САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

27 февраля 1996 года № 169

О Законе Самарской области "Об административно-территориальном устройстве Самарской области"

Рассмотрев проекта Закона Самарской области "Об административно-территориальном устройстве Самарской области", Самарская Губернская Дума

РЕШИЛА:

1. Принять проект Закона Самарской области "Об административно-территориальном устройстве Самарской области" в первом чтении.

2. Поручить Совету Думы образовать рабочую группу по доработке данного проекта Закона.

3. Предложить Главе Администрации области Титову К.А. дать предложения по кандидатам в состав рабочей группы.

4. Направить данный законопроект во все города и районы области.

5. Опубликовать законопроект в средствах массовой информации.

Председатель Думы                                 Л.И. Ковальский

ПРОЕКТ
ПРИНЯТ В ПЕРВОМ ЧТЕНИИ.
РЕШЕНИЕ ГУБЕРНСКОЙ ДУМЫ
ОТ 27.02.1996 ГОДА N 169

ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"

Настоящий Закон определяет административно-территориальное устройство Самарской области, его принципы, порядок образования изменения и упразднения административно-территориальных единиц, критерии отнесения поселения области к городским и сельским населенным пунктам, обеспечивает необходимое нормативно-правовое регулирование в этих вопросах в целях организации государственного управления на местах и местного самоуправления, развития производственной и социальной инфрастуктуры, обеспечения благоприятной среды обитания и рационального природопользования, а также условий для удовлетворения материально-бытовых и национально-культурных потребностей населения Самарской области.

ГЛАВА 1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

СТАТЬЯ 1.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законами Самарской области определение районного деления, образование городов, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов и решение иных вопросов административно-территориального устройства области подлежит исключительному ведению Самарской области.

СТАТЬЯ 2.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ ЗАКОНЕ

Административно-территориальное устройство (деление) территориальная организация Самарской области, представляющая собой систему административно-территориальных единиц. С учетом границ административно-территориального устройства (деления) строится система органов государственной власти в области, а также система местного самоуправления.

Административно-территориальная единица (образование) часть территории области в фиксированных границах с одним или несколькими населенными пунктами, признанная в установленном законодательством Самарской области порядке самостоятельной единицей административно- территориального устройства области.

Населенный пункт (поселение) - часть территории, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы и служащая постоянным местом проживания людей.

Городской населенный пункт (городское поселение) населенный пункт, который, исходя из характера занятий большинства его жителей, отнесен в установленном законодательством области порядке, к категории городов или поселков городского типа, рабочих, курортных, дачных поселков.

Сельский населенный пункт (сельское поселение) - населенный пункт (село, деревня, поселок сельского типа, хутор, поселок при железнодорожной станции, кордон, иные территории в поселениях), который не отнесен к городским поселениям.

Волость (сельсовет, округ и др.) административно-территориальная единица, которая своими фиксированными границами охватывает одни или несколько сельских населенных пунктов вместе с находящимися в их ведении землями.

Район (уезд) - административно-территориальная единица, которая объединяет в своих границах несколько волостей (округов и др.), а также городские и сельские поселения.

Городской район (район в городе) - часть территории, которая может являться самостоятельной административно-территориальной единицей города, выделенная в целях рациональной организации управления городским хозяйством, улучшения обслуживания населения города, решения других производственных и социально-экономических проблем и задач.

Административный центр - городской или сельский населенный пункт , который в установленном законодательством Самарской области порядке определен как место постоянного нахождения представительных и исполнительных органов местного самоуправления сельсовета, поселка, города, района.

Граница (черта) - внешняя граница земель города, поселка (городского, рабочего, курортного, дачного), сельского поселения, которая отделяет их от других категорий земель, а также муниципального образования.

СТАТЬЯ 3.
ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА

1. Административно-территориальное устройство Самарской области, обеспечивая целостность ее территории, основывается на следующих принципах:

а) соответствия исторически сложившейся системы расселения в области и устойчивым тенденциям ее развития;

б) создания экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов местного самоуправления, участия населения в их работе и осуществления на соответствующих территориях функций государственного управления;

в) обеспечения местному населению здоровой и безопасной среды обитания;

г) учета природно-географических условий;

д) содействия рациональному использованию природных ресурсов и всего экономического потенциала территории, развитию ее социальной инфрастуктуры, системы коммуникаций;

е) развития национальных культур, культурно-бытовых традиций и исконных видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп, проживающих на данной территории.

2. Каждая административно-территориальная единица области должна иметь четкие границы закрепленные в натуре межевыми знаками установленного в Российской Федерации либо Самарской области образца и привязанными к единой государственной системе.

