Недействующий

Об утверждении Концепции создания единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области

1. Анализ проблем и предпосылки создания Концепции единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области

Стратегическое позиционирование Нижегородской области как крупнейшего центра промышленности, науки и инноваций, а также транспортно-логистического, образовательного и туристического центров повышает требования к уровню обеспечения безопасности региона.

В Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года сформулирована главная цель Правительства Нижегородской области - уровень благосостояния населения и высокие стандарты качества жизни могут быть достигнуты при наличии эффективной и сбалансированной экономики, благоприятных условий для жизни, а также эффективной исполнительной власти.

Целью реализации Стратегии является становление Нижегородской области как одного из наиболее привлекательных в России мест для работы, отдыха и воспитания детей, предоставляющее своим жителям обширные возможности для самореализации и раскрытия творческого потенциала, включая лучшие карьерные возможности для наиболее одаренных, образованных и амбициозных людей. В результате реализации Стратегии в  области должны быть сформированы высокие стандарты и благоприятные условия для жизни, включая качество окружающей среды, уровень социального обеспечения, качественное образование и медицинское обслуживание, безопасность, а также развитая жилищно-коммунальная инфраструктура.

Однако такие риски, как угрозы безопасности (террористического, техногенного, природного характера и др.) существенно затрудняют решение задач экономического роста и роста благосостояния населения. Во взаимосвязанном мире вовремя непредотвращённый риск, провоцируя цепные реакции, охватывая всё новые сферы, может обернуться катастрофой.

Именно поэтому так важны меры по раннему прогнозированию и предотвращению рисков, а также координация усилий, оперативное реагирование и сотрудничество в тех случаях, когда произошла чрезвычайная ситуация.

Учитывая нарастание угроз терроризма и техногенных аварий необходимо предпринимать особые меры по обеспечению безопасности критически важных, потенциально опасных объектов и мест массового скопления людей, представляющих вероятный интерес для террористов. Необходимо разработать комплекс мероприятий, нацеленных на исключение возможности проведения террористических актов, а также создающих условия для неотвратимости наказания за тяжкие преступления.

В этой связи первостепенными задачами государственного управления в Нижегородской области по обеспечению комплексной безопасности региона являются усиление антитеррористической деятельности, защищенности населения от угроз природного и техногенного характера, повышение общественной безопасности и личной безопасности жизни граждан,  снижение уровня криминальной активности.

В настоящее время характерной чертой нормативно-правового регулирования вопросов обеспечения безопасности является тот факт, что категория "безопасность" разбивается на ряд специализированных видов безопасности: национальную, общественную, экономическую, экологическую, промышленную, информационную, физическую, санитарно - эпидемиологическую и т.д. Это приводит к узкой компетентной специализации исполнительных и контрольно-надзорных органов, проведению ими практических обособленных защитных мероприятий, которые по сути взаимосвязаны между собой и оказывают друг на друга прямое или косвенное влияние.

Указанное разделение представляется принципиально целесообразным, так как позволяет разработать соответствующие методики построения структурированных систем комплексной безопасности и инженерного мониторинга (далее - ССКБиИМ), а также более четко сформировать понятие безопасности в целом. Но, несмотря на то, что деятельность по созданию благоприятных условий для развития Нижегородской области становится более согласованной и совместной, традиционные схемы обеспечения безопасности нуждаются в дальнейшем изменении. Необходим орган объединяющий усилия и координирующий работу различных органов государственной власти. Важно сформировать единый механизм межведомственной координации при реализации государственных программ и проектов создания государственных информационных систем и ресурсов в соответствии с целями безопасности.

Недостатки традиционных систем мониторинга безопасности, основанных на традиционной модели видеонаблюдения, не позволяют эффективно обеспечить требуемый масштаб работ и не дают возможности объединения и реализации задач, стоящих перед различными органами исполнительной власти Нижегородской области.

Обобщенное рассмотрение объектов охраны и процессов их управления позволяют создать новую адаптационную модель систем обеспечения безопасности, интегрирующую специализированные виды безопасности на основе комплексного подхода и применения интеллектуальных технологий с возможностями выполнять функциональные задачи по своевременному выявлению и пресечению угроз как криминального, так и террористического характера, и, самое главное, способную минимизировать влияние человеческого фактора при принятии решений.

Всестороннее использование возможностей, предоставляемых данной моделью, обуславливает целесообразность создания единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области, действующей на постоянной основе с учетом рекомендованных Министерством внутренних дел Российской Федерации стандартов (АПК "Безопасность").