• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 4 января 2001 года № 75-р
 

О Программе содействия занятости населения города Нижнего Новгорода на 2001-2003гг.        

(с изменениями на 23 июля 2002 года)

--------------------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением администрации города Н.Н. от 23.07.2002 № 2493-р

-------------------------------------------------------------------------------



В целях обеспечения социальной защиты граждан на рынке труда:

1. Утвердить прилагаемую "Программу содействия занятости населения города Нижнего Новгорода на 2001-2003гг." .
2. Рекомендовать департаменту Федеральной государственной службы занятости населения представлять в администрацию города Нижнего Новгорода в январе 2002 года по итогам 2001 года предложения о корректировке показателей Программы; в феврале 2002 года и 2003 года - отчеты о реализации Программы; в декабре 2003 года - проект Программы содействия занятости населения города Нижнего Новгорода на 2004-2006гг.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города по социальным вопросам Разумовского А.В.



Исполняющий обязанности главы
администрации города А.В.Разумовский



Кеняйкин
44 01 94

Программа cодействия занятости населения города Нижнего Новгорода на 2001-2003 г.г.

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением главы администрации
города
от 04.01.2001 № 75-р


СОДЕРЖАНИЕ

№№ стр.

Паспорт Программы ……………………………………………

Введение………………………………………………………….

1. Анализ ситуации в сфере занятости и на рынке труда …….…….

2. Прогноз ситуации в сфере занятости и на рынке труда
на 2001-2003гг………………………………………………………

3. Основные цели и главные приоритеты Программы………………

4. Улучшение функционирования рынка труда………………………

4.1. Профилактика безработицы……………………………………
4.1.1. Информационная поддержка политики занятости
населения…………………………………………………………
4.1.2. Профессиональная ориентация и психологическая
поддержка………………………………………………………..
4.2. Содействие занятости населения…………………………….
4.2.1. Удовлетворение спроса на рабочую силу………………
4.2.2. Профессиональное обучение безработных граждан…..
4.2.3. Общественные работы и временная занятость
молодежи………………………………………………………...
4.2.4. Содействие развитию самозанятости
и предпринимательства…………………………………………
4.2.5. Социальные гарантии для граждан с особыми
потребностями…………………………….…………………….

5. Информатизация службы занятости………………………….

6. Финансовое обеспечение Программы………………………….

7. Перечень основных действий НГО ДФГСЗН по НО в 2001-2003гг.

Приложения.

Паспорт программы содействия занятости населения города Нижнего Новгорода на 2001-2003гг.

программы содействия занятости населения
города Нижнего Новгорода на 2001-2003гг.


Наименование
программы

Программа содействия занятости населения города Нижнего Новгорода на 2001-2003гг.

Основание
для разработки
Программы

Распоряжение главы администрации города Нижнего Новгорода от 08.09.2000 N 2681-р

Разработчик
Программы

Рабочая группа (распоряжение главы администрации города Нижнего Новгорода от 08.09.2000 N 2681-р)

Важнейшие
целевые показатели

Повышение уровня занятости населения;
Развитие качества рабочей силы;
Повышение роли социального партнерства;
Интенсификация способов профилактики безработицы;
Рост уровня социальной поддержки граждан, наиболее уязвимых на рынке труда.

Ожидаемые
конечные
результаты
Программы

Реализация мероприятий Программы позволит оказать содействие в трудоустройстве в 2001 году - 44,0 тыс.чел., 2002-2003гг. - по 45,0 тыс.чел.; создать в 2001 г-2003гг. по 100 рабочих мест; обеспечить временное трудоустройство в 2001г. - 21,1 тыс. чел., в 2002 г. - 22,9 тыс.чел., 2003г. - 23,2 тыс.чел.; в том числе охватить общественными работами в 2001г. - 9590 чел., 2002г. - 11025 чел.,2003г. - 11025 чел.; поддержать и создать оптимальную предпринимательскую среду в 2001 г. - для 1200 чел., в 2002-2003гг. - по 1100чел. охватить программами профобучения: в 2001 - 4060 чел., в 2002-2003гг. - по 4000чел.; компенсационных выплат: в 2001г. - 80 чел., в 2002г. - 100чел., в 2003г. - 120 чел. ; поддержать доходы 15,0 тыс. безработных граждан в 2001 году.

Сроки реализации Программы

В течение 2001-2003гг.

Объемы
и источники
финансирования

Финансовые затраты:
1) службы занятости населения в 2001 году составят 108,9 млн.рублей;
2) бюджета администрации города Нижнего Новгорода - 2454,9 тыс.руб.

Контроль
за исполнением
Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляет городской координационный комитет содействия занятости населения


Введение

Программа разработана во исполнение распоряжения главы администрации города Нижнего Новгорода Лебедева Ю.И. (от 08.09.2000 № 2681-р) на основе анализа состояния экономики и рынка труда Нижнего Новгорода в 2000 году, прогноза функционирования экономики города, состояния рынка труда в течение 2001-2003гг.

1. Анализ ситуации в сфере занятости и на рынке труда

Численность населения, занятого в экономике города, составит (прогноз) в декабре 2000 года 647 тыс.чел. (79% от численности экономически активного населения) и увеличится к уровню 1999 года на 4 тыс.чел. Незначительный рост занятого населения объясняется следующими причинами:
Превышением количества граждан, уволенных с крупных и средних предприятий, над количеством принятых на работу. В результате в 1 полугодии 2000 года коэффициент возмещения составил 0,850. Коэффициент возмещения ниже единицы в ведущих отраслях промышленности: машиностроение (0,804), легкая (0,786), пищевая (0,995). Среди районов города коэффициент возмещения выше единицы в Советском (1,557), Ленинском (1,054) и Канавинском (1,034) .
Стагнацией численности работающих на малых предприятиях города на уровне 240 тыс.чел.
В 1 полугодии 2000 года спрос на рабочую силу определялся:
Количеством предприятий, подавших заявки о вакантных рабочих местах: 1649 предприятий, из них 585 - государственной формы собственности и 1064 - негосударственной.
Уровнем потребности в работниках: 14346 чел., из них 11220 чел. (78,2%) - рабочие. По отраслям народного хозяйства города потребность ранжируется следующим образом:
предприятия промышленности - 32%;
торговля и общественное питание - 12,9%;
строительство - 10,2%;
ЖКХ и бытовое обслуживание
населения - 9,3%;
транспорт и связь - 7,0%;
прочие - 28,6%

Уровень регистрируемой безработицы перманентно снижается ( по состоянию на декабрь):
1997 год - 1,64%
1998 год - 1,54%
1999 год - 0,75%
2000 год (прогноз) - 0,67%
Коэффициент напряженности на рынке труда (отношение числа официально зарегистрированных безработных к количеству вакантных должностей) составил в 1 полугодии 2000 года по городу 0,3.
Социальная структура состава безработных оставалась в 1999-2000гг. стабильной:
женщины - 65-70% безработных;
молодежь (16-29 лет) - 17-19%;
военнослужащие, уволенные из рядов ВС,
инвалиды и другие слабозащищенные категории
граждан - 11-18%


В составе безработных растет удельный вес граждан старше 40 лет, т.е. усилилась дискриминация этой возрастной категории со стороны работодателей.
Среднее время поиска работы безработными снизилось с 4,4 мес. в 1998 году до 4 месяцев в 1 полугодии 2000 года.
Несмотря на ежегодные снижение уровня официальной безработицы, количество граждан, обратившихся в городскую службу занятости в течение 1998 - 2000гг., растет:
1998 год - 46331 чел.;
1999 год - 46932 чел.;
2000 год (прогноз) - 48000 чел.
Это вызвано следующими основными причинами:
Сложившейся в конце 90-х годов демографической ситуацией: ежегодно количество лиц, вступающих в трудоспособный возраст (16 лет) превышает количество выбывших из трудоспособного возраста (55-60 лет);
Снижением уровня жизни населения: численность жителей Н.Новгорода , имеющих доход ниже среднедушевого, увеличилась с 57,66% от общей численности населения города во П квартале 1999 года до 63,01% во II квартале 2000 года;
Ростом в числе обратившихся количества граждан, имеющих длительный (более года) перерыв в работе;
Несоответствием между профессионально-квалификационной структурой ищущих работу граждан и структурой вакантных рабочих мест.
Легализацией латентной безработицы. По данным департамента по социальной защите населения администрации Н.Новгорода в 1 полугодии 2000 года количество условно высвобожденных работников в результате неполного режима работы сократилось в 2 раза и составило 0,74% от среднесписочной численности работающих. Следовательно, имеется позитивная тенденция существенного сокращения количества потенциальных безработных.

2. Прогноз ситуации в сфере занятости и на рынке труда на 2001-2003гг.