3. Установление границ в натуре, систематизация и хранение геоданных (ведение дежурных карт) выполняется комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Самарской области и его органами на местах.

СТАТЬЯ 4.
ТЕРРИТОРИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Территория Самарской области является неотъемлемой частью территории Российской Федерации и включает в себя земную и водную поверхность, недра и воздушное пространство в границах области.

Граница между областью и сопредельными субъектами Российской Федерации может быть изменена по взаимному соглашению между областью и соответствующим субъектов Российской Федерации, утвержденному Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Вопрос об изменении границ области до его решения должен быть вынесен на референдум тех административно-территориальных образований (единиц), которых касается изменение границы.

СТАТЬЯ 5.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УСТРОЙСТВЕ

Законодательство Самарской области об административно-территориальном устройстве области состоит из настоящего Закона и изданных в соответствии с ним иных правовых актов Губернской Думы.

ГЛАВА 2.
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

СТАТЬЯ 6.
ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ

1. С учетом исторических и иных местных традиций и в соответствии с особенностями социально-экономического развития Самарской области ее территория подразделяется на следующие административно-территориальные единицы: районы (уезды), города, поселки, волости (округа и др.) и сельские населенные пункты.

  2. Территория Самарской области непосредственно подразделяется на районы (уезды) и территории города Самары, Тольятти... (города областного значения), являющиеся самостоятельными административно-территориальными единицами  области, которые составляют в системе административно-территориального устройства области высший уровень. Перечень административно-территориальных единиц области высшего уровня закрепляется в Уставе области.

Территория районов (уездов) Самарской области непосредственно подразделяется на города местного (районного) значения, поселки, волости (сельсоветы, округа и др) сельские населенные пункты, составляющие в системе административно-территориального устройства области первичный уровень.

СТАТЬЯ 7.
ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ

1. При образовании новых административно-территориальных единиц высшего уровня (район, город) учитываются сложившиеся на данной территории сочетание сельскохозяйственного и иного производства, тяготение сельсоветов и городских поселений к определенному центру, состояние путей сообщения и средств связи между поселениями, численность населения и общий экономический потенциал территории, достаточный для функционирования объектов производственной и социальной инфрастуктуры межпоселенного значения.

При соблюдении всех прочих установленных настоящим Законом требований любая новая административно-территориальная единица высшего уровня может быть образована лишь при условии, что в его пределах имеется налогооблагаемая база достаточная для того, чтобы обеспечить установленный законодательством уровень закрепленных доходов для минимального бюджета образуемой территории, а также при условии, что и в оставшейся части прежней административно-территориальной единицы высшего уровня также остается налогооблагаемая база достаточная для формирования установленного законодательством уровня закрепленных доходов для минимального бюджета. При этом никакая новая административно-территориальная единица высшего уровня не может быть организована, либо существующая административно-территориальная единица не может быть уменьшена посредством отделения части территории, если ее население составит менее 10000 человек.

2. При отнесении поселения к городам учитывается численность и характер занятости населения, хозяйственное, социально-культурное и историческое значение данного поселения, его влияние на социально экономическое развитие прилегающих территорий.

3. При образовании в городах Самаре, Тольятти и других городах областного значения микрорайонов и районов, не являющихся самостоятельными административно-территориальными единицами, учитывается численность населения города, характер его застройки, интересы рациональной организации управления городским хозяйством, социально-культурным и культурно-бытовым обслуживанием населения.

4. При отнесении поселений к категории поселков городского типа должны учитываться наличие производственного или социально-культурного объекта, при котором формировался данный населенный пункт, либо его использование в качестве места сезонного отдыха, а также численность и характер занятости населения.

5. При образовании волостей (округов и др.) учитывается наличие относительно крупного населенного пункта или группы соседствующих небольших поселений, тяготеющих к одному из них как административному,торговому и культурно-бытовому центру, его транспортная доступность, возможность организации в границах данной территории минимально необходимых коммунально-бытовых и социально-культурных услуг местному населению.

Образование новых сельсоветов производится при наличии населения на их территории, как правило, не менее 1500 человек (2000).

СТАТЬЯ 8.

ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И УПРАЗДНЕНИЯ
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ

1. Принятие решения об образовании, изменении и упразднения административно-территориальных единиц относится к исключительному ведению Губернской Думы.

2. Правом внесения вопросов об образовании, изменении и упразднении административно-территориальных единиц на рассмотрение Самарской Губернской Думы, обладают Администрация Самарской области, заинтересованные представительные органы местного самоуправления районов и городов областного значения. Администрация Самарской области дает заключение по заявлению представительного органа местного самоуправления районов города.

