• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

от 7 марта 2008 года № 20-З


О противодействии коррупции в Нижегородской области

(с изменениями на 3 апреля 2018 года)

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Нижегородской области от 10.08.2009 № 110-З;
Законом Нижегородской области от 09.09.2009 № 170-З;
Законом Нижегородской области от 03.02.2010 № 6-З;
Законом Нижегородской области от 11.05.2010 № 73-З;
Законом Нижегородской области от 04.06.2010 № 95-З;
Законом Нижегородской области от 07.02.2011 № 17-З
Законом Нижегородской области от 05.03.2012 № 18-З;
Законом Нижегородской области от 03.04.2013 № 39-З;
Законом Нижегородской области от 26.10.2015 № 152-З;
Законом Нижегородской области от 02.12.2015 № 183-З;
Законом Нижегородской области от 31.01.2017 № 4-З;
Законом Нижегородской области от 02.12.2015 № 183-З (в ред. Закона области от 31.01.2017 № 4-З);
Законом Нижегородской области от 05.05.2017 № 51-З;
Законом Нижегородской области от 03.04.2018 № 21-З

------------------------------------------------------------------------


Принят Законодательным Собранием 28 февраля 2008 года

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
(Статья 1 в ред. Закона области от 09.09.2009 № 170-З )

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" определяет основы формирования антикоррупционной политики в Нижегородской области в целях создания эффективного механизма противодействия коррупции.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; (Подпункт- в ред. Закона области от 03.02.2010 № 6-З)

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
(Пункт 1 в ред. Закона области от 09.09.2009 № 170-З)

2) антикоррупционная политика - деятельность субъектов антикоррупционной политики в целях противодействия коррупции;
(Пункт 2 в ред. Закона области от 09.09.2009 № 170-З)

3) антикоррупционная экспертиза - экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области, проводимая в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения;
(Пункт 3 в ред.
Закона области от 09.09.2009 № 170-З)

4) антикоррупционный мониторинг - наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупциогенных факторов, а также мер реализации антикоррупционной политики;

5) пункт утратил силу Законом области от 31.01.2017 № 4-З - см. предыдущую редакцию

6) коррупциогенный фактор - положения нормативного правового акта Нижегородской области (проекта нормативного правового акта), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции;
(Пункт 6 в ред.
Закона области от 09.09.2009 № 170-З )

7) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц (далее - субъекты антикоррупционной политики) в пределах их полномочий:
(Абзац первый в ред. Закона области от 31.01.2017 № 4-З - см. предыдущую редакцию)
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений;
(Пункт 7 в ред. Закона области от 09.09.2009 № 170-З)

8) пункт утратил силу Законом области от 31.01.2017 № 4-З - см. предыдущую редакцию

Статья 3. Задачи антикоррупционой политики

Статья 3. Задачи антикоррупционой политики

Задачами антикоррупционной политики являются:

1) создание системы мер противодействия коррупции в Нижегородской области;

2) устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее появлению;

3) вовлечение граждан в реализацию антикоррупционной политики;
(Пункт 3 в ред.
Закона области от 09.09.2009 № 170-З )

4) формирование антикоррупционного сознания, нетерпимости по отношению к коррупционным действиям.

Статья 4. Основные принципы противодействия коррупции

Статья 4. Основные принципы противодействия коррупции
(Статья 4 в ред. Закона области от 09.09.2009 № 170-З )

Противодействие коррупции основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Глава 2. Противодействие коррупции


Статья 5. Меры противодействия коррупции

Статья 5. Меры противодействия коррупции

Мерами противодействия коррупции являются:

1) разработка, утверждение и реализация государственных программ Нижегородской области, содержащих мероприятия антикоррупционой направленности, а также планов мероприятий органов исполнительной власти Нижегородской области по противодействию коррупции;
(Пункт 1 изложен в новой редакции Законом области от 31.01.2017 № 4-З - см. предыдущую редакцию)

2) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
(Пункт 2 в ред.
Закона области от 09.09.2009 № 170-З)

3) антикоррупционный мониторинг;

