САМАРСКАЯ ГОРОДСКАЯ  ДУМА

РЕШЕНИЕ

29 мая 1998 года № 148

Об утверждении городской комплексной Программы "Дети Самары" на 1998-2002 годы

В целях реализации прав детей на полноценное физическое, духовное, нравственное развитие и сохранение здоровья, Самарская городская Дума

РЕШИЛА:

1. Утвердить городскую комплексную Программу "Дети Самары" на 1998-2002 годы.

2. Финансирование мероприятий городской комплексной Программы "Дети Самары" осуществлять за счет средств, предусмотренных в городском бюджете по статьям: "Образование", "Здравоохранение", "Культура и искусство", "Физическая культура", "Социальная политика", а также за счет привлечения внебюджетных и дополнительных средств.

3. Ежеквартально на заседаниях городской Думы заслушивать отчет Администрации города о ходе выполнения комплексной Программы "Дети Самары".

4. Контроль за исполнением данного решения возложить на Комитет по социальным вопросам и Контрольный Комитет Самарской городской Думы.

Председатель Самарской
городской Думы                                     Г.С. Лиманский

М9820251

Утверждена решением
Самарской городской Думы
N 148 от 29.05.98
Приложение

Городская комплексная программа "Дети Самары"

Паспорт Комплексной программы "Дети Самары" на 1998-2002 годы
(далее - Программа)

Наименование               "Дети Самары"
Программы

Заказчик                   Администрация города Самары.

Головной исполнитель       Отдел образования администрации города
                           Самары

Основные разработчики      Отдел образования администрации города
Программы                  Комитет по делам  семьи  и  социальной
                           защиты администрации города.
                           Управление             здравоохранения
                           администрации города.
                           Комитет      по     делам     молодежи
                           администрации города.
                           Управление  по  вопросам   культуры  и
                           организации      досуга      населения
                           администрации города.
                           Комитет   по   физической  культуре  и
                           спорту администрации города.

Цель и задачи Программы    Основной целью Программы "Дети Самары"
                           является   реализация  прав  детей  на
                           полноценное   физическое,    духовное,
                           нравственное  развитие   и  укрепление
                           здоровья:
                           - создание условий  по  удовлетворению
                             потребностей  детей  в   базовом   и
                             дополнительном          образовании,
                             сохранение    и    расширение   сети
                             бесплатных кружков и секций;
                           - улучшение    работы   с   детьми   и
                             подростками  по  месту  жительства в
                             подростковых клубах;
                           - объединение усилий  различных  служб
                             и ведомств в работе по  профилактике
                             наркомании среди несовершеннолетних;
                           - обеспечение   возможности    каждому
                             ребенку для занятий  физкультурой  и
                             спортом;
                           - организация   отдыха   и   занятости
                             несовершеннолетних во  внеурочное  и
                             каникулярное время;
                           - реализация    мер     по    развитию
                             творческих    способностей    детей,
                             независимо        от      социально-
                             экономического положения их семей.

Сроки и этапы реализации   1998-2002 годы
Программы
(подпрограмм)

Перечень подпрограмм  и    1. "Школа  и  дети" ( приложение  N  1,
основных мероприятий           ).
                           2. "Подростковые клубы" ( приложение
                              N 2,).
                           3. Профилактика  наркомании  и  других
                              зависимых      форм       поведения
                              "Наркотикам  - нет!" ( приложение
                              N 3,).
                           4. "Организация летнего отдыха  детей"
                              ( приложение N 4,).
                           5. "Развитие социального  обслуживания
                              семьи и  детей"  (приложение  N  5,).
                           6. "Дети-сироты"  (  приложение  N  6,).
                           7. "Дети-инвалиды" ( приложение  N  7,).
                           8. "Одаренные дети" (приложение  N  8,).

Исполнители подпрограмм    Отдел образования администрации города
и основных мероприятий     (далее - ГОО).
                           Комитет по делам  семьи  и  социальной
                           защиты администрации города  (далее  -
                           КДС).
                           Управление             здравоохранения
                           администрации города (далее - ГУЗ).
                           Комитет      по     делам     молодежи
                           администрации города (далее - КДМ).
                           Управление  по  вопросам   культуры  и
                           организации      досуга      населения
                           администрации города (далее - ГУК).
                           Комитет   по   физической  культуре  и
                           спорту администрации города  (далее  -
                           КФС).

