• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Недействующий


ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05 июня 1996 года № 146

 О территориальной целевой программе  "Развитие реабилитационной службы Самарской  области в 1996-2000 годах"

(с изменениями на 18 декабря 2006 года)


____________________________________________________________________________________________________________
Изменение:
Постановление утратило силу - Постановление Губернатора Самарской области от 18 декабря 2006 г. № 270
____________________________________________________________________________________________________________


С целью улучшения на территории области качетсва реабилитации больных и снижения первичного выхода их на инвалидность

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Принять территориальную целевую программу "Развитие реабилитационной службы Самарской области в 1996-2000 годах" (прилагается) и направить ее ра рассмотрение Самарской Губернской Думы.
2. Комитету по экономике и финансам Администрации области (Хасаеву) предусмотреть в бюджете области выделение средств Самарскому медицинскому институту "РЕАВИЗ" на финансирование территориальной целевой программы "Развитие реабилитационной службы Самарской области в 1996-2000 годах" в следующих размерах: 1997 год - 7,8 (семьи миллиардов восемьсот миллионов) млрд. рублей, 1998 год - 21 (двадцать один) миллиард рублей, 1999 год 13 (тринадцать) миллиардов рублей, 2000 год - 3 (три) миллиарда рублей.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации области Жабина А.П.

Глава Администрации
области                                                К.А. Титов

ПРИЛОЖЕНИЕ
К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ
ОБЛАСТИ ОТ 5.06.96 Г. N 146

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ В 1996-2000 ГОДАХ" (ДАЛЕЕ ПРОГРАММА)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения программными методами
Раздел 2. Основные цели и задачи Программы
Раздел 3. Сроки и этапы реализации Программы
Раздел 4. Система программных мероприятий
Раздел 5. Финансовое обеспечение Программы
Раздел 6. Механизм реализации Программы
Раздел 7. Организация управления Программой и контроль за ходом их реализации
Раздел 8. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последсвий Программы

Раздел 9. Паспорт Программы

Приложение: Схеме реорганизации реаблитационной службы Самарской области.

 Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ
РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

В соответствии с международными статистическими отчетами в России одной из важнейших социальных задач остается охрана здоровья населения. При этом приоритетными проблемами здоровья, по которым общество несет наибольшие потери, являются: травмы, младеческая смертность и заболеваемость новорожденных, инвалидность с детства, инфекционные болезни, психические расстройства, пневмонии, болезни беременных и материнская смертность. Большинство их этих проблем очень тесно связано с потререй трудоспособности, развитием инвалидности и необходимостью социальной зашиты этой части населения, что предусматривается Федеральным Законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 25.03.93 N 394 "О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов", постановлением Правительства Российской Федерации от 3.04.96 N 392 "О государственной службе медико-социальной экспертизы".
К сожалению, следует признать, что современная тенденция к ежегодному увеличению в России числа лиц, нуждающихся в социальной опеке, связано в первую очерень с недостатками системы реабилитации больных и инвалидов.
Если объективно взглянуть на состояние реабилитационной службы у нис в стране, то можно конститировать, что она не функционирует как целостная система. Медицинская и социальная реабилитация идут своими путями, практическим мало соприкасаясь друг с другом. В результате этого больной оказывается один на один со своим недугом, он теряет ощущение, что общество наряду с ним несет ответственность за его выздоровление, что общество заинтересовано, чтобы человек вернулая к активной социальной жизни. Усугубляет эту ситуацию слабая организация психологической помощи больным, которая должны была бы органически вплетаться в структуру медико-социальной реабилитации. В России в настоящее время практически отсутствует специализированная подготовка кадров для реалибилитационной работы, не разработана методика преемственности между отдельными службами реабилитации. Очень мала доля промышленных предприятий, изготовляющих оборудование для трудовой и бытовой реабилитации инвалидов. Иными словами, пока еще не согдано стройной концепции реабилитации в России, которая помогла бы организационно и функционално объединить разрозненные усилия различных ведомств, образовательных учреждений, предприятий для решения очень важной социальной задачи возврадния к активной общественной жизни инвалидов и больных.
Есть и еще одна проблема. В современных условиях бюджетное финансирование медицинских и социальных учреждений реабилитации не может обеспечить высокий уровень проведения реабилитационных мероприятий для всего контингента больных и инвалидов. Необходимы дополнительные источники финансирования, а реальных инвестиционных программ пока еще не создано.
Зарубежный опыт показывает, что все эти трудности преодолимы. Однако для жтого требуется сербзный научно и экономически обоснованный методологический подход к организации реабилитационного дела с учетом этапа развития российского общества в целом и отдельных регионов страны в частности.
Так, в Самарской области уже в настоящее время имеются весьма серьезные предпосылки, позволяющие уже в ближайшем будущем приступить к реорганизации реабилитационной службы. Это своего рода ресурсы для обеспечения работы по Программе. Они включают:
- наличие заказа на решение такой социальной проблемы как совершенствование реаблитиационной службы и готовность Администрации Самарской области взять на себя роль государственного заказчика;
- интеллектуальный потенциал сотрудников Самарского медицинского института "РЕАВИЗ", позволяющий сформулировать концепцию развития реабилитационной службы в области и взять на себя ответственность головного исполнителя Программы;
- наличие в Самарской области целого ряда учреждений здравоохранения, с успехом осуществляющих специальные программы медицинской реабилитации и понимающих целесообразсноть обогащения этих программ социальными, психологическими и организационными аспектами;
- наличие в Самарской области центров социального обслуживания населения, центров медицинской реабилитации, врачебно-трудовых экспертных комиссий, имеющих определенный опыт реабилитационной работы и способных служить основой будущих типовых учреждений медико-социальной реабилитации;
- методическая готовность административных структур области (Главного управления социальной защиты населения области, Комитета по вопросам семьи, материнства и детства Администрации области, Главного управления здравоохранения Администрации области, территориального фонда обязательного медицинского страхования, департамента федеральной службы занятости населения по Самарской области) принять участие в реализации проекта;
- наличие производственных площадей и земельного участка под застройку на территории Самарского района г. Самары для создания материальной базы областного экспертного центра медико-социальной реабилитации.
Используя эти ресурсы наряду с финансовой поддержкой за счет средств областного бюджета, разработчики настоящей Программы расчитывают в течение ближайшего пятилетия создать на базе концепции перспективного развития реабилитационной службы в Самарской области прообрах будущей организационной структуры реабилитации, апробировать его жизнеспособность в условиях социального эксперимента и приступить к его реальному воплощению. Все это в совокупности составляет основное содержание данной Программы. В дальнейшем она может быть распространена и на другие регионы страны.


Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

2.1. Цель Программы:

Разработка концепции развития реабилитационной службы Самарской области на 1996-2000 гг. и поэтапное внедрение ее в практику.