Ожидается, что в течение прогнозного периода на городской рынок труда окажут значимое влияние следующие макроэкономические факторы, сформировавшиеся в 1998-2000гг.:
Стабильный рост объемов производства и услуг - не менее чем на 4-5% в год.
Сокращение численности населения (в среднем на 10 тыс.чел. в год) в связи с отрицательным сальдо родившихся и умерших.
Значительный рост реальной заработной платы (с учетом индекса цен) и пенсий, что позволит существенно снизить количество лиц, имеющих доходы ниже прожиточного минимума.
Увеличение численности лиц трудоспособного возраста ( в среднем на 1 процент в год).
Указанные факторы по-разному повлияют на уровень спроса на рабочую силу:
Прогнозируемый экономический рост не приведет к пропорциональному росту численности занятых в экономике, так как вводимые на предприятиях рабочие места будут частично замещаться работниками, занятыми в 1999-2000гг. неполное рабочее время.
Рост численности населения в трудоспособном возрасте повысит уровень напряженности на рынке труда, поскольку увеличение в основном произойдет за счет вступления в трудоспособный возраст около 60 тыс.юношей и девушек, являющихся одной из наименее конкурентоспособных категорий на рынке труда.
Ожидаемое положительное миграционное сальдо (превышение числа прибывающих в Н.Новгород над числом выбывающих из него) также усилит напряженность на городском рынке труда.
На предприятиях города будут ежегодно создаваться по 4500 рабочих мест, из них на государственных предприятиях - по 1100 рабочих мест, на негосударственных (малый бизнес, индивидуальные предприниматели) - по 3400 рабочих мест.
Новые рабочие места будут в основном создаваться в следующих отраслях:
на промышленных предприятиях;
в строительстве;
на предприятиях торговли.
В то же время сократится численность занятых: в науке, транспорте, связи, на предприятиях социальной сферы.
Следовательно, более динамичным ожидается спрос на рабочую силу на предприятиях ведущих отраслей экономики города, осуществляющих главные рыночные функции - производство и реализация товаров.
В 2001-2003гг. темпы роста производства на районообразующих промышленных предприятиях окажут наибольшее влияние на уровень занятости населения. Понижающее воздействие на уровень спроса на рабочую силу окажет производственная межрайонная миграция населения, вызванная потребностью предприятий в работниках, обладающих определенной специальностью и уровнем квалификации.
В результате одновременного воздействия на рынок труда понижающих и повышающих факторов произойдет выравнивание районных уровней безработицы, которые в 1-м полугодии 2000 года находились в интервале от 0,41% в Московском районе, до 0,77% в Приокском районе. Одновременно произойдет уменьшение дифференциации уровней напряженности на районных рынках труда, находившейся в 1-м полугодии 2000 года в интервале от 0,2 до 0,6 .
В указанных выше макроэкономических условиях наиболее вероятными являются следующие значения показателей конъюктуры городского рынка труда:
Спрос на рабочую силу составит в 2001 году - 90350 чел., увеличится в 2002 году до 91500 чел., и останется в 2003 году на уровне предыдущего года. Из общей потребности предприятий в рабочей силе 95% составит потребность на замену работников, выбывающих с предприятий по различным причинам. Потребность в найме работников на создаваемые рабочие места составит в среднем не более 5% от общего уровня спроса на рабочую силу, что , главным образом, объясняется переходом большинства предприятий на интенсивные методы развития, предусматривающие максимальное использование внутрифирменных ресурсов, обновление оборудования, технологий и минимальный рост численности персонала.
Предложение рабочей силы на городском рынке труда составит в 2001 году - 107,7 тыс.чел., увеличится в 2002 году до 110,8 тыс.чел. и останется в 2003 году на уровне предыдущего года.
Произойдет некоторое увеличение уровня безработицы:
2000 год (прогноз) - 0,67%
2001 год - 0,88%
2002 год - 1,0%
2003 год - 1,0%
Однако, уровень безработицы в Н.Новгороде будет ниже прогнозируемого среднероссийского (2001г. - 2,4%, 2002 г. - 2,8%, 2003 г. - 3,2%) и областного.
В течение прогнозируемого периода не будет ощущаться существенного влияния неполной занятости на городской рынок труда, поскольку ожидаемый удельный вес условно высвобожденных работников в результате неполного режима работы (т.е. потенциальных безработных) составит в 2001 году не более 0,5% от среднесписочной численности работающих и снизится в 2003 году до 0,2-0,3%. Однако, на общегородскую политику содействия занятости населения может оказать негативное воздействие существенная дифференциация районных уровней неполной занятости работающих, которая в 1-м полугодии 2000 года составила 34 раза (отношение уровня неполной безработицы в Московском районе к уровню в Автозаводском районе). Для устранения этой диспропорции необходима общегородская программа регулирования неполной занятости работающих.

3. Основные цели и главные приоритеты программы

Основными целями Программы являются:
Повышение уровня занятости населения;
Развитие качества рабочей силы;
Повышение роли социального партнерства;
Интенсификация способов профилактики безработицы;
Рост уровня социальной поддержки граждан, наиболее уязвимых на рынке труда.
На протяжении 2001-2003гг. эти цели будут достигаться путем реализации следующих основных направлений:
Укрепление социального партнерства с образовательными учреждениями.
Совершенствование механизма обеспечения социальных гарантий жителей Н.Новгорода в сфере занятости посредством дальнейшего развития социального партнерства с предприятиями, организациями, учреждениями, объединениями работодателей и профсоюзами.
Повышение уровня информированности населения о состоянии городского рынка труда.
Совершенствование методов профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.
Дальнейшее развитие общественных работ и временной занятости молодежи.
Всемерное содействие развитию самозанятости и предпринимательской деятельности.
Углубленная социальная поддержка граждан, наименее защищенных на рынке труда.
Усиление поддержки уровня доходов безработных.
Совершенствование системы информатизации городской службы занятости населения.
Реализация указанных приоритетов Программы обеспечит достижение её основных целей , позволит улучшить функционирование городского рынка труда.

4. Улучшение функционирования рынка труда


4. Улучшение функционирования

рынка труда

4.1. Профилактика безработицы.

Профилактические мероприятия состоят из следующих направлений деятельности:
улучшение информированности населения о состоянии городского рынка труда;
профессиональная ориентация и психологическая поддержка незанятого населения

4.1.1. Информационная поддержка политики занятости населения.

Основные цели информационной поддержки политики занятости населения в 2001-2003гг.:
Повышение шансов субъектов рынка труда найти работу.
Оказание действенной помощи работодателям в принятии рациональных решений в области кадровой политики.
Для достижения этих целей планируется:
Персонифицировать информацию для населения;
Усилить коммуникативные связи работодателей;
Повысить на предприятиях квалификационный уровень специалистов по работе с персоналом (посредством открытия в Н.Новгороде учебного заведения (факультета) по кадровому менеджменту);
Увеличить количество информационных потоков;
Сместить акцент работы на массовые общегородские информационные мероприятия; Организовать городскую Биржу труда.

4.1.2. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка.

В плановом периоде одной из ключевых целей службы занятости станет совершенствование системы профориентации и психологической поддержки незанятого населения Н.Новгорода.
Основными задачами оказания профориентационных услуг в течение 2001-2003 гг. будут повышение активности и конкурентоспособности безработных граждан и незанятого населения на рынке труда, усиление мотивации на интенсивный поиск работы и трудоустройство. Осуществление этих задач должно максимизировать использование профессионального потенциала субъектов рынка труда, удовлетворить потребности работодателей в качественной рабочей силе и в целом обеспечить ограничение роста безработицы.
Предусматривается развитие в службе занятости условий для оказания комплекса следующих профориентационных услуг:
Предоставление профессиональной информации об особенностях профессий и специальностей; о требованиях, предъявляемых работодателями к личности претендента на вакантное место; об условиях, режиме труда и его специфике на различных предприятиях города; о возможностях трудоустройства , получения профессии и специальности. Безработные граждане и незанятое население города будут иметь возможность выбирать вакансии в автоматизированной компьютерной программе "Самопоиск", делать саморекламу в Интернете, участвовать в телевизионной Ярмарке вакансий. Получат дальнейшее развитие два городских центра социально-психологической адаптации безработных граждан и незанятого населения (на базе Сормовского и Советского центров занятости населения). В ресурсных кабинетах клиенты службы занятости смогут составлять резюме в автоматизированном режиме, пользоваться информационными ресурсами (телефон, ксерокс, факс).
Проведение профессиональных консультаций по выбору сферы деятельности, определению направления профессиональной подготовки, возможностей обучения, по подбору подходящей работы. Служба занятости обеспечит свободный доступ клиентов к профессиограммам, видеограммам о выбираемых профессиях, о процедуре приема на работу. Планируется широкое применение консалтингового сопровождения лиц, решивших стать предпринимателями.
Оказание психологической поддержки по развитию навыков адаптации безработных граждан, выводу клиента на активные поиски работы. Планируется создать релаксационные кабинеты в каждом районном Центре занятости населения.
В профориентационной деятельности расширится сфера применения договорных услуг образовательным профессиональным учреждениям; гражданам, набираемым по контракту на военную службу; работодателям при высвобождении сотрудников.
По прогнозной оценке профориентационными услугами будет охвачено:

(чел.)

