АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 8 января 1998 года № 11-р

О некоторых вопросах по обеспечению качества, конкурентоспособности товаров, работ и услуг,
 производимых в Нижегородской области, обеспечивающих защиту прав потребителя


На прошедшей  26 ноября 1997 года областной конференции "Качество и конкуренция - гарантия  защиты  прав  потребителей"  были  высказаны предложения  и определены основные направления по повышению качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг в рамках  Нижегородской области.

Поддерживая инициативу   участников   областной   конференции   и учитывая актуальность поставленных вопросов:

1.Утвердить Концепцию основных направлений по повышению качества, конкурентоспособности продукции, работ и услуг в Нижегородской области (прилагается).

2. Департаментам областной администрации, территориальным органам федеральных    исполнительных   органов   власти,   органам   местного самоуправления   руководствоваться   в   своей   работе   утвержденной Концепцией.

3. В целях   координации    работ    по    проблемам    качества, конкурентоспособности  и  сертификации   товаров,   работ,   услуг   - возобновить  работу  координационного  совета  по проблемам  качества, конкурентоспособности и сертификации продукции, работ, услуг.

Назначить первого      заместителя      губернатора      области, вице-губернатора Батырева А.В. председателем координационного совета.

4. Координационному совету (Батырев А.В.) организовать разработку областных   комплексных   программ   по   направлениям   деятельности, определенные  в  Концепции  на  1998-2000  гг.,  представляющие  собой совокупность  конкретных  проектов,  сбалансированных  по   срокам   и ресурсам (срок - 1 квартал 1998 г.).

5. Рекомендовать органам  местного  самоуправления  Нижегородской области разработать и утвердить аналогичные программы.

6. Департаменту промышленности   (Воронов  В.Н.)   совместно    с Нижегородским   центром   стандартизации,  метрологии  и  сертификации (Свешников  А.Г.),   научно-исследовательским   центром   контроля   и диагностики    технических    систем    (Шолкин    В.Г.)   рассмотреть подготовленные департаментом промышленности законопроекты о качестве и представить  их  губернатору  области  для  внесения в Законодательное Собрание Нижегородской области (срок - 1 квартал 1998 года).

7. Принять предложение   участников   конференции   о   ежегодном проведении в первое воскресенье марта "Дня Нижегородского покупателя".

Утвердить председателем    оргкомитета    по    проведению   "Дня Нижегородского  покупателя"  заместителя  начальника  территориального управления ГАК России Лучкина А.А. (по согласованию).

Лучкину А.А.  разработать  условия  проведения  указанного  дня и представить губернатору на утверждение к 20.01.98.

8. Объявить в 1 квартале 1998 г.  конкурс  на  присвоение  премии губернатора в области качества.

Координационному совету  (Батырев  А.В.)  сформировать оргкомитет конкурса,  поручить ему разработать условия конкурса и представить  их мне на утверждение (срок - февраль 1998 г.)

9. Нижегородскому территориальному управлению  ГАК России (Гудков Г.Н.) провести анализ деятельности рекламодателей на предмет наличия в средствах   массовой   информации  ненадлежащей  рекламы,  формирующей недобросовестную конкуренцию,  с принятием мер,  пресекающих нарушения закона  "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

10. Контроль за исполнением настоящего распоряжения  оставляю  за собой.   

         Губернатор области                      И.П.Скляров


                                            Утверждено
                                            Распоряжение
                                            губернатора области
                                            08.01.98 N 11-р


К о н ц е п ц и я
основных направлений по повышению качества, конкурентоспособности
 продукции, работ и услуг в Нижегородской области
(одобренная участниками областной конференции "Качество и
конкуренция -гарантия защиты прав потребителей" 26 ноября 1997 г.)


1. Развитие  рыночных   отношений   в   экономике,   гармонизация реформированной экономики с мировой и выход области на мировой рынок в качестве  равноправного  партнера  невозможно  без   решения   проблем качества  и конкурентоспособности отечественной продукции и услуг.  На внешнем рынке,  а в последнее время  и  на  внутреннем,  конкурировать может лишь продукция, услуги, имеющие либо собственный авторитет, либо подтвердившие уровень качества в виде сертификатов  на  продукцию  или систему    качества,    выданные   авторитетными   национальными   или международными органами.

Решение технических и технологических проблем повышения  качества продукции и услуг- дело конкретных предприятий и организаций. Вместе с тем,  как показывает мировая практика,  есть комплекс  задач,  который может и должен решаться на государственном и региональном уровне.  Это задачи  осуществления   инвестиционной   политики,   направленной   на техническое   перевооружение   производств,   задачи  создания  единой информационно-методической   базы   менеджмента    качества,    задачи подготовки специалистов, задачи внедрения международных стандартов ИСО серий 9000,  14000,  EN 45000,  QS 9000,  задачи организации работ  по сертификации    продукции,    систем   качества   и   производств.   К общерегиональной   задаче   относится   комплекс   работ   по   защите потребителей от продукции и услуг низкого качества.

