ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 февраля 2012 года № 437-V

О принятии Положения о мониторинге правоприменения нормативных правовых актов Нижегородской области,
принятых Законодательным Собранием Нижегородской области, и признании утратившими силу отдельных постановлений
Законодательного Собрания области

(с изменениями на 27 февраля 2014 года)

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Законодательного Собрания от 27.02.2014 № 1250-V
-----------------------------------------------------------------------


Законодательное Собрание области постановляет:

1. Принять  о мониторинге правоприменения нормативных правовых актов Нижегородской области, принятых Законодательным Собранием Нижегородской области (прилагается).

2. Признать утратившими силу:

1) постановление Законодательного Собрания области от 23 октября 2008 года № 1252-IV "О принятии Положения о мониторинге законов Нижегородской области";

2) постановление Законодательного Собрания области от 27 мая 2010 года № 2081-IV "О внесении изменений в Положение о мониторинге законов Нижегородской области";

3) постановление Законодательного Собрания области от 9 декабря 2010 года № 2340-IV "О внесении изменения в Положение о мониторинге законов Нижегородской области";

4) постановление Законодательного Собрания области от 24 февраля 2011 года № 2459-IV "О внесении изменения в Положение о мониторинге законов Нижегородской области".

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

     
     Председатель Собрания                               Е.В. Лебедев

Принято
постановлением Законодательного Собрания области
от 29 февраля 2012 года № 437-V

Положение
о мониторинге правоприменения нормативных правовых актов Нижегородской области,
принятых Законодательным Собранием Нижегородской области


(в ред. постановления Законодательного Собрания от 27.02.2014 № 1250-V)


I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления Законодательным Собранием Нижегородской области (далее также - Законодательное Собрание) в пределах своих полномочий мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Нижегородской области, принятых Законодательным Собранием (далее также - нормативный правовой акт области), а также участия Законодательного Собрания в мониторинге правоприменения в Российской Федерации.

2. Мониторинг правоприменения нормативных правовых актов области, принятых Законодательным Собранием (далее - мониторинг), предусматривает плановую деятельность Законодательного Собрания по сбору, обобщению, анализу и оценке информации для обеспечения принятия, изменения или признания утратившими силу нормативных правовых актов области и выработки предложений по их дальнейшему совершенствованию.

3. Задачами мониторинга являются:

1) определение степени урегулированности нормативными правовыми актами области вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

2) определение соответствия нормативных правовых актов области законодательству Российской Федерации и законодательству Нижегородской области (далее также - область);

3) выявление причин, препятствующих исполнению нормативных правовых актов области, и выработка предложений по их устранению, а также выработка мер по повышению эффективности правоприменения и противодействия коррупции;

4) формирование перспективных направлений нормотворческой деятельности.

4. Мониторинг осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) принцип объективности: мониторинг проводится путем всестороннего изучения официальной информации о реализации законов области, принятых подзаконных и правоприменительных актов, судебной практики по вопросам применения нормативных правовых актов области;

2) принцип планирования: мониторинг осуществляется на плановой основе;

3) принцип информационной открытости: информация о проведении мониторинга и о результатах мониторинга является открытой, доступной, размещается на официальном сайте Законодательного Собрания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и предоставляется по запросам заинтересованным лицам.

5. Мониторинг включает в себя следующие этапы:

1) планирование мониторинга;

2) проведение мониторинга;

3) подведение итогов мониторинга.     

II. Планирование мониторинга


6. Мониторинг осуществляется на основании плана мониторинга на полугодие.

7. План мониторинга на полугодие утверждается постановлением Законодательного Собрания. Данное постановление может содержать поручение контрольно-счетной палате Нижегородской области о проведении контрольных и (или) экспертно-аналитических мероприятий при мониторинге в соответствии с планом проведения мониторинга на полугодие, а также сроки их проведения.

8. Проект  мониторинга на полугодие готовится комитетом Законодательного Собрания по вопросам регламента на основе предложений профильных комитетов Законодательного Собрания согласно приложению 1.

