Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 ноября 2006 года № 393

Об утверждении областной целевой программы "Молодёжь
Нижегородской области" на 2007-2011 годы

(с изменениями на 25 июля 2008 г.)
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления правительства Нижегородской области от 14 июля 2009 года № 490
__________________________________________________________________________



------------------------------------------------------

Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 25.07.2008 № 308
------------------------------------------------------


В целях создания и развития социально-экономических, политических, организационных и правовых условий для реализации молодежью социальных функций и развития молодежной политики на территории Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Молодежь Нижегородской области" на 2007-2011 годы (далее - Программа).

2. Министерству финансов Нижегородской области предусматривать финансовые средства на реализацию Программы при разработке проектов областного бюджета на соответствующий финансовый год с ежегодной корректировкой объема ассигнований.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области принять участие в реализации мероприятий Программы, а также разработать и принять муниципальные программы по реализации молодежной политики, предусмотрев их финансирование за счет средств местных бюджетов.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по социальной политике Г.А.Суворова.



Губернатор                                                                                                       В.П. Шанцев


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 28.11.2006 № 393

     

Областная целевая программа
"Молодежь Нижегородской области"

на 2007-2011 годы      
(в ред. постановления Правительства области от 25.07.2008 № 308)

Паспорт
областной целевой программы
"Молодежь Нижегородской области"

на 2007-2011 годы

Наименование Программы

областная целевая программа "Молодежь Нижегородской области" на 2007-2011 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Закон Нижегородской области от 25 апреля 1997 года № 70-З "О молодежной политике в Нижегородской области" (с изменениями на 17 марта 2006 года);

Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (с изменениями на 22 августа 2004 года);

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" (с изменениями на 6 июля 2006 года);

Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изменениями на 16 октября 2006 года)

Государственный заказчик Программы

Правительство Нижегородской области

Основной разработчик Программы

министерство образования Нижегородской области  (в ред. постановления Правительства области от 25.07.2008 № 308- см. предыдущую редакцию)

Цель Программы

создание и развитие социально-экономических, политических, организационных и правовых условий для реализации молодежью социальных функций

Задачи Программы

обеспечение доступности для молодежи необходимого минимума социальных услуг;

формирование духовности, нравственности, патриотизма;

профилактика асоциальных явлений в молодежной среде, пропаганда здорового образа жизни;

содействие участию молодых людей в развитии государства и общества;

поддержка социально значимых молодежных инициатив

Основные направления мероприятий Программы

развитие правовых основ реализации государственной молодежной политики в Нижегородской области;

совершенствование организационной структуры и ресурсного обеспечения реализации государственной молодежной политики в Нижегородской области: кадрового, финансового, информационного;

содействие заинтересованным субъектам в реализации государственной молодежной политики;

содействие в решении социально-экономических проблем молодежи

Исполнители основных мероприятий Программы

министерство образования Нижегородской области;  (в ред. постановления Правительства области от 25.07.2008 № 308- см. предыдущую редакцию)

министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области;

министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области;

(абзац исключен постановлением Правительства области от 25.07.2008 № 308- см. предыдущую редакцию)

департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области;

департамент по культуре Нижегородской области; (в ред. постановления Правительства области от 25.07.2008 № 308- см. предыдущую редакцию)

департамент по развитию спорта Нижегородской области; (в ред. постановления Правительства области от 25.07.2008 № 308- см. предыдущую редакцию)

во взаимодействии с:

управлением государственной службы занятости населения Нижегородской области; (в ред. постановления Правительства области от 25.07.2008 № 308

- см. предыдущую редакцию)

Главным управлением внутренних дел Нижегородской области (по согласованию);

Нижегородским областным объединением организаций профсоюзов "Облсовпроф" (по согласованию);

Нижегородской областной организацией Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (по согласованию);

общественными объединениями (при условии участия в реализации Программы);

органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (при условии участия в реализации Программы)

Сроки реализации Программы

2007-2011 годы

Предполагаемое финансовое обеспечение Программы *

предполагаемый общий объем денежных средств из областного бюджета, необходимых для реализации Программы, составит 89216,4 тыс. руб., в том числе по годам: (в ред. постановления Правительства области от 25.07.2008 № 308

