НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

от 6 июля 2012 года № 88-З


О профилактике правонарушений в Нижегородской области

(с изменениями на 6 февраля 2023 года)


-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Нижегородской области от 04.02.2014 № 9-З;
Законом Нижегородской области от 26.10.2015 № 150-З;
Законом Нижегородской области от 02.12.2015 № 161-З;
Законом Нижегородской области от 19.12.2016 № 176-З;
Законом Нижегородской области от 06.02.2023 № 5-З                        
-----------------------------------------------------------------------


Принят Законодательным Собранием                                                                    28 июня 2012 года


Настоящий Закон направлен на обеспечение реализации субъектами профилактики правонарушений и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, мер профилактики правонарушений на территории Нижегородской области.

(Преамбула изложена в новой редакции Законом области от 19.12.2016 № 176-З - см. предыдущую редакцию)

     Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

     (Статья изложена в новой редакции Законом области от 19.12.2016 № 176-З - см. предыдущую редакцию)

Настоящий Закон регламентирует  отношения в сфере профилактики правонарушений в Нижегородской области в соответствии с компетенцией субъектов Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации").

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:

(Абзац первый в ред. Закона области от 19.12.2016 № 176-З - см. предыдущую редакцию)

1) правонарушение - преступление и административное правонарушение, представляющие собой противоправное деяние (действие, бездействие), влекущее уголовную или административную ответственность;

     (Пункт 1 в ред. Закона области от 19.12.2016 № 176-З - см. предыдущую редакцию)

2) профилактика правонарушений в Нижегородской области (далее- профилактика правонарушений) - совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения;

     (Пункт 2 изложен в новой редакции Законом области от 19.12.2016 № 176-З - см. предыдущую редакцию)

3) пункт утратил силу Законом области от 19.12.2016 № 176-З - см. предыдущую редакцию

4) лица, участвующие в профилактике правонарушений, - граждане, общественные объединения и иные организации, оказывающие помощь (содействие) субъектам профилактики правонарушений в рамках реализации своих прав в сфере профилактики правонарушений в соответствии с федеральным законодательством.

(Пункт 4 введен Законом области от 19.12.2016 № 176-З)

2. Иные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации".
    (Часть 2 введена Законом области от 19.12.2016 № 176-З)

Статья 3. Нормативные правовые акты в сфере профилактики правонарушений

     (Статья в ред. Закона области от 19.12.2016 № 176-З - см. предыдущую редакцию)

Нормативные правовые акты в сфере профилактики правонарушений составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты Нижегородской области и нормативные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области (далее - органы местного самоуправления), регулирующие вопросы в сфере профилактики правонарушений.

Статья 4. Принципы осуществления профилактики правонарушений
    (Статья утратила силу Законом области от 19.12.2016 № 176-З - см. предыдущую редакцию)

Статья 5. Основные задачи профилактики правонарушений

     (Статья утратила силу Законом области от 19.12.2016 № 176-З - см. предыдущую редакцию)

     Глава 2. Система профилактики правонарушений

Статья 6. Объекты профилактики правонарушений

(Статья утратила силу Законом области от 19.12.2016 № 176-З - см. предыдущую редакцию)

Статья 7. Субъекты профилактики правонарушений
    (Статья изложена в новой редакции Законом области от 19.12.2016 № 176-З - см. предыдущую редакцию)

1. Органы государственной власти Нижегородской области и органы местного самоуправления являются субъектами профилактики правонарушений на территории Нижегородской области (далее - субъекты профилактики правонарушений Нижегородской области), входящими в систему профилактики правонарушений.

2. Субъекты профилактики правонарушений Нижегородской области осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими субъектами профилактики правонарушений и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в пределах компетенции, установленной федеральным законодательством.

