Недействующий

 Включен в Реестр нормативных
актов органов исполнительной власти
Нижегородской области
"15" января 2009 года
№ в реестре 01535-306-019



МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 27.02.2007 № 19

О порядке проведения проверок и формах
документов отдела внутреннего финансового контроля     

(с изменениями на 7 июля 2008 года)
_______________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Министерства финансов Нижегородской области от 13.03.2009  № 20
_______________________________________________________________________________

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
приказом министерства финансов Нижегородской области от 07.07.2008 № 43     
------------------------------------------------------------------------


В целях совершенствования и упорядочения контрольной работы министерства финансов  приказываю:

1. Утвердить порядок проведения проверок сотрудниками министерства финансов (приложение № 1).

2. Утвердить формы документов отдела внутреннего финансового контроля министерства финансов Нижегородской области (приложение №№ 2-12).

3. Отделу внутреннего финансового контроля порядок проведения проверок (приложение № 1) и формы документов (приложение №№ 2-12) принять к исполнению с 01.01.2007.

3.1 Отделу внутреннего финансового контроля составлять отчет о результатах проведенных контрольных мероприятий по итогам за I полугодие и год по состоянию на 01 июля текущего года и 01 января года, следующего за отчетным, в срок до 20 июля и 20 января по форме № 11 (приложение № 12). (пункт введен приказом министерства финансов Нижегородской области от 07.07.2008 № 43)    

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела внутреннего финансового контроля Наумову Е.Г.

Министр                                                                    В.В.Синицин


Приложение № 1
к приказу министра финансов
от 27.02.2007 № 19



ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК СОТРУДНИКАМИ
МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


I. Общие положения.


1. На министерство финансов Нижегородской области в соответствии со статьей 270 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Нижегородской области от 25.10.2005 N 172-З "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Нижегородской области", постановлением Правительства Нижегородской области  от 21.09.2005 № 206 "Об утверждении положения о министерстве финансов Нижегородской области" возложена задача по осуществлению финансового контроля за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Финансовый контроль осуществляется министерством финансов Нижегородской области путем проведения проверок в порядке, предусмотренном настоящим Порядком.

Проверки проводятся сотрудниками отдела внутреннего финансового контроля министерства финансов Нижегородской области в соответствии с Положением об отделе  внутреннего финансового контроля. Возможно привлечение специалистов отраслевых отделов министерства финансов Нижегородской области.

2. При организации и проведении проверок, оформлении и реализации результатов сотрудники отдела внутреннего финансового контроля обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами, инструкциями, иными нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, других министерств и иных органов исполнительной власти Российской Федерации, Законами  Нижегородской области Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Нижегородской области, органов местного самоуправления и настоящей Инструкцией.

3. Права, обязанности и полномочия сотрудников отдела определяются Положением об отделе и должностными регламентами.

II. Понятие, цель и задачи проверки.

4. Проверка представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций объектом контроля, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также деятельности объекта контроля в целом на предмет соответствия законодательству Российской Федерации и нормативным актам, законности действий руководителей объекта контроля, на которых в соответствии с законодательством возложена ответственность за их осуществление.

Объекты контроля - главные распорядители, распорядители и получатели средств областного и местных бюджетов, органы местного самоуправления, получатели бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий.

5. Цель проверки - определение эффективности использования главными распорядителями, распорядителями и получателями, органами местного самоуправления бюджетных средств, осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и Нижегородской области при осуществлении объектами контроля хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

6. Основными задачами проверок являются:

6.1. Повышение качества управления и эффективности использования бюджетных средств путем достижения поставленных социально-экономических целей и задач.

6.2. Повышение ответственности, прозрачности и подотчетности в работе главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств и органов  местного самоуправления.

7. Проверка проводится по следующим основным направлениям:

соответствие осуществляемой деятельности учредительным документам;

правильность составления производственных и финансовых планов;

обоснованность расчетов сметных назначений;

выполнение запланированных целей и задач, возложенных функций;

исполнение смет расходов и основных производственных показателей;

использование бюджетных средств по целевому назначению;

операции с основными средствами и нематериальными активами;

операции, связанные с инвестициями;

обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;

формирование финансовых результатов и их распределение;

выявление возможностей увеличения доходов местных бюджетов и предотвращению излишества в расходах;

выявление имеющихся резервов;

обоснованность образования и расходования внебюджетных средств;

обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составление отчетности.

III. Организация и проведение проверки.

8. Проверки операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, а также соблюдения получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств осуществляются как в плановом, так и внеплановом порядке.

План контрольной работы отдела внутреннего финансового контроля утверждается министром финансов Нижегородской области или его заместителем на квартал, полугодие, год.

Сотрудники отдела  внутреннего финансового контроля вправе провести проверку местных бюджетов Нижегородской области, распорядителей и получателей средств местных бюджетов при условии получения средств из областного бюджета в виде дотаций, субвенций, субсидий, кредитов, взаимных расчетов и финансирования целевых программ.

9. На проведение каждой проверки участвующим в ней сотрудникам выдается специальное поручение, которое подписывается министром финансов или его заместителем (форма поручения - приложение № 1).

Сотрудники отдела внутреннего финансового контроля министерства финансов Нижегородской области должны также иметь постоянные служебные удостоверения установленного образца.

10. Сроки проведения проверки, состав группы и ее руководитель определяются начальником отдела внутреннего финансового контроля министерства финансов Нижегородской области на основании плана контрольной работы отдела с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач проверки и особенностей объекта контроля, и, как правило, не могут превышать 45 календарных дней.

