• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 марта 2007 года № 96

Об утверждении Концепции создания единой информационной системы
мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области

__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления правительства Нижегородской области от 25 мая 2011 года № 396
__________________________________________________________________________



Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию создания единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области (далее - Концепция).
2. Межведомственной рабочей группе под руководством Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по развитию научно-производственного и экономического потенциала В.В.Клочая в срок до 6 апреля 2007 года подготовить техническое задание на разработку областной целевой программы по внедрению комплексной системы безопасности на территории Нижегородской области (далее - Программа) в соответствии с утвержденной Концепцией.
3. Управлению по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области в срок до 28 мая 2007 года в соответствии с техническим заданием провести конкурс по выбору разработчика Программы за счет средств областного бюджета.
4. Координацию разработки Программы и контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по развитию научно-производственного и экономического потенциала В.В.Клочая.



Губернатор В.П. Шанцев




УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 30.03.2007 № 96


Концепция
создания единой информационной системы мониторинга
угроз безопасности на территории Нижегородской области


Введение

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Безопасность означает сохранение стабильности, устойчивости и возможности саморазвития.
В Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, вызовы внешней среды, связанные с проблемами безопасности выделены как одни из наиболее значимых при выборе приоритетов деятельности Правительства Нижегородской области.
В Стратегии отмечается, что усиление угрозы терроризма в России и во всем мире приведет к существенному росту расходов стран на национальную оборону и безопасность (в течение последних 5 лет бюджет расходов на национальную оборону России и США устойчиво растет со среднегодовым темпом на уровне 7%). Нижегородская область с мощным военно-производственным комплексом и передовыми научными разработками в данной области может претендовать не только на государственный заказ, но и на часть международного финансирования расходов на безопасность.
Усиление мер безопасности сопряжено с угрозой снижения интенсивности обмена людьми, знаниями, технологиями и информацией, что может ограничивать возможности нижегородских предприятий успешно конкурировать на международных рынках. Риски угрозы безопасности также негативно сказываются на инвестиционной привлекательности региона и развитии туризма.
Одной из основных задач государственного управления является борьба с преступностью, как необходимый элемент безопасности граждан и нормального функционирования экономики.
По данным информационного центра Главного управления внутренних дел по Нижегородской области (далее - ГУВД) за период с 2001 по 2006 год количество преступлений, совершённых на территории Нижегородской области увеличилось на 47,2% (с 73837 в 2001 году до 108694 в 2006 году), причём в сфере общественной безопасности рост преступности за этот период составил 357% (с 18356 до 65463), в сфере деятельности криминальной милиции количество преступлений снизилось на 22% (с 55481 до 43231). За 2006 год, по сравнению с 2005 годом, общее количество преступлений, совершённых на территории Нижегородской области выросло на 11,6%, в том числе, количество преступлений в сфере общественной безопасности увеличилось на 16,2%, криминальных преступлений - на 5,2%.
В Нижегородской области фиксируется более высокий уровень преступности, по сравнению со средними показателями по России и по Приволжскому федеральному округу: на 100 тысяч жителей в России в 2006 году было совершено 2701 преступление, в Приволжском федеральном округе - 2959, в Нижегородской области - 3186,5.
Работа правоохранительных органов осложняется тем, что рост преступности сопровождается снижением возрастного уровня, усилением изощренности и организованности преступников, а также использованием ими новейших технических средств.
Для противодействия росту криминала необходимо существенное повышение технической оснащенности органов внутренних дел, как основной силы охраны правопорядка, средствами связи и оперативного реагирования.
В настоящее время при решении задач безопасности необходимо учитывать и возрастание глобальной угрозы международного терроризма.
В Нижегородской области представлен практически весь спектр политических партий, движений, общественных организаций, действующих в России. Количество их участников колеблется от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. Данные организации активно пытаются пропагандировать свои идеи и привлекать новых последователей, предпочтительно из молодежной среды, в том числе путем распространения печатной продукции. В ряде случаев под эгидой патриотизма пропагандируются идеи экстремизма, национальной исключительности, фашизма.
Отмечается рост численности представителей азербайджанской, дагестанской и чеченской диаспор, придерживающихся радикальных взглядов и ориентированных на зарубежные центры (Саудовская Аравия, Турция, страны Ближнего Востока).
Имеется значительное количество учебных заведений и общественных организаций, осуществляющих ввоз из-за рубежа религиозной литературы, иной печатной продукции.
Имеют место факты обнаружения в южных районах Нижегородской области литературы и пропагандистских материалов исламской экстремистской группировки, базирующейся на территории Узбекистана и проповедующей идеологию панисламизма - создания единого исламского государства независимо от национальной принадлежности.
Действующая система организации и проведения антитеррористических мероприятий и мероприятий по усилению безопасности на объектах массового скопления людей, объектах транспорта с техногенно-опасными рисками, критически важных и особо опасных объектах пока еще не в полной мере отвечает существующим угрозам безопасности. В первую очередь потому, что не носит системный, централизованный и долгосрочный характер.
Негативное влияние на социально-экономическое развитие Нижегородской области оказывает рост задолженности по налогам и сборам, например, задолженности по транспортному налогу. Причём, применяемые меры налогового администрирования зачастую недостаточны для эффективного решения данной проблемы и требуется активное содействие правоохранительных органов.
Продолжает расти преступность в сфере экономики, использования природных ресурсов. Остается на высоком уровне количество нарушений правил дорожного движения, а также аварий, в том числе, с тяжелыми травматическими последствиями.
Статистика показывает, что за последние 5 лет количество дорожно-транспортных происшествий в Нижегородской области выросло на 47% - с 3649 случаев в 2001 году до 5429 случаев в 2006 году. Количество человек, получивших ранения в результате дорожно-транспортных происшествий выросло за этот период на 59,7% (с 3863 до 6170 человек за год). Не сократилось и число погибших в авариях, смертность при дорожно-транспортных происшествиях увеличилась на 1,2% (с 805 до 815 человек за год).
В 2006 году, по сравнению с 2005 годом, рост дорожно-транспортных происшествий в Нижегородской области опережал среднероссийский уровень на 3,1 процентных пункта: 105,7% в Нижегородской области и
102,6% по России в целом. Так же опережающими темпами за 2006 год росло количество раненых в дорожно-транспортных происшествиях: за 2006 год рост по Нижегородской области составил 110,1%, по России - 103,8%. Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях на территории Нижегородской области сократилось больше, чем в среднем по России: на 6,5% и 3,6% соответственно.
Относительные показатели уровня аварийности в Нижегородской области практически равны средним показателям по России: на каждые 10 тысяч зарегистрированных автотранспортных средств и в России, и в Нижегородской области совершается по 65 дорожно-транспортных происшествий; на каждые 100 тысяч жителей Нижегородской области приходится 223 пострадавших (по России -222).
Для реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз безопасности необходима организация эффективного горизонтального взаимодействия различных органов исполнительной власти области. Горизонтальное взаимодействие состоит в межведомственной координации и интеграции и требует применения высокоэффективных унифицированных системотехнических решений с включением систем управления различных органов исполнительной власти во взаимоувязанную систему мониторинга и управления.
Мониторинг - это оперативная информационно-аналитическая система наблюдений, которая имеет большое значение для повышения эффективности исполнения контрольных и надзорных функций, правоприменительной и правоустанавливающей деятельности государственных органов.
Использование информационных технологий в деятельности органов государственной власти нацелено на повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг.
Эффективная работа системы мониторинга, как общей информационно-технологической инфраструктуры, возможна при использовании интеллектуальных технологий, способных автоматизировать сложный и дорогостоящий труд специалистов по обеспечению безопасности и повысить социально-экономический эффект от финансовых вложений.
Выбор интеллектуальных систем безопасности для решения данных задач подтверждается и опытом их использования в России и за рубежом.
В Российских условиях наилучшую результативность даёт внедрение аппаратно-программного комплекса (далее - АПК) "Безопасность", разработанного специалистами ведущих научных институтов России (МГТУ им. Н.Э.Баумана, МГУ им. М.В.Ломоносова и др.). АПК "Безопасность" представляет собой комплексную систему безопасности от масштаба района до города и области, построенную на основе интеллектуального ядра. Концепция системы предполагает полностью масштабируемую, тиражируемую структуру и гибкую настройку системы под конкретную охраняемую территорию. Заложенные в архитектуру принципы обеспечивают высокую эффективность функционирования и гибкость системы.
Именно АПК "Безопасность" был рекомендован министром внутренних дел Российской Федерации Р.Г. Нургалиевым главам российских регионов в качестве основы для создания современных территориальных систем безопасности.
Нацеленность на реализацию системного, комплексного подхода, основанного на использовании современных интеллектуальных технологий, позволит обеспечить требуемый высочайший уровень безопасности, координацию действий всех заинтересованных служб при проведении оперативных мероприятий и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Целевое выделение бюджетных средств позволит избежать дублирования функций систем различных заинтересованных служб, выполняющих аналогичные задачи, а также обеспечить единый унифицированный подход к системам безопасности в целом. В этом случае возможна реализация важнейшего требования к единой системе мониторинга территории Нижегородской области по использованию программ и технических решений, уже реализуемых в Нижегородской области. Такой подход увеличит потенциал создаваемых решений, позволит избежать проблем совместимости автоматизированных систем управления различных организаций, что необходимо при ликвидации чрезвычайных ситуаций, где требуется координация совместных усилий.
Необходимым инструментом государственной политики в сфере организации создания современной высокоэффективной системы безопасности на территории Нижегородской области является Концепция создания единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области.
Единая информационная система предоставит средства мониторинга и позволит объединить усилия различных государственных органов, ведомств и специальных служб на достижении целей предупреждения, своевременного реагирования и пресечения угроз безопасности криминогенного, террористического и иного характера, позволит исключить дублирование функций, обеспечить экономию и наиболее оптимальное использование бюджетных средств. Оперативное руководство системой может быть возложено на органы внутренних дел, которые в настоящий момент обладают развитой инфраструктурой обеспечения безопасности различного уровня.