Объемы и источники         Городской   бюджет  -  504 851,5  тыс.
финансирования             руб., в том числе:
                           1998 г. - 94 633 тыс. руб.
                           1999 г. - 96 169,5 тыс. руб.
                           2000 г. - 100 554 тыс. руб.
                           2001 г. - 105 100 тыс. руб.
                           2002 г. - 108 395 тыс. руб.
                           Областной  бюджет  85 467  тыс.  руб.,
                           в том числе:
                           1998 г. - 17 237 тыс. руб.
                           1999 г. - 15 415 тыс. руб.
                           2000 г. - 16 500 тыс. руб.
                           2001 г. - 17 565 тыс. руб.
                           2002 г. - 18 750 тыс. руб.
                           На уровне районов возможно привлечение
                           внебюджетных и дополнительных средств

Ожидаемые конечные         Сохранение    и    развитие    системы
результаты реализации      образования:   дошкольного,    общего,
Программы                  дополнительного, профессионального.
                           Сохранение здоровья детей;
                           Приостановление   роста   употребления
                           наркотических      средств       среди
                           несовершеннолетних;
                           Сохранение подростковых  клубов,  сети
                           бесплатных кружков и секций;
                           Создание условий для занятости детей и
                           подростков;
                           Улучшение      состояния       детской
                           оздоровительной   базы  и   спортивных
                           площадок;
                           Создание   условий  для  интеграции  в
                           общество    детей-сирот    и    детей-
                           инвалидов;
                           Развитие     у     детей    творческих
                           способностей.

Системы организации        Заместитель главы администрации города
контроля за исполнением    по социальным вопросам.
Программы

Содержание проблемы и необходимость решать ее программными методами

Необходимость пристального внимания к сохранению здоровья, созданию условий для развития и получения образования, организации занятости и досуга, нравственному воспитанию детей диктуется современной социально-экономической ситуацией, заботой о возрождении страны, сохранением культурных традиций, ценностей российского общества.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года N 543 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы"  проблема выживания, защиты и развития детей признана приоритетной.

В соответствии с этим Правительством Российской Федерации разработана федеральная целевая программа "Дети России", срок действия которой продлен до 2000 года Указом Президента Российской Федерации от 15 января 1998 года N 29 "О президентской программе "Дети России" на 1998-2000 годы" .

Решением Самарской Губернской Думы от 20 декабря 1996 года N 302 принята Комплексная программа "Дети Самарской области" .

Город Самара, являясь современным мегаполисом, обладает мощным экономическим, финансовым, научным и духовным потенциалом, сохранение и приумножение которого во многом зависит от проведения единой, целенаправленной молодежной и образовательной политики.

Серьезную озабоченность городских органов власти вызывает демографическая ситуация. В городе Самаре на 1 января 1998 года проживает 1 172 261 человек, что почти на 8% меньше, чем в 1990 году. Количество детей до шестнадцати лет уменьшилось на 24% и сегодня их - 216 359 человек. Если от общего числа населения дети в 1990 году составляли 24%, то в 1997 году - только 18%.

Одной из серьезных проблем является неорганизованность досуга и отдыха детей и подростков. Изменения в общественной, и в первую очередь экономической жизни, привели к тому, что и без того малочисленные учреждения социально-культурного назначения либо прекратили свое существование, либо стали недоступными для подростков. В настоящее время только 35% учащихся г. Самары посещают различные кружки, секции, охвачены образовательными и дополнительными услугами. Более 50% школьников считают свой досуг неорганизованным. Значительная часть учащихся не может реализовать свои способности, свой творческий потенциал ни в учебе, ни во внеурочное время. Заметно ослабевает воспитательная функция семьи, утрачены традиции семейного воспитания. Подросток не приобретает положительного социального опыта - ни в семье, ни в образовательном учреждении. Как следствие - асоциальное поведение, отсутствие интереса к жизни, увлечение наркотиками, отказ от образования.