Эти задачи  эффективно  могут  быть  решены  на  базе  системного подхода путем разработки и реализации комплексных  областных  программ по   проблемам   качества,   развития   конкуренции   и   защиты  прав потребителей.

Основной задачей  настоящей  концепции  является  решение   задач регионального    уровня    и    создание   в   Нижегородской   области нормативно-правовой базы и  областной  инфраструктуры,  обеспечивающих режим  наибольшего  благоприятствования  нижегородским предприятиям по решению проблем качества и конкурентоспособности  продукции,  работ  и услуг.

Актуальность решения      поставленных     задач     определяется перспективами развития экономических реформ,  происходящих  в  России, присоединением    страны   к   Всемирной   торговой   организации,   а следовательно, необходимостью    в    срочном     порядке     поднятия конкурентоспособности отечественной продукции до мирового уровня.

2. Благоприятными    предпосылками    создания    и    реализации региональных комплексных программ  является  наличие  в  Нижегородской области:

- мощного   промышленного   комплекса,   способного   производить продукцию,  которая может быть успешно реализована  как на внутреннем, так и на международном рынках;

- высокого   научно-технического   потенциала  специализированных научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций;

- опыта  у  ряда  промышленных  предприятий  городов  области  по экспорту продукции по международным правилам;

- опыта  по  разработке и внедрению собственных систем управления качеством, отвечающих международным требованиям.

Помимо перечисленных выше  благоприятных  для  ведения  работ  по повышению  качества  факторов,  объективно  существуют неблагоприятные факторы,  сдерживающие развитие на предприятиях этой  деятельности,  к ним относятся:

- смещение интересов новых собственников средств производства,  в пользу  достижения  разовой  сиюминутной  выгоды,  а  не  долгосрочных гарантий высокой конкурентоспособности;

- разрушение  отраслевой  системы научной и технической поддержки промышленных       предприятий,       их       информационного       и экспертно-консультационного сопровождения;

- отсутствие   государственных   и   региональных   экономических стимулов повышения качества и конкурентоспособности продукции;

- отсутствие    региональной    инфраструктуры    подготовки    к сертификации систем обеспечения качества.

3. В   этих   условиях   приоритетным  направлением  деятельности администрации    области    должна    стать    всемерная     поддержка товаропроизводителей, которая основывается на следующих положениях:

- принятие  Законодательным  Собранием и администрацией области в приоритетном порядке законодательных и нормативных актов, направленных на  обеспечение  высокого  качества  и конкурентоспособности товаров и услуг местных производителей и защиту граждан  от  недоброкачественной продукции;

- создание  региональной  инфраструктуры  для  консалтингового  и информационного обеспечения  предприятий  и  организаций  по  вопросам качества и защиты прав потребителей;

- определение  мер  систематического  информирования  и  обучения населения  в  области  защиты  прав  потребителей,  а  также  создание региональной  системы методического обеспечения и подготовки персонала предприятий  и   организаций   области   по   проблемам   качества   и конкурентоспособности;

- проведение   работ   по   аккредитации  испытательных  центров, лабораторий,  органов по сертификации в национальных  и  международных системах сертификации продукции, услуг и систем качества;

- пропаганды    актуальности   работ   по   повышению   качества, конкурентоспособности, защиты  прав  потребителей  и эффективности  ее результатов;

- установление  комплекса  стимулов  на  региональном  уровне для предприятий,   выпускающих   высококачественную    конкурентоспособную продукцию  и  осуществляющих  сертификацию  этой  продукции,  а  также сертификацию систем управления качеством;

- внести   предложение   в    Государственную    Думу  о введении обязательного   страхования  ответственности  товаропроизводителей  за безопасность  товаров  и  услуг  и  обеспечение   возмещения   ущерба, причиненного потребителям.

Механизм реализации  региональной  концепции  в области повышения качества,  конкурентоспособности и защиты прав потребителей заложен  в законодательных, нормативных актах и областных программах.

4. В   создании   и   реализации   областных  программ  участвуют государственные  исполнительные   органы   власти,   органы   местного самоуправления, предприятия и общественные организации.

5. Финансирование  и  стимулирование комплекса работ по проблемам качества,  конкурентоспособности  продукции,  услуг  и   защиты   прав потребителей осуществляется за счет:

- областных бюджетных средств;

- бюджетных средств органов местного самоуправления;

- собственных средств предприятий и  организаций,  участвующих  в разработке и реализации областных программ;

- внебюджетных    отчислений    от   сумм   штрафов,   наложенных федеральными  исполнительными  органами,   судами,   административными комиссиями  и  иными  органами за несоблюдение требований действующего законодательства;

- иных источников (издательская деятельность,  подготовка кадров, добровольные взносы и пожертвования).

Результатами реализации  концепции должны стать увеличение объема экспорта  нижегородской  продукции,  вытеснение  с  внутреннего  рынка импортных    товаров    отечественными,    защита    потребителей   от некачественной, опасной продукции, подъем производства промышленности, увеличение занятости населения и, как следствие, пополнение областного бюджета и повышение жизненного уровня населения области.    

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»