Виды услуг

2001 год

2002 год

2003 год

Профориентационные услуги - всего

50500

52500

52500

В том числе:

Получат профессиональную информацию

40100

42100

42100

Получат профессиональную консультацию

8800

8800

8800

Получат психологическую поддержку

1600

1600

1600

Пройдут профотбор

4500

4000

4000

Групповыми формами работ будет охвачено чел.

5000

5000

5000


4.2. Содействие занятости населения.

4.2.1. Удовлетворение спроса на рабочую силу.

Спрос работодателей на рабочую силу и потребности незанятого населения в работе составят 90350 чел. в 2001 году, 91500 чел. в 2002 году и останется на этом же уровне в 2003 году.
Службой занятости планируется удовлетворить существенную часть (около 50 процентов) спроса работодателей на рабочую силу. Показатели спроса на рабочую силу приведены в приложении 1.

4.2.2. Профессиональное обучение безработных граждан.

Проблема профессионального обучения субъектов рынка труда сохранит свою актуальность в течение 2001-2003гг. по следующим причинам:
Изменение ситуации на рынке труда, вызванное переходом экономики города в стадию подъема, что обостряет конкуренцию на рынке товаров (услуг) и ужесточает требования руководителей предприятий к качеству персонала.
Снижение качества субъектов рынка труда:
В течение 1999-2000гг. существенно увеличился на рынке труда удельный вес граждан, не имеющих профессии и трудовой книжки, не имеющих опыта трудовой деятельности. Доля этой категории, обратившихся в городскую службу занятости, увеличилась с 31% в 1998 году до 42% в 1 полугодии 2000 года;
Также увеличился удельный вес (с 13% в 1998 году до 15% в 1 полугодии 2000 года) лиц , имеющих длительный перерыв в работе и утративших по этой причине свою профессиональную квалификацию.
В результате в настоящее время образовался значительный разрыв между возросшими требованиями работодателей к профессионально-квалификационным качествам работников и предложением рынка труда. Поэтому ключевыми направлениями профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения в плановом периоде станут: развитие сферы образовательных услуг для безработных; согласование со службой занятости и работодателями объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов учреждениями профессионального образования с целью достижения оптимального баланса между спросом и предложением на рынке труда; усиление уровня соревновательности при проведении ежегодных конкурсных отборов образовательных учреждений, осуществляющих обучение безработных граждан, с целью внедрения в образовательный процесс прогрессивных форм обучения; оказание услуг предприятиям по организации опережающего профессионального обучения персонала; развитие автоматизированной системы "Самопоиск-профобучение".
Исходя из качественного и функционального состава безработных граждан предусматривается в течение 2001-2003 гг. реализовать следующие объемы профессионального обучения.

Профессиональное обучение по формам подготовки

(чел../%)

Категория
граждан
Форма
профобучения

Всего

В т.ч. женщин

Молодежь

Военнослужащие и члены их семей

Инвалиды

2001

2002

2003

2001

2002

2003

2001

2002

2003

2001

2002

2003

2001

2002

2003

Первоначальное обучение

1140/
28%

1120/
28%

1120/
28%

400/
15%

350/
13%

350/
13%

1050/
51%

1000/
49%

1000/
49%

45/
23%

45/
25%

45/
25%

20/
25%

20/
25%

20/
25%

Переподготовка

2250/
55%

2200/
55%

2200/
55%

1900/
69%

1600/
59%

1600/
59%

960/
16%

300/
44%

300/
44%

120/
60%

100/
56%

100/
56%

50/
63%

50/
63%

50/
63%

Освоение смежных профессий

50/
1,2%

50/
1,3%

50/
1,3%

50/
1,8%

40/
1,5%

40/
1,5%

25/
1,2%

20/
1,0%

20/
1,0%

3/
1,5%

2/
1,1%

2/1,1%

-

-

-

Повышение
квалификации

620/
15%

630/
16%

630/
16%

390/
14%

720/
27%

720/
27%

35/
2%

120/
6%

120/
6%

32/
16%

33/
18%

33/
18%

10/
13%

10/
13%

10/
13%

ИТОГО по всем формам подготовки

4060

4000

4000

2740

2720

2720

2070

2040

2040

200

180

180

80

80

80

Из общего количества обучаемых будут подготовлены:
под самозанятость



1150/
28%



1100/
28%



1100/
28%



860/
31%



850/
31%



850/
31%



50/
2%



50/
2%



50/
2%



-



-



-



36/
45%



35/
44%



35/
44%

по предпринимательству

225/
5%

200/
5%

200/
5%

130/
5%

120/
4%

120/
4%

55/
3%

50/
2%

50/
2%

30/
15%

30/
17%

30/
17%

-

-

-



Ежегодно всеми видами профессиональной подготовки будет охвачено 2720-2740 безработных женщин (67% всех субъектов профобучения). Приоритетными обучаемыми группами станут:
женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста;
матери детей-инвалидов;
многодетные матери;
матери-одиночки;
впервые вступающие на рынок труда.
Молодежь очень низко котируется на рынке труда. Эта категория граждан составит в 2001-2003гг. 51 процент от общего количества лиц, направленных на профобучение, и будет состоять из следующих сегментов:
молодежь в возрасте 18-29 лет, получающая первую профессию по направлению городской службы занятости - 51% от общего числа обучающейся молодежи;
несовершеннолетние в возрасте 16-17 лет, получающие первую профессию по направлению городской службы занятости - 10%;
имеющие профессию выпускники ПТУ, ССУЗов, ВУЗов, впервые ставшие субъектами рынка труда - 5%;
другие группы безработной молодежи - 34%.
Прочие категории граждан с особыми потребностями (военнослужащие и члены их семей, инвалиды, лица, освобожденные из мест исполнения наказаний, беженцы и вынужденные переселенцы) составят около 8 процентов от планового количества субъектов профобучения. Из них 80 процентов будет обучено под конкретные рабочие места.

4.2.3. Общественные работы и временная занятость молодежи.

По этому направлению работы городской службой занятости разработана подпрограмма "Организация общественных работ и временной занятости молодежи в 2001-2003гг." (приложение № 2). Реализация мероприятий подпрограммы позволит обеспечить общественными и временными работами в 2001 году - 19840 чел., в 2002г. - 21755 чел., в 2003г. - 22025 чел.

4.2.4. Содействие развитию самозанятости и предпринимательства.

В течение рассматриваемого периода в Н.Новгороде ожидается опережающий по сравнению со среднероссийским рост малого и индивидуального предпринимательства: в России в целом количество малых предприятий будет ежегодно увеличиваться на 2,5-3%. В Нижнем Новгороде наиболее вероятным является следующий прирост:
количества малых предприятий - на 9,5 - 10% в год;
количества предпринимателей без права образования юридического лица - на 15-16% в год .
При таких темпах прироста количество субъектов малого бизнеса может увеличиться с 37717 в январе 2000 года до 64210 в декабре 2003 года (рост на 70%);
Для достижения этой динамики необходимо преодолеть следующие негативные явления:
Неоптимальность структуры субъектов малого бизнеса Н.Новгорода:
Торговля и общепит - 51,5%;
Материальное производство
(изготовление товаров и строительство) - 29%;
Бытовое обслуживание населения - 1,8%
Дефицит квалифицированных специалистов в сфере малого бизнеса.
Для преодоления этих проблем определены следующие цели:
Укрепление социального партнерства с организациями, содействующими развитию предпринимательства.
Организация подготовки безработных граждан к предпринимательской деятельности.
Оказание практической помощи гражданам, открывшим собственное дело.
В течение 2001-2003гг. планируется:
увеличить количество безработных, направленных на обучение профессиям самозанятости и для надомного труда;
повысить удельный вес подготовки предпринимателей для сфер материального производства и бытового обслуживания населения;
оказывать правовую, финансовую и организационную поддержку закончившим курсы предпринимательства на стадии становления и развития собственного дела;
снизить уровень районной дифференциации развития малого предпринимательства;
оказывать финансовую поддержку предпринимателям, создающим рабочие места для лиц с особыми потребностями (на основе конкурсного отбора).

4.2.5. Социальные гарантии для граждан с особыми потребностями.


Действенным рычагом трудоустройства граждан с особыми потребностями является квотирование рабочих мест.


Установление квоты для трудоустройства граждан
с особыми потребностями

В том числе для:



Годы
(прогноз)



Всего
(чел.)



