Включен в Реестр нормативных
актов органов исполнительной власти
Нижегородской области
23 августа 2011 года
№ в реестре 02933-316-2254
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 5 августа 2011 года № 2254
Об утверждении критериев показателей,
необходимых для определения типа
и вида образовательных учреждений
при проведении государственной аккредитации
(с изменениями на 21 марта 2012 года)
__________________________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа министерства образования Нижегородской области от 05.02.2014 № 207
__________________________________________________________________________________________
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
приказом министерства образования Нижегородской области от 21.03.2012 № 855
------------------------------------------------------------------------
В целях реализации Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-I "Об образовании", в соответствии с пунктом 6 Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2011 № 184, и пунктом 3.32 Положения о министерстве образования Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 06.10.2010 № 669, постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении", постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 № 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья", постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 521 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования" приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Критерии показателей, необходимые для определения типа и вида общеобразовательных учреждений.
1.2. Критерии показателей, необходимые для определения типа и вида специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.
1.3. Пункт 1.3. утратил силу приказом министерства образования области от 21.03.2012 № 855
2. Признать утратившим силу приказы министерства образования Нижегородской области от 09.09.2010 № 1017 "Об организации проведения государственной аккредитации образовательных учреждений", от 11.02.2011 № 254 "О внесении изменений в приказ министерства образования Нижегородской области от 09.09.2010 № 1017".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
И.о. министра Е.Л.Родионова
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом министерством образования
Нижегородской области
от 05.08.2011 № 2254
Критерии показателей, необходимые для определения
типа и вида общеобразовательных учреждений
Показатели | баллы |
1*. Качество ресурсного обеспечения образовательного процесса. | |
1.1. Нормативно- правовая база. Развитие в образовательном учреждении государственно- общественных форм управления. 1.2. Кадровое обеспечение. 1.3.Учебно-методическое обеспечение. 1.4. Материально-техническое оснащение образовательного процесса. 1.5. Использование информационно-коммуникационных технологий. | |
2*.Содержание и результативность образовательной деятельности. | |
2.1. Реализация федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Нижегородской области. 2.2.Соответствие заявленных для государственной аккредитации образовательных программ статусу общеобразовательного учреждения. 2.3. Соблюдение установленных требований ФГОС, СанПиН к учебной нагрузке обучающихся. 2.4. Обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования обучающихся. 2.5. Развитие олимпиадного движения. Результативность выступления обучающихся в олимпиадах. 2.6. Результативность участия обучающихся в конкурсах, соревнованиях, смотрах районного (городского), регионального, межрегионального уровней. 2.7. Дополнительные образовательные программы для обучающихся. 2.8. Результативность работы по профилактике правонарушений обучающихся. 2.9. Воспитательная деятельность образовательного учреждения. 2.10. Результативность участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства муниципального уровня, Нижегородской области, Российской Федерации. | |
3*. Переход образовательного учреждения на федеральные государственные образовательные стандарты | |
3.1. Кадровое обеспечение. 3.2. Обеспеченность УМК. 3.3. Состояние материальной базы учебных кабинетов. 3.4. Наличие основной образовательной программы. 3.5.Организация внеурочной деятельности обучающихся. 3.6. Осуществление мониторинга по переходу на ФГОС. | |
4**. Результативность участия в приоритетном национальном проекте "Образование" на территории Нижегородской области | |
4.1. Результативность участия общеобразовательного учреждения в конкурсном отборе образовательных учреждений Нижегородской области, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование". | |
4.2. Результативность участия педагогов в конкурсе лучших учителей Нижегородской области в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование". | |
5**. Инновационная образовательная деятельность. | |
5.1. Документарное обеспечение инновационной деятельности. 5.2. Результативность инновационной деятельности. |
______________________________________________________________
*1,2,3 показатели являются обязательными для оценки деятельности всех образовательных учреждений
** 4,5 показатели являются обязательными для оценки деятельности школ с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий, лицеев; в оценке деятельности общеобразовательных школ используется один из показателей (4 или 5) по выбору образовательного учреждения
Оценка критериев показателей, необходимых для определения
типа и вида общеобразовательных учреждений
Оценка деятельности образовательного учреждения производится за 3 последних года (за исключением показателя 1.4.). Вывод по итогам экспертизы показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения типа и вида общеобразовательного учреждения делается на основании общей суммы баллов по всем предусмотренным при аккредитации показателям, которая не должна составлять менее 50% от максимально возможного их количества. Для средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов, прогимназий, гимназий, лицеев - не менее 80%.