1. Анализ проблем и предпосылки создания Концепции единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области

1. Анализ проблем и предпосылки создания Концепции единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области

Стратегическое позиционирование Нижегородской области как крупнейшего центра промышленности, науки и инноваций, а также транспортно-логистического, образовательного и туристического центров повышает требования к уровню обеспечения безопасности региона.
В Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года сформулирована главная цель Правительства Нижегородской области - уровень благосостояния населения и высокие стандарты качества жизни могут быть достигнуты при наличии эффективной и сбалансированной экономики, благоприятных условий для жизни, а также эффективной исполнительной власти.
Целью реализации Стратегии является становление Нижегородской области как одного из наиболее привлекательных в России мест для работы, отдыха и воспитания детей, предоставляющее своим жителям обширные возможности для самореализации и раскрытия творческого потенциала, включая лучшие карьерные возможности для наиболее одаренных, образованных и амбициозных людей. В результате реализации Стратегии в области должны быть сформированы высокие стандарты и благоприятные условия для жизни, включая качество окружающей среды, уровень социального обеспечения, качественное образование и медицинское обслуживание, безопасность, а также развитая жилищно-коммунальная инфраструктура.
Однако такие риски, как угрозы безопасности (террористического, техногенного, природного характера и др.) существенно затрудняют решение задач экономического роста и роста благосостояния населения. Во взаимосвязанном мире вовремя непредотвращённый риск, провоцируя цепные реакции, охватывая всё новые сферы, может обернуться катастрофой.
Именно поэтому так важны меры по раннему прогнозированию и предотвращению рисков, а также координация усилий, оперативное реагирование и сотрудничество в тех случаях, когда произошла чрезвычайная ситуация.
Учитывая нарастание угроз терроризма и техногенных аварий необходимо предпринимать особые меры по обеспечению безопасности критически важных, потенциально опасных объектов и мест массового скопления людей, представляющих вероятный интерес для террористов. Необходимо разработать комплекс мероприятий, нацеленных на исключение возможности проведения террористических актов, а также создающих условия для неотвратимости наказания за тяжкие преступления.
В этой связи первостепенными задачами государственного управления в Нижегородской области по обеспечению комплексной безопасности региона являются усиление антитеррористической деятельности, защищенности населения от угроз природного и техногенного характера, повышение общественной безопасности и личной безопасности жизни граждан, снижение уровня криминальной активности.
В настоящее время характерной чертой нормативно-правового регулирования вопросов обеспечения безопасности является тот факт, что категория "безопасность" разбивается на ряд специализированных видов безопасности: национальную, общественную, экономическую, экологическую, промышленную, информационную, физическую, санитарно - эпидемиологическую и т.д. Это приводит к узкой компетентной специализации исполнительных и контрольно-надзорных органов, проведению ими практических обособленных защитных мероприятий, которые по сути взаимосвязаны между собой и оказывают друг на друга прямое или косвенное влияние.
Указанное разделение представляется принципиально целесообразным, так как позволяет разработать соответствующие методики построения структурированных систем комплексной безопасности и инженерного мониторинга (далее - ССКБиИМ), а также более четко сформировать понятие безопасности в целом. Но, несмотря на то, что деятельность по созданию благоприятных условий для развития Нижегородской области становится более согласованной и совместной, традиционные схемы обеспечения безопасности нуждаются в дальнейшем изменении. Необходим орган объединяющий усилия и координирующий работу различных органов государственной власти. Важно сформировать единый механизм межведомственной координации при реализации государственных программ и проектов создания государственных информационных систем и ресурсов в соответствии с целями безопасности.
Недостатки традиционных систем мониторинга безопасности, основанных на традиционной модели видеонаблюдения, не позволяют эффективно обеспечить требуемый масштаб работ и не дают возможности объединения и реализации задач, стоящих перед различными органами исполнительной власти Нижегородской области.
Обобщенное рассмотрение объектов охраны и процессов их управления позволяют создать новую адаптационную модель систем обеспечения безопасности, интегрирующую специализированные виды безопасности на основе комплексного подхода и применения интеллектуальных технологий с возможностями выполнять функциональные задачи по своевременному выявлению и пресечению угроз как криминального, так и террористического характера, и, самое главное, способную минимизировать влияние человеческого фактора при принятии решений.
Всестороннее использование возможностей, предоставляемых данной моделью, обуславливает целесообразность создания единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области, действующей на постоянной основе с учетом рекомендованных Министерством внутренних дел Российской Федерации стандартов (АПК "Безопасность").