4) антикоррупционное образование и антикоррупционная пропаганда;
4О противодействии коррупции в Нижегородской области (с изменениями на 3 апреля 2018 года)) установление системы ограничений, запретов и обязанностей, обеспечивающих предупреждение коррупции;
4О противодействии коррупции в Нижегородской области (с изменениями на 3 апреля 2018 года)) внедрение и развитие антикоррупционных механизмов в рамках реализации кадровой политики на государственной гражданской службе и муниципальной службе;
4О противодействии коррупции в Нижегородской области (с изменениями на 3 апреля 2018 года)) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции;
4О противодействии коррупции в Нижегородской области (с изменениями на 3 апреля 2018 года)) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности государственных органов Нижегородской области и органов местного самоуправления;
(Пункты 4_1-4_4 введены Законом области от 31.01.2017 № 4-З)

5) иные меры, предусмотренные федеральным законодательством и принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области.
(Пункт 5 в ред.Закона области
от 05.03.2012 № 18-З)

Статья 6. Программа противодействия коррупции в Нижегородской области (утратила силу)

Статья 6. Программа противодействия коррупции в Нижегородской области
(Статья утратила силу Законом области от 31.01.2017 № 4-З - см. предыдущую редакцию)

Статья 7. Антикоррупционная экспертиза

Статья 7. Антикоррупционная экспертиза
(Статья 7 в ред. Закона области от 09.09.2009 № 170-З - см. предыдущую редакцию)

1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

2. Коррупциогенные факторы, на наличие которых должны анализироваться нормативные правовые акты (проекты нормативных правовых актов), выявляются в соответствии с перечнем коррупциогенных факторов, установленным Правительством Российской Федерации.
(Часть 2 в ред. Закона области
от 11.05.2010 № 73-З - см. предыдущую редакцию)

3. В соответствии с федеральным законодательством антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области проводится прокуратурой Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, органами государственной власти Нижегородской области, их должностными лицами.
3О противодействии коррупции в Нижегородской области (с изменениями на 3 апреля 2018 года). В целях проведения органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов по вопросам, определенным частью 2 статьи 3 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов", органы государственной власти Нижегородской области представляют (передают) в прокуратуру Нижегородской области заверенные копии:
1) законов Нижегородской области - в течение семи дней со дня их подписания Губернатором Нижегородской области;
2) постановлений Законодательного Собрания Нижегородской области - в течение десяти дней со дня их принятия;
3) нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области - в течение семи дней со дня их издания (принятия);
4) нормативных правовых актов министерств и иных органов исполнительной власти Нижегородской области - в течение пяти дней со дня их внесения в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области.
(Часть 3О противодействии коррупции в Нижегородской области (с изменениями на 3 апреля 2018 года). введена Законом области от 07.02.2011 № 17-З)

4. Органы государственной власти Нижегородской области проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

5. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов Нижегородской области проводится при проведении их правовой экспертизы в порядке и сроки, установленные соответственно Законодательным Собранием Нижегородской области и Правительством Нижегородской области.

6. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области проводится согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Коррупциогенные факторы (утратила силу)

Статья 8. Коррупциогенные факторы
(Статья утратила силу Законом области от 09.09.2009 № 170-З - см. предыдущую редакцию)

Статья 9. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы

Статья 9. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы
(Статья 9 в ред. Закона области от 09.09.2009 № 170-З - см. предыдущую редакцию)

1. Все выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) Нижегородской области коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.
В заключении предлагаются способы устранения коррупциогенных факторов, а также могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) Нижегородской области выявленных коррупциогенных факторов, указаны положения, не относящиеся к коррупциогенным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции.

2. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) Нижегородской области носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом государственной власти Нижегородской области (должностным лицом), разрабатывающим и (или) принявшим (издавшим) данный нормативный правовой акт (проект нормативного правового акта).

3. Срок и процедура рассмотрения заключения, доработки проекта нормативного правового акта Нижегородской области, внесения в действующий нормативный правовой акт Нижегородской области изменений определяются соответственно Законодательным Собранием Нижегородской области и Правительством Нижегородской области.

Статья 10. Независимая антикоррупционная экспертиза

Статья 10. Независимая антикоррупционная экспертиза
(Статья 10 в ред. Закона области от 09.09.2009 № 170-З - см. предыдущую редакцию)

1. Институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области.

2. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом государственной власти Нижегородской области или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения.

3. Результаты независимой антикоррупционной экспертизы учитываются при проведении антикоррупционного мониторинга и подготовке программ противодействия коррупции.

Статья 11. Антикоррупционный мониторинг

1. Антикоррупционный мониторинг включает в себя мониторинг коррупциогенных факторов и мер реализации антикоррупционной политики.

2. Антикоррупционный мониторинг проводится в целях:
1) своевременного приведения правовых актов органов государственной власти Нижегородской области в соответствие с законодательством Российской Федерации;
2) обеспечения разработки и реализации программ противодействия коррупции путем учета коррупционных правонарушений и коррупциогенных факторов, проведения опросов и иных мероприятий с целью получения информации о проявлениях коррупции;
3) обеспечения оценки эффективности мер, реализуемых посредством программ противодействия коррупции.

3. Антикоррупционный мониторинг осуществляется путем наблюдения за результатами применения мер противодействия коррупции, анализа и оценки полученных в результате такого наблюдения данных, разработки прогнозов будущего состояния и тенденций развития соответствующих мер.

4. Решение о проведении антикоррупционного мониторинга принимается Губернатором Нижегородской области или Законодательным Собранием Нижегородской области.

5. Порядок проведения антикоррупционного мониторинга устанавливается Правительством Нижегородской области.

6. Результаты антикоррупционного мониторинга являются основой для разработки проекта программы противодействия коррупции либо внесения изменений в действующую программу.

7. Информация о выявленных в результате антикоррупционного мониторинга нарушениях действующего законодательства, прав граждан (категории граждан) или юридических лиц направляется в правоохранительные органы, Законодательное Собрание Нижегородской области.

Статья 12. Антикоррупционное образование и антикоррупционная и пропаганда

Статья 12. Антикоррупционное образование и антикоррупционная и пропаганда
(Наименование в ред. Закона области от 31.01.2017 № 4-З - см. предыдущую редакцию)

1. Антикоррупционное образование осуществляется путем обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства антикоррупционного мировоззрения, формирования нетерпимости к коррупционному поведению, повышения уровня правосознания и правовой культуры, а также подготовки и переподготовки специалистов в сфере проведения антикоррупционной экспертизы, ведения антикоррупционного мониторинга.
(Часть 1 в ред.
Закона области от 09.09.2009 № 170-З - см. предыдущую редакцию)

2. часть утратила силу Законом области от 09.09.2009 № 170-З - см. предыдущую редакцию

3. Антикоррупционная пропаганда представляет собой деятельность средств массовой информации и иных субъектов антикоррупционной политики, стимулируемую системой государственных заказов, содержанием которой является просветительская работа в обществе по вопросам противодействия коррупции в любых ее проявлениях, воспитание у населения чувства гражданской ответственности, укрепление доверия к власти.
(Часть 3 в ред.
Закона области от 09.09.2009 № 170-З - см. предыдущую редакцию)

4. Мероприятия по антикоррупционному образованию и антикоррупционной пропаганде в обязательном порядке включаются в программы противодействия коррупции.
(Часть 4 в ред.
Закона области от 09.09.2009 № 170-З - см. предыдущую редакцию)

Статья 12_1. О представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими государственные должности Нижегородской области

Статья 12О противодействии коррупции в Нижегородской области (с изменениями на 3 апреля 2018 года). О представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характер лицами, замещающими государственные должности Нижегородской области
(наименование в ред. Закона области от 05.05.2017 № 51-З - см. предыдущую редакцию)

(Статья 12О противодействии коррупции в Нижегородской области (с изменениями на 3 апреля 2018 года) введена Законом области от 10.08.2009 № 110-З)

1. Граждане, претендующие на замещение государственных должностей Нижегородской области, и лица, замещающие государственные должности Нижегородской области, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
(Часть 1 в ред. Законов области
от 02.12.2015 № 183-З; от 05.05.2017 № 51-З - см. предыдущую редакцию)

2. Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Нижегородской области, и лицами, замещающими государственные должности Нижегородской области, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера утверждается Губернатором Нижегородской области, если иное не установлено федеральным законодательством.
(Часть 2 в ред.Закона области
от 05.03.2012 № 18-З)

3. Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Нижегородской области, и лицами, замещающими государственные должности Нижегородской области, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Нижегородской области, утверждается Губернатором Нижегородской области., если иное не установлено федеральным законодательством.
(Часть 3 введена
Законом области от 03.02.2010 № 6-З; в ред.Закона области от 05.03.2012 № 18-З)

4. Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Нижегородской области, и членов их семей на официальных сайтах государственных органов Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования утверждается Губернатором Нижегородской области, если иное не установлено федеральным законодательством и настоящей статьей.
(Абзац первый в ред. Законов области
от 05.03.2012 № 18-З; от 02.12.2015 № 183-З - см. предыдущую редакцию)
Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Нижегородской области, на официальном сайте Законодательного Собрания Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и порядок предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования в связи с их запросами определяются Законом Нижегородской области "О статусе депутата Законодательного Собрания Нижегородской области".
(Абзац второй в ред.Закона области
от 05.03.2012 № 18-З)
(Часть 4 введена Законом области от 04.06.2010 № 95-З)

5. Часть утратила силу Законом области от 05.05.2017 № 51-З - см. предыдущую редакцию

Статья 12_2. О представлении сведений о расходах лицами, замещающими государственные должности Нижегородской области

Статья 12О противодействии коррупции в Нижегородской области (с изменениями на 3 апреля 2018 года). О представлении сведений о расходах лицами, замещающими государственные должности Нижегородской области
(наименование в ред. Закона области от 05.05.2017 № 51-З - см. предыдущую редакцию)

(Статья введена Законом области от 03.04.2013 № 39-З)

1. Лица, замещающие государственные должности Нижегородской области, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной данным лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
(Часть 1 в ред. Законов области
от 02.12.2015 № 183-З; от 31.01.2017 № 4-З; от 05.05.2017 № 51-З - см. предыдущую редакцию)

2. Порядок представления сведений, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется Губернатором Нижегородской области, если иное не установлено федеральным законодательством и частью 3 настоящей статьи. (абзац в ред. Закона области от 02.12.2015 № 183-З - см. предыдущую редакцию)
Контроль за соответствием расходов лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также расходов их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей общему доходу данных лиц и их супруг (супругов) за три последних года, предшествующих отчетному периоду (далее - контроль за расходами), осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.
(Абзац второй в ред. Законов области
от 02.12.2015 № 183-З; от 31.01.2017 № 4-З - см. предыдущую редакцию)
Сведения об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), представленные в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", размещаются на официальных сайтах государственных органов Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом федеральным законодательством. (абзац изложен в новой ред. Законом области от 02.12.2015 № 183-З - см. предыдущую редакцию)

3. Порядок представления сведений, указанных в части 1 настоящей статьи, депутатами Законодательного Собрания Нижегородской области, порядок осуществления контроля за их расходами, а также расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, порядок размещения представленных сведений на официальном сайте Законодательного Собрания Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования определяются федеральными законами и Законом Нижегородской области "О статусе депутата Законодательного Собрания Нижегородской области".
Абзац второй утратил силу Законом области от 05.05.2017 № 51-З - см. предыдущую редакцию

Статья 12_2_1. О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности Нижегородской области

Статья 12О противодействии коррупции в Нижегородской области (с изменениями на 3 апреля 2018 года)-О противодействии коррупции в Нижегородской области (с изменениями на 3 апреля 2018 года). О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности Нижегородской области
(Статья 12О противодействии коррупции в Нижегородской области (с изменениями на 3 апреля 2018 года)-О противодействии коррупции в Нижегородской области (с изменениями на 3 апреля 2018 года) введена Законом области от 05.05.2017 № 51-З)

1. Если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (далее - сведения) Губернатору Нижегородской области в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи.

