Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Нижегородской области" на 2006-2010 годы (с изменениями на 18 марта 2008 г.)

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения


К настоящему времени на территории Нижегородской области, как и в целом по Российской Федерации, сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, связанная с ростом числа заболеваний социального характера (туберкулез, ВИЧ-инфекция, онкологические заболевания, сахарный диабет, инфекционные болезни и др.).

Распространённость сахарного диабета на территории Нижегородской области в течение последних лет неуклонно растет. За счет совершенствования методов диагностики в последнее десятилетие количество больных диабетом возросло на 16,8%, при этом, по данным скрининговых исследований, фактическая распространенность превышает регистрируемую в 2-3 раза. Остроту проблемы сахарного диабета подчеркивают не только возрастающие экономические потери за счет временной нетрудоспособности, но и быстропрогрессирующие осложнения, приводящие к ранней инвалидизации и высокой смертности среди больных.

Реализация областной межведомственной комплексной медико-социальной программы "Сахарный диабет в Нижегородской области" на 1999-2005 годы, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 16 сентября 1999 года № 285, позволила создать Регистр диабета - персонифицированную электронную базу данных больных сахарным диабетом в Нижегородской области, что способствовало повышению доступности оказания квалифицированной помощи больным с осложнениями сахарного диабета: диабетической стопой, ретино- и нефропатией, точным расчетам при льготном обеспечении диабетиков. Было организовано 18 школ обучения самоконтролю уровня глюкозы крови для больных, в силу чего уровень подготовки больных за последние годы значительно возрос. В результате проведённой работы сократилось количество больных с таким грозным осложнением заболевания, как кома. Внедрение программно-целевого подхода способствовало решению наиболее острых вопросов, однако не обеспечило динамичного и системного развития диабетологической службы в целом. Дальнейшее совершенствование диагностики сахарного диабета, реализованное программным путем, будет иметь важное социальное и экономическое значение не только для больных, но и для общества в целом.

Туберкулёз является социально-зависимым заболеванием, на распространенность которого оказывают влияние экономические и социальные факторы, определяющие качество жизни. В течение последнего десятилетия происходит неуклонное ухудшение эпидемиологической ситуации по туберкулёзу как в целом по Российской Федерации, так и в Нижегородской области. Ряд показателей по туберкулёзу в области имеют тенденцию к увеличению: показатель заболеваемости за указанный период вырос в 2,0 раза, показатель смертности увеличился в 2,3 раза, число больных заразными формами туберкулеза возросло в 1,5 раза. Возросли и экономические потери: лица трудоспособного возраста (20-59 лет) составляют свыше 80% от общего числа впервые выявленных больных. Вследствие увеличения количества запущенных форм доля инвалидов среди больных за 8 лет выросла на 40%.

Эффективное лечение больных туберкулёзом является основным методом борьбы с распространением инфекции. В Нижегородской области показатели эффективности лечения впервые выявленных больных неуклонно ухудшаются. Ежегодно около 40 процентов заболевших остаются не излеченными и пополняют резервуар туберкулёзной инфекции.

В соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулёза в Российской Федерации" больные туберкулёзом имеют право на оказание противотуберкулёзной помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. Однако неудовлетворительное состояние материально-технической базы фтизиатрических учреждений не позволяет обеспечить оказание противотуберкулёзной помощи в должном объёме и в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим нормативам. Расчетная потребность составляет более 1600 фтизиатрических коек. Сложившееся положение приводит к сокращению объёмов стационарной помощи больным туберкулёзом (госпитализируется 78,2% впервые выявленных больных при среднем показателе по России - 85,8%), снижению изоляции заразных больных (госпитализация бактериовыделителей составляет 70%, при среднем показателе по России - 77,3%). Анализ сложившейся ситуации указывает на необходимость расширения коечного фонда.

Нижегородская область на протяжении многих лет характеризуется стабильно высоким уровнем онкологической заболеваемости. В 2005 году в Нижегородской области онкозаболеваемость составила 371,0 на 100000 населения, по Российской Федерации аналогичный показатель составил 319,6 на 100000 населения.

Смертность от злокачественных новообразований занимает второе место в структуре её причин летальности и составляет 216,88 на 100000 населения (в целом по Российской Федерации - 200,92 на 100000 населения). По данным Всемирной организации здравоохранения, в основе стабилизации показателей онкологической службы лежат своевременная диагностика и полноценное лечение, что можно обеспечить только при использовании современных технических средств.

Высокий уровень смертности населения от злокачественных новообразований, значительный экономический ущерб ставит онкологическую заболеваемость в ряд социально значимых проблем, решение которых возможно только при программной государственной поддержке.

Проблема борьбы с инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики (иммунизации), является одной из самых актуальных как в Российской Федерации в целом, так и на территории Нижегородской области. Ежегодно в области регистрировалось от восьмисот тысяч до полутора миллионов случаев инфекционных заболеваний. В структуре заболеваемости воздушно-капельных инфекций вакциноуправляемые инфекции составляют от 12,6% до 40%.

Рост инфекционной заболеваемости приводит к ухудшению эпидемиологической обстановки в Нижегородской области и, как следствие, к значительным экономическим потерям. В результате организационных и профилактических мероприятий в рамках реализации областной целевой программы "Вакцинопрофилактика на 1999-2000 годы и на период до 2005 года", утвержденной постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 16 сентября 1999 года № 284, достигнуты высокие уровни охвата населения профилактическими прививками против дифтерии, коклюша, кори, эпидемического паротита.

