САМАРСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
29 мая 1998 года № 148
Об утверждении городской комплексной Программы "Дети Самары" на 1998-2002 годы
В целях реализации прав детей на полноценное физическое, духовное, нравственное развитие и сохранение здоровья, Самарская городская Дума
РЕШИЛА:
1. Утвердить городскую комплексную Программу "Дети Самары" на 1998-2002 годы.
2. Финансирование мероприятий городской комплексной Программы "Дети Самары" осуществлять за счет средств, предусмотренных в городском бюджете по статьям: "Образование", "Здравоохранение", "Культура и искусство", "Физическая культура", "Социальная политика", а также за счет привлечения внебюджетных и дополнительных средств.
3. Ежеквартально на заседаниях городской Думы заслушивать отчет Администрации города о ходе выполнения комплексной Программы "Дети Самары".
4. Контроль за исполнением данного решения возложить на Комитет по социальным вопросам и Контрольный Комитет Самарской городской Думы.
Председатель Самарской
городской Думы Г.С. Лиманский
М9820251
Утверждена решением
Самарской городской Думы
N 148 от 29.05.98
Приложение
Городская комплексная программа "Дети Самары"
Паспорт Комплексной программы "Дети Самары" на 1998-2002 годы
(далее - Программа)
Наименование "Дети Самары"
Программы
Заказчик Администрация города Самары.
Головной исполнитель Отдел образования администрации города
Самары
Основные разработчики Отдел образования администрации города
Программы Комитет по делам семьи и социальной
защиты администрации города.
Управление здравоохранения
администрации города.
Комитет по делам молодежи
администрации города.
Управление по вопросам культуры и
организации досуга населения
администрации города.
Комитет по физической культуре и
спорту администрации города.
Цель и задачи Программы Основной целью Программы "Дети Самары"
является реализация прав детей на
полноценное физическое, духовное,
нравственное развитие и укрепление
здоровья:
- создание условий по удовлетворению
потребностей детей в базовом и
дополнительном образовании,
сохранение и расширение сети
бесплатных кружков и секций;
- улучшение работы с детьми и
подростками по месту жительства в
подростковых клубах;
- объединение усилий различных служб
и ведомств в работе по профилактике
наркомании среди несовершеннолетних;
- обеспечение возможности каждому
ребенку для занятий физкультурой и
спортом;
- организация отдыха и занятости
несовершеннолетних во внеурочное и
каникулярное время;
- реализация мер по развитию
творческих способностей детей,
независимо от социально-
экономического положения их семей.
Сроки и этапы реализации 1998-2002 годы
Программы
(подпрограмм)
Перечень подпрограмм и 1. "Школа и дети" ( приложение N 1,
основных мероприятий ).
2. "Подростковые клубы" ( приложение
N 2,).
3. Профилактика наркомании и других
зависимых форм поведения
"Наркотикам - нет!" ( приложение
N 3,).
4. "Организация летнего отдыха детей"
( приложение N 4,).
5. "Развитие социального обслуживания
семьи и детей" (приложение N 5,).
6. "Дети-сироты" ( приложение N 6,).
7. "Дети-инвалиды" ( приложение N 7,).
8. "Одаренные дети" (приложение N 8,).
Исполнители подпрограмм Отдел образования администрации города
и основных мероприятий (далее - ГОО).
Комитет по делам семьи и социальной
защиты администрации города (далее -
КДС).
Управление здравоохранения
администрации города (далее - ГУЗ).
Комитет по делам молодежи
администрации города (далее - КДМ).
Управление по вопросам культуры и
организации досуга населения
администрации города (далее - ГУК).
Комитет по физической культуре и
спорту администрации города (далее -
КФС).
Объемы и источники Городской бюджет - 504 851,5 тыс.
финансирования руб., в том числе:
1998 г. - 94 633 тыс. руб.
1999 г. - 96 169,5 тыс. руб.
2000 г. - 100 554 тыс. руб.
2001 г. - 105 100 тыс. руб.
2002 г. - 108 395 тыс. руб.
Областной бюджет 85 467 тыс. руб.,
в том числе:
1998 г. - 17 237 тыс. руб.
1999 г. - 15 415 тыс. руб.
2000 г. - 16 500 тыс. руб.
2001 г. - 17 565 тыс. руб.
2002 г. - 18 750 тыс. руб.
На уровне районов возможно привлечение
внебюджетных и дополнительных средств
Ожидаемые конечные Сохранение и развитие системы
результаты реализации образования: дошкольного, общего,
Программы дополнительного, профессионального.
Сохранение здоровья детей;
Приостановление роста употребления
наркотических средств среди
несовершеннолетних;
Сохранение подростковых клубов, сети
бесплатных кружков и секций;
Создание условий для занятости детей и
подростков;
Улучшение состояния детской
оздоровительной базы и спортивных
площадок;
Создание условий для интеграции в
общество детей-сирот и детей-
инвалидов;
Развитие у детей творческих
способностей.
Системы организации Заместитель главы администрации города
контроля за исполнением по социальным вопросам.
Программы
Содержание проблемы и необходимость решать ее программными методами
Необходимость пристального внимания к сохранению здоровья, созданию условий для развития и получения образования, организации занятости и досуга, нравственному воспитанию детей диктуется современной социально-экономической ситуацией, заботой о возрождении страны, сохранением культурных традиций, ценностей российского общества.
Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года N 543 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы" проблема выживания, защиты и развития детей признана приоритетной.