2.2. Задачи Программы:

2.2.1. Детально разработать, научно и экономически обосновать концепцию развития реабилитационной службы в Самарской области.
2.2.2. Организовать в 1996-2000 гг. проведение социального эксперимента по апробации разработанной Программы и доработать ее отдельные положения на практике.
2.2.3. В рамках эксперимента создать на территории одного из районов г. Самары (предположительно Советского района) областной экспертный центр медико-социальной реабилитации населения (далее Центр) и типовое учреждение медико-социальной реабилитации для отработки методологии реабилитацинной работы в области.
2.2.4. Создавать совет инвесторов из представителей Администрации области, иных органов и организаций для консульатционной помощи Центру в проведении реабилитационной работы с населением.
2.2.5. Разработать и апробировать модель новых финансово-экономических отношений учреждений госарственного и негосударственного типа, осуществялющих реабилитационную службу в области.
2.2.6. Разработать принципы взаимодействия административных, образовательных, общественных организаций, а также промышленных предприятй, участвующих в реализации Программы реабилитации населения.
2.2.7. В Центре как на учебно-производственной базы организовать подготовку, переподготовку и сертификацию кадров для реабилитационной службы области.
2.2.8. Создать методическое обеспечение преемственности в работе учреждений реабилитации.
2.2.9. Проветси апробацию организационной структуры и принципов работы типового учреждения медико-социальной реабилитации.
2.2.10. Создать систему лицензионного контроля за деятельностью учреждений медико-социальной реабилитации.
2.2.11. Провести работу по организации работы медико-социальных экспертных комиссий на территории Самарской области, создав систему их взаимоотношений с учреждениями здравоохранения и реабилитационными центрами.
2.2.12. Провести реорганизацию работы реабилитационных центров и наладить систему лицензирования их деятельности.
2.2.13. Организовать участие медицинской, социальной и психологической службы в профессиональной переподготовке и бытовой адаптации инвалидов, а также больных с хроническими заболеваниями.
2.2.14. Уосвершенствовать систему финансового обеспечения реабилитационной работы с населением.
2.2.15. Наметить программу по социально-психологической реабилитационной работе с населением в экологически неблагоприятных зонах области.
2.2.16. Определить программу приобщения инвалидов и тяжело больных к духовным ценностям современного общества.
2.2.17. Организовать работу по пропаганде идей реабилитации среди населения и привлечению к реабилитационной работе средств из внебюджетных источников.


Раздел 3. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1996 г. - организовать проведение научно-методической работы по совершенствованию концепции развития реабилитационной
службы в Самарской области ;
- организовать научно-методическую проработку условий эксперимента по апробации разработанной программы;
- приступить к созданию на территории Советского района г. Самары производственных площадей областного экспертного центра медико-социальной реабилитации населения;
- создать совет инвесторов из представителей Администрации области, иных органов и организаци для консультационной помощи Центру в проведении реабилитационной работы с населением;
- приступить к организации подготовки, переподготовки и
сертификации кадров для реабилитационной службы области. 1997 г. - приступить к созданию на территории Советского района г. Самары производственныъ площадей под типовое учреждение реабилитации;
- организовать работу областного экспертного центра медико-социальной реабилитации населения;
- провести работу с руководителями промышленных предприятий Самарской области по организации выпуска
приспособлений для профессиональной и бытовой адаптации инвалидов и больных с хроническими заболеваниями;
- начать подготовку и переподготовку кадров для реабилитационной службы области;
- подготовить программу лицензирования учреждений медико-социальной реабилитации.
1998 г. - продолжить подготовку производственных площадей и их оснащение;

- оснастить и организовать работу типового учреждения реабилитации;
- организационно и научно-методически обеспечить преемственность в работе областного экспертного центра
медико-социальной реабилитации населения и типового учреждения реабилитации;
- научно-методически обосновать и отработать на практике принципы финансово-экономической деятельности медико-социальных экспертных комиссий и учреждений реабилитации.
1999 г. - продолжить подготовку производственных площадей;
- начать деятельность по организации работы медико-социальных экспертных комиссий на территории Самарской области, создав систему их взаимоотношений с учреждениями здравоохранения и реабилитационными центрами;
- начать реорганизацию работы реабилитационных центров и наладить систему лицензирования их деятельности;
- наладить систему целевой подготовки кадров для службы реабилитации и организовать сертификацию молодых
специалистов в этой области;
- апробировать созданную систему финансово-экономической поддержки учреждений реабилитации.
2000 г. -организовать участие медицинской, социальной и психологической службы в профессиональной переподготовке и
бытовой адаптации инвалидов и больных, оснастив соответствующим образом такие отделения учреждений реабилитации;
- научно-методически обосновать и внедрить систему трудоустройства граждан и инвалидностью;
- создать систему контроля за работой учреждений реабилитации;
- разработать и начать внедрение программы по социально-психологической реабилитационной работе с населением в экологические неблагоприятных зонах области;
- разработать и начать внедрение программы приобщения инвалидов и тяжело больных к духовным ценностям современного общества;
- организовать работу по пропаганде идей реабилитации среди населения и привлечения к реабилитационной работе
средств из внебюджетных источников.


Раздел 4. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Программные мероприятия планируется проводить в соответствии с концепцией развития реабилитационной службы Самарской области, основные положения которой отражены на схеме (прилагается) и предусматривают следующий порядок осуществления настоящей Программы.
1. Организация перехода от сугубо медицинских мероприятий к комплексной системе медицинской, психологической и социальной реабилитации
Детальная характеристика проблемы. В соответствии с новыми условиями развития российского общества, определившими цель настоящей Программы, организационная структура реабилитационной службы Самарской области должна быть реорганизована. При этом в процессе реорганизации небходимо учитывать следующие моменты.
В настоящее время направление больного на реабилитацию далеко не всегода входить в схему медицинского обслуживания населения. Связано это с несколькими обстоятельствами. Во-первых, до сих пор нет четкого определения, что такое реабилитация и когда следует начинать реабилитационные мероприятия. Во-вторых, нет единой формы медицинского заключеня, позволяющего четко наметить индивидуальную схему реабилитации. В-третьих, в процессе реботы с больным врач самостоятельно руководит его лечением, не ставя перед собой задачу привлечения к этому процессу психологической и социальной службы, семьи, различных общественных структур. В большинстве случаев это просто невозможно в силу специфики врачебной деятельности в стационаре или поликлинике, тем более, что развертывание реабилитационных мероприятий обязательно повлечет за собой в будущем увеличение потока больных.
Гораздо лучше мог бы справиться с этой проблемой семейный врач, но создание нового для нашей страны института семейных врачей довольно сложная проблема, нет единой устоявшейся методики их подготовки, не отработана система финансирования их деятельности, не определн четко круг их должностных обязанностей, не разработан порядок их взаимодействия с врачами поликлиник и стационаров.
Перечень программных мероприятий:
- определив реабилитацию как систему мероприятий, направленных на восстановление медицинского, социального и психологического статуса больного и проводимых в результате адекватно проведенного лечения после первичной постановки диагноза, апробировать следующую схему к реабилитационным мероприятиям:

     ----------------------------------------------------
     | Регистрация больным первых симптомов заболевания |
     ----------------------------------------------------
                               |
                      --------------------
                      | Обращение к врачу|
                      --------------------
                               |
        ----------------------------------------------
        | Амбулаторное или стационарное обследование |
        ----------------------------------------------
                               |
                      --------------------
                      | Первичный диагноз|
                      --------------------
                               |
           -----------------------------------------
           | Амбулаторное или стационарное лечение |
           | в соответствии с первичным диагнозом  |
           -----------------------------------------
                               |
     -----------------------------------------------------------
     | Диагностическое подтверждение выздоровления или ремиссии|
     -----------------------------------------------------------
                               |
                --------------------------------
                | Реабилитационные мероприятия |
                --------------------------------

    

