АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 24 марта 1997 года № 321-р

Об областной экологической программе санации Волжского судоходства


1. Основные положения областной экологической комплексной программы санации Волжского судоходства ("Чистая Волга") утвердить.

2. Контроль и организацию выполнения программы поручить заместителю Губернатора по экологии А.Н.Косарикову.

3. Рекомендовать А.Н.Косарикова в состав совета директоров некоммерческого Партнерства, осуществляющего реализацию программы.


     И.о.Губернатора области                          Ю.И.Лебедев


Утверждено
распоряжение и.о.Губернатора области
24.03.97 N 321-р



ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБЛАСТНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ САНАЦИИ
ВОЛЖСКОГО СУДОХОДСТВА
("ЧИСТАЯ ВОЛГА")

Спад промышленного производства в России привел к резкому сокращению перевозок в Волжско-Камском бассейне. Произошла практически полная переориентация фрахтового рынка на смешанные - "река-море" перевозки. Поэтому более 75% барж и 60% грузовых судов и толкачей, пригодных только для перевозок ранее традиционных массовых грузов по внутренним водным путям, остались не востребованными судоходством.

Эти суда и в дальнейшем не могут быть использованы без значительной реконструкции, позволяющей приспособить их под новые перспективные виды грузов или новые условия плавания (река-море).

В связи с этим на акваториях около 20-ти баз отстоя флота, расположенных по всему течению Волги, скопились сотни судов, которые морально устарели и требуют по этой причине уценки и списания, так как большинство их по сроку годности уже не могут быть переоборудованы.

Выведенные из эксплуатации суда представляют большую экологическую опасность, так как наряду с обычными источниками загрязнения воды появляются новые, связанные с усиленной коррозией плохо защищенного во время отстоя корпуса. По этой причине в Волгу могут регулярно поступать десятки тонн вредных веществ.

Кроме судов, выведенных из эксплуатации, но находящихся пока на плаву, в районах судостроительных заводов и портов, скопилось много затонувших и "обсохших" судов, которые также являются источниками загрязнения природной среды.

Большинство (80%) морально устаревших, поставленных на отстой судов, принадлежит судовладельцам Нижегородской области.

Для предотвращения перерастания описанной ситуации в крупную экологическую проблему на национальном уровне необходимы срочные меры по очистке реки Волги от морально устаревшего, не участвующего в перевозках, флота и других крупногабаритных отходов судоходства.

Однако эту задачу нельзя решать в отрыве от социально-экономических проблем, которые возникнут в связи с массовым списанием и перегоном флота из баз отстоя под разделку на металлолом.

Например, может резко возрасти безработица в поселках речников за счет людей, ранее занятых на обслуживании отстоя флота. В большинстве таких поселков судоремонтный завод является единственным местом работы.

Флот, который необходимо списать, имеет высокую балансовую стоимость, поэтому после его списания существенно уменьшится стоимость акций судоходных компаний, владельцами которых являются все те же речники.

С другой стороны, списание судов без существенной уценки их стоимости приведет к колоссальным убыткам для судоходных компаний, которые и без того с большим трудом зарабатывают прибыль за счет оставшегося работоспособного флота, а переоценка судов отложена федеральным Правительством до 1998 года.

Одновременно отсутствие разрешения на переоценку флота перекрывает один из источников средств на модернизацию судов за счет реализации металлолома.

Таким образом, требуется комплексное решение возникшей проблемы. Оно состоит в том, чтобы работы по очистке Волги от судового металлолома были бы теснейшим образом увязаны с реконструкцией и строительством нового Волжского флота, которые можно осуществить за счет вырученных средств от реализации металлолома, оптимизации налогообложения и дополнительных инвестиций при поддержке Администрации Нижегородской области. Весь процесс должен быть построен так, чтобы не допустить резкого увеличения безработицы, падения стоимости акций, появления больших убытков для судоходных компаний и без привлечения значительных бюджетных средств Федерации и региона.

