ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 мая 2003 года № 144

Об утверждении областной Программы
"Научная смена"

С  целью создания условий для сохранения преемственности кадров в научных коллективах Нижегородской области, единой системы отбора, поддержки и содействия трудоустройству талантливой молодежи, обновления научных и преподавательских кадров Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную Программу "Научная смена" (далее - Программа).

2. Министерству финансов Нижегородской области (В.В. Соболеву):

2.1. Осуществлять финансирование мероприятий Программы в 2003 году в пределах ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на 2003 год.

2.2. Предусматривать при формировании областного бюджета на 2004-2006 годы выделение средств министерству образования и науки Нижегородской области (С.В. Наумову) на выполнение мероприятий Программы.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора - члена Правительства Нижегородской области Ю.П. Сентюрина.



И.о. Губернатора                                                     Ю.П. Сентюрин

 



Утверждена
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 08.05.2003 № 144

Областная Программа
"Научная смена"


Паспорт
областной Программы "Научная смена"

Наименование программы

Областная программа "Научная смена"

Основание для разработки Программы

Соглашение между Министерством образования Российской Федерации и Нижегородской областью по участию в реализации федеральной целевой программы "Интеграция науки и высшего образования России на 2002 -2006 годы"

Меморандум о совместной разработке и реализации единой региональной политики в области науки и образования на основе сотрудничества и взаимодействия Министерства образования Российской Федерации и администраций субъектов Российской Федерации

Решение Коллегии министерства образования и науки Нижегородской области от 04.06.2002.

Государственный заказчик

Правительство Нижегородской области

Основные разработчики Программы

Министерство образования и науки Нижегородской области при участии высших учебных заведений и научных организаций области

Цели Программы

Создание в научно-образовательной сфере Нижегородской области системы отбора, поддержки  и содействия трудоустройству талантливой молодежи.

Создание условий для сохранения преемственности в научных коллективах, обновление научных и преподавательских кадров.

Развитие инновационного сектора экономики области за счет подготовки и привлечения в этот сектор специалистов высшей квалификации, обладающих  необходимыми знаниями в сфере коммерциализации технологий.

Задачи Программы

1. Развитие и совершенствование действующих мер поддержки научной молодежи.

2. Развитие региональной системы отбора и привлечения молодежи к научной деятельности.

3. Участие в реализации мероприятий федеральных программ, направленных на развитие кадрового потенциала.

4. Развитие областной системы подготовки кадров для инновационной деятельности, стимулирование и организационная помощь в создании молодежных наукоемких фирм.

5. Расширение молодежных научных контактов.

6. Создание и развитие внутри научных организаций программ подготовки резерва кадров, поддержка и координация деятельности советов молодых ученых и  интеграция этих программ в единую областную систему.

Сроки реализации Программы

2003 - 2006 годы

Перечень основных мероприятий

Развитие информационно-профориентационной работы со школьниками с использованием средств массовой информации, возрождение и развитие деятельности научного общества учащихся, олимпиады, конкурсы, летние школы.

Поддержка деятельности областного совета научно-исследовательских работ студентов.

Материальная поддержка научной молодежи через систему областных стипендий, грантов, конкурсов.

Организационная поддержка проведения конференций и сессий молодых ученых.

Софинансирование участия молодых ученых в российских и международных научных мероприятиях.

Поддержка организованных форм работы с научной молодежью через советы молодых ученых высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов.

Исполнители мероприятий Программы

Министерство образования и науки Нижегородской области

Министерство финансов Нижегородской области

Совет ректоров высших учебных заведений Нижегородской области

Высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты Нижегородской области

Предполагаемые объем и источники  финансирования

Финансирование работ предполагается осуществлять на долевой  основе за счет средств Федерального бюджета (Министерство образования Российской Федерации и Российская академия наук (далее - РАН), Министерство промышленности и науки Российской Федерации), областного бюджета, собственных средств высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов

Предполагаемый объем средств, необходимый для реализации Программы  на 2003 - 2006 годы 82.45 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 35.22 млн. руб., из средств областного бюджета 31.64 млн. руб., из внебюджетных средств  - 15.59 млн. руб.

Сумма расходов на реализацию Программы определяется в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете и бюджетах районов и городов на соответствующий финансовый год.