- определить контингент лиц, нуждающихся в проведении реабилитационных мероприятий;
- разработать единую форму медико-социально карты больного, включающую не только диагноз заболевания, содержание диагностических исследований и проведенного лечения, но и описание условий жизни, социального и семейного положения, материлального дохода, краткого психологического портрета больного -сведений, необходимых для экспертной оценки необходимости реабилитационных мероприятий;
- утвердить положение, по которому оформление медико-социальной карты больного, направляемого на реабилитацию, поручается либо семейному врачу, либо любому другому специалисту с высшим медицинским образованием с участием социального работника;
- определить порядок и содержание постдипломной подготовки семейных врачей, начать ее осуществление, разработать систему оплаты труда семейных врачей и перечень их должностных обязанностей.
2. Создание структуры для придания реабилитационным мероприятиями комплексного медико-психолого-социального характера
Детальная характеристика проблемы. До последнего времени определение меры социальной защиты инвалидов и больных проводилось с участием врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК). Эти комиссии выдавали заключение медицинского характера о трудоспособности пациента, на основании которого учреждения социальной защиты населения обеспечивали последнего соответствующим денежным пособием. Такая система, когда социальная по содержанию задача решалась исключительно медицинскими методами и сводилась, по существу, только к определению трудоспособности, не удовлетворяла причастных к ее осуществлению специалистов и не соответствовала оценке инвалидности Всемирной организацией здравоохранения.
По этой причине 3 апреля 1996 года вышло постановление Правительства Российской Федерации N 392 "О государственной службе медико-социальной экспертизы", рекомендующее "создавать учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы на базе врачебно-трудовых экспертных комиссий с учетом потребности населения в медико-социальном экспертном обслуживании". Но несмотря на начало работы в области по преобразованию ВТЭК в МСЭК (медико-социальные экспертные комиссии) и изменения подхода к самому понятию "инвалидность", до истинной реорганизации еще далеко.
По-прежнему вопрос об инвалидности и определению показиний к реабилитации остается в рамках МСЭК только медицинским вопросам, а социальные проблемы граждан решаются освершенно изолированно в районных отделениях социальной защиты населения. Да и само понятие "реабилитация" рассматривается исключительно с врачебных позиций, хотя во всем мире это прежде всего проблема медицинских сестер в высшим образованием.
Перечень программных мероприятий:
- апробировать новую по задачам организационную структуру медико-социальных экспертных комиссий, включающих в состав бригады для индивидуально экспертизы больного или инвалида врача-специалиста по реабилитологии, врача-специалиста по медицинскому профилю больного, медицинскую сестру с высшим образованием, психолога, социолога;
- детально разработать функциональные обязанности членов экспертной бринады, которые предполагается распределить следующим образом. Специалисты медицинского профиля, используя данные медико-социальной карты больного и результаты собственной экспертизы, намечают программу медицинской реабилитации. Психологи обосновывает приемы и объем психологической реабилитации, совместно с социологом определяет программу бытовой и профессиональной реабилитации или адаптации, программу работы с семьей пациента. Социолог, кроме этого, устанавливает инидвидуальную систему оплаты реабилитационных услуг, исходя из материальных возможностей инвалида или больного;
- разработать единую форму реабилитационной карты, содержащей заключение МСЭК по всем указанным разделам;
- определить программу постдипломной подготовки специалистов медицинского и немедицинского профиля для работы в системе МСЭК и приступить к ее осуществлению;
- создать систему финансирования работы МСЭК и определить формы взаимоотношения последних с различными административными, медицинскими и социальными структурами в области, а также с типовыми учреждениями реабилитации.

3. Совершенствование системы реабилитационных учреждений области
Детальная характеристика проблемы. В настоящее время в области функционирует три различных типа реабилитационных учреждений, работу которых раздельно конролируют Главное управление здравоохранения Администрации области, Главное управление социальной защиты населения области, комитет по вопросам семьи, материнства и детства Администрации области. Такая ведомственная разобщенность снижает организационную, методическую и экономическую эффективность работы реабилитационных учреждений, не позволяет им плодотворно накапливать и развивать полученный опыт, затрудняет выработу единых критериев в оценке их деятельности.
Существующие реабилитационные учреждения очень часто плохо оснащены современными приспособлениями для профессиональной и бытовой адаптации. Возникают проблемы и с квалифицированными кадрами.
Перечень программных мероприятий:
- разработать и утвердить единый методический подход к статусу типовых реабилитационных учреждений области, организуя их не по ведомственному признаку и ен по содержанию работы, а по профилю и уровню оказываемых в первую очередь медицинских услуг;
- расширить спктр медицинской, психологической и социальной помощи больным ии нивалидоам, усилив сектор паторнажных услуг, перенеся часть забот по реабилитации на семью пациента;
- усилить внимание к проблемам профессиональной и бытовой адаптации больных и инвалидов, оснастив соответствующие отделения реабилитационных учреждений с участием зарубежных фирм, а также промышленных предприятий области, определив предварительно рентабельность подобного социального заказа;
- ввести в структуру реабилитационных учреждений социальной отдел, четко определив его задачи;
- разработать единую форму реабилитационного заключения, отражающего эффективность реабилитации, рекомендации семейному или участковому врачу для дальнейшего наблюдения, создающего возможность статистического учета результатов реабилитации и ее преемственности;
- апробировать на практике все научно-методические разработки по организации типового учреждения реабилитации, создав прообраз такового в виде учебно-производственной базы подготовки специалистов соответствующих профилей;
- организовать подготовку специалистов медицинского и немедицинского профиля для работы в учреждениях реабилитации.

4. Создать систему управления и контроля деятельности реабилитационной службы области
Детальная характеристика проблемы. В постановлении Правительства Российской Федерации "О государсвенной службе медико-социальной экспертизы" рекомендуется "органам исполнительной власти субъектов Российской Федерациии создавать ... самостоятельные структурные подразделения по руководству учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы". Нуждаются в единой форме управления и типовые учреждения реабилитации. В последнем случае следут учитывать тот факт, что реабилитация - это не просто социальный акт, а сложный процесс восстановления физического, психологического и социального здоровья, требующий исключительно индивидуального подхода. По этой причине реабилитационные учреждения могут иметь различный уровень организации (отделение стационара или поликлиники, реабилитационный центр, учреждение санаторно-курорного типа, профилакторий), но должны соответствовать единым методическим требованиям, которые к насятощему времени не сформулированы. Это связано и с отсутствие лицензионного контроля за деятельностью таких учреждений. Расплывчатость организационных проблем, связанных с реабилитацией, исключает возможность четкого управления ситуацией со стороны Администрации области.
Перечень программных мероприятий:
- организовать областной экспертный центр медико-социальной реабилитации населения. На первом этапе создать его по типу МСЭК и апробировать на нем как на модели работу этой структуры с населением. На втором этапе сделать его органом управления и контроля медико-социальной и психолого-социальной реабилитационной службой области, отрабатывая на практике его взаимодействие с вновь создаваемыми МСЭК и учреждениями реабилитации. На заключительном этапе добавть к функциями супервизора (текущего контроля) экспертного центра право на лицензирование учреждений реабилитации и не сертификацию кадров;
- на базе экспертного центра разработать социальные программы экологической и духовной реабилитации населения.


Раздел 5. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

5.1. Смета расходов по подготовке производственных площадей для экспертного цнтра медико-социальной реабилитации населения и типового учреждения реабилитации

----------------------------------------------------------------------
N  | Виды работ        | Схема расчета        | Проектная      | Срок
п/п|                   | стоимости работ      | стоимость работ| испо-
   |                   |                      |                |лнения
----------------------------------------------------------------------
1. | Проектирование    | 10% от стоимости     | 1650 млн. руб. | 1996г
   | капитального      | строительных работ   |                |
   | ремонта здания и  |                      |                |
   | строительства     |                      |                |
   | дополнительных    |                      |                |
   | помещений         |                      |                |
2. | Оформление разре- | С учетом установлен- | 1000 млн. руб. | 1996г
   | шающих документов | ных нормативов       |                |
   | ГлавАПУ и         |                      |                |
   | эксплуатирующих   |                      |                |
   | организаций       |                      |                |
3. | Капитальный ремонт| S сущ. зд. = 950 кв. | 1235 млн. руб. | 1996г
   | существующего     | м.                   |                |
   | здания            | С = 950 кв. м. х 1,3 |                |
   |                   | млрд. руб.           |                |
4. | Оснащение         | С учетом примерных   | 1500 млн. руб. | 1997г
   | диагностического  | потребностей населе- |                |
   | блока и           | ния в новых видах    |                |
   | оборудованием и   | диагностических      |                |
   | аппаратурой       | исследований         |                |
5. | Строительные      | S надст = 96 кв. м.  |  250 млн. руб. | 1997г
   | работы по         | С = 96 кв. м. х 2,6  |                |
   | надстройке        | млрд. руб.           |                |
   | помещений         |                      |                |
6. | Строительные      | S пр. А = 3500 кв. м.| 9100 млн. руб. | 1998г
   | работы по         | С = 3500 кв. м. х 2,6|                |
   | пристрою А        | млрд. руб.           |                |
7. | Оснащение         | С учетом примерных   | 6000 млн. руб. | 1998г
   | первой очереди    | потребностей населе- |                |
   | реабилитационного | ния в объеме и видах |                |
   | блока             | реабилитационных     |                |
   |                   | услуг                |                |
8. | Строительные работы S пр. Б. = 2210 кв. м| 5746 млн. руб. | 1999г
   | по пристрою В     | С = 2210 кв. м х 2,6 |                |
   |                   | млрд. руб.           |                |
9. | Оснащение второй  | С учетом примерных   | 3519 млн. руб. | 1999г
   | очереди           | потребностей населе- |                |
   | реабилитационного | ния в объеме и видах |                |
   | блока             | реабилитационных     |                |
   |                   | услуг                |                |
   |                   |                      |                |
-----------------------|----------------------|----------------|------
                       | ИТОГО:               | 30000 млн. руб.|
                       -----------------------------------------

