Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июня 2007 года № 201

Об утверждении концепции демографического развития
Нижегородской области на период до 2020 года

(с изменениями на 9 апреля 2009 года)
_______________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 24 июля 2014 года № 484
_______________________________________________________________________________

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 09.04.2009 № 198     
------------------------------------------------------------------------


В целях совершенствования механизма реализации демографической политики, ориентированной на сохранение и повышение качества человеческого потенциала в области, в соответствии с Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года № 1270-р, Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую концепцию демографического развития Нижегородской области на период до 2020 года (далее - Концепция).

2. Министерству социальной политики Нижегородской области совместно с членами рабочей группы, утвержденной распоряжением Правительства Нижегородской области от 21 июля 2006 года № 549-р "О разработке концепции демографического развития Нижегородской области до 2020 года", обеспечить разработку плана мероприятий по реализации Концепции на 2008-2010 годы. (Пункт 2- в ред. постановления Правительства области от 09.04.2009 № 198- см. предыдущую редакцию)

3. Органам исполнительной власти Нижегородской области при планировании и осуществлении мероприятий в области управления социально-экономическими и демографическими процессами учитывать положения Концепции.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области разработать в рамках своей компетенции планы мероприятий по реализации Концепции.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Г.А.Суворова. (Пункт 5- в ред. постановления Правительства области от 09.04.2009 № 198- см. предыдущую редакцию)



Губернатор                                             В.П. Шанцев


     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 27.06.2007 № 201

          

     КОНЦЕПЦИЯ
     ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
     НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


Концепция демографического развития Нижегородской области на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с положениями Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года № 1270-р, посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2006 году и в рамках реализации приоритетных национальных проектов.

Концепция представляет собой систему принципов, целей, приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Нижегородской области по регулированию социально-демографического развития Нижегородской области.

  

   1. Принципы, определяющие демографическое развитие
     Нижегородской области


- обеспечение основных стандартов в области прав человека, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека и международных пактах о правах человека, ратифицированных Российской Федерацией, при обязательном соблюдении балансов прав и обязанностей человека;

- единство социального, медицинского, экономического и политического аспектов демографической проблемы;

- соблюдение принципа единства семьи и содействия быстрейшему ее воссоединению;

- недопущение дискриминации людей по признаку расы, языка, пола, принадлежности к определенной этнической, возрастной, социальной, политической группе в любой сфере жизнедеятельности области;

- предоставление равного доступа к системе правовой, социальной защиты и медицинской помощи, действующей в Российской Федерации, для населения Нижегородской области;

- соблюдение прав семьи и ее членов в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации, охрана частной жизни гражданина и семьи, право семьи обеспечивать воспитание своих детей в соответствии с собственными убеждениями и нормами, предусмотренными международным Пактом о гражданских и политических правах;

- взаимодействие государства, общества и молодой семьи, целостность и непротиворечивость государственной политики в отношении молодой семьи;

- дифференцированный подход к различным типам семей, социальная субъективность семьи; социальная преемственность поколений, гуманизм;

- участие органов исполнительной и муниципальной власти в формировании и реализации государственной молодежной семейной политики, а также наличие четкого разделения полномочий между ними;

- создание органами исполнительной власти Нижегородской области условий для охраны и укрепления здоровья населения с целью сохранения потенциала здоровья и продолжительности жизни на основе принципов, выработанных Всемирной организацией здравоохранения и закрепленных законодательством Российской Федерации;

- социально-правовая защита и создание достойных условий существования уязвимых категорий граждан (инвалиды; престарелые; дети; лица, страдающие профессиональными заболеваниями);

- баланс интересов мигрантов, пребывающих на территории Нижегородской области и получивших соответствующий правовой статус, с демографическими и социально-экономическими интересами жителей Нижегородской области в части их расселения, обустройства, использования инфраструктуры и трудоустройства.

     2. Анализ тенденций современного демографического развития
     Нижегородской области


На территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2007 года проживало 3,38 млн. человек, что составляет 2,4% от общего числа жителей России и 11,2% от общего числа жителей Приволжского федерального округа. Уровень урбанизации - 78%, по плотности населения область входит в двадцатку наиболее густонаселенных регионов России (144,1 человек на 1 кв. км).

Демографическая ситуация в области характеризуется как неблагополучная. С начала 1990-х годов численность населения снижается более высокими темпами, чем в целом по России. Потери составили более 300 тыс. человек.