Ожидаемые конечные результаты Программы

В результате реализации Программы будет создана областная система поддержки талантливой научной молодежи, которая будет способствовать  решению кадровых проблем в образовательной, научно-технической  и инновационной сферах Нижегородской области

Система контроля за исполнением Программы

Ежегодные отчеты министерства образования и науки Нижегородской области перед Правительством Нижегородской области о ходе реализации Программы

     
1. Введение

В силу исторически сложившегося в России разделения труда и выгодного географического положения Нижегородская область является  одним из ведущих российских образовательных, промышленных и научных центров, а также центров по разработке и применению наукоемких технологий.

Годы экономических реформ нанесли серьезный урон научно-техническому комплексу области. За период с 1991 по 2001 год в значительной степени устарела и разрушилась материальная база научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений, произошел  отток кадров из научной и производственной сферы. Образовался серьезный кадровый провал, выражающийся в старении научных и преподавательских кадров и значительном снижении доли 30 - 40 летних научных работников и преподавателей, грозящий разрушением научных школ и разрывом преемственности поколений. Годы  реформирования научного комплекса,  снижения доходов научных сотрудников, привели к тому, что материальное положение молодых ученых и низкий общественный престиж профессии ученого стали основными факторами, определяющими непривлекательность для молодежи научной карьеры.  Рыночные преобразования в российской экономике привели  также к разобщению научных учреждений, разрушению ранее существовавших горизонтальных связей в научной среде, прекращению деятельности многих межвузовских семинаров и конференций. Все это сделало  обсуждение и апробацию результатов исследований за пределами своей организации затруднительным для значительного числа молодых ученых и аспирантов. Кроме того, в силу ряда причин затруднились поездки молодых ученых на иногородние научные конференции и публикации результатов в научных журналах.

Углубление негативных тенденций особенно опасно для Нижегородской области, имеющей развитый научный потенциал, наукоемкую промышленность и  сильную систему подготовки кадров высшей квалификации, и может  привести к утрате  научного и промышленного потенциала.

Настоящая Программа предусматривает систему мер по формированию и реализации политики, направленной на поддержку, подготовку и закрепление молодых научных кадров в образовательной, научной и инновационной сферах.

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным путем


Сегодня  научный комплекс Нижегородской области   устойчиво входит в первую десятку регионов Российской Федерации по количественным показателям и уровню результатов научных исследований.

В настоящее время в области действуют: 4 института и два нижегородских филиала московских институтов Российской академии наук (2 института физики, 2 института химии, филиал института машиноведения и филиал института социологии Российской академии наук), 5 научно-исследовательских институтов Министерства образования Российской Федерации (физика, химия, машиностроение, вычислительная математика), 66 отраслевых научно-исследовательских институтов (включая Всероссийский ядерный центр ВНИИЭФ) и 15 научно-исследовательских подразделений заводского сектора (машиностроение).

Научные исследования проводят 102 организации, которые распределяются по формам собственности следующим образом: федеральная собственность - 58, собственность Нижегородской области - 4, частная собственность -13, смешанная российская собственность без иностранного участия - 25, смешанная российская собственность с участием иностранного капитала -2.

Несмотря на то, по  числу занятых и финансированию негосударственный сектор составляет менее 3 % от всего научного комплекса,  появление негосударственных научно-исследовательских организаций является одной  из тенденций, наблюдаемых в научном комплексе области. Причем имеет место не передача государственной собственности в частную, а образование новых организаций.

Из общего числа работников, выполнявших научные исследования и разработки в 2001 году (48921 чел.), исследователи составили 39,4 %, техники 5 %, вспомогательный персонал и прочие 55,6 %.

В распределении числа исследователей по отраслям наук доминируют технические (77 %) и естественные науки (19 %).

Удельный вес специалистов, имеющих ученые степени, в общем числе работников с высшим образованием, выполняющих научные исследования, в этом году составляет 4,13 %, из них докторов наук 14,5 %,  кандидатов наук 85,5 %, 6 академиков и 9 членов-корреспондентов Российской академии наук.

Особый интерес  (в рамках разработки данной программы) имеет возрастное  распределение работников, выполняющих исследования и разработки (Рис. 1).


На рисунке приведено возрастное распределение исследователей по институтам Российской академии наук и по крупнейшим (имеющим число исследователей более 100 чел.) отраслевым институтам Нижегородской области и институтам Российской Академии наук. Как видно из Рис. 1, несмотря на более молодой состав академических научно-исследовательских институтов, сложившееся возрастное распределение нельзя назвать оптимальным. Можно утверждать, что без применения специальных мер по изменению  данного распределения и привлечению молодежи, в ближайшие годы институты ждут кадровые проблемы.