Вместе с тем, сохраняется эпидемиологическое неблагополучие по краснухе, - уровень заболеваемости превышает контрольные показатели более, чем в 60 раз. Остро стоит проблема профилактики синдрома врожденной краснухи, которая существенно влияет на величину показателя младенческой смертности. За последний год увеличилось количество случаев дифтерии; ухудшилась эпидемиологическая ситуация по бешенству и, соответственно, возросло число лиц, требующих оказания антирабической помощи.

В соответствии с требованиями Всемирной организации здравоохранения необходимо проведение мероприятий по поддержанию статуса территории Нижегородской области как свободной от полиомиелита и ликвидации кори к 2010 году.

Об эффективности программно-целевого подхода к иммунопрофилактике свидетельствует прогрессивное снижение показателей заболеваемости по вакциноуправляемым инфекциям за годы реализации областной целевой программы "Вакцинопрофилактика на 1999-2000 годы и на период до 2005 года". Учитывая изложенное, представляется целесообразным использование в дальнейшем программно-целевого подхода в данном направлении.

Эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции и СПИДу в Нижегородской области отражает общероссийские тенденции. Расширилась география эпидемии за счет увеличения числа районов Нижегородской области, где регистрируются случаи ВИЧ-инфекции. По сравнению с 2004 годом, когда заболеваемость составляла 12,6 на 100 тыс. населения, отмечается стабилизация эпидемической ситуации. При этом показатель заболеваемости почти в два раза ниже, чем в целом по России.

Тем не менее, в период с 1991 по 2005 годы число ВИЧ-инфицированных увеличилось более чем в 500 раз, умерло от инфекции 174 человека. 87% ВИЧ-инфицированных составляют лица, находящиеся в трудоспособном и репродуктивном возрасте. Продолжается постепенное снижение числа инфицированных при употреблении наркотических препаратов внутривенно и рост доли инфицированных половым путем. Такое изменение структуры ВИЧ-инфицированных по пути заражения свидетельствует о неблагоприятном прогнозе эпидемии - об увеличении риска вертикального пути передачи, то есть эпидемия ВИЧ вышла из среды ''групп риска'' и захватывает все слои населения.

Таким образом, созданы предпосылки для возникновения новой и в высшей степени тревожной фазы эпидемического процесса ВИЧ-инфекции. Это требует как активизации в целом, так и совершенствования отдельных ветвей системы профилактических и медицинских мероприятий.

Разработке подпрограммы "Совершенствование и развитие Службы медицины катастроф Нижегородской области" предшествовал анализ медико-тактической характеристики территории Нижегородской области. По своим климатогеографическим особенностям и насыщенности потенциально опасными объектами для населения и окружающей среды Нижегородская область относится к числу потенциально высокоопасных субъектов Российской Федерации. Концентрация в Нижегородской области химически, пожаро- и взрывоопасных объектов создает реальные предпосылки для массового поражения людей при техногенных авариях, в особенности сопряженных с угрозой террористических актов. В области 281 потенциально опасный объект, свыше 1500 промышленных объектов области являются потенциальными источниками опасности. Следует учитывать и то, что при авариях на этих объектах в зоне загрязнения может оказаться значительная часть населения, так как в зоне поражающих факторов потенциальных чрезвычайных ситуаций проживает более 50% населения. Территория области относится ко второй степени химической опасности. Общая зона возможного заражения аварийно-химическими опасными веществами (АХОВ) составляет 5,2 тыс. кв. км, что соответствует 6,8% территории области. Площадь участков, на которых возможны загрязнения в случае прорывов только магистральных нефте- и продуктопроводов, составляют 1,8 тыс. кв. км. (2,3% территории Нижегородской области).

Промышленными и сельскохозяйственными организациями эксплуатируются 1884 гидротехнических сооружений суммарной емкостью 2430 млн. кубометров, общей площадью 3 тыс. кв. км. Из них 86 находятся в потенциально опасном состоянии. В случае их прорыва возможно затопление площади в 2,7 тыс. кв. км., что соответствует 3,2% территории области.

Большую опасность представляют возможные чрезвычайные ситуации на железных дорогах области. На станциях Горький - Сортировочный, г.Дзержинска, г.Арзамаса часто скапливается большое количество цистерн с АХОВ, взрыво- и пожароопасными веществами. Вероятность аварий с тяжелыми медико-санитарными последствиями при транспортировке емкостей с АХОВ (в основном с аммиаком и хлором) по железной дороге в черте города особенно велика.

Реальная угроза осуществления террористических актов в России требует от Службы медицины катастроф постоянной готовности к оказанию экстренной медицинской помощи.

Представленная Программа направлена на стабилизацию эпидемиологической ситуации по заболеваниям социального характера путем совершенствования имеющихся и организации вновь образуемых служб, связанных с этой проблемой. Программой предусмотрено укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений и Службы медицины катастроф, которые будут осуществлять профилактику, своевременное выявление, диагностику и лечение современными методами с внедрением новых технологий.

Таким образом, в соответствии с требованиями, установленными распоряжением Правительства Нижегородской области от 9 июня 2005 года № 391-р "Об оптимизации перечня областных целевых программ", и в целях обеспечения комплексности решения проблем, связанных с заболеваниями социального характера, представляется целесообразным объединение мероприятий по профилактике и борьбе с заболеваниями социального характера в единую программу. Реализация Программы будет способствовать укреплению мер государственной политики в сфере борьбы с заболеваниями социального характера и их осложнениями, внедрению в медицинскую практику эффективных методов профилактики, раннего выявления, диагностики, лечения и реабилитации больных, создав предпосылки к снижению показателей заболеваемости, инвалидизации и смертности.