2. Лица, замещающие муниципальные должности, направляют сведения в комиссию по контролю за представлением сведений либо иное уполномоченное органом местного самоуправления структурное подразделение (далее - уполномоченное подразделение) или уполномоченному органом местного самоуправления должностному лицу (далее - должностное лицо) по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (далее - Указ Президента Российской Федерации), ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Уточненные сведения представляются в течение месяца после дня окончания срока, установленного абзацем первым настоящей части.
Уполномоченными подразделениями, должностными лицами проводится сбор сведений, указанных в части 1 настоящей статьи, и сведений, указанных в абзаце втором настоящей части, направленных лицами, замещающими муниципальные должности, их анализ, размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) предоставление для опубликования средствам массовой информации.
Сведения размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах органов местного самоуправления и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.
Уполномоченные подразделения, должностные лица обеспечивают представление сведений Губернатору Нижегородской области путем направления в орган исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченный на исполнение функций органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее - уполномоченный орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений), в течение 14 календарных дней после окончания срока представления уточненных сведений.
(ч. 2 изложена в новой редакции Законом области от 03.04.2018 № 21-З - см. предыдущую редакцию)
2О противодействии коррупции в Нижегородской области (с изменениями на 3 апреля 2018 года). Граждане, претендующие на замещение муниципальных должностей, направляют сведения о доходах за календарный год, предшествующий году направления сведений, а сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера - по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу направления сведений, в уполномоченные подразделения, должностным лицам по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации, в следующие сроки:

1) зарегистрированные кандидаты, избранные депутатами (получившие депутатские мандаты), кандидат, избранный главой муниципального образования, - в пятидневный срок со дня получения извещения об избрании (получении депутатского мандата) от избирательной комиссии муниципального образования;

2) граждане, претендующие на замещение иных муниципальных должностей, - в период со дня выдвижения (внесения) их кандидатур до дня принятия решения о назначении на должность (наделении полномочиями по должности, избрании на должность).
Уполномоченные подразделения, должностные лица в течение 14 календарных дней со дня получения сведений, указанных в части 1 настоящей статьи, направленных гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, проводят их анализ и обеспечивают представление сведений Губернатору Нижегородской области путем направления в уполномоченный орган по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
2О противодействии коррупции в Нижегородской области (с изменениями на 3 апреля 2018 года). Уполномоченные подразделения, должностные лица обеспечивают представление сведений Губернатору Нижегородской области по акту приема-передачи, форма которого утверждается уполномоченным органом по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
(ч. 2_1, 2_2 введены Законом области от 03.04.2018 № 21-З)

3. Проверка достоверности и полноты сведений, представляемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи, осуществляется по решению Губернатора Нижегородской области уполномоченным органом по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Основанием для осуществления проверки, предусмотренной настоящей частью, является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:

1) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

2) работниками уполномоченного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами органов местного самоуправления и государственных органов Нижегородской области, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

3) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с действующим законодательством иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;

4) Общественной палатой Нижегородской области;

5) общественными палатами (советами) муниципальных образований Нижегородской области;

6) средствами массовой информации.

4. Информация анонимного характера не может служить основанием для проверки.

5. Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о ее проведении.

6. По результатам проверки Губернатору Нижегородской области представляется доклад.

7. При выявлении в результате проверки, осуществленной в соответствии с настоящей статьей, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", настоящим Законом, Губернатор Нижегородской области обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Статья 12_3. Меры по предупреждению коррупции в государственных предприятиях и учреждениях Нижегородской области


Статья 12
О противодействии коррупции в Нижегородской области (с изменениями на 3 апреля 2018 года). Меры по предупреждению коррупции в государственных предприятиях и учреждениях Нижегородской области

(Статья 12_3 введена Законом области от 26.10.2015 № 152-З)

1. Государственные предприятия и учреждения Нижегородской области обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства.

2. К мерам по предупреждению коррупции в государственных предприятиях и учреждениях Нижегородской области могут относиться:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) принятие кодекса этики и служебного поведения работников;

3) разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, включая:
а) установление правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства;
б) установление процедур информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений;
в) установление процедур защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях;
г) введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью, стандартной антикоррупционной оговорки;
д) введение антикоррупционных положений в трудовые договоры работников;
е) проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам, и разработки соответствующих антикоррупционных мер;
ж) ротацию работников, занимающих должности, связанные с высоким коррупционным риском;

4) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

5) сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

3. Лица, претендующие на замещение должностей руководителей государственных учреждений Нижегородской области, а также руководители государственных учреждений Нижегородской области обязаны представлять работодателю сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

4. Порядок представления сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, а также порядок проверки их достоверности и полноты устанавливаются Правительством Нижегородской области.