Существует несколько вариантов решения этой сложной комплексной задачи. Наиболее интересным представляется вариант, по которому создается "Областная экологическая комплексная Программа санации Волжского судоходства" под названием, например, "Чистая Волга".

Для реализации и поддержки такой Программы создается Некоммерческое Партнерство ("Фонд Чистая Волга"), членами которого становятся Нижегородские судовладельцы и другие предприятия участники процесса очистки Волги и реконструкции флота.

Некоммерческое Партнерство (далее по тексту Партнерство) регистрируется на территории Нижегородской области. Его деятельность организуется и осуществляется под наблюдением областной Администрации, которая входит в состав Попечительского Совета Партнерства.

Нижегородские судовладельцы передают Партнерству невостребованный судоходством флот по существующей балансовой стоимости, освобождаясь при этом от налога на имущество и других расходов по содержанию ненужного флота. Тем самым снимаются издержки обращения, переносимые сейчас на действующий флот. Освобождающиеся финансовые ресурсы используются на пополнение оборотных средств для разворота навигации работоспособным флотом, что делает судоходство более рентабельным.

Вновь созданное Партнерство выпускает ценные бумаги, которые будут согласованы с Минфином РФ и признаны банками, возмещает этими ценными бумагами судовладельцам стоимость полученных от них судов так, чтобы не изменилась стоимость акций судовладельцев.

Администрация области организует поддержку Партнерству в Правительстве РФ для получения разрешения на переоценку флота в 1997 году с коэффициентом не более 0,3, а также обеспечивает иные меры по поддержке инвесторов Партнерства в соответствии с Законом Нижегородской области "О гарантиях частных инвестиций в Нижегородской области".

Партнерство привлекает финансовые ресурсы, а предприятия - его члены выполняют необходимые НИР, утилизируют списанные, "обсохшие" и затонувшие суда, реализуют полученный металлолом, разрабатывают техническую документацию, переоборудуют старые и строят экологически чистые суда нового поколения.

Возмещение банковских кредитов и иных инвестиций осуществляется Партнерством за счет эксплуатации переоборудованного и нового флота, а также продажи металлолома. Модернизированный и построенный флот становится либо совместной собственностью Партнерства и бывшего судовладельца, либо, по желанию судовладельца, собственностью только Партнерства и передается судоходным компаниям на правах лизинга в эксплуатацию.

Основные положения программы сведены в таблицу, а структура и функциональная схема Партнерства приведены в приложении.

Выводы:

В итоге выполнения Программы достигаются следующие результаты:

1. Обеспечивается предотвращение загрязнения и очистка Волги от крупногабаритных отходов судоходства.

2. Привлекаются в Нижегородскую область дополнительные инвестиции.

3. Внедряются новые экологически чистые технологии комплексной разделки в металлолом затонувших и "обсохших" судов, а также выведенных и выводящихся из эксплуатации судов и плавсредств.

4. Осуществляется переоборудование и строительство экологически чистых судов волжского флота под новые грузопотоки и условия плавания.

5. Создаются новые рабочие места в Нижегородских судоходных компаниях, на судоремонтных и судостроительных заводах, в научно-исследовательских и проектных организациях.

6. Создается организационно-финансовый механизм, объединяющий улучшение качества природной среды с развитием производства за счет утилизации отходов и морально устаревшего имущества предприятий.