2. Цели и задачи построения единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области

2. Цели и задачи построения единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области

Целью построения единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области является решение проблем обеспечения комплексной безопасности Нижегородской области: повышение общественной и личной безопасности граждан, защищенности населения от угроз природного и техногенного характера, усиление антитеррористической деятельности, снижение уровня криминальной активности.
Основная задача построения единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области - формирование многомерного пространства системы безопасности Нижегородской области, объединяющего в единую интеллектуальную сеть стационарные и мобильные, высотные и наземные видеокамеры и другие средства мониторинга ситуаций, контроль и управление доступом в охраняемые зоны, множество разнородных датчиков, и другие средства безопасности.
Развертывание единого многомерного пространства системы безопасности Нижегородской области позволит решать (в пределах соответствующих компетенций) следующие задачи:
Обеспечение безопасности дорожного движения
- организация мониторинга дорожной обстановки, потоков автотранспорта в охраняемых зонах и выявление чрезвычайных дорожных ситуаций, включая нарушение правил дорожного движения, дорожно-транспортные происшествия, а также контроль прохождения автотранспорта через основные узловые перекрестки и движения автотранспорта в охраняемых зонах;
- организация оперативного реагирования на чрезвычайные дорожные ситуации, включая оповещение всех заинтересованных органов власти, МЧС, Государственного учреждения здравоохранения (далее - ГУЗ) "Нижегородский территориальный центр медицины катастроф" и т.д.;
- организация контроля и регулирования потоков автотранспорта, включая организацию беспрепятственного передвижения специальных транспортных средств;
- организация выявления транспортных средств, не прошедших технический осмотр, и другого автотранспорта, представляющего потенциальную опасность на дорогах;
- организация проведения профилактических, разъяснительных и иных мероприятий по безопасности дорожного движения.
Обеспечение общественной и личной безопасности
- организация контроля обстановки и событий на защищаемых территориях: улицах, перекрестках, остановках общественного транспорта, привокзальных площадях, территории аэропорта, около крупных торговых центров, в других местах массового скопления людей;
- организация контроля обстановки на объектах транспортной инфраструктуры, включая обстановку непосредственно в транспортных средствах;
- организация контроля основных проходов в жилые зоны для охраны общественного порядка;
- организация оперативного оповещения дежурного и специального персонала органов внутренних дел и других заинтересованных органов о тревожных событиях и опасных объектах, обнаруженных и зарегистрированных автоматически с помощью интеллектуальных технических средств;
- организация деятельности правоохранительных органов и других заинтересованных органов при проведении оперативных и следственных мероприятий;
- организация оперативной связи населения с правоохранительными органами путем установки пунктов экстренной связи, "горячих" телефонных линий и т.д.
Обеспечение безопасности жилых объектов, природных и технологических объектов, связанных с повышенным риском
- организация мониторинга угроз безопасности домов жилого сектора, включая контроль доступа в подъезды, на охраняемые чердаки, подвалы, технические помещения;
- организация мониторинга промышленных объектов, связанных с повышенным риском, и особо опасных объектов, представляющих интерес для террористов;
- организация мониторинга объектов инженерной, транспортной инфраструктуры;
- организация мониторинга лесного и рыбного хозяйства.
Создание единого информационно-технологического пространства системы безопасности
- обеспечение автоматической идентификации объектов и событий, их формулировки, передачи и сохранения в базе данных;
- обеспечение автоматического анализа действий объектов в зонах мониторинга;
- обеспечение работы многоуровневой системы событийного регулирования с приоритетным оповещением;
- организация документирования тревожных событий с возможностью поиска их участников в архиве по заданным признакам;
- разграничение доступа персонала органов внутренних дел и других заинтересованных организаций с учетом их полномочий к централизованной базе данных с целью поиска необходимой информации;
- сокращение времени реагирования органов внутренних дел и других задействованных организаций на возникающие "тревожные" и чрезвычайные ситуации;
- формирование единого информационного пространства для сбора, обработки, передачи и хранения данных, образующихся в результате оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в автоматизированном режиме;
- создание системы мониторинга подвижных объектов, оперативное управление и контроль мобильных и транспортных средств, оснащенных специальным навигационным оборудованием;
- обеспечение защиты накапливаемой информации от несанкционированного доступа, искажения или удаления, а также обеспечение информационной безопасности каналов передачи данных.
С целью решения вопросов гражданской обороны, предупреждения и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и в соответствии с утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 года № 1 федеральной целевой программой "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" создается Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - ОКСИОН). Система ОКСИОН предполагает создание пунктов уличного информирования и оповещения населения в местах массового скопления людей (площади, вокзалы, аэропорты и т.д.), а также систем видеонаблюдения, сбора информации и экстренной связи с информационным центром. ОКСИОН предусматривает также создание подсистемы контроля за радиационной и химической обстановкой. В связи с этим одной из задач становится согласование внедрения системы ОКСИОН с созданием единой информационной системы мониторинга угроз безопасности Нижегородской области.
В качестве самостоятельной задачи выделена задача существенного повышения экономической эффективности использования бюджетных средств, оптимизации бюджетного финансирования при использовании различных бюджетных и внебюджетных источников.

3. Функции единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области


Основные функции системы:


- Круглосуточный мониторинг и визуальная оценка обстановки на основных магистралях, перекрестках, площадях, вокзалах, в других местах массового скопления людей путем интеллектуального видеонаблюдения.
- Оперативное оповещение служб охраны правопорядка и других экстренных служб о возникновении или подозрении на возникновение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, сохранности их имущества, а также сохранности муниципального имущества, что позволяет в реальном времени расследовать произошедшие чрезвычайные ситуации.
- Оперативное управление службами охраны правопорядка при реагировании на чрезвычайные ситуации и при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
- Представление службам охраны правопорядка и другим заинтересованным службам архивной информации видеонаблюдения для восстановления хода событий, поддержки проведения оперативно-следственных мероприятий и т. п.
- Представление заинтересованным службам статистики и анализа правонарушений и чрезвычайных ситуаций.
- Организация эффективного канала экстренной связи жителей со службами охраны правопорядка и аварийными службами.
- Упрощение взаимодействия жителей с экстренными службами в случае возникновения любых чрезвычайных ситуаций.

Функции в сфере безопасности дорожного движения

- Автоматическое определение параметров транспортных потоков.
- Автоматизированное обнаружение и регистрация аварийных ситуаций, нарушений правил дорожного движения (нарушение скоростного режима, правил парковки, пересечения двойной сплошной полосы, проезда под запрещающие знаки и сигналы), розыск угнанного, похищенного и скрывшегося с мест дорожно-транспортного происшествия автотранспорта и других ситуаций криминального характера.
- Автоматическое определение номерных знаков автотранспортных средств в точках контроля.
- Мониторинг транспортировки особо ценных и стратегически важных грузов.
- Координация усилий различных подразделений из единого центра управления, в т. ч. и в вопросах ликвидации последствий аварии и оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим.
- Мониторинг передвижения спецтранспорта и предоставление для него, в случае необходимости, приоритетного права проезда (скорая помощь, пожарные машины и др.).
Функции в сфере деятельности милиции общественной безопасности
- Мониторинг обстановки в общественных местах.
- Автоматическое распознавание ситуаций нарушения правопорядка в общественных местах.
- Автоматическое распознавание потенциально опасных объектов.
- Оперативное реагирование на нештатные и чрезвычайные ситуации с использованием средств связи и обмена информацией.