Экспертная оценка деятельности общеобразовательного учреждения является приложением к заключению по аккредитационной экспертизе.
Примечание: при аккредитации вечерних (сменных) общеобразовательных школ, образовательных учреждений, имеющих только ступень начального общего образования, не оценивается показатель 2.5.
1. Качество ресурсного обеспечения образовательного процесса.
1.1. Нормативно- правовая база. Развитие в образовательном учреждении государственно- общественных форм управления.
При проведении экспертизы рассматривается сформированность нормативной правовой базы, регулирующей деятельность общеобразовательного учреждения, отражение особенностей образовательного процесса в общеобразовательном учреждении.
Шкала оценки:
балл "0" - нормативная правовая база общеобразовательного учреждения сформирована частично; государственно - общественные формы управления не зафиксированы в нормативно-правовой базе образовательного учреждения;
балл "1" - нормативная правовая база общеобразовательного учреждения сформирована, но не в полной мере отражает особенности образовательного процесса в учреждении; государственно - общественные формы управления зафиксированы в нормативно-правовой базе образовательного учреждения (конференция, Совет учреждения, педагогический совет), однако в практике управления учреждения их деятельность не просматривается, публичный доклад образовательного учреждения в наличии, размещен на сайте образовательного учреждения;
балл "2" - нормативная правовая база общеобразовательного учреждения сформирована и полностью отражает особенности образовательного процесса в учреждении; государственно - общественные формы управления зафиксированы в нормативно-правовой базе образовательного учреждения (Управляющий совет, Попечительский совет), активно участвуют в практике управления учреждением, публичный доклад образовательного учреждения размещен на сайте образовательного учреждения, прошел обсуждения.
1.2. Кадровое обеспечение.
При проведении экспертизы рассматриваются:
- штатное расписание;
- тарификация (укомплектованность кадрами);
- образовательный ценз педагогических работников (наличие специального образования, соответствие квалификации по диплому требованиям, предъявляемым к занимаемой должности);
- итоги аттестации педагогических и руководящих работников.
Шкала оценки:
балл "0" - не выставляется, так как одним из условий государственной аккредитации общеобразовательного учреждения является ведение образовательной деятельности;
балл "0,5" - неполная укомплектованность общеобразовательного учреждения педагогами (имеются вакансии, в результате которых учебный план реализуется не в полном объёме); неполное соответствие образовательному цензу; не все педагогические работники аттестованы (в том числе - на соответствие занимаемой должности); не все педагогические работники прошли курсовую подготовку (в том числе - не менее 30% педагогических работников прошли курсы повышения квалификации свыше 100 часов);
балл "1" - неполная укомплектованность общеобразовательного учреждения педагогами (имеются вакансии, но учебный план реализуется за счёт увеличения нагрузки педагогических работников); неполное соответствие образовательному цензу;
все педагогические работники аттестованы (в том числе - на соответствие занимаемой должности);
не менее 50% педагогических работников имеют высшую и I категории (для лицеев, прогимназий, гимназий, средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов - не менее 30% педагогов имеют высшую категорию; все учителя, осуществляющие преподавание по предметам углубленного изучения имеют высшую квалификационную категорию);
все педагогические работники прошли курсовую подготовку (в том числе - не менее 50% педагогических работников прошли курсы повышения квалификации свыше 100 часов, для лицеев, прогимназий, гимназий, средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов - 60%);
балл "1,5" - полная укомплектованность общеобразовательных учреждений педагогами; их соответствие образовательному цензу;
все педагогические работники аттестованы (в том числе - на соответствие занимаемой должности);
не менее 60% педагогических работников имеют высшую и I категории (для лицеев, прогимназий, гимназий, средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов - 40% педагогов имеют высшую категорию; все учителя, осуществляющие преподавание по предметам углубленного изучения имеют высшую квалификационную категорию);
все педагогические работники прошли курсовую подготовку (в том числе - не менее 60% педагогических работников прошли курсы повышения квалификации свыше 100 часов, для лицеев, прогимназий, гимназий, средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов - 70%);
балл "2" - полная укомплектованность общеобразовательного учреждения педагогами; их соответствие образовательному цензу;
все педагогические работники аттестованы (в том числе - на соответствие занимаемой должности);
не менее 70% педагогических работников имеют высшую и I категории (для лицеев, прогимназий, гимназий, средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов - 50% педагогов имеют высшую категорию; все учителя, осуществляющие преподавание по предметам углубленного изучения имеют высшую квалификационную категорию);
все педагогические работники прошли курсовую подготовку (в том числе - 80% педагогических работников прошли курсы повышения квалификации свыше 100 часов, для лицеев, прогимназий, гимназий, средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов - 90%).
