Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 марта 2007 года № 96

Об утверждении Концепции создания единой информационной системы
мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области

__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления правительства Нижегородской области от 25 мая 2011 года № 396
__________________________________________________________________________



Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию создания единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области (далее - Концепция).

2. Межведомственной рабочей группе под руководством Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по развитию научно-производственного и экономического потенциала В.В.Клочая в срок до 6 апреля 2007 года подготовить техническое задание на разработку областной целевой программы по внедрению комплексной системы безопасности на территории Нижегородской области (далее - Программа) в соответствии с утвержденной Концепцией.

3. Управлению по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области в срок до 28 мая 2007 года в соответствии с техническим заданием провести конкурс по выбору разработчика Программы за счет средств областного бюджета.

4. Координацию разработки Программы и контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по развитию научно-производственного и экономического потенциала В.В.Клочая.



Губернатор                                                                                        В.П. Шанцев

     


     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 30.03.2007 № 96

     

 Концепция
     создания единой информационной системы мониторинга
     угроз безопасности на территории Нижегородской области

     

  Введение

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Безопасность означает сохранение стабильности, устойчивости и возможности саморазвития.

В Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, вызовы внешней среды, связанные с проблемами безопасности выделены как одни из наиболее значимых при выборе приоритетов деятельности Правительства Нижегородской области.  

В Стратегии отмечается, что усиление угрозы терроризма в России и во всем мире приведет к существенному росту расходов стран на национальную оборону и безопасность (в течение последних 5 лет бюджет расходов на национальную оборону России и США устойчиво растет со среднегодовым темпом на уровне 7%). Нижегородская область с мощным военно-производственным комплексом и передовыми научными разработками в данной области может претендовать не только на государственный заказ, но и на часть международного финансирования расходов на безопасность.

Усиление мер безопасности сопряжено с угрозой снижения интенсивности обмена людьми, знаниями, технологиями и информацией, что может ограничивать возможности нижегородских предприятий успешно конкурировать на международных рынках. Риски угрозы безопасности также негативно сказываются на инвестиционной привлекательности региона и развитии туризма.

Одной из основных задач государственного управления является борьба с преступностью, как необходимый элемент безопасности граждан и нормального функционирования экономики.

По данным информационного центра Главного управления внутренних дел по Нижегородской области (далее - ГУВД) за период с 2001 по 2006 год количество преступлений, совершённых на территории Нижегородской области увеличилось на 47,2% (с 73837 в 2001 году до 108694 в 2006 году), причём в сфере общественной безопасности рост преступности за этот период составил 357% (с 18356 до 65463), в сфере деятельности криминальной милиции количество преступлений снизилось на 22% (с 55481 до 43231). За 2006 год, по сравнению с 2005 годом, общее количество преступлений, совершённых на территории Нижегородской области выросло на 11,6%, в том числе, количество преступлений в сфере общественной безопасности увеличилось на 16,2%, криминальных преступлений - на 5,2%.

В Нижегородской области фиксируется более высокий уровень преступности, по сравнению со средними показателями по России и по Приволжскому федеральному округу: на 100 тысяч жителей в России в 2006 году было совершено 2701 преступление, в Приволжском федеральном округе - 2959, в Нижегородской области - 3186,5.

Работа правоохранительных органов осложняется тем, что рост преступности сопровождается снижением возрастного уровня, усилением изощренности и организованности преступников, а также использованием ими новейших технических средств.

Для противодействия росту криминала необходимо существенное повышение технической оснащенности органов внутренних дел, как основной силы охраны правопорядка, средствами связи и оперативного реагирования.

В настоящее время при решении задач безопасности необходимо учитывать и возрастание глобальной угрозы международного терроризма.

В Нижегородской области представлен практически весь спектр политических партий, движений, общественных организаций, действующих в России. Количество их участников колеблется от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Данные организации активно пытаются пропагандировать свои идеи и привлекать новых последователей, предпочтительно из молодежной среды, в том числе путем распространения печатной продукции. В ряде случаев под эгидой патриотизма пропагандируются идеи экстремизма, национальной исключительности, фашизма.

Отмечается рост численности представителей азербайджанской, дагестанской и чеченской диаспор, придерживающихся радикальных взглядов и ориентированных на зарубежные центры (Саудовская Аравия, Турция, страны Ближнего Востока).