Продление первоначально установленного срока проверки осуществляется министром финансов или его заместителем по мотивированному представлению начальника отдела внутреннего финансового контроля.

Руководитель группы - сотрудник отдела внутреннего финансового контроля министерства финансов Нижегородской области, возглавляющий проверку и ответственный за ее проведение в соответствии с поручением на проведение данной проверки.

11. Конкретные вопросы проверки определяются программой или перечнем основных вопросов проверки (далее - программа проверки).

Программа проверки включает ее тему, период, который должна охватить проверка, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих проверке, и утверждается начальником отдела внутреннего финансового контроля, либо министром финансов или его заместителем.

12. Составлению программы проверки и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники проверки обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие объект проверки.  

В процессе предварительного изучения проводится анализ отчетов о проделанной работе, планов работы и приоритетных   направлений деятельности объектов проверки; изучение организационной структуры, систем и механизмов управления и внутреннего контроля объектов проверки; анализ выполнения объектами проверки поставленных задач и достижения ими конкретных результатов; консультации с отраслевыми специалистами; изучение материалов предыдущих проверок в данной сфере, а также результатов проверок, проводимых другими организациями; собеседования с руководителями проверяемых объектов.

Руководитель группы в процессе подготовки к проверке знакомит ее участников с содержанием программы проверки и распределяет вопросы и участки работы между исполнителями.

Программа проверки в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих объект контроля, может быть изменена и дополнена в порядке, установленном пунктом 10 настоящей Инструкции.

13. Руководитель группы должен предъявить руководителю объекта контроля поручение на право проведения проверки, ознакомить его с программой проверки, представить участвующих в проверке сотрудников, решить организационно - технические вопросы проведения проверки и составить рабочий план.

По требованию руководителя группы при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества руководитель объекта контроля в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливаются руководителем группы.

14. Проверка проводится путем осуществления:

проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций;

проверки правильности принятых плановых расчетов и данных для определения объемных показателей деятельности объекта контроля, правильности применения цен и тарифов, правильности определения фондов заработной платы, уровня себестоимости продукции и услуг, размеров накоплений;

проверки правильности указываемых в отчетности плановых показателей, причин отклонений, влияния отклонений на выполнение планов;

проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;

проверки эффективности использования государственных средств на основе оценок абсолютной или относительной экономии финансовых средств исходя из достигнутых количественных и качественных результатов их использования; степени соотношения между полученными результатами и использованными на их достижение финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами; степени достижения запланированных результатов и конечного социально-экономического эффекта, полученного от использования бюджетных средств;

организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации проведения встречных проверок поступления и расходования бюджетных средств, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, - сличения имеющихся на объекте контроля записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы;

организация процедур фактического контроля за движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том числе с привлечением в установленном порядке специалистов других организаций, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризаций, обследований, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, контрольных обмеров выполненных объемов работ, экспертиз и т.п.;

проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;

проверки использования и сохранности бюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

проверки организации и состояния внутреннего (ведомственного) контроля;

15. Сотрудники отдела внутреннего финансового контроля, участвующие в проверке, исходя из программы проверки определяют необходимость и возможность применения тех или иных контрольных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающего надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств.

16. Руководитель объекта контроля обязан создавать надлежащие условия для проведения проверки - предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности и т.п.

В случае отказа сотрудниками объекта контроля предоставить необходимые документы либо возникновения иных препятствий, не позволяющих проведению проверки, руководитель группы, а в необходимых случаях начальник отдела внутреннего финансового контроля сообщает об этих фактах министру финансов или его заместителю.

17. При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета на объекте контроля руководителем группы составляется об этом соответствующий акт в порядке, предусмотренном разделом  IV настоящей Инструкции, и докладывается начальнику отдела внутреннего финансового контроля. По представлению начальника отдела внутреннего финансового контроля министр финансов или его заместитель направляет руководителю объекта контроля и (или) в вышестоящую организацию либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью объекта контроля, письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета на объекте контроля. Проверка проводится после восстановления бухгалтерского учета.

IV. Оформление и реализация результатов проверки.

18. Результаты проверки оформляются актом, который подписывается руководителем группы, а при необходимости и другими сотрудниками отдела внутреннего финансового контроля, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) объекта контроля.

Один экземпляр оформленного акта проверки, подписанного руководителем группы, вручается руководителю объекта контроля или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения.

По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера (бухгалтера) объекта контроля по согласованию с руководителем группы может быть установлен срок до 5 рабочих дней, отведенный для ознакомления с актом проверки и его подписания.

При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица объекта контроля делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю группы письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам проверки и являются их неотъемлемой частью.

Руководитель группы в срок до 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения начальником отдела внутреннего финансового контроля направляются объекту контроля и приобщаются к материалам проверки.

При отсутствии возможности формирования аргументированного заключения начальник отдела внутреннего финансового контроля направляет запрос для разъяснений в соответствующие подразделения министерства финансов или организации, в компетенцию которых входят данные вопросы.

Письменные заключения вручаются руководителем группы в установленном настоящей Инструкцией порядке для вручения акта проверки.

В случае отказа должностных лиц объекта контроля подписать или получить акт проверки руководитель группы в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта.

В этом случае акт проверки может быть направлен объекту контроля по почте или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При этом к экземпляру акта, остающемуся на хранении в министерстве финансов, прилагаются документы, подтверждающие факт отправления или иного способа передачи акта.

19. Акт проверки состоит из вводной и описательной частей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»