3. Принятие Губернской Думой, районными и городскими представительными органами местного самоуправления решения по вопросам административно-территориального устройства допускается при соблюдении установленной законодательством Самарской области и другими нормативно-правовыми актами органов государственной власти области всей процедуры, в том числе выявления через референдумы и сходы граждан мнения населения, органов местного самоуправления, проведения необходимых экспертиз.

Административно-территориальная единица может быть разделена, ее часть может быть отделена лишь при условии, что большинство жителей на подлежащей отделению территории проголосуеют за отделение на местном референдуме, собрании (сходе) граждан.

4. При рассмотрении предложения об образовании, изменении или упразднении административно-территориальной единицы, в первую очередь, должна быть выявлена возможность разрешения экономических, социальных и организационно-управленческих проблем, служащих обоснованию внесенного предложения.

ГЛАВА 3
НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

СТАТЬЯ 9.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА (ПОСЕЛЕНИЯ)

1. Населенным пунктом (поселением) Самарской области является официально получившая такой статус компактная территория совместного проживания населения.

2. Населенный пункт может входить в состав административно-территориальной единицы, или быть отдельной административно-территориальной единицей.

3. Группы домов, законно используемых гражданами для проживания или хозяйственной деятельности, имеющих временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения в системе какой-либо отрасли хозяйства (железнодорожные будки, дома лесников, другие поселения, связанные с обслуживанием транспорта или охраной путей сообщения, метеостанций и т.д.), а также одиночные дома не составляют самостоятельные населенные пункты и подлежат приписке к другим близлежащим населенным пунктам.

СТАТЬЯ 10.
ГОРОДСКИЕ И СЕЛЬСКИЕ НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ (ПОСЕЛЕНИЯ)

Населенные пункты (поселения), находящиеся на территории Самарской области, делятся на городские и сельские.

К городским населенным пунктам Самарской области относятся города: Самара, Тольятти, Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадное, Похвистнево, Сызрань, Чапаевск, Нефтегорск.

Все остальные населенные пункты относятся к сельским населенным пунктам.

СТАТЬЯ 11.
ОТНЕСЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ К ГОРОДАМ

1. Отнесение населенных пунктов к городам производится в установленном порядке Губернской Думой.

2. На территории области могут быть города со следующим статусом:

а) город - областной центр;

б) город - город особого функционального назначения федеральной значимости;

в) город - город, областного значения;

г) город - город местного (районного) значения.

Областной центр - город, имеющий развернутую инфрастуктуру, обладающий крупным индустриальным потенциалом, являющийся историческим, экономическим и социально-культурным центром области. Областным центром Самарской области является город Самара.

Город особого функционального назначения федеральной значимости - город, в котором расположены особо важные узкоспециализированные объекты федеральной значимости, либо межрегионального значения с особым режимом хозяйственной деятельности.

Город областного значения и город местного (районного) значения - населенный пункт, являющийся промышленным и социально-культурным центром прилегающей к нему определенной территории, а также - административным центром района с численностью населения не менее 8 тысяч человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют не менее 85 процентов.

СТАТЬЯ 12.
ОТНЕСЕНЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ К КАТЕГОРИИ ПОСЕЛКОВ ГОРОДСКОГО ТИПА, РАБОЧИХ, КУРОРТНЫХ, ДАЧНЫХ ПОСЕЛКОВ

1. Отнесение населенных пунктов к категории поселков городского типа, рабочих, курортных и дачных поселков производиться в установленном порядке Губернской Думой.

2. К категории поселков городского типа могут быть отнесены населенные пункты на территории которых имеются промышленные предприятия, строительные организации, железнодорожные узлы, гидротехнические сооружения, предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты, с численностью населения не менее 6 тысяч человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют не менее 75 процентов, а также населенные пункты, на территории которых расположены высшие учебные заведения или учреждения начального и среднего специального образования, либо научно-исследовательские учреждения. В отдельных случаях к категории рабочих поселков городского типа могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения и менее 6 тысяч человек, имеющие перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения.

3. К категории рабочих поселков могут быть отнесены населенные пунктов при промышленных предприятиях, гидротехнических сооружениях, железнодорожных узлах, предприятиях по переработке сельскохозяйственной продукции и других важнейших экономических объектов с численностью населения не менее 3 тысяч человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют не менее 75 процентов.

4. К категории курортных поселков могут быть отнесены населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение, с численностью населения не менее 2 тысяч человек, при условии, что количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в эти поселки составляет не менее 50 процентов постоянного населения.

5. К категории дачных поселков могут быть отнесены населенные пункты, основным назначением которых является обслуживание населения городов в качестве санаторных пунктов или мест летнего отдыха.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»