Имеется значительное количество учебных заведений и общественных организаций, осуществляющих ввоз из-за рубежа религиозной литературы, иной печатной продукции.

Имеют место факты обнаружения в южных районах Нижегородской области литературы и пропагандистских материалов исламской экстремистской группировки, базирующейся на территории Узбекистана и проповедующей идеологию панисламизма - создания единого исламского государства независимо от национальной принадлежности.

Действующая система организации и проведения антитеррористических мероприятий и мероприятий по усилению безопасности на объектах массового скопления людей, объектах транспорта с техногенно-опасными рисками, критически важных и особо опасных объектах пока еще не в полной мере отвечает существующим угрозам безопасности. В первую очередь потому, что не носит системный, централизованный и долгосрочный характер.

Негативное влияние на социально-экономическое развитие Нижегородской области оказывает рост задолженности по налогам и сборам, например, задолженности по транспортному налогу. Причём, применяемые меры налогового администрирования зачастую недостаточны для эффективного решения данной проблемы и требуется активное содействие правоохранительных органов.

Продолжает расти преступность в сфере экономики, использования природных ресурсов. Остается на высоком уровне количество нарушений правил дорожного движения, а также аварий, в том числе, с тяжелыми травматическими последствиями.

Статистика показывает, что за последние 5 лет количество дорожно-транспортных происшествий в Нижегородской области выросло на 47% - с 3649 случаев в 2001 году до 5429 случаев в 2006 году. Количество человек, получивших ранения в результате дорожно-транспортных происшествий выросло за этот  период на 59,7% (с 3863 до 6170 человек за год). Не сократилось и число погибших в авариях, смертность при дорожно-транспортных происшествиях увеличилась на 1,2% (с 805 до 815 человек за год).

В 2006 году, по сравнению с 2005 годом, рост дорожно-транспортных происшествий в Нижегородской области опережал среднероссийский уровень    на 3,1 процентных пункта:  105,7%  в Нижегородской области и  

102,6% по России в целом. Так же опережающими  темпами за 2006 год росло количество раненых в дорожно-транспортных происшествиях: за 2006 год рост по Нижегородской области составил 110,1%, по России - 103,8%. Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях на территории Нижегородской области сократилось больше, чем в среднем по России: на 6,5% и 3,6% соответственно.

Относительные показатели уровня аварийности в Нижегородской области практически равны средним показателям по России: на каждые 10 тысяч зарегистрированных автотранспортных средств и в России, и в Нижегородской области совершается по 65 дорожно-транспортных происшествий; на каждые 100 тысяч жителей Нижегородской  области приходится 223 пострадавших  (по России -222).

Для реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз безопасности необходима организация эффективного горизонтального взаимодействия различных органов исполнительной власти области. Горизонтальное взаимодействие состоит в межведомственной координации и интеграции и требует  применения высокоэффективных унифицированных системотехнических решений с включением систем управления различных органов исполнительной власти во взаимоувязанную систему мониторинга и управления.

Мониторинг - это оперативная информационно-аналитическая система наблюдений, которая имеет большое значение для повышения эффективности исполнения контрольных и надзорных функций, правоприменительной и правоустанавливающей деятельности государственных органов.

Использование информационных технологий в деятельности органов государственной власти нацелено на  повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг.

Эффективная работа системы мониторинга, как общей информационно-технологической инфраструктуры, возможна при использовании интеллектуальных технологий, способных автоматизировать сложный и дорогостоящий труд специалистов по обеспечению безопасности и повысить социально-экономический эффект от финансовых вложений.

Выбор интеллектуальных систем безопасности для решения данных задач подтверждается и опытом их использования в России и за рубежом.

В Российских условиях наилучшую результативность даёт внедрение  аппаратно-программного комплекса (далее - АПК) "Безопасность", разработанного специалистами ведущих научных институтов России (МГТУ им. Н.Э.Баумана, МГУ им. М.В.Ломоносова и др.). АПК "Безопасность" представляет собой комплексную систему безопасности от масштаба района до города и области, построенную на основе интеллектуального ядра. Концепция системы предполагает полностью масштабируемую, тиражируемую структуру и гибкую настройку системы под конкретную охраняемую территорию. Заложенные в архитектуру принципы обеспечивают высокую эффективность функционирования и гибкость системы.

Именно АПК "Безопасность" был рекомендован министром внутренних дел Российской Федерации Р.Г. Нургалиевым главам российских регионов в качестве основы для создания современных территориальных систем безопасности.