Функции в сфере деятельности криминальной милиции

- Автоматическое определение лиц, находящихся в розыске, и подозрительных лиц, а также поиск по базам данных оперативно-розыскной информации.
- Проведение оперативно-розыскных и следственных мероприятий с использованием баз данных.
- Оперативная информация с мест массового скопления людей при проведении массовых общественных мероприятий.
- Автоматическое выявление лиц и транспортных средств, находящихся в розыске, и поиск по базам данных оперативно - розыскной информации.

4. Принципы построения единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области

4. Принципы построения единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области

Технические решения
Традиционно системы мониторинга территории строятся на основе системы видеонаблюдения, которые являются обязательной составной частью любой комплексной системы безопасности, и позволяют не только отображать оперативную обстановку, но и архивировать всю информацию с последующим просмотром архива и аналитической обработкой.
Наиболее распространенными в настоящее время являются системы безопасности, основанные на периметральной модели. Данная модель предполагает, что определяется периметр, окружающий охраняемую зону.
Для создания безопасного периметра имеется множество технических средств - систем контроля и управления доступом. Для охраны внутри и вне зоны наилучший результат дает видеонаблюдение.
Традиционная система видеонаблюдения состоит из сети видеокамер, связанных каналами передачи информации, диспетчерского пункта с дежурными операторами и центрального видеохранилища. На мониторы дежурных операторов поступает информация от множества камер и оператор вынужден неотлучно следить за меняющейся обстановкой на экране.
Такая модель подходит для охраны небольших предприятий, обеспечения безопасности нескольких кварталов или района, но в масштабах города, а тем более области система становится неэффективной.
Охрану территории масштаба Нижегородской области невозможно обеспечить только установкой везде камер видеонаблюдения, созданием диспетчерских пунктов с десятками мониторов и хранилищем видеоинформации на сотни терабайт. Данный путь развития системы безопасности является не просто не эффективным, а тупиковым в связи с тем, что наблюдение за обстановкой - это не суть обеспечения безопасности.
Организация масштабного видеонаблюдения ограничивается невозможностью эффективной работы операторов в условиях высоких нагрузок при непрерывном слежении за несколькими мониторами. Это повышает риски пропуска внештатной ситуации, что, в свою очередь, влечет отсутствие реакции правоохранительных органов на внештатную ситуацию.
В системе видеонаблюдения основную роль играет обеспечение оперативности, полноты и достоверности информации. Отсутствие любой из этих составляющих влечет за собой неполноценность системы, а следовательно, невыполнение поставленных задач.
Снижение вероятности возникновения подобных рисков означает, что при увеличении количества камер в системе, должно возрастать и количество операторов, а это резко ограничивает развитие систем наблюдения, даже по экономическим соображениям. Например, для охраны крупного населенного пункта при традиционном подходе понадобилось бы создать десятки диспетчерских центров с сотнями мониторов и операторов.
Решение указанной выше проблемы возможно при исключении оператора из системы наблюдения, предоставлении ему только функций контроля и принятия решения. Необходимо передать функции наблюдения системе, наделив ее способностью самостоятельно распознавать ситуации и объекты в поле зрения видеокамеры и делать выводы. Таким образом, возникает необходимость применения интеллектуальных технологий. Они позволяют разгрузить оператора и дают возможность концентрации человеческого ресурса на принятии решений и координации усилий всех средств на достижении максимального результата.
В последнее время широкую известность в системах видеонаблюдения приобрели датчики движения, скорости и направления объекта, как программные, так и аппаратные. Однако функция детектирования движения на практике работает только в условиях пустых складов, поскольку в условиях реальной освещенности мгновенно блокируется многочисленными ложными тревогами (солнечный блик, дрожание листвы, тени от объектов и т.п.). Также не решают задачу и детекторы скорости и направления движения объектов, т.к. затруднено непосредственное распознавание самого объекта.
Подобные проблемы решаемы при использовании компьютерного "зрения", оснащенного интеллектом. Компьютерная интеллектуальная система способна непрерывно автоматически анализировать обстановку в поле своего "зрения", освобождая от этого рутинного занятия человека. Распознав нештатную ситуацию, система сигнализирует об этом оператору, который выступает как эксперт, либо подтверждая оценку системы, либо отвергая ее. Распознав объект: человек, группа людей, автомобиль, система сопровождает его, создавая условия для распознавания.
Также интеллектуальные системы предусматривают автоматическое информирование всех заинтересованных организаций о зарегистрированных системой чрезвычайных ситуациях. Таким образом, например, информация о дорожно-транспортных происшествиях автоматически будет поступать в службы оказания экстренной помощи, существенно повышая оперативность их реагирования.
Рекомендованный для создания территориальных комплексных систем безопасности АПК "Безопасность" предполагает полностью масштабируемую, тиражируемую структуру и гибкую настройку системы. Заложенные в архитектуру принципы меняют традиционное представление о системах безопасности. АПК "Безопасность" представляет собой систему безопасности, построенную на основе интеллектуального ядра, масштаб которой может изменяться от района до города и области. Ядром системы является распределенный интеллектуальный аппаратно-программный комплекс, вокруг которого формируется вся инфраструктура системы. Основанная на интеллектуальном ядре, предлагаемая комплексная система приобретает новые качества, расширяет функции безопасности по целому ряду направлений. Фактически изменяется сама модель безопасности. Вместо плоской структуры система приобретает многомерную структуру за счет единого интеллектуального механизма управления всеми компонентами безопасности. Многомерность, в частности, проявляется в пространственном подходе к видеонаблюдению, когда к плоскости стационарных видеокамер добавляются высотные (аэростаты) и наземные мобильные (патрульные автономные роботы) компоненты.
Таким образом, в систему включаются комплексы распознавания автомобильных номеров, мониторинга дорожного трафика и распознавания дорожных ситуаций, контроля и управления доступом, датчики мониторинга загазованности и радиационной обстановки, направленные микрофоны, управляемые прожекторы и т.д. Каждое устройство при подключении к ближайшему интеллектуальному узлу становится управляемым, подчиняясь единой задаче - обеспечению безопасности. Интеллектуальный АПК имеет распределенную узловую архитектуру и предполагает объединение своих узлов с помощью высокоскоростной транспортной сети передачи данных. Каждая охраняемая зона использует свой локальный интеллектуальный АПК. Локальные интеллектуальные АПК одного уровня могут группироваться в структуру более высокого уровня, становясь в свою очередь ее узлом. И так далее, охватывая все большую территорию.
Использование подобной модели позволяет создавать гибкие масштабируемые решения, пригодные к использованию на объектах и в зонах любой сложности.
В основе комплексной системы безопасности, построенной в рамках данной архитектуры лежат:
1. Использование интеллектуальных технологий.
2. Использование пространственной многомерной модели безопасности (к плоскости стационарных устройств видеонаблюдения добавляются высотные и наземные мобильные компоненты);
3. Создание единого интегрированного охранного комплекса с централизованным контролем обстановки, возможностью наискорейшего принятия решений, оперативного реагирования и взаимодействия с экстренными и другими службами в масштабах Нижегородской области;
4. Максимальное использование имеющихся и внедряемых решений систем и программ.
Особо следует подчеркнуть, что внедрение новой системы не предполагает полной замены уже имеющихся систем, а значит, защищает инвестиции и вложения в сферу безопасности, что экономически очень выгодно. Система создается так, чтобы упростить модернизацию и интеграцию в нее уже существующих систем, и тем самым существенно сэкономить средства. Подключившиеся системы приобретают новые интеллектуальные качества и возможности. Также, существенно повышается эффективность их работы за счет централизации управления.
Система, обладающая интеллектуальным ядром, единой инфраструктурой, едиными каналами связи представляет собой четко работающий, слаженный механизм, способный развиваться, включая в себя новейшие разработки и технологические решения. Так, рекомендуемый АПК "Безопасность" строится на основе пространственной распределенной многокомпонентной архитектуры.
Компоненты системы:

1. Единая геоинформационная система (ГИС);
2. Система сбора, обработки и хранения информации;
3. Система охранно-пожарной сигнализации;
4. Система видеонаблюдения;
5. Система контроля и управления доступом (СКУД);
6. Транспортная компонента (передача информации);
7. Система мониторинга подвижных объектов;
8. Система информационной безопасности.

