спад произошел в отраслях:

- машиностроение - на 71,7%;

- легкая промышленность - на 83,0%;

- химическая промышленность - на 69,9%;

- цветная металлургия - на 69,5%;

- промышленность стройматериалов - на 66,2%.

Дополнительные трудности были созданы наличием в промышленности города предприятий ВПК, которые, в основном, были загружены государственными заказами, финансируемыми из федерального бюджета - они резко сократились.

В связи с продолжительным спадом производства последовал значительный отток работающих с промышленных предприятий. С 1991 г. по 1999 г. численность работающих уменьшилась с 253,6 тыс. человек до 146,4 тыс. человек. Значительное сокращение работающих произошло:

- в машиностроении с 197,6 тыс. человек до 88,5 тыс. человек;

- в легкой промышленности с 7,7 тыс. человек до 2,1 тыс. человек;

- в пищевой промышленности с 11,4 тыс. человек до 10,6 тыс. человек.

Уход специалистов высокой квалификации был вызван недостаточной загрузкой производственных мощностей и, как следствие, низкой и несвоевременной выплатой заработной платы.

Нарушение воспроизводственных пропорций, ценовая политика естественных монополий, вымывание оборотных средств предприятий привели к ослаблению реального сектора экономики и росту спекулятивного финансового сектора.

Поэтому, до настоящего времени, в силу отсутствия благоприятных условий, промышленное производство не является основой подъема экономики и стабильного поступления налогов в бюджет города.

Только в 1997 г. и 1999 г. промышленность сработала выше уровней предыдущих лет. Более благоприятным в экономическом отношении стал 1999 год, в первую очередь для предприятий:

- ориентированных на экспортные поставки;

- способных производить импортозамещающую продукцию;

- работающих по выполнению государственных заказов.

После августа 1998 года сложились относительно благоприятные условия для развития пищевой, легкой и отдельных предприятий других отраслей промышленности. Резкое сокращение импортных поставок продукции и рост цен на импорт привели к повышению спроса на конкурентоспособную продукцию местных товаропроизводителей, что дало возможность предприятиям, имеющим достаточно высокий технический и технологический потенциал, улучшить финансовое состояние и направить часть средств на расширение производств.

В структуре промышленного производства в 1999 году наибольший удельный вес занимала продукция машиностроения (30,2% от общего объема произведенной промышленной продукции), пищевой промышленности (24,9%), электроэнергетической отрасли (22,6%), цветной металлургии (9,0%) и топливной промышленности (8,9%). На долю всех других отраслей промышленности приходится 4,4% общего объема производства.

Ведущей отраслью промышленности является машиностроение, как по количеству действующих предприятий - свыше 70 крупных и средних предприятий (около 45% всех промышленных предприятий), в том числе 12 предприятий оборонного комплекса (которые, в свою очередь, определяют состояние машиностроительного комплекса), так и по доле объемов промышленного производства.

Тенденция развития производства машиностроительного комплекса обуславливается:

- государственной политикой, размещением государственного заказа на предприятиях ВПК;

- освоением производства деталей и узлов для комплектации автомобилей на АО "АвтоВАЗ";

- развитием научно-технического и производственного потенциала  самолетостроения, авиадвигателестроения, самолетов нового поколения ТУ-334, АН-70, АН-140, авиадвигателя НК-93;

- освоением производства наземных энергетических установок на базе авиадвигателя;

- содействием в организации производства  машин и оборудования для АПК, пищевой и перерабатывающей промышленности и комплектующих по заказам предприятий нефтехимического комплекса в целях его технологической модернизации;

- поддержкой и стимулированием широкого внедрения энергосберегающих технологий и оборудования на промышленных предприятиях.

Одна из перспективных задач оптимизации размещения производительных сил направлена на разрешение обострившегося противоречия между появлением большого количества незагруженных производственных мощностей и избытком возможностей производственной инфраструктуры. Реструктуризация промышленного узла "Безымянка" (за счет перемещения производственных мощностей из центра города на недозагруженные площади предприятий Безымянки), где сконцентрированы крупнейшие предприятия ВПК и машиностроения, позволит сохранить потенциал уникального оборудования, высвободить площади в центре города для строительства жилья и оздоровления экологической обстановки в городе.

Несмотря на сложнейшее состояние предприятий машиностроения, потенциал отрасли остается достаточно высоким. Многие предприятия оснащены уникальным оборудованием и располагают высокими технологиями, в том числе двойного назначения. Значимость этой отрасли для города и необходимость создания благоприятных условий для ее развития не вызывают сомнения.

