Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 апреля 2006 года № 115

Об утверждении областной целевой программы "Предупреждение
и борьба с заболеваниями социального характера
в Нижегородской области" на 2006-2010 годы

(с изменениями на 18 марта 2008 г.)
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления правительства Нижегородской области от 27 мая 2009 года № 329
__________________________________________________________________________

---------------------------------------------------------------------------------------------

Документ с изменениями, внесенными:     

постановлением Правительства Нижегородской области от 18.03.2008  № 83

---------------------------------------------------------------------------------------------


В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Законом Нижегородской области от 8 сентября 2005 года № 121-З "О мерах социальной поддержки граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих", в целях стабилизации эпидемиологической ситуации, связанной с заболеваниями социального характера, Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Нижегородской области" на 2006-2010 годы (далее - Программа).

2. Министерству финансов Нижегородской области при формировании областного бюджета на соответствующие годы предусматривать средства на реализацию Программы.

3. Департаменту здравоохранения Нижегородской области подготовить проект закона Нижегородской области "О признании утратившими силу законов Нижегородской области от 7 июня 2005 года № 71-З "Об утверждении областной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Нижегородской области" на 2005-2009 годы" и от 15 апреля 2004 года № 27-З "Об утверждении территориальной целевой программы "Онкология в Нижегородской области на период 2004-2007 годов" и проект постановления Законодательного Собрания Нижегородской области "О признании утратившим силу постановления Законодательного Собрания Нижегородской области от 1 ноября 2001 года № 360 "Об утверждении межведомственной целевой программы "Неотложные меры по предупреждению в Нижегородской области распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2002-2006 годы" (программы "Анти-ВИЧ/СПИД")".

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области принять участие в реализации Программы.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по социальной политике Г.А.Суворова.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, но не ранее вступления в силу Закона Нижегородской области "О признании утратившими силу Законов Нижегородской области от 7 июня 2005 года № 71-З "Об утверждении областной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Нижегородской области" на 2005-2009 годы" и от 15 апреля 2004 года № 27-З "Об утверждении территориальной целевой программы "Онкология в Нижегородской области на период 2004-2007 годов" и постановления Законодательного Собрания Нижегородской области "О признании утратившим силу постановления Законодательного Собрания  Нижегородской области от 1 ноября 2001 года № 360 "Об утверждении межведомственной целевой программы "Неотложные меры по предупреждению в Нижегородской области распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 2002-2006 годы" (программы "Анти-ВИЧ/СПИД")".



И.о. Губернатора                                        В.В. Клочай


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 07.04.2006 № 115

     

Областная целевая программа
"Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера
в Нижегородской области" на 2006-2010 годы

(в ред. постановления Правительства области от 18.03.2008  № 83)

________________________________________________________________________________________

По тексту Программы слова "Департамент здравоохранения" в соответствующем падеже заменены словами
"Министерство здравоохранения" в соответствующем падеже согласно постановлению Правительства Нижегородской области
от 18.03.2008  № 83

________________________________________________________________________________________     

ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

- областная целевая программа Нижегородской области "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Нижегородской области" на 2006-2010 годы (далее - Программа).

Вид Программы

- областная целевая отраслевая Программа.

Основания для разработки Программы

- Федеральный закон от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (с изменениями на 22 августа 2004 года);
- Федеральный закон от 30 марта 1995 года № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (с изменениями на 22 августа 2004 года);
- Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 года № 676 "О мерах государственной поддержки лиц, больных сахарным диабетом";
- Федеральная целевая программа ''Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера'' (2002-2006 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2001 года № 790;
- постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1997 года № 260 "О мерах по предупреждению распространения туберкулеза в Российской Федерации";
- приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 апреля 1997 года № 116 "О мерах по предупреждению распространения туберкулёза в Российской Федерации";
- Закон Нижегородской области от 9 сентября 2004 года № 95-З "О предупреждении распространения эпидемии ВИЧ-инфекции на территории Нижегородской области";
- распоряжение Правительства Нижегородской области от 9 июня 2005 года № 391-р "Об оптимизации перечня областных целевых программ".