В зависимости от задачи состав поставляемых компонентов системы может меняться. Система включает в себя описание конфигурации, которое содержит состав компонентов и протокол их взаимодействия. Все компоненты объединяются интеллектуальным ядром в единую систему, выполняя свои функции в решении общей задачи.
Основой работы интеллектуального ядра является пространственная многослойная геоинформационная система (далее - ГИС). Каждый объект в ГИС представляется своим формуляром, содержащим пространственные координаты и другую информацию. Для каждого объекта описывается его зона покрытия (радиус действия) как проекция на карту охраняемой зоны. Например, для видеокамеры производится привязка к местности ее поля "видения".
В системе сбора информации предусматривается широкое применение высотной системы видеонаблюдения с аэростатов, которая имеет непревзойденную зону покрытия, высокую мобильность и скорость развертывания. Она особенно эффективна в обеспечении проведения оперативно-розыскных мероприятий на большой территории, целевых рейдов ГИБДД по профилактике нарушений правил дорожного движения, выявлении лиц и автомобилей, находящихся в розыске и т.д.
Система охранно-пожарной сигнализации обеспечивает мониторинг пожарного состояния объектов и охрану от несанкционированного проникновения. Особенно актуальна в домах жилого фонда, промышленных предприятиях и объектах, связанных с повышенным риском.
Системы контроля и управления доступом (далее - СКУД) устанавливаются тогда, когда необходимо ограничить круг лиц или автотранспортных средств, допускаемых в определенную охраняемую зону, и представляют собой способ контроля и охраны периметра от проникновения несанкционированного объекта.
Используются, например, для авторизованного допуска лиц на особо важные объекты. В последнее время широкое применение нашли СКУД, использующие биометрические параметры человека для контроля доступа на охраняемую территорию.
Разработки в области биометрических систем безопасности сводятся к нахождению простого, надежного и универсального решения или группы решений, которые позволили бы сделать такие системы массовыми.
Большинство биометрических систем функционируют следующим образом: в базе данных системы безопасности хранится цифровой образ биометрических параметров (отпечатка пальца, радужной оболочки глаза, спектрограмма голоса и пр.). Человек, получающий доступ к системе, с помощью микрофона, сканера или других устройств снятия идентификационных параметров вводит в систему свой биометрический образец. Система по определенному алгоритму извлекает из него данные, сравнивает их с теми, что хранятся в базе данных, определяет степень совпадения и делает заключение о том, удалось ли идентифицировать человека по предъявленным данным.
В отличие от других биометрических технологий (идентификация по отпечаткам пальцев, радужной оболочке глаза или по голосу), система распознавания по чертам лица не требует непосредственного контакта с человеком, личность которого устанавливают. Не нужно привлекать внимание человека просьбой оставить отпечатки пальцев, посмотреть с близкого расстояния в объектив или произнести какие-то слова. Последнее время наиболее перспективными являются системы распознавания по трехмерной модели лица человека, которые имеют преимущества перед традиционными двухмерными системами т.к. на их работу не влияет освещение объекта, макияж и цвет кожи. Они также являются менее чувствительными к ракурсу объекта.
Учитывая территориальную протяженность контролируемой зоны, большое количество видеокамер, распределённость хранилищ информации и наличие удаленных рабочих мест, в качестве транспортной компоненты АПК "Безопасность" использует высокоскоростные сети на основе волоконно-оптических линий связи (далее - ВОЛС) и высокоскоростные цифровые радиоканалы, объединяющие все локальные объекты системы и центры мониторинга и управления.
АПК "Безопасность" включает в себя также компоненты для работы с тревожными кнопками (кнопками экстренного вызова милиции), навигации патрульных нарядов и лиц, имеющих брелоки безопасности, в реальном времени.
Система информационной безопасности обеспечивает защиту накапливаемых в системе данных от несанкционированного доступа, искажения или удаления, а также защиту каналов связи от несанкционированного доступа, своевременную диагностику аппаратно-программных средств, выявление аварийных и нештатных ситуаций в системе.
Работа системы информационной безопасности обеспечивается целым комплексом мероприятий, включая технические и организационные решения. Необходимым условием является категорирование объектов и субъектов доступа к информационным ресурсам системы, а также каналов передачи данных.
Организационные решения
Организационная модель комплексной системы безопасности предполагает создание при ГУВД и районных отделах внутренних дел центров мониторинга и управления, включающих диспетчерские пункты, в которых располагаются рабочие места операторов и осуществляющих управление в случае чрезвычайных ситуаций; технических центров, где располагаются серверные и локальные архивные хранилища, содержащие информацию по контролируемой центром мониторинга и управления зоне.
В локальные центры мониторинга и управления поступает информация обо всех чрезвычайных событиях "местного" значения. Информация от локальных центров мониторинга и управления стекается в центры мониторинга и управления следующих уровней. Оперативные средства реагирования локальных центров решают задачи в рамках своей компетенции, а также при необходимости поступают в распоряжение вышестоящих центров мониторинга и управления.
Иерархическая структура центров мониторинга и управления обеспечивает минимальное время прохождения информации и наибольшую оперативность при принятии решения и реагировании на нештатную ситуацию.
Решения по обеспечению информационной безопасности создаваемой системы
При создании единой системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области предусматриваются меры по защите системы и каналов связи от несанкционированного доступа и предупреждения неэффективного использования информации.
Для обеспечения безопасности самой системы предполагается категорирование информации в системе по уровню доступа. Например, специализированная информация, накапливаемая в интересах правоохранительных органов, информация социально-экономического характера, используемая в интересах органов исполнительной власти и т.п.
Данный специализированный подход к обеспечению безопасности системы позволит провести необходимые мероприятия по защите информации и сохранению государственной тайны, что невозможно сделать при общем подходе.
Следует учесть, что для создания специализированной подсистемы безопасности в г. Н.Новгороде уже имеется высокоскоростная транспортная сеть передачи данных между всеми районными управлениями отделов внутренних дел ГУВД и не требуется больших финансовых затрат, связанных с созданием магистральной сети передачи данных между районами города (в рамках федеральной программы МВД России "Создание единой информационной телекоммуникационной системы (ЕИТКС) МВД" в г. Н.Новгороде построено 105 км. ведомственной волоконно-оптической линии связи с подключением всех РУ-РОВД г. Н.Новгорода, создается радиосеть на основе технологии беспроводного широкополосного радиодоступа). Это позволяет при создании системы мониторинга ограничиться прокладкой транспортных каналов связи только в масштабах районов города, а передачу информации между районами организовать в рамках ЕИТКС. В этом случае, учитывая расположение локальных центров мониторинга и управления в районах, нагрузка на ЕИТКС не будет слишком высока.
С целью выполнения вышеперечисленных условий функционирования комплексной системы мониторинга при разработке и производстве работ необходимо учитывать все требования по защите информации, в т.ч. государственной тайны, а также учитывать все требования по совместимости, условиям разработки и внедрения таким образом, чтобы логически система становилась единой с многослойной иерархической структурой по предоставлению информации и управлению её элементами.