Статья 12_4. О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации...

Статья 12О противодействии коррупции в Нижегородской области (с изменениями на 3 апреля 2018 года).О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами
(Статья в ред. Закона области от 02.12.2015 № 183-З (в ред. Закона области от 31.01.2017 № 4-З) - см. предыдущую редакцию)

1. Лицам, замещающим государственные должности Нижегородской области, лицам, замещающим должности глав городских округов, глав муниципальных районов Нижегородской области, глав иных муниципальных образований Нижегородской области, исполняющих полномочия глав местных администраций, глав местных администраций, депутатам представительных органов муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, депутатам, замещающим должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, а также супругам и несовершеннолетним детям указанных лиц в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

2. Несоблюдение указанного в части 1 настоящей статьи запрета влечет досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой (занимаемой) должности или увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими правовой статус соответствующего лица.

Статья 12_5. Конфликт интересов


Статья 12О противодействии коррупции в Нижегородской области (с изменениями на 3 апреля 2018 года). Конфликт интересов
(Статья в ред. Закона области от 02.12.2015 № 183-З (в ред. Закона области от 31.01.2017 № 4-З) - см. предыдущую редакцию)

1. Лица, замещающие государственные должности Нижегородской области, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О противодействии коррупции".

2. Под конфликтом интересов в соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

3. Под личной заинтересованностью в соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции" понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Статья 12_6. Установление системы ограничений, запретов и обязанностей, обеспечивающих предупреждение коррупции, а также ответственности за их несоблюдение

Статья 12О противодействии коррупции в Нижегородской области (с изменениями на 3 апреля 2018 года). Установление системы ограничений, запретов и обязанностей, обеспечивающих предупреждение коррупции, а также ответственности за их несоблюдение
(Статья введена Законом области от 31.01.2017 № 4-З)

1. Система ограничений, запретов и обязанностей для лиц, замещающих государственные должности Нижегородской области, муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Нижегородской области, должности муниципальной службы в Нижегородской области, должности в государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях Нижегородской области, устанавливается федеральными законами и принятыми в соответствии с ними настоящим Законом, иными законами Нижегородской области.

2. Настоящим Законом, иными законами Нижегородской области, муниципальными нормативными правовыми актами в целях противодействия коррупции могут устанавливаться иные ограничения, запреты, обязательства для лиц, указанных в части 1 настоящей статьи.

3. Несоблюдение ограничений, запретов и обязанностей, установленных федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Нижегородской области, муниципальными нормативными правовыми актами, влечет ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

4. Сведения о применении к лицу, замещающему государственную должность Нижегородской области, муниципальную должность, взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются государственным органом (органом местного самоуправления), в котором это лицо замещало соответствующую должность, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона "О противодействии коррупции". (ч. 4 введена Законом области от 03.04.2018 № 21-З)

Статья 12_7. Внедрение и развитие антикоррупционных механизмов в рамках реализации кадровой политики на государственной гражданской службе и муниципальной службе

Статья 12О противодействии коррупции в Нижегородской области (с изменениями на 3 апреля 2018 года). Внедрение и развитие антикоррупционных механизмов в рамках реализации кадровой политики на государственной гражданской службе и муниципальной службе
(Статья введена Законом области от 31.01.2017 № 4-З)

Внедрение и развитие антикоррупционных механизмов в рамках реализации кадровой политики при прохождении государственной гражданской службы Нижегородской области и муниципальной службы в Нижегородской области (далее - гражданская и муниципальная служба) осуществляется посредством:

1) предъявления соответствующих квалификационных требований для замещения должностей гражданской и муниципальной службы, а также проверки в установленном порядке сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение указанных должностей;

2) представления в установленном порядке сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, иных сведений государственными гражданскими и муниципальными служащими, а также организации проверки достоверности и полноты представленных сведений;

3) проведения работы по выявлению случаев возникновения конфликта интересов, одной из сторон которого является государственный гражданский или муниципальный служащий, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а также мер по устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов;

4) обеспечения эффективного функционирования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;

5) организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции;