5.2. Смета расходов по материальному обеспечению программы подготовки кадров:

----------------------------------------------------------------------
N  | Виды образовательной| Схема расчета      | Проектная    | Сроки
п/п| подготовки          | стоимости работ    | стоимость    | испол-
   |                     |                    | работ        | нения
----------------------------------------------------------------------
1. | Зарубежная          | 25000 $ в год на   | 1500 млн. руб| 1996 г.
   | стажировка          | одного человека    |              |
   | преподавательского  |                    |              |
   | состава по          |                    |              |
   | программам          |                    |              |
   | реабилитационного   |                    |              |
   | направления         |                    |              |
2. | Подготовки методичес- Стоимость типограф-| 3500 млн. руб| 1996 г.
   | ких материалов      | ского издания учеб-|              |
   | для дипломного      | ной литературы,    |              |
   | обучения            | приобретение и     |              |
   |                     | перевод учебных    |              |
   |                     | пособий            |              |
3. | Додипломная и       | 6 млн. руб. в год  |  600 млн. руб| 1997-
   | постдипломная       | на одного человека |              | 2000 г.
   | подготовка семейных |                    |              |
   | врачей              |                    |              |
4. | Додипломная и       | 6 млн. руб. в год  |  600 млн. руб| 1997-
   | постдипломная       | на одного человека |              | 2000 г.
   | подготовка          |                    |              |
   | врачей-реабилито-   |                    |              |
   | логов               |                    |              |
5. | Додипломная         | 6 млн. руб. в год  |  600 млн. руб| 1997-
   | и постдипломная     | на одного человека |              | 2000 г.
   | подготовка          |                    |              |
   | медицинских сестер  |                    |              |
   | с высшим            |                    |              |
   | образованием        |                    |              |
6. | Додипломная и       | 6 млн. руб. в год  |  600 млн. руб| 1997-
   | постдипломная       |                    |              | 2000 г.
   | подготовка          |                    |              |
   | социальных          |                    |              |
   | работников          |                    |              |
-------------------------|--------------------|--------------|--------
                         | ИТОГО:             | 8000 млн. руб|
                         -------------------------------------

5.3. Смета расходов по материальному обеспечению научно-методических исследований и консультационной деятельности

----------------------------------------------------------------------
N  | Виды образовательной| Схема расчета      | Проектная    | Сроки
п/п| подготовки          | стоимости работ    | стоимость    | испол-
   |                     |                    | работ        | нения
----------------------------------------------------------------------
1. | Заработная плата    | С учетом примерного| 1400 млн. руб| 1996-
   | за выполнение       | объема научных     |              | 2000 г.
   | заказных научных    | исследований + 40% |              |
   | исследований с      | начислений         |              |
   | учетом начислений   |                    |              |
2. | Стоимость           | С учетом примерного| 6000 млн. руб| 1996-
   | оборудования        | объема исследования|              | 1998 г.
   | для научных         |                    |              |
   | исследований        |                    |              |
3. | Стоимость програм-  | С учетом примерного| 2000 млн. руб| 1996-
   | много обеспечения   | объема исследования|              | 1999 г.
   | научно-методических |                    |              |
   | работ               |                    |              |
4. | Стоимость           | С учетом примерного| 4000 млн. руб| 1996-
   | печатной продукции  | объема исследования|              | 2000 г.
5. | Стоимость внедрения | С учетом примерного|              |
   | результатов         | объема исследования|              |
   | исследований        |                    |              |
5. | Стоимость           | С учетом примерного| 3000 млн. руб| 1996-
   | консультационных    | объема работ по    |              | 2000 г.
   | услуг работников    | обслуживанию       |              |
   | центра              | населения          |              |
-------------------------|--------------------|--------------|--------
                         | ИТОГО:             | 16400 млн.руб|
                         -------------------------------------


5.4. Примерное штатное расписание областного экспертного центра медико-социальной реабилитации:

-----------------------------------------------------------------
Должность              | Количество ставок | Заработная плата
                       |                   | за год
-----------------------------------------------------------------
1. Директор            | 1,0               | 15000000 руб.
                       |                   |
2. Зам. директора      | 1,0               | 10000000 руб.
                       |                   |
3. Эксперт по медицин- | 5,0               | 50000000 руб.
   ской реабилитации   |                   |
   с врачебным         |                   |
   образованием        |                   |
                       |                   |
4. Эксперт по          | 1,0               | 10000000 руб.
   медицинской         |                   |
   реабилитации с      |                   |
   высшим сестринским  |                   |
   образованием        |                   |
                       |                   |
5. Эксперт по социаль- | 3,0               | 30000000 руб.
   ной реабилитации    |                   |
                       |                   |
6. Эксперт по          | 3,0               | 30000000 руб.
   психологической     |                   |
   реабилитации        |                   |
                       |                   |
7. Секретарь           | 1,0               |  5000000 руб.
                       |                   |
8. Регистратор         | 1,0               |  5000000 руб.
                       |                   |
9. Процедурная сестра  | 1,0               |  5000000 руб.
                       |                   |
10. Сестра-хозяйка     | 1,0               |  7000000 руб.
                       |                   |
11. Юрист              | 1,0               |  5000000 руб.
                       |                   |
12. Экономист          | 1,0               | 10000000 руб.
                       |                   |
13. Бухгалетр          | 1,0               |  8000000 руб.
                       |                   |
14. Кассир             | 1,0               |  5000000 руб.
                       |                   |
15. Водитель           | 1,0               |  5000000 руб.
                       |                   |
-----------------------|-------------------|---------------------
                       | Всего за год:     | 200000000 руб.
                       | Всего за год с    | 280000000 руб.
                       | начислениями:     |
                       | ИТОГО за 5 лет    | 1400000000 руб.
                       ------------------------------------------

5.5. Примерное штатное расписание типового учреждения медико-социальной реабилитации (на 100 обслуживаемых):

Должность              | Количество ставок | Заработная плата
                       |                   | за год
-----------------------------------------------------------------
1. Директор            | 1,0               | 15000000 руб.
                       |                   |
2. Зам. директора      | 1,0               | 10000000 руб.
                       |                   |
3. Врач-реабилитолог   | 5,0               | 50000000 руб.
                       |                   |
4. Медицинская сестра  | 10,0              | 100000000 руб.
   с высшим            |                   |
   образованием        |                   |
                       |                   |
5. Медицинская сестра  | 20,0              | 150000000 руб.
                       |                   |
6. Санитарка           | 10,0              | 30000000 руб.
                       |                   |
7. Социальной работник | 5,0               | 50000000 руб.
                       |                   |
7. Специалист по       | 3,0               | 30000000 руб.
   профессиональному и |                   |
   бытовому тренингу   |                   |
                       |                   |
8. Психолог            | 10,0              | 100000000 руб.
                       |                   |
9. Процедурная сестра  |  5,0              | 10000000 руб.
                       |                   |
10. Сестра-хозяйка     | 1,0               | 10000000 руб.
                       |                   |
11. Фармацевт          | 1,0               | 10000000 руб.
                       |                   |
12. Лаборант           | 2,0               | 10000000 руб.
                       |                   |
13. Гардеробщик        | 1,0               |  3000000 руб.
                       |                   |
14. Бухгалтер          | 1,0               | 12000000 руб.
                       |                   |
15. Кассир             | 1,0               | 5000000 руб.
                       |                   |
16. Водитель           | 1,0               | 5000000 руб.
-----------------------|-------------------|---------------------
                       | Всего за год:     | 600000000 руб.
                       | Всего за год с    |
                       | начислениями:     | 840000000 руб.
                       | ИТОГО за 5 лет    | 4200000000 руб.
                       ------------------------------------------