1.3. Учебно-методическое обеспечение.
При проведении экспертизы рассматриваются:
- учебные программы, учебники, вошедшие в ежегодный федеральный перечень учебных изданий, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, авторские программы, имеющие экспертные заключения научно-методического экспертного совета государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования", учебные пособия, допущенные к использованию в образовательном процессе;
- библиотечный фонд.
Шкала оценки:
балл "0" - учебно-методический комплекс (далее - УМК) не сформирован, образовательный процесс обеспечен менее чем на 50%, практические работы в системе не выполняются из-за отсутствия учебного оборудования, менее 80% библиотечного фонда сформировано за счет бюджетных средств;
балл "0,5" - УМК практически не сформирован, образовательный процесс обеспечен на 50%, большая часть практических работ не выполняется, часть учебных пособий морально устарела, не менее 80% библиотечного фонда сформировано за счет бюджетных средств;
балл "1" - УМК сформирован частично, образовательный процесс обеспечен не менее чем на 80%, из-за отсутствия учебного оборудования отдельные практические работы не выполняются, часть учебных пособий морально устарела, не менее 90% библиотечного фонда сформировано за счет бюджетных средств;
балл "1,5" - планы и программы, реализуемые в образовательном учреждении, обеспечены УМК на 90%, включая учебное оборудование, необходимое для проведения практических работ в соответствии с учебной программой, педагоги используют современные учебные пособия, включенные в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, не менее 100% библиотечного фонда сформировано за счет бюджетных средств;
балл "2" - реализуемые в образовательном учреждении планы и программы обеспечены УМК на 100%, все используемые в учебном процессе материалы отвечают современным требованиям, 100% библиотечного фонда сформировано за счет бюджетных средств.
1.4. Материально-техническое оснащение образовательного процесса.
При проведении экспертизы рассматриваются:
- наличие в образовательном учреждении необходимых помещений для осуществления образовательного процесса, организации питания и медицинского обслуживания;
- динамика пополнения материально-технической базы за 5 последних учебных лет.
Шкала оценки:
балл "0" - не выставляется, так как одним из условий государственной аккредитации общеобразовательных учреждений является наличие действующей лицензии на образовательную деятельность;
балл "0,5" - общеобразовательное учреждение частично располагает помещениями (отсутствуют отдельные специализированные кабинеты для организации образовательного процесса по учебному плану), необходимыми для организации качественного образовательного процесса, организации питания и медицинского обслуживания; улучшения материально-технической базы не произошло; федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений не выполнены;
балл "1" - общеобразовательное учреждение в основном располагает помещениями, необходимыми для организации качественного образовательного процесса, организации питания и медицинского обслуживания; произошло незначительное улучшение материально-технической базы; пополнение учебных кабинетов осуществляется в соответствии с федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
балл "1,5" - общеобразовательное учреждение располагает помещениями, необходимыми для организации качественного образовательного процесса, организации питания и медицинского обслуживания, однако специализированные кабинеты не могут удовлетворить все образовательные потребности учреждения; произошло заметное улучшение материально-технической базы; произошло существенное пополнение учебных кабинетов в соответствии с федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
балл "2" - общеобразовательное учреждение располагает помещениями, необходимыми для организации качественного образовательного процесса, организации питания и медицинского обслуживания; произошло существенное улучшение материально-технической базы; содержание учебных кабинетов полностью соответствует федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
1.5. Использование информационно-коммуникационных технологий.
Шкала оценки:
балл "0" - отсутствует возможность использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ): нет компьютерной техники, нет выхода в Интернет;