6) проведения разъяснительной работы в целях формирования негативного отношения к коррупции, оказания государственным гражданским и муниципальным служащим консультативной помощи по вопросам надлежащего применения законодательства о противодействии коррупции;

7) учета уровня знаний законодательства о противодействии коррупции в качестве критерия оценки кандидата на замещение вакантной должности гражданской и муниципальной службы (включение в кадровый резерв), а также при проведении аттестации государственных гражданских или муниципальных служащих;

8) внедрения в практику кадровой работы правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственными гражданскими и муниципальными служащими своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему классного чина или при его поощрении;

9) организации систематического проведения оценок коррупционных рисков, возникающих при реализации органами государственной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления своих функций;

10) повышения уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных гражданских и муниципальных служащих;

11) соблюдения иных требований к ведению кадровой работы в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области в сфере противодействия коррупции.

Статья 12_8. Общественный и парламентский контроль за соблюдением законодательства о противодействии коррупции

Статья 12О противодействии коррупции в Нижегородской области (с изменениями на 3 апреля 2018 года). Общественный и парламентский контроль за соблюдением законодательства о противодействии коррупции
(Статья введена Законом области от 31.01.2017 № 4-З)

1. Общественный контроль за соблюдением законодательства о противодействии коррупции в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, осуществляют субъекты общественного контроля в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" и Законом Нижегородской области от 22 сентября 2015 года № 127-З "Об общественном контроле в Нижегородской области".

2. Парламентский контроль за соблюдением законодательства о противодействии коррупции осуществляет Законодательное Собрание Нижегородской области в соответствии с Законом Нижегородской области от 1 марта 2011 года № 25-З "О Законодательном Собрании Нижегородской области", иными законами и нормативными правовыми актами Нижегородской области.

3. Органы общественного и парламентского контроля в рамках своей компетенции осуществляют меры противодействия коррупции.

Статья 12_9. Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности государственных органов Нижегородской области и органов местного самоуправления

Статья 12О противодействии коррупции в Нижегородской области (с изменениями на 3 апреля 2018 года). Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности государственных органов Нижегородской области и органов местного самоуправления
(Статья введена Законом области от 31.01.2017 № 4-З)

1. Доступ граждан к информации о деятельности государственных органов Нижегородской области и органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с федеральными законами и Законом Нижегородской области от 11 мая 2010 года № 81-З "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Нижегородской области и органов местного самоуправления в Нижегородской области и о государственных и муниципальных информационных системах в Нижегородской области".

2. На официальных сайтах государственных органов Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" обеспечиваются размещение разделов (подразделов), посвященных вопросам противодействия коррупции, и актуализация содержащихся в них сведений.
Наполнение указанных разделов (подразделов) сведениями, посвященными вопросам противодействия коррупции, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными и иными актами государственных органов Нижегородской области, определяющими порядок размещения сведений на официальных сайтах государственных органов Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Статья 12_10. Рассмотрение вопросов правоприменительной практики в органах государственной власти Нижегородской области, органах местного самоуправления

Статья 12О противодействии коррупции в Нижегородской области (с изменениями на 3 апреля 2018 года). Рассмотрение вопросов правоприменительной практики в органах государственной власти Нижегородской области, органах местного самоуправления
(Статья введена Законом области от 31.01.2017 № 4-З)

В органах государственной власти Нижегородской области, органах местного самоуправления не реже одного раза в квартал подлежат рассмотрению вопросы правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.

Глава 3. Организационное обеспечение антикоррупционной политики в Нижегородской области


Статья 13. Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Нижегородской области

Статья 13. Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Нижегородской области
(Статья изложена в новой ред. Законом области от 02.12.2015 № 183-З - см. предыдущую редакцию)

1. В целях реализации антикоррупционной политики в Нижегородской области создается комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Нижегородской области (далее - комиссия).
Комиссия является постоянно действующим координационным органом при Губернаторе Нижегородской области.

2. Персональный состав комиссии и положение о ней утверждаются Губернатором Нижегородской области.
В состав комиссии могут входить руководители органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, представители аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, председатель Общественной палаты Нижегородской области, представители научных и образовательных организаций, а также представители общественных организаций, уставными задачами которых является участие в противодействии коррупции.