Итого общая стоимость программы -60000000000 рублей

5.6. Проект поэтапного финансирования программы

-----------------------------------------------------------------------
Источиники        | Инвестируемый вклад в денежном
финансирования    | эквиваленте (млрд. рублей)
                  |----------------------------------------------------
                  | 1996 г.| 1997 г.| 1998 г.| 1999 г.| 2000 г.| Всего
-----------------------------------------------------------------------
1. Средства обла- | -      | 7,8    | 21,0   | 13,0   | 3,0    | 44,8
   стного бюджета |        |        |        |        |        |
                  |        |        |        |        |        |
2. Главное        | 5,6    | 0,8    | 0,6    | 0,6    | 0,6    | 8,2
   управление     |        |        |        |        |        |
   социальной     |        |        |        |        |        |
   защиты населения        |        |        |        |        |
   области        |        |        |        |        |        |
                  |        |        |        |        |        |
3. Комитет по     | 0,2    | 0,3    | 0,3    | 0,3    | 0,3    | 1,4
   вопросам семьи,|        |        |        |        |        |
   материнства и  |        |        |        |        |        |
   детства Админис-        |        |        |        |        |
   трации области |        |        |        |        |        |
   (областной     |        |        |        |        |        |
   бюджет)        |        |        |        |        |        |
                  |        |        |        |        |        |
4. Территориальный| -      | 0,4    | 0,4    | 0,4    | 0,4    | 1,6
   фонд обязатель-|        |        |        |        |        |
   ного медицинс- |        |        |        |        |        |
   кого           |        |        |        |        |        |
   страхования    |        |        |        |        |        |
                  |        |        |        |        |        |
5. Департамент    | -      | -      | 0,3    | 0,3    | 0,3    | 1,5
   Федеральной    |        |        |        |        |        |
   службы занятос-|        |        |        |        |        |
   ти населения по|        |        |        |        |        |
   Самарской обла-|        |        |        |        |        |
   ти             |        |        |        |        |        |
                  |        |        |        |        |        |
6. Самарский      | 0,3    | 0,3    | 0,3    | 0,3    | 0,3    | 1,5
   медицинский    |        |        |        |        |        |
   институт       |        |        |        |        |        |
   "РЕАВИЗ"       |        |        |        |        |        |
                  |        |        |        |        |        |
7. Главное        | -      | -      | -      | 0,1    | 0,1    | 0,2
   управление     |        |        |        |        |        |
   здравоохранения|        |        |        |        |        |
   Администрации  |        |        |        |        |        |
   области        |        |        |        |        |        |
   (областной     |        |        |        |        |        |
   бюджет)        |        |        |        |        |        |
                  |        |        |        |        |        |
8. Государственнй | -      | -      | -      | -      | 0,1    | 0,1
   комитет экологии        |        |        |        |        |
   и природных    |        |        |        |        |        |
   ресурсов области        |        |        |        |        |
                  |        |        |        |        |        |
9. Урпавление куль- -      | -      | -      | -      | 0,1    | 0,1
   туры           |        |        |        |        |        |
   Администрации  |        |        |        |        |        |
   области        |        |        |        |        |        |
   (областной     |        |        |        |        |        |
   бюджет)        |        |        |        |        |        |
                  |        |        |        |        |        |
10. Администрация | 1,2    | -      | -      | -      | -      | 1,2
    Советского    |        |        |        |        |        |
    района        |        |        |        |        |        |
    г. Самары     |        |        |        |        |        |
----------------------------------------------------------------------
ИТОГО:            | 7,3    | 9,6    | 22,9   | 15,0   | 5,2    | 60,0
----------------------------------------------------------------------

Раздел 6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В соответствии с предполагаемым финансовым обеспечения программы для ее реализации будем использовано 78% средств областного бюджета, из которых 75% выделяются специально для финансирования Программы, а 3% проходят по соответствующим статьям комитет а по вопросам семьи, материнства и дества Администрации области, Главного управления здравоохранения Администрации области, упарвления культуры Администрации области. 15% финансового обеспечения Программы восполяется ведомстввами, получающими средства из федерального бюджета (Главным управлением социальной защиты населения области, департаментом федеральной службы занятости населения по Самарской области). 2% финансового обеспечения Программы осуществялется за счет средств города Самары (Администрация Советского района). Наконец, 5% финансирования Программы проводят некоммерческие организации негосударственного типа, такие как территориальный фонд обязательного медицинского стразования и Самарский медицинский институт "РЕАВИЗ".
Механизм финансового и рабочего участия различных организаций в реализации программы следующий.
Главное управление социальной защиты населения области, Администрация Советского района г. Самары и Самарский медицинский институт "РЕАВИЗ" заключают "Договор о сотрудничестве", предусматривающий распределение обязанностей и ответственности между сторонами при реализации Программы рахвития реаблитиационной службы области и в ходе проведения социального эксперимента с организацией областного экспертного центра медико-социальной реабилитации населения. В договоре оговаривается также перечень организаций государственного и негосударственного типа, которые могут быть заинтересованы в проведении эксперимента и его практических результатах.
По этому договору Главное управление социальной защиты населения области, выступающее в роли одного из инвесторов, исуществляет частичное финансирование Программы. Главное управление социальной зищаты населения области выступает и в роли контролирующей организации за целевым расходованием выделенных средств, которые он перечисляет ра расчетный счет исполнителя в банке или сразу в адрес строительных организаций, органихаций-поставщиков оборудования, на оплату работы сотрудинков согласно утвержденным сметам расходов. Наконец, представитель Главного управления социальная защиты населения области входитв соответствии с Программой в состав совета инвесторов.
Основным исполнителем проекта является Самарский медицинский институт "РЕАВИЗ" (далее Исполнитель), который выступает одновременно и одним из инвесторов Программы. Исполнитель осуществлет Программу по части использования бюджетых средств для строительства, оснащения и обеспечения работы Центра соответственно графику кредитования Программы финансовым управлением комитета по экономике и финансам Администрации области. Представитель финансового управления является одним из членов совета инвесторов.
Подготовку и переподготовку кадров специалистов по социальной работе с населением и социальной психологии Исполнитель, по сложившейся традиции, осуществляет в соответствии с "Договором о сотрудничестве" с комитетом по вопросам семьи, материнства и дества Администрации области (далее Комитет). При этом 67% стоимости обучения восполняется Комитетом, а 33% оплачивает Исполнитель. Кроме того, Комитет принимает участие в финансировании части программы касающейся работы экспортного цнтра медико-социальной реабилитации населения. Представитель Комитета входит в состав совета инвесторов.
Часть Программы по постдиспломной подготовке врачей, медицинских сестер с высшим и средним образованием, квалификация которых позволила бы им работать в области медицинской реабилитологии, готов инвестировать Самарский медицинский институт "РЕАВИЗ" как основной Исполнитель, привлекая к этой проблеме медицинские учреждения области и частные средства физических лиц, заинтересованных в получении постдипломного образования в сфере реабилитации.
Реализация Программы в разделе обеспечения преемтсвенности отдельных служб медико-социальной реабилитации поедполагает апробацию нового способа иедицинского обслуживания населения с участием семейного врача. На этом этапе эксперимента заинтерсованными орагнизациями оказываются Главное управление здарвоохранения Администрации области, в основном, по части интеллектального вклада, а также территориальный фонд обязательного медицинского страхования, последний планируется привлечь в качетве инвестора.
Представители территориального фонда обязательного медицинского страхования, Главного управления здравоохранения Администрации области, Главного управления социальной защиты населения области принимают участие в разработке системы восполнения денежных средств, затрачивемых на реабилитационную службу области, за счет оказания платных реабилитационных усдуш и за счет совершенствования механизма медицинского страхования. В этом разделе выполнения Программы предстоит строго определить те категории населения, которые в соответствии с законодательством будут получать реабилитационные услуги бесплатно. Следует также яетко наметить механизм поступления средств в учреждения реабилитации от страховых организаций и отдельных граждан.
Осуществление Программы требует выполнения научных и научно-методических исследований с привлечение специалистов различного профиля, в частности, работников Главного управления здарвоохранения Администрации области и сотрудников служб социальной защиты населения. Их вклад в Программу оценивается как интелектульная собственность и может учитываться в денежном эквиваленте.
Одним из возможных инветоров Программы может быть Департамент Федеральной службы занятости населения по Самарской области, учитывая тот факт, что проблемы реабилитации, решаемые в ходе эксперимента, затранивают вопросы трудосоповбности, трудовой адаптации и профессиональной переориентации больных и инвалидов.
В роли инвестора к реализации Программы может быть привлечен Государственный комитет экологии и прородных ресурсов области, так как вопросы здоровья населения очень тесно связаны с экологический ситуацией в регионе и требуют тесного взаимодействия служб медико-социальной реабилитации с названным административным подраздлением.
Данный инвестиционный проект, затрагивает интересы и управления культуры Администрации области, поскольку процесс вовлечение больных, инвалидов, пожилых людей в социально активный образ жизни невозможен без создания условий для удовлетворения духовных потребностей этой категории населения.
Взаимоотношения с каждым из инвесторов оформляются как договор о совместной деятельности между Исполнителем и инвестором.
Возможности широкой пропагады идей, заложенных в Программу реабилитации, которая затрагивает интересы практически любоей семьи, могут создать услвоия для широкого привлечения к инвестиционному проекту не только юридических, но и физических лиц. Благотворительность в этм случае можно расценивать даже как один из варинатов духовной реабилитации в нашем обществе.
Таким образом, в обществе уже осознаны необходимость развития реабилитационного дела в медико-социальном плане, невозможность рациональной организации службы реабилитации без широкого участия самых различных ведомств, учреждений государственного и негосударственного типа, общественных организаций и отдельных людей. Это формирует социальную значимость данного проекта, а предполагаемые механизмы финансирования делают его осуществление вполне реальным и экономически обоснованным.
Реализация данного проекта позволит уже в 2001 году перейти от финансирования реабилитационной службы приемущественно за счет средств областного бюджета к новой системе финансового обеспечения. В рамках этой системы реабилитационное обслуживание населения предусматривает долевое участие в его финансировании самыъ различных органов и организаций федерального, областного, городского, негосударственного и коммерческого типа, а также физических лиц.
Учитывая основные тенденции развития нашего общества, предполагается в будущем постепенный переход на оказание реабилитационных услуг, оплачиваемых самим населением, оставив бесплатным обслуживание только определенных социально незащищенных категорий граждан.