- см. предыдущую редакцию)

2007 год - 0 тыс. рублей, (в ред. постановления Правительства области от 25.07.2008 № 308- см. предыдущую редакцию)

2008 год - 2770,0 тыс. рублей, (в ред. постановления Правительства области от 25.07.2008 № 308- см. предыдущую редакцию)

2009 год - 27893,2 тыс. рублей,

2010 год - 28408,5 тыс. рублей,

2011 год - 30144,7 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты Программы

сформировать активную жизненную позицию молодежи, сориентировать ее на здоровый образ жизни;

развить систему работы с детьми и подростками по месту жительства, обеспечив функционирование действующих молодежных учреждений, центров и клубов по месту жительства;

развить движение студенческих отрядов в Нижегородской области;

трудоустроить в год на условиях временной занятости не менее 9 тыс. подростков, относящихся к категории нуждающихся в особой защите государства;

трудоустроить в год не менее 1200 молодых людей в возрасте 16-29 лет, испытывающих трудности в поиске работы;

оказать услуги по профессиональной ориентации 20 тыс. подростков и молодежи ежегодно;

сформировать систему обеспечения отрасли молодежной политики квалифицированными кадрами;

увеличить количество молодых людей, вовлекаемых в организованные формы досуга в молодежных центрах, клубах по месту жительства;

обеспечить не менее 7 тыс. участников областного проекта "Дворовая практика"; (в ред. постановления Правительства области от 25.07.2008 № 308- см. предыдущую редакцию)

обеспечить в год получение психолого-педагогических услуг не менее 5 тыс. человек по "Телефону доверия" (в ред. постановления Правительства области от 25.07.2008 № 308- см. предыдущую редакцию)

Контроль за реализацией Программы

контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Нижегородской области


*Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета может ежегодно корректироваться в соответствии с возможностями областного бюджета на соответствующий финансовый год.

I. Содержание проблемы


Программа разработана во исполнение Закона Нижегородской области от 25 апреля 1997 года № 70-З "О молодежной политике в Нижегородской области" (с изменениями на 17 марта 2006 года), а также в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (с изменениями на 22 августа 2004 года), Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" (с изменениями на 6 июля 2006 года), Федеральным законом от 22 августа 1996г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изменениями на 16 октября 2006 года).

Программа направлена на развитие и укрепление системы социализации молодых граждан и позитивной самореализации личности молодого человека как активного участника преобразований современного российского общества. Программа определяет действия органов государственной власти в области молодежной политики, механизмы решения поставленных задач.

Программа является логическим продолжением и развитием областных целевых программ "Молодежь Нижегородской области" на предыдущие периоды и служит основой для разработки и реализации соответствующих программ в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Реализация программы "Молодежь Нижегородской области" на период 2007-2011 годы при полном ресурсном обеспечении, при взаимодействии органов государственной власти, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области, молодежных и детских общественных объединений, при активном участии самой молодежи позволит:

- использовать потенциал молодежи для обеспечения социального, культурного и экономического развития Нижегородской области;

- создать условия, гарантии и стимулы для позитивной самореализации молодежи в обществе;

- осуществлять государственное влияние на процессы социализации молодежи.

В период выполнения программ "Молодежь Нижегородской области" в предыдущие годы в Нижегородской области созданы организационные основы государственной молодежной политики и выработан механизм ее реализации. Опыт реализации государственной молодежной политики посредством программно-целевого метода позволяет определять приоритеты деятельности, привлекать необходимые финансовые и организационные ресурсы, совершенствовать систему логически последовательных и взаимосвязанных действий, добиваться положительных результатов в сфере работы с молодежью, целенаправленно финансировать программы и проекты, имеющие социально значимый эффект.

В ходе реализации программы "Молодежь Нижегородской области" на 2003-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 8 августа 2003 года № 239, удалось добиться стабилизации и развития следующих положительных тенденций в молодежной среде:

- рост самостоятельности, социальной активности, ответственности молодых людей за свою судьбу, мобильности, восприимчивости к новому;

- увеличение числа молодых людей, выбирающих личную инициативу как способ самореализации и участия в решениях проблем общества;

- повышение престижности качественного образования и профессиональной подготовки как основы личного и профессионального успеха, будущего благосостояния;

- рост заинтересованности молодежи в сохранении своего здоровья;

- повышение интереса молодежи к массовым видам спорта и активным видам досуга;

- расширение информационного пространства.