Пищевая промышленность - вторая в городе отрасль по количеству работающих предприятий и объемам производимой продукции, наиболее стабильно работающая и в условиях переходного периода. В 1997-1999 гг. ежегодный прирост объемов составлял 13-20%. Предприятия отдельных подотраслей оснащены современным высокопроизводительным оборудованием и современными технологиями. Это достаточно мобильная отрасль, где можно получить быструю и высокую отдачу от проводимых мероприятий по поддержке ее развития, что делает ее привлекательной для инвесторов. Привлечение инвестиций позволило приступить к техническому перевооружению предприятий и способствовало выпуску конкурентоспособной продукции (ОАО "Самарская макаронная фабрика "Верола", ОАО "Кондитерское объединение "Россия", ОАО "Самарская табачная фабрика", ОАО "Косметическая фирма "Весна" и др.). Стратегия развития отрасли направлена на ускоренное переоснащение производств современным оборудованием, внедрение новейших технологий производства продуктов, обеспечивающих их высокие потребительские свойства.

Легкая промышленность - отрасль, где произошел наибольший спад промышленного производства (по сравнению с 1991 г. выпуск продукции сократился на 83%). Значительно сократилось количество крупных и средних предприятий этой отрасли, снижено или прекращено производство важнейших видов продукции легкой промышленности, таких как обувь, пальто и полупальто, трикотажные, швейные и кожгалантерейные изделия. Практически прекратили свою производственную деятельность ОАО "Самараобувь", кожгалантерейная и текстильно-галантерейная фабрики, ряд швейных производств. Предприятия были ориентированы на массовый выпуск узкоспециализированной продукции, что затруднило адаптацию к рыночным условиям. Однако, потенциал отдельных швейных и трикотажных предприятий остается достаточно высоким. В условиях, когда потребительский рынок насыщен, с одной стороны, дорогими товарами развитых стран, а, с другой, - дешевой, некачественной продукцией стран Юго-Восточной Азии и Турции, ниша предприятий легкой промышленности находится в организации производства недорогой, но качественной продукции массового спроса и малых партий разнообразного ассортимента.

Малое предпринимательство. На 1 октября 1999 г. в г. Самаре действовало 15425 малых предприятий с численностью работающих 85,6 тыс. человек. Сопоставление основных показателей развития малого предпринимательства с аналогичным периодом прошлого года свидетельствует о неуклонном росте количества малых предприятий в городе и численности занятых в сфере малого бизнеса: прирост числа субъектов малого предпринимательства составил 32%, что в абсолютном выражении соответствует 3718 предприятиям, при этом число постоянно работающих возросло за год на 16% (или 11,6 тыс. человек).

За девять месяцев прошлого года малыми предприятиями города произведено товаров и оказано услуг по различным направлениям деятельности на сумму 5541,5 млн. руб., что к уровню объемов производства за период январь-сентябрь 1998 года составило 154%.

В сфере промышленности действуют 1887 малых предприятий с численностью 12874 человек, которыми произведено товаров и услуг на 965,9 млн. рублей.

Несмотря на незначительное снижение (с 51,6% по итогам девяти месяцев 1998 г.) удельного веса предприятий торговли и общественного питания в общем количестве действующих субъектов малого предпринимательства, на их долю по-прежнему приходится около половины (50,2%) малых предприятий города. При этом, абсолютное число торговых фирм и предприятий общественного питания выросло за год с 6038 до 7750.

Инвестиции в малый бизнес возросли с 107,7 млн. руб. в 1998 г. до 150,7 млн. руб. на 01.10.99 г., из них в малые предприятия, действующие в сфере промышленности - 16,2 млн. руб.

Однако, несмотря на некоторое оживление промышленного производства в 1999 году, состояние большинства промышленных предприятий остается сложным, а порой - критическим и характеризуется дефицитом загрузки производственных мощностей, нехваткой инвестиций, несовершенной системой расчетов за сырье, материалы и готовую продукцию, нехваткой оборотных средств, неблагоприятной конъюнктурой рынка, несовершенством налоговой системы. И именно поэтому для изменения сложившейся ситуации необходимо проведение комплекса взаимосвязанных мероприятий, ориентированных на конкретизацию и согласование целей, задач, механизмов реализации промышленной политики федерального, регионального и муниципального уровней.

2. Стратегия поддержки промышленности и предпринимательства

Необходимость поддержки промышленности и предпринимательства продиктована их ведущей ролью в экономике города при наполнении бюджета и обеспечении занятости населения, а также целесообразностью сохранения г. Самары в качестве крупного промышленного и научно-технического центра РФ.

Цели поддержки:

- содействие усилению роли и места г. Самары как одного из ведущих промышленных и научно-технических центров РФ, развитие конкурентных преимуществ города;

- создание условий для формирования высокотехнологичного промышленного комплекса,  обеспечивающего производство конкурентоспособной продукции; - сохранение и развитие промышленного и научно-технического потенциала, повышение стабильности и эффективности работы промышленных предприятий;

- стабильное поступление налогов и прочих платежей в бюджеты всех уровней; - содействие занятости трудоспособного населения, снижение уровня безработицы, обеспечение социальной защищенности.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих приоритетных задач:   

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»