5. Перспективы развития единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области

5. Перспективы развития единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области

Важнейшей задачей формирования единого информационного пространства системы мониторинга является создание предпосылок для решения ряда социально-экономических проблем Нижегородской области:
- увеличение налоговых поступлений в областной бюджет, благодаря созданию в рамках системы автоматических комплексов отслеживания потоков автотранспорта и выявления, как неплательщиков транспортного налога, так и нарушителей правил дорожного движения, для привлечения их к ответственности. Заложенные в концепцию системы возможности позволяют осуществить предлагаемые ГИБДД мероприятия в максимально короткие сроки;
- осуществление экологического мониторинга Нижегородской области с автоматическим оповещением всех заинтересованных служб о зарегистрированных тревожных событиях;
- осуществление мониторинга объектов инженерной, транспортной и технологической инфраструктуры повышенного риска (угрозы природного, техногенного, террористического характера): газо- и нефтепроводов, объектов водо-, тепло-, газо- и электроснабжения, мостов, дамб и т.д.;
- регулирование и охрана объектов жилищно-коммунального хозяйства;
- улучшение технического оснащения служб экстренной помощи;
- расширение сферы мониторинга в области целевого и рационального использования лесного фонда, контроля за сохранностью лесов, раннее обнаружение и пресечение пожаров, а также выявления незаконных пилорам, автотранспорта, перевозящего лес, и маршрутов его следования с целью пресечения нелегальной транспортировки древесины;
- пресечение незаконного оборота лома чёрных и цветных металлов, контрафактных и некачественных нефтепродуктов, спиртовой и ликёро-водочной продукции;
- создание автоматизированной системы аварийного мониторинга промышленных предприятий повышенной опасности на территории Нижегородской области, размещение полностью автоматизированных постов экологического мониторинга в районах с наиболее напряженной экологической обстановкой, а также продолжение работ по созданию автоматизированных постов системы контроля радиационной обстановки (АСКРО).
В целях улучшения реального осуществления руководством Нижегородской области контрольно-надзорных функций за состоянием безопасного проживания граждан Нижегородской области перспективным решением будет создание единого регионального антикризисного ситуационного центра (далее - АСЦ), как центра управления кризисными и чрезвычайными ситуациями.
Создание АСЦ не подменит собой существующие службы мониторинга областей, городов, районов, оно нацелено на осуществление функций мониторинга кризисных ситуаций, оперативного анализа и независимого контроля для немедленного, адекватного противодействия различных государственных органов и служб любым проявлениям чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, криминального, в том числе радиохимического и биологического характера. Создание АСЦ даст возможность быстрого управления силами и средствами, участвующими в локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
АСЦ на постоянной основе также обеспечивает анализ и прогнозирование развития чрезвычайных ситуаций, с целью их своевременного предупреждения.
Основными принципами построения АСЦ, обеспечивающего безопасность жизнедеятельности, являются:
- сохранение существующих систем сбора и передачи информационных ресурсов, механизмов управления в органах государственной власти, местного самоуправления, отраслях, службах районов, городов Нижегородской области;
- объединение и комплексирование на функциональной основе созданных и создаваемых информационных и технологических систем для решения задач в интересах обеспечения безопасности, жизнедеятельности и оперативного реагирования на происходящие чрезвычайные ситуации;
- модульность и открытость системы, т.е. возможность наращивания функциональных возможностей при увеличении числа решаемых задач, типов и количества взаимодействующих информационных систем и их адаптация к различным условиям применения;
- информационная безопасность - обеспечение защиты информации на всех уровнях системы в соответствии с категорией информации;
- этапность создания и ввода в действие системы;
- комплексное финансирование создания и поддержание работоспособности системы;
- приоритетность использования отечественных разработок, особенно в части обеспечения информационной безопасности;
- создание локальных и глобальных систем контроля и оповещения на опасных и особо опасных объектах;
- наличие единой распределенной по районам, городам и объектам базы данных с ядром в антикризисном ситуационном центре базового информационного ресурса;
- интегрированная система информационно - аналитического обеспечения, система поддержки принятия управленческих решений, а также обеспечение аналитических служб необходимой информацией;
- объединение подсистемы АСЦ структурой общих коммуникаций, интерфейсами, управляющими системами в полной взаимосвязи на уровне протоколов;
- наличие подвижных (автомобильных, речных и авиационных) средств (пунктов) управления и связи.
Данные принципы построения АСЦ обеспечиваются наличием единого интеллектуального ядра и позволяют организовать взаимодействие всех компонентов и человека в рамках единого подхода.
Возможности, создаваемые при внедрении единой системы мониторинга угроз безопасности и позволяющие решать широкий спектр задач по обеспечению безопасности различных объектов в любых сферах жизнедеятельности, отражены в нижеследующей таблице:

Таблица: Проблемы и задачи обеспечения безопасности объектов в различных сферах жизнедеятельности
и способы их решения при организации единой системы мониторинга угроз безопасности
на территории Нижегородской области

Производство и обращение товаров и услуг (промышлен-
ность, торговля, связь, строительство)

Сельское хозяйство, лесное хозяйство, охота и рыболов-
ство

Транспорт,
транспортная инфра- структура, логистика

Жилищно- коммунальное хозяйство

Энергетика

Социаль-
ная сфера
(образова-

ние, здравоохра- нение, культура)

Туризм,
общественные мероприятия

Личная и обществен-
ная безопасность граждан

Экология

1. Проблемы (угрозы), требующие организации системы мониторинга угроз безопасности

Терроризм, преступления против личности, хищение и порча имущества, экономические преступления, дорожно-транспортные происшествия, техногенные аварии, пожары, природные катаклизмы.

2. Задачи системы мониторинга угроз безопасности по предотвращению и ликвидации проблем (угроз):

2.1. Обеспечение антитеррористической защищённости, защита от иных криминальных и противоправных действий

В пределах полномочий: Организация на объектах промышленности (стратегических предприятиях), торговли, строительства, прилегающих территориях постоянного интеллектуаль- ного видеонаблю- дения (в запланиро- ванных программой местах); обработка данных; автоматическое распознавание и анализ событий; организация экстренной связи и реагирования при возникновении угроз. Передача данных о ЧС в единый региональный ситуационный центр.

В пределах полномочий: Организация высотного видеонаблю- дения с аэростата лесного фонда, сельхозугодий, водных объектов; организация пунктов экстренной связи; организация оперативной связи. Передача данных о ЧС в региональный ситуационный центр.