Одной из наиболее острых проблем становится наркомания, приобретающая характер эпидемии. По данным социологических исследований около 44% выпускников школ как минимум один раз употребляли наркотики.

Продолжает расти детская преступность. Тревогу вызывает то положение, что школа перестала быть центром воспитательной работы в микрорайоне. Недостаточное финансирование, слабость материально-технической базы, отсутствие детских общественных организаций не позволяют заполнить свободное время учащихся, активно влиять на успешную социализацию. Массовый характер обучения ограничивает возможность проведения целенаправленной работы с одаренными детьми, что приводит к потере интеллектуального потенциала.

Решение всех этих проблем станет возможным только при системных изменениях в организации, содержании, формах и методах работы с подростками и молодежью.

Администрацией города Самары разработана комплексная программа "Дети Самары", которая рассматривается как первоочередной план действий по реализации на территории города Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации (Национального плана действий в интересах детей), утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. N 942 .

Эта программа включает в себя целевые программы "Школа и дети", "Подростковые клубы" , "Профилактика наркомании и других зависимых форм поведения "Наркотикам - нет!" , "Организация летнего отдыха детей" , "Развитие социального обслуживания семьи и детей" , "Дети-сироты" , "Дети-инвалиды" , "Одаренные дети" .

Комплексная программа "Дети Самары" является одной из приоритетных социальных программ администрации города. Принятие программы позволит обнаружить и реализовать те огромные преимущества, которыми обладает Самара, как крупный промышленный, научный и культурный центр, позволит предъявить единые управленческие требования и интегрировать усилия всех ведомств, целенаправленно и эффективно использовать финансовые средства.

Программа "Дети Самары" базируется на принципах Конвенции и Декларации прав ребенка, в которых говорится о том, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. Эта задача приобретает особую значимость в современных условиях.

Приоритетом образовательной политики города является развитие сети учреждений дошкольного, общего, дополнительного образования, интеграция с учреждениями начального профессионального образования.

Должна быть обеспечена адресная поддержка детям социально незащищенных слоев в получении образования и найдены механизмы поддержки одаренной молодежи.

Это ставит перед городской администрацией актуальную задачу своевременного и эффективного реагирования на изменения социальных условий, создания механизмов защиты детства.

Основные цели и задачи Программы

Основной целью программы "Дети Самары" является создание оптимальных условий для жизнедеятельности, обучения и развития детей, обеспечение им социальной поддержки и защиты в период социально-экономических преобразований и реформ.

Программа предусматривает решение следующих задач:

- реализация прав детей на полноценное физическое, духовное, нравственное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации  и международными обязательствами;

- объединение усилий различных служб и ведомств для решения проблем детства;

- восстановление, сохранение и развитие подростковых клубов, спортивных площадок;

- сохранение сети бесплатных детских кружков и секций;

- профилактика наркомании среди несовершеннолетних;

- поддержка семьи и сохранение родственных связей;

- охрана репродуктивного здоровья детей и подростков;

- создание необходимых условий для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями;

- обеспечение социально-экономической, психологической поддержки детям, оказавшимся в особо трудных условиях;

- организация летнего отдыха детей и подростков;

- социальная поддержка одаренных детей - жителей города Самары.

Сроки и этапы реализации Программы

Начало реализации Программы - 1998 год.

Окончание реализации Программы - 2002 год.

Финансовое обеспечение Программы

Общие затраты на реализацию Программы составят - 590 318,5 тыс. руб., в том числе:

из городского бюджета - 504 851,5 тыс. руб.,

из областного бюджета - 85 467 тыс. руб.

На уровне районов возможно привлечение внебюджетных и дополнительных средств.

Механизм реализации Программы

Выполнение Программы обеспечивается при поступлении средств в комитеты и управления администрации города Самары.

Координацию работы по реализации Комплексной программы "Дети Самары" осуществляет Отдел образования администрации города Самары.

             

Контроль за ходом реализации Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»