Статья 8. Направления профилактики правонарушений

(Статья изложена в новой редакции Законом области от 19.12.2016 № 176-З - см. предыдущую редакцию)

1. Субъекты профилактики правонарушений Нижегородской области осуществляют профилактику правонарушений по следующим направлениям, установленным Федеральным законом "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации":

1) защита личности, общества и государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение правонарушений;

3) развитие системы профилактического учета лиц, склонных к совершению правонарушений;

4) охрана общественного порядка, в том числе при проведении спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий;

5) обеспечение общественной безопасности, в том числе безопасности дорожного движения и транспортной безопасности;

6) противодействие незаконной миграции;

7) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

8) противодействие терроризму и экстремистской деятельности, защита потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;

9) противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

10) обеспечение защиты и охраны частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

11) обеспечение экономической безопасности;

12) противодействие коррупции, выявление и устранение причин и условий ее возникновения;

13) обеспечение экологической безопасности, охрана окружающей среды;

14) обеспечение пожарной безопасности;

15) предупреждение, ликвидация и (или) минимизация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

16) повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.

2. Реализация направлений профилактики правонарушений осуществляется посредством:

1) выявления, оценки и прогнозирования криминогенных факторов социального характера;

2) правового регулирования профилактики правонарушений;

3) разработки государственных и муниципальных программ в сфере профилактики правонарушений;

4) совершенствования механизмов эффективного взаимодействия субъектов профилактики правонарушений с лицами, участвующими в профилактике правонарушений, по вопросам профилактики правонарушений;

5) выявления и устранения причин и условий, способствующих антиобщественному поведению и совершению правонарушений, в том числе на почве социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

6) выявления лиц, склонных к совершению правонарушений;

7) выявления лиц, пострадавших от правонарушений или подверженных риску стать таковыми, и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (в том числе лиц, страдающих заболеваниями наркоманией и алкоголизмом, лиц без определенного места жительства);

8) использования видов профилактики правонарушений и форм профилактического воздействия, установленных настоящим Законом;

9) координации деятельности и взаимодействия субъектов профилактики правонарушений Нижегородской области;

10) формирования у граждан законопослушного поведения;

11) укрепления и развития толерантности;

12) проведения мониторинга в сфере профилактики правонарушений;

13) выявления, изучения причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и принятия мер по их устранению;

14) предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявления и устранения причин и условий, способствующих этому;

15) применения иных мер, предусмотренных федеральными законами, законами Нижегородской области, муниципальными правовыми актами.

3. Лица, участвующие в профилактике правонарушений, применяют меры профилактики правонарушений, предусмотренные пунктами 5 - 8 части 2 настоящей статьи, в пределах прав, предоставленных им федеральным законодательством.

Статья 8. Государственные и муниципальные программы в сфере профилактики правонарушений
    (Статья введена Законом области от 19.12.2016 № 176-З)

1. Органы исполнительной власти Нижегородской  области в целях реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в сфере стратегического планирования разрабатывают государственные программы Нижегородской области в сфере профилактики правонарушений.

2. Органы местного самоуправления вправе разрабатывать муниципальные программы в сфере профилактики правонарушений.

Статья 9. Полномочия Законодательного Собрания Нижегородской области в сфере профилактики правонарушений

К полномочиям Законодательного Собрания Нижегородской области в сфере профилактики правонарушений относятся:

1) принятие законов Нижегородской области в сфере профилактики правонарушений;

2) осуществление контроля за исполнением законов Нижегородской области в сфере профилактики правонарушений, в том числе контроля исполнения бюджета Нижегородской области в части расходов на профилактику правонарушений;

(Часть 2 в ред. Закона области от 19.12.2016 № 176-З - см. предыдущую редакцию)

3) проведение мониторинга правоприменения законов Нижегородской области в сфере профилактики правонарушений;

4) иные полномочия в сфере профилактики правонарушений в соответствии с законодательством.

Статья 10. Полномочия Правительства Нижегородской области в сфере профилактики правонарушений

1. К полномочиям Правительства Нижегородской области в сфере профилактики правонарушений относятся:

1) принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов в сфере профилактики правонарушений;

2) разработка, утверждение и реализация государственных программ Нижегородской области в сфере профилактики правонарушений;
     (Пункт 2 в ред. Законов области
от 04.02.2014 № 9-З; от 19.12.2016 № 176-З - см. предыдущую редакцию)     

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»