Раздел 7. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА
ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Главным исполнителем Программы является Самарский медицинский институт "РЕАВИЗ", вкладывающий в ее выполнение интеллектуальный потенциал, осуществляющий подготовку кадров по программе и основные вспекты организационной деятельности, распределяющий и реализующий финансовые поступления инветоров, а также бюджетные средства для выполнения Программы. Самарский медицинский институт "РЕАВИЗ" одновременно является и одним их инвесторов Программы.
Управление Программой проводят две вновь создаваемые структуры: областной экспертный центр медико-социальной реабилитации населения и совет инвесторов.
Предполагается, что экспертный центр, участвуя в управлении Программой, в дальнейшем возьмет на себя функции управления реабилитационной службой области в целом и контроля эффективности ее работы. Этому будет способствовать, с одной стороны, совершенствование функциональных взаимоотношений между экспернтым центром, учреждениями реабилитации и медико-социальными экспертными комиссиями уже в ходе реализации настоящей Программы. С другой стороны, Программа предусматривает передачу экспертному центру обязанности провдить лицензирование учреждений реабилитации и МСЭК, а также сертификацию кадров, что похволит ему качественно выполнять контролирующие задачи. Наконец, для экспертного центра как органа управления и контроля при выполнении данной программы появляется возможность отработки взамоотношений с Заказчиком - Администрацией области. Чтобы такая система взамоотношений была максимально эффективной, настоящей программой предусматривается формирование совета инвесторов.
Совет инвесторов создается их числа представителей всех заинтересованных ведомств Администрации области с функцией контроля как за ходом реализации Программы по развитию реабилитационной службы области, так и за рациональным расходованием инвестируемых и бюджетных средств. Одновременно совет инвесторов послужит моделью для отработки взаимоотношений областного экспертного центра медико-социальной реабилитации населения с Администрацией области. В состав совета инвесторов могут входить представители иных органов и организаций.
Состав совета инвесторов утверждается Губернатором области. Члены совета инвесторов осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.

Раздел 8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРОГРАММЫ

Настоящая Программа затрагивает решение проблем, связанных с сохранением здоровья населения, ростом его рабочего потенциала, возвращением людей, независимо от уровня их трудоспособности, к активной социальной жизни. Такое назначение программы и определяет ее социально-экономическую эффективность.
Дело в том, что забота о здоровье населения - это не только ответственность общества перед современниками и перед будущими поколениями, это еде и основа для экономического развития страны. С проблемой сохранения хжлолвья неразрывно связан рост трудоспособности населения. Из-за несовершенства реабилитационной системы процесс выздоровления больных людей чрезвычайно затягивается, расходуются огромные средства по оплате листов нетрудоспобности и на то, чтобы создать больному замену на рабочем месте. Более того, значительные людисие рабочие ресурсы отвлекаются на уход за больными и инвалидами. При этом последние, будучи практически изолированными от общества, заставляют нас нести огромный груз моральной ответственности, которой так и остается нереализованным опять-таки из-за несовершества службы психолого-социальной реабилитации.
В связи с изложенным социально-экономическую эффективность от реализации данной Программы развития реабилитационной службы области можно было бы отразить следующими перспективами:
- уменьшение затрат на количество койко-дней в стационарных условиях за счет возможности более быстрого перехода больных от стационарного режима к амбулаторно-реабилитационному;
- уменьшение затрат на оплату листов нетрудоспособности работающих граждан за счет ускорения процесса их выздоровления и сокращения числа рецидивов заболевания в условиях рациональной организации реабилитационных мероприятий;
- уменьшение затрат на оплату работы сотрудников, замечающих заболевших на производстве;
- уменьшение затрат, связанных с отвлечением от работы граждан, осуществляющих уход за больными и инвалидами. В последнем случае этому способствуют навыки бытовой адаптации, которые приобретаются инвалидами в учреждениях реабилитации;
- уменьшение затрат общества на содержание инвалидов как за счет повышения эффективности их реабилитации, так и за счет перевода инвалидов в категорию работающих приемов трудовой адаптации;
- уменьшение стрессового напряжения в обществе как ведущего индуктора заболеваемости за счет вовлечения больных, инвалидов и их родственников в активный процесс психологической реабилитации;
- сокращение и рациональное распределение средств областного бюджета, расходуемых на здравоохранение и социальную защиты населения, в связи с совершенствованием системы медицинского страхования, уменьшением расходов на содержание инвалидов из обеспеченных семей, оказанием платных реабилитационных услуг, изысканием новых источников внебюджетного финансирования. Это направление тесно связано с эффективностью введения в реабилитационную систему службы социального работника.
Данная Программ несет в себе воззможность повлиять на решение экологических проблем в области. Достигается это двумя путями:
- уменьшение доли экологической патологии среди населения неблагополучных районов области за счет рациональной организации реабилитационных мероприятий, направленных как на коррекцию имеющихся нарушений, так и на профилактику расстройств, связанных с воздействием промышленных экотоксикантов;
- привлечение внимания общественности к решению экологических проблем, неотделимых от проблем реабилитологии.
Наконец, особо следует остановиться на экономической эффективности, заложенной в основу реализации самой Программы. ВЫполнение предлагаемой Программы предусматривает не силовое, масштабное и поэтому дорогостоящее внедрение в практку идей, заложенных в ее основу, а поэтапное, планомерное и научно-обоснованное становление реабилитационной службы в области. Вместо одномоментальной реорганизации всей системы в целом планируется проведение социального эксперимента, призванного отработать все узловые моменты в деятельности реабилитологов и выбрать наиболее рациональный путь к решению проблемы. Только после этого намечается приступить к собственно реорганизации. В ходе эксперимента сразу же создаются службы, которые в будущем будут осуществлять управление и контроль в сфере реабилитации, что не потребует дополнительного расходования бюджетных средств на развитие управленческого аппарата в этой области. Экономичность данной Программы связана и с ее инвестиционным характером, при этом в качестве инвестиций намечается использовать средства не только государственных учреждений, но и обеспечивается участие негосударственных структур в финансировании программных мероприятий.