В соответствии с этим Правительством Российской Федерации разработана федеральная целевая программа "Дети России", срок действия которой продлен до 2000 года Указом Президента Российской Федерации от 15 января 1998 года N 29 "О президентской программе "Дети России" на 1998-2000 годы" .
Решением Самарской Губернской Думы от 20 декабря 1996 года N 302 принята Комплексная программа "Дети Самарской области" .
Город Самара, являясь современным мегаполисом, обладает мощным экономическим, финансовым, научным и духовным потенциалом, сохранение и приумножение которого во многом зависит от проведения единой, целенаправленной молодежной и образовательной политики.
Серьезную озабоченность городских органов власти вызывает демографическая ситуация. В городе Самаре на 1 января 1998 года проживает 1 172 261 человек, что почти на 8% меньше, чем в 1990 году. Количество детей до шестнадцати лет уменьшилось на 24% и сегодня их - 216 359 человек. Если от общего числа населения дети в 1990 году составляли 24%, то в 1997 году - только 18%.
Одной из серьезных проблем является неорганизованность досуга и отдыха детей и подростков. Изменения в общественной, и в первую очередь экономической жизни, привели к тому, что и без того малочисленные учреждения социально-культурного назначения либо прекратили свое существование, либо стали недоступными для подростков. В настоящее время только 35% учащихся г. Самары посещают различные кружки, секции, охвачены образовательными и дополнительными услугами. Более 50% школьников считают свой досуг неорганизованным. Значительная часть учащихся не может реализовать свои способности, свой творческий потенциал ни в учебе, ни во внеурочное время. Заметно ослабевает воспитательная функция семьи, утрачены традиции семейного воспитания. Подросток не приобретает положительного социального опыта - ни в семье, ни в образовательном учреждении. Как следствие - асоциальное поведение, отсутствие интереса к жизни, увлечение наркотиками, отказ от образования.
Одной из наиболее острых проблем становится наркомания, приобретающая характер эпидемии. По данным социологических исследований около 44% выпускников школ как минимум один раз употребляли наркотики.
Продолжает расти детская преступность. Тревогу вызывает то положение, что школа перестала быть центром воспитательной работы в микрорайоне. Недостаточное финансирование, слабость материально-технической базы, отсутствие детских общественных организаций не позволяют заполнить свободное время учащихся, активно влиять на успешную социализацию. Массовый характер обучения ограничивает возможность проведения целенаправленной работы с одаренными детьми, что приводит к потере интеллектуального потенциала.
Решение всех этих проблем станет возможным только при системных изменениях в организации, содержании, формах и методах работы с подростками и молодежью.
Администрацией города Самары разработана комплексная программа "Дети Самары", которая рассматривается как первоочередной план действий по реализации на территории города Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации (Национального плана действий в интересах детей), утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. N 942 .
Эта программа включает в себя целевые программы "Школа и дети", "Подростковые клубы" , "Профилактика наркомании и других зависимых форм поведения "Наркотикам - нет!" , "Организация летнего отдыха детей" , "Развитие социального обслуживания семьи и детей" , "Дети-сироты" , "Дети-инвалиды" , "Одаренные дети" .
Комплексная программа "Дети Самары" является одной из приоритетных социальных программ администрации города. Принятие программы позволит обнаружить и реализовать те огромные преимущества, которыми обладает Самара, как крупный промышленный, научный и культурный центр, позволит предъявить единые управленческие требования и интегрировать усилия всех ведомств, целенаправленно и эффективно использовать финансовые средства.
Программа "Дети Самары" базируется на принципах Конвенции и Декларации прав ребенка, в которых говорится о том, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. Эта задача приобретает особую значимость в современных условиях.
Приоритетом образовательной политики города является развитие сети учреждений дошкольного, общего, дополнительного образования, интеграция с учреждениями начального профессионального образования.
Должна быть обеспечена адресная поддержка детям социально незащищенных слоев в получении образования и найдены механизмы поддержки одаренной молодежи.
Это ставит перед городской администрацией актуальную задачу своевременного и эффективного реагирования на изменения социальных условий, создания механизмов защиты детства.
Основные цели и задачи Программы
Основной целью программы "Дети Самары" является создание оптимальных условий для жизнедеятельности, обучения и развития детей, обеспечение им социальной поддержки и защиты в период социально-экономических преобразований и реформ.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- реализация прав детей на полноценное физическое, духовное, нравственное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами;
- объединение усилий различных служб и ведомств для решения проблем детства;
- восстановление, сохранение и развитие подростковых клубов, спортивных площадок;
- сохранение сети бесплатных детских кружков и секций;
- профилактика наркомании среди несовершеннолетних;
- поддержка семьи и сохранение родственных связей;
- охрана репродуктивного здоровья детей и подростков;
- создание необходимых условий для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями;
- обеспечение социально-экономической, психологической поддержки детям, оказавшимся в особо трудных условиях;
- организация летнего отдыха детей и подростков;
- социальная поддержка одаренных детей - жителей города Самары.
Сроки и этапы реализации Программы
Начало реализации Программы - 1998 год.
Окончание реализации Программы - 2002 год.
Финансовое обеспечение Программы
Общие затраты на реализацию Программы составят - 590 318,5 тыс. руб., в том числе:
из городского бюджета - 504 851,5 тыс. руб.,
из областного бюджета - 85 467 тыс. руб.
На уровне районов возможно привлечение внебюджетных и дополнительных средств.
Механизм реализации Программы
Выполнение Программы обеспечивается при поступлении средств в комитеты и управления администрации города Самары.
Координацию работы по реализации Комплексной программы "Дети Самары" осуществляет Отдел образования администрации города Самары.
Контроль за ходом реализации Программы