3. Комиссия осуществляет подготовку ежегодного доклада о деятельности в области противодействия коррупции (далее - доклад). Доклад подлежит размещению на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликованию в средствах массовой информации.

Статья 14. Участие органов местного самоуправления в реализации антикоррупционной политики

Статья 14. Участие органов местного самоуправления в реализации антикоррупционной политики

Органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области, вправе:

1) устанавливать порядок утверждения и утверждать муниципальные программы противодействия коррупции;

2) устанавливать порядок проведения и проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов с учетом требований статей 7 и 9 настоящего Закона;
(Пункт 2 в ред.
Закона области от 03.02.2010 № 6-З - см. предыдущую редакцию)

3) устанавливать порядок и проводить антикоррупционный мониторинг на уровне муниципальных образований Нижегородской области;

4) организовывать антикоррупционное образование и участвовать в антикоррупционной пропаганде на уровне муниципальных образований Нижегородской области;

5) предоставлять информацию, связанную с проведением антикоррупционной экспертизы актов и антикоррупционного мониторинга, по запросам органов государственной власти Нижегородской области.
5О противодействии коррупции в Нижегородской области (с изменениями на 3 апреля 2018 года)) осуществлять подготовку ежегодного доклада о деятельности в области противодействия коррупции на территории муниципальных образований Нижегородской области;
(Пункт 5_1 введен Законом области от 31.01.2017 № 4-З)

6) осуществлять иные меры по противодействию коррупции, предусмотренные Федеральным законом "О противодействии коррупции".
(Подпункт 6 введен
Законом области от 05.03.2012 № 18-З)

Статья 15. Совещательные и экспертные органы

1. Органы государственной власти Нижегородской области и органы местного самоуправления могут создавать совещательные и экспертные органы с привлечением представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в том числе правоохранительных органов, общественных объединений, научных, образовательных организаций, иных организаций и лиц, специализирующихся на изучении проблем коррупции.
(Часть 1 в ред. Закона области от 31.01.2017 № 4-З - см. предыдущую редакцию)

2. Руководители органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления, а также создаваемые совещательные и экспертные органы обеспечивают реализацию антикоррупционной политики в соответствующих органах государственной власти Нижегородской области и органах местного самоуправления.
Деятельность совещательных и экспертных органов не подменяет общественного контроля, осуществляемого общественными советами при органах государственной власти Нижегородской области, органах местного самоуправления.
(Абзац второй введен Законом области от 31.01.2017 № 4-З)

3. Совещательные и экспертные органы, создаваемые при органах государственной власти Нижегородской области, осуществляют взаимодействие с комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, образуемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Часть 3 в ред. Закона области от 31.01.2017 № 4-З - см. предыдущую редакцию)

4. Порядок деятельности и персональный состав совещательных и экспертных органов устанавливаются соответствующими органами государственной власти Нижегородской области и органами местного самоуправления.

5. Рекомендации, принятые на заседаниях совещательных и экспертных органов, могут быть использованы при подготовке программ противодействия коррупции.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 16. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

2. Правительство Нижегородской области в течение трех месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона определяет уполномоченный орган исполнительной власти Нижегородской области по реализации антикоррупционной политики, обеспечивает разработку порядка проведения антикоррупционной экспертизы актов, разработку и утверждение порядка проведения антикоррупционного мониторинга.

3. Нормативные правовые акты Губернатора Нижегородской области, Правительства Нижегородской области и Законодательного Собрания Нижегородской области подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня его официального опубликования.



Губернатор области В.П. Шанцев


Нижний Новгород
7 марта 2008 года
№ 20-З


О противодействии коррупции в Нижегородской области (с изменениями на 3 апреля 2018 года)

Название документа: О противодействии коррупции в Нижегородской области (с изменениями на 3 апреля 2018 года)

Номер документа: 20-З

Вид документа: Закон Нижегородской области

Принявший орган: Законодательное Собрание Нижегородской области

Статус: Действующий

Опубликован: В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа в газете "Нижегородские Новости" № 51(3943), 20.03.2008 год ("Правовая среда" № 21(904)
Дата принятия: 07 марта 2008

Дата начала действия: 31 марта 2008
Дата редакции: 03 апреля 2018