Инвалидов



Женщин


Молодежи, впервые ищущей работу


Военнослужащих

Лиц,
освобож-денных
из мест

Всего

В т.ч. несовер-шенно-летних

лишения свободы

2001

5300

500

400

3500

500

200

210

2002

5400

540

350

3500

400

220

220

2003

5400

560

350

3500

400

240

230



При заключении договоров с работодателями планируется повысить значимость адресности установления квоты для приема на работу граждан.
В целях повышения эффективности квотирования планируется проводить работу по устранению районной локализации посредством создания единой городской базы данных рабочих мест по квоте.


Прогноз количества рабочих мест по квоте, выделяемых в 2001-2003гг.
для трудоустройства лиц с особыми потребностями в разрезе районов.

Наименование
района

Будет заквотировано
в 2001 году

Будет заквотировано
в 2002 году

Будет заквотировано
в 2003 году

Автозаводский

1400

1450

1450

Канавинский

740

750

750

Ленинский

470

470

470

Московский

760

760

760

Нижегородский

425

425

425

Приокский

320

320

320

Советский

470

500

500

Сормовский

715

715

715

Город

5300

5400

5400


Содействие занятости женщин

Занятость женщин имеет свою специфику: в сфере малого бизнеса женщин работает в 1,5 раза меньше, чем мужчин; уровень "скрытой" безработицы у женщин вдвое выше, чем у мужчин; около 50 процентов работающих женщин имеют профессии (специальности), пользующиеся в настоящее время незначительным спросом на рынке труда. Эти причины вызывают высокий уровень безработицы среди женщин Н.Новгорода.
Из общей массы незанятых женщин наибольшие проблемы при трудоустройстве испытывают одинокие и многодетные матери и матери, имеющие детей-инвалидов. Численность этих категорий женщин с особыми потребностями имеет тенденцию к росту (на 2-2,5% ежегодно), в настоящее время они составляют 41% от общего количества безработных женщин. В 1999-2000гг. обострилась проблема трудоустройства женщин, впервые вступающих на рынок труда (выпускниц школ, ССУЗов и ВУЗов).
Именно этим двум группам безработных женщин уделит особое внимание служба занятости в 2001-2003гг. Планируется осуществить следующий комплекс мероприятий:
оказать профориентационные услуги в 2001 году - 600 женщинам, в 2002 году - 500 женщинам, в 2003 году - 500 женщинам;
охватить профессиональным обучением в 2001 году - 2740 женщин, в 2002 году - 2720 женщин, в 2003 году - 2720 женщин;
трудоустроить в счет квоты в 2001 году - 400 женщин, в 2002 году - 350 женщин, в 2003 году - 350 женщин;
привлечь к общественным работам в 2001 году 70 женщин, в 2002 году - 70 женщин, в 2003 году - 70 женщин;
поддержать уровень доходов в 2001 году 200 безработных женщин, в 2002 году 200 безработных женщин, в 2003 году 200 безработных женщин с особыми потребностями и выпускниц образовательных учреждений.

Содействие занятости молодежи


Численность молодежи имеет тенденцию к росту, вызванному бумом рождаемости в 80-х годах.
По данным горстатистики в Н.Новгороде проживает 280,3 тыс.чел. молодежи в возрасте 16-29 лет (34% трудоспособного населения).
В течение 1998-1999гг. на городском рынке труда молодежи сформировались следующие тенденции:
Уровень обращаемости молодежи в службу занятости увеличился с 5,8% от общей численности молодежи в 1998 году до 6,9% в 1999 году.
Ежегодно трудоустраивается более 80% молодежи, обратившейся в службу занятости, в том числе более 20% по квоте.
Доля молодежи в общей численности безработных граждан снизилась с 22,5% в 1998 году, до 18,5% в 1999 году.
В связи с ситуацией, сложившейся на рынке труда, приоритетами в содействии занятости молодежи в течение 2001-2003гг. станут:
Поддержание трудоустройства молодежи на уровне, не ниже достигнутого посредством расширения сферы применения превентивных действий путем проведения Дней службы занятости в организациях, а также проведения Дней организаций в службе занятости.
Увеличение количества организаций, сотрудничающих со службой занятости;
Обеспечение роста количества квотируемых рабочих мест, предназначенных для молодежи.
Дифференцированный подход к содействию занятости различных категорий молодежи.
Создание Центра стажировок для студентов и выпускников профессиональных образовательных учреждений.
Открытия филиалов НФ "Молодежная биржа труда" во всех районах города на летний период.
Указанные меры позволят обеспечить максимальное вовлечение молодых жителей города в трудовую деятельность.
Предусматривается в течение планового периода охватить профориентационными услугами по 18000 человек ежегодно; направить на профобучение в 2001 году - 2070 чел. и по 2040 чел. в 2002 и 2003гг.; обеспечить участие в общественных работах по 3000 чел. ежегодно; направить на молодежную практику 50, 60, 80 безработных ежегодно; трудоустраивать на постоянной основе по 16200 чел. ежегодно; на временной основе в 2001г. - 10320 чел., в 2002г. - 10730 чел., в 2003г. - 11000 чел.

Содействие занятости инвалидов

В конце 90-х годов оформились тенденции к заметному сокращению численности инвалидов в Н.Новгороде и к уменьшению удельного веса работающих инвалидов, что привело к стабилизации их доли в общей массе инвалидов на уровне 9,5-10%.
Численность инвалидов, ежегодно обращающихся в службу занятости, не претерпевает значительных колебаний.
Динамика трудоустройства имеет тенденцию к росту, в 1999 году было трудоустроено 79% обратившихся инвалидов. Основная масса инвалидов трудоустраивается на специализированные предприятия системы ВОИ, ВОС, ВОГ.
На спецпредприятиях работает в настоящее время 1500 инвалидов, что составляет 22,6 процента от общей численности работающих. Имеет место существенное увеличение инвалидов, работающих на предприятиях системы ВОИ, что объясняется почти двойным увеличением (до 13) количества предприятий к 1997 году. Численность занятых на предприятиях ВОС и ВОГ стабильна.

Сведения о спецпредприятиях г.Н.Новгорода

Сведения
о спецпредприятиях г.Н.Новгорода


Нижегородское областное правление ВОГ
(Всероссийского общества глухих)

Показатели

1997 год

1998 год

1999 год

1. Количество предприятий

1

1

1

2. Среднесписочная численность работающих, всего (чел.)

117

113

111

3. Из общей численности работающих в т.ч. инвалидов (чел.)

67

62

63

4. Доля инвалидов в общей численности работающих, %

57,3

54,9

56,8

Плотник, столяр, вахтер, сторож

Нижегородское областное правление ВОС
(Всероссийское общество слепых)

Показатели

1997 год

1998 год

1999 год

1. Количество предприятий

2

2

2

2. Среднесписочная численность работающих, всего (чел.)

1056

1052

1070

3. Из общей численности работающих в т.ч. инвалидов (чел.)

584

575

577

4. Доля инвалидов в общей численности работающих, %

55,3

54,7

53

Слесарь механосборочных работ, штамповщик

Нижегородское областное правление ВОИ
(Всероссийское общество инвалидов)

Показатели

1997 год

1998 год

1999 год

1. Количество предприятий

7

10

13

2. Среднесписочная численность работающих, всего (чел.)

1498

1471

1612

3. Из общей численности работающих в т.ч. инвалидов (чел.)

658

667

860

4. Доля инвалидов в общей численности работающих, %

43,9

45,3

53,3

Станочник, швея, слесарь-сборщик, автослесарь, бухгалтер, водитель, уборщица, оператор, продавец, секретарь, инженер-конструктор, разнорабочий.

Узкая номенклатура профессий и недостаточная мощность спецпредприятий препятствует решению проблем занятости инвалидов. Поэтому в течение планового периода значительная часть инвалидов будет трудоустроена на квотируемые рабочие места других предприятий (77% от общего количества трудоустроенных).
На субсидированные рабочие места будет трудоустроено в 2001 году - 80 чел., 90 и 100 чел. в 2002 и 2003гг. соответственно.
Примут участие в общественных работах 90,50,50 чел. в 2001, 2002,2003гг. соответственно.
Планируется оказать профориентационные услуги по 800 чел. ежегодно. Направить на профессиональное обучение по 80 чел. ежегодно. Обучение будет вестись преимущественно профессиям самозанятости и под номенклатуру профессий, имеющихся в банке данных заквотированных рабочих мест.
В 2000 году организована Биржа труда инвалидов, которой в 2001-2003гг. будет оказана целевая поддержка, способствующая её развитию .