При формировании предложений в проект плана мониторинга на полугодие профильные комитеты Законодательного Собрания рассматривают предложения депутатов Законодательного Собрания, депутатских объединений (фракций и депутатских групп), структурных подразделений аппарата Законодательного Собрания,Правительства Нижегородской области, органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов государственной власти, действующих на территории области, органов местного самоуправления и иных заинтересованных органов и организаций.(Абзац второй в ред. постановления Законодательного Собрания от 27.02.2014 № 1250-V -см.предыдущую редакцию)

III. Порядок проведения мониторинга  


9. Мониторинг проводится в порядке, установленном настоящим Положением, и в соответствии с методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной  постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694.

Мониторинг в части бюджетных полномочий Нижегородской области осуществляется в рамках контрольных функций Законодательного Собрания.(Абзац второй введен постановлением Законодательного Собрания от 27.02.2014 № 1250-V)

10. Профильный комитет Законодательного Собрания, ответственный за проведение мониторинга:

1) проводит сбор, анализ и оценку официальной информации о реализации нормативного правового акта области;

2) разрабатывает и утверждает  мероприятий по проведению мониторинга согласно приложению 2;

3) определяет критерии эффективности закона области;

4) может сформировать рабочую группу по проведению мониторинга;

5) готовит информацию о результатах мониторинга.

11. При осуществлении мониторинга могут быть использованы:

1) практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

2) информация о практике применения нормативных правовых актов области, поступившая от органов государственной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов государственной власти, действующих на территории Нижегородской области, иных государственных органов области, органов местного самоуправления;

3) информация о мерах прокурорского реагирования, принятых в отношении нормативных правовых актов области (протесты и представления, требования об изменении нормативного правового акта, заявления в суд);

4) обзоры законодательства субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа, в соответствующей сфере правоотношений, подготовленные территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области, и результаты проводимого им мониторинга применения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа;

5) информация, поступившая от Общественной палаты Нижегородской области, научно-консультативного совета при Законодательном Собрании Нижегородской области, общественных, научных, правозащитных и иных организаций;

6) информация, поступившая от граждан и юридических лиц;

7) итоговые документы депутатских слушаний, "круглых столов", конференций, семинаров и иных мероприятий, проводимых Законодательным Собранием, а также мероприятий, проводимых органами исполнительной власти Нижегородской области, иными государственными органами Нижегородской области и организациями;

8) статистическая информация;

9) социологическая информация, формируемая на основе данных социологических исследований, в том числе опросов общественного мнения;

10) информация, поступившая из иных официальных источников.

12. Для обеспечения проведения мониторинга профильный комитет Законодательного Собрания вправе проводить заседания рабочей группы, совещания, консультации, а также использовать другие формы, определенные профильным комитетом Законодательного Собрания.

В состав рабочей группы по проведению мониторинга входят депутаты Законодательного Собрания и работники структурных подразделений аппарата Законодательного Собрания. В состав рабочей группы также могут входить представители органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов государственной власти, действующих на территории области, органов местного самоуправления и иных заинтересованных органов и организаций.

13. При проведении мониторинга профильный комитет Законодательного Собрания вправе инициировать привлечение в процесс мониторинга экспертов, давать предложения по проведению независимой и научной экспертизы.

14. Профильным комитетом при осуществлении мониторинга обобщается, анализируется и оценивается информация о практике применения нормативных правовых актов области по следующим показателям:

1) несоблюдение гарантированных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина;

2) наличие нормативных правовых актов органов государственной власти Нижегородской области, а также муниципальных нормативных правовых актов, необходимость принятия (издания) которых предусмотрена Уставом области, иными нормативными правовыми актами большей юридической силы;(Подпункт 2 в ред. постановления Законодательного Собрания от 27.02.2014 № 1250-V -см.предыдущую редакцию)  

3) искажение смысла положений федерального закона и (или) актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека при принятии нормативного правового акта области;

4) неполнота в правовом регулировании общественных отношений;

5) использование положений нормативных правовых актов области в качестве оснований совершения юридически значимых действий;