Негативная демографическая динамика является результатом значительного превышения числа умерших над числом родившихся. В настоящее время число умерших превышает число родившихся в 2 раза (по России в 1,4 раза). Естественная убыль населения составляет - 9,9 человек на 1000 человек населения (по России - 4,8 на 1000 человек).

Главной причиной естественной убыли населения в области, как и в целом по России, является низкий, не обеспечивающий простое замещение поколений, уровень рождаемости. С 1990 года он сократился в 1,3 раза и составил в 2006 году 9,1 на 1000 жителей (по России - 10,4 на 1000 человек).

Суммарный коэффициент рождаемости, отражающий число рождений, приходящихся в среднем на 1 женщину за всю ее жизнь, составил 1,2 рождений (по России - 1,3 рождений). Доля вторых по порядку рождений составляет 26,5%, третьих - 4,1%.

Динамика рождаемости тесно связана с негативными изменениями института семьи и снижения роли семьи в обществе.

Характерным для последнего десятилетия является неуклонный рост доли рождений у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. Каждый четвертый ребенок рожден вне официального брака. Наряду с высоким уровнем разводимости и овдовения, данная тенденция ведет к росту числа неполных семей со специфическими проблемами воспитания детей.

Негативным следствием внебрачной рождаемости в современных условиях является социальная и экономическая уязвимость одиноких матерей, которые в большей степени, чем замужние женщины, нуждаются в помощи государства.

Общий уровень разводимости 5,0 на 1000 жителей в 2005 году является одним из самых высоких в стране и на 17% превышает средний российский показатель. Более половины из распадающихся семей имеют детей. В 2005 году после разводов 12,4 тысячи детей остались жить с одним из родителей.

Достаточно высоким остается количество абортов, хотя прослеживается тенденция его снижения. В расчете на 1000 женщин фертильного возраста количество абортов снизилось с 46,9 промилле в 2000 году до 30 промилле в 2006 году.

Основные тенденции смертности населения соответствуют общероссийской динамике. С 90-х годов прошлого века она росла и составила 19,0 на 1000 человек населения Нижегородской области (по России - 15,2 на 1000 человек).

Главными особенностями смертности являются высокая смертность населения в трудоспособном возрасте, значительный гендерный разрыв в продолжительности жизни, высокий уровень смертности от внешних причин. Из общего числа умерших каждый третий умирает в трудоспособном возрасте. Смертность среди мужчин трудоспособного возраста составляет 47% от общего числа умерших мужчин, что во многом обусловлено определенным образом жизни (алкоголизм, наркомания, травматизм, стрессы и т.д.).

Смертность населения в сельской местности выше, чем в городской.

Среди причин смертности населения Нижегородской области за последние годы первое место занимают болезни системы органов кровообращения (свыше 60%). Неестественные причины (несчастные случаи, травмы, отравления) и смертность от новообразований занимают второе место. Из общего числа смертей по неестественным причинам свыше 78% приходится на трудоспособное население.

Следует отметить, что в отличие от общих показателей смертности, младенческая смертность характеризуется положительной динамикой. С 1960 года она снизилась с 35,5 умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми до 12,6 умерших (по России с 36,6 до 11,0). За 1 квартал 2007 года этот показатель составил 7,9 промилле (аналогичный период 2006 года - 13,2 промилле).

В послевоенный период в Нижегородской области сложилась и продолжает сохраняться до настоящего времени устойчивая половозрастная диспропорция структуры населения, обусловленная его старением. В составе населения женщин на 27% больше, чем мужчин. Отмечается значительная разница в продолжительности жизни мужчин и женщин. Растет удельный вес лиц пожилого возраста, в 2006 году он составил 23,5% (по России - 20,4%). На 1000 человек трудоспособного возраста приходится 383 пенсионера (по России - 323). Общее число пенсионеров составляет более 1,0 миллиона человек.

К числу факторов, активно влияющих на демографическую ситуацию, относятся миграционные процессы. Пик миграционного прироста в Нижегородской области пришелся на 1994 году (28,5 тыс. человек) и связан с этапом вынужденной миграции. В дальнейшем наблюдалось неуклонное сокращение миграционного притока населения вплоть до 2004 года, а затем произошел его незначительный рост (в 2006 г. - 3,8 тыс. человек). На снижение миграционной активности населения влияли как стабилизационные процессы в обществе, так и ограниченные возможности рынка труда и жилья, социальной инфраструктуры. Состояние рынка труда и доступность жилья сегодня и особенно в ближайшей перспективе становятся решающими для региона в оценке его миграционной привлекательности.