Содействие занятости военнослужащих,
уволенных из вооруженных сил и членов их семей

По данным военного комиссариата Нижегородской области в течение планового периода будет ежегодно прибывать в Н.Новгород прибудет по 2590 военнослужащих, служивших по контракту и по 4260 членов их семей ежегодно.
Из них ежегодно только по 950 чел. обратятся в службу занятости, что объясняется следующими превентивными мерами :
Организация и проведение в гарнизонах ранней профориентации офицеров, прапорщиков, готовящихся к увольнению из рядов ВС.
Психологической поддержкой военнослужащих и членов их семей в Центре социальной адаптации военнослужащих.
Планируется оказать следующие виды услуг обратившимся в службу занятости:
трудоустроить - 430, 440, 450 чел. в 2001, 2002, 2003гг. соответственно, в том числе по квоте - 200, 220, 240 чел.;
направить на профобучение - 200, 180, 180 чел., в том числе обучить предпринимательству (учитывая предрасположенность военнослужащих к ней по 100-80-80 чел. в год, а также организовать переобучение на престижные рабочие профессии по 50 чел. в год.;
оказать профориентационные услуги - по 500 чел. ежегодно;
заключить договора на открытие собственного дела - по 20 чел. ежегодно.
В настоящее время разрабатывается целевая городская программа социальной адаптации военнослужащих и членов их семей на 2001-2002гг.

Вынужденные переселенцы.

Эта категория лиц с особыми потребностями является довольно многочисленной:
в 1998 году - 1163 чел. зарегистрировано в Н.Новгороде;
в 1999 году - 839 чел.;
за 7 мес.2000г. - 397 чел.
Вынужденных переселенцев отличают от других групп незанятого населения следующие особенности:
Высокий удельный вес лиц, находившихся в трудоспособном возрасте (58-63%);
Преобладание женщин над мужчинами на 25-30%;
Оптимальная для трудоустройства возрастная структура:
до 25 лет - 10%;
25-30 лет - 16%;
31-45 лет - 36%;
46-60 лет - 23%
старше 60 лет - 15%;
Достаточно высокий уровень образования: 65-70% составляют лица со средним специальным и высшим образованием.
Короткий срок адаптации к новым условиям: в течение первого года пребывания в Н.Новгороде находят регулярную оплачиваемую работу 45% вынужденных переселенцев.
Указанные свойства свидетельствуют о качественном трудовом потенциале большинства мигрантов, об отсутствии у них иждивенческих настроений.
По данным территориального органа Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ в Нижегородской области в течение прогнозируемого периода в Н.Новгород прибудет 2700-2800 чел. вынужденных переселенцев, что усилит давление на рынок труда.
Главная задача городской службы занятости - управление индивидуальными ресурсами этой категории граждан, для чего планируется:
Организация работы выездной биржи труда в места компактного проживания переселенцев.
Выпуск информационных материалов, помогающих ориентироваться на незнакомом рынке труда.
Разработка совместно с территориальным органом Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики в РФ Нижегородской области Программы "Миграция".
Проведение с мигрантами индивидуальной работы по программе социально-психологической адаптации.
Проведение релаксационной работы психологов службы занятости с сотрудниками миграционной службы.

Содействие занятости граждан,
прибывших из учреждений исполнения наказаний

Количество лиц, прибывающих в Н.Новгород после освобождения из мест исполнения наказаний, оставалось в течение 1998-2000г. стабильным, в пределах от 1300 до 1400 чел. ежегодно.
Однако, удельный вес обратившихся в службу занятости к общему количеству лиц, освободившихся из мест исполнения наказания, снижается: в 1997 году - 45%, в 1998 году - 41%, в 1999 году - 33,8%, в течение 1-го полугодия 2000 года - 27%. Это объясняется облегчением доступа к информационной базе службы занятости, которой бывшие осужденные пользуются без регистрации в СЗ, а также ослаблением мотивации к труду, вызванным существенным сокращением объемов профориентационных услуг в местах исполнения наказания.
Для усиления превентивных мер предусматривается в течение 2001-2003 гг. обеспечить 17 исправительно-трудовых колоний и 2 воспитательно-трудовые колонии, расположенные на территории Нижегородской области , методическими материалами по психологической поддержке и профессиональной ориентации, а также оперативной информацией о городском рынке труда.
Согласно прогнозу, по 400 человек ежегодно будут обращаться в службу занятости. Планируется трудоустраивать на постоянную работу по 300 человек ежегодно, из них на квотируемые рабочие места - 210, 220 230 человек в 2001, 2002, 2003гг. соответственно; направить на общественно-оплачиваемые работы 70,75 и 80 человек в 2001, 2002, 2003гг. соответственно. Профориентационные услуги получат 400 чел.
На профессиональное обучение планируется каждый год направлять по 60 чел.

5. Информатизация службы занятости

5. Информатизация службы занятости.

Основными целями информатизации НГО ДФГСЗН по НО являются:
налаживание стабильных информационных потоков между городской службой занятости и её районными подразделениями, администрациями города и районов, Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области, учебными заведениями и другими партнерами;
сокращение срока подбора свободных рабочих мест, в том числе временных и общественных ;
сокращение срока подбора работников для заполнения рабочих мест (включая подбор и среди занятого населения);
продолжение работы по формированию и ведению банка вакансий для информирования населения о возможностях трудоустройства;
предоставление безработным различных справочно-нормативных сведений (о порядке и правилах работы ЦЗН; о правах и обязанностях граждан, обратившихся в ЦЗН; о комплекте документов, необходимых при обращении; о порядке обжалования решений и др.);
получение сведений безработными от учебно-производственной базы по профориентации и переобучению в службах занятости;
обеспечение своевременного и правильного начисления пособия по безработице и стипендий;
предоставление информации о трудовых ресурсах для работодателей (по профессиям, стажу работы, разрядам и пр.);
анализ спроса и предложений рабочей силы, динамики роста высвобождаемых работников и т.п.

6. Финансовое обеспечение программы


Предполагаемые затраты на реализацию мероприятий Программы в 2001 году составят 108954,4 тыс.руб. (в ценах по состоянию на IV кв.2000 г.).
На социальные программы занятости планируется израсходовать 5839,2 тыс.руб. Приоритетные направления финансирования: организация рабочих мест - 2100 тыс.руб., организация общественных работ - 1967,2 тыс.руб., содействие временной занятости несовершеннолетних - 1000 тыс.руб.
Программы профессионального обучения безработных граждан планируется профинансировать в объеме 12480 тыс.руб., из них 300 тыс.руб. будут направлены на профессиональную ориентацию.
Наибольший удельный вес составит финансирование программ материальной поддержки лиц, признанных безработными (47,9 процента от общего объема затрат).
В связи с возрастанием роли информационных потоков в функционировании рынка труда планируется существенную часть расходов направить на финансирование программ информационного обеспечения государственной политики занятости (годовой объем расходов составит 4192, 9 тыс.руб). Из общей суммы затрат 92,1 процента составят расходы на развитие и эксплуатацию АИС "Занятость". Объемы ресурсного обеспечения Программы в 2002-2003гг. будут рассматриваться по истечении финансового года.
Сводные показатели по ресурсному обеспечению Программы в 2001 году приведены в приложении № 3.

7. Перечень основных действий НГО ДФГСЗН ПО НО в 2001-2003 гг.

Комплекс действий городской службы занятости, направленных а достижение целей и выполнение задач, а также количество безработных граждан и незанятого населения, охваченных мероприятиями Программы приведены в приложении 4.

Приложение 1. Прогноз рынка труда г.Н.Новгорода на 2001-2003гг.

Приложение 1
к Программе содействия занятости
населения города Нижнего Новгорода
на 2001-2003гг.


(чел.)

2001 год

2002 год

2003год

1. Спрос на рабочую силу

Всего

90350

91500

91500

В том числе:

Потребность в работниках на создаваемых рабочих местах, всего

4500

4500

4500

из них:

в государственном секторе

1100

1100

1100

в иных секторах

3400

3400

3400

Потребность в работниках на замену выбывающих по причине текучести кадров

63000

65000

65000

Потребность в работниках на замену выбывающих по причинам, предусмотренным законодательством

22850

22000

22000

2. Предложение рабочей силы на рынке труда

Всего

107700

110800

110800

в том числе:

высвобожденные работники

5700

6000

6000

уволенные по причине текучести кадров

63000

63000

63000

молодежь

19000

18000

18000

уволенные из Вооруженных Сил

3000

4000

4000

освобожденные из учреждений, исполняющих наказание по решению суда

1500

1500

1500

механический приток населения в трудоспособном возрасте

1800

2000

2000

незанятое трудоспособное население в трудоспособном возрасте, всего

13700

16300

16300

в том числе:

зарегистрированные в службе занятости на начало прогнозируемого периода

6650

9200

9200

занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве

7050

7100

7100

3. Распределение рабочей силы на рынке труда

Будут искать работу, всего

107700

110800

110800

в том числе:

самостоятельно

57200

58300

58300

через органы службы занятости

50500

52500

52500

найдут работу, всего

90350

91500

91500

в том числе:

самостоятельно

46350

46500

46500

через службу занятости

44000

45000

45000

Будут направлены службой занятости на досрочную пенсию

350

400

400

Будут направлены службой занятости на профобучение

4060

4000

4000

Численность безработных на конец года, всего

17350

19300

19300

в том числе:

будут зарегистрированы в службе занятости

6500

7500

7500

из них:

будут получать пособие по безработице

6200

7200

7200

будут заняты на общественных работах

9000

9000

9000

0,88

1,0

1,0


Приложение 2. Комплексная программа организации общественных работ и временной занятости молодежи на 2001-2003 г.г.