Примерно такая же картина наблюдается среди профессорско-преподавательского состава  высших учебных заведений (Рис. 2).

Несмотря на то, что в последние годы в Нижегородской области предпринят ряд  мер по поддержке научной молодежи (и положительная динамика изменения структуры кадров свидетельствует об их эффективности),  проблема старения кадров остается актуальной и требует своего решения.

Медленно происходит процесс переориентирования научно-исследовательских и конструкторских организаций на гражданские разработки. Существовавшая ранее система взаимоотношений науки и производства была приспособлена к плановому способу ведения хозяйства и практически исключала рыночные отношения из цепи продвижения от идеи к товару. В этих условиях  сложился серьезный отрыв между разработчиками научно-технической продукции, промышленностью, и другими заказчиками.  В настоящее время уровень внедрения научных разработок на предприятиях области остается невысоким, инновационная активность самих промышленных предприятий оставляет желать лучшего. Имеющийся в Нижегородской области научно-технический потенциал слабо задействован в решении технологических вопросов промышленных организаций. Согласно данным исследований Центра экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, проведенных совместно с Госкомстатом России, количество российских предприятий, внедряющих инновации в последние годы стало снижаться. Если в середине 2001 г. их было 53 %, то в конце 2002 г. - 46 %.  Вместе с тем, внедрение новых технологий, производство наукоемкой продукции в значительной степени определяет качество и конкурентоспособность производимых товаров. Использование и продажа наукоемкой продукции, разработанной в рамках нижегородского научно-технического комплекса, способна принести области ощутимый экономический эффект.

Недостаток квалифицированных кадров и отсутствие опыта коммерциализации высоких технологий  являются серьезными причинами, сдерживающими продвижение научно-технических разработок.

Одна из проблем, решение которой напрямую влияет на состояние рассматриваемого вопроса,  - ранняя ориентация молодежи на выбор научной карьеры. В последние годы престижность научного труда резко снизилась. Изменившаяся общественно-политическая обстановка в стране, развитие бизнеса, перераспределение финансовых потоков из сферы производства, невнимание государства к проблемам ориентации молодежи на выбор научной карьеры  привело тому,  что наиболее талантливая и умная часть молодежи не выбирает карьеру ученого делом своей жизни. В условиях ожидаемого в 2004 - 2010 годах демографического спада, создание условий для успешной ориентации и мотивации молодежи в выборе научной карьеры является необходимым условием для дальнейшего функционирования всей системы.

В этих условиях поддержка научной молодежи была  одним из  приоритетов Администрации Нижегородской области на протяжении последних 7 лет.  За эти годы  разработана и успешно реализуется  система мер по поддержке талантливой научной молодежи, таких как областные стипендии  для школьников, студентов и аспирантов, олимпиады, конкурсы, летние научные школы, Сессии молодых ученых и т.п.  Сегодня, для повышения эффективности данной работы, необходима координация всех мероприятий  в рамках единой областной программы. Кроме того, в настоящий момент, когда обязательным   условием финансирования  значительного числа федеральных программ является софинансирование со стороны области, наличие областной программы позволит привлечь в Нижегородскую область значительные федеральные средства  на развитие науки и высшего образования.

      
3. Цели и задачи Программы

Целями Программы являются: создание в научно-образовательной сфере Нижегородской области системы отбора, поддержки  и содействия трудоустройству талантливой молодежи; создание условий для сохранения преемственности кадров в научных коллективах, обновление научных и преподавательских кадров; развитие инновационного сектора экономики области за счет подготовки и привлечения в этот сектор специалистов высшей квалификации, обладающих необходимыми знаниями в сфере коммерциализации технологий.

Достижение указанной цели требует решения следующих задач:

1. Развития и совершенствования действующих мер поддержки научной молодежи.

2. Развития областной системы отбора и привлечения молодежи к научной деятельности.

3. Участия в реализации  мероприятий федеральных программ, направленных на развитие кадрового потенциала.

4. Развития областной системы подготовки кадров для инновационной деятельности, стимулирование и организационная помощь в создании молодежных наукоемких фирм.

5. Расширения молодежных научных контактов.

6. Создания и развития внутри научных организаций программ подготовки резерва кадров, поддержка и координация деятельности советов молодых ученых и  интеграция этих программ в единую региональную систему.