Раздел 9. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы         РАЗВИТИЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ
                               САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1996-2000 гг.

Дата принятия решения о        Решение о рассмотрении Программы
разработке Программы           на коллегии Администрации области
                               подписано Главой Администрации
                               области Титовым К.А.
                               21 марта 1996 г.

Государственный заказчик       Администрация Самарской области

Головной исполнитель           Самарский медицинский институт
                               "РЕАВИЗ"

Основные разработчики          Ректор Самарского медицинского
Программы                      института "РЕАВИЗ" Котельников
                               Г.П., исполнительный директор
                               Самарского медицинского института
                               "РЕАВИЗ" Балмасова И.П., начальник
                               Главного управления социальной
                               защиты населения Самарской области
                               Светкина Г.Д., председатель
                               комитета по вопросам семьи,
                               материнства и детства
                               Администрации области Гусарова
                               Г.И., первый заместитель
                               начальника Главного управления
                               здравоохранения Администрации
                               области Стуколова Т.И., Глава
                               Администрации Советского района
                               города Самара Жирнягин Ю.В.

Цели и задачи Программы,       Цель Программы: разработка
важнейшие целевые показатели   концепции развития реабилитацион-
                               ной службы Самарской области на
                               1996-2000 гг. и поэтапное
                               внедрение в практику
                               Задачи программы:
                               - детально разработать, научно и
                               экономически обосновать концепцию
                               развития реабилитационной службы
                               в Самарской области;
                               - организовать в 1996-2000 гг.
                               проведение социального экспери-
                               мента по апробации разработанной
                               Программы и доработать ее отдель-
                               ные положения на практике;
                               - в рамках эксперимента создать
                               на территории Советского района
                               г. Самары областной экспертный
                               центр медико-социальной
                               реабилитации населения и типовое
                               учреждение медиок-социальной
                               реабилитации;
                               - создать совет инвесторов из
                               представителей Администрации
                               области, иных органов и организа-
                               ций;
                               - разработать и апробировать
                               модель новых финансово-экономи-
                               ческих отношений учреждений
                               государственного и негосударстве-
                               нного типа;
                               - разработать принципы взаимо-
                               действия административных,
                               образовательных, общественных
                               организаций, промышленных предпри-
                               ятий, участвующих в реализации
                               Программы;
                               в центре как на учебно-производст-
                               венной базе организовать подготов-
                               ку, переподготовку и сертификацию
                               кадров для реабилитационной
                               службы области;
                               - создать методическое обеспечение
                               преемственности в работе
                               учреждений реабилитации;
                               - провести апробацию организацион-
                               ной структуры и принципов работы
                               типового учреждения медико-
                               социальной реабилитации;
                               - создать систему лицензионного
                               контроля за деятельностью учрежде-
                               ния медико-социальной реабилитации
                               - провести работу по организации
                               медико-социальных экспертных
                               комиссий и по реорганизации
                               реабилитационных центров;
                               - организовать профессиональной
                               переподготовку и бытовую адаптацию
                               инвалидов и больных с
                               хроническим заболеваниями;
                               - усовершенствовать систему
                               финансового обеспечения реабили-
                               тационной работы с населением с
                               участием территориального фонда
                               обязательного медицинского
                               страхования;
                               - наметить программу по социально-
                               психологической реабилитационной
                               работе с населением в экологически
                               неблагоприятных зонах области;
                               - определить программу приобщения
                               инвалидов и тяжело больных к
                               духовным ценностям современного
                               общества;
                               - организовать работу по пропагаде
                               идей реабилитации среди населения
                               и привлечению к реабилитационной
                               работе средств их внебюджетных
                               источников.

Сроки и этапы реализации       1996-1997 г. - создание областного
Программы                      экспертного центра медико-социаль-
                               ной реабилитации населения,
                               совершениствование концепции
                               реабилитации.
                               1998-1999 г. - создание типового
                               учреждения реабилитации, органи-
                               зация работы медико-социальных
                               экспертных комиссий, реорганизация
                               работы типовых учреждений
                               реабилитации.
                               2000 г. - завершение работ по
                               реорганизации реабилитационной
                               службы, создание системы ее
                               финансирования, управления и
                               контроля.

Перечень подпрограмм и         1) Организация областного
основных мероприятий           экспертного центра медико-
                               социальной реабилитации населения.
                               2) Организация работы медико-
                               социальных экспертных комиссий.
                               3) Реорганизация работы типовых
                               учреждений реабилитации.
                               4) Подготовка и переподготовка
                               кадров для работы в системе
                               реабилитации.
                               5) Определение роли семейного
                               врача в реабилитации и формы
                               участия территориального фонда
                               обязательного медицинского
                               страхования в реабилитации
                               населения.
                               6) Развитие системы профессиона-
                               льной и бытовой адаптации
                               инвалидов.
                               7) Организация совета инвесторов
                               в рамках программы.
                               8) Развитие программ экологической
                               реабилитации населения.
                               9) Развитие программ духовной
                               реабилитации населения.

Исполнители подпрограммы       Главным исполнителем программы
и основных мероприятий         в целом и ее отдельных мероприятий
                               является Самарский медицинский
                               институт "РЕАВИЗ". Кроме него, к
                               исполнению отдельных мероприятий
                               привлекаются:
                               по пп. 1), 2), 3), 6), 7) -
                               Главное управление социальной
                               защиты населения области,
                               по пп. 3), 4), 7) - комитет по
                               вопросам, семьи, материнства и
                               детства Администрации области,
                               по пп. 5), 7) - территориальный
                               фонд обязательного медицинского
                               страхования,
                               по пп. 2), 3), 5), 7) - Главное
                               управление здравоохранения
                               Администрации области,
                               по п. 6) - департамент федеральной
                               службы занятости населения по
                               Самарской области,
                               по п. 8) - Государственный комитет
                               экологии и природных ресурсов
                               области,
                               по п. 9) - управление культуры
                               Администрации области,
                               по п. 1), 3) - Администрация
                               Советского района г. Самары,
                               по п.7) - финансовое управление
                               комитета по экономике и финансам
                               Администрации области.

Объемы и источники             1. Средства областного      44,8
финансирования                    бюджета              млрд. руб.
                               2. Инвестиции Главного
                                  управления социальной     8,2
                                  защиты населения     млрд. руб.
                                  области
                               3. Инвестиции комитета       1,4
                                  по вопросам семьи,   млрд. руб.
                                  материнства и детства
                                  Администрации области
                               4. Инвестиции                1,6
                                  территориального     млрд. руб.
                                  фонда
                                  обязательного
                                  медицинского страхования
                               5. Инвестиции департамента   0,9
                                  федеральной службы   млрд. руб.
                                  занятости населения
                                  по Самарской области
                               6. Инвестиции                1,5
                                  Самарского           млрд. руб.
                                  медицинского института
                                  "РЕАВИЗ"
                               7. Инвестиции Главного       0,2
                                  управления           млрд. руб.
                                  здравоохранения
                                  Администрации области
                               8. Инвестиции                0,1
                                  Государственного     млрд. руб.
                                  комитета экологии
                                  и природных
                               9. Инвестиции управления     0,1
                                  культуры             млрд. руб.
                                  Администрации области
                              10. Инвестиции                1,2
                                  Администрации        млрд. руб.
                                  Советского района
                                  г. Самара

                                  ИТОГО:                   60,0
                                                       млрд. руб.