Основные положения областной экологической
комплексной программы санации Волжского судоходства
("Чистая Волга")

--T-----------------------------T--------T------------------T--------------+
N ¦ Мероприятия                 ¦ Сроки  ¦ Ответственные    ¦Финансирование¦
п/¦                             ¦ выпол- ¦                  ¦              ¦
п ¦                             ¦ нения  ¦                  ¦              ¦
--+-----------------------------+--------+------------------+--------------+
1 ¦        2                    ¦   3    ¦       4          ¦       5      ¦
--+-----------------------------+--------+------------------+--------------+
1.  Создание                      Март     Администрация      Вступительные¦
    Некоммерческого               1997 г.   области,           взносы       ¦
    Партнерства                            НПО "Судоэкотех-   участников   ¦
    (Фонд "Чистая Волга")                  ника", "Проимпэкс  Партнерства  ¦
                                           Интернейшнл"                    ¦
                                                                           ¦
2.  Разработка                    Апрель   НПО                Партнерство  ¦
    организационных,              1997 г.   "Судоэкотехника",               ¦
    финансовых и технических               "Проимпэкс                      ¦
    мероприятий для  реализации            Интернейшнл"                    ¦
    программы                                                              ¦
                                                                           ¦
3.  Разработка  инвестиционных    Апрель   Партнерство        Партнерство  ¦
    программ                      1997 г.                                   ¦
                                                                           ¦
4.  Получение необходимых         Начиная  Партнерство,       Партнерство  ¦
    инвестиций и кредитов         с апреля "Проимпэкс                      ¦
    для реализации                1997 г.   Интернейшнл",                   ¦
    программы                              Администрация                   ¦
                                           области                         ¦
                                                                           ¦
5.  Передача                      Апрель   Судовладельцы,     Партнерство  ¦
    неиспользуемого флота         1997 г.   Администрация                   ¦
    на баланс Партнерства                  области                         ¦
                                                                           ¦
6.  Проведение мероприятий по     Июнь     Партнерство,       Партнерство  ¦
    переоценке флота              1997 г.   Российский                      ¦
                                           Речной Регистр                  ¦
7.  Создание центров по           Июнь     Партнерство,       Партнерство  ¦
    утилизации судов (ЦУС)        1997 г.   Учредители                      ¦
                                           Партнерства                     ¦
                                                                           ¦
8.  Выполнение научно-            Декабрь  НПО "Судоэко-      Партнерство  ¦
    исследовательских и           1997 г.   техника",                       ¦
    проектно-изыскательских                ЦКБ "Вымпел"                    ¦
    работ                                                                  ¦
                                                                           ¦
9.  Разделка судов и реализация   Декабрь  ЦУС,               Партнерство  ¦
    полученного металлолома       1997 г.   Партнерство,                    ¦
                                           Учредители                      ¦
                                           Партнерства                     ¦
                                                                           ¦
10. Анализ грузопотоков           Декабрь  НПО "Судоэко-      Партнерство  ¦
    и выбор перспективных         1997 г.   техника",                       ¦
    типов судов                   Декабрь  ЦКБ "Вымпел"                    ¦
                                                                           ¦
11. Разработка документации       1997 г.   ЦКБ "Вымпел"       Партнерство  ¦
    на создание новых судов       Март                                     ¦
                                                                           ¦
12. Реконструкция и строительство 2001 г.   Судостроительные,  Партнерство  ¦
    новых судов                            судоремонтные                   ¦
                                           заводы                          ¦
                                           Нижегородской                   ¦
                                           области                         ¦
13. Организация эксплуатации      Начиная  Партнерство,       Партнерство  ¦
    построенных судов             с 1998 г. АО "Волгофлот"                  ¦
                                                                           ¦
14. Возврат кредитов и расчет с   Начиная  Партнерство,       Партнерство  ¦
    инвесторами                   с 1999 г. Судоходные                      ¦
                                           компании                        ¦
                                                                           ¦
15. Очистка р.Волга от            До       ЦУС, Партнерство,  Партнерство  ¦
    труднодоступного  судового    2005 г.   Учредители                      ¦
    лома                                   Партнерства,                    ¦
                                           Областной комитет               ¦
                                           охраны природы                  ¦
                                                                           ¦
16. Передача новых судов на       Декабрь  Партнерство        Партнерство  ¦
    баланс  судовладельцам        2006 г.                                   ¦
----------------------------------------------------------------------------


Приложение
к распоряжению и.о.Губернатора области
24.03.97 N 321-р



НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО ПОДДЕРЖКИ ОБЛАСТНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ САНАЦИИ ВОЛЖСКОГО СУДОХОДСТВА
("ФОНД ЧИСТАЯ ВОЛГА")

Назначение и задачи

Предназначение:

Реализация и поддержка областной комплексной экологической Программы санации Волжского судоходства.