В пределах полномочий: Установка на вокзалах, в аэропортах, на станциях метро, остановках общественного транспорта, мостах, дамбах, прилегающих территориях (в запланиро- ванных программой местах) интеллектуаль- ного видеонаблю- дения; установка видеонаблю- дения непосредст- венно в транспортных средствах. Передача данных о ЧС в единый региональный ситуационный центр.

Интеграция с системой мониторинга в сфере ЖКХ. Передача данных о ЧС в региона- льный ситуационный центр.

В пределах полномочий: установка интеллектуаль- ного видеонаблю- дения на территории и в помещениях электро- хозяйств, на нефте-, газо-проводах (в запланиро- ванных программой местах); установка СКУД, ОПС; организация высотного видеонаблю- дения. Передача данных о ЧС в единый региональный ситуационный центр.

В пределах полномочий: установка интеллектуаль- ного видеонаблю- дения в помещениях и на территориях учреждений (в запланиро- ванных программой местах); установка ОПС; установка пунктов экстренной связи. Передача данных о ЧС в единый региональный ситуационный центр.

В пределах полномочий: установка интеллектуаль- ного видеонаблю- дения в местах массового скопления людей (в запланиро- ванных программой местах); организация высотного видеонаблю- дения; ОПС, использование кабин- детекторов при проходе на массовые мероприятия, установка газо- и радиационных датчиков. Передача данных о ЧС в единый региональный ситуационный центр.

В пределах полномочий: установка интеллек- туального видеона- блюдения для охраны общественного порядка, снижения криминогенной обстановки, слежения за безопасностью дорожного движения (в запланированных программой местах). Организация высотного видеонаб- людения, пунктов экстренной связи; установка СКУД. Передача данных о ЧС в единый региональ-ный ситуационный центр.

В пределах полномочий: установка интеллектуального видеонаблюдения на опасных объектах и их территориях, установка газо- и радиационных датчиков (в запланированных программой местах), организация высотного видеонаблюдения за потенциально опасными объектами промышленности, ТЭК, экологически опасными научно- исследовате- льскими учреждениями; установка ОПС, СКУД. (в запланированных программой местах). Передача данных о ЧС в единый региональный ситуационный центр.

2.2. Создание условий для охраны личности, общества, имущества; предупреждения и быстрого раскрытия преступлений

Создание условий для осуществления профилактики правонарушений, формирования атмосферы защищённости, невозможности совершения преступлений и неотвратимости наказания при использовании комплекса организационных и технических интеллектуальных средств комплексной системы безопасности, сокращения времени реагирования экстренных служб на ЧС.

2.3. Создание условий для быстрого реагирования всех служб при возникновении угроз и чрезвычайных ситуаций

Создание единого регионального антикризисного ситуационного центра, организация пунктов экстренной связи, автоматическое определение ЧС, автоматическая обработка ЧС по оперативному сценарию, обеспечение контроля и управления дорожным движением, организация оперативной связи, высотный видеоконтроль ситуации.

3. Средства безопасности, применяемые (распространённые) в настоящее время

АСКРО

Обычное видеонаблю- дение, ОПС

Обычное видеонаблю- дение, ОПС

Обычное видеонаб- людение, ОПС, СКУД

Обычное видеонаблю- дение, ОПС, СКУД

Обычное видеонаблю- дение, ОПС

Обычное видеонаблю- дение, ОПС

Обычное видеонаблю- дение, ОПС

Обычное видеонаблю- дение, ОПС

4. Предлагаемые к применению средства, возможность совмещения с существующими системами

Видеонаблюде- ние (высотное, мобильное и др.), различные датчики, система распознавания лиц и автомобильных номеров, система обработки и анализа видеоряда. Система мониторинга подвижных объектов.
Возможна совместимость с существующими средствами и системами обеспечения безопасности. Передача данных в единый региональный антикризисный ситуационный центр.

Видеона- блюдение (высотное, мобильное и др.), различные датчики, система распознава- ния лиц, система обработки и анализа видеоряда.
Возможна совместимость с существую- щими средствами и системами обеспечения безопасности. Передача данных в единый региональный ситуационный центр.

Видеона- блюдение (высотное, мобильное и др.), различные датчики, система распознавания лиц, система обработки и анализа видеоряда, СКУД по изображению лица.
Возможна совмести- мость с существую- щими средствами и системами обеспечения безопасности. Передача данных в единый региональный антикризисный ситуационный центр.

Видеонаблю- дение (высотное, мобильное и др.), различные датчики, система распознавания лиц, система обработки и анализа видеоряда, СКУД по изображению лица.
Возможна совместимость с существую- щими средствами и системами обеспечения безопасности. Передача данных в единый региональный антикризисный ситуационный центр.

Видеонаблю- дение (высотное, мобильное и др.), различные датчики, система распознавания лиц, система обработки и анализа видеоряда, СКУД по изображению лица.
Возможна совместимость с существующими средствами и системами обеспечения безопасности. Передача данных в единый региональный антикризисный ситуационный центр.

Видеона- блюдение (высотное, мобильное и др.), различные датчики, система распознавания лиц, система обработки и анализа видеоряда.
Возможна совместимо- сть с существую- щими средствами и системами обеспечения безопасности. Передача данных в единый региональный антикризис- ный ситуацион- ный центр.

Видеона- блюдение (высотное, мобильное и др.), различные датчики, система распознавания лиц, система
обработки и анализа видеоряда, СКУД по изображению лица.
Возможна совмести- мость с существую- щими средствами и системами обеспечения безопасности. Передача данных в единый региональный антикризисный ситуационный центр.

Видеонаблю- дение (высотное, мобильное и др.), различные датчики, система распознавания лиц, система обработки и анализа видеоряда, СКУД по изображению лица.
Возможна совместимость с существующими средствами и системами обеспечения безопасности. Передача данных в единый региональный антикризисный ситуационный центр по каналам ЕИТКС.

Видеона- блюдение (высотное, мобильное и др.), различные датчики, система распознавания лиц,
система обработки и анализа видеоряда, газо- и радиац. датчики, лидарные комплексы.
Возможна совместимость с существующими средствами и системами обеспечения безопасности. Передача данных в единый антикризисный региональный ситуационный центр.

5. Результаты создания единой системы мониторинга угроз безопасности

Устойчивое снижение уровня преступности, повышение раскрываемости преступлений, снижение количества дорожно-транспортных происшествий, оптимизация транспортных потоков, создание атмосферы защищенности, неотвратимости наказания. Повышение доверия граждан к милиции и органам государственного управления. Расширение информационного поля и повышение эффективности управления различными ресурсами. Содействие росту инвестиционной привлекательности региона в результате создания условий безопасности жизнедеятельности. Повышение уровня благосостояния населения и достижение высоких стандартов качества жизни.