4. Сроки и этапы реализации Программы


1 этап 2003 год.  

На этом этапе предполагается выполнение мероприятий программы, финансировании которых уже заложено в бюджете на 2003 год. Это развитие действующих мер поддержки научной молодежи, а также проведение подготовительной работы по созданию системы управления программой, разработка механизмов реализации программных мероприятий, проведение исследовательских работ в рамках федеральной целевой программы «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы» и научной программы «Федерально-региональная политика в науке и образовании».

2 этап 2004 - 2006 годы.

Реализация основных мероприятий программы, создание областной системы поддержки научной молодежи.

      
5. Механизм реализации программы


Механизм реализации Программы опирается на правовую базу, основанную на положениях действующего законодательства Российской Федерации и Нижегородской области.

Механизм финансирования Программы представляет собой структуру административных, общественных и финансовых механизмов, действующих в соответствии с принятыми программными мероприятиями и принципами реализации программных мероприятий.

Механизм реализации Программы строится на принципах открытости (возможности вхождения в неё подпрограмм и проектов), конкурсного вхождения проектов, обеспечивающих высокую социально-экономическую эффективность.

Реализация Программы будет осуществляться в соответствии с программными мероприятиями на текущие и последующие годы реализации на основе анализа работ, проведенных за отчетный период.

Государственным заказчиком Программы является Правительство Нижегородской области, головным исполнителем - министерство образования и науки  Нижегородской области. К реализации Программы привлекаются высшие учебные заведения и научные организации Нижегородской области, образовательные учреждения, подведомственные министерству образования и науки Нижегородской области.

Механизм реализации заявленных целей и задач Программы - это система скоординированных по срокам, объему финансирования и ответственным исполнителям мероприятий, обеспечивающих достижение намеченных результатов.

Структура программных мероприятий представлена 6 основными разделами, которые обеспечивают комплексный подход и координацию работ всех участников Программы. Главными приоритетами региональной политики по поддержке научной молодежи в Нижегородской области на предстоящий период станут:

обеспечение полной и доступной информации о мероприятиях, направленных на поддержку научной молодежи.

соблюдение принципа конкурсности - т.е. обеспечение равных прав и возможностей учебных заведений при распределении бюджетных средств и государственных заказов.

гласность и публичная отчетность об использовании средств, выделенных на реализацию Программы и о деятельности объектов инфраструктуры задействованных в ее создании.

Координацию деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления, задействованных в реализации Программы, учебных заведений, определение приоритетов выполнения мероприятий Программы осуществляет Дирекция программы, создаваемая приказом министерства образования и науки Нижегородской области.

Дирекция программы согласует ежегодные планы исполнения мероприятий Программы, доводит их содержание до ответственных исполнителей, готовит отчеты о ходе выполнения и на основе полученных данных проводит аналитическую работу. Все учреждения - исполнители Программы в начале финансового года направляют в Дирекцию программы заявки на финансирование деятельности в рамках Программы, а после его окончания - отчет о расходовании выделенных средств.

Финансирование реализации мероприятий Программы осуществляется министерством образования и науки Нижегородской области  в пределах средств, выделяемых из областного бюджета  на соответствующих финансовый год.  В рамках своей компетенции министерство образования и науки Нижегородской области утверждает ежегодные планы, осуществляет выделение денежных средств на финансирование мероприятий Программы, проводит конкурсы, по их итогам заключает договоры, соглашения и контракты.

При реализации мероприятий Программы министерство образования и науки Нижегородской области уточняет объемы необходимых ассигнований для их финансирования в очередном году и представляет проект соответствующей бюджетной заявки с ее обоснованием в министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области и министерство финансов Нижегородской области для включения в перечень федеральных и областных программ, принимаемых к финансированию из федерального и областного бюджетов на очередной финансовый год.

Состав исполнителей определяется на конкурсной основе. Для этих целей министерство образования и науки области совместно с заинтересованными организациями разрабатывает условия и регламент проведения конкурсного отбора по определенной тематике Программы.

Ход выполнения Программы регулярно рассматривается на заседаниях Правительства Нижегородской области.

Контроль за выполнением Программы и целевым использованием средств областного  бюджета  осуществляют  министерство образования и науки Нижегородской области и министерство финансов Нижегородской области.

6. Оценка эффективности программных мероприятий


В ходе реализации Программы планируется достичь следующих конкретных результатов:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»