Нацеленность на реализацию системного, комплексного подхода, основанного на использовании современных интеллектуальных технологий, позволит обеспечить требуемый высочайший уровень безопасности, координацию действий всех заинтересованных служб при проведении оперативных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Целевое выделение бюджетных средств позволит избежать дублирования функций систем различных заинтересованных служб, выполняющих аналогичные задачи, а также обеспечить единый унифицированный подход к системам безопасности в целом. В этом случае возможна реализация важнейшего требования к единой системе мониторинга территории Нижегородской области по использованию программ и технических решений, уже реализуемых в Нижегородской области. Такой подход увеличит потенциал создаваемых  решений, позволит избежать проблем совместимости автоматизированных систем управления различных организаций, что необходимо при ликвидации чрезвычайных ситуаций, где требуется координация совместных усилий.

Необходимым инструментом государственной политики в сфере организации создания современной высокоэффективной системы безопасности на территории Нижегородской области является Концепция создания единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области.

Единая информационная система предоставит средства мониторинга и позволит объединить усилия различных  государственных органов, ведомств и специальных служб на достижении целей предупреждения, своевременного реагирования и пресечения угроз безопасности криминогенного, террористического и иного характера, позволит исключить дублирование функций,  обеспечить экономию и наиболее оптимальное использование бюджетных средств. Оперативное руководство системой может быть возложено на органы внутренних дел, которые в настоящий момент обладают развитой инфраструктурой обеспечения безопасности различного уровня.

1. Анализ проблем и предпосылки создания Концепции единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области

Стратегическое позиционирование Нижегородской области как крупнейшего центра промышленности, науки и инноваций, а также транспортно-логистического, образовательного и туристического центров повышает требования к уровню обеспечения безопасности региона.

В Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года сформулирована главная цель Правительства Нижегородской области - уровень благосостояния населения и высокие стандарты качества жизни могут быть достигнуты при наличии эффективной и сбалансированной экономики, благоприятных условий для жизни, а также эффективной исполнительной власти.

Целью реализации Стратегии является становление Нижегородской области как одного из наиболее привлекательных в России мест для работы, отдыха и воспитания детей, предоставляющее своим жителям обширные возможности для самореализации и раскрытия творческого потенциала, включая лучшие карьерные возможности для наиболее одаренных, образованных и амбициозных людей. В результате реализации Стратегии в  области должны быть сформированы высокие стандарты и благоприятные условия для жизни, включая качество окружающей среды, уровень социального обеспечения, качественное образование и медицинское обслуживание, безопасность, а также развитая жилищно-коммунальная инфраструктура.

Однако такие риски, как угрозы безопасности (террористического, техногенного, природного характера и др.) существенно затрудняют решение задач экономического роста и роста благосостояния населения. Во взаимосвязанном мире вовремя непредотвращённый риск, провоцируя цепные реакции, охватывая всё новые сферы, может обернуться катастрофой.

Именно поэтому так важны меры по раннему прогнозированию и предотвращению рисков, а также координация усилий, оперативное реагирование и сотрудничество в тех случаях, когда произошла чрезвычайная ситуация.

Учитывая нарастание угроз терроризма и техногенных аварий необходимо предпринимать особые меры по обеспечению безопасности критически важных, потенциально опасных объектов и мест массового скопления людей, представляющих вероятный интерес для террористов. Необходимо разработать комплекс мероприятий, нацеленных на исключение возможности проведения террористических актов, а также создающих условия для неотвратимости наказания за тяжкие преступления.

В этой связи первостепенными задачами государственного управления в Нижегородской области по обеспечению комплексной безопасности региона являются усиление антитеррористической деятельности, защищенности населения от угроз природного и техногенного характера, повышение общественной безопасности и личной безопасности жизни граждан,  снижение уровня криминальной активности.

В настоящее время характерной чертой нормативно-правового регулирования вопросов обеспечения безопасности является тот факт, что категория "безопасность" разбивается на ряд специализированных видов безопасности: национальную, общественную, экономическую, экологическую, промышленную, информационную, физическую, санитарно - эпидемиологическую и т.д. Это приводит к узкой компетентной специализации исполнительных и контрольно-надзорных органов, проведению ими практических обособленных защитных мероприятий, которые по сути взаимосвязаны между собой и оказывают друг на друга прямое или косвенное влияние.