Решаемые задачи:

1. Предотвращение загрязнения и очистка р.Волги от крупногабаритных отходов судоходства.

2. Переоборудование и строительство судов Волжского флота под новые грузопотоки и условия плавания.

3. Привлечение в Нижегородскую область дополнительных инвестиций.

4. Оздоровление социального климата на Нижегородских судоходных компаниях, судоремонтных и судостроительных заводах, в научно-исследовательских и проектных организациях за счет создания новых рабочих мест.

5. Создание и отработка организационно-финансового механизма, объединяющего улучшения качества природной среды с развитием производства за счет утилизации отходов и морально устаревшего имущества предприятий.

СТРУКТУРНАЯ СХЕМА

      ---------------------------------------------------------+
      ¦                    ЧЛЕНЫ ПАРТНЕРСТВА                   ¦
      ¦                                                        ¦
      ¦  -------------+-------------------+  ---------------+  ¦
      ¦  ¦     АО     ¦¦ АО"Нижегородский ¦  ¦АО"Городецкая ¦  ¦
      ¦  ¦ "Волгофлот"¦¦    теплоход"     ¦  ¦  судоверфь"  ¦  ¦
      ¦  L-------------L-------------------  L---------------  ¦
      ¦                                                        ¦
      ¦  ------------+   ----------------+   ---------------+  ¦
      ¦  ¦    КБ     ¦   ¦    ТОО        ¦   ¦ТОО"Проимпэкс ¦  ¦
      ¦  ¦ "Вымпел"  ¦   ¦"Судэкотехника"¦   ¦ Интернейшнл" ¦  ¦
      ¦  L------------   L----------------   L---------------  ¦
      ¦                                                        ¦
      ¦  ------------+  ------------------------------------+  ¦
      ¦  ¦ Российский¦  ¦ Другие и новые члены партнерства  ¦  ¦
      ¦  ¦   Речной  ¦  L--|---------------------------------|+¦
      ¦  ¦   Регистр ¦     |---------------------------------|¦¦
      ¦  L------------       ¦                                ¦¦
      ¦                      L---------------------------------¦
      ¦           -------------------------------------------+ ¦
      L-----------+            ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ                +--
                  ¦                                          ¦
         ---------+-------+     ---------------------------+ ¦
      ---+    ПРЕЗИДЕНТ   +-----+   Попечительский Совет   +--
      ¦  L-----------------     L---------------------------
      ¦
      ¦ -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --+
      ¦                ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
      ¦ ¦                                                    ¦
      ¦   ----------------------------+   -----------------+ ¦
      L-+-+    Исполнительный директор+---¦    Дирекция    ¦
        ¦ L-----------T----------------   L-------T--------- ¦
      --+-------------+----------------------------
      ¦ L -- -- -- --  - -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- - --
      ¦
      ¦ ---------------------------T-+    - - -- - -- - - - -+
      L-+Структурные подразделения ¦         Контрольные
        L-T------------------------- +-+  ¦     органы       ¦
                                       ¦                     ¦
          L- - T- - - - - - - - - - -- ¦  ¦ ---------------+
               L------------------------  ¦ ¦ Контрольно-  ¦ ¦
                                            ¦ ревизионная  ¦ ¦
                                          ¦ ¦ комиссия     ¦
                                          ¦ L--------------- ¦
                                            ----------------+¦
                                          ¦ ¦Внешний аудит  ¦
                                            L----------------¦
                                          L---  -- -- -- -- --


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»