Приложение 2
к Программе содействия занятости
населения города Нижнего Новгорода
на 2001-2003гг.





СОДЕРЖАНИЕ


№№ стр.


Паспорт Программы организации общественных работ
и временной занятости молодежи……………………………… 3

Введение…………………………………………………………… 4

1. Анализ и прогноз ситуации в сфере занятости и на рынке
труда…………………………………………………………………… 4-5

2. Перспективы развития общественных
и временных работ…………………………………………………….. 5-8

3. Ресурсное обеспечение Программы и механизм её
реализации……………………………………………………………… 8-10

4. Контроль за реализацией Программы………………………………… 10

5. Организационное обеспечение…………………………………………10-12

Паспорт программы общественных работ и временной занятости молодежи на 2001-2003гг.

Наименование
программы

Программа организации общественных работ
и временной занятости молодежи на 2001-2003гг. (Программа)

Разработчик
программы

Рабочая группа (распоряжение главы администрации города от 08.09.2000 N2703-р)

Исполнители
программы

Нижегородский городской отдел департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области (НГО ДФГСЗН по НО)
Нижегородский фонд “Молодежная биржа труда” (НФ МБТ)
Департаменты жилья и инженерной инфраструктуры, образования и по социальной защите населения
Администрации районов

Важнейшие
целевые
показатели

Предоставление гражданам материальной поддержки в виде временной заработка (дохода);
сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы;
приобщение к трудовой деятельности лиц, впервые ищущих работу, не имеющих профессии, в том числе молодежи, вступающей в трудоспособный возраст
удовлетворение потребностей организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер

Ожидаемые
конечные
результаты

Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить временное трудоустройство
в 2001 году - 19840 чел., в т.ч. молодежь - 10320 чел.
в 2002 году - 21755 чел., в т.ч. молодежь - 10730 чел.
в 2003 году - 22025 чел., в т.ч. молодежь - 11000 чел.

Сроки реализации Программы

В течение 2001-2003гг.

Объемы
и источники
финансирования

Финансовые затраты на реализацию Программы составят:
В 2001 году - 11184,1 т.р
в том числе:
бюджет администрации - 2454, 9 т.р.,
бюджет НГО ДФГСЗН по НО - 2967, 0 т.р.,
средства работодателей - 5762,2 т.р.
В 2002 году - 14243,9 т.р.
В том числе:
бюджет администрации - 3018,4 т.р.
бюджет НГО ДФГСЗН по НО - 3500,0 т.р.,
средства работодателей - 7725,5 т.р.
В 2003 году - 15758 т.р.
В том числе:
бюджет администрации - 3440,1 т.р.,
бюджет НГО ДФГСЗН по НО - 3800,0 т.р.,
средства работодателей - 8517,9 т.р.)

Система контроля

Нижегородский городского отдел Департамента федеральной государственной службы занятости населения,
Координационный комитет содействия занятости населения.



Введение

Программа организации общественных работ и временной занятости молодежи на 2001-2003гг. (далее именуемое Программой) разработана в соответствии со ст.15 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", с учетом анализа и прогноза ситуации в сфере занятости и на рынке труда г.Н.Новгорода.
Программа подготовлена рабочей группой, образованной распоряжением администрации города от 08.09.2000 № 2703-р.
Данная программа обеспечивает преемственность с соответствующей программой на 1999-2000гг. и определяет политику развития общественных и временных работ на 2001-2003гг.
Программа нацелена на материальную поддержку безработных граждан; лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы и других слабозащищенных категорий граждан , а также молодежь, ищущую работу в свободное от учебы время.

1. Анализ и прогноз ситуации в сфере занятости и на рынке труда

В 1999 году крупными и средними предприятиями всех видов деятельности выпущено товаров и оказано услуг на 59 процентов больше, чем в 1998 году, в 1 полугодии 2000 года рост составил 35,2 процента.
Наряду с положительными сдвигами, наблюдались следующие негативные тенденции:
В 1 полугодии 2000 года 31,3 процента предприятий были убыточными.
Численность населения Н.Новгорода, имеющего доход ниже среднедушевого (в общей численности населения) увеличилась с 57,66% во II квартале 1999 года, до 63,01% во II квартале 2000 года.
Динамика показателей городского рынка труда и сферы занятости характеризуется следующими показателями :
Численность населения, занятого в экономике, увеличилась с 643 тыс.чел. в 1999 году до 647 тыс.чел. (прогноз) в 2000 году. Одной из основных причин роста является превышение количества лиц, вступающих в трудоспособный возраст (16 лет) над количеством лиц, выбывающих из трудоспособного возраста (55-60 лет).
Количество субъектов рынка труда в течение 1 полугодия 2000 года сократилось на 13.1 тыс.чел. (с 174,1 тыс.чел. до 161,0 тыс.чел.) основной причиной незначительного (на 7,5%) уменьшения количества незанятого населения по сравнению с темпами роста объемов производства (35,2%) является переход руководителей большинства предприятий города на интенсивные методы хозяйствования (без дополнительного найма работников).


За январь-август 2000 года количество обратившихся в городскую службу занятости увеличилось к соответствующему периоду 1999 года на 12,6 процента.
Доля молодежи (главного субъекта временных работ), обратившейся в службу занятости, увеличилась с 35% в общей численности обратившихся граждан в 1998 году до 41% в 1999 году. За 9 месяцев 2000 года составил 35,9 %.
Положительная динамика объясняется превышением коэффициента выбытия (0,115) над коэффициентом приема (0,098) на крупных и средних предприятиях города.
Уровень безработицы составил на 1.09.2000г. 0,61% (на 0,37% ниже уровня соответствующего периода прошлого года).
Анализ состояния сферы занятости и рынка труда в 1999-2000гг. позволяет сделать прогноз на 2001-2003годы.
Экономический рост, не будет сопровождаться позитивными тенденциями на рынке труда, что объясняется следующими факторами, сложившимися в 1998-2000гг.:
Преобладанием увольнения над приемом работников на крупных и средних предприятиях города.
Стагнацией численности занятых в негосударственном секторе экономики в связи с недостаточной государственной поддержкой малого бизнеса.
Вступлением в трудоспособный возраст большего, чем в предыдущие годы количества 16-летних граждан - одной из наименее конкурентоспособных на рынке труда категорий населения.

Низкими темпами роста доходов специалистов и рабочих.
Указанные тенденции негативно повлияют на городской рынок труда:
Численность занятого в экономике населения будет возрастать незначительно - на 5 тыс.человек ежегодно.
Количество ищущих работу возрастет со 107,7 тыс.чел. в 2001 году до 110,8 тыс.чел. в 2002-2003гг.
Численность безработных увеличится с 17350 чел. в 2001 году до 19300 чел. в 2002-2003гг.
Ежегодно будет возрастать количество учащейся молодежи, обратившейся в службу занятости в поисках временной работы.


2. Перспективы развития общественных и временных работ


Под воздействием факторов, указанных в главе 1, проблема временной занятости сохранит актуальность в течение 2001-2003 гг. для значительной части населения города .В течение этого периода планируется создать 36034 временных рабочих мест, которые ранжируются по годам следующим образом (таблица № 1):

Основные направления общественных
и временных работ

Таблица № 1

№№

Основные направления

Количество

В том числе по годам:

пп

общественных работ

рабочих мест

2001 год

2002 год

2003 год

1.

Строительство автомобильных дорог

36

12

12

12

2.

Ремонт и содержание дорог

635

195

210

230

3.

Прокладки водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций

35

10

10

15

4.

Проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве

60

20

20

20

5.

Заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции

598

175

230

230

6.

Строительство жилья

295

95

85

115

7.

Реконструкция жилого фонда

170

60

50

60

8.

Реконструкция объектов социально-культурной значимости

329

84

115

130

9.

Восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов

180

60

60

60

10.

Обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи

150

50

50

50

11.

Эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства

5630

1525

2040

2065

12.

Бытовое обслуживание населения

280

75

95

110

13.

Озеленение и благоустройство территорий

20590

6625

6860

7105

14.

Развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма

935

290

315

330

15.

Уход за престарелыми, инвалидами и больными

975

310

325

340

16.

Обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон

375

110

125

140

17.

Организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов

25

-

10

15

18.

Проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали, призывная кампания во военкоматах)

1610

340

920

350

19.

Неквалифицированная работа на предприятии

3025

1005

1010

1166

20.

Выполнение неквалифицированных работ в комиссии по делам несовершеннолетних

2

1

1

-

21.

Распространение печатной продукции

75

25

25

25

22.

Неквалифицированная работа в питомнике

24

8

8

8

ИТОГО:

36034

11075

12576

12576


Наибольшее количество рабочих мест будет создано по следующим направлениям:
Озеленение и благоустройство территорий (57,1% от общего количества рабочих мест).
Работа на промышленных предприятиях (8,4%).
Планируется увеличить количество рабочих мест в направлении "Эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства":
в 2002 году - на 33,8% к уровню 2001 года.
в 2003 году - на 2,3% к уровню 2002 года.
Ремонт и содержание дорог (увеличение в 2003 году на 17,9% к уровню 2001 года).
Строительство жилья (на 21,1%).
Реконструкция объектов социально-культурного назначения (на 54,8%).
Бытовое обслуживание населения (на 46,7%).
Развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма (на 13,8%).
Расширится номенклатура видов работ по каждому направлению, что позволит удовлетворить все потребности субъектов рынка труда во временных и общественных работах.
В течение 2001-2003гг. планируется привлечь к участию в общественных работах на указанных выше рабочих местах 31640 чел. (таблица 2).

Количество участников
общественных работ
в 2001-2003 году

Таблица № 2

Участники
общественных

Коли-чество

В том числе по годам

работ

всего

2001 год

2002 год

2003 год

Безработные

14575

4575

5000

5000

Прочее население

17065

5015

6025

6025

ИТОГО:

31640

9590

11025

11025


Безработные и прочее население будут привлекаться к общественным работам приблизительно в равных пропорциях. Наибольший удельный вес составят слабозащищенные категории граждан:
женщины - 38,4%
молодежь в возрасте 16-29 лет - 17,7%
лица предпенсионного возраста - 8,0%
Планируется в течение рассматриваемого периода охватить временной занятостью 32050 чел. из числа учащейся молодежи (таблица № 3).

Трудоустройство молодежи
в свободное от учебы время
в 2001-2003гг. (чел.)

Таблица № 3

Участники
временных

Коли-чество

В том числе по годам

работ

всего

2001 год

2002 год

2003 год

Старшеклассники (14-17 лет)

22820

7300

7720

7800

Студенты (с 16 лет)

9230

3020

3010

3200

ИТОГО:

32050

10320

10730

11000


Преобладающей группой участников временных работ будут школьники (84,4%). Это вызвано сложившейся номенклатурой временных работ, в которой преобладают: благоустройство территорий и неквалифицированные работы на предприятиях. Эти работы в максимальной степени соответствуют применению труда старшеклассников (14-17 лет).
По районам Н.Новгорода количество субъектов программы ранжируется следующим образом (таблица № 4):

Трудоустройство молодежи
в свободное от учебы время
по районам Н.Новгорода (чел.)

Таблица № 4

Наименование

В том числе по годам

района

2001 год

2002 год

2003 год

Автозаводский

2000

2000

2000

Ленинский

1260

1255

1270

Московский

1140

1280

1400

Канавинский

1400

1450

1450

Нижегородский

1310

1350

1350

Приокский

980

1005

1118

Советский

955

1100

1117

Сормовский

1275

1290

1295

ИТОГО

10320

10730

11000


Количество участников общественных
работ по районам Нижнего Новгорода

Таблица № 5

Наименование

В том числе по годам

района

2001 год

2002 год

2003 год

Автозаводский

1500

2000

2100

Канавинский

800

900

900

Ленинский

2270

2330

2520

Московский

1160

1220

1300

Нижегородский

230

230

230

Приокский

1315

1325

1325

Советский

835

955

955

Сормовский

1480

2065

1695

ИТОГО:

9520

11025

11025

3. Ресурсное обеспечение программы и механизм её реализации


Программа финансируется из следующих источников:
Средства работодателей;
Бюджет городской службы занятости;
Бюджет городской администрации;

Финансирование программы.

Таблица № 6

№№

Источники

Объемы и объекты финансирования

пп

финансирования

2001 год

2002 год

2003 год

тыс.руб.

тыс.руб.

тыс.руб.

1.

Работодатели:

5762,2

7725,5

8517,9

2.

Бюджет городской службы занятости

2967,0

3500,0

3800,0

3.

Бюджет городской администрации

2454,9

3018,4

3440,1

ИТОГО:

11184,1

14243,9

15758,0


Средства работодателей привлекаются для выполнения временных работ лицами, ищущими работу (безработные, учащаяся молодежь, в свободное от учебы время, прочее население).
Бюджет городской службы занятости расходуется на финансирование временной занятости следующих групп населения (таблица № 7)

Финансирование программы
из бюджета городской службы занятости

Таблица № 7

Объекты

2001 год

2002 год

2003 год

финансирования

чел.

тыс.руб.

чел.

тыс.руб.

чел.

тыс.руб.

Безработные от
службы занятости

4575

1967,2

5000

2500,0

5000

2800,0

Несовершеннолетние (из слабозащищенных категорий граждан) от службы занятости

5000

1000,0

5000

1000,0

5000

1000,0


Безработные граждане, состоящие на учете в районных службах занятости, финансируются из расчета причитающегося им месячного пособия.
Финансирование оплаты труда несовершеннолетних (исключительно из числа слабозащищенных категорий граждан: дети безработных, дети-сироты, дети из многодетных семей и т.п.) производится из расчета до 3-х минимальных заработных плат в соответствии с "Положением о временном трудоустройстве несовершеннолетних граждан", утвержденным Федеральной службой занятости России 26.04.95 N 94.
Средства бюджета городской администрации направляются на создание рабочих мест для следующих категорий граждан (таблица № 8).

Финансирование программы из бюджета городской администрации


Таблица № 8

Объекты

2001 год

2002 год

2003 год

финансирования

чел.

тыс.руб.

чел.

тыс.руб.

чел.

тыс.руб.

1. Студенты и старшеклассники от "МБТ"

1540

813,1

1905

1005,8

2171

1146,3

2. Несовершеннолетние от службы занятости

2060

818,1

2540

1005,8

2895

1146,4

3. Безработные от службы занятости

1577

823,7

1906

1006,8

2173

1147,4


Для финансирования временной занятости студентов и старшеклассников, зарегистрированных в "Молодежной бирже труда" в качестве ищущих работу, городской бюджет перечисляет на расчетный счет "МБТ" суммы, показанные по строке 1 таблицы № 8, из расчета 4-х минимальных заработных плат ( с учетом начислений).
Финансирование занятости несовершеннолетних, направленных на временные работы службой занятости, производится из расчета 3-х минимальных размеров оплаты труда (с учетом начислений), а безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости - 4-х минимальных зарплат (с учетом начислений).

4. Контроль за реализацией программы

Контроль за реализацией программы осуществляется координационным комитетом содействия занятости населения.

5. Организационное обеспечение

5. Организационное обеспечение.

Организационное обеспечение целей и задач программы реализуется следующим комплексом мероприятий (таблица № 9).




Перечень мероприятий
программы организации общественных работ
и временной занятости молодежи

Таблица № 9

Цель
проведения
мероприятия

Содержание
мероприятия

Исполнители

Сроки
проведения

I. Организация общественных работ для безработных и ищущих работу.

1. Определить приоритетные направления общественных работ в каждом районе с учетом социальной значимости.

РСЗН,
Администрации районов

1 квартал
2001-2003 гг.

2. Определить предприятия с целью организации и проведения на их базе общественных работ, а также виды работ, условии организации и оплаты труда, форма их реализации

РСЗН,
Администрации районов, предприятия, организации

2001-2003 гг.

3. Подготовить и утвердить перечень общественных работ с учетом состояния рынка труда, соотношения спроса и предложения на рабочую силу.

НГО ДФГСЗН по НО,
Департамент жилья и инженерной инфраструктуры

1 квартал
2001-2003гг.

4. Заключить договоры с предприятиями и организациями всех форм собственности на проведение общественных работ с учетом состояния рынка труда, соотношения спроса и предложения на рабочую силу.

НГО ДФГСЗН по НО,
Администрации районов

В течение
2001-2003 гг.

5. Актуализировать автоматизированный банк "Самопоиск" общественных работ

РСЗН

Постоянно

6. Обеспечить направление безработных и ищущих работу на общественные работы

РСЗН

Постоянно

2. Организация и проведение временных работ для учащейся молодежи.