За период с 2003 по 2005 годы получены следующие результаты:

- разработаны и действуют областные целевые программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2004-2010 годы, утвержденная Законом Нижегородской области от 20 сентября 2004 года № 103-З, "Патриотическое воспитание граждан Нижегородской области" на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 28 марта 2006 года № 93;

- увеличилось количество общественных объединений, занимающихся гражданским и военно-патриотическим воспитанием молодежи (2001 год - 55, 2005 год - 84), развивается молодежное поисковое движение, 230 тыс. учащейся молодежи являются активными членами детских и молодежных общественных объединений;

- в 2004-2005 годах 812 молодых семей области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, получили льготные целевые жилищные кредиты, 66 молодых семей, в которых имеется (родился) ребенок-инвалид - безвозмездные жилищные субсидии на приобретение жилья за счет средств областного и местного бюджетов. 67 молодых семей, в которых родились дети, получили дополнительную субсидию из средств федерального бюджета;

- оказана государственная поддержка в реализации социально значимых программ и проектов 57 детским и молодежным общественным объединениям и учреждениям по работе с детьми и молодежью;

- в области функционируют 303 учреждения по работе с молодежью, молодежных центра и клуба по месту жительства, действуют 12 телефонов доверия, 38 учреждений социального обслуживания молодежи;

- увеличилось количество волонтерских площадок и волонтеров (2001 год - 200 волонтеров, 2005 год - около 1000). Мероприятиями в рамках программы "Молодежь Нижегородской области" на 2003-2006 годы, утвержденной Законом Нижегородской области от 20 сентября 2004 года № 103-З, в 2005 году охвачено более 15 тыс. молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет;

- на условиях временной занятости трудоустроены 26600 подростков, 6754 молодых граждан приняты на постоянную работу, функционируют 34 студенческих отряда (2003 год - 15 отрядов);

- формируется система информационного обеспечения молодежи: создан областной сайт по реализации молодежной политики. Нижегородским отделом института социологии Российской академии наук по заказу министерства образования Нижегородской области проведены социологические исследования по проблемам молодежи; (в ред. постановления Правительства области от 25.07.2008 № 308- см. предыдущую редакцию)

- увеличивается количество молодых людей, которые стремятся к повышению уровня образования и получению ученых степеней. Количество аспирантов в 2003 году составило 2960 человек, в 2005 году - 3450 человек;

- в 2005 году наблюдалось снижение уровня заболеваний, передающихся половым путем (в среднем на 12 процентов в сравнении с 2004 годом). Замедлились темпы роста заболевания СПИДом (в 2004 году - 427, в 2005 году выявлено 421 ВИЧ-инфицированных).

Вместе с тем в условиях продолжающегося социального расслоения, отсутствия у большого количества молодых людей хорошо оплачиваемой работы, социально-бытовых условий продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде.

Вызывает беспокойство состояние физического здоровья молодого поколения. Результаты исследований свидетельствуют об уменьшении количества молодых людей, считающих себя здоровыми (в 2003 году - 23,9 процентов, в 2005 году - 17,1 процентов).

Требования, предъявляемые молодежью к жилищным условиям, в последние годы заметно выросли. Однако большинство молодых людей не имеют средств на покупку или строительство собственного жилья. Три четверти молодых супругов в возрасте до 24 лет живут вместе с родителями жены или мужа, не имея возможности снять квартиру, тем более купить.

Наблюдается кризис молодой семьи. Статистические данные за 2005 год свидетельствуют о распаде свыше 50 процентов заключенных браков. У каждой пятой из распадающихся семей совместная жизнь продолжалась до 5 лет. Среди причин, осложняющих жизнь молодых семей, названы низкий уровень доходов, опасение потерять работу, плохие жилищные условия, бытовые трудности. Преимущественное количество молодых семей ориентировано на рождение не более одного ребенка.