Государственный заказчик Программы

- Правительство Нижегородской области.

Разработчик Программы

- министерство здравоохранения Нижегородской области.  (в ред.постановления Правительства области от 18.03.2008  № 83 - см. предыдущую редакцию)

Основные исполнители Программы

- министерство здравоохранения Нижегородской области во взаимодействии с министерством финансов Нижегородской области.  (в ред.постановления Правительства области от 18.03.2008  № 83- см. предыдущую редакцию)

Перечень подпрограмм, входящих в Программу

- "Сахарный диабет в Нижегородской области";
- "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Нижегородской области";
- "Развитие онкологической помощи населению Нижегородской области";
- "Вакцинопрофилактика";
- "Неотложные меры по предупреждению распространения в Нижегородской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)";
- "Совершенствование и развитие Службы медицины катастроф Нижегородской области".

Цели Программы

- снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения; стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с заболеваниями социального характера, на основе решения проблем профилактики, диагностики, лечения и реабилитации на территории Нижегородской области.

Задачи Программы

- совершенствование методов профилактики, раннего выявления, диагностики, лечения заболеваний социального характера и реабилитации больных;
- повышение эффективности лечения больных;
- развитие материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений Нижегородской области;
- повышение профессионального уровня медицинских работников в области предупреждения и борьбы с заболеваниями социального характера и специалистов Службы медицины катастроф;
- предупреждение и ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, совершенствование деятельности Службы медицины катастроф.

Сроки реализации Программы

2006-2010 годы.

Программные мероприятия

Программные мероприятия включают в себя следующие направления:
- профилактика, диагностика, лечение заболеваний социального характера и повышение уровня готовности системы здравоохранения к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения;
- повышение профессиональной квалификации медицинских работников в области предупреждения и борьбы с заболеваниями социального характера и специалистов Службы медицины катастроф.

Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы

- предполагаемый объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы, составляет 166321,6 тыс. рублей. Предполагаемый источник финансирования - областной бюджет (в ред. постановления Правительства области от 18.03.2008  № 83 - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые результаты реализации Программы

- по подпрограмме "Сахарный диабет в Нижегородской области":
- снижение удельного веса больных сахарным диабетом с осложнениями заболевания на 3%;
- сокращение количества госпитализаций на 3-5% по поводу осложнений сахарного диабета;
по подпрограмме "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Нижегородской области":
- увеличение выявления больных туберкулёзом при профилактических осмотрах около 5-10%;
по подпрограмме "Развитие онкологической помощи населению Нижегородской области":
- снижение показателя запущенности на 3%;
- снижение летальности на первом году с момента установления диагноза на 3%;
по подпрограмме "Вакцинопрофилактика":
- снижение заболеваемости дифтерией, краснухой до единичных случаев, ликвидация заболеваемости корью;
- снижение заболеваемости коклюшем до уровня 1-3 случаев на 100000 населения;
- обеспечение ранней и качественной диагностики кори, краснухи, эпидемического паротита и своевременное проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий;
по подпрограмме "Неотложные меры по предупреждению распространения в Нижегородской области заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)":
- обеспечение поддержания показателя заболеваемости ВИЧ-инфекцией в Нижегородской области на уровне 12,6-12,8 на 100000 населения;
- снижение риска вертикальной передачи ВИЧ-инфекции до уровня 3%;
по подпрограмме "Совершенствование и развитие Службы медицины катастроф Нижегородской области":
- сокращение в 1,5-2 раза бюджетных средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, уменьшение потерь населения и причиненного ущерба при чрезвычайных ситуациях;
- сокращение трудовых потерь, инвалидизации и смертности пострадавших в чрезвычайных ситуациях до 40%;
- возникновение возможности уберечь от инвалидизации до 400 человек в год и от смерти в дорожно-транспортных происшествиях до 300 человек в год.

Контроль за реализацией Программы

контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Нижегородской области.