В возрастной структуре мигрантов 76,2% - лица трудоспособного возраста, лица старше трудоспособного возраста составляют 6,4%.

Миграционный прирост компенсирует естественную убыль населения на 10,0%.

В обмене населением с другими регионами (федеральными округами) России положительный баланс наблюдался в пользу Нижегородской области, за исключением Центрального, где для нижегородцев наиболее привлекательными были г.Москва и Московская область.

В миграционном обороте значительную долю занимает внутриобластная миграция, обмен населением между городом и селом. Вследствие миграционного обмена с городом село теряет не только в численном, но и в качественном составе населения.

   

  3. Прогноз демографического развития Нижегородской области
     на период до 2020 года


Демографический прогноз осуществлен на основе оптимистичного варианта социально-демографического развития Нижегородской области, а также положительных изменений воспроизводственных процессов, происходящих в 2006 году.

По сравнению с 2005 годом число родившихся увеличилось на 1,4%, число умерших уменьшилось на 5,9%. Естественная убыль уменьшилась на 11,8%. Впервые после кризисных событий 1998 г. наметился ощутимый перелом в динамике смертности. Прирост населения Нижегородской области за счет миграции составил 11,5 на 10000 человек населения. Позитивная динамика в показателях рождаемости и особенно смертности населения, дальнейший рост миграционного прироста позволили снизить абсолютные потери в численности населения области за 2006 год на 4,6 тыс. человек (на 13,4%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Отмеченные тенденции закрепились в I квартале 2007 года. Число родившихся увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,5%, умерших - уменьшилось на 6,9%, естественная убыль уменьшилась на 17,2%, абсолютная - на 22,9%.

Прогноз предполагает, что будет происходить дальнейшее увеличение рождаемости и снижение смертности, в 2010 году прекратится снижение численности населения, до 69 лет увеличится продолжительность жизни, в 2010-2020 г.г. начнется естественный прирост.

Положительная динамика демографических процессов базируется на ежегодном увеличении ВРП не менее чем на 8%, ускоренном росте промышленного производства, преодолении бедности и росте заработной платы в 2 раза, а также при условии проведения комплекса социальных и медико-демографических мер с бездефицитным финансированием.

Рождаемость. Демографический прогноз предполагает, что в ближайшие три года ожидается заметный рост рождаемости. К 2010 году уровень рождаемости увеличится в 1,5 раза и достигнет 13,5 промилле, а суммарный коэффициент рождаемости возрастет с 1,2 до 1,7 рождений в среднем на 1 женщину. Доля вторых и третьих по порядку рождений увеличится в 2 раза, а число разводов молодых семей сократится до 3 случаев на 1000 человек.

Повышение уровня рождаемости планируется достичь с учетом следующих факторов: рост уровня жизни большинства семей нижегородцев; создание благоприятных условий для рождения вторых и третьих детей в семьях, которые реально хотели бы их иметь, но стеснены неблагоприятными жизненными обстоятельствами; формирование ориентации на 2-3-детную семью у поколений, которые достигнут активного репродуктивного возраста к 2010 году; улучшение репродуктивного здоровья населения, в т.ч. снижение уровня инфертильности с учетом применения современных медицинских технологий.

Положительное значение для стимулирования рождаемости будут иметь реализация национальных проектов в сферах здравоохранении, образования, жилищной политики; установление материнского (семейного) капитала; использование родовых сертификатов и выплат родителям компенсаций затрат на содержание ребенка в дошкольном учреждении.

В сфере социальной поддержки семьи и детей в Нижегородской области действуют областные целевые программы "Нижегородская семья" на 2007-2010 годы, "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижегородской области на 2007-2010 годы", также планируется увеличение объемов финансирования на социальные пособия и выплаты семьям, имеющим детей. Общий расчетный объем финансирования областных целевых программ и мероприятий в сфере социальной поддержки семьи и детей составит 3,8 миллиарда рублей.