1. Обеспечить прогнозирование потребности старшеклассников с 14 лет в трудоустройстве во внеучебное время.

Департамент образования

Декабрь и май 2001-2003гг.

2. Организовать оплачиваемые временные работы для учащихся в возрасте 14-18 лет в свободное от учебы время на основе договоров между работодателями, учебными заведениями, администрациями районов и НГО ДФГСЗН по НО.

НГО ДФГСЗН,
Департамент образования,
Администрации районов

В течение
2001-2003гг.

3. Создать постоянно действующий автоматизированный банк свободных временных работ для молодежи.

РСЗН,
Биржа труда для молодежи

В течение
2001-2003гг.

4. Открыть филиалы НФ "Молодежная биржа труда" в летний период в каждом районе для трудоустройства старшеклассников и студентов.

Администрации районов, НФ "Молодежная биржа труда"
НГО ДФГСЗН по НО,
Департамент образования

В течение мая 2001-2003гг.

5. Создание бригад из числа старшеклассников и студентов

НФ "МБТ"

2001-2003гг.

по экологическому благоустройству города;

по социальному обслуживанию на дому престарелых и инвалидов;

по уборке и благоустройству территорий;

по выполнению ремонтных работ в учреждениях системы образования;

по участию в проведению мероприятий общественно-культурного назначения.

3.Организационная поддержка Программы

1. Модернизовать функционирующие автоматизированные технологии по учету направленных на общественные и временные работы.

НГО ДФГСЗН по НО

В течение
2001-2003гг.

2. Установить в районных службах занятости программы "Самопоиск временных работ"

НГО ДФГСЗН по НО

В 1 квартале 2001 года

3. Провести:
Ярмарки общественных и временных работ;



Ярмарки временных работ для старшеклассников и студентов.

НГО ДФГСЗН,
НФ "Молодежная биржа труда",
Администрации районов,
Департамент образования


Не менее 2-х раз в год



Не менее 6 раз в год

4. Организовать повышение квалификации специалистов, занимающихся вопросами организации и проведения общественных и временных работ.

НГО ДФГСЗН по НО,
Предприятия и организации

Не менее 1 раза в год

4. Нормативно-правовая поддержка Программы

1. Обеспечить сбор и кодификация законодательства по вопросам временной занятости молодежи и общественным работам.

--"--

2001-2003гг.

2. Организовать ведение справочно-информационной работы, обеспечение социальных партнеров необходимой информацией, методическими материалами, разъяснениями законодательных актов об общественных и временных работах



--"--

2001-2003гг.

3. Организовать проведение консультаций предприятий-исполнителей программы по трудовому законодательству, по оформлению учетных и отчетных финансовых документов по общественным и временным работам.

--"--

2001-2003гг.

4. Организовать проведение проверок предприятий, организующих общественные и временные работы, по вопросам охраны труда, соблюдения трудового законодательства.

Департамент по социальной защите населения

2001-2003гг.

5. Участвовать в разработке проектов нормативно-правовой документации по вопросам общественных работ, временной занятости молодежи.

НГО ДФГСЗН по НО

2001-2003гг.

6. Проводить мониторинг с целью отслеживания проблем субъектов общественных и временных работ, тенденции их изменения.

НГО ДФГСЗН по НО

1 раз в год

5. Информационная поддержка Программы

1. Информировать нижегородцев о ситуации на рынке труда города, о процессах происходящих в сфере занятости, о возможностях участия в общественных и временных работах через информационные каналы службы занятости

НГО ДФГСЗН по НО

Постоянно

2. Обеспечивать подготовка и публикацию материалов, раскрывающих опыт работы организаций по проведению общественных работ.

НГО ДФГСЗН по НО

2001-2003гг.


Приложение 3. Расходы на реализацию городской программы занятости населения

Приложение 3
к Программе содействия занятости
населения города Нижнего Новгорода
на 2001-2003гг.

тыс.руб.

Наименование статей расходов

Расходы ВСЕГО

108954,4

В том числе:

Отчисления 20%

226000,0

Социальные программы занятости

5839,2

В том числе:

Организация рабочих мест

2100,0

Организация занятости длительно безработных

100,0

Организация занятости молодежи

162,0

Организация поддержки предпринимательства

350,0

Организация общественных работ

1967,2

Временная занятость подростков

1000,0

Трудовая реабилитация инвалидов

160,0

Программа обучения лиц, признанных безработными, всего

12480,0

В том числе:

Профессиональное обучение

12180,0

Профессиональная ориентация

300,0

Программы материальной поддержки лиц, признанных безработными

52139,2

В том числе:

Пособия по безработице

48434,4

Задолженность по выплате пособий по безработице за 1997-1999гг.

-

Материальная помощь безработным

97,7

Возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации затрат по выплате досрочных пенсий

2734,2

Банковские и почтовые услуги по доставке и пересылке средств на материальную поддержку лиц, признанных безработными на материальную поддержку безработных

872,9

Программа информационного обеспечения государственной политики занятости

4192,9

Из них:

Развитие АИС "Занятость"

1928,9

Эксплуатационные расходы

1933,0

Информационная поддержка программ занятости, в том числе:

165,5

Осуществление информационно-справочной и рекламно-издательской деятельности

115,5

Подготовка и повышение квалификации работников территориальных органов службы занятости

50,0

Научно-исследовательская деятельность по проблемам занятости населения

-

Капитальные вложения

-

Фонд оплаты труда работников территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости

6216,6

Начисления на заработную плату

2824,5

Коммунальные услуги

2472,0

Командировочные расходы

30,0

Приобретение оборудования и инвентаря

100,0

Капитальный ремонт

-

Прочие расходы

60,0


Приложение 4. Перечень основных действий департамента федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области


Приложение 4
к Программе содействия занятости
населения города Нижнего Новгорода
на 2001-2003гг.
(в ред. распоряжения администрации города Н.Н. от 23.07.2002 № 2493-р
-
см. предыдущую редакцию)

Перечень
основных действий департамента федеральной государственной
службы занятости населения по Нижегородской области

№№
пп

Наименование
действий и программ

Основные
цели и задачи

Численность
участников, (чел.)

2001
год

2002
год

2003
год

1

2

3

4

5

6

1.

Содействие гражданам в трудоустройстве


44000


45380


45000

2.

Содействие временному трудоустройству граждан:

2.1.

организация общественных работ

Материальная поддержка граждан, участвующих в общественных работах в период активного поиска работы, сохранение мотивации к труду безработных граждан






9590






8181






11025

2.2.

содействие временному
трудоустройству несовершеннолетних граждан

Трудовая адаптация, социальная поддержка несовершеннолетних граждан, приобретение трудовых навыков




10320




8700




11000

3.

Организация профессионального обучения:

Развитие трудовых ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы







3.1.

безработных граждан и незанятого населения -
всего:



4060



3270



4000

3.2.

категорий безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите -
всего:





2185





1305





2075

3.2.1.

граждан, впервые вступающих на рынок труда или не имеющих профессии и специальности




1140




700




1120

3.2.2.

выпускников общеобразовательных учреждений


300


150


240

3.2.3.

инвалидов, имеющих трудовые рекомендации БМСЭ



80



65



80

3.2.4.

женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей-инвалидов



460



300



450

3.2.5.

граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, в том числе по направлению службы занятости





200





90





180

4.

Организация профессиональной ориентации безработных граждан

Оказание содействия гражданам в выборе:
-сферы деятельности,
-специальности,
-направления обучения,
-формы занятости,
в соответствии с личностными возможностями, а также потребностями рынка труда









50500









51450









52500

5.

Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся
в социальной защите:
- частичная компенсация расходов работодателей по оплате труда инвалидов;
- субсидированная занятость длительно безработных граждан; - "молодежная практика" и др.
всего:

Стимулирование создания
рабочих мест, создание
условий для организации
трудоустройства граждан,
особо нуждающихся в
социальной защите,
расширение возможностей трудоустройства и приобретение
профессиональных знаний,
навыков и умений
выпускников
образовательных
учреждений














430














75














500

6.

Организация ярмарок вакансий (количество)

Повышение эффективности поиска работы, профессиональное консультирование



-



45



-



О Программе содействия занятости населения города Нижнего Новгорода на 2001-2003гг. (с изменениями на 23 июля 2002 года)

Название документа: О Программе содействия занятости населения города Нижнего Новгорода на 2001-2003гг. (с изменениями на 23 июля 2002 года)

Номер документа: 75-р

Вид документа: Распоряжение Администрации города Нижнего Новгорода Нижегородской области

Принявший орган: Администрация города Нижнего Новгорода Нижегородской области

Статус: Действующий

Дата принятия: 04 января 2001

Дата начала действия: 04 января 2001
Дата редакции: 23 июля 2002