     

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения


К настоящему времени на территории Нижегородской области, как и в целом по Российской Федерации, сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, связанная с ростом числа заболеваний социального характера (туберкулез, ВИЧ-инфекция, онкологические заболевания, сахарный диабет, инфекционные болезни и др.).

Распространённость сахарного диабета на территории Нижегородской области в течение последних лет неуклонно растет. За счет совершенствования методов диагностики в последнее десятилетие количество больных диабетом возросло на 16,8%, при этом, по данным скрининговых исследований, фактическая распространенность превышает регистрируемую в 2-3 раза. Остроту проблемы сахарного диабета подчеркивают не только возрастающие экономические потери за счет временной нетрудоспособности, но и быстропрогрессирующие осложнения, приводящие к ранней инвалидизации и высокой смертности среди больных.

Реализация областной межведомственной комплексной медико-социальной программы "Сахарный диабет в Нижегородской области" на 1999-2005 годы, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 16 сентября 1999 года № 285, позволила создать Регистр диабета - персонифицированную электронную базу данных больных сахарным диабетом в Нижегородской области, что способствовало повышению доступности оказания квалифицированной помощи больным с осложнениями сахарного диабета: диабетической стопой, ретино- и нефропатией, точным расчетам при льготном обеспечении диабетиков. Было организовано 18 школ обучения самоконтролю уровня глюкозы крови для больных, в силу чего уровень подготовки больных за последние годы значительно возрос. В результате проведённой работы сократилось количество больных с таким грозным осложнением заболевания, как кома. Внедрение программно-целевого подхода способствовало решению наиболее острых вопросов, однако не обеспечило динамичного и системного развития диабетологической службы в целом. Дальнейшее совершенствование диагностики сахарного диабета, реализованное программным путем, будет иметь важное социальное и экономическое значение не только для больных, но и для общества в целом.

Туберкулёз является социально-зависимым заболеванием, на распространенность которого оказывают влияние экономические и социальные факторы, определяющие качество жизни. В течение последнего десятилетия происходит неуклонное ухудшение эпидемиологической ситуации по туберкулёзу как в целом по Российской Федерации, так и в Нижегородской области. Ряд показателей по туберкулёзу в области имеют тенденцию к увеличению: показатель заболеваемости за указанный период вырос в 2,0 раза, показатель смертности увеличился в 2,3 раза, число больных заразными формами туберкулеза возросло в 1,5 раза. Возросли и экономические потери: лица трудоспособного возраста (20-59 лет) составляют свыше 80% от общего числа впервые выявленных больных. Вследствие увеличения количества запущенных форм доля инвалидов среди больных за 8 лет выросла на 40%.

Эффективное лечение больных туберкулёзом является основным методом борьбы с распространением инфекции. В Нижегородской области показатели эффективности лечения впервые выявленных больных неуклонно ухудшаются. Ежегодно около 40 процентов заболевших остаются не излеченными и пополняют резервуар туберкулёзной инфекции.

В соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулёза в Российской Федерации" больные туберкулёзом имеют право на оказание противотуберкулёзной помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. Однако неудовлетворительное состояние материально-технической базы фтизиатрических учреждений не позволяет обеспечить оказание противотуберкулёзной помощи в должном объёме и в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим нормативам. Расчетная потребность составляет более 1600 фтизиатрических коек. Сложившееся положение приводит к сокращению объёмов стационарной помощи больным туберкулёзом (госпитализируется 78,2% впервые выявленных больных при среднем показателе по России - 85,8%), снижению изоляции заразных больных (госпитализация бактериовыделителей составляет 70%, при среднем показателе по России - 77,3%). Анализ сложившейся ситуации указывает на необходимость расширения коечного фонда.

Нижегородская область на протяжении многих лет характеризуется стабильно высоким уровнем онкологической заболеваемости. В 2005 году в Нижегородской области онкозаболеваемость составила 371,0 на 100000 населения, по Российской Федерации аналогичный показатель составил 319,6 на 100000 населения.