Указанное разделение представляется принципиально целесообразным, так как позволяет разработать соответствующие методики построения структурированных систем комплексной безопасности и инженерного мониторинга (далее - ССКБиИМ), а также более четко сформировать понятие безопасности в целом. Но, несмотря на то, что деятельность по созданию благоприятных условий для развития Нижегородской области становится более согласованной и совместной, традиционные схемы обеспечения безопасности нуждаются в дальнейшем изменении. Необходим орган объединяющий усилия и координирующий работу различных органов государственной власти. Важно сформировать единый механизм межведомственной координации при реализации государственных программ и проектов создания государственных информационных систем и ресурсов в соответствии с целями безопасности.

Недостатки традиционных систем мониторинга безопасности, основанных на традиционной модели видеонаблюдения, не позволяют эффективно обеспечить требуемый масштаб работ и не дают возможности объединения и реализации задач, стоящих перед различными органами исполнительной власти Нижегородской области.

Обобщенное рассмотрение объектов охраны и процессов их управления позволяют создать новую адаптационную модель систем обеспечения безопасности, интегрирующую специализированные виды безопасности на основе комплексного подхода и применения интеллектуальных технологий с возможностями выполнять функциональные задачи по своевременному выявлению и пресечению угроз как криминального, так и террористического характера, и, самое главное, способную минимизировать влияние человеческого фактора при принятии решений.

Всестороннее использование возможностей, предоставляемых данной моделью, обуславливает целесообразность создания единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области, действующей на постоянной основе с учетом рекомендованных Министерством внутренних дел Российской Федерации стандартов (АПК "Безопасность").

  2. Цели и задачи построения единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области

Целью построения единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области является решение проблем обеспечения комплексной безопасности Нижегородской области: повышение общественной и личной безопасности граждан, защищенности населения от угроз природного и техногенного характера, усиление антитеррористической деятельности, снижение уровня криминальной активности.

Основная задача построения единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области - формирование многомерного пространства системы безопасности Нижегородской области, объединяющего в единую интеллектуальную сеть стационарные и мобильные, высотные и наземные видеокамеры и другие средства мониторинга ситуаций, контроль и управление доступом в охраняемые зоны, множество разнородных датчиков, и другие средства безопасности.

Развертывание единого многомерного пространства системы безопасности Нижегородской области позволит решать (в пределах соответствующих компетенций) следующие задачи:

Обеспечение безопасности дорожного движения

- организация мониторинга дорожной обстановки, потоков автотранспорта в охраняемых зонах и выявление чрезвычайных дорожных ситуаций, включая нарушение правил дорожного движения, дорожно-транспортные происшествия, а также контроль прохождения автотранспорта через основные узловые перекрестки и движения автотранспорта в охраняемых зонах;

- организация оперативного реагирования на чрезвычайные дорожные ситуации, включая оповещение всех заинтересованных органов власти, МЧС, Государственного учреждения здравоохранения (далее - ГУЗ) "Нижегородский территориальный центр медицины катастроф" и т.д.;

- организация контроля и регулирования потоков автотранспорта, включая организацию беспрепятственного передвижения специальных транспортных средств;

- организация выявления транспортных средств, не прошедших технический осмотр, и другого автотранспорта, представляющего потенциальную опасность на дорогах;

- организация проведения профилактических, разъяснительных и иных мероприятий по безопасности дорожного движения.

Обеспечение общественной и личной безопасности

- организация контроля обстановки и событий на защищаемых территориях: улицах, перекрестках, остановках общественного транспорта, привокзальных площадях, территории аэропорта, около крупных торговых центров, в других местах массового скопления людей;

- организация контроля обстановки на объектах транспортной инфраструктуры, включая обстановку непосредственно в транспортных средствах;

- организация контроля основных проходов в жилые зоны для охраны общественного порядка;

- организация оперативного оповещения дежурного и специального персонала органов внутренних дел и других заинтересованных органов  о тревожных событиях и опасных объектах, обнаруженных и зарегистрированных автоматически с помощью интеллектуальных технических средств;

- организация деятельности правоохранительных органов и других заинтересованных органов при проведении оперативных и следственных мероприятий;

- организация оперативной связи населения с правоохранительными органами путем установки пунктов экстренной связи, "горячих" телефонных линий и т.д.

Обеспечение безопасности жилых объектов, природных и технологических объектов, связанных с повышенным риском

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»