6. Ожидаемые результаты реализации Концепции создания единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области

6. Ожидаемые результаты реализации Концепции создания единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области

Реализация Концепции создания единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области позволит создать необходимые условия для достижения общих целей безопасности - обеспечения защиты гражданских прав населения, повышения уровня и качества жизни, гарантии спокойствия в обществе. Реализация Концепции повысит эффективность решения социально-экономических задач, стоящих перед Нижегородской областью, обеспечит возможность активного влияния государственных органов на процессы в обществе и экономике, повысит качество предоставляемых государственных услуг.
Итогом реализации Концепции на территории Нижегородской области будет фактическая интеграция всех имеющихся ресурсов и мобилизация всех институтов системы безопасности для обеспечения безопасности, а также решение вопросов практической организации привлечения к антитеррористической и правоохранительной деятельности всех субъектов, действующих в сфере безопасности и охраны общественного порядка.
Наряду с быстрым реагированием на чрезвычайные ситуации, раскрытием преступлений по горячим следам, наиважнейшим результатом внедрения системы безопасности является предотвращение правонарушений, т.к. четкая, слаженная работа всех сил и средств правоохранительных, контрольных и надзорных органов, влекущая за собой неотвратимость наказания, являются лучшим средством профилактики правонарушений и обеспечения общественной безопасности. Таким образом, станет возможным последовательное снижение до минимального уровня рисков и угроз безопасности и минимизация ущерба от чрезвычайных ситуаций.
В целом внедрение комплексной системы безопасности в Нижегородской области позволит:
- создать эффективную централизованную систему управления безопасностью Нижегородской области;
- существенно снизить уровень преступности;
- увеличить оперативность реагирования на тревожные и чрезвычайные ситуации;
- повысить доверие граждан к правоохранительным органам и государственной власти;
- повысить престижность работы в правоохранительных органах уровень квалификации служащих.
Применение при реализации Концепции современных интеллектуальных технологий позволяет осуществить объединение решений большинства насущных задач, стоящих перед органами внутренних дел, различными органами исполнительной власти Нижегородской области, в рамках общего подхода, единой идеологии. Это позволит комплексно решать вопросы безопасности и существенно сократить расходы на создание системы.
Принципы построения системы безопасности дают возможность создания единого антикризисного ситуационного центра - подключение к единой информационной структуре других заинтересованных органов и организаций: МЧС, ГУЗ "Нижегородский территориальный центр медицины катастроф", вневедомственной охраны, экологических служб, служб управления транспортом и других.
Создание единого регионального антикризисного ситуационного центра даст возможность:
- обеспечить централизацию руководства Нижегородской области для мобилизационных потребностей государства, повысить устойчивость и эффективность управления силовыми ресурсами;
- сконцентрировать усилия и материально-технические ресурсы различных органов государственной власти для решения задач обеспечения безопасности и мобилизационной готовности региона;
- оптимизировать структуру управления на основе унификации и интеграции автоматизированных систем управления, информационных систем и их технологий;
- построить единую систему управления процессом использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти, обеспечивающую эффективную межведомственную координацию реализуемых программ и проектов;
- создать общие информационные ресурсы в сфере обеспечения безопасности, содержащие полные и достоверные сведения;
- обеспечить всеобъемлющее документирование всех событий в системе с возможностью поиска по заданным признакам и формированием различных отчётов.
Важным результатом построения общей информационно-технологической инфраструктуры обеспечения безопасности территории Нижегородской области станет оптимизация бюджетного финансирования: исключение неэффективных затрат, экономия на масштабе закупок при объединении и централизации закупок однотипной продукции.

7. Механизм реализации Концепции создания единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области

7. Механизм реализации Концепции создания единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области

Реализация Концепции осуществляется в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области, а также через подготовку различных нормативных правовых актов Нижегородской области, направленных на создание условий для межведомственного взаимодействия, возможности интеграции с другими информационными и техническими системами и программами, оптимального использования бюджетных средств и удешевления за счет исключения дублирования различных систем.
Реализация Концепции предполагается в два этапа:
Первый этап - внедрение на территории Нижегородской области комплексной системы безопасности, создание условий для разработки и внедрения необходимых для Нижегородской области систем безопасности в различных сферах жизнедеятельности; решение задач по координации и интеграции различных ведомственных систем в единую систему мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области.
Второй этап - создание межведомственной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области через создание единого регионального антикризисного ситуационного центра.
В качестве организационного механизма на первом этапе реализации Концепции будет использован программно-целевой подход и разработана областная целевая программа по внедрению комплексной системы безопасности на территории Нижегородской области (с учетом рекомендаций Министерства внутренних дел Российской Федерации). В рамках программы, в качестве первоочередных мероприятий целесообразно реализовать пилотные проекты внедрения комплексной системы безопасности на территории одного из районов города Нижнего Новгорода и крупного города Нижегородской области. Реализация пилотных проектов позволит проверить возможность решения поставленных задач и отработать механизм дальнейшего тиражирования комплексной системы безопасности на территории области.
На втором этапе реализации Концепции предполагается создание антикризисного ситуационного центра в Нижегородской области.
Учитывая соответствие Концепции государственной политике в сфере информатизации, финансирование разработки областной целевой программы по внедрению комплексной системы безопасности на территории Нижегородской области будет осуществляться в рамках областной целевой программы "Информатизация Нижегородской области (2007-2009 годы)", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 ноября 2006 года № 396. Предполагаемый объём финансирования разработки данной областной целевой программы за счет средств областного бюджета составит 1,5 млн. руб. Объем финансирования за счет средств областного бюджета может корректироваться с учетом возможностей областного бюджета на соответствующий год. Распорядителем выделяемых средств определён департамент транспорта и дорожного хозяйства Нижегородской области.
Для финансирования реализации мероприятий областной целевой программы по внедрению комплексной системы безопасности на территории Нижегородской области могут быть использованы бюджетные (средства областного и федерального бюджетов) и внебюджетные источники финансирования.
В качестве внебюджетных источников могут быть привлечены средства коммерческих предприятий и организаций, так как система может быть распространена и на коммерческие объекты.
В качестве бюджетных источников финансирования реализации областной целевой программы по внедрению комплексной системы безопасности на территории Нижегородской области целесообразно использовать возможности бюджетного финансирования других федеральных и региональных программ, таких, как:
- федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года № 65;
- федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 100;
- областной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Нижегородской области на 2006-2007 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 31 марта 2006 года № 104;
- областной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Нижегородской области" на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 7 апреля 2006 года № 115, и др.

Сокращения (аббревиатуры), используемые в Концепции создания единой
информационной системы мониторинга угроз безопасности
на территории Нижегородской области

АПК - аппаратно - программный комплекс.
АСЦ - антикризисный ситуационный центр.
АСКРО - автоматизированные посты системы контроля радиационной обстановки.
ВОЛС - волоконно-оптическая линия связи.
ГИС - геоинформационная система.
ГИБДД - Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
ГУВД - Главное управление внутренних дел по Нижегородской области.
ЕИТКС - федеральная программа МВД Российской Федерации "Создание единой информационной телекоммуникационной системы (ЕИТКС) МВД".
МЧС - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
ОКСИОН - Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.
ОПС - охранно-пожарная сигнализация.
ССКБиИМ - структурированные системы комплексной безопасности и инженерного мониторинга.
СКУД - система контроля и управления доступом.
ЧС - чрезвычайная ситуация.

Об утверждении Концепции создания единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области

Название документа: Об утверждении Концепции создания единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области

Номер документа: 96

Вид документа: Постановление Правительства Нижегородской области

Принявший орган: Правительство Нижегородской области

Статус: Недействующий

Опубликован: "Нижегородские Новости" № 163(3815), 05.09.2007 год ("Правовая среда" № 62(850)
Дата принятия: 30 марта 2007

Дата начала действия: 30 марта 2007
Дата окончания действия: 25 мая 2011