Смертность от злокачественных новообразований занимает второе место в структуре её причин летальности и составляет 216,88 на 100000 населения (в целом по Российской Федерации - 200,92 на 100000 населения). По данным Всемирной организации здравоохранения, в основе стабилизации показателей онкологической службы лежат своевременная диагностика и полноценное лечение, что можно обеспечить только при использовании современных технических средств.

Высокий уровень смертности населения от злокачественных новообразований, значительный экономический ущерб ставит онкологическую заболеваемость в ряд социально значимых проблем, решение которых возможно только при программной государственной поддержке.

Проблема борьбы с инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики (иммунизации), является одной из самых актуальных как в Российской Федерации в целом, так и на территории Нижегородской области. Ежегодно в области регистрировалось от восьмисот тысяч до полутора миллионов случаев инфекционных заболеваний. В структуре заболеваемости воздушно-капельных инфекций вакциноуправляемые инфекции составляют от 12,6% до 40%.

Рост инфекционной заболеваемости приводит к ухудшению эпидемиологической обстановки в Нижегородской области и, как следствие, к значительным экономическим потерям. В результате организационных и профилактических мероприятий в рамках реализации областной целевой программы "Вакцинопрофилактика на 1999-2000 годы и на период до 2005 года", утвержденной постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 16 сентября 1999 года № 284, достигнуты высокие уровни охвата населения профилактическими прививками против дифтерии, коклюша, кори, эпидемического паротита.

Вместе с тем, сохраняется эпидемиологическое неблагополучие по краснухе, - уровень заболеваемости превышает контрольные показатели более, чем в 60 раз. Остро стоит проблема профилактики синдрома врожденной краснухи, которая существенно влияет на величину показателя младенческой смертности. За последний год увеличилось количество случаев дифтерии; ухудшилась эпидемиологическая ситуация по бешенству и, соответственно, возросло число лиц, требующих оказания антирабической помощи.

В соответствии с требованиями Всемирной организации здравоохранения необходимо проведение мероприятий по поддержанию статуса территории Нижегородской области как свободной от полиомиелита и ликвидации кори к 2010 году.

Об эффективности программно-целевого подхода к иммунопрофилактике свидетельствует прогрессивное снижение показателей заболеваемости по вакциноуправляемым инфекциям за годы реализации областной целевой программы "Вакцинопрофилактика на 1999-2000 годы и на период до 2005 года". Учитывая изложенное, представляется целесообразным использование в дальнейшем программно-целевого подхода в данном направлении.

Эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции и СПИДу в Нижегородской области отражает общероссийские тенденции. Расширилась география эпидемии за счет увеличения числа районов Нижегородской области, где регистрируются случаи ВИЧ-инфекции. По сравнению с 2004 годом, когда заболеваемость составляла 12,6 на 100 тыс. населения, отмечается стабилизация эпидемической ситуации. При этом показатель заболеваемости почти в два раза ниже, чем в целом по России.

Тем не менее, в период с 1991 по 2005 годы число ВИЧ-инфицированных увеличилось более чем в 500 раз, умерло от инфекции 174 человека. 87% ВИЧ-инфицированных составляют лица, находящиеся в трудоспособном и репродуктивном возрасте. Продолжается постепенное снижение числа инфицированных при употреблении наркотических препаратов внутривенно и рост доли инфицированных половым путем. Такое изменение структуры ВИЧ-инфицированных по пути заражения свидетельствует о неблагоприятном прогнозе эпидемии - об увеличении риска вертикального пути передачи, то есть эпидемия ВИЧ вышла из среды ''групп риска'' и захватывает все слои населения.

Таким образом, созданы предпосылки для возникновения новой и в высшей степени тревожной фазы эпидемического процесса ВИЧ-инфекции. Это требует как активизации в целом, так и совершенствования отдельных ветвей системы профилактических и медицинских мероприятий.