6) искажение смысла положений нормативного правового акта области при его применении;

7) неправомерные или необоснованные решения, действия (бездействие) при применении нормативного правового акта области;

8) использование норм, позволяющих расширительно толковать компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления;

9) наличие (отсутствие) единообразной практики применения нормативных правовых актов области;

10) количество и содержание заявлений по вопросам разъяснения нормативного правового акта области;

11) количество вступивших в законную силу судебных актов об удовлетворении (отказе в удовлетворении) требований заявителей в связи с отношениями, урегулированными нормативным правовым актом области, и основания их принятия;

12) количество и содержание удовлетворенных обращений (предложений, заявлений, жалоб), связанных с применением нормативного правового акта области, в том числе с имеющимися коллизиями и пробелами в правовом регулировании, искажением смысла положений нормативного правового акта области и нарушениями единообразия его применения;

13) количество и характер зафиксированных правонарушений в сфере действия нормативного правового акта области, а также количество случаев привлечения виновных лиц к ответственности.

15. Государственно-правовое управление аппарата Законодательного Собрания в соответствии с планом мониторинга на полугодие, утвержденным постановлением Законодательного Собрания, проводит правовую и антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов области, по результатам которой оформляется экспертное заключение, содержащее:

1) оценку соответствия нормативного правового акта области   Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и нормативным правовым актам органов государственной власти Российской Федерации,  и законам области;

2) информацию о полноте урегулирования соответствующей сферы отношений федеральным законодательством;

3) информацию о наличии подзаконных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено законом области;

4) оценку согласованности нормативного правового акта области с иными нормативными правовыми актами области;

5) информацию о наличии пробелов в правовом регулировании в соответствующем отраслевом законодательстве области и коллизий норм законов области;

6) предложения по внесению изменений в нормативный правовой акт области, направленные на приведение нормативного правового акта области в соответствие с федеральным законодательством;

7) предложения по совершенствованию федерального законодательства, отдельных положений нормативного правового акта области, принятых в соответствии с ним подзаконных актов;

8) информацию о наличии или об отсутствии коррупциогенных факторов, в том числе:

а) о наиболее часто встречающихся коррупциогенных факторах в нормативных правовых актах области;

б) о количестве коррупциогенных факторов, выявленных в нормативном правовом акте области при проведении антикоррупционной экспертизы;

в) о количестве коррупциогенных факторов, выявленных в нормативном правовом акте области при проведении антикоррупционной экспертизы независимыми экспертами;

г) о количестве и содержании обращений (предложений, заявлений, жалоб) о несоответствии нормативного правового акта области антикоррупционному законодательству Российской Федерации, в том числе о наличии в нормативном правовом акте области коррупциогенных факторов;

9) предложения о способах устранения коррупциогенных факторов;

10) информацию о наличии противоречий между нормативными правовыми актами области общего характера и нормативными правовыми актами области специального характера, регулирующими однородные правоотношения;

11) информацию о наличии единой понятийно-терминологической системы в нормативных правовых актах области;

12) информацию о наличии дублирующих норм права в нормативных правовых актах области;

13) информацию о наличии противоречий в нормативных правовых актах области, регулирующих однородные отношения, принятых в разные периоды;

14) информацию о наличии ошибок юридико-технического характера в нормативных правовых актах области;

15) информацию о количестве и содержании поступивших в государственно-правовое управление аппарата Законодательного Собрания обращений (предложений, заявлений, жалоб), в том числе по вопросам понятийно-терминологической системы нормативных правовых актов области, наличия в них дублирующих норм и противоречий, а также ошибок юридико-технического характера.

16. Информационно-аналитическое управление аппарата Законодательного Собрания в соответствии с планом мониторинга на полугодие:

1) осуществляет анализ нормативных правовых актов других субъектов Российской Федерации, регулирующих сходные правоотношения (наличие или отсутствие аналогичных законов, их особенности), направляет результаты анализа в профильный комитет Законодательного Собрания;

2) предоставляет по запросам профильных комитетов Законодательного Собрания дополнительную информацию, необходимую для проведения мониторинга.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»