Наряду с увеличением доли молодежи с высоким уровнем дохода, по-прежнему, велика доля социально неустроенных и неблагополучных молодых людей. Среди различных форм заболеваний и асоциального поведения наибольшую опасность представляют различные виды зависимостей. Увеличиваются показатели заболеваемости пивным алкоголизмом в подростковой и молодежной среде, зависимости от компьютерных игр и игровых автоматов.

Происходит деформация рынка труда, искажение трудовой мотивации молодежи. Падает престижность социально значимых профессий. Только около четырех процентов занятых молодых людей в Нижегородской области являются предпринимателями, имеют самостоятельный бизнес, 54 процента работают на частных предприятиях и в организациях, 40 процентов - в государственных. Молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения товаров и услуг. По результатам социологических исследований перепродажу товара считают для себя нормальным фактом 36,1 процента молодых людей.

Миграционные планы молодежи подкрепляются низкими личными доходами. Миграционные намерения усиливаются, если по месту жительства нет достойно оплачиваемой работы. В настоящее время собираются в скором времени покинуть город (поселок, село), где они живут, 26 процентов молодых людей.

Наблюдается тревожная тенденция роста экстремизма в молодежной среде, нетерпимости к людям другой национальности. По данным управления специальной связи и информации Федеральной службы охраны в Приволжском федеральном округе на февраль 2006 года на территории Нижегородской области действуют немногочисленные группы подростков и молодежи радикальной направленности.

Задачи построения гражданского общества в России непосредственно связаны с увеличением роли третьего сектора (некоммерческих общественных организаций) в жизни страны. Большинство молодежных некоммерческих организаций создано усилиями энтузиастов. Почти половина всех молодежных организаций чрезвычайно молоды - им три года и менее. Молодежь составляет весомую часть актива многих из них. Объектом внимания более чем половины общественных организаций нашей области являются дети, молодежь и семьи.

Общественная активность действующих организаций сильно дифференцирована. Большинство общественных организаций достаточно слабо проявляют себя конкретными делами в реальной жизни. Из действующих в области некоммерческих общественных организаций около 30 процентов провели за последние два года только одно мероприятие, 23 процента за тот же период времени провели по два мероприятия, еще 19 процентов - по три. Каждой десятой функционирующей организацией за последние два года реализовано по 4 и более проектов.

В настоящее время с учетом всех изменений в общественно-политической жизни общества необходимо пересмотреть политику государства в отношении молодежи.

Осложняет ситуацию отсутствие общественно-признанных морально-нравственных ориентиров развития. Недостаточно развиты условия для самореализации и воплощения социально-значимых инициатив молодежи. В результате молодежь не имеет возможности качественно выполнять следующие присущие ей особые социальные функции:

- сохранение достигнутого уровня развития общества и государства, обеспечение преемственности поколений;

- исполнение функций социального и физического воспроизводства;

- развитие экономики, ее высокотехнологичных отраслей и социальной сферы;

- обеспечение основной части кадрового состава армии и силовых структур, отвечающих за обеспечение правопорядка и безопасности страны в целом.

Формирование жизнеспособного молодого поколения становится одной из главных стратегических задач развития страны. Молодежь - один из главных факторов обеспечения развития государства и общества. Проведение в Нижегородской области целостной государственной молодежной политики на сегодняшнем этапе должно представлять собой целенаправленную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области, иных социальных институтов, направленных на решение проблем молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности.

Основной функцией государства в молодежной политике становится поддержка реализации собственных возможностей молодого поколения.

Расширение практики социального партнерства с молодыми гражданами, общественными организациями, вовлечение их в процесс выработки и принятия решений будет способствовать использованию общественных инициатив при реализации данной Программы.

II. Цель и задачи Программы


Целью Программы является создание и развитие социально-экономических, политических, организационных и правовых условий для реализации молодежью социальных функций.

Программой предусматривается решение следующих задач:

- обеспечение доступности для молодежи необходимого минимума социальных услуг;

- формирование духовности, нравственности, патриотизма;

- профилактика асоциальных явлений в молодежной среде, пропаганда здорового образа жизни;

- содействие участию молодых людей в развитии государства и общества;

- поддержка социально значимых молодежных инициатив.

III. Основные направления реализации Программы


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»