Разработке подпрограммы "Совершенствование и развитие Службы медицины катастроф Нижегородской области" предшествовал анализ медико-тактической характеристики территории Нижегородской области. По своим климатогеографическим особенностям и насыщенности потенциально опасными объектами для населения и окружающей среды Нижегородская область относится к числу потенциально высокоопасных субъектов Российской Федерации. Концентрация в Нижегородской области химически, пожаро- и взрывоопасных объектов создает реальные предпосылки для массового поражения людей при техногенных авариях, в особенности сопряженных с угрозой террористических актов. В области 281 потенциально опасный объект, свыше 1500 промышленных объектов области являются потенциальными источниками опасности. Следует учитывать и то, что при авариях на этих объектах в зоне загрязнения может оказаться значительная часть населения, так как в зоне поражающих факторов потенциальных чрезвычайных ситуаций проживает более 50% населения. Территория области относится ко второй степени химической опасности. Общая зона возможного заражения аварийно-химическими опасными веществами (АХОВ) составляет 5,2 тыс. кв. км, что соответствует 6,8% территории области. Площадь участков, на которых возможны загрязнения в случае прорывов только магистральных нефте- и продуктопроводов, составляют 1,8 тыс. кв. км. (2,3% территории Нижегородской области).

Промышленными и сельскохозяйственными организациями эксплуатируются 1884 гидротехнических сооружений суммарной емкостью 2430 млн. кубометров, общей площадью 3 тыс. кв. км. Из них 86 находятся в потенциально опасном состоянии. В случае их прорыва возможно затопление площади в 2,7 тыс. кв. км., что соответствует 3,2% территории области.

Большую опасность представляют возможные чрезвычайные ситуации на железных дорогах области. На станциях Горький - Сортировочный, г.Дзержинска, г.Арзамаса часто скапливается большое количество цистерн с АХОВ, взрыво- и пожароопасными веществами. Вероятность аварий с тяжелыми медико-санитарными последствиями при транспортировке емкостей с АХОВ (в основном с аммиаком и хлором) по железной дороге в черте города особенно велика.

Реальная угроза осуществления террористических актов в России требует от Службы медицины катастроф постоянной готовности к оказанию экстренной медицинской помощи.

Представленная Программа направлена на стабилизацию эпидемиологической ситуации по заболеваниям социального характера путем совершенствования имеющихся и организации вновь образуемых служб, связанных с этой проблемой. Программой предусмотрено укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений и Службы медицины катастроф, которые будут осуществлять профилактику, своевременное выявление, диагностику и лечение современными методами с внедрением новых технологий.

Таким образом, в соответствии с требованиями, установленными распоряжением Правительства Нижегородской области от 9 июня 2005 года № 391-р "Об оптимизации перечня областных целевых программ", и в целях обеспечения комплексности решения проблем, связанных с заболеваниями социального характера, представляется целесообразным объединение мероприятий по профилактике и борьбе с заболеваниями социального характера в единую программу. Реализация Программы будет способствовать укреплению мер государственной политики в сфере борьбы с заболеваниями социального характера и их осложнениями, внедрению в медицинскую практику эффективных методов профилактики, раннего выявления, диагностики, лечения и реабилитации больных, создав предпосылки к снижению показателей заболеваемости, инвалидизации и смертности.

II. Цель, задачи и сроки реализации Программы


Целью Программы является снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения, стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с заболеваниями социального характера, на основе решения проблем профилактики, диагностики, лечения и реабилитации на территории Нижегородской области.

Достижение указанной цели планируется обеспечить решением следующих задач:

- совершенствование методов профилактики, раннего выявления, диагностики, лечения заболеваний социального характера;

- повышение эффективности лечения больных;

- развитие материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений Нижегородской области;

- повышение профессионального уровня медицинских работников в области предупреждения и борьбы с заболеваниями социального характера и специалистов Службы медицины катастроф;

- предупреждение и ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, совершенствование деятельности Службы медицины катастроф.

Реализация мероприятий Программы запланирована на 2006-2010 годы.

III. Программные мероприятия


В Программе предусматривается реализация мероприятий по следующим направлениям:

- профилактика, диагностика, лечение заболеваний социального характера и повышение уровня готовности системы здравоохранения к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»