В сфере жилищной политики в Нижегородской области действуют ряд программ, направленных на улучшение жилищных условий различных категорий граждан: подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2002-2010 годы, входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, областные целевые программы "Молодой семье доступное жилье" на 2004-2010 годы, "Молодая семья" на 2006-2010 годы, "Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования и здравоохранения Нижегородской области" на 2006-2020 годы, городская целевая программа "Реконструкция города Нижнего Новгорода на период до 2011 года" и др. Общий расчетный объем финансирования областных целевых программ и мероприятий в сфере жилищной политики составит 5,5 миллиардов рублей.

Стоит особо отметить ряд факторов, определяемых как "промежуточные факторы рождаемости", иначе называемые как факторы бесплодия. В целом принято считать, что в современных экономически развитых странах около 10-15% брачных пар бесплодны абсолютно (т.е. имеют нулевые шансы на рождение ребенка) и столько же - относительно (т.е. обладают пониженной плодовитостью). С исключением бесплодия из перечня патологии, финансируемых в системе ОМС в рамках программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи, практически все обращающиеся граждане получают помощь за счет собственных соплатежей (кроме первичного обследования). В среднем, эффективность от различных методов лечения составляет 30-35% (т.е. беременность наступает в среднем у 2600 пар в год). Имеющиеся мощности системы здравоохранения Нижегородской области позволяют увеличить объемы оказываемой медицинской помощи при бесплодии до 10-11 тысяч пациентов (пар), что выразится при идентичной эффективности лечения в 660-1000 потенциальных рождений.

Процент невынашивания беременностей по причине самопроизвольных абортов вполне может быть снижен путем внедрения современных медицинских технологий. Комплексный подход с использованием профилактических мероприятий и современных методов лечения патологии беременности может обеспечить увеличение рождаемости в абсолютном исчислении до 1100-1200 рождений в год.

Перспективы снижения перинатальной смертности в Нижегородской области (с 28 недели беременности до конца 7 суток жизни) также весьма существенны. При условии снижения этого показателя с 251 смертей до 150 в год (с 11,5 до 8,0 на 1000 родившихся живыми и мертвыми) становится возможным прирост рождаемости на 95-100 рождений в год.

Таким образом, для реального повышения рождаемости в Нижегородской области в рамках медицинской составляющей необходимо вложение еще 119 млн. в год, без учета средств по программе "Совершенствование службы родовспоможения в Нижегородской области" на 2007-2009 годы.

Вместе с тем, на повышение рождаемости будет влиять изменение возрастной структуры населения до 2010 года. Численность женщин фертильного возраста будет составлять 30% от общей численности населения. В дальнейшем ситуация изменится, так как активного репродуктивного возраста достигнут сравнительно малочисленные поколения, родившиеся в 90-е годы. Численность девочек в возрасте 5-14 лет по сравнению с численностью женщин в возрасте 20-29 лет уменьшится в 2 раза.

Смертность. Прогнозируемое сокращение смертности населения с 19,0 до 13,5 промилле в 2010 году будет происходить за счет снижения количества смертей от основных причин: болезней системы кровообращения, онкологических заболеваний, несчастных случаев, отравлений и социально обусловленных заболеваний.

Реализация принятых областных целевых программ "Совершенствование службы родовспоможения в Нижегородской области" на 2007-2009 годы; "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Нижегородской области" на 2006-2010 годы и новых программ "Совершенствование кардиохирургической помощи населению Нижегородской области" на 2008-2010 годы, "Совершенствование оказания скорой медицинской помощи населению Нижегородской области" на 2007-2008 годы; "Снижение факторов риска болезней, приводящих к преждевременной смертности" на 2008-2013 годы и др., направленных на создание условий для безопасного материнства и снижения преждевременной смертности, позволит снизить к 2010 году:

- показатель материнской смертности на 100000 живорождений до 17,0;

- показатель младенческой смертности на 1000 живорождений до 6,8;

- летальность от острого инфаркта миокарда до 13%;

- одногодичная летальность при онкологической патологии до 34,1% от впервые выявленных;

- уровень производственного травматизма со смертельным исходом до 0,05 на 1000 работающих;

- интенсивный показатель профессиональной заболеваемости (впервые выявленной) до 0,6 на 10000 работающих;

- численность пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более до 1,8 на 1000 работающих;

- тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий (летальность) до 11,4 на 100 пострадавших.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»