Ожидаемые конечные             - системная реорганизация
результаты реализации          реабилитационной службы
Программы                      Самарской области;
                               - создание новой по форме
                               структуры управления и
                               контроля в реабилитации;
                               - интеграция различных форм
                               реабилитационной работы:
                               медицинской, психологической,
                               социальной;
                               - получение социально-
                               экономической и экологический
                               эффективности от реорганизации
                               реабилитационной службы.

Система организации            Контроль будет осуществляться на
контроля за исполнением        трех уровнях:
Программы                      1 - внутри реабилитационной службы
                               (экспертный центр медико-социаль-
                               ной реабилитации населения
                               области),
                               2 - со стороны инвесторов
                               (совет инвесторов),
                               3 - со стороны Администрации
                               области
                               (заместитель Главы Администрации
                               - Жабин А.П.).

ПРОЕКТ РЕОРГАНИЗАЦИИ
РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

                      ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
                 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ
                                    |   |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛЯ        |   |
И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ         |   |
СЛУЖБЫ РЕАБИЛИТАЦИИ В РАМКАХ        |   |
ЭКСПЕРИМЕНТА                        |   |  ИНВЕСТИЦИОННАЯ СИСТЕМА
     _____________    ___________   |   | _______________________
     |Самарский  |  __|Научная  |   |   | |Самарский медицинский|
   __|медицинский|  | |программа|---|   |-|институт "РЕАВИЗ"    |
   | |институт   |--| |_________|   |   | |_____________________|
   | |"РЕАВИЗ"   |  | ___________   |   | _______________________
   | |___________|  | |Образова-|   |   | |Главное управление по|
   |     |          |_|тельная  |---|   |-|социальной защите    |
   | ____|________    |программа|   |   | |населения области    |
   | |Самарский  |    |_________|   |   | |_____________________|
   | |экспертный |    ___________   |   | _______________________
 --|-|центр меди-|    |Лицензи- |   |   | |Комитет по вопросам  |
 | | |ко-социаль-|  --|онная    |---|   | |семьи, материнства и |
 | | |ной реаби- |  | |программа|   |   |-|детства Администрации|
 | | |литации    |--| |_________|   |   | |области              |
 | | |населения  |  | ___________   |   | |_____________________|
 | | |___________|  | |Программа|   |   | __________________________
 | |     |          |_|суперви- |---|   | |Администрация Советского|
 | | ____|_______     |зорства  |   |   |_|района г. Самары        |
 | | |Типовое   |     |_________|   |   | |________________________|
 | |_|учреждение|     _____________ |   | ________________________
 |   |реабилита-|     |Программа  | |   | |Территориальный фонд  |
 |   |ции       |-----|структурной| |   |_|обязательного медицин-|
 |   |__________|     |организации| |   | |ского страхования     |
 |                    |содержания | |   | |______________________|
 |   ____________     |работы     |-|   | _______________________
 |__ |Совет     |     |типового   | |   | |Главное управление   |
     |инвесторов|--   |учреждения | |   |_|здравоохранения      |
     |__________| |   |реабилита- | |   | |Администрации области|
                  |   |ции        | |   | |_____________________|
                  |   |___________| |   | ________________________
                  |   _____________ |   | |Департамент Федераль- |
                  |   |Программа  | |   | |ной службы занятости  |
                  |   |взаимо-    | |   |_|населения по Самарской|
                  |___|действия с |_|   | |области               |
                      |администра-|     | |______________________|
                      |тивными    |     | _________________________
                      |структурами|     | |Государственный комитет|
                      |___________|     |_|экологии и природных   |
                                        | |ресурсов области       |
                                        | |_______________________|
                                        | _______________________
                                        | |Управление культуры  |
                                        |_|Администрации области|
                                        | |_____________________|
                                        | _________________
                                        |_|Физические лица|
                                          |_______________|

   _______________       _________________       _________________
   |Семейный врач|       |Участковый врач|       |Врач стационара|
   |_____________|       |_______________|       |_______________|
         |             __________|_____________          |
         |_____________|Медицинское заключение|__________|
                       |______________________|
               ___________________|___________________
               |Медико-социальная экспертная комиссия|
               |_____________________________________|
                                  |
          ------------------------+-----------------------
 _________|__________        _____|____              ____|_____
 |Врач-реабилитолог |        |Психолог|              |Социолог|
 |Врач-специалист   |        |________|              |________|
 |Медсестра с высшим|             |                      |
 |образованием      |             |                      |
 |__________________|             |                      |
          |                       |                      |
__________|_________              |                      |
|Программа медицин-|              |                      |
|ской реабилитации |              |                      |
|__________________|     _________|______________________|____
 |         ______________|________|_____________  |          |
 | ________|________  ___|____|_________  _____|__|__ _______|________
 | |Программа      |  |Программа       |  |Программа| |Система       |
 | |психологической|  |профессиональной|  |работы с | |оплаты        |
 | |реабилитации   |  |и бытовой       |  |семьей   | |реабилитацион-|
 | |_______________|  |реабилитации    |  |_________| |ных услуг     |
 |        |           |________________|       |      |______________|
 |        |                   |                |             |
 |________|___________________|________________|_____________|
                   ___________|____________
                   |Реабилитационная карта|
                   |______________________|
                 _____________|_______________
_________________|Реабилитационное учреждение|
|                |___________________________|
|  ___________
|__|Стационар|_____________
|  |_________|            |
|  ______________         |
|  |Амбулаторное|         |
|--|отделение   |---------|
|  |____________|         |
|  _____________          |
|  |Патронажное|          |
|--|отделение  |----------|
|  |___________|          |
|  _____________          |
|  |Физиотера- |          |
|__|певтическое|__________|
|  |отделение  |          |
|  |___________|          |
|  _______________        |
|  |Психотерапев-|        |
|__|тическое     |________|
|  |отделение    |        |
|  |_____________|        |--------------------------
|  ___________            |          _______________|_____________
|  |Отделение|            |          |Реабилитационное заключение|
|__|трудовой |------------|          |___________________________|
|  |адаптации|            |          _______________|_____________
|  |_________|            |       ___|______             ________|___
|  ___________            |       |Семейный|             |Участковый|
|  |Отделение|            |       |врач    |             |врач      |
|__|бытовой  |____________|       |________|             |__________|
|  |адаптации|            |
|  |_________|            |
|  _________________      |
|  |Отделение      |      |
|--|рефлексотерапии|------|
|  |_______________|      |
|  _________________      |
|  |Диагностическое|      |
|--|отделение      |------|
|  |_______________|      |
|  ____________           |
|  |Социальный|           |
|--|отдел     |-----------|
|  |__________|           |
|  _______________        |
|  |Финансово-   |        |
|__|экономический|________|
   |отдел        |
   |_____________|

О территориальной целевой программе "Развитие реабилитационной службы Самарской области в 1996-2000 г.г." (с изменениями на 18 декабря 2006 года)

Название документа: О территориальной целевой программе "Развитие реабилитационной службы Самарской области в 1996-2000 г.г." (с изменениями на 18 декабря 2006 года)

Номер документа: 146

Вид документа: Постановление Губернатора Самарской области

Принявший орган: Губернатор Самарской области

Статус: Недействующий

Опубликован: Рассылка
Дата принятия: 05 июня 1996

Дата редакции: 18 декабря 2006